22.06.2023

Какие существуют методики по психологической диагностике для дошкольников. Психологические границы детей — диагностика


7. Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста

a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности;

Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности Анализ данных проводится по схеме:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины недостижения цели.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

Какие волевые качества сформированы у ребенка:

¾дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

¾самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет);

¾настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;

¾как реагирует на препятствия в деятельности;

¾организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

¾инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированные волевые качества и привычки. Отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).

b) методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;

Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов: По результатам беседы заполняется п. 3 протокола. Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В пп. 1-4 верным считается правильный ответ в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в п. 5 - верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в п. 6 - «весной», «когда зима кончилась» и т.п.; в п. 7 - «лужн», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в п. 8 «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 - 8 - высокий уровень; 5-6 баллов - средний; А и менее - низкий.

c) методики диагностики речевого развития;

Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования. Данные заносятся в п. 4 протокола, в котором указывается имеющиеся нарушения звукопроизношения. В случае необходимости ребенок направляется на консультацию к логопеду.

Оценка идет по ходу наблюдения за речью ребенка в процессе обследования. Речь ребенка 6-7 лет должна быть связной, грамотной, эмоционально-насыщенной. К этому возрасту ребенок должен начинать наряду с простыми употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Методика. «Назови слова». Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика «Расскажи по картинке». Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

d) методики диагностики личностного развития ребенка;

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.

В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.

Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методика «Выбери нужное лицо - тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Методы изучения межличностных отношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии». Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Индивидуальная карта психологического развития дошкольника. Итоговая оценка уровня психологического развития ребенка-дошкольника.

e) методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;

Метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться школьными психологами для работы с детьми, поступающими в 1-й класс общеобразовательной школы.

f) методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка.

По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п.

g) диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в больших по численности группах взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д.

Знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики : 1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода на основе субъектной...

У человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: "У нее долгое прошлое, но короткая история". Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. ...

Если вы хотите уберечь ребенка от трудностей в общении со сверстниками, с учебой и выявить его сильные стороны и способности, которые требуют дифференцированного развития, то психологическая диагностика детей в центре «Сократ» поможет вам в этом. Опытные российские психологи и педагоги прошли обучение французским методикам, разработанным на базе Института когнитивной психологии во Франции. Эти инновационные способы высоко информативны как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Центр «Сократ» всегда готов прийти на помощь в трудной ситуации!

Особенности психодиагностики детей

Правильная детская психологическая диагностика немыслима без глубоких знаний дифференциальной и возрастной психологии. Поэтому ее стоит доверять только профессионалам. Они знают, что в каждой возрастной группе нужен особый подход и особенные методы исследования. Так, специалисты центра «Сократ», обследуя новорожденных и детей в возрасте до 3 лет, применяют:

  • экспертную оценку действий и поведения;
  • наблюдение;
  • эксперимент в естественных условиях.

Когда ребенок становится старше, методы обследования можно расширять. С ним можно активно взаимодействовать и заниматься совместной деятельностью, чтобы увеличить поток информации.

Еще одна особенность детей, важная в психодиагностике, заключается в том, что решение конкретных задач и формирование конкретных навыков и умений происходит в определенные возрастные периоды. Так, для того, чтобы ребенок смог успешно обучаться в будущем, он должен в раннем возрасте научиться наблюдать за предметами и происходящим вокруг него. Наблюдение становится возможным в 3-5 месяцев, когда мышцы спины и шеи начинают активно развиваться.

Когда психодиагностика незаменима

Диагностика психологической готовности ребенка к переходу с одного этапа развития на другой необходима всегда. Однако есть ситуации, когда проблема уже появилась и тянуть с ее разрешением не стоит, т.к. она еще больше усугубится. Поэтому родители должны знать эти «тревожные звоночки» и вовремя обращаться к специалистам. Симптомы зависят от возраста.

Для детей 3-7 лет «тревожными» признаками являются:

  • отрицание всего вокруг;
  • капризы и стойкое упрямство;
  • драчливость и агрессивность;
  • страхи, присутствующие в дневное и ночное время;
  • задержка развития речи;
  • интеллектуальная задержка развития;
  • застенчивость;
  • отсутствие интереса к другим детям и различным играм;
  • полученные травмы;
  • частые болезни, в особенности простудные;
  • повышенная возбудимость и повышенная активность;
  • нежелание общаться;
  • поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.;
  • внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.

В возрасте 7-12 лет проблемы в основном первично связаны с процессом обучения в школе. Поэтому чтобы их избежать, важно проводить диагностику психологической готовности ребенка еще на дошкольном этапе. Но если по каким-то причинам это не сделано, то необходимо сразу же заподозрить возникшую проблему и вовремя обратиться к специалистам в центр «Сократ», которые помогут в любой, даже казалось бы, безвыходной ситуации. Итак, родителей должны насторожить следующие проблемы в возрасте 7-12 лет:

  • трудности при обучении письму и чтению;
  • недоразвитие речи;
  • затрудненная адаптация к школе или другому микросоциуму;
  • нежелание посещать школу (гимназию, лицей);
  • плохая успеваемость, особенно если изначально она была хорошей, а затем снизилась;
  • невозможность организовать свое время и рабочий процесс;
  • конфликты со сверстниками;
  • затрудненное запоминание;
  • неоднократные эпизоды лжи;
  • невозможность концентрировать внимание и рассеянность;
  • конфликты с родителями;
  • обидчивость;
  • частые или резкие перепады настроения;
  • эмоциональная лабильность – беспричинный смех или слезы;
  • недоверие к себе или окружающим;
  • внезапный/необоснованный страх или агрессия.


Как проходит диагностика в центре «Сократ»

Психологическая диагностика развития ребенка в центре «Сократ» состоит из 3 встреч, каждая из которых решает конкретные задачи и достигает поставленных целей. В процессе обследования наши специалисты используют тесты международного уровня, учитывающие достижения когнитивной и экспериментальной психологии, психодинамики и нейропсихологии.

Первая встреча

Первая встреча – это собственно очерчивание главной проблемы, которая беспокоит родителей (ребенок не хочет играть или учиться, не усидчив, чересчур активен и т.д.). Только на первый взгляд она так просто формируется. Специалист же на этом этапе проводит ее детализацию – выясняет, при каких обстоятельствах наблюдается эта проблема, что влияет на ее выраженность, в чем она еще проявляется и т.д. Ряд наводящих вопросов помогают клиническому психологу понять суть происходящего и, какие методики необходимо применить, чтобы найти правильное решение проблемы.

Вторая встреча

Это самый трудоемкий этап исследования для психолога. От ребенка требуется выполнить целую серию тестовых заданий. Психологи фиксируют все происходящее в листе наблюдения. Ничего не должно ускользнуть от взгляда специалиста – ни слово, ни цифра, ни рисунок, ни действие, ни бездействие, одним словом «Ничего».

На этом этапе психолог в течение 6-10 часов обрабатывает полученные данные. Это позволяет ему увидеть не только явные свойства личности, но и заметить те, которые скрыты в глубине. Итогом второго этапа является психологическое заключение, составленное по результатам диагностики. Обычно оно имеет объем около 20 страниц. В заключении представлен полный психологический портрет ребенка, анализ его особенностей, подробные комментарии и практические рекомендации, которые важны для родителей и воспитателей. В приложении представлены шкалы, описания, рисунки и другие материалы.

Третья встреча

На этом этапе психолог доступно и подробно разъясняет родителям полученное психологическое заключение – интерпретирует значение показателей, делится своими профессиональными наблюдения за действиями ребенка, обозначает круг актуальных проблем, прогнозирует направление развития и обучения, рекомендует приемлемые для данного ребенка методы воспитания и общения, дает рекомендации по развитию способностей. В ходе этого этапа определяются основные задачи и цели на ближайшее будущее и методы их решения. После третьей встречи родители уже видят не проблему, а ответ на поставленный вопрос. Теперь они знают, как помочь ребенку, чтобы полностью раскрыть его потенциал.

Наши услуги

Детские психологические диагностики в центре «Сократ» основаны на следующих тестах:

  • измерение интеллекта детей и подростков;
  • определение особенностей и тенденций личностного развития;
  • выявление способностей;
  • диагностика нарушений личностного и интеллектуального развития.

Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет в нашем центре также включает в себя определение его готовности к процессу обучения. Зная это, родители смогут ориентироваться, в каком возрасте отправлять своего ребенка в школу и какое учебное заведение выбрать.

Также наши специалисты проведут психологическую диагностику родителей. Полученные результаты будут сопоставлены с результатами обследования детей. На основании этого выдаются конкретные рекомендации относительно правильного воспитания в семье, и составляется прогноз возможных проблем.

На нашем сайте можно пройти ознакомительный вариант теста по выявлению способностей ребенка . С его помощью родители поймут, в каком именно направлении надо двигаться, чтобы максимально раскрыть детский потенциал. Однако этот тест не заменяет консультацию психолога, он дает лишь ориентировочную информацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Данная работа осуществляется в виде проведения исследования особенностей когнитивного и личностного развития ребенка по предложенному перечню методик. Работа разделена на семь глав, первая из которых отражает этапы и сроки проведения исследования. Вторая глава раскрывает основные сведения об испытуемом, третья - обнаруживает характер, цели и задачи исследования. В четвертой главе идет описание методик, использованных в диагностике. Глава пятая представляет собой обсуждение полученных результатов и, наконец, шестая дает целостный портрет испытуемого и является особенно значимой, а в седьмой, на основании полученных данных следует выработать рекомендации родителям и в случае обнаружения у испытуемого каких-либо проблем, предложить комплекс педагогических мер, которые помогут ребенку в их преодолении.

1. Психологическое обследование ребенка

1.1 Этапы и сроки проведения исследования

Процесс психологического обследования ребенка включал в себя несколько этапов.

Начальной стадией данной работы стала предварительная беседа с родителем ребенка, по итогу которой на основе изложенных жалоб, были сформулированы предположительные психологические проблемы и запрос.

До начала самого обследования был установлен контакт с ребенком.

Далее по предложенному комплексу методик была проведена диагностика личностного и когнитивного развития испытуемого. На основе полученных и обработанных в последствие данных был составлен целостный психологический портрет ребенка.

На заключительном этапе исследования был разработан комплекс педагогических мер и выведены рекомендации для родителей.

Диагностика была проведена 19.01. и заняла 2 ч.

1.2 Анамнез испытуемого и общие сведения о нем

Евгения К., 6 лет, 2006 г.р.; пол - женский.

Второй ребенок в семье, семья полноценная. Женя активная, посещает детское дошкольное учреждение с 1,5 лет. Социальная адаптация в саду проходила тяжело, на протяжении 6 месяцев плакала. Сейчас ходит в садик с удовольствием, идет на контакт с детьми. В этом году стала занимается гимнастикой. Постоянно принимает участие в детских утренниках, танцует, поет. Друзей мало, рассказала только про двух. Любит рисовать.

2. Описание исследования

До начала психологического обследования прежде был установлен контакт с ребенком.

В ходе предварительной беседы с клиентом был собран анамнез, то есть сведения о предшествующем ходе развития ребенка, а также общие сведения об испытуемом.

На основе жалоб клиента было сформулировано предположение о существующей психологической проблеме, заключающейся в повышенной активности, тревожности и разговорчивости, то есть о тех проблемах, которые непосредственно касаются поведения, эмоциональной и личностной сфер.

Главные задачи, поставленные в основу диагностического обследования ребенка, были следующими:

1. уточнение психологической проблемы;

2. выявление отношения ребенка на имеющуюся ситуацию;

3. определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

В ходе психодиагностики были проведены следующие психологические рисуночные тесты:

1. «Рисунок человека»;

2. «Дом - дерево - человек»;

3. «Рисунок семьи»;

4. «Несуществующее животное»;

5. «Красивый рисунок».

Кроме того, в диагностическом обследовании ребенка были использованы такие когнитивные тесты, как:

1. «Сложная фигура»;

2. «Десять слов»;

3. «Кодирование»

После этого все полученные данные были проинтерпретированы на основе методического комплекса и составлен целостный «психологический портрет» ребенка.

Наконец, был разработан комплекс педагогических мер, помогающих ребенку в преодолении имеющихся у него проблем, и сформулированы рекомендации для родителя.

3. Описание методик

3.1 Проективные рисуночные тесты

«Рисунок человека»

Данный тест впервые предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработаны критерии, позволяющие оценивать личностные особенности. С тех пор критерии оценки многократно перерабатывались, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов, поскольку его данные позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, какие психологические проблемы имеются у ребенка.

Специфика проведения заключается в том, что перед ребенком вертикально кладут лист бумаги и дают простой карандаш с резинкой. Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь».

«Дом - дерево - человек»

Тест разработан Дж. Баком в 1948 году. Он представляет собой расширение теста «Рисунок человека» и дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к семье, к своим близким. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на вопрос о том, кто живет в доме.

«Рисунок семьи»

Данная методика предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Она проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Лист бумаги располагается перед испытуемым горизонтально. Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Нарисуй на этом листе всю свою семью».

«Несуществующее животное»

Данная методика, разработанная М.З. Дукаревич, очень информативна. Лист бумаги кладется горизонтально. Инструкция к заданию имеет следующий вид: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал - которого нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Когда ребенок заканчивает рисовать, его просят придумать животному название. Оно записывается в протоколе. После этого собирается дополнительная информация от испытуемого: «Теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет? Чем оно питается? Где живет? Чем оно обычно занимается? Что оно любит делать больше всего? А чего оно больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь еще? Есть ли у него друзья? Кто? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?..».

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы записываются в протокол.

«Красивый рисунок»

Методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. Для выполнения теста нужен лист бумаги, который располагается перед ребенком в горизонтальном положении, простой карандаш и набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с представленностью всех основных цветов). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима. Инструкция к заданию выглядит следующим образом: «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок - какой захочешь».

Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

3.2 Когнитивные тесты

«Сложная фигура»

Данный тест разработан А. Реем. Он оценивает развитие восприятия, пространственных представлений, зрительной памяти, организации и планирования действий. В ходе данного исследования был использован несколько упрощенный вариант, пригодный для тестирования младших школьников и подростков. Для проведения теста была взята фигура - образец, нелинованная бумага и цветные карандаши.

Ребенку предлагают перерисовать фигуру - образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1». Через несколько секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Цвета позволяют определить последовательность изображения разных частей фигуры.

По окончании работы образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 минут ему дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». Затем повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей), но теперь образец отсутствует и рисунок делается по памяти.

«Десять слов»

Данная методика направлена на изучение словесной слуховой памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». После сообщения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко и не очень быстро. Во время проведения этого теста недопустимы отвлекающие факторы.

Сразу же по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом столбце протокола.

Когда ребенок закончит воспроизводить слова, надо похвалить его за то, что он хорошо поработал и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, - и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда забыл». Затем процедура повторяется, то есть снова зачитываются все 10 слов. Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.

Спустя 30-40 минут ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.

Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. В данном случае был использован следующий ряд слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед и дом.

«Кодирование»

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.

Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция имеет следующий вид: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать. Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то необходимо указывать на них и предложить ребенку их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, в инструкции к дальнейшему выполнению задания поясняется: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, необходимо засечь время. Через минуту отметить в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

4. Обсуждение результатов

4.1 «Рисунок человека»

Схематический способ изображения соответствует возрасту ребенка. Образ кукла - присутствует зависимость от окружающих. Большая голова, нормально для своего возраста. Тщательно прорисованы элементы лица - сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими.

Большие глаза свидетельствуют о склонности обольщать, в сочетании с длинными ресницами, желание обратить на себя внимание.

Акцентирование рта говорит о повышенной речевой активности. Угловатые плечи - излишняя осторожность, плечи непарные - эмоциональная нестабильность. Руки расположены близко к телу, разной толщины говорят о сдержанности в своих проявлениях, беспомощности и энергичности. Кисти отсутствуют - недостаток общения. Ноги расставлены - экстровертность. Длинное и узкое туловище, этому характерна замкнутость, отгороженность. Одежда отсутствует, говорит о незрелости, телесном нарциссизме.

4.2 «Дом - дерево - человек»

При выполнении рисунка дерева, ребенок сильнее давит на карандаш, что является причиной эмоциональной напряженности. Изображена яблоня, это характерно инфантильной личности.

У дерева отсутствуют листья, что является показателем наличия депрессии, связанной с недостатком общения и эмоционального тепла. Однако дерево является лиственным, поэтому общение не вызывает трудностей. Скорее всего, недостаток общения вызван другими причинами. Ствол нарисован одной линией - конкретность мышления, возможно, интеллектуальная недостаточность. Ветви расходятся в стороны, что говорит об экстравертности ребенка. Не замкнутость кроны свидетельствует об открытости ребенка для общения. Ветви направлены вверх, что является признаком активности.

Ветви тонкие, присутствует беспокойство и нерешительность. Наличие солнца - символ авторитетной фигуры. Облака на небе - признак тревоги. Трава изображена штриховкой, это тоже говорит о наличии тревоги.

В рисунке дома можно отметить следующее.

Дом висит в воздухе, что свидетельствует о слабой бытовой ориентации и ослабленной привязанности к дому, семье. В доме присутствуют большие, открытые окна - активная готовность к контактам, демонстрация чрезмерной открытости. Большая дверь, говорит о чрезмерной доступности, излишней зависимости от других, легкости установления контактов. Большая крыша - акцентированная фиксация на фантазиях как источнике удовольствия при межличностном взаимодействии. Большое количество густого дыма над трубой, говорит о внутреннем напряжении. Наличие солнца - символ авторитетной фигуры, потребность в дополнительном источнике тепла.

4.3 «Рисунок семьи»

Схематический способ изображения соответствует возрасту ребенка. Темп выполнения работы высокий, что говорит об активности ребенка. Семья изображена полностью, все ее члены улыбаются, это говорит о том, что ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье. Все члены семьи в образе кукол - зависимость от окружающих, возможно потому, что она самая маленькая в семье. Первой нарисована фигура мамы, она является самой большой, это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье. Разделяет половую принадлежность. Аналогичные детали двух фигур дочери и матери, можно интерпретировать, как стремление дочери быть похожей на мать. В семье преобладает близость отношений, так как маленькие интервалы между фигурами. У мамы тщательно вырисованы ресницы - говорит о демонстративности. Фигуры мамы и дочери вытянуты, говорит об астеничности ребенка, отсутствуют ступни - слабая бытовая ориентация. У всех членов семьи расставлены ноги - экстравертность. У брата глаза с зачерненной радужкой, что свидетельствует о ее страхах к нему. У всех руки прижаты к телу - сдержанность, кисти отсутствуют - недостаток общения. Присутствует эмоциональная отдаленность с папой, так как он дальше всех от нее расположен.

4.4 «Несуществующее животное»

Кличка животного - Разнетонец. Сконструировано из частей реальных животных (головы зайца, туловище и ноги тигра, хвост лисы). Это свидетельствует рационалистическому, нетворческому подходу к задаче. Изолированность места жизни и труднодоступность жилья («…в норе, в лесу») данного животного отражает переживание ребенком чувства одиночества и боязнь агрессии. Его питание (трава и хлеб) говорит о низкой социализированности, нарушении общения.

4.5 «Красивый рисунок»

Рисунок смещен вверх - повышенная самооценка, возможно компенсаторное. Ребенок положительно отреагировал на занятие, сказал, что очень любит рисовать, это свидетельствует о направленности на сотрудничество или демонстративности. Высокий темп работы, говорит о высоком уровне активности. Сильный нажим карандаша и множественные штриховые линии, повышенная яркость цветовой гаммы говорят о высокой эмоциональной напряженности и повышенной тревожности ребенка.

4.6 «Сложная фигура»

Детали изображаются в случайной последовательности, без какой-либо системы, это соответствует 1-му уровню, он допустим для возраста 6 лет. При воспроизведении деталей ребенок набрал 4 балла из 5 возможных, что отражает средний уровень восприятия и образного мышления, и средний показатель развития зрительной памяти.

4.7 «Десять слов»

При предъявлении ребенку 10 слов в первый раз, она назвала 8. Во второй - 9, в третий - 10. Спустя 30 минут ребенок воспроизвел 9 слов. Показатель словесной (слуховой) памяти и устойчивости запоминания в норме.

4.8. «Кодирование»

Из 80 возможных фигур за 2 минуты было верно закодировано 57 фигур. Присутствует 1 ошибка. Число правильно маркированных фигур выше среднего ориентировочного, что говорит о высоком темпе деятельности, а малое количество ошибок при этом - о хорошей концентрации внимания.

5. Заключение по психологическому обследованию

В совокупности приведенные данные психологического обследования позволяют сделать вывод о том, что данному ребенку не хватает общения. Ей свойственна гиперактивность, чрезмерная доступность, экстравертность.

Наблюдается астеничность, слабая бытовая ориентации и ослабленная привязанность к дому, семье, вызванная особенностями семейных отношений.

Ребенок чувствует зависимость от окружающих, стремится быть похожей на маму. Присутствует сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими, желание обратить на себя внимание.

Ребенок открыт для общения, демонстрация чрезмерной открытости, легкость в установлении контакта, речевая активность.

Имеет место быть излишняя осторожность, сдержанность, беспомощность, замкнутость, страх, тревога и наличие депрессии, связанной с недостатком общения и эмоционального тепла.

Кроме того, у ребенка отмечается внутреннее напряжение, переживание чувства одиночества и боязнь агрессии. Уровень восприятия и развитие зрительной памяти в норме. Показатель словесной (слуховой) памяти и устойчивость к запоминанию также соответствует норме. При высоком темпе деятельности наблюдается хорошая концентрация внимания.

Итак, ребенок активен, стремиться к общению, имеется недостаток эмоциональной теплоты особенно со стороны близких людей. Именно поэтому ребенок переживает чувство одиночества, имеется потребность в дополнительном источнике тепла.

Клиент жалуется на то что, ребенок очень активен, разговорчив. Наблюдают повышенную возбудимость, тревожность. На основе этого было сформулировано предположение о существующей психологической проблеме, касающейся поведения, эмоциональной и личностной сферы ребенка.

Эти проблемы могут отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые были выявлены в ходе исследования.

1. Психокоррекционная работа, направленная на борьбу со страхами. Используя творческие способности ребенка, возможно проведение арт-терапии совместно со сказкотерапией. Изобразительная деятельность, заключающаяся в переводе информации с эмоционального на когнитивный уровень, позволит достичь состояния психологического комфорта.

2. Психокоррекционная работа, направленная на борьбу с тревожностью.

Повысить у ребенка самооценку, заниматься упражнениями по релаксации, отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Так как ребенку не хватает общения, проводите с ним больше свободного времени, отдыхайте вместе, играйте, найдите общее занятие, спрашивайте, как прошел день, чего нового он узнал в садике. Пусть он выговориться.

когнитивный личностный ребенок диагностика

7. Протокол психологического обследования ребенка

Фамилия, имя Женя К.

Возраст 6 лет 6 мес.

Пол женский

Особенности самочувствия и поведения испытуемого:

Ребенок настроен доброжелательно. Выглядит хорошо. Все задания выполняет быстро, добросовестно, с удовольствием. Очень часто задает вопросы. Несколько неуверенна в себе. Проявляет любопытство по поводу того, для чего она это делает.

Замечания, касающиеся характера выполнения заданий:

1. Проективные рисуночные тесты.

1.1. «Рисунок человека».

Рисовала спокойно. Задала вопрос, кого рисовать, мальчика или девочку? Сначала была нарисована голова, затем все остальные части тела.

1.2. «Дом - дерево - человек».

Сильное надавливание на карандаш, импульсивно, размашисто рисовала траву.

1.3. «Рисунок семьи».

Первыми нарисовала маму и себя, затем брата и папу. Всех членов семьи начала рисовать с головы, затем все остальное.

1.5. «Несуществующее животное».

Ответ ребенка: «Это Разнетонец. Живет он в норе в лесу. Его размер составляет 10 см. Кушает траву и хлеб. Любит бегать и тренироваться, не любит спать. Его друзья заяц и леса. Боится птиц и оленя Враг - лев.». На вопрос: «Почему он боится льва?», ребенок отвечает, что «…потому что он нападает на не хищных животных.»

Три желания животного:

1. «…хочет научиться летать, чтобы смотреть на небо, как оно устроено»;

2. «…ни чего не бояться, хочет быть смелым»;

3. «быстро бегать, чтобы убегать от врагов».

1.6. «Красивый рисунок».

Женя нарисовала бабочку. Последовательность выбора цветов - розовый (контур бабочки), черный (усики), сиреневый (рисунок на верхних крыльях), зеленый (рисунок на нижних крыльях), красный (сердечки), черный (кружочки на крыльях),светло зеленый (трава), желтый (солнце), синий (небо, простой карандаш(написала свое имя).

2. Когнитивные тесты.

2.1. «Сложная фигура».

Характер копирования сложной фигуры (см. Приложение)

2.3. «Десять слов».

Задание оказалось достаточно легким, в первый раз ребенок назвал 8 слов, во второй 9 слов, в третий-10 слов, при отсроченном проведении назвала 9 слов. (см. Приложение).

2.4. «Кодирование».

При выполнении задания ребенок был спокоен, нетороплив. Допустила 1 ошибку, за 1 минуту выполнила 22 фигуры. (см. Приложение).

Список используемой литературы

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М., 2001.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2006.

3. Психодиагностика: практикум/сост. Т.В. Пфау. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 80 с.

4. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом - Дерево - Человек»/ З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.-190,с.: ил.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2015

    Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Общая характеристика проективных методик и их значение в диагностике школьного развития ребенка. Техника применения проективных методик психодиагностом. Особенности и механизм использования рисуночных проективных методик в диагностике школьного развития.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2009

    Взаимосвязь межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространства ребенка. Представления о близости, отдаленности в межличностных отношениях. Понятие социально-психологической дистанции. Обоснование методик, выборки исследования.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2013

    Понимание эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Понятие эмоционального взаимодействия родителей и детей. Психофизиологические особенности развития ребенка. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Понятие и психологические особенности сказок, ее цели и функции. Основные подходы к психологическому анализу сказок, механизмы ее влияния на развитие ребенка. Исследование, оценка эффективности использования сказкотерапии в процессе личностного развития.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Характеристика взаимоотношений родителей и ребенка. Специфика профессии учителя. "Родительская" и "педагогическая" установки. Анализ влияния профессиональной принадлежности родителей-педагогов на стиль воспитания и личностные особенности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

    презентация , добавлен 07.10.2013

    Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития.

Дошкольники обладают различными поведенческими, а также психологическими особенностями. С помощью анализа таких особенностей получают достоверные и максимально точные результаты об уровне развития ребёнка. Психодиагностика позволяет оценить способности ребёнка, особенности его поведения и эмоционального состояния. О том, как и для чего она проводится, поговорим далее.

Психодиагностика детей дошкольного возраста - это принятие решение о психологическом состоянии ребёнка или определённом свойстве его поведения и психики. Данный метод применяют психологи в различных областях своей деятельности. Например, в целях психологического консультирования или коррекции. Чаще всего психодиагностика используется для того, чтобы оценить психическое состояние детей, в том числе и степень их готовности к школе.

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

У детей-дошкольников присутствует множество психологических особенностей. К ним, в первую очередь, относится низкий уровень самосознания. Также у многих детей плохо развиты мыслительные процессы, память и внимание.
Помимо прочего, дети младшего возраста достаточно слабо осознают качества своей личности и не умеют адекватно оценивать своё поведение. Самооценка у них обычно развивается к 4-м годам, но не в полной мере. Психодиагностика выявляет реальный уровень психологического развития малыша и спектр его возможностей, в том числе и потенциальных. Это позволяет правильно выработать определённые меры для коррекции поведения и психики детей дошкольного возраста.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Методики психологической диагностики детей дошкольного возраста представляют собой основные пути научного познания личности ребёнка. В данный момент существуют сотни методов психодиагностики, но к числу основных относятся следующие:

  • наблюдение;
  • опросники;
  • анализ поведения и деятельности ребёнка;
  • экспериментальные методики.

Методики психологической диагностики дошкольников обычно включают в себя опросники и наблюдение. Также с ребёнком может проводиться беседа. Выбор методов всегда зависит от способностей и возраста ребёнка. Так, в 3-летнем возрасте не применяется тестирование: за ребёнком, в основном, наблюдают в естественных или искусственно созданных ситуациях.

Основные цели психодиагностики детей заключаются в следующем:

  • получение информации о развитии дошкольника;
  • определение темперамента ребёнка;
  • выявление коммуникативных навыков;
  • оценка индивидуальных потребностей малыша и соответствия окружающих условий его потребностям.

Таким образом, психодиагностика - это важнейший метод анализа личности ребёнка, который позволяет выявить возможные проблемы психологического характера и вовремя скорректировать их.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей