02.09.2023

Описание. Описание Где проходят ердынские игры


В шестой раз в местности Хуторук, Ольхонского района, прошли Ёрдынские игры. 16-17 июня более 10 тысяч человек собрались у подножия священной горы Ёрд, чтобы на два дня переместиться из привычной обстановки в мир национального спорта, народных танцев и шаманских обрядов. Это рекорд посещаемости игр, проходящих раз в два года начиная с 2000-го. Возможно, немалую роль в его установлении сыграл новый статус этого этнокультурного фестиваля - Игры народов Евразии.

Соревнования, которые объединяют

Площадка Ёрдынских игр расположена в 8 км от села Еланцы. Здесь нет магазинов и банкоматов, а сотовой связью могут пользоваться клиенты только одного из представленных в регионе операторов. Зато у дороги от центрального входа к главной сцене можно встретить оленя и верблюда, на выставке-ярмарке 47 мастеров-ремесленников - приобрести якутские сережки или бурятские амулеты, в юртах регионов-участников - услышать легенды разных народов.

Кроме учредителей фестиваля - Иркутской области, республик Бурятия и Саха (Якутия) и Забайкальского края - в 2017-м на него впервые прибыли представители Республики Алтай, Кыргызстана, Казахстана, Калмыкии, традиционно приехали гости из Китая и Монголии, правда, в состязаниях они пока не участвуют. Открылся праздник шаманским обрядом Ехэ Тайлаган «Дэлхэй дайдын мургэл». Молебен поклонения и жертвоприношения духам и хозяевам священной горы - давняя традиция, к которой организаторы относятся с уважением.

Возрождение мудрой, великой истории наших предков - это не просто громкие слова. Несмотря на видимое соперничество, в этом празднике заложена глубокая философия духовного единения, - отмечает заместитель председателя регионального правительства Валентина Вобликова. - Показательно, что финалом двух дней состязаний станет хоровод, ёхор. Раньше, когда здесь собирались кочевые племена, если было менее 700 человек и их не хватало, чтобы замкнуть круг, то считалось, что год будет неудачным, а игры признавали несостоявшимися. Но у нас, конечно, будет больше одного полного круга.

Эту идею единства постаралась отразить и режиссер-постановщик церемонии открытия Надежда Токунова. Начинается повествование издалека: «Вода дала людям жизнь, люди дали воде имя - Байгал». В представлении «Многонациональная мозаика Иркутской области», включающем исполнение музыки танцев многих живущих в Прибайкалье народов, участвовали 350 человек более чем из 15 коллективов. Репетиции длились несколько месяцев. Все, чтобы показать гармоничное соседство не только представителей разных культур, но и людей с природой: «Захотелось людям обнять землю, что так щедра к ним, и взялись они за руки, и зазвучала музыка, и родился танец».

Камни, палки и овечки

Центральное место в спортивной программе, конечно же, занимает многоборье «Игры Бааторов (богатырей) Срединного мира». Бааторы меряются силами в бурятской национальной борьбе, метании 10-килограмового камня, стрельбе из лука, мас-рестлинге (перетягивании палки) и беге вокруг горы Ёрд. В этом году в многоборье участвовало большое количество спортсменов - 15 человек. Победу одержал представитель Бурятии Балдан Цыжипов, которому губернатор Иркутской области Сергей Левченко вручил главный приз - 150 тыс. рублей.

По всем этим видам прошли и индивидуальные первенства. Также в программу вошли переноска камня, бурятские шахматы Шатар, отличающиеся от классических несколькими правилами, конные скачки, якутские национальные прыжки трех видов - на одной и на двух ногах и попеременные с ноги на ногу. Очень необычный конкурс - стрижка овец на скорость. 22 стригаля старались работать не только быстро, но и предельно аккуратно, поранившему овечку вычитают баллы.

Общий призовой фонд спортивных соревнований составил 1,4 млн рублей, предоставленных фондом наследия русской культуры и духовности «Отражение». Премии получили 74 спортсмена.

Приз для баатора - 150 тысяч, третье место на шахматах - 15 тысяч. Остальные премии варьируются в этих пределах. Зависит от вида, от занятого места, - объясняет министр спорта Иркутской области Илья Резник.

Сам он на Ёрдынских играх выступает исключительно как зритель («С опасением отношусь к борьбе, учитывая рост. И вообще национальными видами спорта надо заниматься с детства, расти с ними»). Самые большие и эмоциональные толпы болельщиков собрались у площадок для бурятской борьбы и перетягивания палки. Последнее - спорт якутский и очень в этой республике популярный. «Мы на переменках бегаем, а они палки тягают», - слышится от зрителей. Тем не менее почти все призы в мас-рестлинге - три золотые и одну серебряную медали, а также победу в абсолютном первенстве - получили представители Иркутской области.

Лучше всех в этом спорте не только якуты, но и пауэрлифтеры, за счет мощных спин и сильной хватки. Вообще, самое главное - техника, на втором месте - сила. Но если схватка долгая, на следующий день все болеть будет, - объясняет кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу, обладатель «золота» в весовой категории свыше 80 кг и победитель абсолютного первенства среди мужчин Виталий Зарипов. - Серьезные соперники были, тяжелее меня по весу. Я 94 кг, а они больше. Но желание выиграть помогло.

Среди юношей до 18 лет золотые медали завоевали спортсмены из Прибайкалья Владимир Ноздрин в весовой категории до 70 кг и Иван Талько в категории свыше 70 кг. Серебряный призер среди мужчин в весе до 70 кг стал Даниил Ермоленко. Некоторые участники вовсе не стремились к победе, а просто хотели попробовать себя в мас-рестлинге. Например, 61-летний член небольшой (всего три человека) делегации Республики Алтай, который приехал на Ёрдынские игры, чтобы дать мастер-класс по камчи - сбиванию бичом маленьких деревянных столбиков.

- Интересно поучаствовать, посмотреть, как народ здесь живет, как соревнования проводятся, снять видео, нашим показать , - рассказывает другой член алтайской делегации Алексей Колпаков, пока его коллега осваивает новый спорт. - Я приехал камень поднимать. Кодурге таш это у нас называется, 100-килограмовый кладем на высокую чурку, такую где-то [показывает на уровне груди]. Я 110 поднимаю. А бурятские правила другие: взять и тащить, кто дальше. Посмотрим, унесу так унесу, нет так нет.

Но и соревнования по переноске камня выиграл представитель Прибайкалья - иркутянин Иван Талько.

Свадьба у подножия священной горы

Культурная программа вышла не менее насыщенной. Немало зрителей собрали концерты этнической музыки и кругового танца, а также фестиваль этнического костюма «Нити времени». Нечасто представляется возможность увидеть и монгольские модные наряды, вдохновленные народными легендами, и бурятские традиционные шелковые халаты, и даже одежду из рыбьей кожи. Такую продемонстрировала Евдокия Константинова из якутского заполярного поселка Жиганск - жилет и брюки, манжеты которых оторочены чешуей. По ее словам, местные жители, вынужденные на протяжении многих веков преодолевать стужу и слякоть, выработали собственную культуру шитья. Евдокию древнему мастерству обучили мама и бабушка, выделка материалов и по сей день осуществляется вручную, без применения химикатов.

В конце первого дня Ёрдынских игр состоялось одно из самых необычных мероприятий. Организаторы вместе с органами записи актов гражданского состояния Иркутской области провели у подножия горы Ёрд настоящую свадьбу. Свою женитьбу молодые учителя из Аларского района Зинаида Петрова и Дорофей Хогоев точно запомнят навсегда. Сначала творческий коллектив «Степные напевы» показал всем собравшимся инсценировку национального обряда Турэ хурим - от сговора между отцами жениха и невесты до сватовства и вручения колыма годы спустя. Хотя молодые были одеты в традиционные бурятские свадебные наряды, дальше все проходило согласно современным нормам. Дорофея и Зинаиду не сводили семьи, они познакомились во время учебы в педколледже. И ведущий церемонии бракосочетания задал обязательный вопрос, является ли их желание создать союз взаимным и добровольным. Ответ был положительным.

Руководитель областной службы ЗАГС Олег Власенко преподнес молодоженам в подарок панно-орнамент прибайкальских бурят, символизирующее процветание и благополучие. Мэр Аларского района Александр Футорный хоть и выразил восхищение театральной постановкой о старинных обрядах, но порадовался, что в этот день у горы Ёрд объединились искренне любящие сердца. Зинаиде и Дорофею глава муниципалитета подарил сертификат на стиральную машину, а его радостный выкрик «Горько!» подхватили трибуны.

И все же кульминацией фестиваля стал конкурс «Красавица Ёрдынских игр», второе и третье места в котором заняли иркутянки Дарима Аюрова и Вероника Петонова, первое - представительница Бурятии Сэсэг Цыбикова. Гран-при и призовые 150 тыс. рублей впервые выиграла представительница Якутии Василена Шарина - вокалистка Национального театра танца Республики Саха имени С. А. Зверева, еще и профессионально играющая на хомусе - якутском музыкальном инструменте. Девушка поразила зрителей своими белоснежными нарядами и танцем с участием актера, изображающего Чысхаана - сказочного персонажа, получеловека-полубыка, воплощающего якутского властелина холода в шубе, украшенной северным сиянием.

Я не профессиональный танцор. За ночь до конкурса попросила Чысхаана принять участие, сделали номер под мою композицию на хомусе «Хотугу дойдум». Но не все прошло так, как ставили. Полная импровизация, - призналась после Василена.

Развиваться, не вредя

Вручил заслуженные награды сильнейшему баатору и красавице Ёрдынских игр губернатор Иркутской области Сергей Левченко, прибывший на торжественное закрытие фестиваля. Перед церемонией он прошелся по юртам и пообщался с участниками.

Оценку мероприятию должны давать не организаторы, а гости. Но я говорил со многими представителями разных регионов и других стран, которых в этом году было больше, чем во все предыдущие. И все, кто уже бывал на фестивале, сказали, что это самый высокий уровень с 2000 года. Просили продолжать проведение игр, но мы и сами на это настроены. Ведь именно в этом сакральном месте люди лучше слышат и понимают друг друга, - отметил глава Прибайкалья.

Он также подчеркнул, что раз число участников фестиваля неуклонно растет, то стоит поработать и над улучшением бытовых условий, конечно же, приняв все меры, чтобы не навредить местной экосистеме. Тем более, к мероприятию проявили интерес в Ассамблее народов России.

Возможно, в будущем программа будет расширена: с Ассамблеей народов Евразии мы обсуждаем вопрос проведения евразийских игр под их эгидой через два года, - рассказал Илья Резник. - Будем работать. Мы хотим расширять географию, увеличивать престиж, привлекать к проведению федеральное министерство, но необходимо чувство меры. Это праздник со смыслом, он о том, как природа помогает людям, и нельзя превращать его просто в шоу с толпами народа.

Ёрдынские игры традиционно завершил обрядовый круговой танец ёхор: участники праздника замкнули два круга вокруг священной горы.


Фото Татьяны Глюк


Россия , Улан-Удэ

Ёрдынские игры: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Ёрдынские игры в 2020 году.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Озеро Байкал столетиями называли священным морем, где люди запросто беседуют с духами. Особенным местом силы считалось Подлеморье, берега которого усеяны «писаницами» со сценами охоты и шаманских танцев. Возле скалы Ая ежегодно собирались шаманы, чтобы совершить тайные обряды и моления, провозгласив всеобщее перемирие. В это же время неподалеку, вокруг невысокой сопки Ехэ Ёрд их соплеменники съезжались на «наадан», то есть «три игрища мужей». Люди встречались после долгой разлуки, охотились, состязались в силе и ловкости, танцевали, играли свадьбы. Заканчивался праздник всеобщим хороводом вокруг сопки. Христианизация края привела к запрету языческого обычая.

Возрождение Ёрдынских игр

Новые «Ёрдойн наадан» прошли в 2000 г. после векового перерыва. Тогда в них участвовали представители Бурятии, Якутии, Агинского и Усть-Ордынского автономных округов. С 2013 г. фестиваль занесен в календарь событий ЮНЕСКО, идет подготовка к его включению в Список наследия человечества. Игры 2017 г. стали международными, на них приехали делегации из Монголии, Китая и Кореи.

Программа фестиваля

Официальная часть - восхождение шаманов на вершину Ехэ Ёрд, зажигание там костра из можжевельника и долгое камлание под гром бубнов. А в это время начинаются состязания в «бухэ барилдаан» - национальной борьбе, «сурхарбаан» - стрельбе из лука и «урилдаан» -скачках по пересеченной местности. По правилам единоборства ограничений по времени нет, проигравшим считается тот, кто коснется земли любой третьей точкой. От умения послать стрелу в цель уже давно не зависит сохранность жизни и стада, однако лучники пользуются в народе уважением и почетом. В спортивной программе появились новые виды состязаний. Из Якутии пришло перетягивание на палках и переноска тяжелого камня на расстояние, из Монголии - стрижка овец на время.

Современность дополнила список еще и конкурсом «Красавица Ёрдынских игр», где девушки демонстрируют не только лица, фигуры и собственноручно вышитые платья, но и умение исполнять национальные песни и танцы. Кроме того, каждая обязана угостить судей кумысом своего приготовления.

Здесь же открываются ярмарка изделий мастеров народного творчества, выставка национальных костюмов «Нити времени», на сцене сменяются танцевальные и хоровые ансамбли. Кульминацией праздника служит всеобщий танец «хатарха». Участники обязательно должны замкнуть полный круг, для чего необходимы не менее 700 человек. В давние времена случалось, что хороводов составлялось несколько, люди стаптывали обувь до дыр, отплясывая до самого утра.

Практическая информация

Место проведения: Иркутская обл., Ольхонский р-н, местность Хоторук. Веб-сайт . Координаты GPS: 52.790981, 106.528888.

Как добраться: на автомобиле из Иркутска по трассе 25H-013 до Баяндая, повернуть вправо к с. Еланцы, оттуда по грунтовой дороге на хутор Ялга-Узур. Расстояние 220 км, время в пути 4 часа. В дни проведения фестиваля из Иркутска отправляется специальный автобус.

Ёрдынские игры - это Всебурятский межрегиональный этнокультурный фестиваль, достигший ныне почти всероссийского масштаба, который проводится раз в четыре года на побережье Байкала. Всего за несколько лет локально-бурятский религиозный шаманский молебен с элементами спортивно-культурного празднества вылился в этнокультурный фестиваль ряда народов Сибири, а затем и многих других территорий России.

В 2011 г. в Бурятских Играх участвовали делегации из 15 субъектов Российской Федерации: кроме самой Бурятии и Иркутской области, организаторов форума, прислали свои команды такие разные территории страны как Астраханская область, Забайкальский, Красноярский, Алтайский и Хабаровский края, республики Тыва, Алтай, Хакасия, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ. Участвовали и зарубежные государства - Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, Монголия, Республика Корея. Показателен состав делегаций: как правило, это известные мастера народной культуры, фольклористы, религиоведы, шаманы, спортсмены, активисты-патриоты.

Идея Ёрдынских игр возникла в среде бурятских активистов в 1990-х годах, и первоначально планировалось данное мероприятие как возрождение забытого бурятского религиозно-шаманского поклонения на священной бурятской горе Ёрдо в Предбайкалье. В первом чисто религиозном обряде, организованном инициативой бурятских религиозных активистов из Республики Бурятия в 2000 году и названном как Ёрдойн тайлган (молебен), приняли участие верующие-шаманисты из всех бурятских территорий Байкальского региона - самой Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. Но уже следующий религиозно-шаманский молебен перерос рамки родо-племенного бурятского события, вырос в большой этнокультурный праздник и получил название Ёрдойн наадан (Ёрдынские игры). Тогда же было принято положение, согласно которому этот национальный бурятский праздник должен проводиться один раз в четыре года.

Свое название бурятский шаманский молебен и игры получили от сопки Ехэ Ёрдо в долине реки Анги. Как известно, с седой древности вплоть до XVII–XVIII вв. у ее подножия ежегодно проводился крупный межродовой бурятский молебен-праздник эхиритов, одного из четырех основных племен бурятского народа, в котором принимали участие также ближайшие роды родственных булагатов и даже некоторые роды хори-бурят из Забайкалья.

В 2005 году праздник проводился уже как Ёрдынские игры и с еще большим размахом. По своей широте, зрелищности бурятских религиозных обрядов, мастерству выступающих фольклорных коллективов, а также и разнообразию национальных костюмов Ёрдынские игры явились важным событием в возрождении национальных традиций бурятского народа. Участники форума провели традиционные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе, выступали фольклорные ансамбли, устраивались конные скачки. Два дня танцоры в национальных костюмах, певцы, музыканты демонстрировали свое мастерство. В программе были и национальные спортивные мероприятия. При этом традиционные бурятские состязания были дополнены национальными якутскими соревнованиями по метанию камня и перетягиванию палки. Другим красочным нововведением явилось избрание красавицы Игр, которое стало традицией. Но главным событием был и остается традиционный бурятский танец ёхор вокруг огромной горы. Танцующих в этом ритуальном танце с каждым новым праздником становится всё больше; они не только замыкают один круг вокруг горы, но и образуют два и более круга. Считается, что когда круг замкнут, то год будет богатым, плодородным. В 2005 году участников было более пяти тысяч человек.

Следующим важным современным элементом Игр является проведение научно-практических конференций по проблемам этнокультурного возрождения народов. Так, в 2011 году в рамках фестиваля состоялась Межрегиональная научно-творческая конференция «Культурные взаимодействия народов Сибири и Дальнего Востока», где обсуждались вопросы развития диалога культур народов Сибири и Дальнего Востока, о формировании региональной идентичности сибиряков, о роли субъектов культуры в распространении гуманистических ценностей, о разработке межрегиональных проектов в сфере духовного и физического развития, культуры и искусств. Планируется участие головных учебных заведений культуры и искусства Дальнего Востока и Сибири.

Ёрдынские игры 2011 года были определены как III Международный этнокультурный фестиваль - традиционный праздник народов Евразии. Было отмечено, что Сибирь стала колыбелью формирования многих народов, проживающих на территории Российской Федерации, и центральное место в этих процессах занимает Байкал, Прибайкалье.

Бурятский молебен на берегу Байкала, священного моря-озера многих народов Центральной Азии и Сибири, стал родным этнокультурным мероприятием для многих народов; бурятские шаманистские молебны переросли во всеобщий праздник национальных культур с песенно-танцевальными и спортивными играми ряда народов.

Таким образом, феномен Ёрды, изначально локально-бурятского родо-племенного шаманистского молебна с элементами празднества, при своем новом «прочтении» мгновенно трансформировавшегося в крупнейший этнокультурный праздник традиций многих народов Сибири, Поволжья и Урала, заключается в действительной актуальности вопросов возрождения традиционных культур народов Евразии, их единых духовных ценностей.

Ёрдынские игры - один из древних праздников, сложившихся на ольхонской земле.

По-бурятски Ёрдын наадан, проводились вокруг двух сопок - Ехе Ёрд и Бага Ёрд, расположенных в долине реки Анги. Более крупная из сопок - Ехе Ёрд - представляет собою холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40 - 42 метра над поймой долины. Сопка Бага Ёрд имеет продолговато-вытянутую форму, высота её над поймой 12 метров.

Ёрдынские игры приурочивались к священному «тайлгану», именующемуся «Дэлхэй дайдын мургэл» - религиозно-культовому обряду с жертвоприношениями и молебствованиями. Здесь собирались представители эхиритов, булагатов, хоринцев, сэгэнутов, хэнгэлдэров, буянгутов и других бурятских родов и племен.

Знания о Ёрдынских играх были возрождены благодаря исследованиям профессора Д.С. Дугарова. Краткие сообщения об играх исследователь нашел в полевом дневнике видного бурятского этнографа М.Н. Хангалова (1908г.): «В Яланцовском ведомстве есть две небольших горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд («Бага Ёрд») и другая Большая Ёрд («Ехе Ёрд»). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время зэгэтэ аба вокруг Большого Ёрд устраивали национальный праздник «хатарха»…В Кудинском ведомстве я слышал, что игры вокруг горы продолжались около тридцати дней. Что один молодой человек в 30 дней износил шесть унтов. Курумканском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жён. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».

Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. В связи с этим Д.С. Дугаров высказал предположение о том, что некогда игры проводились два раза в год, а в позднейшее время - один раз, только весной, а затем и вовсе прекратились.

Главным событием на играх выступал многодневный круговой танец ёхор вокруг сопки Ехе Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо было иметь не менее 700 участников. Когда на праздник не собиралось такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие быстро разъезжались. В соответствии с этим и год в целом признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось до 2 - 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней. В первый день приезжающие обустраивались на месте. На второй день проходил общий молебен, торжественно-ритуальная часть. В третий, четвертый день начинались собственно игры. В эти дни проводили состязания по борьбе, стрельбе из лука, скачкам, танцевали ёхор, пели песни. Сказители «улигерши» в своих хвалебных песнях воспевали особо отличившихся, слава о которых расходилась по обе стороны Байкала и оставалась в памяти народа на долгие годы.

В 2000 году по инициативе администрации Ольхонского района и администрации Иркутской области в рамках федеральной программы «Национальное наследие» древние Ёрдынские игры были возрождены. Свыше 2000 человек приняло участие в первом фестивале.

В 2005 году прошли вторые Ёрдынские игры. На праздник приехали делегации из Бурятии, Тувы, Хакассии, Горного Алтая, Якутии, Агинского бурятского национального округа, Монголии. В 2011 году прошел третий международный фестиваль «Ёрдынские игры».

Сегодня культурная программа Ёрдынских игр достаточно насыщенна. Проводятся различные выставки творчества народных умельцев и мастеров, конкурсы юрт, национально кухни, ёхорных коллективов, конкурс улигершинов, народной песни, конкурс «Красавица Ёрдынских игр». Спортивные состязания проводятся по национальной борьбе, стрельбе из лука, перетягиванию палки, метанию камня и т.д.

Трудно переоценить значение Ёрдынских игр - квинтэссенции духовности и культуры бурятского народа, самого многочисленного из коренных народов, проживающих вокруг Байкала. Благодаря своей массовости, зрелищности и мастерству выступающих фольклорных ансамблей и спортивных команд, этот обрядовый праздник стал заметным явлением в возрождении национальных традиций. Игры несут в себе большой потенциал для единения людей, чтобы наш сибирский край стал сильным и процветающим.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей