29.10.2023

Определение длины тела роста производят по. Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста. Как делать замеры тела


Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Это исследование физического развития человека: опреде­ление длины и массы тела, окружности груди, функции дыха­ния (спирометрия), силы мышц (динамометрия).

Измерение длины тела производят с помощью ростомера.

Больной стоит спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятка­ми, ягодицами, лопатками и затылком. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии. План­шетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале до нижнего края планшетки.

Взвешивание производят на медицинских весах, которые должны быть правильно установлены и хорошо отрегулированы. Взвешивание производят натощак, в нательном белье, после ос­вобождения мочевого пузыря и желательно кишечника. Больной должен осторожно встать на середину площадки весов при опу­щенном затворе. После достижения равновесия затвор поднимают.

Измерение окружности груди производят сантиметровой лен­той, накладывая ее спереди по IV ребру, а сзади - под лопатка­ми. Руки больного опущены, дыхание спокойное. Измерение про­водят во время выдоха и на высоте максимального вдоха.

Спирометрия - измерение дыхательного объема легких. Для спирометрии применяют различные видоизменения спирометра Гетчинсона, состоящего из двух цилиндров емкостью 6-7 л, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполняют во­дой, а внутренний опрокинут вверх дном и уравновешен двумя гирями со шнурами, идущими через блоки. В полости внутренне­го цилиндра имеется трубка, внутренний конец которой нахо­дится выше уровня воды. На наружный край трубки надевают резиновую трубку со сменным стерилизованным стеклянным или резиновым наконечником. Для проведения спирометрии больно­му предлагают сделать самый глубокий вдох через наконечник, взятый в рот. Вдыхаемый воздух поднимает внутренний цилиндр прибора, и по шкале на поверхности цилиндра определяют объем выдыхаемого воздуха.

Все изменения должны проводится в утренние часы, натощак, на обнаженных детях.

Измерение длины тела. Рост тела в длину служит одним из основных критериев развития ребёнка. Нарушения роста позволяют заподозрить наличие заболевания или недостаточного питания ребёнка.

А. Новорожденные и дети до двух лет. Измерение длины тела производится в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребёнка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка соприкасалась с неподвижной поперечной планкой ростомера. Помощник фиксирует голову ребёнка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам ребёнка. Ноги ребёнка распрямляют легким надавливанием руки. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют длине тела ребёнка.


Б. Дети старше двух лет. Измерение длины тела осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера

нанесены две шкалы: одна – для измерения роста стоя, другая – для измерения длины корпуса (рост сидя). Ребёнок устанавливается босыми ногами спиной к стойке ростомера. Он должен касаться его пятками, областью крестца и межлопаточной областью спины. Руки должны быть свободно опущены, колени сдвинуты и разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижимают к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребёнка отводят от стойки ростомера и снимают показания.

Измерение массы тела должно производится всегда в одно и то же время, лучше утром натощак после мочеиспускания и дефекации.

А. Новорожденные и дети первых двух лет жизни. Массу тела определяют на специальных детских весах с точностью измерения до 10г. Вначале взвешивается пелёнка, затем при закрытом коромысле на весы на ранее взвешенную пелёнку укладывается полностью раздетый ребёнок таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребёнок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребёнка от падения. Для определения массы тела ребёнка необходимо из показаний весов вычесть вес пелёнки.

Б. Дети старше двух лет. В течение дня масса тела ребёнка может варьировать до 1 кг, а масса взрослого до 2 кг. Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точностью до 50 г. Ребёнка следует максимально раздеть. Во время взвешивания ребёнок должен стоять неподвижно на середине площадки весов, смотря прямо перед собой. Результат указывают с точностью до 100 г.

Измерение окружностей. Окружность головы определяют наложением мягкой сантиметровой ленты, проводя её спереди по надбровным дугам, а сзади – по затылочной точке (так, чтобы получился наибольший показатель окружности). Ленту накладывают в направлении от правой височной области до левой и результат считывают надо лбом. Следует снять с головы предметы, которые могут помешать измерению, например заколки или банты. Лента накладывается так, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребёнок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над молочной железой вместе перехода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель – окружность груди при спокойном дыхании, затем при максимальном вдохе и наконец на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность конечностей. Во время измерения окружности плеча ребёнок должен свободно стоять с опущенными вдоль туловища руками, ладони повернуты к телу. Чтобы

найти срединную точку, рука сгибается в локте под углом 90 градусов ладонью вверх. Измеряющий стоит сзади и нащупывает ось лопатки, двигаясь по ней пальцами в латеральном

направлении, находит латеральную верхушку акромиона (латеральный конец оси лопатки) и рисует точку. Вторая отметка ставится на самой нижней точке наружной поверхности локтевого сустава, пока рука остаётся согнутой в локте, как указано выше. С помощью сантиметровой ленты находится и отмечается середина расстояния между двумя отметками. Рука свободно опускается, мускулатура расслаблена. Сантиметровая лента помещается вокруг руки так, чтобы охватывала её, но не сжимала мягкие ткани. Лента располагается перпендикулярно оси плечевой кости и проходит через отмеченную срединную точку. Измерение производится с точностью до 1 мм.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребёнок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объёма икроножной мышцы.

АНТРОПОМЕТРИЯ

(измерение массы, длины тела, окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра) с оценкой физического развития по перцентильным таблицам

Правильная оценка физического статуса ребёнка невозможна без регулярных измерений и точного соблюдения техники проведения антропометрии.

Методика измерения длины тела стоя

(дети старше года)

Длина тела (рост) - один из главных показателей общего размера тела и длины костей.

Длина тела определяется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом или подвижного антропометра. Антропометрия проводится утром, обувь и носки должны быть сняты. Допустимо оставить тонкие обтягивающие носки или чулки.

Оснащение:

Вертикальный ростомер;

Бумажная салфетка одноразового применения;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель исследования, получить согласие мамы. Подготовить необходимое оснащение.

Откинуть «скамеечку» ростомера. Обработать нижнюю площадку дезинфицирующим средством. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.

Выполнение процедуры: поднять подвижную планку ростомера, предварительно сняв обувь. Помочь ребёнку правильно встать на площадке ростомера, держа расслабленные руки вдоль тела:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок уха располагались на одной горизонтальной линии;

в) опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребёнка до соприкосновения с верхушечной точкой;

г) определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений).

Завершение процедуры.

Помочь ребёнку сойти с ростомера и снять показания. Записать результат. Сообщить результат ребёнку/ маме. Убрать салфетку с ростомера. Протереть нижнюю площадку ростомера дезинфицирующим средством.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Длина тела сидя детей старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении длины тела стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Методика измерения длины тела у детей первого года



Жизни

У детей младшего возраста длину тела измеряют в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера.

Оснащение:

Горизонтальный ростомер;

Резиновые перчатки;

Пелёнка;

- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: Объяснить маме/родственникам цель исследования. Получить согласие на проведение процедуры.

Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Подготовить необходимое оснащение.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обработать рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором с помощью ветоши.

Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

Обязательное условие: измерения производят два человека. Исследователь находится с правой стороны ребёнка.

Выполнение процедуры: у ложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке. Протереть рабочую поверхность горизонтального ростомера дезинфицирующим средством.

Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Теменная часть головы ребёнка должна плотно соприкасаться с неподвижной вертикальной планкой ростомера, руки вытянуты вдоль тела.

Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием левой рукой на колени ребёнка. Правой рукой придвинуть согнутую под прямым углом, подвижную планку ростомера к подошвенной стороне стоп ребенка. По шкале определить длину тела ребёнка.

Аккуратно убрать ребёнка с ростомера. Записать результат. Сообщить результат маме.

Убрать пелёнку с ростомера. Вымыть и осушить руки.

Оценка измеренного показателя длины тела проводится путём сопоставления его с перцентильными таблицами Мазурина и Воронцова или перцентильными кривыми длины и массы тела (рис. 1 и 2). Возможна оценка по степени отклонения от средних значений (коэффициент стандартного сигмального отклонения) отдельно для мальчиков и девочек.

Перцентильные таблицы длины тела . При оценке, показатели длины в интервале от 25 до 75 перцентиля свидетельствуют о среднем физическом развитии для данного возраста и пола; показатели длины в интервале от 25 до 3 перцентиля и от 75 до 97 перцентиля соответствуют уровню физического развития ниже и выше среднего соответственно; а показатели длины тела ниже 10 перцентиля и выше 90 перцентиля характеризуют низкое и высокое физическое развитие соответственно (табл.1).

Перцентильные кривые роста . Оценка уровня физического развития по перцентильным кривым роста и веса (рис. 1 и 2) оценивается путём сопоставления возраста (нижняя шкала) и роста или веса ребёнка (боковая шкала).

Рисунок 1. Перцентильные кривые веса и роста для девочек.

Рисунок 2. Перцентильные кривые веса и роста для мальчиков.

Таблица 1

Значения перцентилей длины тела у мальчиков и девочек в возрасте

от 1 до 18 лет *

Воз-раст, годы Рост, см
Мальчики Девочки
Процентили Процентили
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й 5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
71,7 72,8 74,3 76,1 77,7 79,8 81,2 69,8 70,8 72,4 74,3 76,3 78,0 79,1
82,5 83,5 85,3 86,8 89,2 92,0 94,4 81,6 82,1 84,0 86,8 89,3 92,0 93,6
89,0 90,3 92,6 94,9 97,5 100,1 102,0 88,3 89,3 91,4 94,1 96,6 99,0 100,6
95,8 97,3 100,0 102,9 105,7 108,2 109,9 95,0 96,4 98,8 101,6 104,3 106,6 108,3
102,0 103,7 106,5 109,9 112,8 115,4 117,0 101,1 102,7 105,4 108,4 111,4 113,8 115,6
107,7 109,6 112,5 116,1 119,2 121,9 123,5 106,6 108,4 111,3 114,6 118,1 120,8 122,7
113,0 115,0 118,0 121,7 125,0 127,9 129,7 111,8 113,6 116,8 120,6 124,4 127,6 129,5
118,1 120,2 123,2 127,0 130,5 133,6 135,7 116,9 118,7 122,2 126,4 130,6 134,2 136,2
122,9 125,2 128,2 132,2 136,0 139,4 141,8 122,1 123,9 127,7 132,2 136,7 140,7 142,9
127,7 130,1 133,4 137,5 141,6 145,5 148,1 127,5 129,5 133,6 138,3 142,9 147,2 149,5
132,6 135,1 138,7 143,3 147,8 152,1 154,9 133,5 135,6 140,0 144,8 149,3 153,7 156,2
137,6 140,3 144,4 149,7 154,6 159,4 162,3 139,8 142,3 147,0 151,5 155,8 160,0 162,7
142,9 145,8 150,5 156,5 161,8 167,0 169,8 145,2 148,0 152,8 157,1 161.3 165,3 168,1
148,8 151,8 156,9 163,1 168,5 173,8 176,7 148,7 151,5 155,9 160,4 164,6 168,7 171,3
155,2 158,2 163,3 169,0 174,1 178,9 181,9 150,5 153,2 157,2 161,8 166,3 170,5 172,8
161,1 163,9 168,7 173,5 178,1 182,4 185,4 151,6 154,1 157,8 162,4 166,9 171,1 173,3
164,9 167,7 171,9 176,2 180,5 184,4 187,3 152,7 155,1 158,7 163,1 167,3 171,2 173,5

Примечание. * Поданным Growth and Development. // Nelson Textbook of Pediatrics. / Eds. Nelson W.E., Behrman R.E., Kliegman R.M., Arvin A.M. – Philadelphia, 1996. – P. 50-52.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет)

Масса тела является одним из важных и в то же время наиболее простым для измерения параметром, позволяет говорить о гармоничности телосложения, определяется при помощи напольных медицинских весов.

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Оснащение:

Электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг.;

Резиновые перчатки;

Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага и ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель процедуры. Установить весы на ровной устойчивой поверхности.

Вначале следует приготовить весы к работе. Обработать съемную платформу весов дезинфицирующим раствором с помощью ветоши. Вымыть и осушить руки.

На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.

Выполнение процедуры:

Положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память). Придерживая голову ребенка, уложить его на платформу. Через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка.

Осторожно снять ребенка с весов, при этом показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н».

Завершение процедуры: с ообщить результаты маме.

Убрать пеленку с весов. Протереть рабочую поверхность весов дезинфицирующим средством. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей