01.08.2023

Как завести маятниковые наручные часы. Нужно ли заводить часы с автоподзаводом


После приобретения механических часов важно взять в привычку следить за их заводом . Чтобы часы не останавливались в самый неподходящий момент и вам не приходилось узнавать точное время, чтобы заново его выставить, - просто следите за заводом. Большинство часов не имеют индикатора запаса хода, так что заводить часы надо самостоятельно.

Главный признак, по которому различаются часы в данном случае, - это наличие или отсутствие автоподзавода. Автоподзавод, как и следует из названия, автоматически «заводит» часы без вашего участия. Но он есть далеко не на всех моделях. И все таки, как правильно заводить механические наручные часы ?

Как завести механические часы без автоподзавода

Итак, следуйте простым правилам :

  1. Заводите часы только по часовой стрелке , предварительно сняв их с руки (таким способом минимизируется нагрузка на механизм).
  2. Если вы ещё не знаете, на какой срок хватает запаса хода (то есть насколько чувствительны часы), начните с 3–5 оборотов заводной коронки. Ориентиром должен служить момент, в который вы почувствуете, что часовой механизм явственно сопротивляется дальнейшему прокручиванию головки . Как только вы это ощутили, следует прекратить завод.
  3. Удобнее всего заводить часы утром и/или вечером . На самом деле, нет никакой традиции и никакого обязательного требования. Просто именно утром и вечером чаще всего есть время спокойно, без спешки, завести часы.

Как показывает практика , часы, которые регулярно заводят, работают стабильнее и идут точнее. Причина проста: механизм гораздо более стабилен, когда пружина находится в постоянно заведённом, а не в постоянно расслабленном состоянии.

Как завести механические часы с автоподзаводом

Автоподзавод обычно работает от естественного движения руки при ходьбе. Поэтому следуйте таким правилам :

  1. Если вы носите часы регулярно , их не надо заводить.
  2. Если вы больше суток не надевали часы , заведите их, сделав 3–4 оборота коронки по часовой.
  3. Если 3–4 оборотов по какой-то причине не хватает , можете делать больше. Обычно часы с автоподзаводом снабжены защитой от перегрузки, так что слишком сильный ручной завод им не повредит.

Обычно автоподзавод может обеспечить 24 часа безостановочного хода и более . Но часто это зависит ещё и от интенсивности движения руки при ходьбе.

Надо ли заводить часы при переводе времени и при хранении?

При переводе стрелок (настройка времени, переход на летнее или зимнее время) следуйте таким правилам :

  1. Если за последние сутки вы уже заводили часы хотя бы один раз , то снова заводить их не надо.
  2. Стрелки нужно продвигать только вперёд (то есть не против хода) и понемногу , а не одним продолжительным движением, чтобы не подвергать опасности минутный триб.

И не забывайте, что крутить коронку надо только вперёд . Тогда ни муфта, ни триб не выйдут из строя и не износятся. Иногда во время завода можно чуть-чуть прокручивать механизм в обратную сторону - это позволяет внутренней смазке лучше распределиться и предотвратить истирание подвижных частей.

Если вы по той или иной причине не носите часы долгое время, а просто храните их, то рекомендуется заводить их вручную не меньше раза в месяц . Благодаря этому, смазка не застаивается, а механизм не ветшает.

В видео и текстовой инструкции мы подробно расскажем о тот, как правильно заводить механические часы.

Перед тем, как заводить часы, советуем ознакомиться с инструкцией, к ним прилагающейся . В ней должны быть прописаны некоторые рекомендации по поводу того, как заводить механические часы. Дело в том, что у каждой модели/бренда есть свои особенности .

  • Снимите часы с руки, во избежание излишнего давления на заводную коронку.
  • Желательно для завода выбрать одно и то же время. В этом случае суточная погрешность будет идентична.

Механические часы подразделяются на: механические часы с ручным заводом и механические часы с автоподзаводом.

Как заводить механические часы?

Изначально они заводятся на 35-40 оборотов. Современные механизмы сделаны таким образом, что часы «перезавести» невозможно. Но это не значит, что крутить заводную головку можно до фанатизма. При полном заводе они проработают 36-40 часов в зависимости от механизма.

Как заводить часы с автоподзаводом?

При постоянном ношении часы подзаводятся с помощью ротора.

Механические часы с автоподзаводом при первом использовании или после длительного перерыва в эксплуатации необходимо завести примерно на 8-10 оборотов*, вращая заводную головку по часовой стрелке. При подзаводе часов вручную не следует делать более 20 оборотов.

Чтобы избавить себя от процесса завода часов, вы можете приобрести специальную шкатулку - виндер. В ней часы находятся в постоянном движении, и переживать об их заводе не придется.

*Некоторые производители делают механизмы, которые заводятся только от движения, например, Orient.

Если при заводе часы потрескивают, причиной может быть поломка или износ заводного колеса. В обоих случаях колесо следует заменить. Заводное колесо может быть перекошено; чтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить. Наконец, в ось заводного колеса могла попасть грязь. В этом случае деталь надо промыть.
- Если туго переводятся стрелки, то причина, скорее всего,- заводской дефект переводного колеса, которое следует заменить.
- Если механизм не переключается с перевода стрелок на завод, надо проверить, не прижат ли заводной рычаг переводным (в этом случае отогните рычаг) или не ослабла ли пружина заводного рычага (пружину придется заменить).
- Если механизм завода выключается самопроизвольно, это значит, что фиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из паза. Отогните пружину вниз.
- Если заводной вал вращается рывками из-за того, что погнут, следует выпрямить или заменить его.
- Если пружина не держится в заведенном состоянии, это значит, что сломана пружина собачки, которую надо заменить, или отвернулся винт собачки (тогда достаточно затянуть его).
- Если пружина туго заводится, следует смазать заводное колесо.
- Если часы не заводятся, значит, заводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка.
- Если при заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срывается, значит, она лопнула в пределах 2-3 первых витков.
- Если минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблата, значит, погнута ось центрального колеса.
- Если механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелок, то необходимо заменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом).
- Если при переводе стрелок слышится треск, так как зубья вексельного колеса сломаны или погнуты, следует его выпрямить или заменить.
- Если при заводе пружины стрелки быстро вращаются, следовательно, сломалось одно из колес в основной колесной системе. Осмотрите ее и замените сломанное колесо.
- Если колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за друга, надо проверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль.
- Если сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечности, замените пружину.
- Если часы спешат и при этом слышится дополнительный стук, это значит, что заводная пружина слишком сильная и ее следует заменить.
- Если полностью заведенные часы останавливаются раньше времени, причина в том, что пружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества масла. Промойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой. Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить.
- Если часы идут вяло, следует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она.
- Если часы заводятся с трудом, то, скорее всего, от отсутствия масла в точке соприкосновения пружины и барабана. Смажьте пружину.
- При ходе часов слышен звон спирали: она периодически задевает близко расположенные детали.
- Календарь срабатывает неправильно по следующим причинам: диск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнут, диск лучше заменить; с трудом вращается из-за попавшей стружки или пыли (ее надо счистить), не затянуты винты крепления диска (закрепить), слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора.
- Если часовое колесо зажато циферблатом, его необходимо прогнуть.
- Если циферблат качается из-за плохого закрепления в платине или из-за сломанной ножки циферблата, надо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат.

Если циферблат сместился от центрального положения, отогните ножки циферблата и установите его по центру.
- Если стрелки соприкасаются друг с другом, установите их правильно.
- Если механизм качается в корпусе, затяните винты крепления.
- Если заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелок, следует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычаг. В этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты.
Если часы останавливаются без видимых причин, проверьте следующие узлы:
-сцепление минутника с ведущим колесом. Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел;
- может быть сломан или погнут зуб часового колеса, тогда надо заменить часовое колесо.
Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки. Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт.
Если часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозией, то ее можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их.
Часы могут останавливаться из-за того, что погнуты или срезаны зубья барабана, в этом случае надо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой.
Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку.
Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль. В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована.

Сегодня наручные механические часы - это большая редкость, и многие не знают, как их заводить. Такие часы уже успели стать раритетом, а те редкие экземпляры (да еще и в хорошем состоянии), которые попадают в наши руки, необходимо беречь как зеницу ока. Этот механизм может иметь различное строение, поэтому и требует разного подхода. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как заводить часы с различными механизмами

Любые часы нужно заводить спокойно и не торопясь, чтобы не повредить колесико и коронку завода - это крайне уязвимые детали. Для некоторых видов часов важна периодичность и соблюдение точного промежутка между подзаводами. Ниже представлены рекомендации, которые помогут разобраться, как заводить часы с различными механизмами.

Как заводить механические часы

Совсем несложно научиться правильно заводить механические часы, причем как женские, так и мужские. Главное, делать это нужно регулярно, изо дня в день, в одни и те же часы. Многие люди считают, что завод требуется только по утрам, но это не совсем так. Причем совсем неважно, когда заводить механизм, важно делать это приблизительно в одно и тоже время.

Как заводить часы с автоподзаводом

Не составит труда заводить часы с автоподзаводом, ведь в них механизм не такой требовательный. Поэтому часы идеально подойдут для ежедневного ношения. Делать такой же завод, как и у механических часов (регулярно в одно и тоже время), в часах с автоподзаводом не требуется. Заводить их можно через день, так как они могут «ходить» до 48 часов.

  • Заводить часы, как механические, так и те, которые обладают механизмом автозавода, можно только крутя стрелки вперед, двигая заводное колесико до упора. Что до установки стрелок, то крутить колесико при этом можно как против, так и по часовой стрелке, в ту сторону, куда будет меньше оборотов;
  • Если необходимо установить время, то круговые движения нужно делать прерывистыми (по несколько оборотов), а не одним непрерывным поворотом. Часовые мастера утверждают, что это поможет уберечь минутную шестеренку от поломки;
  • Если часы оснащены календарем, его накручивать нужно также плавными и неспешными движениями. Механизм устройства очень «нежный» и не рассчитан на слишком высокую нагрузку;
  • Заводить часы можно двумя способами, и оба они будут правильными. Первый из них - вращать заводное колесико лишь вперед, и второй - туда-сюда, то есть - вперед-назад. При этом следует отдать предпочтение первому варианту, ведь в этом случае не изнашиваются заводные шестеренки и кулачковая муфточка. Использование второго варианта завода также не навредит часам, поскольку при вращении колесика вперед-назад, происходит должная смазка всех деталей механизма;
  • Недопустимо прикладывать слишком большую силу при вытаскивании колесика завода. Если при этом чувствуется сопротивление, головку нужно вращать очень плавно, при этом нежно вытягивая ее. Это движение поспособствует регулировке кулачковой муфты и других деталей механизма перевода стрелок;
  • Чтобы вернуть головку колесика на место, следует, вращая, также без особых усилий, утопить ее ближе к основанию часов;
  • Если кручение заводного колесика происходит с усилием, то перед тем, как завести наручные часы, можно отдать их мастеру по ремонту часов, чтобы он смазал механизм. Это убережет изделие от поломок.

Несмотря на сложность конструкции, механические часы остаются одним из самых надежных и долговечных механизмов, когда-либо изобретенных человеком. Сама история распорядилась таким образом, чтобы данный измерительный прибор сохранял точность в самых суровых условиях. Нет смысла вдаваться в обширный исторический экскурс в статье об уходе за механическими часами, но все же стоит заметить, что их появление тесно связано с одной из проблем морской навигации, в то время как хорошо знакомые всем наручные часы появились благодаря войнам конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Современные механические часы являются пускай и надежным, но при этом крайне сложным, а значит уязвимым для внешних воздействий механизмом, который требует определенного ухода.

Часы Vacheron Constantin без циферблата

Главным врагом любого хронометра, как и любого другого сложного устройства, является в первую очередь человек. Именно поэтому первым самым необходимым, потому что действенным, шагом для любого владельца часов, должно стать знакомство с инструкцией. Как бы банально не звучал этот совет, но именно он является самым верным. Большинство производителей снабжают свои изделия точной инструкцией, где подробно описаны конструктивные особенности ухода за механическими часами, перечислены возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации, названы желательные сроки для профилактического осмотра, а также содержится полный список категорически неблагоприятных факторов. Словом, инструкция написана ровно с той целью, чтобы владелец мог самостоятельно понять, для чего его часы создавались в первую очередь, что с ними делать нежелательно, а что категорически нельзя. Поэтому всегда читайте инструкцию.

Если инструкции по каким-либо причинам под рукой не оказалось, ее всегда можно скачать с сайта производителя, однако в качестве ликбеза необходимо помнить следующие вещи.

Любые механические часы нуждаются в уходе, профилактическом ремонте . Выпускающая компания обычно называет (в инструкции!) точные сроки, но в среднем они варьируются в пределе от 3 до 5 лет. Лучше всего отнести часы в сервисный центр, который специализируется именно на часах вашей фирмы, так как часовой механизм требует довольно сложных в изготовлении деталей, и получить их можно только от непосредственного производителя. Кроме того любые часы нуждаются в периодической замене смазки и регулировке точности хода, то есть в тех работах, которые крайне не рекомендуется проводить самостоятельно, не обладая при этом специальными навыками.

В часах от Roger Dubuis используются сразу четыре балансировочных механизма. Такие часы лучше не ронять

Стоит так же учитывать, что хотя современные механические часы и разрабатывались с учетом военных нужд, тем не менее они чувствительны к сильным ударам и вибрации, их механизм уязвим к воздействию влаги, и на них крайне неблагоприятно влияют магнитные поля. Естественно, большинство производителей так или иначе стремятся обезопасить свои изделия от неблагоприятных факторов, например, делая балансировочные пружины из кремниевых материалов или помещая часовой механизм в водонепроницаемый корпус, но тут есть множество тонкостей.

Например, существует несколько стандартов водонепроницаемости, а именно iso 2281 и iso 6425. Первый свидетельствует о том, что часы выдерживают кратковременный контакт с водой, но не гарантируют исправную работу после длительного погружения в воду. Второй же стандарт разрабатывался как раз для часов, предназначенных для работы на глубине до 100 метров, однако и тут не все так просто, поскольку часы для дайвинга помимо соответствия определенному стандарту должны еще иметь определенную маркировку. Кроме этого существует еще несколько уточняющих характеристик водонепроницаемости, которые ко всему прочему могут несколько отличаться у разных производителей. Поэтому не будет лишним еще раз ознакомиться с инструкцией.

Часы Tag Heuer. Маркировка 300М означает, что с такими часами можно заниматься дайвингом

Механические часы так же плохо переносят вибрацию и резкие, сильные удары. Из чего следует, что их стоит снимать при работе, например, с отбойным молотком или кувалдой. Так же не рекомендуется заниматься в них экстремальными видами спорта. Хотя некоторые компании предлагают специальные спортивные модели с ударостойким корпусом и прочным стеклом, все же для подобного досуга лучше подходят кварцевые часы - легкие и надежные.

Что касается магнитных полей, то тут все намного проще. Достаточно не оставлять часы рядом с источником сильных магнитных полей, например, рядом с динамиками или микроволновой печью. Так же не рекомендуется класть их рядом с планшетом, но это больше похоже на излишнюю предосторожность, чем на действительное предупреждение.

Наконец, не стоит забывать, что часы крайне плохо переносят экстремальные температуры, особенно их резкие перепады. То есть в них категорически не рекомендуется ходить в баню или оставлять в печи, особенно если печь доменная. Очень низкие температуры в теории также неблагоприятно сказываются на работе механизма - может загустеть смазка, поэтому зимой, особенно в сильный мороз, часы лучше не снимать с руки и носить под рукавом теплой одежды.

Если с основными губительными факторами все более менее понятно, то стоит запомнить еще несколько простых правил, которыми не стоит пренебрегать любому владельцу механических часов.

Прежде всего стоит знать небольшую хитрость, о которой говорят практически все часовые компании. Никогда не настраивайте календарь, если стрелки находятся в промежутке между 9 и 3 часами, поскольку именно в этот временной интервал меняется календарная дата. На практике это означает, что вам нужно перевести стрелки в нижнюю часть циферблата, а только после этого установить точную дату на календаре. Не забывайте об этом.

Стрелки лучше всего вращать таким образом, чтобы они проходили наименьший путь. Если в часы встроен секундомер, то его лучше всего остановить перед сбросом. Никогда не вращайте коронку заводной пружины до упора - лучше всего оставить пару оборотов.

Механизм автоподзавода часов Breitling

Как правильно заводить механические наручные часы

Механические часы лучше всего заводить два раза в день - утром и вечером, и перед этим их следует снять с руки, так как в противном случае вы можете повредить заводной механизм. Также не рекомендуется использовать шкатулки автоподзавода, а если все же используете данное приспособление, то убедитесь, что оно совместимо с часами вашей марки. Владельцам механических часов с автоподзаводом следует понимать, что часы не заводят простым встряхиванием, хотя многие именно так и делают. Конечно, вы проверите механику автозавода, но при этом вы не заводите механизм должным образом - пружине просто не хватит энергии для полноценной работы. Всегда следите за тем, чтобы заводная коронка плотно прилегала к корпусу, так как именно через этот небольшой зазор внутрь сложного механизма чаще всего просачивается вода и попадает пыль.

Старайтесь ставить часы именно на заводную коронку. Благодаря этому нехитрому приему на ваших часах не будет мелких царапин и сколов, что особенно актуально для владельцев ювелирных хронометров, сделанных из золота и инкрустированных бриллиантами и прочими драгоценными камнями.

Часы Maurice Lacroix в корпусе из розового золота. Нужен особый уход

Некоторые часы можно мыть в проточной воде, счищая мелкую грязь при помощи зубной щетки, а некоторые категорически нельзя. Все зависит от марки часов, поэтому опять же не стоит забывать об инструкции, где как раз уточняются подобные тонкости, но любые часы не боятся зубочисток и мягкой ткани, поэтому их всегда можно использовать при уходе за браслетом и корпусом.

Итак, небольшое резюме для читателя. Всегда читайте инструкцию. Лучше всего это сделать перед тем, как завести часы в первый раз. Не забывайте, что механические часы не переносят вибрацию и чувствительны к сильным и резким ударам. В часах не стоит плавать или мыть посуду, если они для этого совершенно не предназначены. Не оставляйте часы рядом с источником сильного магнитного поля. Не оставляйте часы на сильном морозе и не посещайте с ними баню. Старайтесь показывать их специалисту хотя бы раз в пять лет. Не меняйте календарную дату в промежутке между 9 и 3 часами. Возьмите в привычку заводить их ежедневно, снимая перед этим с руки.

Все этим простые и понятные правила легко продлят срок службы и без того надежного механизма. Главное, не забывать об инструкции.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей