В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.
Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.
Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.
(приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях
Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.
Закон "Об образовании в РФ" ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.
Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.
МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: - охрану и укрепление здоровья воспитанников; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту его достоинств; - удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; - право на получение образования; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; - право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири
Елена Назарова
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников »
Цель : повышение правовой культуры педагогов ДОУ.
Задачи :
1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей ;
2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка ;
3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.
Вступление :
Разминка (разгадывание кроссвордов)
Кроссворд (ответы)
По горизонтали
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.
2. Систематизированный свод законов. Кодекс.
3. Сознание своих человеческих прав , своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.
4. Отдельный человек. Индивидуум.
5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.
6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким) -либо вопросу (вопросам) . Соглашение.
7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.
8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.
9. Страна, народ. Нация.
По вертикали
Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.
ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
2. К основным международным документам, касающимся прав детей , относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) .
3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста ?
4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?
5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками ?
ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка .
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их правам , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .
Организуя работу по данному направлению , необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников .
Какие задачи мы ставим?
1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения
2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка
3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека .
6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения
7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .
Как организовать эту работу?
1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций) .
2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) .
3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие . (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок , не искажать детского восприятия мира сказок , чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев )
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)
Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми
Формы работы с детьми :
1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания . Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры
3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений :
Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном
Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;
дидактические игры : “Чьи права нарушены ?”, “Назови права героев” , “Выбери право »
Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу , внимание, заботу.
Метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Проблемно-поисковые методы : отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов
Продуктивная деятельность : создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов
ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)
«Я и мои чувства»
Цель : развитие чувства индивидуальности
Воспитатели встают в круг . Ведущий начинает фразу и бросает мяч :
Слух помогает мне.
Зрение помогает мне.
Обоняние помогает мне.
Осязание помогает мне.
Пробуя пищу на вкус, я могу.
«Загадывание желаний»
Воспитатели садятся в кружок . (это круг загадывания желаний) .
Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.
Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.
«Стиральная машина»
Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку» ). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
Сказка «Лиса и заяц»
Какие права были нарушены ?
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . Какие права нарушила ведьма в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди» . Какие права были нарушены ?
Сказка «Морозко» . Какие права были нарушены ?
Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?
Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?
Решение педсовета .
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.
Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Как организовать эту работу?
Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Какие задачи мы ставим перед педагогами?
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:
– с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
– с родителями (родительские собрания по теме);
Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:
“Правовая академия”
- До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
- Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
- Как оно связано с правами человека?
- Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
- Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
Выбрать судью Н.В.
-
Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.
Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.
Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.
- Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
- Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.
Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.
Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.
Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.
Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).
Судья координирует и вносит решение педагогического совета.
Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.
А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”
3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.
1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)
Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.
1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?
2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).
Приготовить:
- Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
- Плакат по сказке “Серая шейка”.
- Шапка судьи.
- Карточки с заданиями по сказкам.
- Конспекты занятий, бесед, игр.
- Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
- Картинки по рубрикам.
- Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
- Ватман,1/4 листа
- Фломастеры.
- Карточки для выработки решений.
- Магнитофон и кассета.
- Статьи по декларации.
- Декларация прав ребенка.
- Два мольберта, столы.
- Книгу “Дед Мазай и зайцы”.
Можно использовать:
Литература
- Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
- Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.
Дискуссионный клуб “Беседы у камина”
Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.
Карепина Елена Анатольевна
воспитатель
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.
Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.
К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Какие задачи стоят перед нами?
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:
- с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
- с родителями (родительские собрания по теме);
- с детьми.
С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).
Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».
1 страница. “Правовая академия”
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети-инвалиды
- Дети с психическими или физическими недостатками
- Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
- Дети из семей беженцев
- Дети в экстремальных ситуациях
- Жертвы насилия
- Дети родителей, отбывающих наказание
- Дети из малоимущих семей
- Дети с отклонениями в поведении
2 страница. Календарь правовых дат
3 страница «Сказочная»
По мотивам сказки “Лиса и заяц”.
1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).
3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
2. Чьи права были нарушены в этой сказке?
«Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);
«Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);
«Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);
«Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).
4 страница. «Педагогическая»
Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).
5 страница. «Игралочка»
Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.
6 страница. «Пойми меня»
1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.
Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.
Подведение итогов.
Решение педсовета.
Разделы: Работа с дошкольниками
- Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
- Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.
Форма проведения:
Дискуссионный клуб “Беседы у камина”
Присутствовало:
Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.
- Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
- Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
Наглядность:
1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:
- Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
- Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
- Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
- Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
- Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
- Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.
2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).
Предварительная работа:
Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.
Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.
Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;
Познавательно-досуговые мероприятия и др.
Повестка:
- Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
- Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
- Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
- Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.
зав. КПО Шишкина Г.Ф.
заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.
старший воспитатель Данишкина Н.Н.
Председатель родит. комитета Зайцева О.А.
Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.
Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)
Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).
Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)
Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.
В прениях выступили:
психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..
Решение педагогического совета:
1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:
- местное телевидение “Град”;
- городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
- местное радио МДОУ
2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.
3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.
Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.
Секретарь: Трушкина М.А.