21.11.2023

«Ёлка», анализ рассказа Зощенко. Описание в читательский дневник рассказов зощенко о минькином детстве Елка краткое содержание 5 6 предложений


Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд. В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда. Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».

В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза». Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева. Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.

С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее». Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.

Композиционная схема

Как и другие произведения цикла «Леля и Минька», рассказ «Елка» строится по простой композиционной схеме. Сначала идет описание детского проступка. Дети едят угощения, висящие на елке, и портят несколько подарков. Потом следует наказание. После неудачно завершившегося праздника папа тушит огни на елке, отправляет Лелю и Миньку спать и обещает все игрушки отдать гостям. В финале проговаривается мораль в форме обращения рассказчика к детям – не есть чужого и не бить того, кто слабее.

Рассказчик и персонажи

В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.

Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.

Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями. Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его. За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.

Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, - мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко

Михаил Зощенко - замечательный русский писатель, печальный человек и большой юморист. Как ни странно, такое встречается. Он писал произведения и для взрослых, которыми зачитывались, когда они выходили из печати, и рассказы для детей. Наиболее известен цикл «Леля и Минька» (в нем восемь коротеньких произведений), созданный между 1937 и 1945 годами. Его открывает у Зощенко «Елка». Краткое содержание будет представлено ниже.

В преддверии праздника

Это рассказ-воспоминание о том, что происходило лет тридцать пять тому назад, когда рассказчику было пять лет. Свои первые ёлки, когда ему было годика три, он не помнит. Видимо, мама подносила его к наряженному деревцу, и он черными глазками его рассматривал. Но в пять-то лет он уже хорошо знал и понимал, что стоит за словом елка, и всегда нетерпеливо ждал радостного праздника. И даже, чуть приоткрыв дверь, тайно смотрел за действиями мамы.

Что предложила Леля

Леля была старше Миньки на два года. Значит, ей уже исполнилось семь лет, и она могла придумать что-то заманчивое и к тому же запретное, до чего бы сам Минька не додумался.

Лелька предложила пойти в комнату с елкой, пока мама занята на кухне.

Комната с елкой

Входят и видят - стоит очень нарядная и красивая елка. Под ней лежат подарки, а на самой елке висят игрушки и всякие вкусности. Такую манящую красоту описывает Зощенко. «Елка», краткое содержание рассказа, продолжает рассматриваться. Лелька и говорит: «Подарки мы смотреть не станем, а лучше попробуем пастилу». Быстро подходит к елке и делает «ам» - и нет одной пастилы. Минька не отстает, но дотягивается только до яблочка и откусывает от него кусочек. Лелька продолжает. Она хватает вторую пастилу и съедает ее и еще берет конфету. Так началось разорение елки, как его описывает Зощенко. Елка, краткое содержание об этом говорит, мало-помалу стала терять свою красоту. Минька был маленького роста, а Лелька - долговязой девчонкой, поэтому мальчик мог дотянуться только до одного яблочка, а Лелька - достать все, что ей хотелось. С трагическим юмором продолжает описание Зощенко. Елка, краткое содержание об этом сообщает, превратилась из красавицы с новенькими игрушками в страшилку с объеденными пастилками, надкусанным яблоком и сломанной куколкой. И Лелька зловредно говорит братику, что его за такие дела накажут. И они спрятались в другой комнате.

Гости пришли

Мама позвала всех, пришедших на праздник к елке, и своих любимых благоразумных деток и стала раздавать подарки. Детей с родителями собралось много и все заранее радовались предстоящим подаркам. Мама Лели и Миньки снимала их с елки и вручала каждому.

Вот она дошла до и сломанной куколки. И тут разразился скандал. Потому что девочка не хотела получить сломанную игрушку. А кому приятно получить объедки от яблока? Мама очень рассердилась и пообещала поставить Лельку в угол, а Миньке не дарить приготовленный для него паровозик. Но гости продолжали возмущаться и даже сказали, что больше никогда не придут в этот дом. Тут появился папа, когда все разошлись, и возмутился тем, что его дети безобразно воспитаны и им трудно придется в жизни. Так заканчивает рассказ М. Зощенко «Елка», краткое содержание которого здесь представлено.

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала:

Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит:

Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю:

Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Лёля говорит:

Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.

Леля говорит:

Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит:

Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

Наша мама говорит:

Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

Это Минькина работа.

Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:

Это меня Лёлька научила.

Мама говорит:

Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

Я так и сделаю. С вами водиться - что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама сказала:

И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал:

Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Очень давно, когда главный герой был ещё Минька, он вместе со своей сестрой Лёлей, съел сладкие подарки с новогодней ёлки. А потом он ещё и подрался с другим мальчиком. Мать их наругала, а отец решил отдать их подарки другим детям. После этого случая, он никогда не ел чужих подарков и ни с кем не дрался.

Краткое содержание (подробно)

В тот день, он подглядывал за мамой, которая наряжала ёлку, а когда она вышла на кухню, предложил своей старшей сестре Лёле , пойти к ёлке. Когда они подошли, то увидели, что она богато наряжена, а под ней лежат подарки. Сестра Лёля предложила попробовать по одной пастилке, которые висели на ветках в качестве украшения. Он согласился, но не смог ни до одной дотянуться, поэтому откусил низко висящее яблоко. Потом Лёля опять предложила съесть по одной пастилке, потом опять, но ему их не давала, поэтому он продолжал кусать только яблоко. Вскоре Минька не выдержал и попытался залезть на стул, но упал вместе с ним и привлёк внимание матери.

Они успели убежать, но мать всё поняла. Позже, когда пришли другие дети с родителями, она начала дарить им всем подарки, но Миньке не дала, сказав, что раз он съел чужое яблоко, то подарок она отдаст другому мальчику.

Минька разозлился из-за этого и ударил того мальчика, крича, чтобы он убирался домой, а также и все остальные. Лёля его поддержала. Родители собрали плачущих и испуганных детей и ушли.

Потом в комнату вошёл папа и решил наказать своих детей. Он сказал, что завтра утром отдаст все подарки другим детям, так как ему не понравилось, что они выгнали всех гостей и, вообще, вели себя плохо.

Андерсен Г-Х. сказка "Ель"

Жанр: литературная сказка о растениях

Главные герои сказки "Ель" и их характеристика

  1. Елка. Молодая и глупая. Узнала, что была счастлива, только все потеряв. Наивная мечтательница.
План пересказа сказки "Ель"
  1. Елочка в лесу
  2. Солнечные лучи
  3. Куда уносят деревья
  4. Накануне Рождества
  5. Рассказ воробьев
  6. Елочку рубят
  7. Елочку наряжают
  8. Дети танцуют
  9. Сказки толстого человечка
  10. Елка на чердаке
  11. Восторженные мыши
  12. Елка во дворе
  13. Последний костер.
Кратчайшее содержание сказки "Ель" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Росла в лесу молоденькая елочка, которой хотелось скорее стать старой
  2. Елочка мечтала побывать на море или быть срубленной на Рождество
  3. Елочку срубили и поставили в большой зале, а потом нарядили
  4. Елочка была очень красива, но дети обобрали елочку
  5. Елочка пылилась на чердаке и рассказывала сказки мышам
  6. Елочку разрубили и сожгли, и она поняла, что была счастлива только в лесу
Главная мысль сказки "Ель"
Надо ценить настоящее, а не жить пустыми мечтаниями о будущем дне.

Чему учит сказка "Ель"
Сказка учит ценить и беречь то, что имеешь. Учит не желать того, о чем мало что знаешь. Учит не менять шило на мыло. Учит радоваться жизни, учит быть счастливым, учит веселиться. Учит тому, что все на свете имеет свой конец.

Отзыв на сказку "Ель"
Это грустная, но красивая сказка про маленькую елочку, которой хотелось чего-то большего, и которая не понимала, что даром тратит свои лучшие годы. Ей зачем-то очень хотелось повзрослеть. Мне жаль глупую и наивную елочку, она не ценила то, что имела и поэтому никогда не была счастлива. Нельзя жить одними мечтаниями.

Пословицы к сказке "Ель"
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Что имеем не храним, потерявши плачем.
Не знаешь, что найдешь, что потеряешь.
Надо взять от жизни все, что она может дать.
Живет не живет, а проживать проживает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Ель"
Росла в лесу очень красивая молодая елочка. Место у нее было хорошее, солнце ее пригревало, рядом сосна с елями росли. Дети приходили к елочке, садились под нее отдыхать и хвалили красивое дерево.
А елочка каждый год на побег подрастало и все торопилась. Мечталось ей стать скорее высокой, взрослой. Чтобы птицы на ней гнезда вили, чтобы выглянуть макушкой на вольный свет.
А потому не радовалась елочка ни солнцу, ни облакам, ни ветру, ни птицам.
Зимой первые два года заяц просто перепрыгивал елочку, но уже на третий год стал кругом обегать. И мечтала елочка скорее стать взрослой и старой.
Осенью в лес приходили лесорубы и рубили деревья. Они увозили срубленные стволы и елочке хотелось узнать, что их ожидает.
Она спросила у аистов о судьбе срубленных деревьев, и аист сказал, что многие из них становятся мачтами на кораблях и плавают по морям. Елочке тоже хотелось увидеть море. Она не слушала солнце, которое уговаривало ее радоваться своим лучам.
Под Рождество в лес приходили другие люди и рубили молоденькие елочки. Воробьи рассказали, что эти деревья везут в город, ставят в теплой комнате и украшают красивыми вещами. И елочка мечтала оказаться среди этих счастливиц. Она по прежнему не хотела радоваться свободе и солнцу.
И вот прошел год. Под Рождество пришли люди и срубили елочку. От боли елочка потеряла сознание и пришла в себя во дворе большого дома.
Ее внесли в дом и поставили в бочку с песком. Девушки и слуги начали наряжать елочку и елочке очень понравился ее наряд. Она с нетерпением ждала вечера. А вечером зажгли свечи и елочка стала еще прекрасней. Она затрепетала от радости и вдруг пламя одной из свечей охватило ее хвою.
Огонь быстро затушили, но после этого елочка боялась пошевелиться.
А потом в зал вбежали дети и каждый что-то срывал с елочки. Потом они танцевали вокруг елки, а когда свечи догорели, детям разрешили забрать все, что было на елке.
Потом дети сидели под елкой и слушали сказки толстого человечка, а елка думала, что неужели это все, и ее счастье закончилась?
Утром елка ждала, что ее снова станут наряжать, но слуга отнес ее на чердак и там бросил. Много дней стояла елка на чердаке и к ней однажды пришли мыши. Мыши попросили елку рассказать, что она видела. И елка рассказал, как она росла в лесу, и мыши ей страшно завидовали. Они говорили, что елка счастливая, и елка стала думать о том, что пожалуй те дни в лесу действительно были счастливыми. И Елка стала рассказывать мышам сказки, а мыши с удовольствием слушали ее.
А потом елку выкинули во двор и она осталась лежать пожелтевшая и старая. А вокруг все цвело и благоухало. И мальчишки прибежали и стали топтать ее ветки. Потом слуга разрубил елку и отправил в костер. И елка трещала в огне, вспоминая летние солнечные дни и зимние звездные ночи. И жалела, что все прошло.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Ель"


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей