19.11.2023

Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты. Что говорит о человеке почерк: особенности, примеры, расшифровка и рекомендации Руководитель по связям с общественностью


Я к вам пишу...

Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты

В СССР в период безусловного материализма не только генетика и кибернетика были объявлены лженауками, но и другие весьма полезные учения оказались вне закона. В их число попала и графология - наука, изучающая почерк и манеру письма. С точки зрения тех, кто решал, что нужно народу, а что нет, графология была совершенно бесполезна, ведь по почерку нельзя определить, каких политических взглядов придерживается человек, чем он занимается, с кем общается, есть ли у него родственники за границей и многое-многое другое. Такое баловство не нужно было советскому человеку, и графологию запретили.

В СССР в период безусловного материализма не только генетика и кибернетика были объявлены лженауками, но и другие весьма полезные учения оказались вне закона. В их число попала и графология - наука, изучающая почерк и манеру письма. С точки зрения тех, кто решал, что нужно народу, а что нет, графология была совершенно бесполезна, ведь по почерку нельзя определить, каких политических взглядов придерживается человек, чем он занимается, с кем общается, есть ли у него родственники за границей и многое-многое другое. Такое баловство не нужно было советскому человеку, и графологию запретили.

ПОЧЕРК И ЛИЧНОСТЬ

На Западе же, равно как и в дореволюционной России, о возможностях этой науки знали давно. В Европе первая книга о графологии вышла в 1622 году и принадлежала перу итальянского профессора Камилло Бальдо. Длинное название гласило: "Как узнать природу и характер человека, взглянув на букву, которую он написал". Однако книга не имела большого успеха, в то время умение писать, как и читать, было привилегией немногих.

Россия не отставала. Книга известнейшего русского графолога Зуева-Инсарова "Почерк и личность" стала бестселлером в 20-е годы прошлого века, но русскую школу графологии он создать не успел. В середине 30-х в Советском Союзе все лаборатории, занимавшиеся разработкой новых течений в области психологии, были уничтожены.

Западные психологи и психиатры не могли пройти мимо графологии как мощного средства психодиагностики. Сейчас ее серьезно изучают в Германии, Голландии, США, Израиле. В США, к примеру, создан целый Институт почерка, в маленькой Голландии два графологических общества и две профессорских кафедры. В Израиле, например, графологический тест обязателен при приеме на работу.

Так что же это такое - графология? Анализ почерка ясно показывает основные наклонности человека: решительность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, оптимизм... Или их отсутствие. Надо сказать, что почерк большей частью отражает врожденные черты характера, те, которые изменить очень сложно. Если же человеку удается это сделать, его почерк сразу меняется. У Гете, к примеру, характер, а вместе с ним и манера написания букв, резко изменились, когда поэту было уже далеко за 70.

Для анализа почерка опытному графологу достаточно нескольких строк, написанных на нелинованном листе, в неофициальном оформлении. Понятно, что деловая бумага с присущими ей по стилю полями, отступами, аккуратно выведенными буквами и ровными строками не даст полного представления о характере пишущего. Кроме того, нельзя давать характеристику человеку, исходя только из одной особенности манеры письма.

Например, большой отступ с левой стороны листа, когда человек как бы не решается начать писать, может говорить о нерешительности, однако это будет справедливым лишь в том случае, если буквы начинаются с длинных хвостов и пишутся с очень легким нажимом. Важно помнить и о том, что перемены в психофизическом состоянии меняют почерк. Согласитесь, буквы, которые выйдут из-под вашего пера наутро после бурной вечеринки, будут отличаться от вашего обычного почерка.

Первое, на что обращают внимание, - как оформлен текст. Поля, направления строк, отступы, межбуквенные и междустрочные расстояния. Когда текст со всех четырех сторон окружен примерно равными полями, написан изящными буквами со всевозможными завитушками, скорее всего, человек, его писавший, не лишен артистизма, от природы имеет хороший вкус и незаменим в рекламном или PR-бизнесе. Если бы Дюма-отец не обладал подобным почерком, то мы бы, вероятно, не узнали о приключениях графа Монте-Кристо и о трех мушкетерах. Дело в том, что юношу, только что приехавшего из провинции и ничего не умеющего, взяли на работу писарем лишь благодаря красивому почерку. Это позволило ему остаться в Париже, где впоследствии были написаны его бессмертные произведения.

Но вернемся к графологии. Если почерк не витиеват, а поля равны, значит, человек, руке которого принадлежит написанное, щедр, но не транжира, приобретая что-либо, он руководствуется прежде всего качеством товара.

Когда же пишущий не оставляет полей ни сверху, ни снизу, зато поля слева и справа весьма широки, то он, мягко говоря, слишком щедрый, деньги не задерживаются в его кошельке. Широкие поля слева и узкие справа расскажут драматическую историю о том, как безудержная щедрость переходит в крайнюю скупость, по мере того как заканчиваются деньги. Бывает, узкие поля первых строк постепенно, к низу листа, расширяются - так, что на исписанной бумаге слева отчетливо виден треугольник, острый конец которого направлен вверх. Так пишут люди щедрые от природы, но в силу сложившихся обстоятельств вынужденные экономить. У тех же, у кого "аттракцион щедрости" случается лишь время от времени, а по натуре весьма бережливых, этот треугольник перевернут.

Если поля не соблюдаются и волнисты настолько, что назвать их так можно только условно, значит, речь идет о человеке, не придающем особого значения материальным средствам и замечательно живущем независимо от того, есть у него деньги или нет.

В случае, когда поля настолько узки, что кажется, будто их нет совсем, большая любовь к деньгам и нежелание с ними расставаться могут привести человека к значительным финансовым проблемам. Немаловажным фактором являются и расстояния между словами и строками. Чем они больше, тем легче человеку даются траты.

ЛИДЕР ПИШЕТ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

Бытует мнение о том, что крупный почерк - признак щедрости, однако это не всегда так. Большие буквы, скорее, признак открытости, даже некоторого актерства. Человек, обладающий таким почерком, - лидер. Он хочет быть замеченным и очень огорчается, когда вынужден пребывать в тени. Он не хочет, хотя при желании может заниматься чем-то одним, его пытливый ум охватывает все новые и новые сферы познания.

Чаще всего крупным почерком с сильным нажимом пишут экстраверты, умеющие находить общий язык с каждым и очень гордящиеся этим. Особенно эта способность проявляется у людей, у которых заглавные буквы выделяются своей красотой и даже некой вычурностью. Вообще же крупный почерк, в котором есть оригинально написанные буквы, свидетельствует о творческом потенциале и невнимательном отношении к деталям. Кстати, замечено, что часто большими буквами пишут квалифицированные специалисты.

Мелкий, но в то же время легкочитаемый почерк, буквы которого сохраняют пропорциональность, характерен для скромного застенчивого человека. Обладающий острым и критическим умом, он способен добиться значительных результатов в порученном ему деле. Такой человек обычно спокоен и не позволяет проявляться своим эмоциям, но это отнюдь не значит, что их у него нет.

Про обладателя такого же почерка, но с большими заглавными буквами, можно сказать, что он не так застенчив, как владелец описанной выше манеры письма, и при необходимости он защитит свои права. Если в мелком почерке прописные буквы слишком малы, это говорит о том, что скромность из добродетели превратилась в недостаток. Нужно заметить, что заглавные буквы, в том числе буква "я" в качестве местоимения, зачастую выражают самооценку пишущего.

Почерк мелкий настолько, что написанное читается с трудом, выдает человека очень скрытного и склонного к уединению, хотя часто эти качества порождены чрезмерной чувствительностью и ранимостью.

ЧЕМ НЕРАЗБОРЧИВЕЕ АВТОГРАФ, ТЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕК

О том, что человеком управляет: ум или сердце, - скажет наклон почерка. Люди, у которых рассудок и эмоции уравновешены, пишут почти без наклона, их буквы стоят вертикально, лишь слегка склоняясь влево или вправо в зависимости от того, правша или левша их написал. Когда наклон букв вправо более выражен, значит, по натуре пишущий дружелюбен, склонен к теплым отношениям с людьми, общителен, искренен и терпеть не может одиночества. Он эмоционален и не скрывает своих чувств, однако умеет их контролировать.

С контролем эмоций дело обстоит хуже у того, кто пишет с сильным наклоном вправо. Такой человек способен страстно влюбиться с первого взгляда, а затем так же страстно ревновать предмет своего обожания, в глубине души удивляясь тому, что можно еще на кого-то, кроме него, обращать внимание. Надо заметить, свой темперамент эти люди проявляют не только в любовной сфере. Их активность очень велика, и к любому порученному делу они относятся с большим энтузиазмом, однако нужно не забывать о том, что отсутствие общения для них жесточайшая пытка.

Явный наклон влево говорит о том, что у его владельца эмоции находятся под строгим контролем разума. Безусловно, он может влюбиться, но лишь после того, как тщательно обдумает все плюсы и минусы такого шага. Человек с таким почерком любит выставлять свой интеллект на всеобщее обозрение, критикуя идеи, предложенные не им. Такой человек может быть полезен при обсуждении каких-либо проектов. Бывает, что подростки в период становления личности начинают писать с наклоном влево, но потом, когда все всем доказано, их почерк становится прежним.

Буквы с более сильным наклоном влево говорят о том, что для их владельца характерен жесточайший контроль разума над эмоциями. Любопытно, что человек, пишущий с таким наклоном, бывает очень чувствителен, но иногда контрольные функции разума немного ослабевают, в результате чего случается эмоциональный взрыв. В такие минуты для вас будет лучше находиться на безопасном расстоянии от этого человека...

Почерк, в котором строки или слова, а иногда даже буквы в одном слове написаны с наклонами в разные стороны, свидетельствует о том, что его автор в момент написания переживал стресс или ему вообще присущи резкие перемены настроения.

Жизненный настрой человека легко определить по направлению строк. У людей с реалистичными взглядами на жизнь строки идут ровно вдоль воображаемой линии, они не расстраиваются по мелочам и не обращают внимания на колкости в свой адрес.

Строки оптимистов, как бы они ни старались писать ровно, упрямо идут вверх, и чем круче поднимается строка, тем оптимистичнее настрой. Такие люди никогда не теряют присутствия духа и в любой ситуации видят свет в конце туннеля, чем очень привлекают окружающих. Пессимисты пишут так же неровно, но строки в их письмах как бы падают вниз. Но лишь слегка опускающиеся строчки свидетельствуют отнюдь не о пессимизме, а о сдержанности и осторожности.

Вообще, в психологии понятие круга, его формы неразрывно связано с такими понятиями, как склонность к сотрудничеству, коммуникабельность, способность прийти на помощь в любой момент. Эти качества в полной мере присущи тому, кто пишет круглыми буквами. Такой человек с легкостью идет на компромисс, терпеть не может ссор, обожает приятное общество и в целом очень милый и добрый. В случае, когда крупные, круглые буквы не замкнуты и, словно клювики голодных птенцов, выглядывают из строки, обладатель такого почерка - большой любитель поговорить.

Угловатые буквы, напротив, выдают человека, склонного к компромиссам в гораздо меньшей степени. Он всегда хочет быть лучшим во всем, в достижении своих целей не знает слова "нет". Острые углы букв, в некоторых случаях напоминающие острия копий, говорят о том, что человеку трудно ладить с другими.

Ставя в конце письма или документа свою подпись, мы даже не догадываемся, что за долю секунды создаем свой автопортрет. В книге Моргенштерна "Психографология", вышедшей в 1903 году, воспроизводятся факсимиле Наполеона под приказами по армии после решающих сражений. Вверх, вверх летят буквы на подписях молодого Бонапарта. Вверх бегут после Аустерлица, и они же кляксами взрываются после Бородина. На полпути обрывается автограф в приказе об оставлении Москвы. Жалкая закорючка - Лейпциг. Наконец, последняя подпись на острове Святой Елены неузнаваема: буквы не просто клонятся - безнадежно падают вниз.

Любопытно, что в советские времена подписи партийных руководителей были делом непростым. Чем серьезнее должность, тем меньше разборчивых букв мог начертать человек в своем автографе. К примеру, секретарь горкома имел право на четыре-пять четких букв, руководитель обкома - на три-четыре и т. д. Подписью, состоявшей из одной ясной буквы, мог пользоваться лишь глава государства.

Современная графология изучает, почему человек пишет так, а не иначе, что из этого следует, почему работающий на компьютере выбирает тот или иной шрифт, его начертание, кегль и как все это отражает характер. Кто знает, может быть, со временем электронная графология вытеснит традиционную, а может, они будут развиваться параллельно. Поживем - увидим.

Культура

Ваш почерк может рассказать о более, чем 500 чертах характера .

Согласно исследованию, проведенному компанией National Pen Company в США, размер букв, расстояние между буквами, форма букв и другие признаки могут указывать на различные особенности вашего характера .

Анализ почерка или графология даже используется как детектор лжи и для выявления возможных проблем со здоровьем.

Графология считается псевдонаукой, так как нет достаточно доказательств, насколько точно она определяет психологические и физические особенности личности. Однако некоторые компании используют графологию в процессе приема на работу, а также эти методы применяются в судебных делах.

Характер человека по почерку

Согласно исследованию размер почерка может рассказать, к какому типу личности вы относитесь.

1. Размер почерка:

- Мелкий почерк – говорит о застенчивом или замкнутом, прилежном и щепетильном характере.

- Почерк среднего размера – говорит об уравновешенности и умении легко приспосабливаться к новой обстановке и людям.

-Крупный почерк – указывает на людей общительных, прямолинейных, любящих внимание к себе. Это также говорит о том, что человек склонен делать хорошую мину при плохой игре и притворяется более уверенным, чем он на самом деле является.

2. Расстояние между словами

- Большое расстояние между словами говорит о том, что человек ценит свою свободу и не любит толпиться.

- Маленькое расстояние между словами указывает на то, что человек не любит находиться в одиночестве и может быть навязчивым.

3. Наклон

- Почерк наклонен вправо - человек открыт новому опыту и ему нравиться знакомиться с новыми людьми.

- Без наклона – человек не позволяет эмоциям господствовать над разумом, он логичен и практичен.

- Почерк наклонен влево – человек держится особняком, любит работать незаметно. Если вы правша и пишите с наклоном влево, это может означать бунтарство.

4. Форма букв

- Закругленные буквы – человек творческого и артистичного склада

- Заостренные буквы – указывают на человека агрессивного, глубокого, умного и любознательного.

- Связанные буквы – вы логичны и методичны, осторожно принимаете решения.

5. Поля страницы

- Поля с левой стороны – вы склонны жить прошлым, и вам сложно от него освободиться

- Отсутствие полей – вы не можете сидеть на одном месте и расслабиться, ваш ум постоянно блуждает.

- Поля с правой стороны - вы боитесь неизвестности и постоянно беспокоитесь о будущем

6. Нажим

- Сильный нажим – у вас выраженное чувство долга и вы серьезно относитесь к вещам. Слишком сильный нажим говорит о скованности и отрицательной реакции на критику.

- Легкий нажим – вы чувствительны и сопереживаете людям, но у вас недостаток жизненной энергии.

7. Скорость написания

- Вы пишите быстро – вы нетерпеливы, не любите терять время или ждать

- Вы пишите медленно - вы собраны, методичны и полагаетесь на собственные силы.

8. Подпись

- Неразборчивая подпись - вы скрытны, и вас бывает сложно понять

- Легко читаемая подпись – вы уверены и не притворяетесь тем, кем не являетесь

Что еще можно определить по почерку?

- Высокое кровяное давление – написание с разной степенью нажима может быть одним из признаков высокого кровяного давления, особенно если вы начинаете писать с легкого, а заканчиваете сильным нажимом.

- Шизофрения – когда наклон часто меняется внутри предложения или слова, это может говорить об отсутствии постоянного контакта с реальностью и указывать на шизофрению.

- Болезнь Паркинсона – очень мелкий сжатый почерк известный как микрофагия. Иногда почерк может быть настолько мелким, что даже сам автор не может его прочесть.

- Болезнь Альцгеймера – почерк портится по мере ухудшения умственных способностей. Почерк может стать неравномерным, наблюдаются измененные буквы и дрожь при написании. Письмо начинает замедляться.

Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.

Графология

Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.

На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.

Общая организованность почерка

При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:

  1. Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам.
  2. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности.
  3. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы.
  4. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.

Размер

Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.

Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм.

  1. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию.
  2. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно.
  3. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.

Линии и строки

Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:

  1. Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
  2. Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
  3. Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
  4. Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.

Интервалы

Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.

Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.

Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:

  1. Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
  2. Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
  3. Узкие промежутки характеризуют подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
  4. Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.

Нажим

Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:

  1. Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях.
  2. Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.

Наклон букв

Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.

Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос - "О чем говорит плохой почерк человека?" На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:

  1. Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства.
  2. Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает.
  3. Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность.
  4. Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим.

Как подбираются сотрудники

В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза - она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).

На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.

Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.

Директор

Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.

Топ-менеджер

Личность менеджера - коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.

Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер - средний, а также каждая буква должна быть округлена.

Руководитель по связям с общественностью

Хладнокровный и смелый подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.

Финансист

Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами - допустимо большим.

Инженер

Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.

Хозяйственный работник

Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.

Короткий тест

Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):

  1. Записать в быстром, а затем в медленном темпе предложение из 4-5 слов.
  2. Нарисовать любое животное.
  3. Изобразить геометрическую фигуру.
  4. Направить стрелку в любую сторону.

Быстро реагирует на смену обстановки человек, почерк которого не отличается от его обычного в первом упражнении. животного - эмоций автора. Присутствие углов в геометрической фигуре говорит о неудачах, а округлости - о развитой силе воли. Прямая стрелка показывает наличие правильных целей, а извилистая - указывает на то, что человек больше любит говорить, чем что-либо делать.


Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «...он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».

Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».

Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности... Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.

Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:

Крупный почерк , по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст

вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный , но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания , мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх - инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии , — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, "как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.

Сложите полученные баллы.
35—51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63 : здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98 : самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются "неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121 : это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей