30.12.2023

Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников. Сказка как средство воспитания нравственности Сказка как средство нравственного воспитания


Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за¬висит от системы воспитания и обра¬зования, которая, в свою очередь, фор¬мируется с учетом особенностей миро¬воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по¬коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней¬шее условие развития России.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.
Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.
Общеизвестно, что возраст от трёх до шести - это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Разре¬шение проблем нравственного воспи¬тания требует поиска наиболее эф¬фективных путей или переосмысле¬ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей с сказкой помимо всеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя), Русские сказки 2(Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса) и.т.д. Русские народные сказки (Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка –Хаврошечка, Серая шейка, два мороза) и.т.д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А.С. Пушкина и т.д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.
В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.
Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни -- важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка .

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты .

Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом -- вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими.

Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли.

В народных сказках отражены «уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты .

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на много вековой опыт предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни.

Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек - Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей.

Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием, которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом. Надо пояснить этот момент.

Сказка как средство эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Для малыша является главным развитие сюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её характер. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер .

Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша.

Видимо, с этой же точки зрения не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Нравственное воспитание ребенка начинается с того, что слышит, видит и что вызывает отклик в его душе.

Сказка имеет очень большую роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала надо отметить гендерный подход сказки. В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера.

Например, сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки, с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых - адекватное восприятие реальности, во - вторых - представление о враге и безопасности, в - третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственного преимущества и слабые стороны противника - вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине) .

А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера .

Какими будут наши дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дужными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависит только от нас - родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.

Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Не забудьте после прочтения сказки, провести небольшую беседу с ребенком. Во время, которой вы сможете раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных его сторонах. От выбора сказок для прочтения, зависит, какие нравственные чувства вы сможете сформировать ребенку.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость).

Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники .

Все эти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей), ведь сказка - клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.

Жидкова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дата публикации: 09.05.2016
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок» Воспитатель высшей квалификационной категории Жидкова Анна Алексеевна
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. В сказке все бывает честно: И начало, и конец. Смелый принц ведет принцессу, Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко, Как уютный милый дом. Прочитайте сказки детям! Научите их любить. Может быть, на этом свете – Станет легче людям жить. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно- нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Ребенок не рождается злым человеком или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык (жестов и мимики), динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту и доброту окружающего мира. Главное достоинство заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность). Таким образом у детей – развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи; развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда; развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.
Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов – дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, что бы сказка – была средством эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, педагоги, дают общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями – сказочными героями. Необходимо использовать сказочную форму: - для интеграции личности ребенка; - для психоречевого развития; - для совершенствования вербального и невербального языка; - для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя; - для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка; - для развития креативного мышления, фантазии, воображения эмпатии ребенка; - для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром; - для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики, как базы для развития речи, интеллекта; - для развития творческих способностей ребенка. Важно не читать, а рассказывать сказку, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и
так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой, сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой. Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Считаю, что результатом духовно-нравственного воспитания детей сказкой является: - усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; - знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание ребёнком тех нравственно-личностных качеств, которые я пытаюсь во спитать в детях: сове стливо сть и п о р я д оч н о с т ь, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; - понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
Используемая литература
1. Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2012 3. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей. М., 2012 4. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М., 2011 5. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М., 2012

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

Что такое нравственность? Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. В переводе от латыни «нравы» /moralis/ - означают мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках . Нравы не вечные, и не неизменные. Они формируются при воздействии окружающих людей – общества. Они не указываются в правовых положениях. Их нужно воспитывать в людях с детства.

Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но не обязательно учить детей с горькими и напрасными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенка заинтересовать, то и "корень" учения может стать слаще и даже вызвать у малышей вполне хороший аппетит. Дошкольный возраст это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формируется его характер. Говоря о воспитании характера, многие психологи (М.В. Бениаминова, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.С Мухина и др.) подразумевают главным образом волевую сторону: его определенность, устойчивость, твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е.А. Аркин: "Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа" .

В настоящее время люди все реже руководствуются нравственностью в своем поведении. Это выражается в неумении ввести себя в обществе, эгоистической отношении друг к другу и неуважении к окружающим. Таких людей принято называть – невоспитанными.

Воспитание в ребенке нравственных качеств нужно начинать с самых малых лет. Ведь важнейшим этапом развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок приобщается к миру общественных ценностей и входит в этот прекрасный, огромный, и в том числе, загадочный, для малыша, мир. Он еще не понимает что значит «хорошо» или что значит «плохо». Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять этот удивительный и сложный мир. Дети - это будущее нашей страны. Воспитывая наших детей, мы выстраиваем будущее нашего общества и страны в целом.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги заменили - экраны телевизоров, компьютеров. Взрослому человеку, у которого полно других, «более важных» дел, легче посадить ребенка перед экраном и включить мультфильм. Но персонажи современных сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью, что приводит к искажению представлений детей о нравственности.

Реализация принципов воспитания изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей. Огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка, конечно же, играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко отображены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества – в сказках, пословицах, песенках, потешках и т.д. .

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал наш отечественный педагог К.Д. Ушинский . Так же, отечественный ученый А. В. Запорожец, в своих работах, отметил: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» .

Одним из жанров, оказывающие значительное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка, являются народные сказки. В сказках достаточно ярко выражены положительные и отрицательные качества героев. В них всегда положительный герой становится победителем, а злодей либо становится хорошим, признав свою вину, либо, чаще всего, бывает наказан. Как пишется в сказке Анатолия Васильевича Луначарского, «правда слышится». Это правда отраженных сказками чаяний и ожиданий простого народа. Ни одна людская обида в сказках, не остается неотомщенной. И дети это очень хорошо понимают и запоминают. Если наблюдать, когда взрослый читает ребенку сказку, можно увидеть, что ребенок сидит весь в эмоциях. Он слушает сказку внимательно, не отвлекаясь, где-то радуется, а где то переживает за героя, удивляется и т.д. Одним словом, ребенок проживает эту сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним.

В исследованиях отечественного ученого, А. В. Запорожца, посвященных изучению восприятия дошкольниками сказки, рассматривалась важность художественной литературы в воспитании нравственных качеств ребенка. Они позволили нам выделить следующие особенности. Детей не устраивают неопределенные ситуации, когда непонятно, кто хороший, а кто плохой. Ребенок сразу старается выделить положительных героев и безусловно принимает их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению его замыслов, становится в резко отрицательное отношение. Поведение героев произведения, для ребенка, - это образцы поведения. Со временем эти образцы поведения становятся для него движущей силой. В дальнейшей жизни ребенок начинает поступать хорошо, не потому что ему так посоветовали взрослые, и не потому что его за это будут хвалить, а потому, что он по другому не умеет. Именно поэтому взрослый должен уметь выбирать произведения для чтения ребенку. На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которую мы будем показывать детям ту или иную сторону жизни. Душа ребенка, как белый лист, как мы ему расскажем о нашем мире, так он его запомнит на всю свою жизнь.

Каждый возрастной этап характеризуется исключительными особенностями, поэтому для достижения более эффективных результатов при воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Так же очень важным условием при работе в данном контексте является индивидуальный подход. Именно учет возрастных особенностей ребенка и индивидуальный подход к нему позволит нам дать ребенку полноценное представление о нашем мире. Еще одним важным условием является семейное чтение.

Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Поэтому, эта работа не будет эффективна без участия семьи.

Семья является значиельным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Через голос матери, у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, необходимо чтобы родители сами придерживались их. Потому-что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям.

Таким образом, в бесконечном потоке нравственных выборов между хорошим и плохим, добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью, между желанием и долгом, мы стремимся воспитывать у подрастающего поколения нравственные качества. Те качества, которые помогут детям прожить красивую и достойную жизнь.

Список литературы:

  1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2003. - 66 с.
  2. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дипломная работа. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651671#1 (дата обращения 06.02.2016).
  3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире: учебное пособие для студентов. - М.: Изд-во Библиополис, 2001.- 98 с.
  4. Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html (дата обращения 06.02.2016).
  5. Слинкова Ю.В. Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дипломная работа. – 29.10.2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd68a5c53b88421306d26_0.html (дата обращения 06.02.2016).

Сказка как средство духовно - нравственного воспитания

дошкольников

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко»; кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т.д. Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге, чтобы спасти братца девочке пришлось преодолеть много трудностей. Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».

Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что, же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать...

С древних времён сказка являлась самым доступным и эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Позднее сказка стала не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сказка до сих пор обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Работа, проводимая мной с детьми по сказкам, включает нетрадиционные приемы, при её организации развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.

Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сенситивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.

В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.

Анализ проблемы в психолого-педагогического литературе показал, что в последнее время произошло осознание и актуализация осуществления нравственного воспитания в ДОУ и в тоже время понимание воспитательных возможностей сказки позволяет педагогам практикам все чаще обращаться к поиску наиболее эффективных приёмов работы со сказкой, чтобы она являлась средством формирования нравственных представлений.

Исследование, проведённое мной на практике, в детском саду, показало, что при использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей