09.09.2023

Какие качества развивают шахматы. Чем полезны шахматы


Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Какова польза шахмат для детей ? Сегодня вы узнаете о пользе, которую дают шахматы детям.

Для того чтобы вы могли представить себе, что дают детям уроки шахмат, какую воспитательную функцию они выполняют перед подрастающим поколением юных шахматистов, открывая детям ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫ, мы обратимся к мнению людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению этой проблемы и на протяжении долгих лет проводивших шахматные занятия с детьми непосредственно в школах, а затем сделаем собственный вывод. Начнем с того, что в школах уроков логики нет.

А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Шахматный всевобуч стал источником появления в Молдове выдающихся гроссмейстеров мира: Виорела Бологана, Эльмиры Скрипченко, Виорела Иордакеску и других. Кишинев, май 1984 г. Здесь возникает вопрос: как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению?

Судите сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?

Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!
Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его.

Ребенок учится принимать самостоятельные решения

Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно.
В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и делать
выводы.

Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

Говоря о безграничной пользе шахмат для детей , я не могу пройти мимо таких суждений, что в мире есть очень много интересного, достойного особого внимания молодых. Особенно в наше время молодежь повсеместно увлекается Интернетом, многими другими увлекательными видами спорта. А тут со “своими” шахматами. Поговаривают, мол, нужно ли увлекать юношей и девушек, чтобы тратить драгоценное время на шахматы?

Школа или шахматы?

Стоит ли родителям втягиваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, ведь ни для кого не является секретом, что достижения Таля, Карпова, Каспарова, Крамника, сестер Полгар ждут далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнять чем-либо более полезным?

Прежде чем ответить на такой вопрос, необходимо дать себе отчет в том, чего же именно мы хотим? Для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.

Во многих семьях считают, и правильно, что занятия шахматами помогают детям, чаще всего младшего возраста, оживить воображение, упорядочить мысли , а потому приводят мальчиков и девочек в шахматные школы или нанимают индивидуального тренера.

Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их ребенок выделяется среди других детей.

Они гордятся им и, незаметно для себя, оказываются втянутыми в шахматную жизнь. А ведь кое-кто считает, что углубленное изучение шахмат иногда негативно влияет на молодых людей. В этом нет ничего удивительного, ибо любое увлечение, в ущерб чему-то другому, может оказаться изначально ошибочным.

Но все же, если юное дарование реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высоких результатов, то единственной задачей окружающих должна быть поддержка в этом устремлении. Бесспорно, может возникнуть вопрос: “А как же школа?

Однако, опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в умелое распределение времени (Кстати, рекомендую прочитать новую книжку от нашей школы шахмат — « »). А вот воспитание организованности детей, является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет.

Шахматы помогают избавиться от застенчивости

Ведь подростки часто прислушиваются к мнению авторитетного человека, не входящего в семейный круг. А таким авторитетом для детей и является тренер. Из своей практики приведу такой пример. В 2001 году ко мне в шахматный клуб зашел Бутук Александр для решения служебного вопроса, а с ним пришла и его восьмилетняя дочь.

Я, конечно же, обратил на нее внимание: скромная, молчаливая, застенчивая, ничем не отличалась от многих ее сверстниц. Но ее детский внимательный и пронзительный взгляд, которым она смотрела на меня своими черными горящими глазками, зажгли во мне неодержимое желание узнать хоть немного о ней.

После короткой беседы с ней я кое-что узнал. А на мой вопрос: – хочет ли она, чтобы я научил ее играть в шахматы, – она ответила, да! Но ее отец тут же возразил: мол, она занимается музыкой, танцами, плаванием, учит английский и ходит играть в большой теннис. Я, как бы, пропустил мимо ушей тот факт, что дочь загружена до предела и спросил ее: – как тебя зовут? Она ответила:- Маша. Так вот Маша, если ты хочешь научиться играть в шахматы, то приходи завтра с мамой в клуб на занятия к10-00.

На этом мы попрощались, а назавтра Маша вместе с мамой пришли в клуб в 10-00. Состоялось первое занятие… десятое и... сотое. А вскоре застенчивую Машу трудно было узнать. Маша стала одной из самых активных и общительных девочек. Ей потребовался всего год, чтобы стать чемпионкой Кишинева среди девочек до 10 лет, еще год потребовался, чтобы стать чемпионкой Молдовы до 10 лет и еще год, чтобы в 11 лет стать бронзовым призером чемпионата Европы среди девушек до 12 лет и самым молодым мастером спорта ФИДЕ по шахматам в Молдове. Сейчас Маша Бутук совершенствует свое мастерство в Санкт Петербурге. За короткое время успела стать чемпионкой города на Неве и вице-чемпионкой России – 2007 среди
девушек до 14 лет.

Маша является одной из самых перспективных молодых шахматных дарований Молдовы, кому по плечу штурмовать в недалеком будущем и шахматный Олимп. Надеемся, что она сумеет не только повторить, но и превзойти спортивные достижения нашей замечательной шахматистки международного гроссмейстера Эльмиры Скрипченко. Вот так шахматы помогли Маше раскрыть свои незаурядные способности, которые “прятались” в ней так же, как и у многих других. А кроме всего, шахматы помогли Маше раскрыться и как личности.

А я добавлю, что сегодня Машу знает шахматный мир. Оправдались и мои слова, адресованные родителям: “учите детей
играть в шахматы. Научив их играть, вы ничего не потеряете, а найти сможете многое”.

Шахматы развивают логическое мышление

О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила: тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.

Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными. Хочу еще добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный, спортивный характер.

Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так:

“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед”. Мне кажется, что это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.

В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы.

Воспитанник шахматной школы Молдовы мастер ФИДЕ Сергей Вырлан, благодаря шахматам, сумел защитить степень доктора информатики. В настоящее время он работает профессором в парижском Университете. Международный гроссмейстер Каролина Смокина стала не только членом олимпийской сборной Молдовы по шахматам, но и в свои 29 лет защитила степень доктора международного права и в настоящее время заведует кафедрой Кишиневского международного Университета УЛИМ.

Всему, чего я достиг жизни — я обязан шахматам

Все, чего достиг в жизни, я обязан тому, что меня в 5 классе совершенно случайно научили играть в шахматы. А в 15 лет я сделал свой самый верный шаг в жизни: я пошел в райком и по путевке комсомола был направлен, как доброволец, на харьковский тракторный завод на работу. Именно в Харькове я вырос как шахматист, именно в Харькове я понял, что если я не буду стремиться и добиваться поставленной цели, я буду никем.

Меня, как и многих других, шахматы научили логически мыслить, выбирать и делать правильный ход в жизни. И я сделал его. Я посвятил свою жизнь шахматам и шахматной педагогике. Обучению детей игре в шахматы и организационной шахматной работе я посвятил более 50 лет, а попутно занимался и спортивной журналистикой.

Если бы природа подарила мне вторую жизнь, я вновь бы выбрал этот же путь. Шахматы достойны такого признания и чисто человеческой преданности.

Тот, кто знал Виорела Бологана и Виорела Иордакеску в их детские годы, тот наверняка помнит этот факт, что эти ребята пришли в шахматы застенчивыми, скромными, стеснялись лишнее слово сказать.

Но благодаря постоянным и настойчивым занятиям шахматами, они сумели очень быстро раскрыться: стали общительными, проявив настойчивость в достижении цели. У них выработался бойцовский, спортивный характер. Сегодня эти ребята во многом являются примером для тех, кто выбрал их путь.

После окончания 10-летки, Виорел Бологан поступил учиться в Москву в ГЦОЛИФК (как и ChessMaster), защитил ученую степень кандидата педагогических наук, стал международным гроссмейстером, лидером олимпийской сборной Молдовы, а в дальнейшем и одним из ведущих гроссмейстеров мира. Виорел Иордакеску также стал членом олимпийской сборной нашей страны и одним из ведущих гроссмейстеров мира.

Молодцы ребята! Решили, и добились своего. Удивительно и интересно сложилась судьба у Светланы Петренко.

Познакомившись с шахматами в детстве, она полюбила их по особому, усердно занималась, а шахматы вполне вознаградили ее и она стала знаменитостью. Шахматы любят и награждают за настойчивость. Светлана упорно и настойчиво шла к цели. Она не только стала международным гроссмейстером, но и под руководством своего тренерам Ивана Солонарь 5 раз завоевывала звание чемпионки Молдовы среди женщин.

После перехода Эльмиры Скрипченко под юрисдикцию Федерации шахмат Франции, Светлана возглавила, и довольно успешно, женскую сборную страны. А на Олимпиаде в Испании Светлана Петренко сотворила чудо: на первой доске она сыграла 13 партий и выполнила норматив мужского международного мастера. Но еще большее чудо она сотворила у себя дома, в Молдове. Она единственная из женщин, кто в борьбе с ведущими шахматистами Молдовы стала чемпионом Молдовы 2005 года среди мужчин. Браво Светлана!

Елена Пырцак, малоизвестная девушка из Калараша, благодаря занятиям шахматами, стала одной из популярнейших в Молдове. В 2003 году была признана “Мисс шахмат” Молдовы. Она трижды завоевывала звание чемпионки Молдовы по шахматам среди женщин, стала международным гроссмейстером и членом женской олимпийской сборной команды страны. Окончила факультет журналистики Международного независимого Университета Молдовы УЛИМ.

Пользу от занятий шахматами, отмечают педагоги и ученые

Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления.

Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место. Нет необходимости доказывать степень влюбленности в шахматы В. Сухомлинского. Я хочу снять шляпу и преклониться перед этим великим педагогом, который на много раньше других так глубоко осознал воспитательную роль шахмат для детей.

Вы познакомитесь поближе с тем, какой размах приобрел процесс во многих странах мира после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на умы детей. Осознав значение сказанных слов В. Сухомлинским, я, будучи председателем федерации шахмат Молдавской ССР, добился введения шахматных уроков в общеобразовательных школах для первоклашек еще в 1966 году, об этом узнал и писал весь шахматный мир. А сегодня мы являемся свидетелями преобразовательных процессов у детей, научившихся играть в шахматы за школьной партой.

Благодаря введению шахматного всеобуча в школах Молдовы, у нас появились шахматисты мирового уровня. После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод:

«Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники»

Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского. Нужно отметить также, что шахматы помогают познать окружающий мир и самого себя. Осознав воспитательную роль шахмат, в 1983 году в Венесуэле Министерство образования ввело в школах экспериментальное обучение 4500 второклашек шахматной игре.

Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале “Wechsiler”.

А я напомню читателям еще раз, что среди основных элементов и принципов развития шахматной партии есть такие рекомендации, которые дети, играя в шахматы и выполняя их, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации, (какой ход является лучшим) и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход.

Если бы вы знали, сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.

После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”. В подтверждение высказыванию Натальи Талызиной, приведу из моей практики работы с детьми, до- вольно любопытный случай, когда я вел шахматные занятия в 17-ой средней школе Кишинева.

Ко мне в группу пришла девочка по имени Таня и стала настойчиво заниматься шахматами, причем не пропускала ни единого занятия. Дело в том, что я никому из учеников школы не препятствовал посещать шахматный кружок в удобное для ученика время. Однако, вскоре ко мне подошла классный руководитель и показала школьный журнал. Я обратил внимание, что у Мареньгевич Тани в журнале стоят не очень высокие оценки по успеваемости.

Такой факт меня совершенно не расстроил, а, наоборот, я был удивлен приходом педагога. Наверное, она хотела меня убедить, что не стоит тратить время на Таню и учить ее играть в шахматы. Забегая вперед, скажу, что вскоре у Тани исчезли из журнала частые тройки, а закончила Таня школу на 4 и 5 и поступила в Московский железнодорожный институт, стала членом сборной команды Центрального Совета ДСО “Локомотив” по шахматам. Успешно окончив институт,Татьяна вышла замуж в Москве, по мужу она Цыгоева Татьяна Сергеевна, родила двух сыновей и стала москвичкой.

Когда Таня приехала в Кишинев на вечер встречи бывших выпускников своей школы, там каждому выпускнику был задан один и тот же вопрос: «Какой момент был у тебя самым памятным в период обучения в школе?». Таня ответила так:

«Самым памятным для меня был тот день, когда к нам в школу пришел тренер и научил меня играть в шахматы»

Эти слова убеждают нас в том, что именно шахматы сыграли решающую роль в судьбе Татьяны Мареньгевич. Вряд ли нуждается в особом представлении заслуженный тренер СССР из Львова Виктор Эммануилович Карт. Достаточно сказать, что он воспитал целую плеяду знаменитых гроссмейстеров мира, среди них Марта Литинская, Александр Белявский, Адриан Михальчишин, Олег Романишин.

Все они являлись костяком олимпийской сборной Украины. Виктор Карт часто рассказывал родителям, когда они приводили к нему своих детей о том, какое значение для детей имеют шахматы: кроме всего прочего, он говорил, что шахматы способствуют становлению личности у детей, приучают их к самостоятельности и порядочности. Три слова, но какие?

Как «слаборазвитый» мальчик добился успеха

В 1976 году в кишиневский шахматный клуб привели мальчика 10 лет, инвалида первой группы от рождения с нарушениями двигательных функций и речи, Виктора Пануша, который учился в спецшколе для умственно отсталых детей. Мальчик изъявил страстное желание научиться играть в шахматы и посещать при клубе занятия.

Отказать такому ребенку в посещении шахматных занятий было бы непростительной ошибкой. И его определили в спортивную группу международного гроссмейстера Наиры Агабабян. Виктор приходил на занятия в клуб чуть ли не каждый день и вскоре начал проявлять особые способности при решении задач, комбинаций и различных шахматных окончаний. Он стал любимцем всей группы, дети привыкли к нему и крепко подружились.

Шли годы. По настоянию шахматных педагогов и тренеров, Виктора перевели учиться из спецшколы в обыкновенную общеобразовательную кишиневскую школу № 22, которую он закончил, имея в аттестате несколько оценок 4 а остальные 5. Выступая в соревнованиях, он добивался хороших результатов, часто занимал призовые места в различных турнирах, сумел выполнить разряд кандидата в мастера спорта и стать чемпионом Кишинева среди юношей.

После окончания школы поступил в Кишиневский Университет, успешно закончил экономический факультет. Затем поступил учиться в шахматную Академию в Москву. Играя в международных турнирах, выполнил звание международного мастера. Закончив учебу в ГЦОЛИФКе, он защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

В настоящее время Виктор Пануш является заведующим сектором и занимается научной работой в исследовательском Институте при Академии наук Молдовы.

Вот так шахматы помогли мальчику, посещавшему когда-то занятия в спецшколе, раскрыть себя как личность, помогли ему стать ученым, кандидатом педагогических наук. Вот как шахматы могут помочь многим детям таким, как Виктор Пануш, и я уверен, что это не последнее слово, которое сказали шахматы в примерных ситуациях, раскрывшие в “слаборазвитом” Викторе Пануше всесторонне развитую, творческую личность.

Мне, как тренеру и организатору, приходилось наблюдать множество моментов, когда 7-8 летние мальчики и девочки, усевшись за шахматную доску, с «профессорским» видом сидят, не шевелясь и, всматриваясь в позицию, не замечая никого вокруг, ищут лучший ход или анализируют проблему, которую соперник поставил перед ними. А ведь где-то рядом стоит мама, бабушка, папа или брат с сестрой и наблюдает за действиями своего «чада».

Вот это и есть сцена настоящей родительской гордости за своего ребенка, который совсем недавно не мог ни минуты спокойно посидеть, а тут, познакомившись с шахматами, научился думать и анализировать, прежде чем принимать свое решение. Я знаком с намерениями многих родителей, которые приводили своих детей, чтобы их научили играть в шахматы, без “претензий” на чемпионство.

Хотели просто научить дочку играть, а стала чемпионкой мира

Вот характерный пример для многих: родители Кристины Мошин – представители молдавской интеллигенции: мать – педагог, отец-врач, доктор медицинских наук. Они поставили перед собой простую цель: научить свою дочь играть в шахматы, совершенно не думая о спортивной карьере. Однако, шахматы оказали в жизни Кристины огромное влияние. Раньше у Кристины был мягкий характер, она часто пасовала перед трудностями, а иной раз даже не хотела учить урок, если тема ей не нравилась.

И что же стало с Кристиной, спросите вы? А вы приходите на одно из соревнований, когда она играет, познакомьтесь с ней поближе, поболейте душой за нее и вы сможете найти исчерпывающий ответ на ваш вопрос, а я лишь добавлю, что Кристина научилась собираться в трудный момент, она умеет концентрироваться и выполнить, поставленную цель.

Так произошло на чемпионате мира в Испании среди девушек до 16 лет. После 7 туров у нее был скромный результат 4,5 очка из 7. Оставалось всего четыре тура и шансов на успех, казалось, не было. Но это только казалось. А Кристина именно в этот момент, проявила те черты своего характера, которые выработались у нее в процессе занятий шахматами: она сумела собраться, настроить себя на борьбу и выиграть все оставшиеся четыре партии, в том числе и у чемпионки Украины Елены Маковецкой, которая явно претендовала на золотую медаль. А Кристина в последнем туре обыграла ее в 20 ходов!

Что значит выиграть в последнем туре «под заказ» да еще у чемпионки Украины, хорошо известно многим спортсменам: это значит, что нужно играть, как минимум, не хуже ее. Набрав 8,5 очков из 11 возможных, Кристина добавила к своим двум золотым медалям чемпионки Европы среди девушек до 14 лет, завоеванные в 1995 и 1996 годах и серебряную медаль чемпионки мира среди девушек до 16 лет.

Редко у какой шахматистки найдется такая коллекция наград, как у Кристины. После возвращения в Кишинев в аэропорту журналисты задавали ей много вопросов. Мне запомнился один из принципиальных. Кристину спросили: – кем ты хочешь быть, и на кого будешь равняться? Кристина откровенно сказала:- я хочу быть похожей на Эльмиру Скрипченко и достичь ее успехов.

Описывая последний успех Кристины на чемпионате мира среди девушек до 16 лет в Италии, где она заняла 2 место, мне вспомнился точно такой случай, который произошел в Братиславе в 1993 году на чемпионате мира среди девушек до 18 лет с Эльмирой Скрипченко. После 7 туров я сказал ей: «Эльмира, твои дела уже непоправимы, отдыхай». А в ответ последовала довольно убедительная реплика:

«Я выиграю все оставшиеся партии»

И она их выиграла, а в последнем туре Эльмира, как и Кристина, встретилась с чемпионкой Украины, Инной Гапоненко, которой нужна была ничья, чтобы стать призером. Но Эльмира победила ее и, набрав 8 очков из 11 возможных, разделила 2-3 места и завоевала бронзовую медаль.

Именно этот спортивный подвиг Эльмиры Кристина имела в виду, отвечая журналистам. Она знала о нем и через 5 лет повторила его в Испании на чемпионате мира среди девушек.
Готовя эту книгу к печати, я просматривал многие шахматные издания, пожелтевшие от времени, но не потерявшие своей ценности и содержащие в себе методические рекомендации и высказывания великих людей современности.

Среди многих мне особо запомнилось высказывание многократного Чемпиона мира, патриарха советских шахмат Михаила Моисеевича Ботвинника. В Советском Союзе долгие годы существовала шахматная Школа Михаила Ботвинника, где занимались выдающиеся гроссмейстеры современности, в том числе и Гарри Каспаров. Ученики школы любили патриарха шахмат, он был очень общителен с ребятами и, особенно в свободные минуты, любил делиться своими мыслями о шахматах с учениками.

Именно благодаря шахматам я работаю сейчас над составлением экономической программы для нашей
страны и хочу добавить, что именно шахматы научили меня мыслить комплексно. Уверен, что комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.

После слов Михаила Ботвинника, стоит еще раз призадуматься над тем, что делают шахматы из наших мальчишек и девчонок? Шахматы, кроме всего, воспитывают в них чувство ответственности за свои поступки, умение координировать свои действия, находить и делатьмправильный выбор.

Мы убедились, что игра в шахматы не только развивает логическое мышление, но и вырабатывает целый комплекс положительных качеств, что положительно влияет и на учебу: дети, умеющие играть в шахматы, успевают хорошо в учебе и умеют вести себя достойно.

Еще в 1966 году многочисленная пресса в бывшем Советском Союзе писала об успехах юных шахматистов Молдавской ССР, где шахматы были введены в школах, как общеобразовательный предмет. И мы, по праву, гордимся этим и сейчас, ведь шахматисты Молдовы успешно выступают на международной арене, а фундамент этих успехов, был заложен, проводимым шахматным всеобучем среди детей.

Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей

Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей . Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.

Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Достаточно упомянуть о том, что Ассоциация представителей США и Канады – двух великих держав Запада – выработала специальную программу по обучению детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.

Шахматы вводят в обязательную школьную программу

Осознав значение шахмат в комплексном воспитании детей, в школах США предусмотрено преподавание шахмат, как предмета учебного плана. В некоторых районах США создали собственный учебный план обучения детей шахматной игре и обеспечения школ необходимыми грамотными специалистами. Рассматривается и изучается возможность введения шахмат в обязательную школьную программу.

В самом богатом городе планеты Нью-Йорке сегодня более чем в 150 школах шахматы введены как общеобразовательный предмет. Преуспел в этой области район Нью-Джерси, где во всех школах шахматы введены, как общеобразовательный предмет. Другие районы Нью-Йорка ссылаются на нехватку шахматных педагогов, но работу ведут в том же направлении. В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил:

“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”

Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!

Популярность во всем мире

Целый ряд Университетов предлагает грант абитуриентам-шахматистам, имеющим определенное шахматное звание или рейтинг. А Университеты Штата Техас и Меринео полностью оплачивают таким студентам учебу и проживание. Я уверен, что таким отношением к шахматам у американцев в ближайшем будущем появится много шахматистов, таких, как Фишер, Каспаров, Карпов, Бологан.

Ведущие корпорации Запада сегодня выделяют миллионы долларов на пропаганду шахмат и на введение уроков шахмат в общеобразовательные школы, а в США и многих других странах разрабатываются комплексные программы по обучению детей шахматной игре в общеобразовательных школах. Я был в Нью-Йорке и знакомился с этой работой. Там царит повышенный шахматный бум.

Не зря же чемпионка мира венгерка Жужа Полгар переехала из Будапешта в Нью-Йорк и там открыла свою частную шахматную школу.

А если кто-то думает, что капиталисты имеют много денег и бросают их на ветер, то он глубоко ошибается! Капиталисты денег на ветер не бросают, они вкладывают их в будущее своей нации. Шахматисты, кому пришлось побывать в Перу и в ее столице Лиме, имеют все возможности подтвердить, что в Перу шахматы являются общенациональной игрой. Любители шахмат играют в клубах, в парках, на первой попавшейся свободной скамеечке.

В Лиме есть специальные шахматные площадки, где установлены шахматные столики и стулья к ним, на специальном столике шахматная доска выложена очень красиво. Если за шахматным столиком сидит любитель в ожидании партнера, и вы пройдете мимо, отказав ему сыграть партию в шахматы, то это значит, что вы не играете в шахматы, а у перуанцев это считается недостатком.

Самый большой сюрприз – это то, что практически все школы Лимы имеют в настоящее время шахматные классы, а где нет, то хотят найти «профессора» шахмат. Интерес к обучению детей шахматной игре в Перу все возрастает, а специалистов катастрофически не хватает. В соревнованиях среди школьников и в сеансах одновременной игры в Лиме принимают участие тысячи юношей и девушек.

Сеансы проводятся на правительственном уровне с приглашением известных мировых личностей как Каспаров и Полгар.
Также, особое внимание шахматному образованию детей уделяется в Испании, стране, которая имеет давние шахматные традиции.

В Европу шахматы проникли именно через Испанию, которую в свое время завоевали арабы, и даже первая шахматная книга была издана в городе Саламанка, студентом тамошнего университета Лусеной в 1497 году. Испания находится в авангарде развития шахмат, и особенно в области обучения детей в школах.

Осознав пользу шахмат в воспитании подрастающего поколения, Сенат Испании в 1995 году принял специальное постановление, разрешающее преподавать в школах шахматы, как общеобразовательный предмет, благодаря чему, многие тысячи испанских школьников имеют возможность постигать премудрости шахматной игры.

По его инициативе, ежегодно в Молдове проводится Международный турнир “Кубок УЛИМа”, в котором участвуют гроссмейстера и мастера, члены олимпийской сборной Молдовы. А студентами УЛИМа являются ведущие шахматисты Молдовы Светлана Петренко, Елена Пырцак, Виорел Иордакеску, Дмитрий Светушкин, Руслан Солтанич и многие другие, а член женской олимпийской сборной гроссмейстер Каролина Смокина, успешно закончив УЛИМ, сумела защитить ученую степень доктора международного права и сейчас заведует кафедрой международного права в УЛИМе. Ни один ВУЗ нашей республики, не добивался таких успехов на международной арене по шахматам, как спортивный клуб УЛИМа.

Сборная команда студенток этого Университета в составе международных гроссмейстеров Эльмиры Скрипченко и Светланы Петренко завоевали серебряные медали на командном чемпионате Европы среди сборных женских команд европейских стран, и этот серебряный Кубок горделиво хранится в музее спортивной славы УЛИМа.

Участвуя в одном из самых престижных соревнований Европы – в Кубке европейских чемпионов, – студентки УЛИМа вышли в главный финал и завоевали почетное 6 место. Сборная команда спортклуба УЛИМа – неоднократные чемпионы Молдовы по шахматам среди студенческих команд.

У ректора УЛИМа Андрея Галбен есть прекрасная задумка: в недалеком будущем при УЛИМе открыть кафедру шахмат, для подготовки высококвалифицированных специалистов и шахматных тренеров, в которых так нуждается наша республика и другие страны. Именно на этом мне хочется закончить свой рассказ о необходимости обучения детей игре в шахматы, и какую пользу шахматы дают детям.

Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, я уверен, что их решение будет правильным. Записывайтесь на занятия в ChessMaster прямо сейчас! Благодарим за статью заслуженного тренера СССР — Эдуарда Скрипченко.

Более 1,5 тысяч лет назад в Индии возник прообраз игры, которую сегодня мы называем шахматы. Со временем она проникла в Европу, Россию и стала популярной среди дворянского сословия, особенно в дипломатической среде. Примерно с середины 19 века игра перестала быть привилегией знати и завоевала истинную народную любовь. Начали проводиться международные турниры и матчи, появился первый чемпион мира по шахматам. Им стал немецкий мастер Вильгельм Стейниц.

Уже тогда люди нередко задавались вопросом – что развивают шахматы, какую пользу можно получить для своего развития, регулярно участвуя в сражениях на 64 клетках? Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Но это общие слова, которые любят цитировать к месту и не к месту, когда разговор заходит об упомянутой игре. Мы же хотим разобраться более конкретно в данной теме.

Под увеличительным стеклом

Для начала попробуем дать определение этому феномену, рождение которого теряется в глубине далеких веков. Шахматы – настольная игра с многослойной логикой и своим игровым миром, живущим по строгим и, казалось бы, незыблемым законам. Однако вся прелесть шахмат заключается в том, что эти законы можно нарушать (мы имеем в виду не правила игры) и очень часто нарушитель оказывается прав.

Партия течет спокойно и неторопливо, и вдруг взрыв, удар молнии – жертвуется одна фигура, вторая… На ровном месте возникает стремительная и сокрушительная матовая атака. Всего несколько ходов, а как изменилось течение игры! Армия противника в панике, и вражеский король вынужден склонить голову. Это и есть высшая логика шахматной игры и ее очарование! Вот что такое шахматы. Конечно, данное определение немного эмоционально и далеко не полно, но в целом отражает одну из самых привлекательных сторон древней игры.

Ну а теперь посмотрим, что, кроме чувства победы над противником и удовлетворения от хорошей игры, дают шахматы человеку.

Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат – анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память – и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии – победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично – наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто.

В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют – муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка – ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

Подводя итоги

Итак, мы детально разобрались, что развивают шахматы у детей и взрослых. Можно смело утверждать, что эта игра полезна в любом возрасте. Ведь, в отличие от физических нагрузок, у шахмат нет противопоказаний. Они доступны и для здорового, и для больного человека. Заниматься ими можно в любом возрасте. Конечно, лучше начинать осваивать столь мудрую игру в раннем детстве. В принципе, это же можно сказать о большинстве видов спорта.

Шахматы испокон веков позиционировались одним из самых увлекательных видов спорта, не требующих особой физической подготовки. Социологи утверждают, что они еще и самым благоприятным образом воздействуют на развитие ребенка!

Польза от игры в шахматы для детей

Давайте по пунктам разберем благотворное влияние шахмат на детей.

  • Вырабатывают талант мыслить самостоятельно. Многоходовые партии развивают логику, память, воображение. В процессе игры ребенку прививается усидчивость, целеустремленность, внимательность.
  • Учат самостоятельности. Концепция игры методично формирует в маленьком человеке умение вовремя принимать решение и полностью за него отвечать, а также способность быстро сконцентрироваться на поставленной цели и найти варианты ее достижения.
  • Взращивают умение адекватно относиться к неудачам. Под этим подразумевается не только педантичная работа над ошибками с правильными выводами, но и дар применять их в будущем по назначению. Все это развивает интеллект и способность креативно мыслить, а также усиливает творческий потенциал.
  • Расширяют границы стратегического и системного мышления. Учат анализировать ситуацию и вырабатывать в уме беспроигрышные логические цепочки.

Если вспомнить биографии самых знаменитых гроссмейстеров мира, то можно заметить интересную закономерность – все они начали увлекаться шахматами в достаточно юном возрасте (4-6 лет!)! Это веский аргумент в пользу того, чтобы ваш ребенок серьезно занялся этим видом спорта уже сейчас. И даже если он не станет великим шахматистом, то гарантированно сумеет полноценно подготовить свой интеллектуальный и творческий базис к учебе в школе, разовьет фантазию и обретет уверенность в своих силах.

Шахматы для развития детей 4-5-6 лет

Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.

  • Познавательная . Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
  • Воспитательная . Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
  • Физическая . Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.

Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.

Шахматы и внутренний мир ребенка

Регулярные занятия научат маленького шахматиста разумно мыслить, рассудительно и предельно творчески подходить к решению самых сложных задач, быстро и правильно предпринимать шаги. Со временем он сможет одинаково спокойно встречать свои победы и поражения, а также самостоятельно нести за них ответственность.

У вас появится возможность наблюдать, как у ребенка появится привычка быстро концентрировать внимание и значительно улучшится память. Он станет усидчивым, обязательным и рассудительным. Появятся навыки знания психологии противника, что повлечет за собой привычку предвосхищать его следующий шаг и умение вовремя и правильно на него среагировать.

Его воля к победе, выдержка и характер смогут иметь все предпосылки стать примером для подражания в кругу сверстников!

Для чего нужны шахматы?
Александр Гутенев, мастер ФИДЕ по шахматам, многократный призер российских и международных соревнований. Один из десяти сильнейших шахматистов Челябинской области.

На протяжении вот уже нескольких веков шахматы привлекают к себе внимание миллионов людей. Ими увлекаются известные политики, бизнесмены и ученые. В шахматы хорошо играли многие великие писатели, художники и музыканты своего времени. Сегодня эта древняя игра переживает новую волну популярности. В Европе и некоторых российских городах шахматы начинают вводить в обязательный школьный курс обучения. Количество организуемых международных турниров растет с каждым годом.

Чем же так хороша эта игра и чему она учит?
Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных и гуманитарных.

Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», - говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.

Регулярно сталкиваясь с критическими ситуациями за шахматной доской, человек привыкает принимать обдуманные решения и нести полную ответственность за них. Я убежден, что если ребенок еще в детстве научится играть в шахматы, в будущем он сможет справиться с решением любых жизненных задач.

Шахматы учат быть более вдумчивым, самокритичным, собранным и внимательным. Чтобы решить шахматную задачу или выиграть партию у сильного соперника, нужно научиться изобретательно изыскивать лучшие ходы и предвидеть дальнейшие события. Поражения, неизбежные для любого игрока, даже чемпиона мира, учат стойко переживать неудачи и извлекать из них ценный опыт.

Естественно, шахматные успехи не приходят спонтанно: для покорения вершин нужен не один год регулярных и упорных тренировок. Поэтому постижение секретов шахматного искусства прекрасно воспитывает силу воли.

Когда лучше начинать заниматься шахматами?

Шахматам, как и любви, все возрасты покорны. Многие дети уже в 4 года или 5 лет усваивают правила шахматной игры и обыгрывают взрослых. Кто-то начинает играть в 10-14 лет и за год тренировок достигает уровня кандидата в мастера спорта. А у кого-то интерес к шахматам появляется на третьем или четвертом десятке жизни. Все зависит от индивидуальных особенностей шахматиста.

Чтобы максимально развить способности ребенка с помощью шахмат, рекомендую начать обучение этой мудрой игре как можно раньше. Ребята, которых шахматы увлекают, со временем начинают играть в турнирах, в том числе международных, выполнять спортивные разряды и стремительно двигаться к званию «гроссмейстер».

На шахматных занятиях я обучаю учеников всем тонкостям игры, пользуясь уникальной коллекцией книг и компьютерных программ. На уроках мы разбираем партии шахматных классиков, решаем задачи на развитие комбинационного зрения, занимаемся теорией дебюта и эндшпиля, устраиваем шахматные турниры.

На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов человек в мире. Пока я не знаю ни одного из них, кто пожалел бы о том, что научился хорошо играть в шахматы.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей