Ожередова Снежана Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №20"Ласточка"
Населённый пункт:
город Лесной, Свердловская область
Наименование материала:
ЛЭПБУК
Тема:
"Патриотическое воспитание (вторая младшая группа)"
Дата публикации:
25.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №20 «Ласточка»
Воспитатель: Ожередова
Снежана Сергеевна
Патриотическое воспитание дошкольников во второй младшей группе
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы уделяем большое
внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ
нравственно - патриотического воспитания.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представляется
несколькими тематическими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»
«Труд взрослых»
«Родной город»
«Родная страна»
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления
личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,
развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира
и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия». И поэтому воспитывать
патриотизм нужно с самого младшего возраста. Для этого в нашей группе
был создан лэпбук на тему «Моя семья – моя Родина»
Паспорт методического пособия «Лэпбук «Моя семья- моя Родина »
Краткое описание: Лэпбук «Моя семья- моя
Родина» представляет собой тематическую интерактивную папку-
раскладушку из 4 страниц. Он изготовлен из плотных отдельных частей от
картонной коробки с использованием самоклеющейся пленки, цветных
конвертов.
Цели: Расширение представлений детей о семье, своем городе. Развитие речи
и неречевых психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Развитие самостоятельности.
Задачи:
Развивать у детей чувство патриотизма, любви к своей семье и малой
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные
предложения;
Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама,
папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен
прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
Развивать внимание и память – узнавать на картинках улицы и
достопримечательности города.
Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
Развивать память, сообразительность, находчивость.
Составные части лэпбука:
Блок «Мой город»
Задачи:
Знакомство с родным городом (формирование начальных представлений о
родном крае, его культуре, истории). Формирование представлений о
правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения.
Материалы : фотографии улиц названных в честь выдающихся жителей
нашего города + достопримечательности. Игры на закрепление ПДД
2 - 3 Блок «Моя семья»
Задачи:
Расширение представлений о своей семье.
Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях
в семье (сын, дочь, внук, внучка).
Закрепление
возраста,
родителей.
Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей,
заботливого отношения к пожилым родственникам.
Развитие представлений детей о своем облике.
Материалы: семейные фотографии детей группы. Иллюстрации
отображающие семейные отношения. Картотека дидактических игр по
формированию представлений о семье.
4. Блок «Раскраски»
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
Пополнение знания о форме, цвете объекта.
Развивает наблюдательность, мелкую моторику и кисть руки.Усидчивость и
внимание.
- Развитие художественного вкуса малыша.
Учит ребёнкаделать выбор.
- Учитдоводить начатое до конца.
Материалы: Раскраски. Предмет – контур – силуэт.
Свойства лэпбука:
Информативность;
Полифункциональность;
Возможность организации образовательной и коррекционно-развивающей
деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
Дидактические свойства;
Вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
Доступность структуры и содержания детям старшего дошкольного
возраста;
Создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской
и творческой активности воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
Быстрое запоминание материала по теме;
Проявление повышенного интереса к содержанию;
Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию для 2 младшей группы.
Сентябрь
Занятие по ознакомлению с окружающим миром.
1 Беседа «Каждой вещи свое место»
Задачи: познакомить детей с правилом «Каждой вещи свое место». Выяснить, знают ли дети расположение игрушек, вещей в группе необходимых для самостоятельной деятельности.
2 Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Задачи: формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо
3 Сюжетно - дидактическая игра «Научим куклу Катю наводить порядок»
Задачи: Продолжить развивать интерес к окружающему миру через игру. Приобщать к элементарным правилам поведения в детском саду, взаимоотношениям со сверстниками.
4 Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Задачи: Продолжить развиватьпознания разных профессий.
Октябрь
Занятие по ознакомлению с окружающим миром:
1 «Хорошо у нас в детском саду»
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя,музыкальный руководитель, мед.сестра, дворник).
2 Беседа «Как вести себя в детском саду»
Задачи: учить правилам поведения в детском саду.
4 «Мы едим»
Задачи: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, пользоваться салфетками.
4 Сюжетно - дидактическая игра «Не поделили игрушку»
Задачи: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
Ноябрь
«Мой город»
1 Беседа: «Мой город»
Задачи: Знакомство с улицами родного города.
2 Конструирование:«Мой город»
Задачи: строительство улиц города. Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, быть вежливыми.
3. Игра- путешествие «Наш город»
Задачи: формировать понятие город, воспитывать любовь к городу, в котором живем.
4. Работа в книжном уголке. Природа России.
Задачи: Формирование первоначальных представлений о нашей стране и природе России
Декабрь
Новогодний праздник.
1.Беседа: «Новый год».
Задачи: Формирование первичных представлений о новогоднем празднике.
2. Коллективная работа «Украсим улицу города к празднику»
Задачи: Формирование первичных представлений о роли новогоднего праздника
3.Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
Задачи: формировать навыки лепки, приготовять угощения гостям.
4.Рисование «Украсим новогоднюю елку »
Задачи: формировать навыки рисования красками, приготовить подарки к новому году
Январь
Зимние забавы
1.Работа в книжном уголке. Чтение новогодних стихов и сказок.
Задачи: Продолжить знакомить детей с русским народным фольклером.
2.Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».
Задачи: Продолжить формировать любовь и заботу,ответственность к «братьям» нашим меньшим.
3.Природа родного края.
Задачи: Продолжить воспитовать любовь к природе России.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
4. Дидактическая игра
«Большие и маленькие елочки»
Задачи: упражнять в сравнении двух предметов по высоте.
Февраль
День защитника Отечества.
1.Рассказ о празднике «День защитника Отечества».
Задачи: Дать понятие о празднике «День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных воинов. Знакомство с произведениями А.Барто.
2 . Беседа «Кто такие «защитники?»
Задачи: Знакомить с «военными» профессиями.(моряки, летчики, танкисты). Развивать умение распознавать на картинках представителей военной профессии.
3 Игра-развлечение- «Кот Васька»
Задачи: Продолжить знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, играми, песнями, развивать речь, память, познавательную т двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
4.«Лепим домик для зайчат». Лепка из снега.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.
Март
Задачи: Дать понятие о празднике
2. Изготовление подарка маме.
Задачи: Воспитывать желание порадовать маму.
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Задачи: Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья»,функциями семьи. Развивать гендерные представления. Учить детей выполнять роли мамы, папы и т.д.
4. Заучивание стихов о маме, брате, сестре, брате и т.д.
Задачи: Продолжать знакомить с народным фольклором.Воспитывать желание заботиться о близких.
Апрель
Светлая пасха
1.Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: матрешек, глиняных игрушек.
Задачи: Знакомство с предметами народно-прикладного искусства: матрешеками, глинянными игрушеками.
2.Загадывание русских народных загадок. Русская хороводная игра.
Задачи: Формирование представлений о том, что русский народ талантливый, он придумал много загадок, игр, потешек.
3.Беседы на темы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху?»
Задачи: Расширять знания о православных праздниках. Знакомство с праздником Светлого Христова Воскресения (Пасха). Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
4.Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».
Задачи:Пробудить эмоциональную отзывчивость. Поощрять самостоятельное творчество и фантазию.
Май
День Победы.
1.Беседа о празднике День Победы
Задачи: Формирование знаний о том, что много лет на нашу страну напали враги, но русские воины одержали победу.
2.Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».
Задачи: Продолжить формирование навыки рисования красками, знаний о празднике.
3.Загадывание русских народных загадок. Русская хороводная игра.
Задачи: Формирование представлений о том, что русский народ талантливый, он придумал много загадок, игр, потешек...
4.Земля – наш общий дом.
Задачи: Продолжить формировать элементарные знания ребенка по биологии и географии.Воспитывать детей в непрерывной связи между прошлым и будущим.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе, воспитатель: Коротких Елена Александровна
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»
«Труд взрослых»
«Родной поселок»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
специально организованные занятия
беседы
наблюдение
чтение художественной литературы
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
тематические праздники
целевые прогулки, экскурсии
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку - маме. Воспитатель беседует с детьми о маме. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи - она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
«Детский сад»
В начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом водителя, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом водителя и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Родной поселок»
Воспитание любви к родному поселку - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город (поселок), но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома. Воспитатель обращает внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного поселка, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный поселок. К концу года дети запоминают название родного поселка.
Перспективный план по патриотическому воспитанию
Сентябрь
Беседа: «Мама – самое прекрасное слово на земле»
Экскурсия: «Знакомство с группой»
Беседа: «Мама, папа, я – семья»
Утренний круг: «Мои друзья»
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра: «Бабушка приехала»
Экскурсия в природу: «Вот и осень» (растения участка, природа родного края)
Дидактическая игра: «Как зовут твою маму»
Целевая прогулка: «Родной поселок»
Беседа: «Бабушки и внуки»
Ноябрь
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)
Сюжетно-ролевая игра: «В детском саду»
Беседа: «Моя любимая игрушка»
Лепка: «Колечко для куклы Маши»
Дидактическая игра: «Магазин игрушек»
Сюжетно – ролевая игра: «Семья»
Декабрь
Беседа: «Хорошо у нас в саду»
Утренний круг: «Черноморское-мой любимый поселок»
Беседа: «Что мы делаем в детском саду» (труд детей)
Утренний круг: «Птицы – наши друзья»
Экскурсия на кухню: «Кто нам варит кашу»
Рисование: «Зажжём на ёлке огоньки»
Беседа: «Новый год – волшебный праздник»
Утренник «Волшебная рукавичка Деда мороза»
Январь
Наблюдение за трудом помощника воспитателя
Конструирование: «Комната для кукол»
Сюжетно – ролевая игра: «В гости к Мише»
Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»
Экскурсия в природу: «Эх ты, зимушка – зима»
Рассматривание фотографий: «Моя семья»
Беседа: «Что такое хорошо – что такое плохо»
Утренний круг «Кто я»
Февраль
Целевая прогулка: «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края)
Экскурсия в кабинет медсестры: «Мы были в гостях у врача»
Беседа «Как стать сильным?»
Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей»
Беседа: «Детский сад, в котором я живу»
Групповое развлечение «Мой папа самый, самый!»
Март
Беседа «Я и моя мама»
Рисование «Бусы для бабушки»
Ознакомление с окружающим: «Маму поздравляют малыши»
Сюжетно –ролевая игра: «Дом»
Утренний круг: «К нам гости пришли»
Беседа «Домашние животные у нас дома»
Утренник посвященный к 8 марта «Мама лучшая на свете»
Апрель
Конструирование: «Домики для сказочных героев»
Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада
Аппликация: «Украсим платочек»
Экскурсия в природу: «К нам весна шагает» (природа родного края весной)
Беседа: «Мы друзья природы»
Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери»
Чтение любимых сказок: «Что за прелесть эти сказки»
Беседа: «Что мы знаем и умеем»
Май
Наблюдение за трудом водителя: «Кто привозит продукты в детский сад»
Рассматривание иллюстраций: «День Победы»
Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»
Дидактическая игра: «Помоги Кате навести порядок»
Беседа «Наш город»
Целевая прогулка по территории детского сада: «Природный оркестр»
Работа с родителями:
Родительские собрания
Выставки
Информационные бюллетени
Фото- выставки
Экологические акции
Тематические развлечения
Секционная работа
Утренники
Цель: закрепить знания детей о родном селе, его достопримечательностях;
Задачи:
Развивающие:
— развивать нравственные качества: любовь к Родине, бережное отношение к природе, уважение к памяти погибших солдат.
— развивать коммуникативные навыки, сплочение коллектива;
Развивать познавательную активность детей.
Образовательные:
— закреплять знания о достопримечательностях села.
Воспитательные:
— воспитывать любовь к родному селу, чувство гордости за него.
Взаимодополнение образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Культурные практики: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
— рассматривание фотографий « Моя малая Родина-Герасимовка»,
«День Победы год назад»;
— цикл тематических бесед:
« Достопримечательности нашего села»,
« Памятник солдату-освободителю»;
— чтение стихотворений о Родине;
— экскурсия к памятнику солдата-освободителя.
Оборудование:
— фотографии села Герасимовка;
— фонограмма песни «С чего начинается Родина»;
— ватман
— детали для украшения открытки;
Кубик с цифрами 1,2,3,4.
Организационный момент . (Дети стоят полукругом).
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дорогие гости, нам очень приятно приветствовать вас на нашей земле. Сейчас мы познакомим вас с достопримечательностями нашего села. Дети, напомните мне и всем гостям — как называется наше село?
Дети: Село Герасимовка.
Воспитатель: Правильно, наше село называется Герасимовка. Вот послушайте стихи о нашем родном крае:
В Валуйском районе
Село есть такое,
Где пышные ивы растут.
Стоят тут берёзы,
Осенние грозы здесь часто
Шумят там и тут.
В саду растут яблони, вишни и мак.
Скажите, село называется как?
Конечно, село Герасимовка это.
Про это село не писали поэты,
Но я про него напишу.
Как дождик на окнах
Нам песни играет,
Как наше село
С каждым днём процветает,
Про то, что на свете оно лишь одно,
Любимое сердцу, родное село!
Воспитатель : Дети, вам понравилось стихотворение?
Дети: Да!
Воспитатель: Вам нравится наше село?
Дети : Да!
Воспитатель: А что у нас в Герасимовке есть интересного?
Основная часть.
Дети: Детские площадки, фонтан, клуб, красивые дома.
Воспитатель : Давайте нашим гостям расскажем подробней о Герасимовке, а поможет нам в этом вот этот кубик. Посмотрите, на него, он непростой, на нем какие-то знаки. Дети, что это за знаки?
Дети: Это цифры: 1,2,3,4.
Воспитатель : Правильно, это цифры и они нам подскажут, какие достопримечательности есть в нашем селе. (Ребенок бросает кубик и на нем выпадает цифра 3). Дети, что это за цифра?
Дети: Это цифра 3.
Воспитатель : А теперь найдите у нас в группе фотографию с цифрой 3.
Воспитатель : Как называется это здание?
Дети : Это клуб.
Воспитатель : Да, это клуб или дом культуры. А чем в клубе можно заниматься?
Дети : Моя сестричка ходит на репетиции, она танцует. Мой папа поет в хоре. Там есть библиотека, в ней много книг и для детей и для взрослых. Моя сестричка в клубе шьет слоника.
(Ребенок бросает кубик и на нем выпадает цифра 1).
Воспитатель : Дети, что это за цифра?
Дети: Это цифра 1.
Воспитатель : А где у нас фотография с такой цифрой?
(Дети находят эту фотографию, воспитатель подходит к ним).
Воспитатель : Что вы видите на фотографии?
Дети : На фотографии детский сад.
Воспитатель : Для чего нужен детский сад? Дети: Чтобы дети в нем играли, занимались, кушали, ждали родителей с работы.
(Ребенок бросает кубик и на нем выпадает цифра 2).
Воспитатель : Дети, что это за цифра?
Дети: Это цифра 2.
Воспитатель : Покажите фотографию с таким номером.
(Дети находят фотографию со школой, воспитатель подходит к ним).
Воспитатель : Молодцы, ребятки, правильно нашли.
Как называется это здание?
Дети : Это школа.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о школе?
Дети: В школу ходят ученики, они там учат уроки разные, читают книги, занимаются физкультурой в спортзале, там есть музей со старыми вещами. Мой братик Вадик ходит в школу. Моя сестричка Варя тоже учится в школе.
Воспитатель: Осталась на нашем кубике ещё одна цифра, кто мне скажет-какая?
Дети: Цифра 4.
Воспитатель : Правильно, найдите, пожалуйста, картинку под номером 4. Что на ней изображено?
(Показ фотографии)
Дети: Памятник солдату-освободителю.
Воспитатель: А почему он так называется?
Дети: Потому что когда-то давно была война с фашистами, они хотели погубить нашу страну, но наши русские солдаты прогнали их, а некоторые солдаты погибли и похоронили их здесь.
Воспитатель: Правильно вы всё сказали. Скоро, 9 мая, возле этого памятника соберутся все жители нашего села, гости, чтобы возложить цветы и венки к могиле солдат-освободителей, чтобы вспомнить всех солдат, которые погибли, защищая нашу страну от врагов. Давайте вместе с вами сделаем красивую, большую праздничную открытку.
Продуктивный вид деятельности.
Воспитатель: На открытке уже кое-что изображено, посмотрите –что вы видите?
Дети : Это цифра и буквы.
Воспитатель: Да, это цифра 9 и слово МАЯ, что значит праздник 9 мая-День Победы. В Москве в этот день звучит салют. Давайте мы украсим нашу открытку салютом. Выберите себе любые звездочки и прикрепите их вверху, над цифрами и буквами.
(Дети дополняют открытку разноцветными огоньками-звездочками салюта под фонограмму песни «С чего начинается Родина»)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот какая красивая открытка у нас получилась. А какому празднику она посвящена?
Номинация: патриотическое воспитание в доу 2 младшая группа.
Должность: воспитатель младшей разновозрастной группы
Место работы: МОУ «Герасимовская СОШ» структурное подразделение-Детский сад
Месторасположение: cело Герасимовка, Валуйский район, Белгородская область
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы уделяем большое внимание комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»
«Труд взрослых»
«Родной город»
«Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
специально организованные занятия
беседы
наблюдение
чтение художественной литературы
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
тематические праздники
целевые прогулки, экскурсии
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о маме. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи - она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
«Детский сад»
В начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы, прежде всего, знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома. Воспитатель обращает внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города.
«Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает казахские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал казахский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.
Перспективный план по патриотическому воспитанию
Сентябрь
Чтение художественной литературы: «Золотое зерно» К.Ахметова
Беседа: «Мама – самое прекрасное слово на земле»
Экскурсия: «Знакомство с группой»
Беседа: «Мама, папа, я – семья»
Утренний круг: «Мои друзья»
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра: «Бабушка приехала»
Экскурсия в природу: «Вот и осень» (растения участка, природа родного края)
Чтение художественной литературы: «Почему Ораз плакал, а дети смеялись» М.Алимбаев
Дидактическая игра: «Как зовут твою маму»
Целевая прогулка: «Родной город»
Беседа: «Бабушки и внуки»
Ноябрь
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)
Сюжетно-ролевая игра: «В детском саду»
Беседа: «Моя любимая игрушка»
Лепка: «Колечко для Сауле»
Дидактическая игра: «Магазин игрушек»
Сюжетно – ролевая игра: «Семья»
Декабрь
Беседа: «Хорошо у нас в саду»
Утренний круг: «Казахстан – республика моя»
Беседа: «Что мы делаем в детском саду»(труд детей)
Утренний круг: « Птицы – наши друзья»
Экскурсия на кухню: «Кто нам варит кашу»
Рисование: «Зажжём на ёлке огоньки»
Беседа: «Новый год – волшебный праздник»
Художественная литература: «Отзывчивый мальчик» Б.Данабеков
Январь
Наблюдение за трудом помощника воспитателя
Конструирование: «Комната для кукол»
Сюжетно – ролевая игра: «В гости к Эже»
Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»
Экскурсия в природу: «Эх ты, зимушка – зима»
Рассматривание фотографий: «Моя семья»
Беседа: «Что такое хорошо – что такое плохо»
Утренний круг «Кто я»
Февраль
Целевая прогулка: «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края)
Экскурсия в кабинет медсестры: «Мы были в гостях у врача»
Беседа «Как стать сильным?»
Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей»
Подвижная игра: «Тюбетейка»
Чтение к.н.с. «Находчивый мальчик»
Дидактическая игра: «Играем с Айгерим»
Беседа: «Детский сад, в котором я живу»
Март
Беседа «Я и моя мама»
Рисование «Бусы для бабушки»
Ознакомление с окружающим: «Маму поздравляют малыши»
Чтение стихотворения Я.Аким «Мама»
Сюжетно –ролевая игра: «Дом»
Утренний круг: «К нам гости пришли»
Беседа: «Наурыз Мейрамы»
Беседа «Домашние животные у нас дома»
Апрель
Конструирование: «Домики для сказочных героев»
Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада
Аппликация: «Украсим арамал» (платочек)
Экскурсия в природу: «К нам весна шагает» (природа родного края весной)
Беседа: «Мы друзья природы»
Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери»
Чтение любимых сказок: «Что за прелесть эти сказки»
Беседа: «Что мы знаем и умеем»
Май
Наблюдение за трудом водителя: «Кто привозит продукты в детский сад»
Рассматривание иллюстраций: «День Победы»
Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»
Чтение стихотворения «Радуга» М.Алимбаев
Дидактическая игра: «Помоги Кате навести порядок»
Беседа «Наш город»
Целевая прогулка по территории детского сада: «Природный оркестр»
Работа с родителями
1. Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья». (мамина страничка «Самая, самая») и по видам деятельности – варит, стирает, гладит и т.д.
2. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Семья», «Детский сад», ряженье «Мамин сундучок»
3. Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын»
4. Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола
5. Беседы с родителями о любимых игрушках детей
6. Предложить оформить семейный альбом «Наши любимые игрушки»
7. Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»)
8. Организовать совместную деятельность с папами по уборке участка, постройке снежных скульптур
9. Создать условия для заинтересованного участия в конкурсе семейных игрушек- самоделок
10. Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.