25.01.2024

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы На тему: «Жостовская фабрика декоративной росписи. Конспект занятия по пластилинографии "жостовский поднос" Как сделать жостовский поднос из пластилина


Наталья Диппель

Творческий проект

Тема: жостовский поднос

участники: родители подготовительной "А" группы, дети подготовительной "А" группы, воспитатель: Простосердова Ирина Владимировна

идея: методиста Диппель Натальи Антоновны

Цель: применение творческих способностей в лепке, как нетрадиционные подходы в сотрудничестве и сотворчестве с родителями

Программые задачи:

1. Продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса

2. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимомти от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.)

3. Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов.

4. Развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и коллективного взаимодействия в общей работе по дизайну - оформлению

5. Воспитывать у детей спсобности в дизайнерском искусстве оформления.

Предварительная подготовка: подготовить детали листев, цветов, раскрасить их, накатать пластилиновых жгутиков, предварительно познакомить с жостовскими подносами, как их изготавливают, оформляют, познакомить с элементами оформления жостовских подносов, названиями, дать представления о видах оформления подносов, провести презентацию- слайды по теме "Жостовские подносы", рисование жостовских подносов.

представляем жостовские подносы

внимательно слушаем задание


рассказываем, какие бывают композиции на жостовских подносах


мамы выбирают название композиции жостовского подноса. (заготовки цветов и листьев, сделаны детьми и раскрашены ими заранее, заготовки разложены на дощечки с учетом принципа: вид цветка, например, только маки, или только незабудки, розы, нарциссы, георгины- эти цветы дети собирали из отдельных лепестков, также заранее вылеплены листья и завитки для добавленния зелени в композицию узора)


выбор сделан в пользу композиции "Букет в раскидку"

а здесь выбор выпал на композицию "Полувенок"


мамы взяли круги-пробники, на которых и будут составлять композицию будущего жостовского подноса


микрогруппы детей работают по составлению бардюра жостовского подноса (используются большие грампластинки и круги синего цвета


бардюры у всех разные


мамы стараются!


дети в своем усердии и старании не отстают


в коллективной деятельности проявляется принцип сотрудничества


принцип содружества тоже важен в работе


и мамы, и бабушки, и дети увлечены творчеством


уже определилась композиция, но это еще наметки дизайна, предстоит совметная деятельность с детьми


создаем тему "Букета"


получается красиво!


бардюр завершен


теперь будет совместная деятельность


мамин дизайн детяи надо перенести на свою заготовку, здесь пригодится принцип сотворчества


а здесь ярко прослеживается принцип учения с увлечением, или как в методике говорят "Творчество, как метод обучения"


помощь бабушки кстати


получается КРАСРТА! (букет в раскидку)


это сплошное удовольствие - работать вместе с мамой!


Так взаимодействовать, значит, добиться двойного успеха " Я и мама!"


композиция "Букет"


как это здорово - работать вместе!


уточняется в работе и специальный словарь! (это очень необходимо, отработка определенной группы слов)


сравнить есть, с чем- настоящий жостовский поднос и сборник "Творчество мастеров-умельцев"


вот, что вышло!


презентация совместной работы с мамами!


вместе с мамой рассказываем о работе!


рассказывать с мамой перед детьми - это просто и здорово!


мама и подскажет и поддержит!


А эта композиция - "Венок"


работы получились разные, но это чудеса тволрения совместного сотрудничества по детско- взрослому проекту "Жостовский поднос"


сделаем выставку!


красота жостовских подносов!




ПОЛУБУЙТЕСЬ СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ!

вскоре детям подготовительной группы и их родителям предстоит выступить на родительской конференции по теме "Совместный детско- взрослый проект "Жостовский поднос", но это уже другая деятельность и работа!

ТЕМА: «Жостовские подносы».
ЦЕЛЬ: Знакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
- Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).
- Познакомить детей с техникой аппликации из салфеток.
- Учить составлять цветок из оторванных кусочков салфетки нескольких цветов, чередуя цвета.
Развивающая:
- Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
- Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, композиции.
- Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательная:
- Воспитывать желание рассматривать изделия народных умельцев.
- Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- бумажные заготовки для аппликации (силуэт подноса) – формат А4, кусочки салфеток разного цвета, подобранные по оттенкам; листочки из цветной бумаги зеленого цвета;
- клей, кисточки, клеенки, салфетки.
Подготовка кусочков салфеток разного цвета.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами познакомимся с новым видом народного искусства – жостовской росписью. Послушайте стихотворение:
Черный фон сияет лаком,
А на ней цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком -
Это просто чудеса! Посмотрите, какие они красивые, яркие, праздничные (показ подносов и их иллюстраций).
Дети рассматривают жостовские подносы. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
- Какой росписью украшены подносы? Ответы детей (жостовской)
- Какой формы подносы? Ответы детей (круглые, прямоугольные, овальные).
- Какого цвета фон подносов? Ответы детей (черный, красный, зеленый, желтые).
- Какие основные элементы жостовской росписи? Ответы детей (цветы, листочки, фрукты).
- Правильно. Основной мотив росписи цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Также встречаются в росписи фрукты, иногда птицы.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
- Да, жостовские подносы красивые, праздничные. Чёрные, зеленые, жёлтые, красные. Удивительно прекрасные! (звучит «Вальс цветов»)
- Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?
- Что бы вам хотелось сделать? Ответы детей (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать).
- Давайте, мы с вами немножко отдохнем и украсим наши подносы красивыми узорами.

Физкультминутка:
На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Выпрямились
И по – прежнему цветут.

Садитесь за столы. Мы украсим наши подносы необычным способом. Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику. Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движениях. (Берут в руки бусинку, зажимают между ладошками и делают упражнение соответственно тексту).Бусинкой круги катаю,Взад – вперёд её гоняю.Ей поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Показ и объяснение воспитателя последовательности выполнения работы. По центру мы наклеим крупные цветы из заготовленных вами кусочков салфеток разного цвета. Для каждого цветка мы будем брать кусочки определенного цвета и его оттенков (красного, синего, желтого). А потом украсим букет зелеными листочками.
- Аккуратно намазывайте нужные места клеем и наклеивайте кусочки салфеток. Первый слой приклеите, опять намазывайте клеем, и делайте еще слой, чтобы цветы получились пышными.
Самостоятельная деятельность детей.
- Много клея набирать на кисточку не надо, чтобы работы получились аккуратными.
- Молодцы! Не устали? Ответы детей.
- Теперь надо взять листочки, красиво расположить их вокруг цветов и наклеить. Листочки намазываем клеем на клеенке. Используйте салфетки, чтобы прижать листочки и промокнуть лишний клей.
Итог:
- Вам понравилось украшать подносы? Ответы детей.
- Как вы их украшали? Ответы детей (Сначала приклеивали цветы из кусочков салфеток, потом украсили зелеными листочками).
- Красивые, яркие, праздничные получились подносы. А давайте сделаем выставку, они такие красивые, полюбуемся. Сейчас положите ваши подносы на другой стол, и уберите за собою свои рабочие места.
Венки цветов, букеты роз –
их аромат неувядаем.Ах, это жостовский поднос –Благоухает русским чаем!


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Ягодка»
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ)
Тема: «Жостовский поднос»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Воспитатель:
Лобанова Е.А.
май, 2016г.
Цель: - знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово; Задачи:1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов; 2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.Материал:
1. Пластилин разных цветов и оттенков;
2. Стека;
3. Дощечки для лепки;
4.Салфетки;
5. Бумажные шаблоны подносов;
6. Выставка жостовских подносов.
7.Картинки цветов.
8. Карта деревни.
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети:
-Это место, где мы живем.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.
-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Дети:
-Жостовскими подносами.
Воспитатель:
-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети:
-Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель:
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети:
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети:
-Ромашки, пятилистники, розы….
(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
-Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
- Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
-Над лугом парашютикиКачаются на прутике. (Одуванчики)
-Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает. (Подснежник)
-Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
-Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель:
-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?
Дети:
-Висит на стене. На подносе стоит сервиз.
Воспитатель:
-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.
Воспитатель:
-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?
Дети:
-Замалевка.
Воспитатель.
-Следующий этап – подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?
Дети:
-Бликовка.
И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.
ФИЛЬМ. 3 мин.
(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)
Физминутка “Цветки”.
Наши алые цветки,Распускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветки,Закрывают лепесткиГоловой качают,Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно разгибаем пальцы из кулачков Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
Я вас приглашаю на свои рабочие места.
(Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.
Отщипываем кусочек пластилина;
Катаем шарик;
Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
Катаем шарик для сердцевины;
Еще один цветок;
Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
Прикладываем к подносу
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
Итог занятия.
Воспитатель:
Чем мы сегодня занимались?
Что Вам понравилось больше всего?
Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Давайте организуем ярморку подносов по жостовскому промыслу. И посмотрим чей поднос Вам нравится больше всего? И я предлагаю Вам поиграть в ярмарку подносов.
А на настоящем подносе Вас ждет угощение.
Наше занятие подошло к концу. Можете убирать свои рабочие места.


Приложенные файлы

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы - круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись - русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.


Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Ход мастер-класса:

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины - роскошные растения с длительным сроком цветения.
По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.



Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.


Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.


В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.



А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.

А это георгин в другом цветовом решении.


Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак - символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.


Предлагаю следующую последовательность изображения мака.




Бутон мака можно изобразить так.

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка - один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит - не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный - молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон - один мудрец подарил ему удивительный цветок - с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.

Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка. Вокруг клевера - трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер, или трилистник, является символом Ирландии.


Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.


При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.


Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.


Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.


Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.


Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе

Тема : « Цветы Жостова »

Форма НОД : совместная деятельность

Форма организации НОД : групповая

Цель : изготовить подносы по мотивам жостовской росписи

Задачи :

образовательные : продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса . Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.) . Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет , размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы « жостовского узора » и составлять узоры из этих элементов;

развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику , развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.

воспитательные : воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи , активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах , устанавливать партнерские отношения.

Целевые ориентиры : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением , активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.

Предварительная работа :

Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству

Знакомство с жостовской росписью

Экскурсия в «Центр творчества» в группе

Выставка подносов из Жостова

Д/и «Составь узор»

Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста

Раскраски с мотивами жостовской росписи

Чтение стихотворения П. Синявского « Жостово »

Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве

Методические приемы : словесный, наглядный, игровой, проблемный.

Виды деятельности в НОД : познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово , народные умельцы, подносы.

Создание условий для организации и проведения НОД : шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей , стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов , пластилин разного цвета .

Ход образовательной деятельности

1. Мотивация к деятельности.

Воспитатель :

С добрым утром, с новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

(дети собираются на ковре)

Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?

Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?

(достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).

Что у нас получилось? (МАСТЕР)

Кого называют мастером? Что означает это слово?

Воспитатель :

В самых разных уголках России,

Издавна живут мастеровые.

Знаменитые ремёсла представляют,

Матушку Россию прославляют!

Шьют одежду, валенки катают,

Без гвоздей святые храмы собирают,

Дымковские делают игрушки,

В Туле льют колокола и пушки.

В Жостове - подносы расписные ,

В Палехе - шкатулки именные,

Гжель - своей посудой удивляет,

Павловский Посад платками зазывает.

Это часть того, что мастера умеют,

Знания и опыт не скудеют,

Бисером иконы вышивают,

В "батик" всех красавиц одевают!

Вкус любой, желания любые,

Выполняют руки "золотые",

Славится Россия мастерами,

Испокон веков гордится вами!

Людмила Несторяк

Воспитатель :

Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.

Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу» ?

(Цель : восстановить из частей пословицы и поговорки

Дело мастера боится

Работа мастера хвалит

Каков мастер, такова и работа

Мастер дела за все берется смело)

2. Воспитатель :

Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?

(дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации « Жостовские подносы- великое искусство» )

Воспитатель предваряет просмотр словами :

Поднос из Жостова – великое творенье .

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал .

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели .

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает.

3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи- « Цветы Жостова »

Воспитатель :

Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.

Пальчиковая игра « Цветы »

Наши алые цветки ,

Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Распускают лепестки.

Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачиваем кистями рук вправо влево

Наши алые цветки ,

Закрывают лепестки

Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивание кулачками вперёд - назад

А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

Рассказ и показ этапов работы :

Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.

1. Отщипываем кусочек пластилина;

2. Катаем шарик;

3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок ) ;

4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками) ;

5. Катаем шарик для сердцевины;

6. Еще один цветок ;

7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;

8. Прикладываем к подносу

(Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах ,

педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).

4. Воспитатель :

Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно) .

Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу , посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)

Продавец :

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.

(В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» )


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей