10.01.2024

Изонить техника выполнения рисунка. Изонить, приемы для начинающих, схемы с цифрами. Другие способы заполнения фигур


«Нитяная графика»

Мир, окружающий нас, - неисчерпаемый источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и предметов.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем, стеклышком и многими другими инструментами и материалами. Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться, очень хорошо владеть иглой.

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать произведением искусства. Когда народ творит, когда он создает вокруг себя все, что ему необходимо, преображает окружающую действительность и делает это по законам красоты, создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство.

Обратимся к одному из современных видов декоративного искусства, который родился в Англии - изонити - изображение нитью.

Истоки этого творчества родились в Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Изонить - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно. В работах мастеров изонити широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. Изонить позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера надо очень тщательно подбирать цвет фона и узора. Изонить завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются вышиванием взрослые и дети.

Популярность изонити можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике изонити, отличаются не только своей простотой выполнения, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности изонити для творческого проявления личности. Вы берете в руки лист цветного картона, цветную нить с иголкой и творите чудо.

Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Занятия изонитью являются важным средством всестороннего развития детей: дает понятие о разных углах (величине, длине сторон), понятие об окружности, хорде разной длины; упражняет детей в количественном и порядковом счете; развивает цветовое восприятие; совершенствует технические навыки работы с иголкой, учит различать толщину ниток; развивает абстрактное мышление; развивает мускулатуру кисти руки, глазомер; воспитывает усидчивость, терпение, внимательность; знакомит детей с новыми видами художественной деятельности; воспитывает эстетический вкус; развивает у детей чувство композиции, умение продумывать содержание свой работы, составлению узора на различных формах.

Цель изонити - помочь взрослым и детям заняться в часы досуга увлекательным делом. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при работе с нитью. Опыт показал, что систематические занятия изонитью открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.

Изонить “ - изображение нитью - так называется этот вид деятельности.

Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.

Очень увлекательное занятие для детей разного возраста - изонить . Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.

Для работы нужно приготовить материал, на котором мы будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять рисунок - нити.

Фон для нашего рисунка должен быть плотным, поэтому лучше взять уже знакомый материал: цветной или белый картон, бархатную бумагу. Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, у нее готовый цветной фон и фактура под бархат. Уже разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружности, эллипсов, разнообразных углов. Для выполнения рисунка применяются нити различного цвета и назначения: швейные нити, мулине, ирис.

При выборе рисунка следует учитывать, что в технике изонити лучше получаются геометрические композиции.

Работа над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.

1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину

2. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.

3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.

При выборе цвета нитей для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.

Давайте познакомимся с изонитью поближе. Для начала работы необходимо иметь швейную иглу, картон, бархатную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль, измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.

Если элементы изображения пересекаются во многих точках, то рисунок на изнаночной стороне лучше сделать в цвете. Особенно это важно в том случае, когда разные элементы выполняют нитками одного цвета.

А теперь рассмотрим основные технологические приемы изонити.

Человек, увидевший изонить впервые, сразу задается вопросом - как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.

Заполнение нитью угла

Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.

1. Проколи отверстия по указанной схеме.

2. Проведи иголку с ниткой с изнанки на лицо в точке «1» внизу.

3. Проведи нитку в точку «1» на противоположной стороне угла сверху. Сделай маленький стежок на той же стороне угла и выведи иглу в точке «2». Проведи нитку по лицевой стороне на противоположную сторону в точку «2». Заполни весь угол до конца.

4. Посмотри, что должно получиться с изнанки:

Запомни! С изнанки игла всегда должна втыкаться в отверстие рядом на той же стороне угла. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Заполнение нитью окружности

Запомни! На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Другие способы заполнения фигур
«Змейка»
«Ёлочка»
«Клеточки» и «веера»

Необыкновенные композиции в технике изонити можно выполнить, используя прием “заполнение окружности“. Окружность можно делить на любое количество равных частей и заполнять каждую из них отдельно по принципу заполнения окружности.

Вышивание по картону привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками закладки, открытки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Изонить воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных ранее математических знаний.

Результаты использования техники изонити в детском саду (старшей и подготовительной группе) показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, позволяет им приобрести практические навыки, что дает нам возможность заключить, что систематические занятия изонитью открывают широкие возможности для инициативы и творчества, активизируют мысль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нитяная графика»

Мир, окружающий нас, - неисчерпаемый источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и предметов.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем, стеклышком и многими другими инструментами и материалами. Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться, очень хорошо владеть иглой.

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать произведением искусства. Когда народ творит, когда он создает вокруг себя все, что ему необходимо, преображает окружающую действительность и делает это по законам красоты, создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство.

Обратимся к одному из современных видов декоративного искусства, который родился в Англии - изонити - изображение нитью.

Истоки этого творчества родились в Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Изонить - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно. В работах мастеров изонити широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. Изонить позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера надо очень тщательно подбирать цвет фона и узора. Изонить завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются вышиванием взрослые и дети.

Популярность изонити можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике изонити, отличаются не только своей простотой выполнения, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности изонити для творческого проявления личности. Вы берете в руки лист цветного картона, цветную нить с иголкой и творите чудо.

Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Занятия изонитью являются важным средством всестороннего развития детей: дает понятие о разных углах (величине, длине сторон), понятие об окружности, хорде разной длины; упражняет детей в количественном и порядковом счете; развивает цветовое восприятие; совершенствует технические навыки работы с иголкой, учит различать толщину ниток; развивает абстрактное мышление; развивает мускулатуру кисти руки, глазомер; воспитывает усидчивость, терпение, внимательность; знакомит детей с новыми видами художественной деятельности; воспитывает эстетический вкус; развивает у детей чувство композиции, умение продумывать содержание свой работы, составлению узора на различных формах.

Цель изонити - помочь взрослым и детям заняться в часы досуга увлекательным делом. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при работе с нитью. Опыт показал, что систематические занятия изонитью открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.

“ Изонить “ - изображение нитью - так называется этот вид деятельности.

Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

“ Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.

Очень увлекательное занятие для детей разного возраста - изонить . Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.

Для работы нужно приготовить материал, на котором мы будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять рисунок - нити.

Фон для нашего рисунка должен быть плотным, поэтому лучше взять уже знакомый материал: цветной или белый картон, бархатную бумагу. Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, у нее готовый цветной фон и фактура под бархат. Уже разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружности, эллипсов, разнообразных углов. Для выполнения рисунка применяются нити различного цвета и назначения: швейные нити, мулине, ирис.

При выборе рисунка следует учитывать, что в технике изонити лучше получаются геометрические композиции.

Работа над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.

Последовательность работы над композицией:

1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину

2. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.

3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.

При выборе цвета нитей для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.

Давайте познакомимся с изонитью поближе. Для начала работы необходимо иметь швейную иглу, картон, бархатную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль, измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.

Если элементы изображения пересекаются во многих точках, то рисунок на изнаночной стороне лучше сделать в цвете. Особенно это важно в том случае, когда разные элементы выполняют нитками одного цвета.

А теперь рассмотрим основные технологические приемы изонити.

Человек, увидевший изонить впервые, сразу задается вопросом - как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.

Заполнение нитью угла

Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.

Запомни! С изнанки игла всегда должна втыкаться в отверстие рядом на той же стороне угла. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Заполнение нитью окружности

Запомни! На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки. С какой стороны - покажет направление стрелки.

Другие способы заполнения фигур
«Змейка»
«Ёлочка»
«Клеточки» и «веера»

Необыкновенные композиции в технике изонити можно выполнить, используя прием “заполнение окружности“. Окружность можно делить на любое количество равных частей и заполнять каждую из них отдельно по принципу заполнения окружности.

Вышивание по картону привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками закладки, открытки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Изонить воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных ранее математических знаний.

Результаты использования техники изонити в детском саду (старшей и подготовительной группе) показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, позволяет им приобрести практические навыки, что дает нам возможность заключить, что систематические занятия изонитью открывают широкие возможности для инициативы и творчества, активизируют мысль.


Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Создание тоновой изонити.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Изонить, нитяная графика, изображение нитью, изографика, ниточный дизайн, вышивка по картону – вот неполный список названий этой техники.

Техника проста и доступна человеку любого возраста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Используя, технику изонить каждый может создать красивые открытки, сувениры, упаковочные коробочки, обложки и закладки для книг, декоративные панно.

История техники изонить

Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира: Англия, США, Дания, Австралия и др.

Инструменты

Для работы необходимо иметь следующие инструменты:

Ножницы

Карандаш

Шило (для толстого картона)или булавки для прокалывания дырочек

Иглы разных номеров

Нитки катушечные, ирис, мулине

Подложка для удобства прокалывания дырочек (удобен коврик для компьютерной мышки)

Линейка длиной 30 см (лучше прозрачную)

Циркуль

Материалы

Картон цветной или белый, бархатная бумага – основа вышивки

По бархатной бумаге вышивать сложнее, т.к. бумага не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, поэтому вышивается более тонкой иглой.

Проколы на картоне следует делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны

Нитки являются основным материалом работы.

Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити подойдут при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком. Лучшие нитки - это Мулине, они имеет богатую цветовую палитру. Также подойдет ирис, особенно для детского творчества.

Крепеж.

Обычно предлагается крепить схему к картону канцелярскими скрепками. Но есть большой недостаток: при таком крепеже происходит заметная деформация картона(особенно бархатной бумаги). После снятия скрепок он может не выровняться и вмятины так и останутся.

Поэтому схему и картон лучше скреплять специальными зажимами для бумаги, которые продаются в отделах канцтоваров.Держат крепко и надежно.

Чем прокалывать .

От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона.

Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Саму иглу держать неудобно, поэтому ее можно нерабочим концом воткнуть в корковую пробку, или в ластик с обратной стороны карандаша. Еще можно использовать распарыватель или шприцевую иглу.

Подложка.

Можно прокалывать дырочки «на руках», держа картон навесу, но это не удобно и основа часто деформируется. Надо подложить под картон плотный пористый материал. Лучше всего подойдет коврик для мышки, перевернутый пористой изнанкой вверх. Также можно использовать пробковую доску, кусок линолеума, полотенце, кусок драпа, пенопласт, гофрокартон, стопку газет.

Техника

Нарисуйте контур узора на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части и проколите каждую точку тонким шилом или иголкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.

Заполнение угла .

На изнанке картона начертите угол, разделите каждую сторону на равное количество частей. Проколите точки булавкой или тонким шилом, вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.

Заполнение дуги .

Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.

Заполнение окружности .

Начертите циркулем окружность, поделите ее на 12 равных частей, сделайте проколы булавкой в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните окружность по схеме.

Изонить – это нитяная графика. Известна она так же как вышивка по картону. Но не всегда вы можете использовать картон в качестве основы, так же прекрасно подойдет бархатная бумага или просто плотная бумага. Изонить также называют и изографикой или вышивкой по картону. Только с виду творчество кажется сложным, на самом деле это очень и очень просто. Наша статья про мастер-класс в технике изонить полезна для начинающих рукодельниц и научит Вас выполнять схемы изонити для детей.

Нитки для выполнения могут быть любые: швейные, мулине, цветные шелковые. Какие есть под рукой и какие пожелаете. Впервые эта техника была придумана английскими ткачами. Они образовывали рисунки, вбивая гвозди в деревянную дощечку. Вначале это были простые абстракции, которые в дальнейшем переросли в настоящие произведения искусства. В нашем времени техника проста и понятна для детей и взрослых. Зачастую в детских учреждениях техника изонить преподается для улучшения работы мелкой моторики, развития внимания и пространственного воображения.

Изучаем технику выполнения изонити своими руками для начинающих

Для начинающих, как правило, на схемы наносят цифры. Арабские цифры означают последовательность прокалывание действий, т.е. из 1 в 2, из 2 в 3 и т.д. Картинки уже выполненных работ с цифрами предоставлены ниже.Римские цифры говорят о том, что вы должны прошить фигуры несколькими стежками разной протяженности. Протяженность указывается линиями, а рядом с линией ставят римскую цифру, показывающую последовательность стежков. Направления стрелок покажут, в какую сторону вы должны будете двигаться в процессе выполнения элемента. Тонка черта на внутренней части элемента будет указывать протяженность стежка.

Эта техника очень нравится детям. Сделав одну фигурку, вы поймете, как делать все.

Техника заполнения круга изонитью

Схемы с цифрами для начинающих, а так же картинки уже выполненных работ предоставлены в нашем мастер-классе. Итак, начинаем. Берем основу, это может быть картон, чертим циркулем круг. Нет циркуля, можно взять то, что есть под рукой, например, обвести крышку чего – либо.

Пронумеровываем части, как часы, от 1 до 12, прокалываем с изнаночной стороны дырочки под каждым номером, и начинаем вышивать по принципу 1-4, 5-2, 3-6, 7-4, т.е. вышиваете по часовой стрелке. Доходите до вышитого фрагмента и продолжаете заполнять круг. У вас получаются треугольники. К примеру, 1-5-9, 2-6-10 и т.д.

У вас получаются пересекающиеся треугольники. А если окружность делить не на 12, а на 8 частей, то можно по отдельности вышить каждый угол и получится звезда или паутинка. Это уже получится сложная техника.

Техника выполнения угла

Рисуем угол на картоне, стороны угла нумеруем без учета вершины. Если первая сторона угла сверху - вниз у нас шла от 1 до 20, то вторая сторона пойдет в зеркальном отражении, от 20 до 1. Далее прокалываем дырочки с обратной стороны картона по точкам, которые мы пронумеровали и начинаем сшивать по тому же принципу, что и круг. 1-2, со 2-3 и т.д.

Выполняем лису: мастер-класс для совместного рукоделия с детьми

Эта схема по своей простоте и тематике прекрасно подойдет и для детей. Если вышивкой хочет заняться ребенок младших классов, схему к вышивке лучше готовить взрослому.

Для выполнения нам потребуется:

  • Плотная картонная основа зеленого цвета
  • Цветная бумага
  • Ножнички
  • Нитки светлого и оранжевого цвета
  • Иголка – булавка с цветным ушком или шило. Им удобно на картоне делать дырочки.

Приступаем. При помощи иглы сделайте на картоне дырочки с обратной стороны вышивки, в зеркальном отражении по отношению к рисунку.

Корпус лисички прошейте оранжевыми нитками, по технике «круг», лапки прошейте так же, используя цветные нити. На кончиках можно сделать светлыми нитями, оставшееся пространство – оранжевыми, как и корпус. Ушки и мордочку вышейте по технике «угол», используя цветные переходы. Глазки и носик для завершения картины вырежьте из цветной бумаги и приклейте.

Делаем одуванчики: разбираем технику со схемами и описанием

Рисуем одуванчики с картинки на бумагу, делим листики и цветочки сразу.

Переносим рисунок на обратную сторону фона черной бархатной бумаги.

Каждую часть шарика будем вышивать по технике «круг», для этого нам понадобятся белые нитки. Делим с изнаночной стороны окружность на части, каждая часть будет примерно по 0,5 см, делаем дырочки булавкой, и приступаем к вышивке.

Это один готовый шарик.

Шарики мы вышили.

При желании можно прошить края одуванчика, но тогда он не будет воздушным.

Далее вышиваем листики по уже изученной технике «угол». Для этого каждый кусочек листика (промежуток между прожилками) расчерчиваем с изнаночной стороны на углы и делим на отрезки, каждый по 0,5 см. Далее снова прокалываем и прошиваем.

Остается у нас сделать прожилки и стебельки. Их нужно вышивать более темной нитью. Стебли делим на отрезки по 1 см каждый, нумеруем по порядку, далее вышиваем по принципу выходим в 1, заходим в 3, 2-4 и т.д. Вышили стебли, одуванчики готовы.

Изонить для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия

Мастер – класс: «Заполнение угла в технике «Изонить»


Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей. Курс для начинающих.

Цель: формирование навыков работы в технике «Изонить», освоение приема «Заполнение угла».

Задачи: познакомить с техникой вышивки по твердой основе «Изонить», развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Материалы: лист картона, простой остро заточенный карандаш, линейка, нитки (можно использовать вискозные нитки для вышивки, мулине и др.), игла и шило.


Правила безопасности при работе иглой и ножницами.
Иглы
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она оставляет пятна и может сломаться.

Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) – вид декоративно- прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.
Для выполнения работ в этой технике необходимо получить навыки заполнения угла нитью.

Первое правило – рисунок будущей работы выполняем на изнаночной стороне листа картона.
Начертим карандашом угол со сторонами длиной 5 сантиметров.
Делаем отметки на расстоянии 5 мм на сторонах угла, а затем каждую обводим яркой точкой.

Второе правило
– отрезки на сторонах должны быть равной длины и количество точек на каждой стороне одинаково. Для выполнения первого упражнения пронумеруем точки (основное назначение нумерации - описать последовательность шагов по заполнению нитью угла).
Примечание: точки №1 на одной стороне и №1 на другой, условно говоря, «не встречаются рядом с нулевой отметкой.
И получаем следующий вид – это и есть главная заготовка нашей будущей картины.


Третье правило – начальная точка в самом углу никогда не используется в работе.
Шилом прокалываем в каждой точке отверстие для того чтобы легко было работать иглой с нитью в последующем.
Примечание: если у Вас нет возможности использовать шило, работайте с иглой более крупной, чем той, которой позднее будете вышивать.


Далее вдеваем цветную нить в иглу, завязываем на конце нити узелок и с изнаночной стороны вставляем иглу в точку с №1.


Вытягиваем нить на лицевую сторону.
Примечание: я не протягиваю нить до узелка, для того, чтобы потом не использовать дополнительно фиксацию нити клеем или скотчем, фиксирую нить иначе (см фото ниже).


Теперь на лицевой стороне вставляем иглу в точку с №1 на другой стороне угла, на схеме это записывается так «1-1».


Натянув нить, вставляем иглу рядом, в точку с №2.
Примечание: ребятам я объясняю так: «На какой стороне угла находится игла с нитью, на той и делаем с изнанки короткий стежок, на лицевой – длинный»




Иглу пропускаю в петлю, протягиваю нить и делаю следующий стежок.
Далее работа смотрится так:


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

В записи схемы работа выглядит так:
соединяем точки 1 – 1 (лицевая сторона),
короткий стежок 1 – 2 (обратная сторона),
длинный стежок 2-2 (лицевая сторона,
короткий стежок 2-3 (обратная сторона),
длинный стежок 3-3 и т.д.


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

Примечание: для ребят в последующем отмечаю, что игла с нитью на одной стороне словно спускается вниз, на другой – поднимается.


Прием «заполнение угла» практически выполнен.


Закрепляем нить, обрезаем кончики.



Освоив этот прием, ребята выполняют упражнение немного сложнее.
На основе выполнения этого приема можно выполнить простую рамку или композицию в квадрате.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей