25.11.2023

Родители и дети: как построить доверительные отношения? Проблема отцов и детей Современный конфликт отцов и детей


1

1. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М.: 2001. – 295 с.

2. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко.–М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 536 с.

Тема проблемы «отцов и детей» актуальна и по сей день. Во многих семьях всего мира встречается данная проблема. Однако в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Например, во время существования традиционного и индустриального типов общества, молодые люди, как правило, не могли беспрепятственно выражать свои мысли и поступать в какой-либо ситуации, как считают нужным. При переходе в постиндустриальное общество меняются и внутрисемейные отношения. В настоящее время конфликты между двумя поколениями случаются намного чаще.

Такая проблема возникает, потому что все поколения живут в свое время и у каждого есть своя система принципов и ценностей, очень важная для него, и эту систему каждое поколение готово отстаивать. Взгляды на жизнь старшего поколения когда-то считались основой человеческого бытия. Достаточно часто дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, думая, что свою жизнь они устроят по-другому.

Советский и российский социолог В.Т. Лисовский в своей статье «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях» описывает проведенные им социологические исследования на примере советского и российского общества, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами» и «детьми». По данным его исследований 80% общества считают, что данная тема актуальна и должна быть рассмотрена. Также в статье описана причина конфликта: «Суть проблемы - в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.». По мнению В. Т. Лисовского, решение проблемы лежит в воспитании и нравственности молодого поколения. В вопросах воспитания основное внимание должно уделяться, в первую очередь, формированию самостоятельности, способности осознанно принимать решения и отвечать за них, развитию стремления к познанию мира и самопознанию. Особого внимания заслуживают вопросы нравственного просвещения, решение которых должно способствовать преодолению широко распространившегося невежества в молодежной среде, а, следовательно, повышению уровня культуры всего общества и страны. К сожалению, в настоящее время у нового поколения совершенно иные представления о ценностях жизни, а поэтому решение должно занимать и социальную сферу. К примеру, вступающее во взрослую жизнь молодое поколение, неизбежно сталкивается с современными проблемами общества, такими как, коррупция, социальная справедливостъ, упадок культурно-нравственного развития.

Но помимо так называемого «разрыва эпох» существует еще несколько причин проблемы «отцов» и «детей», и они стоят скорее на психологическом уровне. Данные причины будут существовать во все времена вне зависимости от смены исторических эпох, развития социальных сфер и общества. Эти причины- «раннее взросление» молодых людей и конфликт интересов между детьми и родителями. Молодые люди считают себя достаточно взрослыми, чтобы решать какие-либо проблемы самостоятельно, но для родителей их дети будут всегда оставаться маленькими неопытными детьми, которых как прежде нужно защищать от дурного влияния, существующего в обществе. Для естественной защиты присущей родителям, они проводят различного рода беседы, которые нередко преподносятся как наставлений, и дети обычно отвергают данное решение конфликта, так как они считают, что уже достаточно взрослые. Молодые люди желают сами решать проблемы самостоятельно и нести за них ответственность. Конечно, они могут принять неверное решение, но необходимо понимать, что во многом благодаря ошибкам молодые люди приобретают жизненный опыт. Поэтому решение проблемы на психологическом уровне должно исходить от обоих поколений. По-моему мнению, родители должны изменить форму беседы и своё отношение к своему ребенку, показать, что они не намерены преграждать ему путь в его делах, а наоборот готовы поддержать, помочь в чем-либо. А со стороны ребенка должно прийти понимание того, что родители в первую очередь заботятся о его благополучии, а не так уж и нарушают его личное пространство.

Как писал французский писатель и член Французской Академии А. Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным».

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема «отцов» и «детей» всегда рождала не только массу споров и противоречий, но и множество способов ее решения. Тема внутрисемейных отношений была, остается и будет актуальной во все времена.

Библиографическая ссылка

Тарасенко Д.Н., Лекаца А.Н. ПРОБЛЕМА «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 962-963;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9540 (дата обращения: 04.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проблема "отцов и детей" издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы.

Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. Отцов и детей я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

"Отцы" и "дети" смотрят на мир с разных точек зрения. "Дети", по мнению "отцов", ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных.

"Отцы", по мнению "детей", - торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть.

Со временем "дети" становятся "отцами". В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов .

В противостоянии "отцов" и "детей" есть свой смысл: "отцы" сдерживают прогресс, вызываемый "детьми”, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление "отцов и детей".

Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества: - в семье; - в трудовом коллективе; - в целом в общественной формации. С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него .

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов. Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание. Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере становления личности у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны. Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела. Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями .

Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума". Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе "Война и мир".

Разделы: Внеклассная работа

Проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем. Почему же у подростков происходят разногласия с родителями? Конечно, подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут не нравится ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей. Да, подростковые годы могут быть волнующим временем, но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей, но и для подростков. Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы. Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети двигатели прогресса, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жил его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит время с другими принципами и идеалами. Отцы и дети смотрят на мир с разных точек зрения. Дети, по мнению отцов, ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных. Отцы, по мнению детей, торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть. Со временем дети становятся отцами. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов. В противостоянии отцов и детей есть свой смысл: отцы сдерживают прогресс, вызываемый детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко. Не существует проблемы, а существует явление отцов и детей.

Классный час “Проблема отцов и детей в современном мире” проходил в форме философского стола. В обсуждении проблемы приняли участие студенты 201-202 группы, родители, священнослужители, педагог-психолог. В ходе дискуссии стало ясно одно: и родители, и подростки готовы к общению. При подготовке к классному часу был проведен социологический опрос студентов и родителей.

Ярким моментом стало использование фрагмента из фильма “Беседы о семье”, сценок, музыки, зажженной свечи.

  • помочь студентам научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями и одногруппниками;
  • сплочение учебных групп;
  • формирование коммуникативных компетенций;
  • способствовать формированию у студентов уважительного отношения к семье, родителям и одногруппникам.

Форма проведения: философский стол

Средства:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • тематическая выставка “Всему начало – отчий дом”;
  • доска;
  • экран;
  • свеча;
  • мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение;
  • раздаточный материал (памятка для детей, памятка для родителей).

Предварительная подготовка:

  • социологический опрос “Взаимоотношение в семье между родителями и детьми”;
  • подготовка и оформление презентации “Слово о семье”;
  • оформление выставки;
  • составление памятки для детей и родителей.

Материалы к классному часу подготовили классные руководители: Т.М. Стрельникова, О.Г. Петрунина.

Ход классного часа

Вступительное слово классных руководителей:

– Добрый день дорогие друзья, мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме философского стола и зажжем свечу, как символ живой мысли (зажигаем свечу ).

1 Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Мы сегодня посвящаем наш классный час проблеме всех времен и народов…..

2 Ведущий. Проблеме отцов и детей. Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом (зачитывается цитата).

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).

1 Ведущий. Проблему отцов и детей затронул в своем произведении Тургенев. (Инсценирование отрывка из романа И.С. “Отцы и дети”)

2 Ведущий. Как видите проблема отцов и детей существовала и во времена Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня.

2 Ведущий.И мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы: разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадем в ловушки семейного общения.

1 Ведущий. В зале присутствуют: родители, студенты, педагог – психолог, священнослужители.

(Внимание на экран-презентация). Приложение 1

2 Ведущий. Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.

1 Ведущий. Вопрос для студентов и родителей

1. Что такое конфликт?
2. Каковы его причины? (записываем на доске).

1. Нет согласия, равноправия
2. Несовпадение интересов.
3. Непонимание.
4. Недоверие, насмешки.
5. Излишняя опека.
6. Не умение слышать друг друга.
7. Равнодушие.
8. Неуважение к личности.
9. Ложь и неискренность.
10. Вредные привычки.
11. Досуг.
12. Поведение.

2 Ведущий. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни.

Ситуация 1.

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Ситуация 2.

Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.

Ведущий. Слово педагогу-психологу Бударковой Татьяне Михайловне. Она даст анализ ситуации с точки зрения психологии отношении.

Ведущий1. Слово Отцу Вениамину.

Ведущий 2. Какую линию поведения избрать? Наверное придерживаться каких то правил.

– Давайте их назовем. И в конце нашего разговора составим свод правил “Отцов и детей”.

Внимание на экран “Свод правил отцов и детей”. Приложение 2.

1 Ведущий.

Когда ты день рожденья справишь,
И соберется вся родня
Ее ты с гордостью представишь:
“Вот это всё – моя семья!”
А если вдруг на праздник даже
Нагрянут невзначай друзья
О них ты тоже точно скажешь:
“Вот это всё – моя семья!”
Кольцо невесте надевая,
Чувств сокровенных не тая,
Ее с любовью называешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И вот детишек стая,
Как колокольчики звенят,
За них ты гордость не скрываешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И в жизни ты не мало сделал,
Чтобы цвела земля твоя,
Теперь сказать ты можешь смело:
“Моя страна – моя семья!”
У нас у все одна забота,
Чтобы жила страна моя.
Моя семья – семья народов,
Моя страна – моя семья!

2 Ведущий. Лев Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Одна из заповедей Христа гласит: “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”. В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

– Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

– Видите, как много зависит от вас, ребята?

– Сегодня, когда придет домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

1 Ведущий. Сегодня мы увидели, что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше могли понять друг друга.

2 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые гости, что вы откликнулись и пришли к нам на классный час.

1 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые родители за то, что вы, отложив все свои домашние дела, работу, пришли сюда вместе со своими детьми.

Проблема отцов и детей

Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались…

Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема «отцов и детей» будет актуальна всегда.

Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения.

Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

В романе «Отцы и дети» мы можем наблюдать редкую картину для литературы XVII века - конфронтация мнений разных поколений. «Старики» более консервативны, а молодые - приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.

В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах: например отец Аркадия говорит о любви, любя Фенечку, и до сих пор (до поры разговора) не женат на ней, наверное, на то были веские причины.

Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делая это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке - сострадания и романтизма. Возможно, это и послужило причиной того, что Базаров умер, так и не насладившись жизнью (как мне кажется). Но дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано (к Аркадию), а к кому-то поздно (к Базарову). Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.

Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир - могила и это чувство - любовь. Невозможно представить ребенка не любящего свою мать и отца. Так и в романе «дети» очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия, но душа каждого из них рвется к родителям, что бы он ни думал об окружающем мире.

Но, говоря об «отцах и детях» нельзя не упомянуть о крестьянах и помещиках, ведь помещик - батюшка, а крестьянин - его дитя (не по происхождению, а по принадлежности и ответственности). Отношения между этими слоями общества и в то же время «родственниками» более простые, нежели между настоящей родней. Они основываются только на взаимной выгоде для себя, в очень редких случаях принимая в расчет чувства друг к другу.

На свете есть «Отец и дети», отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые[i] . Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен.

Высказывая сугубо личное мнение на этот счет, могу сказать что проблема «Отцов и детей» в принципе решаемая, но не до конца. Самое главное - это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

Время чтения 8 минут

Родители и дети - вечный конфликт, как научится строить доверительные отношения с детьми? Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Эта проблема будет актуальна всегда и во все времена будет казаться, что именно сейчас она стоит особо остро. Еще Сократ подметил: «Нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта – дурные манеры. Она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями».

Проблема отцов и детей

Что может быть ужаснее, чем непонимание между родителями и детьми. Этот момент наступает в каждой семье, в основном, в период полового созревания. У подростка формируются свои взгляды и видение мира, которые зачастую сильно отличаются от родительских. В последствии, теряется уважение к родителям, восприятие их как авторитета. Иногда, дети чувствуют ненависть к родителям и тогда учителями и авторитетом в их жизни становятся друзья.

Проблема отцов и детей заключается в большом разрыве между поколениями. Эти проблемы могут присутствовать не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни.

Именно поэтому, психологи выделили основные возрастные стадии непонимания между родителями и детьми:

  1. Стадия младенчества. Проблема развития и воспитания в этот период заключается в том, что кроха также стремится к свободе. Он хочет познавать мир, а мама с папой как коменданты или все запрещают, или указывают что делать. Многие родители перегибают палку с контролем. К малышам нужно проявлять терпение – это станет залогом хороших отношений в будущем.
  2. Школьники переживают кризис школьного возраста, они осваивают новые социальные роли. В этот период родителям нельзя резко отпускать дитя в мир самостоятельности. Они становятся капризными, несговорчивыми, не выполняют просьбы. Родители же думают, что дети ведут себя так специально. На самом деле это сказывается стресс от резкого перехода от контроля до самостоятельности.
  3. Сложность воспитания в подростковый период заключается в желании подростка быть независимым. В этот период они отстаивают свое мнение и стремятся жить своей жизнью. Возникает очень много конфликтов, часто дети уходят из дому, чтобы доказать свою независимость. Это очень сложный период. Родителям важно понять, как бы агрессивно себя не вел подросток, он все равно нуждается в помощи и поддержке.
  4. Отношения родителей и детей часто остаются проблемными и в период взросления. Дети пытаются как можно скорее улизнуть с родительского гнезда, а родители испытывают потребность в общении с ними на равных. На этой почве и возникает конфликт. Родители по- прежнему хотят участвовать в жизни своего чада, давать советы, помогать, но дети уже в этом не нуждаются. Конфликт заканчивает чаще всего, когда дети достигают 30-летнего возраста с огромным опытом за плечами, а родители наконец-то начинают понимать, что они выросли.

В любой семье проблема «отцы и дети» актуальна и абсолютно все проходят эти стадии непонимания. Кто-то их проходит спокойно, другие обращаются к психологу, а кто-то «сходит с ума».

Молодые родители часто не понимают, как воспитывать чадо, особенно, если это первенец. Поэтому часто допускают в воспитании ошибки, которые сказываются на взаимоотношениях в дальнейшем. Это проявляется в беспричинной панике, излишнем контроле, несогласованном воспитании, выяснении отношений при детях и часто в пренебрежении собой.

Ответственность за воспитание детей

Абсолютно все родители внушают своим детям, что они несут ответственность за свои действия и слова. Но очень часто родители сами пытаются переложить ответственность за воспитание детей на учителей или самих же детей.

Некоторые не понимают, что означает «Ответственность родителей за воспитание»:

  1. Ответственность за их воспитание и поведение;
  2. Забота о здоровье, нравственном и духовном развитии;
  3. Обеспечение безопасности ребенка. Кроме того, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью ребенка;
  4. Родители ответственны за содержание детей до совершеннолетия.

Родители обязаны пояснять детям правила поведения разницу между шалостью и преступлением. С 14 лет ребенка по закону могут призвать к уголовной ответственности – так может закончиться банальная драка на школьном дворе.

Как воспитывать творческих детей?

Все дети рождаются с желанием творить, задача родителей творческих детей не зарубить это желание на корню. Какие ошибки допускают родители, убивая в детях творческое начало?

  1. Если родители боятся разрисованных стен, лишней уборки, тогда они запрещают ребенку творить. Нужно предоставить им альтернативу. Пусть у малыша будет огромный ватман на стене, или доска для рисования, пальчиковые краски. Волосы в пластилине и попа в красках – это нормально! Это и есть развитие творчества!
  2. Не мешайте детям фантазировать. Многие родители говорят: «Что ты выдумываешь? Лучше делом займись». Но фантазия развивает креативность, нестандартное мышление. Окунитесь с дитем в его сказку.
  3. Зачастую, мама с папой хвалят дитя только за достижения и победы и при малейшей ошибке отвергают его, иногда перестают разговаривать с ним. «Ты должен быть отличником», «Ты должен победить». Говоря такие фразы, родители развивают неуверенность в себе и невротичность. Дети должны знать, что их любят не за достижения, а за то, что он ваш сын или дочь.
  4. Приказывая или постоянно командуя каждым шагом, родители воспитывают робота, который во взрослой жизни будет неспособен принимать самостоятельно решения и искать себе наставника, который будет давать инструкции, как жить. Давайте возможность самому принимать решения. Спрашивайте его: «Что будет, если ты поступишь так?». Он сам должен понять возможные последствия, сделать выводы и принять решение.
  5. Часто родители отожествляют себя с детьми. «У нас температура!» - говорят мамы. У кого из вас, хочется спросить. Нужно понимать, что ребенок – это отдельная личность со своими потребностями, мыслями и желаниями.

Нужно поощрять творческие способности детей, поддерживать воображение, креативное мышление. Тогда из них вырастут интересные, творческие, самостоятельные личности.

Проблемы воспитания детей в семье

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Она не устареет никогда, пока в семьях будут совершаться одни и те же ошибки в воспитании. Да, общество изменилось, другими рождаются дети. Все больше детей индиго, к которым нужен особый подход и совсем другие меры воспитания. Дети стали взрослеть быстрее, в век информации они знают куда больше, чем знали мы. Хорошо это или плохо? Такова реальность и родителям нужно приспосабливаться к этим изменениям. Конечно, можно попытаться воспитывать по старинке, запрещать играть в компьютерные игры, ограничить доступ к интернету. Но возникает вопрос, а как тогда такому человеку выживать в современном мире? Родители должны идти в ногу со временем!

Какие же основные проблемы в воспитании детей в современном мире?

  1. Самая большая и главная проблема – это недостаток внимания. Родители постоянно на работе. Дитя растет или в детском саду, или с бабушкой и дедушкой. Раньше в семье работали отцы, а дети были с мамой. Сейчас, работать обоим родителям – это необходимость.
    Проблема воспитания – в его недостатке. Мама приходит уставшая с работы и все, на что у нее хватает сил – покормить, помыть, выучить уроки и уложить спать. Нужно обязательно найти время, чтобы поговорить со своей кровиночкой, узнать, как прошел его день, что тревожит. Обнять и поцеловать – это святое. Любви не бывает много.
    2. Недостаток внимания стараются компенсировать подарками, походами в кино или кафе. Разрешают часами сидеть в гаджетах, таким образом теряя навыки общения с детьми.
    3. Иногда воспринимают детей как помеху для личностного и карьерного роста.
    4. Иногда перед детьми ставят слишком жесткие требования, ожидают от него того, что сами бы в его возрасте не смогли сделать. Да, современные дети очень развиты и талантливы, но необходимо еще и учитывать их индивидуальность и склонности. А также его желание заниматься тем, что от него требуют.
    5. Нетерпение родителей приводит к тому, что они лишают детей возможности самим что-либо выполнять. Часто мамы говорят: «Лучше я сделаю сама, так будет быстрее». Дети не могут справляться со всеми задачами так же быстро, как взрослые. Просто нужно проявлять терпение.
    6. Серьезная проблема – это когда родители попрекают детей в том, что тратят на них слишком много сил и средств, взамен требуя выполнять все свои приказы. Они считают, что могут решать, с кем детям общаться, куда ходить, как мыслить.

Самая ужасная проблема в отношениях детей и родителей в семье – неготовность мамы и папы быть родителями. В этом случае, к детям относятся как к игрушке, потешной игрушке, с которой можно поиграть, а затем отложить по ненадобности. Семья – каждодневный кропотливый труд, в который нужно вкладывать всего себя и при этом понимать, что дети ничего не должны взамен.

Родители должны проявлять понимание к ребенку. Стараться, по крайней мере, понимать их чувства, желания. Ребенок – не копия родителей, а личность со своим характером. Он не должен повторять жизнь родителей, оправдывать их ожидания. Родители могут объяснить, как они понимают, видят и чувствуют эту жизнь, но не навязывать свое мировоззрение. Нужно признать право на существование его собственного «Я» и поддержать на его жизненном пути. Именно так воспитывают своих детей родители, которые морально доросли быть мамой и папой. Непонимание собственных детей приводит к тяжелым последствиям, это калечит душу и лишает их счастливого будущего. С детства он чувствует себя не любимым, лишним, непонятым. Это отражается и на его уверенности в себе и построении отношений, создании семьи.

Что касается проблемы отношения детей к родителям, то прежде всего маме с папой нужно искать проблему в воспитании. Если человек не уважает родителей, не помогает, не уважает их мнение, а особенно их жизненный опыт и старость – ищите пробел в воспитании.

Немаловажную роль играет доверие в отношениях. Мама с папой всегда должны держать свое слово, говорить только правду. Дети с младенчества должны знать, что у них есть поддержка, что мама с папой всегда рядом и им можно довериться. Особенно важно доверие детей и родителей в подростковом возрасте. Чем больше подросток сможет открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях, тем больше шансов у родителей предотвратить многие ошибки, которые совершаются в этом возрасте.

Семья формирует личность, от взаимоотношений в семье зависит, каким человеком он вырастет, как будет строить отношения с окружающими. Для детей родители – это опора, поддержка, пример для подражания, авторитет, лучшие друзья и советчики. Так заложено природой и только сами родители могут все испортить своим отношением.

Какие же есть основные методы воспитания подростков?

  1. Все решения относительно подростка принимают родители. Это приводит к тому, что ребенок перестает доверять родителям, многое скрывает, чтобы хоть что-то решать самому.
  2. Решения принимаются родителями и детьми вместе.
  3. Последнее слово остается за подростком. Тогда нужно обратиться к психологу, который объяснит, что родители имеют больший жизненный опыт и могут предвидеть некоторые последствия. К ним нужно прислушиваться, а не просто глупо стоять на своем.
  4. Смешанный метод.

Нужно стараться найти компромисс в любой ситуации. Во взрослой жизни подростку очень пригодится способность прислушиваться к мнению и считаться с интересами других.

Родители и дети: родители очень тревожатся за детей, бояться несчастий, опасностей, которые могут с ними произойти. По этой причине часто запрещают куда-нибудь пойти или поехать с друзьями. Переживают, если дети гуляют допоздна. Дети с пониманием должны к этому относиться. Вовремя вернуться домой или перезвонить.

Часто конфликты возникают из-за того, что старшее поколение не понимает современную моду и культуру. Тяжело смириться, если подросток ходит с серьгой в носу или татуировкой. Важно уметь спокойно обсудить эти вопросы и аргументировать свое решение.

Конфликт разных поколений, взглядов на жизнь будет всегда. Проблема «отцов и детей» будет актуальна во все времена. Главное, чтобы родители были готовы к рождению и воспитанию детей, понимали свою ответственность и не считали их обузой. Дети, который растут в семье, где их любят, ценят и понимают, будут с уважением и любовью относиться к родителям. Проблем и конфликтов не избежать, но к ним нужно относиться с мудростью и понимать, что это часть процесса становления личности.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей