13.01.2024

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе. План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий Пальчиковые игры и упражнения


Месяц

Неделя

Упражнения

Сентябрь

1-я неделя

«Утенок»

2-я неделя

«Утенок» «Замочек»

3-я неделя

«Замочек» «Заборчик»

4-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

Октябрь

1-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Полетели птички»

2-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

3-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Водичка, водичка...» «Заборчик»

Ноябрь

1-я неделя

«Полетели птички» «Водичка, водичка...» «Погладим котенка»

2-я неделя

«Замочек» «Заборчик» «Погладим котенка»

3-я неделя

«Утенок»

«Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Утенок»

«Погладим котенка» «Водичка, водичка...»

Декабрь

1-я неделя

«Погладим котенка» «Полетели птички» «Стул»

2-я неделя

«Водичка, водичка...»

«Стол»

«Стул»

3-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Стул», «Стол» «Водичка, водичка...»

4-я неделя

«Стул», «Стол» «Полетели птички» «Зайчик в норке»

месяц

Январь

1-я неделя

«Зайчик в норке» «Зайка и барабан» «Водичка, водичка...»

2-я неделя

«Зайка и барабан»

«Стол», «Стул»

«Мышка мылом мыла лапку...»

3-я неделя

«Мышка мылом мыла лапку...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Полетели птички» «Мышка мылом мыла лапку...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

Февраль

1-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Этот пальчик - дедушка» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

2-я неделя

«Мышка мылом мыла лапку...» «Погладим котенка» «Этот пальчик - дедушка» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

3-я неделя

«Стул», «Стол»

«Замочек», «Заборчик»

«Полетели птички»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

4-я неделя

«Полетели птички»

«Этот пальчик - дедушка...»

«Повстречал ежонка еж...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Март

1-я неделя

«Замочек» «Заборчик»

«Повстречал ежонка еж...» «Зайка и ушки»

2-я неделя

«Утенок»

«Зайка в норке»

«Зайка и барабан»

«Зайка и ушки»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Месяц

Неделя

Упражнения

3-я неделя

«Утенок»

«Повстречал ежонка еж...» «Мышка мылом мыла лапку...» «Пальчики здороваются» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Замочек»

«Заборчик»

«Зайка и ушки»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Апрель

1-я неделя

«Стул» «Стол»

«Полетели птички»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

2-я неделя

«Утенок»

«Полетели птички»

«Этот пальчик хочет спать...»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

3-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Повстречал ежонка еж...» «На двери висел замок...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

4-я неделя

«Полетели птички»

«Пальчики здороваются»

«На двери висел замок...»

«Водичка, водичка...»

«1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы

Май

1-я неделя

«Замочек», «Заборчик» «Мышка мылом мыла лапку...» «Повстречал ежонка еж...» «1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы считать...»

2-я неделя

«Полетели птички»

«Этот пальчик хочет спать...»

«Пальчики здороваются»


Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Цель кружка:

Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи кружка:

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

Перспективно – календарный план

Сентябрь. Первая неделя.

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя.

«Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Третья неделя.

«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Четвёртая неделя.

«Наш малыш»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Октябрь. Первая неделя.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Вторая неделя.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Третья неделя.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Четвёртая неделя.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Ноябрь. Первая неделя

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Вторая неделя.

«Качели»

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Третья неделя.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Четвёртая неделя.

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

Декабрь. Первая неделя.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

Вторая неделя.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Третья неделя.

«Елочка»

Перед нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки. ставят средний и указательный пальцы на колени.

Четвёртая неделя.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Январь. Первая неделя.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура! »

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Вторая неделя.

«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - «Ура! »

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.

Третья неделя.

Мои пальчики расскажут,

(хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

Что умеют – нам покажут.

(пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

Их 5 на каждой руке.

(показываем растопыренные пальцы)

Сделать все смогут, всегда помогут.

(хлопаем в ладоши)

Вещи стирают,

Везде подметают,

Щиплют, ласкают,

Мячик кидают-

Пять и пять моих быстрых пальчиков.

(показываем пальцы обеих рук)

Февраль. Первая неделя.

«Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Вторая неделя.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Третья неделя.

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Четвёртая неделя.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения .

Март. Первая неделя.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Вторая неделя.

«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

Третья неделя.

Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки.)

Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони.)

Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу.)

Пёстрых курочек зовёт

Четвёртая неделя.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Апрель. Первая неделя.

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Вторая неделя.

«Паучок»

Паучок бежал по ветке,

(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей!

(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой.

(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

Третья неделя.

«Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка:

«Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав».

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два тигренка: «Р-р-р»,

два быка: «Му-у».

Смотри, какие рога!

Четвертая неделя.

Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Май. Первая неделя.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

Вторая неделя.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Третья неделя.

«Бабочка – коробочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Четвёртая неделя.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Лесная сказка"муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области.

Пальчиковые и словесные игры в речевом развитии детей и в ознакомлении с окружающим"

первой младшей группы"Ладушки - ладошки"

воспитатель:

Богатко Н. М .,

г. Десногорск 2016 - 2017 г.

д\сад "Лесная сказка

Актуальность темы:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Вместе с разучиванием пальчиковых игр у ребенка развивается не только речь, но и пополняется и расширяется представление об окружающем мире.

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, расширять представление об окружающем, способствовать гармоничному развитию детей.

Задачи:

Для детей

1. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.

2. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

4. Развивать понимание речи и активизировать словарь, посредством изучения пальчиковых и речевых игр.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

Комплексно - тематическое планирование.

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры "Замок". "Строим дом", "Комар"

2.Повторение пальчиковых игр "Ладушки - ладушки", "Сорока - сорока", "Мальчик - пальчик".

3.Обучение детей игре "Шнуровка".

4.Настольная игра "Мозаика".

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры "Засолка капусты", "Добрый ёжик"

2. Повторение пальчиковой игры "Ладошки", "Сидит белка на тележке"

3.Изображение пальцами различных фигур: "Бинокль", "Стол", "Стул", "Замок".

4.Конструирование из палочек "Лесенка", "Квадрат", "Треугольник".

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковых игр."Рисование", "Где же наши ручки"

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Повторение пальчиковых игр "Сидит белка на тележке", "Пальчик - пальчик","Комар"

4.Конструирование из мелкого строителя "Домик", "Заборчик".

5. Настольная игра "Собери картинку" (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры "Апельсин", "Точит кошка коготки"

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Повторение пальчиковых игр "Ладошки", "Сидит белка на тележке" "Строим дом"

4.Настольная игра "Мозаика" (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры "Ежик", "Мы бельё стираем", "Точит кошка коготки"

2.Лепка из пластилина простейших форм в индивидуальном порядке.

3. Повторение пальчиковой игры "Засолка капусты". "Строим дом","Комар"

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры "Мозаика". "Собери медвежат"

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр "Ежик", "Мы бельё стираем"

2.Учить детей сматывать нитки в клубок "Шаловливый котенок".

3. Повторение пальчиковых игр "Засолка капусты". "По кочкам через болото".

4.Конструирование из палочек "Окно", "Домик", "Флажок".

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Салют - лепка из пластилина),

Март

1.Заучивание пальчиковой игры "Варим компот", ""Едем домой"

2. Повторение пальчиковых игр "Мы бельё стирали", "Рисование" "Где же наши ручки", "Строим дом"

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Матрешка - рисование ватными палочками, лепка из пластилина "Птичка"

4.Конструирование из палочек предметов мебели: "Стол", "Стул", "Кровать",.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры "Твоя ладошка", "Стрекоза", "Что умеют наши ладошки", "Выжимаем сок"

2.Учить детей инсценировать руками песенки - "Веселый музыкант", "Два веселых гуся".

3. Рисование веселых ладошек и раскрашивание красками в совместной деятельности с педагогом

4. Выставка работ "Волшебные ладошки"

5.Изображение пальчиками различных фигур в совместной деятельности с педагогом: "Флажок", "Очки", "Стол", "Стул", "Бочка", "Крыша".

6. Развлечение "Ладушки - ладошки"

Май

1.Заучивание пальчиковой игры "Что умеют наши ладошки", песенки "Ладушки - ладошки"

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: "В гости", "Цветок".

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры "Мозаика", "Пазлы".

5. Тематической занятие "Наши добрые ладошки"

6. Акция "Дари добро" - подарить изображенную совместно с родителями ладошки своим друзьям"

Картотека пальчиковых игр для 1 младшей группы

Сентябрь

Повторение игр, изученных в второй группе раннего возраста.

"Ладушки – ладушки"

Цель : формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры:

Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия

стихотворным текстом)

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

"Сорока – сорока"

Цель :

Ход игры :

Сорока – сорока(указательным пальцем правой руки выполняются

Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия

Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики

Этому дала, (Мизинец)

Этому дала, (Безымянный)

Этому дала, (Средний)

Этому дала,(Указательный)

Этому дала.(Большой.)

"Как у нашего кота"

Цель : Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

"Ладошки"

Цель : Развивать моторику рук.

Ход игры:

Ладошки вверх, (дети выполняют движения, сопровождая их

Ладошки вниз, стихотворным текстом)

Ладошки на бочок–

И сжали в кулачок.

"Мальчик – пальчик"

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)

Я на речке братьев мыл. (Моют ручки,)

С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)

С этим братцем щи варил, (Средний палец)

С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец,)

С этим братцем песни пел. (Мизинец.)

А также песенка "Два веселых гуся", "Веселый скрипач"

Октябрь

"Где же ручки"

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Где же, где же наши ручки, (Прячут руки за спиной)

Наши ручки, наши ручки?2 раза

Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движения «фонарики»)

Пляшут, пляшут наши ручки(Сжимают и разжимают кулачки)

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки, (Приседая, закрывают ножки руками.)

Наши ножки, наши ножки?(2 раза)

Вот ножки, наши ножки(Выставляют ножки на каблучок)

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки… (Закрывают лицо ладонями)

Вот детки, наши детки (Хлопают ладонями по груди)

Пляшут, пляшут наши детки…(Подпрыгивают на месте.)

Поплясали, стоп!

"Рисование"

Цель

Ход игры : Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.

1. Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали

2. Мы черту нарисовали,

Наши пальчики устали

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

3. Мы волну нарисовали,

4. Точки мы нарисовали,

Наши пальчики устали,

"Водичка, водичка…"

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход занятия : Движения выполняются в соответствии с текстом.

Водичка, водичка

Умой моё личико. (Ладонями «умываем» лицо)

Чтобы глазки смотрели, (Поморгать глазками)

Чтобы щечки краснели. (Потрите ладонями щеки)

И кусался зубок. (Пощёлкать зубами)

Чтоб смеялся роток (Широко улыбнуться)

«Пальчик - пальчик»

Цель:

Ход занятия:

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай(2 раза)

Спрятались, спрятались(закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

" Ёжик "

Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)

На клубочек он похож, (перед собой)

У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)

Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)

Ноябрь

"Сидит белка на тележке"

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры : Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:(Загибает:)

Лисичке - сестричке, (Большой палец,)

Воробью, (Указательный палец,)

Синичке, (Средний палец)

Мишке толстопятому. (Безымянный,)

Заиньке усатому. (Мизинец)

"Капуста"

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)

Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем, жмём.(Сжимать и разжимать кулачки).

"Пальчики"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Декабрь

"Коготки"

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

" Кошка "

Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки )

А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)

Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)

и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)

Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)

Очень ласковая киска (гладят руки )

" Комар " .

«Летит муха вокруг уха, жжж» - водим пальцем вокруг уха.»

Летят осы вокруг носа, сссс» - водим пальцем вокруг носа.

«Летит комар, на лоб - оп» - пальцем дотрагиваемся до лба.

«А мы его - хлоп» - ладошкой до лба.

«И к уху, зззз» - зажимаем кулачок, подносим его к уху .

«Отпустим комара? отпустим!» - подносим кулачок ко рту и дуем на

него, разжимая ладошку

Январь

"Всех помощников…"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Всех помощников опять (Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)

Этот брат дрова рубил, (в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной)

Этот братец щи варил, (растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так)

Этот брат готовил кашу (чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем)

На семью большую нашу. (всё для другой руки.)

Этот веником махал,

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

"Два маленьких кузнечика…"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Два маленьких кузнечика (Указательными и средними пальцами обеих рук)

Потопали на речку. («шагаем» по столу)

Воды они боялись (Поглаживаем ладонями поверхность стола.)

И в речке не купались.

На скрипочках играли – (Поочередно ребром одной ладони растираем)

Всех рыбок распугали. (боковую поверхность указательного пальца другой.)

Февраль

"Паучок"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы) растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять,(действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

"Червячки"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)

"Шалун"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Март

"Встали пальчики"

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

"Мизинчик"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

Апрель

"Вымыли мы ручки"

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Вымыли мы ручки, (Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем)

Вымыли мы ножки, (руками щиколотки)

Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам (Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим)

Накрошили крошек

Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)

Чистыми ладошками, (другой, затем меняем руки и повторяем действие)

С ними поиграли (Хлопаем в ладоши)

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки (Кладём кисти рук на стол ладонями вниз)

Прямо на дорожку…

Как они устали – (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)

Ладушки – ладошки! (другой, затем меняем руки и повторяем действие)

"Пчёлки"

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)

Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)

"В дороге".

Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)

Въехали на горку: хлоп!(руки вверх, хлопок над головой )

Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)

Повторение изученных игр.

ТЕМА : «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Месяц окончания работы: май 2019 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.

Актуальность :

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я решил a использов a ть в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Я выбрал a эту тему по самообразованию , так как эта она очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Изучение методической литературы

В течении года

1.О.И.Крупенчук « Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-петербург 2013г

2.О.И.Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт-петербург 2014г

3.Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г

4.Т. Ю. Бардышева « Расскажи стихи руками» Москва 2014г

5.«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб.ДЕТСТВО_ПРЕСС 2013г

6.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Работа с детьми, с родителями

Сентябрь - октябрь

Разучивание новых пальчиковых игр.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Ноябрь

Разучивание и чтение стихотворений с движениями

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Декабрь

Разучивание с детьми физкультминуток

Составление картотеки физкультминуток

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

ООД, конспект з a нятия

Февр a ль

Разучивание с детьми словесных игр(« Игра в поезд», «Курочка-рябушечка» ).

Составление картотеки словесных игр для младшей группы

М a рт

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы).

ООД, п a мятки для родителей

A прель

М a й

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение.

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и развитие речи детей».

С a море a ли

з a ция

Октябрь

Р a змещение пл a н a по с a мообр a зо a нию н a с a йте «инфоурок»

Дек a брь, м a рт

Открытые мероприятия

«Осенний пр a здник», «Новый год»

М a й

Отчет по с a мообр a зо a нию.

Музыкантова Наталья Юрьевна

воспитатель, МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 1 «Улыбка»,

Г. Луховицы

Сентябрь

«Ладушки – ладушки»

Цель : формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры:

Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия

Пекла бабка оладушки . стихотворным текстом).

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель :

Ход игры :

Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются

Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия

Деток кормила . сопровождаются словами, загибаем пальчики

Этому дала , Мизинец,

Этому дала , Безымянный,

Этому дала , Средний,

Этому дала , Указательный,

Этому дала. Большой.

«Как у нашего кота…»

Цель : Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их

Шубка очень хороша, стихотворным текстом)

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Этот пальчик – бабушка , (загибаем и разгибаем пальчики попеременно на

Этот пальчик – дедушка , правой и левой руке, сопровождая движения

Этот пальчик – папочка, словами)

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель : Развивать моторику рук.

Ход игры:

Ладошки вверх , (дети выполняют движения, сопровождая их

Ладошки вниз, стихотворным текстом)

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок .

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Обезьянки вышли погулять , (Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и

Обезьянки стали танцевать , разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к

И одна из них пошла домой поспать , другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхи-

Потому что надоело танцевать . вающие движения кистями рук (как будто стряхиваем

Водичку)

«Мальчик – пальчик»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик – мальчик, где ты был ? (Поглаживают большой палец

Я на речке братьев мыл . Моют ручки,

С этим братцем в лес ходил , Поглаживают указательный палец

С этим братцем щи варил , Средний палец,

С этим братцем кашу ел , Безымянный палец,

С этим братцем песни пел . Мизинец.

Октябрь

«Где же ручки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Где же, где же наши ручки , Прячут руки за спиной

Наши ручки, наши ручки? 2 раза

Вот ручки, наши ручки , Выполняют движения «фонарики»

Пляшут, пляшут наши ручки , Сжимают и разжимают кулачки

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки, Приседая, закрывают ножки руками.

Наши ножки, наши ножки? 2 раза

Вот ножки, наши ножки Выставляют ножки на каблучок

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки… Закрывают лицо ладонями

Вот детки, наши детки … Хлопают ладонями по груди

Пляшут, пляшут наши детки … Подпрыгивают на месте.

Поплясали, стоп!

«Бумажный мячик»

Цель

Ход игры:

Ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

  • Кистью руки отталкивать мячик;
  • Перекатывать мячик по столу.

«Рисование»

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры : Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе .

1. Мы кружок нарисовали, 2. Мы черту нарисовали,

Рисовать начнём. Рисовать начнём.

3. Мы волну нарисовали, 4. Точки мы нарисовали,

Наши пальчики устали, Наши пальчики устали

Мы руками потрясём, Мы руками потрясём,

Рисовать начнём. Рисовать начнём .

« Водичка, водичка…»

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход занятия : Движения выполняются в соответствии с текстом.

Водичка, водичка… Подставить ладони под воображаемую струю воды

Умой моё личико. Ладонями «умываем» лицо

Чтобы глазки смотрели, П оморгать глазками

Чтобы щечки краснели. Потрите ладонями щеки

И кусался зубок. Пощёлкать зубами

Чтоб смеялся роток Широко улыбнуться

«Пальчик о пальчик»

Цель:

Ход занятия:

Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза

Хлопай, хлопай, хлопай хлопают в ладоши

Ножками топай, топай 2 раза

Спрятались, спрятались закрыть лицо руками

Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза

Ноябрь

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять »

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять – Пальцем одной руки считаем пальцы на другой,

Вышли в садик погулять . слегка нажимая на подушечки.

Ходим – ходим мы по лугу. Указательным пальцем одной руки выполняем

Там цветы растут по кругу . Круговые поглаживания ладони другой.

Лепесточков ровно пять , считаем пальцы в обратном порядке,

Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения

На другой руке.

«Волк раскроет свою пасть»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Волк раскроет свою пасть , 1 – 4 строчки – указательный, средний, безымянный и

Хочет зайчика украсть : мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а

Щёлк да щёлк, и снова щёлк ! подушечку большого пальца то прижимаем к

Не поймает зайца волк. сомкнутым четырём пальцам, то отпускаем, изображая

Пастью щёлкает напрасно – волчью пасть. Щёлкаем «пастью» на обеих руках

Заяц бегает прекрасно 5 -6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и

«бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности

Подушечками.

«Сидит белка на тележке»

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры : Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки: Загибает:

Лисичке-сестричке , Большой палец,

Воробью, Указательный палец,

Синичке , Средний палец,

Мишке толстопятому . Безымянный,

Заиньке усатому . Мизинец.

«Капуста»

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим , Движения прямыми ладонями вверх, вниз

Мы капусту солим, солим , Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём, трём , Потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмем, жмём. Сжимать и разжимать кулачки.

«Пальчики»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Декабрь

«Здравствуй, солнце золотое!»

Ход игры:

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди «здороваться»

Здравствуй, небо голубое! С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Коготки»

Цель : Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши !

«На работу»

Цель: .

Ход игры:

Большой палец встал один. Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать

Указательный - за ним. их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы

Средний будит безымянный. все…» - широко расставить пальцы в стороны.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«Перчатка»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Весёлая мышка ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают

Перчатку нашла, руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Гнездо, в ней устроив, ладони смыкаются «ковшом». Ладони раскрываются, смыкаясь

Мышат позвала. боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы (зовущий жест)

Им корочку хлеба кончиком большого пальца поочередно нажимать на кончики

Дала покусать, остальных пальчиков

Отшлёпала/погладила всех большой палец гладит остальные (скользящим движением от

Мизинца к указательному.

И отправила спать. Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку (спят). На слово

«отшлёпала» - стучать (шлёпать) подушечкой большого пальца по

Остальным.

«Поросята»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук или выполняют каждым из пальцев (начиная с мизинцев) движения в соответствии с текстом песенки.

Этот толстый поросёнок Мизинцы

Целый день хвостом вилял.

Этот толстый поросёнок Безымянные

Спинку о забор чесал.

Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. « фонарики»

Поросяток я люблю

Сжимают и разжимают кулачки

Поросяток я люблю.

Этот толстый поросёнок Средние пальцы

Носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок Указательные пальцы

Что – то сам нарисовал

Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. «фонарики»

Поросяток я люблю

Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. Сжимают и разжимают кулачки

Поросяток я люблю.

Этот толстый поросёнок Большие пальцы

Лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается

И всех братьев растолкал. внутрь

Январь

«Всех помощников…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Всех помощников опять Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую

Этот брат дрова рубил, в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной

Этот братец щи варил, растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так,

Этот брат готовил кашу чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем

На семью большую нашу. всё для другой руки.

Этот веником махал,

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Два маленьких кузнечика Указательными и средними пальцами обеих рук

Потопали на речку. «шагаем» по столу

Воды они боялись Поглаживаем ладонями поверхность стола.

И в речке не купались.

На скрипочках играли – Поочередно ребром одной ладони растираем

Всех рыбок распугали. боковую поверхность указательного пальца другой.

«Тук, ток»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.

  1. Тук, ток, туки, ток 4. Тук, тук, тук, туки,

Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки

Тук, ток, туки, ток Тук, тук, тук, туки,

Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки.

  1. Тук, тук, тук, туки, 5. Тук, тук, тук, туки

Застучали две руки, Две ноги две руки

Тук, тук, тук, туки, Тук, тук, тук, туки

Застучали две руки, Бьют и бьют как молотки.

3. Тук, тук, туки, ток. 6. Тук, тук целый день

Застучал мой каблучок. Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук, туки, ток. Тук, тук целый день

Застучал мой каблучок Мне стучать совсем не лень.

Стучать произвольно, как больше всего нравится.

«Маленькая мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Маленькая мышка бегут пальцами обеих рук по столу или коленям

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки, сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него

И пальчиком грозит: грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной

Стороне одной из рук на столе (коленях)

А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой «Бок»

Такого непослушного щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Я буду щекотать!»

Февраль

«Рыбки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : Ладони сомкнуты, чуть округлен ы.

Пять маленьких рыбок выполняют волнообразные движения в воздухе

Играли в реке,

Лежало большое руки прижаты друг к другу

Бревно на песке, переворачивают их с боку на бок

И рыбка сказала: ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими

«Нырять здесь легко!» «ныряющее» движение.

Вторая сказала: качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

«Ведь здесь глубоко..»

А третья сказала: ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук

«Мне хочется спать!» (рыбка спит)

Четвертая стала быстро качают ладонями (дрожь)

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются

«Здесь крокодил!

Плывите скорей , быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями

Чтобы не проглотил !» (уплывают)

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее

Движение (дождик)

Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям

Солнце стало пригревать, ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

Растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять, действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. «Паучки» ползают по голове

«Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение

Червячки пошли гулять. ползущей гусеницы)

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

Остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи

Глазки на макушке, рты (большой палец выполняет функцию нижней

А все её слова – челюсти), которые то раскрываются, то закрываются.

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,

Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»

Март

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем

Разыгрались зайки: расслабленными кистями

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши, притопываем ногами

Ножками топали,
ушками махали, Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и

Разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то

Одну, то другую руку

Глазками глядели , Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«В домике живёт волчок»

Цель: Активизировать движения пальцев рук

Ход игры:

В домике живёт волчок , Из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или

Он глядит на вас в глазок , «бинокль» и приставляем к глазам

Может дверку приоткрыть Из одной ладони делаем «волчью пасть», а пальцы

И за пальчик укусить . другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею,

Выполняя поглаживающие движения подушечками.

Если больно, то немножко Легкими движениями растираем ладони одна о другую

Разотри свои ладошки!

«Избушка на лужочке»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Избушка на лужочке, Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками

Пальцев и основаниями ладоней.

Двери на замочке. Соединяем пальцы в замок

Ключик быстро подберём Выполняем вращение большими пальцами обеих рук

И избушку отопрём. (один вокруг другого), не размыкая замка.

Отряхнём ладошки, Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими

Отдохнём немножко. движениями встряхиваем их

«Встали пальчики»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры : Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Кольцо»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

Апрель

«Вымыли мы ручки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Вымыли мы ручки, Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем

Вымыли мы ножки, руками щиколотки

Поиграли в ладушки, Хлопаем в ладоши

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим

Накрошили крошек, хлеб

Поиграли снова Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка

Чистыми ладошками,

С ними поиграли Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки Кладём кисти рук на стол ладонями вниз

Прямо на дорожку…

Как они устали – Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

Ладушки – ладошки! другой, затем меняем руки и повторяем действие

«Пчёлки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке, Дети заглядывают в «улей»

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать , Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят

Раз, два, три, четыре, пять. ими (пчёлки летают)

«Крылья нашей мельницы»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Крылья нашей мельницы Прижимаем друг к другу ладони и выполняем

У ветерка как пленницы – растирающие вращательные движения. Пальцы

Как ветер переменится при этом не соприкасаются

Так повернётся мельница.

«Пляшут в кухне на стене»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Пляшут в кухне на стене Подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или

Солнечные зайчики. стене

А у Маши расшалились Пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они Пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнём немножко!

Повторяем все действия для второй руки.



© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей