19.02.2023

Ребёнок пишет в зеркальном отражении. Ребенок зеркалит (пишет буквы в зеркальном отражении). Формируем вектор восприятия


Евгения Ларина
Если ребенок пишет зеркально

Зеркальное письмо букв и цифр - один из видов оптической дисграфии (нарушение письма, обусловленное несформированностью зрительно-пространственных функций).

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности : Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю – «смотрят» в правую сторону; 3, Л, У, Ч, Э, Я – в левую.

Зеркальное написание букв бывает свойственно переученным левшам. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. А также могут писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо) .

Предпосылки «зеркального » письма можно выявить, когда ребенок еще не владеет грамотой. Нужно взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка , чтобы он, глядя на ваш образец, сделал то же самое. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально » . То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально . С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки.

Особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Решать проблему нужно именно в дошкольном возрасте, не дожидаясь появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их предупредить.

1. Развитие зрительной памяти :

А) «Что появилось в ряду» ?

Ребёнок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице, назвать их, затем, перевернув страницу, ответить на вопрос : «Что появилось в ряду?»

Б) Рассмотрите вместе картинку, пусть ребёнок постарается запомнить все детали. Затем закройте книжку и задайте ребёнку вопросы по картинке, например : «Кто сидел за столом?» , «Какого цвета была рубашка у ёжика?» , «А у белочки?» , «Что лежало под столом?» , «Был ли на полу коврик?»

2. Развитие ориентировки в пространстве, в собственном теле и на листе бумаги.

Начинаем с различения правой и левой руки. Учим различать понятия «вверху» и «внизу» . Затем учим ориентироваться в собственном теле, например, находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить , что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов : Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?

Потом можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например : тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка , ручка слева от тетради и т. п.

И только после этого ребенок сможет , наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

3. Развитие мелкой моторики рук. Использование массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, заданий на дорисовывание частей предметов, узоров; работа с ножницами, пластилином, рисование акварелью, восковыми и школьными мелками, карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками…

4. Учим сопровождать пальчиком по ходу написания буквы, строчки письма.

5. Написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).

6. Мультисенсорный подход к изучению букв :

Лепка букв, например, из солёного теста. Высота букв должна быть не меньше 5 см, а образец с буквами должен находиться перед глазами;

Изображение букв с помощью всего тела;

Письмо рукой огромных букв в воздухе;

Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка , узнать буквы на ощупь и т. д.)

Моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например : из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К) . Конструирование букв из элементов : овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

7. Распознавание зашумленных (наложенных друг на друга, заштрихованных и т. п., недописанных, перевернутых букв.

8. Кинезиологические упражнения (смотрите следующую статью) .

9. Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например : Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать , из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит» . Затем переходить к письму слогов, слов и предложений с этими буквами.

Необходимо выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность » .

Перед глазами ребенка всегда должны быть плакаты с изображением букв алфавита.

В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо, так и за способом написания каждой буквы. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном » написании цифр.

Публикации по теме:

«Если ваш ребенок начал заниматься с логопедом». Памятка для родителей Поверьте, у него будет хорошо поставлена речь, даже если сейчас имеются речевые проблемы. Вы сможете этого добиться, если готовы хорошенько.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? 1 Различает ли ребенок понятия "справа" и " слева"? Ребенок должен уметь выполнять задания правильно: покажи свое левое ухо, правую ногу.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?» Консультация для родителей: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ?» Многие родители не хотят мириться с положением,.

Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Подготовила: Коновалова Наталья Михайловна, воспитатель.

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет - это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов - всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений - еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

  • Одни родители лишь посмеиваются, когда видят, что их кроха пишет буквы и цифры «задом наперед», полагая, что в школе научат, как надо. Другие же сильно переживают по этому поводу, опасаются, не является ли это патологией развития, и начинают искать способы коррекции.

    Ребенок пишет в зеркальном отражении: норма или патология?

    У маленького ребенка нервная система и головной мозг развиваются с определенной, запрограммированной от природы скоростью, поэтому теми или иными навыками малыш полноценно сможет овладеть лишь в подходящем для этого возрасте, когда созреют все необходимые для данного действия функции нервной системы и отделы головного мозга.

    Однако некоторые родители, и даже педагоги, будучи одержимы идеей раннего развития, не учитывают этого, и стараются форсировать процесс обучения. И тогда дитя, у которого еще не сформировались, как следует, процессы зрительного анализа, синтеза и пространственные представления, начинают учить читать и писать. В результате малыш читает, но не понимает смысла прочитанного, а пишет «почерком Леонардо» – в зеркальном отображении.

    Скорректировать последствия раннего обучения бывает порой непросто, поэтому не следует начинать учить кроху чтению и письму до тех пор, пока он не научился различать правую и левую руки, сравнивать предметы по форме и величине, различать направления в пространстве. То есть, до того, как приступать к обучению грамоте, малыша следует научить различать предметы по таким признакам как: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче. Также он должен уметь называть направления в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Перед обучением письму важно научить дитя еще и правильно употреблять предлоги, обозначающие расположение предметов друг относительно друга (перед, за, около, над, под).

    Всеми вышеперечисленными навыками дети овладевают в возрасте 5-6 лет, поэтому обучать письму до 5,5 лет не нужно. У некоторых детей, чаще это касается мальчиков, соответствующие отделы головного мозга развиваются чуть медленнее. Таким образом, дети до 7-8 лет могут ошибаться в написании букв и цифр, и это абсолютно нормально.

    Если же вас гложут сомнения, не пора ли обратиться к дефектологу, то попробуйте провести простой тест: покажите ребенку, неправильно написавшему буквы в слове, правильный вариант написания и спросите, написано ли у него так же, как на образце. Если у малыша нет никаких нарушений в развитии, то он сам увидит свою ошибку.

    Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту?

    Особого внимания при обучении письму требуют дети с явной или скрытой леворукостью, так как левши несколько иначе, нежели праворукие, воспринимают пространство и имеют некоторые особенности в зрительно-моторной координации.

    В отдельную группу можно выделить детей со скрытой леворукостью. Эти дети научились выполнять разные трудовые операции правой рукой, но ведущей у них является все же левая рука, а проявляется это чаще всего в ситуации стресса. Выявить скрытую леворукость можно, предложив ребенку выполнить незнакомое ранее действие новым для него предметом (например, вскопать землю в цветочном горшке с помощью тяпки). Дети со скрытой леворукостью обычно берут незнакомый предмет не правой рукой, а левой, хотя едят и рисуют так, как их учили – правой рукой. Скрытые левши очень часто пишут в зеркальном отображении не только буквы, но даже целые слова и предложения.

    Коррекцией «зеркального» письма у левшей должен заниматься специалист, так как помимо этого недостатка при освоении навыка письма леворукие дети и, особенно, скрытые левши, встречаются и еще с рядом других трудностей. Сами трудности и степень их проявления могут быть очень индивидуальными, поэтому и при коррекции требуется индивидуальный подход. Если ваш ребенок пишет буквы в зеркальном отображении и является явным или скрытым левшой, то вам необходима консультация врача-логопеда.

    А вот детям, у которых дисграфия связана с особенностями развития нервной системы и головного мозга, потребуется не только помощь логопеда и дефектолога, но и консультация врача-невропатолога. После ряда обследований, которые помогут оценить состояние ребенка, врачи не только подберут индивидуальную коррекционную программу, но и предложат специальные процедуры или медикаментозное лечение.

    «Зеркальное» письмо: методы коррекции

    Если у вашего ребенка нет описанных выше особенностей развития, то скорректировать написание букв и цифр в зеркальном отображении вполне под силу самим родителям. Начинать работу следует с упражнений, закрепляющих умение ориентироваться в пространстве (найди у себя правое ушко, левый глаз, правое колено; что находится справа от тебя, слева, впереди и т.п.). Затем нужно перейти к упражнениям на копирование узоров, рисунков и геометрических фигур, потом детям предлагаются графические диктанты и рисование по клеткам. Хорошая игра для коррекции «зеркального» письма: напишите половину буквы, пусть малыш дорисует оставшуюся половину.

    Старайтесь в повседневной жизни играть с ребенком в игры, развивающие его мелкую моторику: собирать игрушки из конструктора, лепить, рисовать и раскрашивать, делать аппликации, работать с природным материалом, бисером, песком. При изучении букв используйте прием моделирования из разных материалов: буквы можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина и соленого теста, выкладывать из пуговиц, риса, фасоли или гречки.

    При освоении грамоты подключайте все возможные тактильные ощущения. Например, рисуйте букву пальцем на спине у ребенка, а он пусть старается угадать, что это за буква. Используйте в коррекционной работе и любимую всеми детьми игру «Чудесный мешочек». Сначала кладите в мешочек небольшие предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что он держит в руке. Затем к предметам можно добавлять выученные буквы из магнитной азбуки, а малыш на ощупь должен определить и назвать букву, которая попалась ему в руку.

    Следующий этап работы – это реконструирование букв, то есть превращение одной буквы в другую (например, чтобы из Ж получилась К надо убрать две палочки) и игра «Найди ошибки», в которой ребенку предлагается помочь какому-нибудь сказочному герою найти ошибки в письме (в словах некоторые буквы умышленно перевернуты).

    В процессе коррекционной работы обязательно используйте наглядные материалы: повесьте дома яркий плакат с буквами и картинками. Неплохо, если плакат будет еще и «говорящим» – при нажатии на изображение буквы пособие ее озвучивает. Также используйте в работе магнитную азбуку и специальные коврики-вкладыши.

    На заключительном этапе работы ребенку предлагают написание диктантов: сначала диктуются только отдельные буквы, а затем и несложные слова. При написании диктантов важно, чтобы ребенок писал в строке слева направо, а элементы букв дописывал только с правой стороны и сверху вниз.

    Практически всегда дети, которые пишут буквы в зеркальном отображении, то же самое проделывают и с цифрами. Коррекционная работа над правильным написанием цифр ведется точно так же, как и с буквами.

    В играх и развлечениях для детей, страдающих зеркальным письмом, полезно использовать всевозможные конструкторы, разрезные картинки, пазлы, детское домино (с буквами и цифрами), лото, лабиринты и мозаики.

    Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

    Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.

    Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.

    Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.

    В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.

    Очень часто родители замечают, что их ребенок старшего дошкольного или младшего школьного возраста пишет буквы или цифры, а зачастую и то и другое, не в ту сторону. В случае, если ребенок пяти-шести лет только учится печатать (писать) и зеркально пишет буквы или цифры, то, по мнению известного нейрофизиолога Т.Г. Визель, в течение трех месяцев эти ошибки являются нормой. Если же по истечению указанного срока ребенок продолжает печатать зеркально, то ему требуется помощь. По данной методике помощь ребенку может оказать не только логопед, но и родитель. Методика очень проста в применении, очень нравится детям, так как они воспринимают занятие как игру.

    Прежде всего, опираясь на традиционные методы коррекции оптической дисграфии, мы учим ребенка ориентироваться на листе бумаги (верх-низ; право-лево; середина, верхний правый угол и т.д.) Для этого мы делим лист А4 на 4 части (получаем четыре прямоугольника), просим ребенка показать верхнюю и нижнюю половинку; правую и левую половинку. После этого мы предлагаем ребенку показать правый верхний и левый верхний прямоугольник; правый нижний и левый нижний прямоугольник.

    Далее мы начинаем работу над русским алфавитом. Прежде всего, необходимо убедиться, что ребенок безошибочно называет все буквы без опоры на картинку-подсказку. Далее, рассматривая с ребенком буквы русского алфавита на отдельном плакате, висящем на стене, мы обращаем внимание ребенка на то, что все буквы пишутся прямо (А, Ж), либо вправо (Г, С). Далее, выбираем с ним буквы-хулиганки, которые пишутся влево, обводя их в кружок. Проанализировав последовательно все буквы, мы делаем вывод, что у нас есть «банда левых букв», состоящая из 7 букв, которые пишутся влево (З, И, Й, У, Ч, Э, Я) . Ребенку необходимо запомнить эти буквы, но, как показывает наш опыт, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста очень редко запоминают эти буквы-исключения, опираясь на слуховую память. Для лучшего запоминания мы подключаем зрительную память. Берем лист бумаги, делим его на 7 частей, в каждом квадратике мы пишем печатную букву (если мы работаем со школьником, то под печатной записываем письменную букву) и схематично рисуем рисунок, название которого начинается с данной буквы. Опираясь на зрительную память, ребенок запоминает эти 7 картинок, при возникновении сомнения в написании буквы он вспоминает, относится ли данная буква к «банде левых букв» или нет (рисовал ли он что-нибудь на эту букву). Когда ребенок до автоматизма заучивает «банду левых букв», зеркальное письмо постепенно корригируется.

    Еще легче корригируется зеркальное написание цифр. Подводим ребенка к числовой прямой и обращаем его внимание на то, что все цифры пишутся прямо (0, 8) или влево (1, 2). Но есть только одна «хулиганка» - цифра 6, которая пишется вправо. Запоминаем ее. Постепенно зеркальное написание цифр исчезает.

    6


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей