15.10.2023

Почему ребенок агрессивен с другими детьми. Советы родителям агрессивных детей. Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера


Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?

Причины

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих . Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества - самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления.

Почему не слушается?

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение к просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.

Почему ребенок издает квакающие звуки?

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание , необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему быть автономным.
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты.
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы.
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики.
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его.
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие – вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будете рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех.
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Занятия для детей 6-7 лет

Уменьшить нестимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. громко кричите в специальном месте;
  3. занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т. д.)

Как найти общий язык?

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему больше внимания и времени.

Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Как бороться с застенчивостью?

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.

Как помочь?

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие неспособны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом нужно воспитывать его уверенность в себе. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь 26.11.2016 00:11:34,

Всего 2 сообщения .

Еще по теме "Агрессия у детей":

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные...

Агрессия ребенка в 2 года к животным. Добрый день, родители. Прошу у вас помощи, в такой нелегкой для меня темы, как агрессия у ребенка к животным и старшему брату.

Почему ребенок агрессивный? Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя агрессивно по в Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Агрессивное поведение приемного ребенка. Агрессия против себя самого: причины. - поколотить стол надувным молотком и т. д. Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей. 6 причин агрессивного поведения у детей ".

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей. Проблема агрессии у дочери. Дочке 9 лет, 3 класс. Очень агрессивна, с школе и во дворе других детей бьет только так. Её наказали за удар по лицу? Вы или воспитатель? агрессия 8 лет.

агрессия у малыша 2,5 лет. Детско -родительские отношения. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Я стала очень агрессивной и злой в. -- посиделки. Ребенок от рождения до года. Я стала очень агрессивной и злой в последнее время.Не устраивает меня все,хотя у меня есть то,что я хотела и хочу.Мне Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Дочке 6,5 лет. С год уже замечаю, что она сильно грубит. с папой и со мной. Когда говорю ей, что это обидно, неприятно, некрасиво, она обижается, и просит прощения со слезами. Но через час может начаться все снова. Не давно увидела, что в детском саду с подругами она может вести себя так же. как будто желает этим выделиться. так как по характеру она не "Первый зайчик" на утреннике.

Виды агрессии у детей. Как исправить поведение агрессивного ребенка. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. 6 причин агрессивного поведения у детей. Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям? Версия для печати.

Мамам гиперактивных и агрессивных детей. ...затрудняюсь выбрать раздел. Мамам гиперактивных и агрессивных детей. Совместное чтение книг, обязательное обсуждение прочитанного Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя Драться в том числе (возможно бывал бит, но ни разу не жаловался и всячески скрывал 6 причин агрессивного поведения у детей.

6 причин агрессивного поведения у детей. Стал агрессивным где-то после 1,5 лет. Часто бьет кота, родителей, детей. агрессии. 5. не воспринимает окружающих, как чувствующих людей - обращать внимание ребенка на любое проявление эмоций у него и у окружающих его людей.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал...

ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.


взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»

Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.

Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?

Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться . И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания - не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?

В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную так тику родительского поведения . Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать аг рессивные действия, совершаемые ребенком по отно шению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких - «убью», «выброшу» и т.п., - это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.

Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.

Что происходит с ребенком к двум годам - возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал - мама подошла, описался - мама переодела, проголодался - мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.

И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет» . Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.

Нормально это? Абсолютно нормально! Злость - нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу . Порой нам приходится не только терпели во ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпя при этом всяческие неудобства. Более того, иногда , несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание . И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.

Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться . И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей - помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.

Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей - родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.

Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства - то есть на родителей, так и на «замещаю щие» объекты - игрушки, мебель и т.п. Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на... самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин - аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», - говорят ребенку родители. «Я плохой», - понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.

Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять c воим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осоз нанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в доста точной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс . Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее - объя вить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя». Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препят ствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия - ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.

В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию - шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель - обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.

В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это - знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен - нормально . Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как ра дость или грусть . Злость к тому же - энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препят ствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом . В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.

Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.

При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость . И в отличие от злости они не придают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, зас тавляя сомневаться в себе и своих возможностях.

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. - Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».

Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.

Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать - не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.

Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что... не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».

Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ, пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.

Таким образом, схема по обучению ребенка уп равлению своей злостью выглядит так:

1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние - «ты злишься» - и называете возможную причину;

    постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;

    одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется...», «Сейчас я хочу, чтобы вы...», «Я не хочу, чтоб ты...»;

Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.

Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.

Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта - возможности научиться владеть собой.

Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, - «канализировать» свою агрессию.

Если ребенок способен узнать свое чувство зло сти, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативны ми чувствами, умеет управлять ими.

Нравится

Агрессивное поведение может поставить в тупик даже опытную маму или педагога.
Конечно, лучший способ в этом случае – поход всей семьей к психологу, который проанализирует именно Вашу ситуацию и поможет скорректировать поведение.

В основе агрессивного поведения всегда лежит 2 основания. Первое и главное - это эмоции. Злость, ярость, гнев... Второе - социальное. Представления о возможных способах поведения и умение этими способами управлять. Но давайте по порядку!

Злость послужила человечеству добрую службу. Без этой эмоции мы бы просто не выжили!.. Именно злость помогает собаке отвоевать свою кость и защитить потомство. И человеку злость нужна для того же самого: защитить себя и своё.

Наш организм автоматически реагирует на ситуацию малейшей угрозы: мозг мгновенно перерабатывает информацию и посылает сигналы в эндокринную систему. В кровь выделяются специфические гормоны, которые молниеносно разносятся кровеносной системой и действуют на весь организм. Все это происходит неосознанно. То, что мы можем отследить в этот момент: мы напрягаемся и становимся готовы "биться и бить"...

При этом ситуация угрозы может иметь очень разные формы. Кто-то может отнять у нас что-то вполне материальное (например, одноклассник забирает линейку или пытается отнять), а может посягнуть на что-то нематериальное, психологическое. Например, на чувство собственного достоинства (нас обозвали) или свободу (родители запрещают идти гулять).

И как бы странно это ни звучало, но физиологически во всех трех ситуациях организм действует идентично. И эмоция поднимается одинаковая - злость. А то, как мы поступим, напрямую зависит от основания номер два - наших социальных навыков и умений!

Так, например, кто-то сочтет возможным обозвать обидчика, кто-то - ударить, кто-то топнет ногой и выскажет свое недовольство, а кто-то заглушит эту эмоцию и промолчит. И выбор этот зависит как раз от сформированных умений управлять своим поведением!

Структуры мозга, которые отвечают за управление поведением и саморегуляцию, формируются примерно к 7 годам. Именно с этим связан тот факт, что детей отправляют в школу в этом возрасте. И именно поэтому большинству дошкольников действительно непросто управлять своими чувствами - им нужна помощь взрослых. Впрочем, как и младшим школьникам, которые еще только учатся управлять собой.

Чтобы помочь ребенку справиться с внутренней злостью и агрессивным поведением, важно учесть два необходимых шага.

Первый шаг:
признать право ребенка на злость в частности и любые эмоции вообще. Обозначить это право и назвать его.

На этом шаге родителю важно проговорить, какую эмоцию испытывает ребенок и почему он имеет право это чувствовать. Например, "конечно, ты сейчас злишься на нас, ведь ты очень хочешь гулять, а мы тебя не пускаем".

Второй шаг:
помочь ребенку найти приемлемый способ выражения этой злости. Если необходимо, остановив при этом неприемлемый способ...

На этом шаге родителю важно помнить, что в основании злости лежит напряжение (готовность биться и бить). И способ, который он предложит ребенку, должен позволить это напряжение выпустить! Например, если ребенок замахивается рукой, чтобы ударить мальчика, отнявшего его игрушку, родитель может удержать руку ребенка, сказав "ты очень злишься на мальчика, потому что он отнял твою игрушку. И это понятно - любой бы разозлился на твоем месте. Но бить другого человека нельзя! Попробуй вместо этого топнуть ножкой и громко сказать, чтобы он вернул тебе игрушку".

Оба эти шага необходимы, чтобы сформировать у ребенка здоровое отношение к своим эмоциям и злости в частности. И именно они помогают постепенно преодолеть проблему агрессивного поведения у детей.

Одна из самых распространенных причин детской агрессии - накопленное напряжение. Эти дети так много раз слышали, что поступают "плохо", что давным давно сделали вывод: злость - это всегда плохо. Эта идея приводит к двум возможным последствиям. Либо ребенок начинает сдерживать эмоции, они накапливаются и зашкаливают внутри (и тогда даже мелочь вызывает бурю и взрыв), либо сразу делает вывод, что неспособен справиться с этим (потому что перестать злиться - все равно, что перестать ходить в туалет) и даже не пытается научиться ею управлять!.. На выходе мы так и так имеем агрессивного ребенка!

Задача родителей таких детей - набраться терпения и отрабатывать оба вышеперечисленных шага. Этим детям очень важно узнать, что сама по себе злость нормальна, что они имеют право злиться, что на самом деле злятся все вокруг и злиться - не значит быть плохим!

Но так же им очень важно узнать, что они способны управлять своим поведением, что есть множество разных способов выразить свою злость, и далеко не все эти способы осуждаются. И если родители начинают поддерживать их в этих "новых способах", очень скоро агрессивное поведение снижается, а общее состояние ребенка становится намного более уравновешенным!

Немотивированная или чрезмерная агрессия ребёнка ставит в тупик родителей, воспитателей, учителей. И это очень частый источник ухода из семьи отца.

Первое, что нужно выяснить - источники агрессии. По сути их не так много. Давайте рассмотрим их.

1. Экзогенные органические нарушения ЦНС.

Их хорошо видят невропатологи, неврологи, психиатры. Это так называемые органические поражения головного мозга и нервной системы, которые вызывают немотивированные вспышки агрессии, раздражительности, слабости.

Это бывает вследствие эпилепсии, черепно-мозговых травм и других заболеваний мозга. Обычно показано медикаментозное лечение и поддерживающая психотерапия для ребёнка и семьи. Потому что таких детей нужно контейнировать, сдерживать и оберегать.

2. Эндогенные психические расстройства.

Агрессивное и особенно протестное поведение часто бывает при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Обычно такие дети дают враждебность и протестную реакцию на запреты, ограничения поведения и лишения развлечений.

При шизофрении и аутизме агрессивное поведение может быть частью психотического процесса. А может быть пародоксальной реакцией на требования воспитателей.

Дифференциальный диагноз психиатра может дать понимание - какие медикаменты использовать для биологической терапии. А вот в какие цели будет преследовать психотерапия или семейная психотерапия таких детей - решается медицинским психологом.

3. Педагогическая запущенность на фоне асоциальной личности.

Такая причина может быть нередкой причиной агрессии детей и подростков из неблагополучных семей.

В психологии это самые тяжёлые пациенты, которые реагируют только на силу. И они формируют основной контингент тюрем и психиатрических стационаров.

Но, с другой стороны, если мы видим педагогическую запущенность на фоне других типов личности, до она довольно просто поддаётся психологической, педагогической коррекции. И если таким детям давать достаточно четкие условия для развития, то они легко перерастают неблагоприятные условия среды.

4. Ситуативная реактивная агрессия.

Возникает как выраженная гипертрофированная реакция на внешний раздражитель и воспринимается окружающими как неадекватная.

Бывает при чрезмерных требованиях со стороны взрослых, часто негативное поведение усиливается на фоне семейной неопределенности и напряжения.

Это часто бывает у подростков на фоне острого личностного кризиса .

Одной из причин агрессии ребёнка служит поведение родителей. Например:

Отец страдает психическим заболеванием, ведёт себя жестоко по отношению к детям. Мать оправдывает отца, запрещает ссориться с ним и не предпринимает никаких усилий для лечения. Ребёнок дерётся в школе.

Отец периодически уходил из семьи, затем возвращался. Теперь каждая командировка вызывает у сына приступы злости.

Отец уехал в другой город, мотивируя тем, что хочет начать новый бизнес. Прошло полгода, семья живёт порознь. Мать не хочет ехать к неработающему мужу, отец не хочет ехать к семье. Ситуация зависла. Ребёнок обзывается и дерётся в детском саду.

Отец пьёт и бьёт мать. Мать каждый раз возвращается к отцу, оправдывая своё поведение тем, что ребёнку нужен отец. Агрессия ребёнка направлена на мать.

Дети, живущие в ситуации напряжения, неопределённости, унижения или насилия не могут открыто высказать родителям свой страх , который является первичной эмоцией, но выражают в школе или детском саду злость, агрессию - как вторичную эмоцию, порождённую страхом. Страх не видит никто, а агрессия видна всем, и тогда родители начинают беспокоиться по поводу поведения ребёнка, не понимая, что породили его сами.

Для того, чтобы помочь ребёнку справиться с агрессивным поведением, родителям необходимо разобраться со своими страхами и отношениями в супружеской паре. Агрессия ребёнка стихнет, если он поймёт, что живёт в безопасной семье.

Тему детской агрессии популярные статьи и книги зачастую упрощают настолько, что агрессивность выглядит едва ли не дурной привычкой. «Дерут его дома, вот он в садике кулаками и машет!» - резюмируют не особо подкованные в детской психологии воспитатели детских садов или бабушки у подъезда. В кабинете психолога всё может выглядеть совсем не так.

Почему же ребёнок может демонстрировать агрессивное поведение?

1. Если ребёнок растёт в агрессивной среде.

«Меня драли, и я его буду драть», - вот девиз многих семей, в которых растут агрессивные дети. Налицо семейный сценарий, предполагающий унижение и запугивание ребёнка. Как известно, униженный - унизит, побитый – будет бить сам.

В этом случае требуется системная помощь – работа со всей семьёй, разъяснение, к чему может привести агрессия как привычная реакция на любую сложную ситуацию. В идеале – индивидуальная коррекционная работа с родителем-агрессором. И параллельно – обучение ребёнка формам поведения в трудных социальных ситуациях.

Семейная агрессия может быть не только открытой, физической, но и скрытой, эмоциональной. Дети, над которыми насмехаются, иронизируют, также могут проявлять физическую агрессию в среде сверстников. Ребёнку до 7-10 лет сложно отвечать на эмоциональную агрессию подобным же образом, вот он и разряжается физически.

В этом случае также необходима работа с семьёй. Родители должны понять, что эмоциональная агрессия – это тоже агрессия, которую ребёнок обязательно отреагирует, дома или вне дома.

Агрессивная среда может быть не только родительской, но и детской. Мне приходилось работать с детьми, которые росли в таких условиях, что много времени проводили в детских компаниях (общежития, дворы, где дети с ранних лет много времени проводят на улице, со сверстниками или в разновозрастной компании). В таких компаниях дети часто копируют стиль поведения лидера, зачастую не самый положительный.

Помощью ребёнку может быть, во-первых, то, что взрослые обратят на детей внимание, помогут им организовать игры, разрешать конфликты без драк. Во-вторых, обучение таким формам поведения, которое не предполагает драк.

Я бы отнесла к агрессивной среде просмотр агрессивного телевидения. В тех семьях, где родители смотрят фильмы, включающие сцены насилия, дети также считают агрессию вполне приемлемой формой поведения. При этом родители могут быть милыми и воспитанными людьми.

2. Если ребёнок растёт в холодной среде, не удовлетворяющей его эмоциональные запросы.

Действительно, нередко приходится наблюдать агрессивных детей в семьях, где родители, а зачастую – одна мама, настолько заняты собой, что ребёнок остаётся в психологической изоляции. С ним не играют, не гуляют, не поют песенок, а ему этого так надо! И эта внутренняя неустроенность, пустота нередко переплавляется либо в закрытость, апатию , либо в аутоагрессивное поведение, а чаще всего в агрессию.

Такие дети проявляют агрессию не только в детском коллективе, но и в семье . Часто мамы ведут к психологу детей с жалобами на то, что они могут ударить бабушку или саму маму, пнуть кошку. Такие дети даже внешне выглядят неприкаянными.

В том случае, если маму удаётся повернуть «лицом к ребёнку», агрессивные формы поведения часто сходят на нет довольно быстро.

3. Если у ребёнка есть нарушения со стороны центральной нервной системы.

Если мы имеем дело с детьми, то нельзя забывать, что агрессия может быть симптомом нарушения работы центральной нервной системы. В этом случае лучшая помощь ребёнку – вовремя обратиться к психиатру или неврологу.

Стоит это сделать, если:

  • ребёнок в драке проявляет жестокость, «белеют глаза и губы», «как будто перестаёт видеть и слышать»;
  • ребёнок словно копит в себе злость, а потом неожиданно «взрывается» из-за пустяка;
  • ребёнок проявляет агрессию, направленную на себя – бьётся головой, кусает, царапает руки.

Причин детской агрессии может быть немало, одни из них – легко устранимы, с другими приходится работать долго и трудно. Но любой ребёнок, проявляющий словесную или физическую агрессию, нуждается в помощи.

Детская агрессия является отдельным вопросом возрастной психологии, девиантологии (науки об отклоняющемся поведении) и судебной психиатрии.

Действительно, спектр проявления данного феномена достаточно широк как в клиническом, так и в поведенческом и в социально-психологическом плане. Так, агрессивные проявления детей могут выражаться в эмоциональных реакциях гнева, недовольства и касаться непослушания. А также они могут выражаться в жестоком отношении к животным и людям, связанным с насилием, вплоть до убийства. Понятно, что это крайние формы социальной (социопатия) и психической (психопатия) патологии.

Нравственные дефекты, связанные с патологическим развитием личности, неизбежно реализуются в антиобщественном, криминальном либо ином деструктивном поведении подростков , часто сочетаясь с различными отклонениями в иных сферах. Так, к деликвентному (преступному) поведению присоединяется химическая зависимость , промискуитет (беспорядочные половые связи, зачастую с извращениями) и другие девиации.

Для детей младшего возраста при нормальном развитии характерны менее деструктивные формы агрессивного проявления. Преимущественно это эмоциональные вспышки гнева и недовольства в отношении собственных братьев-сестер и сверстников. Это может быть формой неповиновения в отношении старших, прежде всего родителей.

Чтобы понять истоки агрессии в детях, необходимо иметь в виду, что это врожденное биопсихическое свойство любого человека. И ребенок не является исключением, т.е совсем агрессию избежать нельзя (да и не нужно).

Как крайние, деструктивные формы агрессии, так и "нормальные" ее проявления зависят от 2 основных факторов:

  1. способность к саморегуляции в поведении и эмоциональном реагировании (в рамках возрастных норм);
  2. наличие патологических отношений в семье , связанных как с насилием, так и с безнравственностью в поведении старших.

Патологические формы агрессии всегда связаны с уже развитой (либо формирующейся) нравственной и клинико-психологической патологией. Я уверен, что нравственный аспект является безусловно определяющим. Агрессия детей, связанная с аффектами ненависти, ярости, мести, независимо от "безобидности" проявлений, относится к деструктивным проявлениям личности. Ее истоки не всегда очевидны, ведь имеет место и семейная обусловленность, и психологические особенности родителей (включая скрытую и явную патологию), а также биологическое основание (т.н. биологическая подкладка - почва для развития поведенческих отклонений; к этим условиям относятся минимальная патология ЦНС, любые осложнения индивидуально-психологического развития, например, ЗПР).

Заканчивая обзор данной тематики, следует отметить, что агрессия как феномен в деструктивном выражении у детей - почти всегда признак патохарактерологии, начала психопатизации личности. Пример родительских отношений и особенностей эмоционального контакта, наряду с характерными ошибками воспитания, становятся ключевыми факторами развития данного явления

В раннем возрасте младенцы способны определять причинную связь между двумя объектами. Поэтому желательно становиться родителями, когда ваше эго приобрело способность выдерживать длительные неприятные напряжения и развиваться таким образом, выдерживая при этом требования социума. Когда придет ясность в понимании и сомнениях в себе.

Если отношения наполнены нежностью, удовольствиями - они подарят ощущение безопасности и желанности вашим детям, сделают их здоровыми физически и духовно. Незаменимая основа, чувство безопасности, также является самой ранней и наиболее необходимой предпосылкой независимого существования ребенка в будущем. Любой ребенок воспринимает свой мир как реальный; несмотря на это, этот мир-символический. Выражения ребенка важно рассматривать символически, а не интерпретировать рационалистически с точки зрения взрослого сознания. Например, ребенок выражает желание иметь, обладать объектами мира, как и в желании съесть их, это не должно интерпретироваться родителями как агрессивный акт.

Если первичные отношения в большей степени негативны, характерны отсутствием любви , сопровождаются большой тревогой , вызывают агрессивные реакции, они являются наихудшим возможным основанием для развития, опасными. Через эмоционально удовлетворяющие переживания уверенности и надежности от родителей ребенок получит способность выдерживать дискомфорт, менять комфорт на дискомфорт, когда этого требуют обстоятельства. Когда замечаете, что ребенок не справляется с собственными чувствами, вероятность, что ребенка переполняют родительские комплексы, очень велика.

В моей практике были случаи, когда именно дети своим поведением "подсказывали" родителям о необходимости прийти в терапию.

Для агрессивного ребенка важно, чтобы его принимали.

Значение отношения другого человека огромно в жизни любого человека, и не только ребенка. Но именно когда родителям и педагогам выпала нелёгкая доля воспитания и обучения такого дошкольника или школьника, значение принятия его таким, какой он есть, возрастает в разы. Собственно от того, пройдёт ли взрослый проверку ребенком, выраженную в негативных поведенческих реакциях в его адрес, и будет зависеть успех или неудача всех принимаемых мер. Именно поэтому ни в коем случае не следует отвечать выпадом на выпад, зубом за зуб, оскорблением на оскорбление, криком на крик, в общем, ответной агрессией на такого ребенка. Это основное правило эффективного взаимодействия с ним.

Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития

— Уже давно мне не дает покоя один факт: за последнее время значительно увеличилось количество детей, которые находятся на домашнем обучении. Причем не только по медицинским показаниям. Очень велик процент ребят с психологическими проблемами. Раньше такого не было. И, судя по моей практике, дело не в детях, а во взрослых.

Родители приходят к психологам и говорят: «У него проблемы», «С ней что-то не так». И очень сильно удивляются, когда я перевожу внимание на них самих.

Сколько клиентов у меня было, и ни разу ни одна мать или отец не сказали при первой встрече: «По-моему, я делаю что-то не так, ведь моему ребенку плохо». Ни одного такого случая! И это очень грустно.

Считаете, что ругаете во благо? Это правило не работает

— Говоря об агрессии, я бы исключила из обсуждения родителей с зависимостями, которые превращаются в зверей под давлением собственной проблемы. В этой ситуации человек себе не подвластен и по данной теме надо разговаривать отдельно.

Сегодня я бы хотела рассмотреть агрессию с другого ракурса. В большинстве случаев родители считают, что действуют во благо, что без строгости и дисциплины не вырастить хорошего человека, но на самом деле ситуация может развернуться совсем в другую сторону. Если родитель превращается в мучителя, он просто калечит жизнь ребенка.

Еще важно заметить, что материнская агрессия намного страшнее, чем агрессия отцовская. Объясню почему. Мужчина физиологически обусловлен быть более агрессивным. Вспомните, чаще всего папины игры более резкие, соревновательные: он подбрасывает ребенка, играет в догонялки, выпрыгивает из-за угла, может облить водой. Мама же с малышом рисует, что-то мастерит, рассказывает сказки. Это более мягкая энергия. Так решила природа. Конечно, бывают разные папы и мамы, но сейчас я говорю все-таки о самых распространенных случаях.

Мужская агрессия капельная: быстрая, целенаправленная, понятная, по делу. Она более адекватно воспринимается ребенком (не берем в расчет излишнюю жестокость). Женская агрессия имеет накопительный характер, точит постоянно, цепляет за самое больное, она предательская. Поэтому в первую очередь я хочу обратиться именно к мамам.

Скрытая агрессия досталась нам по наследству

— Каковы истоки родительской агрессии? Все дело в том, что наша страна постоянно подвергалась нападениям, семьям приходилось защищаться. Постепенно основной родительской функцией стало обеспечение безопасности детей. Самое главное — чтобы они выжили, все остальное на втором плане.

Времена почти всегда нам доставались тяжелые. Проявлять тепло было некогда. Малыши бегали на улице, падали, били коленки, плакали, но вставали и бежали дальше. В советское время из ребят и вовсе целенаправленно готовили сильную смену: «Дальше! Выше! Быстрее!» Из этих детей выросли твердые личности, которым до сих пор нипочем жизненные трудности. Но никто так и не научил их любви и проявлению своих чувств.

Передавая из поколения в поколение стальной образ поведения: «Не хнычь! Пока не сделаешь уроки, не встанешь! Не бегай! Говори тише!», — мы потеряли что-то очень важное. Только сегодня ситуация потихоньку выравнивается. Люди вспоминают о необходимости поддержки, объятий, поцелуев, разговоров с младшенькими по душам и так далее. Правда, учиться этому часто приходится в креслах психологов. Введен даже термин, который характерезует такое поведение — алекситимия.

Алекситимия — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании собственных эмоций и, как следствие, эмоций других людей;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоций.

Первая реакция на стресс: бей или беги!

— А теперь давайте коснемся агрессии в классическом понимании. Вот представьте. Вы сидите дома. В тишине спокойно и с большим интересом читаете книгу. Тут кто-то резко врывается, начинает размахивать руками и кричать: «Что ты сидишь?! А ну вставай! Бегом туда-то и туда-то!». Какая у вас будет реакция? Даже воображать неприятно, не так ли? Дыхание перехватывает, сердцебиение учащается, происходит выброс адреналина, в общем, организм приводит все системы в режим чрезвычайного положения. А теперь подумайте о ребенке, который живет в такой атмосфере постоянно. Как вы считаете, что он чувствует?

Древние инстинкты никогда нас не отпускают. Первая реакция на стресс у всех людей одинаковая. Есть два варианта: бей или беги! И за считанные секунды мозг должен выбрать подходящую стратегию. Маленький мальчик или девочка, как правило, не может дать сдачи папе или маме (пока не может), поэтому он старается спрятаться и закрыться, ребенок весь сжимается (это касается и внутренних органов) и пытается переждать бурю.

Итогом постоянного давления в детстве становятся следующие варианты поведения во взрослом возрасте:

  • Агрессия, как по отношению к собственным родителям, так и к окружающим, особенно, если по типу темперамента человек холерик.
  • Более слабая организация нервной системы. Так называемая позиция жертвы. Человек в любой ситуации заранее рассчитывает на проигрыш, замыкается в себе, подыскивает такого же агрессивного спутника жизни и покорно плывет по течению, которое часто приносит его к порогу тех самых зависимостей, о которых я говорила в самом начале;
  • Дети, испытавшие в детстве скрытую родительскую агрессию (ее мы еще коснемся), часто становятся филигранными манипуляторами, которые перенаправляют свой скрытый гнев на других людей и открыто или окольными путями вынуждают окружающих делать то, что им нужно. Получают ли они от этого удовольствие? Обычно нет, но что-то внутри заставляет их вести себя именно так.

Лишь единицы переступают через травмы детства, прощают родителей и — самое главное — воспитывают своих детей совсем по-другому. Часто решающую роль в этом играют жизненные обстоятельства, которые помогают бывшим угнетенным душам расправить крылья.

И да, не забывайте, что почти во всех перечисленных вариантах очень вероятен целый букет психосоматических болезней, таких, как гастрит, булимия, анорексия, проблемы с дыхательной системой, тики, бессонница и так далее.

Моя мама — «актриса»

— Когда мы говорим об агрессии, обычно в голове предстает картинка, где угнетатель кричит, бьет угнетаемого. Но это не всегда только так.

Я ни в коем случае не говорю, что взрослые должны кричать на детей, нет! Но порой куда страшнее для психики ребенка, когда его мама — «актриса»: внешне для всех женщина кажется доброй, заботливой и внимательной, а на деле — тиран, просто использующий изощренные методы. Это называется скрытая агрессия или эмоциональная жестокость. Нетрудно представить, что происходит за стенами дома, если в присутствии посторонних маме достаточно просто повернуть каменное лицо в сторону ребенка и… он просто немеет.

Мама не кричит, не поднимает руку, действует в соответствии с общепринятыми канонами поведения, поэтому у окружающих не вызывает подозрений.

Дети таких мам — почти рабы. Каждый день расписан. В первой половине дня — школа, потом музыкальная школа, потом спорт, потом домашние задания параллельно с репетитором по скайпу. Оценка 8 — не оценка. Идеальный ребенок идеальной матери должен получать минимум 9. Никаких шалостей, ибо: «Ты что маленький? Не умеешь себя вести? Сядь».

Поощрений, «обнимашек» и игр от такой мамы ждать не стоит. Но ребенок старается. Старается изо всех сил. И план по взращиванию маленького гения продолжал бы себе спокойно воплощаться. Только есть одна ма-а-а-а-ленькая неприятность — малыш перестает спать. Вообще. Или начинает заикаться. Или, откуда ни возьмись, появляется нервный тик. А потом психологи слышат все то же: «У моего ребенка проблемы». Не у него проблемы, а у вас! И серьезные.

Агрессор — муж! Или все же жена — скрытый манипулятор?

— Конечно, в роли скрытого агрессора может выступать и отец. И это тоже будет иметь последствия. Но, как правило, ребенок больше привязан к матери. И в первую очередь именно от нее он ждет любви, поддержки и ласки. Кстати, я знаю много ситуаций, где в агрессии мужа была виновата жена.

Простой пример. У меня на приеме была семья. Проблема — агрессивный муж, который часто срывается на дочери. Женщина на вид интеллигентная, порядочная, спокойная, но на самом деле — тот самый манипулятор.

Она никогда не кричала на девочку и не ругала ее. Она делала проще. Когда уставший муж приходил с работы, дама деликатным, но бескомпромиссным тоном говорила ему: «Ты помнишь, что ты отец?! А ты знаешь, что получила сегодня в школе твоя дочь? Нет? А ты загляни в дневник». И тут начинались разборки, в которых замученный, еще не успевший переключиться с рабочего режима отец весь негатив и от прошедшего дня, и от посыла жены перекидывает на дочь. Стоит ли описывать реакцию женщины, которой сообщили, что именно она придавила своим эго всю семью? Конечно, такие люди очень редко признают ошибки. И переубедить их трудно.

Советы папам и мамам

— Каждая ситуация индивидуальна. Но все же я бы хотела дать несколько простых советов всем родителям:

  • Не забывайте, что ребенок — это не ваше капиталовложение, не вещь, которая должна хорошо себя вести, приносить высокие отметки и филигранно играть на пианино перед вашими гостями. Не забирайте у него детство. А детство — это побегать по грязи, измерить лужи, попробовать украсить любимую мамину вазу и… нечаянно разбить ее!
  • Обнимайте своих детей, гладьте их по голове, валяйтесь вместе перед сном, обсуждая прошедший день. Тактильные ощущения — это очень важно.
  • Не забывайте хвалить. К сожалению, родители часто слишком бурно реагируют на проступки дочерей и сыновей и слишком мало внимания уделяют их успехам.
  • Не срывайтесь на детях. Перенаправляйте гнев. Найдите для этого свой личный способ.

Я знаю девушку, которая, став мамой, как только начинала чувствовать, что на нее накатывает волна гнева, уходила на минуту в другую комнату и барабанила по столу. Если не было возможности, просто ритмично притопывала, постукивала, хлопала в ладоши. Она делала все, что угодно, но со своей девочкой всегда общалась искренне, спокойно, без криков. И самое интересное, что ту же привычку переняла и малышка. В этой семье разрешается выход гневу. Но не друг на друга. И мне кажется, в этом есть рациональное зерно. Мы не машины, и срывы бывают у всех. Но старайтесь по возможности держать себя в руках.

  • Если в семье неспокойная ситуация, не посылайте вопрос в пустоту: «За что мне этот ребенок?». Сначала спросите себя: «Не мое ли поведение привело к подобному исходу?». Поинтересуйтесь, как все смотрится со стороны, у своих близких. Поговорите по душам с самим ребенком. В конце концов, посоветуйтесь с психологом. Это не значит, что нужно во всем винить себя. Просто важно в один момент сказать «стоп» и спокойно поразмыслить над ситуацией.

И помните вечный закон, который повторяют все психологи мира: первый и главный шаг — признание проблемы. Все можно исправить. Просто надо начать. Поверьте, гармония в семье, улыбка, смех и здоровье ваших детей стоят того, чтобы немного поработать над собой.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей