13.08.2023

Буддисты против мусульман в бирме. Буддизм и ислам: от конфликтов к диалогу. Своих в обиду не дадим


Антон Цветов

эксперт Центра стратегических разработок

— Конфликт в Мьянме начался еще во времена борьбы страны (тогда Бирма) за независимость после окончания Второй мировой войны. Тогда же и начались столкновения между буддистами и местными мусульманами, рохинджа.

Буддистов в Мьянме — большинство, мусульмане — в меньшинстве и проживают компактно в западной части штата Аракан. На этой территории проживает и огромное количество беженцев из соседней Бангладеш, осевших здесь за это продолжительное время.

Рохинджа практически никогда спокойно на этой территории не жили, всегда находились в конфликте с местным буддистским населением. Возобновлялся этот конфликт витками, последний такой крупный, как сейчас, виток был в 2013-м году.

Нынешняя фаза длится с октября прошлого года, начиная с нападений боевиков организации, которая якобы представляет интересы рохинджа. Тогда она называлась «Армия веры», сейчас она называется «Армия спасения рохинджа Аракана». Это боевая организация, которая еще четыре года назад совершала нападения, а 25 августа ее люди напали на подразделение бирманской армии. Как и в прошлый раз, эти вылазки вызвали жесткую ответную реакцию со стороны вооруженных сил Мьянмы, в политической жизни которой военные по-прежнему играют очень серьезную роль.

Поддержка мусульман Мьянмы все это время была довольно значительной и в самой Азии. На протяжении всего последнего витка конфликта, то есть с октября 2016 года, мы видим довольного много выступлений в поддержку рохинджа.

Самое яркое движение действует в Малайзии, где присутствует большое сообщество беженцев рохинджа. Там на поддержке рохинджа пытается сделать политический капитал даже премьер-министр страны Наджиб Разак. Он находится в сложном внутреннем конфликте с бывшим премьер-министром и пытается привлечь внимание к своей роли защитника мусульман всей Восточной Азии. Мы видим, что он уже достаточно жестко и одним из первых высказался о ситуации в Мьянме, и это он назвал происходящее «геноцидом» мусульман.

Кроме официальных лиц Малайзии, общественность многих других мусульманских странах выступает в поддержку народа рохинджа. Например, внутри Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) исламский блок вообще выступает за то, чтобы Ассоциация от своего имени осудила действия официальных властей Мьянмы.На стороне рохинджа находятся международные правозащитные организации, управление ООН по делам беженцев и по правам человека и сильный медийный аппарат. Самые беспокойные сообщения о кризисе рохинджа поступают обычно от «Аль-Джазиры» и СМИ стран Персидского залива.

Роль России исторически никогда не была значительной в этом конфликте.

Для Китая ситуация гораздо более чувствительна, потому что Мьянма — это его сосед и зона влияния, Китай вкладывает ресурсы в стабильность региона, поддерживая действующее правительство. У Китая там есть серьезный экономический интерес. Для него Мьянма — одна из стран, через которую может пройти новый маршрут поставок товаров в Европу.

поправка

Редакция изменила прежний некорректный заголовок материала, в котором говорилось о поддержке Россией мусульман-рохинджа в Мьянме, приносим извинения читателям. На самом деле поддержку мусульманам выражает мусульманское сообщество России и региональные лидеры — например, Рамзан Кадыров. Официально Москва до сих пор разделяла позицию Китая, то есть поддерживала действия правительства Мьянмы. А вчера на саммите БРИКС Владимир Путин заявил, что Россия осуждает всякое насилие в Мьянме, а главам субъектов РФ никак не запрещается иметь собственные взгляды на внешнюю политику, отличные от официальной.

Лагерь бирманских беженцев народности рохниджа в Бангладеш. Фото: Reuters

Аида Симония

Ведущий научный сотрудник отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН

Британское наследство и саудовский след

— Бирма (так государство называлось до 1989 года) долгое время входила в состав Индии и была Британской колонией. На протяжении британского владычества рохинджа — этнические южные индийцы — массово переселялись на территорию Британской Бирмы: британцы использовали их как дешевую рабочую силу на рисовых полях. (В то время Бирма была рисовой житницей всей Азии). После объявления независимости Бирмы в 1948 году началась демаркация границ. И выяснилось, что предоставлять гражданство рохинджа правительство Бирмы не собирается.

В 1962 году в стране установилась военная диктатура, руководители государства начинали думать, что делать с этим народом. В 1982 году был принят закон о гражданстве, однако гражданских и политических прав народу рохинджа так и не предоставили.

Мьянма — очень сложное полиэтническое и поликонфессиональное государство с населением в 55 миллионов человек, в нем проживает 135 различных этнических групп, из которых восемь — крупные. Все они граждане — кроме рохинджа, численность которых в Мьянме сейчас составляет 1—1,2 млн человек.

Я бы подчеркнула, что конфликт носит не религиозный характер. Мьянма — толерантная страна. Да, рохинджа — мусульмане в стране с преимущественно буддийским населением. Но в Мьянме проживают и другие мусульмане, их около 5% от населения, а также христиане — 7%. Все они являются гражданами страны. В отличие от рохинджа, у которых нет ни гражданских, ни политических прав, и власти десятилетиями отказывают им в этом, не считая коренным населением. В ответ боевики (а их, конечно, стоит отделять от мирных граждан) террористической «Армии спасения Аркан рохинджа» устраивают провокации: раньше это носило преимущественно уголовный характер (нападения, грабежи, изнасилования), а сейчас вышло на совсем иной уровень.

«Армия спасения Аркан рохинджа» возникла в 1948 году — практически сразу после объявления независимости Бирмы. О целях этой организации можно судить по их флагу, где изображены контуры штата Аркан (так он назывался раньше, современное название — Ракхайн) как независимого от Мьянмы государства.

Долгое время об «Армии» ничего не было слышно, но в 90-х они нашли финансирование в Саудовской Аравии, которая очень сочувственно относится к «братьям-мусульманам» в их борьбе за независимость. Их тренировочные лагеря находятся за пределами страны. Хорошо обученные и вооруженные, они легко проникают через полупрозрачные границы и устраивают различного рода провокации — от нападений на блокпосты, до сжигания буддийских деревень. Правительство Мьянмы не без оснований считает эту организацию террористической. «На глаз» отличить молодого мужчину от боевика часто очень сложно, поэтому, когда правительство начинает зачистку в ответ на провокации, под нее нередко попадают и гражданские лица.

То, что мы наблюдаем ныне, — второе серьезное обострение. Первое случилось в 9 октября 2016 года, когда хорошо вооруженные боевики в большом количестве совершили серию нападений на правительственные блокпосты. Тогда, как и сейчас, власти Мьянмы отреагировали на случившееся предельно жестко. Но важно понимать, что подавляющее большинство фотографий и видео о зверствах правительственных войск, которые массово гуляют сейчас в Сети, — старые. Сейчас у нас практически нет фото и видео с места событий — правительство Мьянмы закрыло въезд для журналистов и сотрудников международных организаций.

Владимир Путин не осуждал происходящее ныне в Мьянме. Вместе с египетским лидером он всего лишь сделал заявление о недопустимости притеснений кого-либо, в том числе и мусульман. Насколько я знаю, в последние дни в Совбезе ООН в повестку дня не вносилась резолюция по Мьянме, так что Россия не могла ее заблокировать. Хотя все предыдущие годы наша страна и Китай несколько раз блокировали резолюцию об оказании помощи мусульманскому меньшинству рохинджа.

Мьянма уже 20 лет находится под жесткими санкциями Европы и США. Россия же традиционно имела хорошие отношения с этой страной. Советский Союз одним из первых признал независимость Бирмы. Особой дружбы или глубоких экономических связей никогда не было, но поддержку оказывали всегда. В 90-х годах Россия наладила с Мьянмой военно-техническое сотрудничество и стала поставлять туда авиатехнику.

Многие сейчас обвиняют премьер-министра Мьянмы лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в том, что она молчит и ничего не делает, чтобы защитить рохинджа. Это абсолютная неправда. Она очень достойный, честный и порядочный человек, и она не молчит, она действует. Ровно год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую попросила возгласить лично Кофи Анана. В течение года Анан и его коллеги десятки раз ездили в штат Ракхайн и детально документировали все, что происходит там. По итогам собранного материала 24 августа комиссия опубликовала 70-ти страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа боевики «Армии» — напали на правительственные блокпосты, и началась очередная эскалация конфликта.

Примечательно, что соседние мусульманские страны, например Бангладеш, отказывают принимать беженцев рохинджа. Несколько лет назад правительство Ганы, преимущественно христианского и очень светского государства, официально предлагало убежище рохинджа, они заявляли о том, что готовы принять всех до единого человека и обеспечить им все права. Однако рохинджа отказались.

По данным Amnesty International, за неделю обострения конфликт спровоцировал исход от 50 до 90 тысяч беженцев — как мусульман, так и буддистов. Точное число погибших неизвестно. Официально правительство говорит о 401-й жертве с обеих сторон.

Записала Ирина Гордиенко

мнение

Валерий Ширяев

«Новая газета»

Рохинджа — это и есть бенгальцы

— С точки зрения чистой науки назвать рохинджа сложившимся самостоятельным этносом мудрено. Неизвестно точно даже время, когда говорящие на бенгальском диалекте читтагонг (28 млн. говорящих) мусульмане Восточной Бенгалии, ища лучшей доли, образовали на территории Бирмы, соседней британской провинции, компактное меньшинство. Но все историки сходятся, что не позднее 150 лет назад.

Тогда расцвело творчество нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора, бенгальца, великого земляка рохинджа, которым они могут законно гордиться. Замечательная песня Алексея Рыбникова из советской подростковой мелодрамы «Вам и не снилось» в оригинале написана на материнском языке рохинджа, хотя они недавно начали использовать для письма латиницу.

Есть немало вполне серьезных статей, где образование этого этнического меньшинства в Мьянме относят к породившей массовые миграционные потоки войне за независимость Бангладеш в 1971.

Почти все языки Индии состоят из густой каши диалектов, в которой роли ведущих часто меняются. Это относится и к современному бенгальскому языку. Тем не менее, попытки выделить язык рохинджа в самостоятельный язык несостоятельны.

Увеличению численности рохинджа способствовали гражданские столкновения, военные действия и природные катаклизмы в соседних землях. С каждым из них новый поток беженцев пытался найти убежище в Мьянме, которая тогда была еще Бирмой. Например, потоки беженцев породил оставивший в 1970 без жилья полмиллиона людей циклон Бхола (один из самых страшных в истории), которому Джордж Хариссон посвятил знаменитую песню «Бангладеш» и благотворительный концерт. Старшее поколение битломанов СССР слушало, как там «so many people are dying fast», а в это время происходил рост народа рохинджа.

Заставившая людей бросить дом война за независимость, по сути, была войной гражданской, тогда погибло не менее 200 тыс. человек (по некоторым оценкам, до 3 млн.). Поскольку этот регион два века относится к самым бедным на Земле, ждать от местных правительств регулярной внятной демографической статистики не приходится. Но тропический рост налицо и без статистики. Стоит отметить, что если исключить города-государства и Мальдивы, то в Бангладеш самая высокая плотность населения в мире. Спасают это население только плодородные разливы Ганга, позволяющие собирать до четырех урожаев в год.

Численность рохинджа в Мьянме специалисты ООН еще в 2012 году оценивали в 800 тысяч, а в 2017 уже более миллиона (газеты Мьянмы пугают друг друга цифрой 2,5 млн.). Восточные бенгальцы умеют и любят делать детей, но все-таки увеличить за 5 лет численность народа на 20% вряд ли возможно. Легче предположить, что к ним присоединились соплеменники из Бангладеш.

Таким образом, подвергшийся кровавым акциям усмирения мятежный регион Мьянмы заселен бенгальцами, увеличивающими численность, в том числе, за счет миграции, и ничем не отличающиеся от жителей Бангладеш в плане религии, культуры и уровня общественного развития.

В этом и состоит их основная вина (оправдывающая убийства и средневековое насилие над гражданским населением) в глазах автохтонного населения, которое категорически не желает признавать их местными, несмотря на то, что основная часть рохинджа живет тут уже в четвертом-пятом поколении.

В Мьянме происходит противостояние между мусульманами рохинджа и правительственными войсками . Обострение конфликта произошло 25 августа 2017 года. Тогда боевики движения "Араканская армия спасения рохинджа", которую власти республики считают террористической организацией, совершили нападение на 24 поста полицейских в штате Ракхайн. В результате погибли 109 человек. После этих событий войска начали антитеррористическую операцию.

Аун Сан Су Чжи, лауреат Нобелевской премии мира, является фактически премьер-министром Мьянмы. Она не раз подвергалась критике из-за того, что во время её правления гонения на мусульман в стране усилились. "Покажите мне страну без проблем в области прав человека", - прокомментировала ситуацию Аун Сан Су Чжи.

Рохинджа - это этническая группа мусульман, живущих в штате Ракхайн. Их насчитывается около миллиона человек . Столкновения рохинджа и властей Мьянмы происходят регулярно. В 2012 году во время межрелигиозных столкновений погибло более 200 жителей Мьянмы. Рохинджа не разрешено получать бирманское гражданство. По данным ООН, они являются одной из самых притесняемых этнических групп в мире.

По официальным данным, во время столкновений погибли 402 человека . Из них 370 - боевики, 15 - полицейские и 17 человек - мирные жители. Мусульманские СМИ говорят о том, что убито несколько тысяч человек. По официальным данным, в Мьянме сожжены более 2600 домов.

Очевидцы событий в Мьянме говорят, что в деревнях обезглавливают детей и живьём сжигают мирных жителей . Правозащитная организация Fortify Rights со ссылкой на телеканал Аль-Джазира обнародовала рассказы очевидцев событий в Мьянме, которые говорят, что в деревнях Чут Пый и посёлке Ратэдаунг было убито около 200 человек, в том числе дети. Правительство Мьянмы отрицает информацию о геноциде. 4 сентября агентство РИА Новости сообщило, что группа боевиков из этнической группы рохинджа атаковала и сожгла буддийский монастырь. По сообщению BBC , часть фотографий с жертвами столкновений в Мьянме - это фейки, которые распространяются в соцсетях в рамках информационной войны.

Фото с сайта New Yourk Times

Около 38 тысяч человек из Ракхайна стали беженцами . Поток мигрантов направился преимущественно в Бангладеш. Первого сентября 2017 года издание The New York Times опубликовало информацию о том, что одна из лодок с беженцами утонула. Погибло 46 человек, среди погибших 19 детей.

Министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов выразил позицию Казахстана в отношении ситуации вокруг мусульманской общины в Мьянме . "По поводу событий в Мьянме я хотел бы сказать, что наша страна как член Совбеза ООН активно приняла участие в организации и выступила на закрытых консультациях, которые прошли 30 августа. Вместе с другими странами - членами Совбеза ООН мы призвали власти Мьянмы к активному сотрудничеству с международными структурами, прежде всего с ООН, Организацией исламского сотрудничества (ОИС) и другими партнёрами, усилия которых направлены на урегулировании ситуации в Мьянме", - сообщил министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов.

Фото с сайта New York Times

В МИД РФ официально заявили, что осуждают действия группировки "Араканская армия спасения рохинджа". Сообщение об этом появилось на сайте ведомства 28 августа. "Решительно осуждаем эту вооружённую вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО, - говорится в официальном сообщении . - Считаем, что решение существующих в Ракхайне проблем, имеющих сложный, комплексный характер, возможно исключительно политическими средствами, путём налаживания диалога между представителями всех национальностей и конфессий в целях социально-экономического развития данной области".

Россия и Китай ещё в марте текущего года наложили вето на отдельные положения заявления Совета Безопасности ООН по ситуации в Мьянме . Выступая перед прессой, поверенный в делах постпредства РФ при ООН Петр Ильичёв заявил, что заблокированы лишь элементы заявления для прессы. Ранее в 2007 году Россия и Китай наложили вето на решение Совете Безопасности ООН принять резолюцию, призывающую прекратить нарушения прав человека в Мьянме. По сообщению Guardian, 4 сентября власти Мьянмы отказались от гуманитарной помощи для мусульман штата Ракхайн.

3 сентября в Москве сотни мусульман вышли на акцию протеста в знак солидарности с народом рохинджа . По сообщению агентства Интерфакс, протестующие собрались у посольства Мьянмы на Большой Никитской. Верующие расстелили молельные коврики перед зданием посольства и скандировали: "Аллаху акбар". Акция не была согласована с московскими властями. К месту события подъехала бронемашина, а также сотрудники ОМОНа. По сообщениям информагентств, акция закончилась мирно, её участники разошлись самостоятельно.

Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров выразил несогласие с позицией России относительно ситуации в Мьянме . "Если Россия будет поддерживать шайтанов, совершающих преступления, я против позиции России", - высказался лидер Чеченской Республики в видеообращении в своём Instagram . Кадыров также заявил, что ему много пишут о необходимости "ввести войска" в Мьянму. При этом он подчеркнул, что это невозможно, так как он единолично не может принять такое решение. Также 4 сентября в чеченской столице тысячи человек вышли на митинг в знак осуждения действий властей Мьянмы в отношении живущих там мусульман.

Президент Турции назвал геноцидом под маской демократии то, что происходит в Мьянме.

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками. Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая ещё полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", - подчеркнул Эрдоган.

Бывают ситуации, когда правых нет — одни виноватые. Похоже, что столкновения в Мьянме как раз из их числа.

Национализм или война религий?

Мировые СМИ пишут о геноциде исламского населения буддистами в Мьянме — государстве в Юго-Восточной Азии. Но эксперты утверждают, что во-первых, жертвы почти равны с обеих сторон. Просто мусульмане обладают мощной информационной поддержкой общемирового уровня вроде Al Jazeera и подобных ей, а буддисты нет. В результате чего «мировая общественность» видит конфликт только с одной стороны. Во-вторых,

участниками бойни стали не мусульмане в целом, а представители конкретной этнической группы

И если бы они представляли какую-нибудь другую религию, ничего бы не изменилось, потому что причины вспышки насилия не в вероисповедании. И в-третьих, в этом противостоянии виноваты обе стороны.

Конфликт длиной в десятилетия

Объектом недовольства как властями Мьянмы, так и львиной доли его населения стали рохинджа (или рохинья). Это немногочисленная этническая группа, проживающая главным образом на территории Мьянмы (штат Ракхайн, другое название Аракан) и соседнего Бангладеша. Абсолютное большинство исповедует ислам суннитского толка. А почти 90% населения Мьянмы буддисты.

Рохинджа в Аракан завозили еще англичане в XIX веке в качестве рабочей силы. Так мусульманское население региона начало постепенно расти. Сейчас из 55 млн человек, населяющих Мьянму, около 800 тыс. - рохинджа. Они считают себя одним из коренных народов Мьянмы. При этом

их число постоянно пополняется беженцами из Бангладеша, а власти Мьянмы не желают признавать право на гражданство всех рохинджа целиком

Мьянманские государственные деятели даже не используют этот термин, вместо этого называя их бенгальцами.

Во Второй мировой войне, когда Бирму (прежнее название Мьянмы) оккупировала Япония, местные буддисты поддержали их, а рохинджа остались верны британской короне, начав партизанские действия. Тогда

две стороны учинили массовые взаимные расправы, в ходе которых погибли десятки тысяч человек

С тех пор отношение к рохинджа оставалось враждебным. Вспышки взаимного насилия были зафиксированы и в 2012, и в 2015-м, и в 2016 гг. Погромы 2012 года привели, по официальным данным, к гибели 200 человек.

Половина из них была мусульманами, а половина буддистами

Около 120 тыс. человек (и буддисты, и мусульмане) оказались беженцами. Погибли за последние годы тысячи человек.

Ситуация резко обострилась 25 августа 2017-го. Несколько сотен боевиков движения ARSA «Араканская армия солидарности рохинджа» (в других переводах - «спасения рохинджа» — прим.) атаковали 30 опорных пунктов полиции. Это спровоцировало новую волну насилия.

Впервые эта группа заявила о себе в октябре 2016 года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладешем

По официальным данным, за неделю были убиты около 400 человек, из них большая часть якобы боевики. Еще 17 мирных жителей и 15 полицейских и военных убили члены движения. А количество беженцев рохинджа за десять дней конфликта возросло до 90 тыс. человек.

По заверениям СМИ мусульманских стран, речь может идти о нескольких тысячах погибших мусульман

При этом соседние государства неохотно принимают рохинджа. В Малайзии не собираются в произвольной форме выдавать им удостоверения беженцев, сообщила газета Star со ссылкой на вице-премьера страны Ахмада Захида Хамили. По его словам, такое решение приняли совместно с профильным Управлением Верховного Комиссара ООН.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то, что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

Когда война стала образом жизни

Для более полного понимания ситуации нужно отметить, что Мьянма -

одно из самых неспокойных государств в мире, где войны практически не прекращались

последние несколько десятилетий. Разнообразные местные политические и криминальные объединения многие годы воевали с центральной властью и друг с другом. Только сравнительно недавно со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня. В таких государствах и у властей, да и у жителей в целом мировоззрение отличается от благополучных (даже не в экономическом, а хотя бы политическом смысле) стран. И

масштабные силовые сценарии рассматриваются не как что-то из ряда вон выходящее, а вполне себе рабочие варианты

Тем временем власти Мьянмы продолжают фиксировать новые случаи нападения боевиков движения ARSA на севере штата Ракхайн (Аракан). Об этом 5 августа сообщила правительственная газета Global New Light of Myanmar со ссылкой на местные власти.

По ее данным, «несколько сотен домов сожжены в населенных пунктах округа Маунгдау» в результате нападений исламистов. Информация о жертвах отсутствует. Как пишет издание,

после своих вылазок боевики оставляют мины в населенных пунктах,

которые впоследствии обезвреживают саперы регулярной армии Мьянмы. Местные СМИ активно освещают погромы, учиненные боевиками, которые поджигали буддистские храмы и оскверняли статуи Будды.

Силовики дали официальный брифинг для иностранной прессы, на котором обвинили ARSA в целях создания «исламского государства»

По мнению Алексея Юсупова, странового директора фонда им. Ф. Эберта в Мьянме,

вылазки экстремистов стали идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса рохинджа целиком

Об этом он заявил в интервью порталу Vlastь .

— По спутниковым снимкам видно, что систематично сжигаются целые мусульманские деревни, — сказал он. Но упомянул, что по версии местных властей, «экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях».

Есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна.

Около 12 тыс. жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны

СМИ устроили буддистам «осажденную крепость»

Ж ивущий в Мьянме востоковед Петр Козьма в интервью РТ утверждает, чт о

местные буддисты многие десятилетия прекрасно уживаются с традиционной мусульманской уммой

Эксцессы были, но дело редко доходило до масштабных конфликтов. Совсем другая история с рохинджа.

— Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, - рассказывает Петр Козьма.

Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость - в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

— Вот однажды эту крышку и сорвало. А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах.

Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму,

Добавляет Петр Козьма.

О чевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. Востоковед утверждает, что

мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожженных домов стороны примерно равны

— То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, ксожалению,

у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом,

Говорит Петр Козьма.

Виноваты все, как мириться будут — непонятно

Дмитрий Мосяков, заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета в интервью РТ сравнил ситуацию в Мьянме с миграционным кризисом в Европе. Какая-то часть рохинджа действительно уже долго живет в штате, но их число постоянно пополняется за счет нелегальных беженцев, чье появление никак не радует местное население.

И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии,

— утверждает он .

По словам Мосякова, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность.

Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты

— Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе - что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает, - заключает Дмитрий Мосяков.

Алексей Юсупов подвел некоторые итоги, из которых понятно, что ситуация в Мьянме далеко не так однозначна, как ее рисуют мировые СМИ. Нет «правой» и «виноватой» стороны, есть большой клубок проблем, в которых, как уже говорилось, виноваты все участники. При этом подробно изучить нынешнюю ситуацию тоже не представляется возможным. Но кое-какие моменты уже можно определить точно:

  • Вооруженный экстремизм среди рохинья реален. Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, вести пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.
  • Систематичные притеснения рохинья реальны. После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма — исламского или любого иного.
  • Мы все еще знаем очень мало. Все, что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш.

© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей