09.10.2023

Почему луна бывает разной формы? Почему Луна меняет форму? Фазы Луны Секреты красавицы Луны


Ещё недавно к нам в окошко Светила белая лепёшка, А нынче вдруг горят в окошке Бычка серебряные рожки. Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не съели. Но осталась в небе только Апельсиновая долька.

Ещё в древности люди заметили, что Луна меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она - серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды. Послушайте, одну такую сказку.

"Почему у Месяца нет платья" (сказка) Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл Месяц за платьем. А платье узко и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл Месяц за платьем. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришёл к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашёл. Так и остался Месяц без платья.

Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна сама не светит. Она только отражает лучи и посылает их на Землю.

Раз она не светит, то мы видим только ту её часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по – разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.

На Луне можно увидеть тёмные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Тёмные пятна - это ровные участки (равнины)

На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов - камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара до 130 градусов, а ночью - мороз - 170 градусов.

Вращение Луны вокруг Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

Что такое спутник? Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.

Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29, 5 дней.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2 -3 дня.

С Земли Луну изучают с помощью телескопа. Людям удалось несколько раз побывать на Луне. Изучение Луны происходит с помощью луноходов.

Лунные моря. Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.

Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

Горные районы Луны. Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окруженные холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о естественном спутнике Земли - Луне, ее особенностях.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков учебника;

Коммуникативные: строить монологические высказывание, слушать собеседника.

Личностные результаты

Понимать целостную картину мира.

Основные понятия и определения

Спутник Земли

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Луна. Научимся изготавли-вать модель Луны.

Вспомните, что вы видели на ночном не-бе, кроме звёзд.

Изучение нового материала

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете?

Объясните с помощью ри-сунка-схемы.

По своим наблюдениям расскажите, как из-меняется внешний вид Луны. Почему же это происходит?

Вылепите из пластилина модель Луны, пра-вильно показав её форму.

С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз
Луна сама не светит, мы можем видеть только ту часть, которая освещена
Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её ферма меняется.

Самостоятельное применение знаний.

1.Что такое Луна? 2. Какую форму имеет Луна? 3. Почему Луна выглядит по-разному? 4. Как люди изучают Луну?

Почему луна бывает разной формы?

почему луна бывает разной презентация 1 класс

Почему Луна выглядит как будто она меняется?

Почему мы не всегда видим полную Луну ?

А почему Луну днем иногда видно, а иногда нет?

Наблюдая за Луной, люди давно заметили, что вид ее на вечернем небе меняется. То она полная, круглая, то видна одно ее половина, то – узкий серпик. Что же с ней происходит? Оказывается, ничего с ней не происходит. Луна всегда остается твердым, каменным шаром, целым и невредимым. Что изменяется на самом деле, так это величина видимой нами освещенной поверхности . Как и все планеты, Луна самостоятельно не светится. Светлой бывает только часть лунного шара, . Другая часть Луны остается темной.

Луна – спутник Земли. Она вращается вокруг нашей , и на каждый оборот уходит почти месяц. При этом Луна поворачивается то полностью освещенной стороной, то частично освещенной, то темной. Оттого вид ее на нашем в течение месяца непрерывно меняется.

Когда Луна оказывается между Землей и Солнцем, то к нам повернута ее неосвещенная половина. Потому с в этот период (новолуния) мы ее совсем не видим (см. рис. 1).

Когда Луна освещена сбоку, мы видим половину ее освещенной части (см. рис. 2).

Когда Луна, оказывается, от Земли с другой стороны, она обращена к нам всей освещенной половиной лунного шара. Мы видим на небе светящийся круг. Этот период называется полнолунием (см. рис. 3).

Секреты красавицы Луны

Поверхность Луны имеет много различных чудес. Над этими чудесами ученые Земли все еще ломают головы. Посмотрим, например, на, так называемую, Прямую стену. Это одно из самых удивительных сооружений на Луне. Выглядит оно словно проведенная по линейке очень ровная прямая линия в виде ступеньки, высотой с огромный небоскреб. А длина этой ступеньки составляет почти 100 метров.

А еще на Луне имеются световые , расходящиеся от кратеров по нескольким различным сторонам. Как получаются такие лучи, до сих пор никто не знает.

Также ученые не могут решить вопрос о происхождении Луны, ее образования в глубокой древности, примерно около пяти миллиардов лет назад. Может она была сначала раскаленной, а затем медленно остыла, или же, совсем наоборот, была совершенно холодной, а уже после, начала разогреваться? Какая имеется связь между нашей планетой и ее спутницей Луной?

Иногда даже, кажется, что чем больше мы узнаем о Луне, тем все больше на ней появляется множество новых и , и рождается масса новых вопросов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Почему Луна бывает разной? Учебник: Окружающий мир. 1 класс. Плешаков А.А. Учитель: Антипова И.И. Москва, 2016

Почему Луна бывает разной?

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.

Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.

Луна сама не испускает света, она, как зеркало, отражает свет Солнца. Секрет Луны. Как она светит..

Что такое спутник? Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Земля больше Луны в 6 раз. Луна-это спутник Земли. Сравни размеры Земли и Луны.

Вращение Луны вокруг Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

А как ученые изучают Луну?

На Луне тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря, но в них нет воды. Тёмные пятна – это ровные участки. На Луне видны лунные кратеры. Они образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Что мы видим на поверхности Луны, глядя в телескоп?

Лунные моря. Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.

Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

Горные районы Луны. Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окруженные холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов.

Луноход. Автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.

Почему на Луне не живут люди? На Луне нет воздуха. Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.

День длится две недели, затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры + 130 градусов. Когда наступает ночь, камни быстро охлаждаются и мороз достигает температуры – 170. градусов.

1. Если тебе захотелось попрыгать, учти, что подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле,и падать будешь гораздо медленнее. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше. 2. Будешь прогуливаться – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарём. На Луне один наш день длиться 2 наших недели. 4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Там вообще нет воды, нет облаков, туманов и радуги. Дожди только метеоритные и каменные. 5. Не забудь, что разговаривать сможешь только при помощи Радиопередатчиков. Звуков на Луне нет. Это из-за того, что нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как днём поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а ночью охлаждается до -170 градусов. Несколько советов, улетающим на Луну

Спасибо за внимание!!


Цели урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

Задачи урока:

  • Образовательные : обогатить знания обучающихся сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.
  • Развивающие :
    • развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
    • развитие умений и навыков работы на компьютере МаcBook;
    • развитие умений работать в паре.
    • Воспитательные : воспитание коллективизма.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры МаcBook.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Приветствие

Презентация , 1 слайд – Окружающий мир

2. Актуализация знаний

Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу

2 слайд – Загадки про Солнце и звезды

Загадки (Солнце, звезды)

– Что вы узнали про Солнце?
– Что вы узнали про звезды?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?

3. Мотивация учебной деятельности

– А чтобы узнать, что еще можно видеть ночью на небе, отгадайте загадку.

3 слайд – загадка про Луну

4. Работа по теме урока

– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

4 слайд – Тема урока «Почему Луна бывает разной?»

5 слайд – Цели урока:

– Сегодня на уроке, ребята,мы

  • узнаем, что такое Луна.
  • узнаем, какую форму имеет Луна.
  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • узнаем, как люди изучают Луну.

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

6 слайд – Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

7 слайд – Спутник это…

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

8 слайд – Луна вокруг Земли – природный спутник

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

9 слайд – Искусственный спутник

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.

10 слайд – Луна из космоса

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

11 слайд – Жёлтая Луна

– А почему так?

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

12 слайд – Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

13 слайд – Заставка на время работы на МаcBook

– А сейчас, ребята, откройте компьютеры и нарисуйте в программе «ПервоЛого» одну из фаз Луны, которую мы видим с Земли. Работа в парах.

– А теперь полетим в космос.

14 слайд – От Луны до Земли отделяет…

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

15 слайд –Физминутка для глаз «Звездочёт»

16 слайд – Вид с Луны

– Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте в программе «ПервоЛого» ,как выглядит наша Земля с Луны.

– Возвращаемся на Землю.

17 слайд – Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

18 слайд – Луноход

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…

19 слайд – Кратеры Луны

– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

20 слайд – Почему люди не живут на Луне?

5. Итог урока

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет –)

21 слайд – Тест

– А теперь проверьте правильно ли вы выполнили это задание.

22 слайд – Проверь себя

6. Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.

23 слайд – Смайлики

Спасибо всем за урок. Молодцы!


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей