31.07.2023

Фотограф Станислав Лиепа: «Главное — раскрыть уникальность персонажа в кадре. Станислав Лиепа: «Я снимаю людей, чтобы запечатлеть их красоту И какие фотографии набирают больше всего лайков


Известный Питерский портретист Станислав Лиепа рассказывает о себе и о своем участии в тесте камеры Olympus OM-D E-M1 .

Фотографией я начал заниматься около шести лет назад, тогда это помогло мне отвлечься от сломанной ноги. Моим первым фотоаппаратом был пленочный «ФЭД-3». И портрет стал моим основным жанром. Так вышло, что мне интересны харизматичные лица, а их, как оказалось, очень много!

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/200 с, 150.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/80 с, 120.0 мм экв.

Как показывает практика, деятельность человека формирует его внешность. Общаясь и делая портреты людей из разных областей, я углубляюсь в их профессию; это очень познавательно и расширяет видение мира. Мой стиль сформировался примерно за два года фотографирования. Дисциплинировала и конкретизировала его именно пленка. Я до сих пор пытаюсь пробовать что-то новое, но не всегда открываю это публике. Наиболее важная вещь в хорошем портрете - это композиция и доверие между фотографом и моделью. Композицию всегда можно достроить самому, а вот эмоциональная составляющая работы с моделью дается не всегда так легко.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/160 с, 120.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/15 с, 150.0 мм экв.

Если заниматься фотографией постоянно, то она непременно начинает составлять значимую часть жизни. В моем случае это работа, хобби и просто приятное времяпрепровождение. Уже не представляю, как можно просто пройти мимо красивого места на улице и не сфотографировать. В общем, осторожней с фотографией: может возникнуть привыкание.

Cейчас своей работе я использую среднеформатную пленочную Mamiya RZ67, Olympus OM-D E-M1 и с недавнего времени OLYMPUS OM-D E-M5 Mark II. Сравнивать среднеформатную пленочную Mamiya и системные камеры OLYMPUS было бы странно, как сравнивать военное морское судно с хорошим спортивным автомобилем. Правда хочу добавить, что в отличии от Mamiya, OLYMPUS всегда можно положить в рюкзак, особенно с универсальным объективом M.Zuiko 17mm f/1.8, что дает возможность снимать не только в профессиональных условиях, но и в жизненных ситуациях, например портреты друзей или моих любимых жену и дочку.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/25 с

До Olympus у меня был Nikon D800, но с появлением OM-D E-M1 отпало желание и потребность снимать на Nikon и он был продан без всякого сожаления.

Olympus E-M1 - очень крутая флагманская камера. Если профессиональный фотограф рационально понимает, что за фотографии он хочет на выходе, он обязательно получит их. Даже фотографов-любителей эта камера приятно удивит своими возможностями, а главное приятными цветами и великолепным встроенным стабилизатором без конкурентов среди других фото компаний.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/200 с, 120.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 150.0 мм экв.

Совсем недавно у меня появилась новая камера от Olympus - OM-D E-M5 Mark II. Это конечно просто «фотоаппарат-космос». Все технологии E-M1 перенесены в еще более компактный корпус и добавлено много приятных нововведений, таких как поворотный экран, во много раз улучшенные видео возможности, ну и конечно новый режим с ультравысоким разрешением 40 мегапикселей. Для себя нашел очень удобным поворотный экран, можно очень удобно снимать видео портреты, держа камеру на вытянутых руках, получается двойная стабилизация. Очень крутая функция, которая действительно пригодилась на предметной съемке и съемке статичных портретов в слабом освещении, так это дистанционное управление камеры с мобильного устройства. Поставил штатив, закрепил аппарат, синхронизировал со смартфоном и сидишь себе в кресле, удобно управляя фотоаппаратом, без шевеленки и физического воздействия на него. Конечно если вам уж очень скучно, то можно использовать эту функцию не по назначению и подглядывать за моделями, например.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/1250 с, 150.0 мм экв.

Также в повседневности, во время съемок каких-то динамичных сюжетов на улице, очень комфортно, что окружающие люди не заостряют внимание на камере. Кому-то она и вовсе кажется пленочной, так как она не такая громоздкая и не выглядит, как профессиональная камера. Но вы то знаете, в чем соль и комфортно работаете.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/15 с, 120.0 мм экв.

Важную роль полученном изображении играет оптика. Так вот у Олимпуса с этим действительно все шикарно. Я использую эти экземпляры:

  • M.Zuiko 12-40mm f/2.8pro
  • M.Zuiko 17mm f/1.8
  • M.Zuiko 60mm f/2.8 macro
  • M.Zuiko 75mm f/1.8

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.8, 1/400 с, 150.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/160 с, 150.0 мм экв.

Конечно про каждую линзу можно написать целый обзор, но если вкратце, то это очень резкие объективы, с высокой разрешающей способностью и индивидуальным рисунком. 12-40 mm f/2.8 вообще универсален и очень практичен, особенно если вы много путешествуете. Но лично я на него снимаю очень много видео. Надеюсь, мои работы хорошо расскажут вам, как ведут себя эти линзы на съемочной площадке.

E-M1 / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/40 с, 24.0 мм экв.

Ну и пожалуй самый огромный плюс для меня, это очень красивые JPEG файлы, которые требуют минимум доработки в графическом редакторе. А иногда и вовсе ничего не нужно делать. Для людей, занимающихся коммерческой съемкой, это будет несомненный плюс. Для сохранности и страховки всегда можно снимать RAW+JPEG.

Если вдруг вы хотите перейти с E-M1 на E-M5 Mark II, но смущает форм-фактор, всего можно поставить грип-ручку, чтобы вы ощущали себя «как дома».

E-M1 / OLYMPUS M.17mm F1.8 E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/60 с, 120.0 мм экв.

Кто ты, Станислав Лиепа?
Я бородатый дядя-фотограф, мне 24 года.

Про фотографию сегодня будет сказано много. Итак, ты помнишь, как всё начиналось, дядя?
Практически любое долгоиграющее творчество начинается с травмы, моя страсть к фотографии не стала исключением, но душевные травмы мне не положены по статусу бородатого викинга, поэтому моей травмой был перелом ноги. Чтобы хоть как-то отвлечь меня, мне подарили плёночный фотоаппарат "Фэд-3". Согласись, не самый простой фотоаппарат для первого опыта, к болям в ноге прибавились головные боли, но они сопровождались неисчерпаемым интересом.

Да тебя словно бросили на растерзание механического затвора в инфракрасную комнату! Как давно это случилось?
6 лет назад. В то время цифрозеркалки ещё не были обязательным ожерельем на шее каждого школьника, моя голова была не промыта всякими цифровыми зумами, мегапикселями и режимами съемки, в которых фотоаппарат щёлкает затвором каждый раз, когда какой-нибудь идиот в кадре улыбается.

Как ты считаешь, почему сейчас родители буквально сметают полки фотомагазинов, покупая своим отпрыскам абсолютно не нужные им камеры с дорогущими объективами?
Два простых пункта:
1. Детям легко внушить всё, что угодно.
2. Дети любят соревноваться друг с другом.
Когда у твоего одноклассника появляется камера весом 800 грамм, ты приходишь домой и говоришь маме, что тебе надоела твоя стограммовая мыльница, ведь в бОльшем весе абсолютно точно сосредоточено больше творческого духа.

Но ведь и взрослые покупают абсолютно не нужные им камеры, как ты это объяснишь?
Добавь третий пункт:
3. Взрослым легко внушить всё, что угодно.

Фотоискусству возможно научиться?
Это как с музыкой, на фортепиано ты можешь понять, где какие ноты, но взрывать этими нотами души слушателей могут лишь некоторые. У фотографа должно быть своё видение, чувство композиции. Меня порой спрашивают: "Станислав, как ты вкладываешь столько души в свои снимки, как удаётся так глубоко смотреть в модель?", а я предпочитаю отвечать, что вкладываю некую алгоритмичность в свои фотосъемки, но ни в коем случае не хочу сказать, что эти алгоритмы посылаются лишь накопленными знаниями, назовём это "чувственная алгоритмичность": Я снимаю так, как чувствую.
Да, духовность в снимках, безусловно должна присутствовать, но люди, которые начинают фанатично одухотворять снимки, вносить какие-то ноты религии, вызывают у меня опасение и страх.

То есть ты не приемлешь комментарии к своим снимкам, содержащие слова "душа, глубина, два бездонных океана глаз"?
Положительные комментарии всегда приятны, какие бы слова они ни содержали, но я действительно просто отбираю один кадр из десяти, который мне нравится, довожу его до ума и выкладываю на съедение злобных зрителей. Признаюсь, что в данный момент мне начинает осточертивать моё творчество, сейчас один кадр из десяти превращается в один из двадцати, а прошлые работы и вовсе просятся в корзину.

Так может быть это показатель творческого роста? Ты сам сказал, что твои алгоритмы посылаются некими чувствами, а чувства растут, подстариваются под определенные периоды жизни.
У меня есть работы, которые сняты "на века", моя рука никогда не поднимется их уничтожить, но большинство работ я бы переснял, используя другие чувства/алгоритмы. Но чаще всего бывает, что я делаю восхитительный на мой взгляд снимок, а уже через 3 дня я хочу его сжечь.

Ты считаешь, что Петербург помог тебе атмосферой, людьми, связями?
Я очень рад, что я родился в Петербурге, но в то же время, я не могу оценить всей красоты города. Люди, которые родились в глубинке, имеют неопровержимый стимул развиваться в любимом направлении, чтобы переехать в Петербург или Москву, а любимое занятие людей, рожденных в Петербурге: просто ходить и восхищаться им, не имея определенных стимулов развиваться.

Ходить, восхищаться и СПОРИТЬ что же лучше: Питер или Москва. Ты любишь Москву?
Я ехал в Москву с заранее предвзятым мнением, мне все говорили:"Москва не классная, там все куда-то спешат, ругаются, толкаются, смердят, зудят". Я пожил там две недели и, вопреки питерским критикам, мне всё очень понравилось: огромные здания, которые мне почему-то напомнили локации из Mortal Kombat, холмы, массивность, вся её значительность и необъятность.

А люди?
Не заметил разницы, все такие же вежливые и отзывчивые. (Ещё бы, с таким громадным человеком волей-неволей будешь вежливым, прим. автора =)).

Есть любимые места для съемок в Петербурге?
Раньше постоянно ездил на Канонерский остров, там было всё, что надо: корабли, разрушенные Балабановские дома, урбанистический дух, вода. А сейчас просто хожу с телефоном по городу и снимаю места, куда хочу вернуться.

Такое количество фотографов в городе - это платформа для роста или платформа для того, чтобы спрыгнуть и утопиться?
Если у человека есть композиционное видение, чувство кадра и базовые знания, он всегда найдёт себе место. Вместе с огромным количеством фотографом растёт и спрос на них. Чаще всего, в России начинаются заниматься фотографией, потому что это лёгкий способ зарабатывать деньги. Никто не хочет работать пятидневку, все хотят выпить чашечку кофе, закурить сигару, красиво повязать шарф и пойти насиловать затвор. Обидно, что из-за этого в людях пропадает их истинное я: кому-то ведь суждено быть инженером и работать пятидневку, но на заводе жарко в красиво повязанном шарфе, а это уже называется внутренним конфликтом.

Есть список любимых фотографов? И да, подстраиваясь под виртуальный мир, попрошу ссылки на их странички.

Стиль твоих снимков далеко не коммерческий, ты никогда не пытался подстроиться под "глянцевую" волну и зарабатывать большие деньги, используя свой опыт, связи и знания?
Были такие случаи, я пробовал себя во всех сферах, но понял, что мне хочется снимать портреты "вне времени", портреты, которые будут актуальны для этих людей и через 50 лет. Мои модели используют естественный макияж - их эмоции, а это очень отдаляет меня от "глянцевого" мира, в котором для создания одного снимка используются тонны ниток, пудры и прочих неестественных вещей.

Ты не гонишься за деньгами?
Нет, у меня есть определенный минимум, который я зарабатываю в месяц. Я никогда не понимал, зачем людям деньги, которые они не могут с пользой потратить. Путешествия - вот ради чего стоит зарабатывать много, но не забывайте про смельчаков, которые объезжают свет с бутылкой воды в кармане.
В любом случае, до больших денег надо дорасти. Пример из фотографии: если тебе на голову сразу сваливается камера за 100 тысяч рублей, ты никогда не ощутишь её потенциала, ведь ты перепрыгнул ступень "щёлкаю 5 лет на что-то у чего откручивается объектив, а там какое-то зеркальце".

Чем должен обладать фотограф, помимо творческого мышления?
Коммуникабельность. Я знаю некоторых самородков, которые снимают в стол просто потому, что не знают как донести своё творчество до людей.

А как же умение сохранить рассудок и не зазнаться?
Бесспорно, какой бы качественный продукт не выдавал фотограф, если он неприятен зрителю, как человек, то и его творчество будет разглядываться под некой мутной пеленой.

Расскажи про свою мобилографию, ты добился больших успехов и в этой отрасли.
Сначала мне просто было лестно показывать людям снимки с телефона и слышать в ответ "Ого, что это за камера?", затем я начал это развивать. Мои дни, как фотографа, стали намного продуктивней, в кармане всегда была "печать эмоций" в лице айфона, я завёл инстаграм и стал делиться с людьми мои взглядами, пропущенными через камеру мобильного телефона.

Бывает так, что половину съемки ты снимаешь на фотоаппарат, а другую половину на айфон?
Нет, снимки с цифры, плёнки и телефона по отдельности могут выглядеть хорошо, но вместе очень диссонансно.

То есть ты любитель серий, а не одиночных портретов?
Я трачу много времени на положение фотографии в серии, перетаскиваю их, удаляю, уменьшаю. Я считаю, что общий взгляд на серию должен вонзить в зрителя интерес разглядеть её по частям.

Бывало так, что в одном твоём кадре содержится вся серия?
Да, в этом же кадре можно найти мою эйфорию от проведенной работы.

Тебе когда-нибудь отказывали модели в съемке?
Конечно! Я писал интересным мне моделям и получал отказ. Меня это даже больше радует, чем тревожит, не сочти за высокомерие, но порой надоедает, что твои снимки нравится всем и вся. Мой знакомый придумал отличный термин: "Иммунитет к комплиментам". Отказы вызывают сопли у одних и рвение развиваться у других.

В данный момент проводится безумное количество мастер-классов, какой из них ты хотел бы посетить?
Кулинарный. А посещать мастер-классы фотографов я боюсь, у меня с трудом появился свой стиль и я действительно пока не хочу сворачивать.

Твои мастер-классы хорошо прошли?
Как и в любой публике, нашлись довольные и нет. Некоторые, покупая билет на мастер-класс, думают, что там им скажут что-то вроде "Наведите курсор на значок Photoshop, прокрутите колёсико вниз, так, хорошо, правильно, да, ВОТ ОНА!", Кто она, Оратор?", "Кнопка шедевр, друзья, вот она". Это смешно и грустно. Фотошоп - это лишь набор функций, я пытаюсь донести обоснованность обработки, нужно лишь знать этот набор и уметь им пользоваться.

-Что ты посоветуешь сегодня вечером сделать своим зрителям?
Сварить пельмешек, посидеть подумать над своими снимками и решить, надо оно Вам или нет. Не пельмешки. Снимки.

Страница Стаса: vk.com/liepa
Instagram.

Станислав Лиепа – известный петербургский фотограф, популярный в Инстаграме автор. Снимает портреты людей, чтобы запечатлеть их красоту. Имеет большой опыт работы с камерами Olympus OM-D – как флагманским E-M1, так и недавно вышедшим E-M5 II, снимает ими фото и видео.

Обо всем этом – в нашей беседе со Станиславом.

Дмитрий Крупский: – Станислав , пожалуйста, расскажите – как вы взяли в руки камеру, какой прошли путь?

Станислав Лиепа: – Все в жизни происходит не просто так. Каждое действие, событие несет в себе дальнейшее развитие и последствия, так и у меня. Как-то раз, летом 2008 года я сломал ногу, и чтобы отвлечь меня, девушка подарила мне старенький советский ФЭД-3, с него и началась моя «фотожизнь».

Естественно, изначально я не знал ничего – ни про экспозицию, ни про какие-то технические свойства камер, просто снимал себе в радость. Ну и, конечно, со временем потребовалось больше возможностей и я, не без помощи родственников, накопил на цифровой Nikon D300. Огромная кроп-камера. Ну а через год примерно я понял, что все-таки пленка мне роднее, продал цифровой Nikon и взамен взял две пленочные камеры – Nikon FE2 и Pentacon Six, чуть позже сменил последний на Mamiya RZ67, на которой «сижу» и по сей день.

Что касается цифры, то был еще опыт использования Nikon D800, но он тоже как-то у меня не прижился. А в прошлом году в руки попал Olympus OM-D E-M1. Маленький, удобный и почему-то дающий очень крутую картинку, что, собственно, и поразило. Он стал мой основной цифровой камерой.

Д.К. – Есть ли у вас какие-то основополагающие концепции, базовые идеи, которые вы выражаете своими снимками ?

С.Л. – У меня есть свой внутренний кодекс, по которому я работаю, основополагающий алгоритм, скажем так. Вообще могу сказать – и без объяснений автора каждый зритель может увидеть то, что сам пожелает. Думаю, это основывается на индивидуальном предыдущем опыте жизни и на качествах, которыми зритель обладает. В моем портфолио, пожалуй, есть лишь несколько снимков, которые несут какой-то конкретный смысл. Обычно же я снимаю портреты людей, чтобы запечатлеть их красоту. Особенно люблю снимать тех, кто вносит значимый вклад в развитие общества – архитекторов, физиков, артистов и так далее.

Д.К. – Чем вас привлекает съемка именно портретов?

С.Л. – Так вышло, что мне интересны харизматичные лица, а их, как оказалось, очень много! И, как показывает практика, деятельность человека формирует его внешность. Общаясь и делая портреты людей из разных областей, я углубляюсь в их профессию; это очень познавательно и расширяет видение мира. Мой стиль сформировался примерно через пару лет фотографирования. Дисциплинировала и конкретизировала его именно пленка. Я до сих пор пытаюсь пробовать что-то новое, но не всегда открываю это публике. Наиболее важная вещь в хорошем портрете - это композиция и доверие между фотографом и моделью. Композицию всегда можно достроить самому, а вот эмоциональная составляющая работы с моделью дается не всегда так легко.

Д.К. – Как рождаются ваши снимки? Планируете ли заранее, как будете снимать вашу модель, конструируете ли сцену/предметы/свет?

С.Л. – Единственный момент, который я продумываю, это цветовые оттенки, которыми можно наполнить снимок уже в пост-обработке. А на съемку модель всегда приходит ненакрашенная, и мы импровизируем. Ничего супер сложного, свет всегда естественный, мягкий, пластичный. Студийное освещение все-таки делает немного другую стилистику картинки.

Д.К. – А случается ли наоборот – есть идеи, которые вообще хотелось бы реализовать, и уже под них подбираете конкретных людей?

С.Л. – Я уже говорил, что всегда ищу харизматичные типажи, лица вне времени, собственно с ними уже и работаю.

Д.К. – Как вы обрабатываете снимки? Не в деталях конечно, но в целом, общие идеи, принципы подхода?

С.Л. – Обрабатываю я все в Adobe Photoshop, работаю с объемами, с цветом и иногда с пластикой. Если хотите подробнее – приходите на мои курсы, все расскажу, покажу.

Д.К. – Насколько вы делаете снимок ДО съемки, а насколько силен вклад пост-обработки в результат? Снимаете, кстати, в JPEG или RAW?

С.Л. – Снимаю я в JPEG+RAW. Обрабатываю, в основном, RAW, но иногда, когда нету пересветов или завалов в тенях, вполне можно быстро сделать готовый результат и из JPEG.

Вообще лучше сделать крутую композицию и проработать все нюансы еще во время съемки. Чтобы обработки было минимум. Ну и, конечно, хорошая обработка – это та, которой не видно с первого взгляда.

Д.К. – Итак, вы снимаете на среднеформатную Mamiya и на Olympus E M 1. Когда вы используете ту, а когда другую?

С.Л. – У этих камер абсолютно разные картинки на выходе. Mamiya – исключительно для статичных, классических портретов. А на Olympus можно снимать и такие же портреты, плюс динамичные картинки.

Когда снимаю, например, девушку с развевающимися волосами – конечно выберу Olympus, ибо нужно снимать серию, чтобы поймать удачный момент.

Olympus E-M1 - очень крутая флагманская камера. Если профессиональный фотограф рационально понимает, какие фотографии он хочет получить на выходе, он обязательно получит их. Даже любителей эта камера приятно удивит своими возможностями, а главное, приятными цветами и великолепным встроенным стабилизатором.

Недавно у меня появилась вторая камера от Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Все технологии, с которыми я уже был знаком по E-M1, перенесены в еще более компактный корпус, а еще добавлено много приятных нововведений – поворотный экран, во много раз улучшенные возможности видеосъемки, ну и, конечно, новый режим ультравысокого разрешения 40 мегапикселей.

Д.К. – Какие из особенностей и характеристик Е-М5 II пришлись кстати для ваших задач?

С.Л. – Для меня оказался очень удобным поворотный экран, с которым очень удобно снимать видео портреты, держа камеру на вытянутых руках, получается двойная стабилизация.

Еще очень крутая функция, которая действительно пригодилась на предметной съемке и при съемке статичных портретов в слабом освещении, так это дистанционное управление камерой с мобильного устройства. Поставил штатив, закрепил аппарат, синхронизировал со смартфоном и сидишь себе в кресле, удобно управляя фотоаппаратом, без шевеленки.

В повседневной жизни, во время съемки динамичных сюжетов на улице – очень комфортно, что окружающие не заостряют внимание на камере, поскольку она не громоздкая и не выглядит, как профессиональная. А кому-то, может быть, она и вовсе кажется пленочной. Но вы-то знаете, в чем соль, и комфортно работаете.

А самый огромный плюс для меня, пожалуй – это очень красивые JPEG файлы, которые требуют минимум доработки в редакторе изображения. Иногда и вовсе ничего не нужно делать. Для людей, которые занимаются коммерческой съемкой, это будет несомненный плюс. А при желании, для подстраховки всегда можно снимать RAW+JPEG.

Д.К. – Используете ли такие функции камер OM D , как фокусировка и спуск на экране? Или автофокус по ближнему глазу ?

С.Л. – Сенсорный экран пришелся очень кстати, особенно для быстрого выбора точки фокусировки и увеличенного просмотра фотографий. Автофокус у меня всегда стоит по глазам, естественно, в зависимости от позы функцию меняю.

Д.К. – Не являются ли ограничением некоторые особенности системы 4/3? Например, большая глубина резкости, которую дает относительно небольшая матрица.

С.Л. – Я снимаю и на средний формат, и на смартфон, уже как-то слегка устал от всеобщей гонки за «бокешечкой». Не в этом счастье, счастье в соблюдении всех аспектов композиции.

У Olympus очень нравится оптика Zuiko, какую резкость и пластику она дает!

Д.К. – С какими из объективов вам довелось поработать?

С.Л. – На данный момент у меня относительно большой парк оптики: фиксы M.Zuiko Digital 17/1.8, 45/1.8, 60/2.8 macro, 75/1.8, а также зум 12-40/2.8.

Про каждую линзу можно написать целый обзор, но если вкратце, то это очень резкие объективы, каждый имеет свой индивидуальный рисунок. Признаться, я сам поначалу побаивался кропа 2х, но теперь понимаю, в чем соль – в оптике! А у Olympus с нею проблем никогда не было. Именно поэтому теперь многие на свои полнокадровые Марки крепят старую мануальную Зуйковскую оптику. А тут все намного лучше, да еще и в более компактном корпусе!

Зум-объектив 12-40/2.8 вообще универсален и очень практичен, особенно если вы много путешествуете. Лично я на него снимаю очень много видео. Надеюсь, мои работы хорошо расскажут вам, как ведут себя объективы Zuiko на съемочной площадке.

Д.К. – Если бы вам нужно было оставить себе только один из объективов – какой бы выбрали?

С.Л. – Я задумывался над тем, какой объектив я бы оставил себе, если бы пришлось выбрать один. Это действительно очень сложно, уж больно каждый хорош. Поэтому не могу ответить на этот вопрос, только пистолет у виска заставит меня выбрать один (смеется) .

Д.К. – Вы ведь работаете не только с фото, но и с видео – снимаете видеозарисовки, видеопортреты.

С.Л. – Да, видеопортреты – это хорошее дополнение к основному творчеству. Можно снимать как изолированно видео во время съемки, так и делать бэкстэйдж видеозарисовки.

Д.К. – Чем Вас привлекает видео?

С.Л. – Наверное, тем, что это не сильно профессиональная для меня деятельность, и я могу многое себе в ней позволить. Мало знаний, тем самым мало рамок.

Д.К. – Почувствовали ли изменения, улучшения в плане съемки видео у новой камеры Olympus Е-М5 II по сравнению с E M 1? Вы ведь снимали обоими?

С.Л. – Да, я был очень рад тому, как E-M1 снимает видео, стабилизатор круто работал. Но, как говорится, все познается в сравнении. В камере E-M5 mark II стаб стал намного круче, а посему и возможностей больше! Да, в E-M1 не хватало съемки 60 кадров в секунду, а в новом E-M5 II эта функция появилась, чему я очень рад, теперь можно делать красивые замедления, тем самым подчеркивать художественность момента и другие вещи.

Эти ролики сняты на OM-D EM-1:

А следующие два – на новый E-M5 II:

Д.К. – Как вам кажется, насколько хорош E-M5 II для видеосъемки? Чувствуете ли какие-то его ограничения?

С.Л. – Он для видео очень хорош, только надо понимать, что огромную роль играет оптика и руки из правильного места. Ну и, конечно, хотелось бы иметь возможность записи RAW-видео для лучшей пост-обработки цвета.

Д.К. – Я смотрю ваши фотографии и вижу, что вы любите симметрию, на снимках очень часто используете центральную композицию. Это особенно заметно, если открыть ваш Инстаграм.

С.Л. – Да, центральную композицию я использую целенаправленно. Человек в центре, как главный объект, а все остальное – это окружение из линий или красивых пейзажей, которые ведут к персонажу.

С.Л. – Инстаграм – это отдельная история. Всем его советую, как отличный тренинг навыков композиции и помощник в поисках локаций на съемку, в то время, когда вы гуляете в новых местах. Всем советую снимать на смартфон и обрабатывать на нем же.

Честно говоря, я специально не использую Инстаграм для раскрутки, это выходит как-то пассивно, без моего ведома. Я просто снимаю и выкладываю.

Д.К. – Насколько я понимаю, Инстаграм изначально был задуман именно для показа снимков с телефонов, этим и был интересен, а сейчас стал просто одной из сетей для обмена снимками.

С.Л. – Для меня Инстаграм – это исключительно фотография, снятая на iPhone и обработанная там же. Людей, которые снимают для Инстаграма исключительно на телефон, мы называем «православными инстаграмерами» J.

Там даже есть своя отдельная инста-тусовка. Мы проводим insta-meet’ы, разнообразные встречи по закрытым местам. Это очень увлекательно.

Хотя иногда меня посещают мысли – выкладывать в Инстаграм и снятое на Olympus тоже. Возможно, когда-то и буду…

Д.К. – В конце разговора – традиционные вопросы о планах. Куда будете двигаться дальше, есть ли какие-то конкретные мечты и желания?

С.Л. – Сейчас начинает приходить популярность, и я, честно говоря, ее боюсь. Ведь у многих она вызывает звездную болезнь, и они прекращают развиваться. А мне хочется продвигать свое творчество, делать не только старые добрые портреты, но и творить что-то новое – по известному принципу “Эволюционируй или умри”!

Я также потихоньку развиваюсь на иностранных ресурсах, захватываю новую аудиторию.

Д.К. – Что бы вы посоветовали начинающим фотолюбителям, которые хотят «эволюционировать»?

С.Л. – Естественно, больше практиковаться, рациональней подходить к выбору моделей и местам съемки. Конечно, вести «православный инстаграм», а также больше общаться с людьми, которые умнее и опытнее вас!

Все снимки Станислава Лиепа на этой странице сделаны камерами Olympus OM-D E-M1 и E-M5 II.

Позиционирует себя, как независимый фотограф, активно продвигает мобильную фотографию, проводит мастер-классы и ведёт свой блог.

«Луна» узнала у Стаса, как развивается фотография в России и как фотографы современности продвигают своё творчество.

- В чём особенность твоего стиля? Как сам его позиционируешь и как пытаешься передать подписчикам?

Привет! Не считаю свой стиль особенным, это всё-таки просто портрет или, как нынче модно называть его, «soul portrait». Думаю, главное в съёмке портрета — раскрыть уникальность персонажа в кадре, что я и пытаюсь делать каждый раз. Иногда это выходит на ура, а иногда я просто не показываю публике конечный результат.

- А где и у кого учился фотографии? Почему решил связать жизнь именно с этим делом?

История эта очень старая и рассказана мною очень много раз. Фотографией занялся, дабы отвлечься от сломанной ноги. Всё это было просто хобби, но страсть над технической составляющей процесса довела меня до пленочной фотографии. Нигде не учился, всё постигал со временем и опытом, 9 лет как-никак.

- Чем ты отличаешься от остальных фотографов?

Думаю, систематизация любого творческого процесса ведёт к созданию уникального стиля фотографа, так как в творчестве ты можешь интерпретировать весь свой опыт на любимое дело. Поэтому могу сказать, что мой жизненный опыт отличает меня от других фотографов. Ну и, может, немного пленочная средне-форматная камера. Но это не точно.

- Чьи работы тебя вдохновляют?

Честно говоря, в начале пути вдохновлялся работами таких авторов, как Hannes Caspar, Stephan Vanfleteren, Сергей Сараханов, Даниил Конторович, Анна Данилова и другие. Сейчас уже реже смотрю чьи-либо работы, больше вдохновляют интересные люди и мои странные сны.

- Сама фотография, в частности, также оказывает влияние на некоторые виды искусства. Как ты относишься к совмещению разных стилей, жанров в фотографии? Любишь эксперименты?

Искусство настолько многогранно, что любая йота влечет необратимое изменение в дальнейшем, что уж тут говорить о влиянии фотографии. Конечно, здорово, что мы живем в эпоху, когда в искусстве можно не только раскрыть свои творческие желания, но и заработать на этом для дальнейшего творческого существования — главное, чтобы это не скатывалось в чистую коммерцию, иначе все бренно. Сам к экспериментам отношусь положительно, особенно люблю смотреть коллаборации достойных авторов, но сам редко что-либо реализую, так как очень не доверяю работе в команде. Было много случаев, когда один человек из команды подводил, и весь проект катился в Тартар. С тех пор комфортнее одному реализовывать свои идеи. Хотя был очень приятный опыт работы с Покрас Лампасом, сотрудничали с ним пару раз, и результат мне очень понравился.


А как ты оцениваешь состояние фотоискусства в России в настоящий момент? Особенно сравнивая с работами зарубежных авторов. Интересовался работой и условиями для фотографов за границей?

Благодаря соцсетям искусство сейчас в очень хорошей стадии перерождения, на мой взгляд.
Ходит миф, что заграницей фотография лучше, это абсолютно не так. В России, в меру особенностей и числа населения, фотография и её уровень выше.

То есть, за границей есть фотографы лучше российских, но их примерно 0,0001%. Единственный момент, по которому мы отстаем, так это оплата гонорара для фотографов. Все почему то думают, что снимать и обрабатывать легче простого, а это, тем не менее, и моральный и физический труд — бегать день с 10 кг техниками вообще не сок, ещё и творчество нужно не упустить.

- Какая съёмка стала для тебя самой запоминающейся, необычной? Бывали ли курьезные случаи во время съемок?

Съёмок было так много, что очень сложно выделить какую-нибудь сверхвыделяющуюся, все съёмочные процессы по-своему интересны. Это почти также, как и с вопросом о любимой моей фотографии в портфолио — все работы по-своему хороши в разный период времени. Курьезов было очень много, начиная от легкого недопонимания, заканчивая даже угрозами лишить жизни в мой адрес.

- Увидев у тебя фотографии из , не могу не спросить: нравится это место? Часто сюда заходишь?

Да, в Цифере много друзей и знакомых, да и атмосфера и интерьер мне очень импонирует. Люблю проводить так время и иногда снимать. Ну и конечно очень нравится их управляющий Виктор, тот еще Джони Депп!

Как ты относишься к популяризации фото? Прогресс в развитии мобильной камеры сильно шагнул вперед. Неужели теперь фотографу может быть достаточно одного лишь телефона?

Популяризации фото за счет социальных сетей я очень рад, потому что у молодого поколения, включая меня, появляется вкус к фотографии, а это непосредственно ведет к саморазвитию в этом ключе. Для меня мобильная фотография стала отдельным руслом в творчестве. Изначально это была гонка с другими фотографами за лучшее фото, снятое на мобильник, а сейчас эволюционировало в инструмент, который всегда со мной и продолжает развиваться в техническом аспекте, что непосредственно влияет и на творческую сторону. Мобильная фотография отлично показала, что модель камеры — это не приоритет для хорошего снимка, главное — композиция и работа с моделью, если мы говорим о портретной съёмке.

Получается, что мобильный всегда под рукой, и можно поймать любой нужный момент, а после обработать готовый кадр опять же на телефоне в удобном месте. Это серьёзный прогресс. Как оцениваешь перспективы?

Думаю, что профессионалы не смогут отказаться от фотошопа на компьютерах, но любители и начинающий фотограф вполне могут создавать шедевры и на портативных устройствах.
К примеру, есть у меня пара знакомых digital-художников, они полностью перешли на iPad Pro и творят теперь исключительно на нём.



Эти фото сняты и обработаны на мобильном телефоне.

- Ты занимаешься одной из самых крупных групп по мобильной фотографии в России. Расскажи о немного о ней.

Не уверен, что это самая крупная группа в России, но если это так, мне очень приятно. Веду этот паблик чисто из личного интереса, чтобы показывать людям интересные instagram-аккаунты. Естественно, работы проходят отбор, дабы не засорять ленту посредственными кадрами. Мы показываем подписчикам красивые снимки и делаем авторам небольшую рекламу. Группу поддерживаю на плаву совместно с Даниилом Конторовичем.

Фотография в твоей жизни неразрывно связана с социальной активностью, с необходимостью донести, показать пользователям соцсетей твоё творчество, как ты развиваешься в этом направлении? Ты блогер?

Да, появилась уже некая зависимость от социальной значимости, надеюсь это не зачатки ЧСВ. Стараюсь всегда радовать аудиторию свежим контентом, ну или на крайний случай, когда нет времени снимать, выкладываю старые неопубликованные работы.

- И какие фотографии набирают больше всего лайков?

Для меня этот вопрос остаётся загадкой, потому что вкус публики и мой крайне разнятся и иногда, перед тем как выгрузить фото, я спрашиваю совет у друзей и близких. Выходит, что их выбор — кардинально обратный моему. Как показывает статистика, фото, которые я выгружаю по их совету, набирают больше просмотров и лайков.

Надеюсь мой вкус еще будет меняться и эволюционирует! Я недавно купил себе квадрокоптер для аэросъемки. Публика оценила новый формат фотографий с воздуха, всё-таки это уникальные ракурсы, которые человек не видит в повседневной жизни всегда будут интересны.


Ты постоянно участвуешь в инстамитах, на встречах мобильных фотографов и блогеров. Что это за встречи? Как можно человеку, только начавшему этот путь, попасть в ваш закрытый клуб?

Изначально инстамиты предполагали собой встречи инстаграмеров, которые снимают всё исключительно на мобильный телефон, а сейчас на международные инстамиты может попасть почти любой желающий. Они проводятся пару раз в год и каждый раз несут в себе разные тематики для реализации. Да, у нас в «инста-тусовке» проходят и закрытые инстамиты, попасть туда сложнее, но при огромном желании и достаточно активном профиле в инстаграме вполне реально. Включайте дедукцию, ищите организаторов и пишите им. Возможно на следующую такую встречу возьмут и вас!



Instagram Стаса

- А что нужно сделать, чтобы стать популярным в Instagram? Каким критериям должен отвечать аккаунт?

Тут нет определенного ответа, но могу дать несколько советов для наших читателей.

1. Начинайте изучать классическую композицию, это поможет вам в новом творчестве, а также даст абсолютно новый взгляд на привычные вещи.

2. Общайтесь с харизматичными и интересными людьми. Во-первых, это приятно, а во-вторых даст вам уникальный опыт, который можно интерпретировать не только на творчество, но и на свою повседневную жизнь.

3. Постоянно практикуйтесь. Вы не должны задумываться о построении кадра, это должно войти в интуицию.

4. Если хотите снимать портреты, то снимайтесь сами чаще! Это придаст вам уверенности в общении с моделями, и вы сможете лучше раскрывать образы при съёмке.

5. Вкладывайтесь в технику и приложения. Это вещи, которые никогда не пропадут. Если вы тратите 300 рублей на кофе, который выпиваете за 10 минут, то почему вам жалко 249 рублей на приложение, которое послужит вам верой и правдой, да и к тому же постоянно обновляется?

Беседовал Роман Егоров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей