12.01.2024

Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве. Становление компонентов трудовой деятельности Этапы планирования трудового процесса дошкольников


Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда занимали и занимают ведущее место в работе воспитателя детского сада. Особое значение этой работе придается в рамках внедрения ФГТ, где большое внимание уделяется формированию у детей навыков трудолюбия, которые могут проявляться в разных видах деятельности. В программах появился раздел «Труд», который на первый план выдвигает задачу: воспитание потребности трудиться. Виды и содержание труда не меняются. Данная задача решается в таких видах труда, как самообслуживание, труд в природе, дежурства и т.д.
Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте.
Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
индивидуальный подход к ребенку;
трудовые традиции региона;
реализация проектов;
художественные средства, природа;
собственная деятельность детей;
положительный пример трудовой деятельности
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В данной программе и в обновленном варианте программы «От рождения до школы» в разделе «трудовое воспитание» определены задачи и направления работы по формированию у детей трудовых навыков в разных видах труда.
Работая по данным направлениям, подключаем и региональные условия. Хакасия издавна славилась своими трудовыми традициями, рабочими профессиями. В Хакасии проживал разнообразный народ, кто-то вел кочевой образ жизни, кто-то оседлый, и соответственно, труд был связан с образом жизни. Знакомя детей с традиционными промыслами и ремеслами, мы формируем такие понятия, как трудолюбие, уважение к людям труда, желание трудиться на благо детского сада, своей семьи, а в конечном итоге и на благо Родины. Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы:
рассказ о промыслах;
объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
изготовление вместе с детьми поделок;
приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
пример, работаем вместе с детьми;
обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
чтение детям произведений о людях труда.
Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности.
Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
создание ситуации интереса;
познавательные игры;
обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
разъяснение цели труда;
требования к организации трудовой деятельности;
поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т.д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.

На чтение 7 мин. Просмотров 5.2k.

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для , формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания . Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.

Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

ПЛАН

1. Понятие о труде как деятельности, его структура.

2. Виды профессий.

3. Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

4. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте:

а) специфика труда детей дошкольного возраста;

б) компоненты труда дошкольников;

в) освоение новых видов и форм труда;

г) ознакомление с трудом взрослых и формирование интереса к нему;

д) влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребёнка.

5. Бытовая деятельность дошкольника.

Понятие о труде как деятельности, его структура.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы своё существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность - специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание.

Благодаря труду человек построил:

Современное общество;

Создал предметы материальной и духовной культуры;

Преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития;

С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые в свою очередь являются фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Трудовая деятельность является по своей природе общественной:

1. Производимый человек продукт может быть направлен не только для удовлетворения личных потребностей, но, главным образом, для нужд общества в целом.

2. По характеру - ни один человек не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца, а получает от общества в обмен на свой труд.

Действияв трудовой деятельности определяются не биологическими потребностями, а поставленной производственной целью и отношениями человека к другим людям в процессе осуществления этой цели. Решающей чертой труда является изготовление и применение орудий, т.е. использование воздействий одних вещей на другие.

Коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях - речи. Она учит направлять свои действия идеальным целям и определять их общественным опытом. Трудовая деятельность является условием развития и формирования личности.

Виды профессий. Хороший компас в мире профессий предлагает психолог Е.А. Климов. В книге «Путь в профессию» он выделяет пять основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.


1. Человек - природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы. Например, биолог, географ, геолог, математик, физик, химик, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (полевод, животновод, пчеловод, лесовод, агроном, ветеринар и т.д.) и др. профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

2. Человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием (профессия инженера, оператора, машиниста, слесари, швеи, шофёры и т.п., т.е. все технические профессии).

3. Человек - человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, их обслуживание и общение (политик, религия, педагогика , психология , медицина, право и т.п.).

4. Человек - знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (имеют дело с условными знаками, кодами, формулами, языками и пр.). Связаны с обсчётом, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Например, лингвистика, языки математического программирования , способы географического представления результатов наблюдений и т.п.

5. Человек - художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда. Например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство, т.е. творческие специальности (маляры, копировальщики рисунков, художники-оформители, живописцы и т.д.).

Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

Источником трудовой деятельности преддошкольника являются: потребность выполнять совместно со взрослыми общую деятельность, действовать как взрослый (мыть посуду, стирать платочки). Однако, смыслтрудовых действий, их назначение ещё не всегда понятны ребёнку. Качество труда зачастую остаётся очень низким. Главное - ребёнок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к любому труду взрослого.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности ребёнка и связаны с развитием самосознания, личности.

1. Овладение предметной деятельностью, первыми орудийными действиями .

Первые трудовые умения формируются благодаря возникновения устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность - главная характеристика труда. Ребёнка привлекает процесс использования орудия и, как правило, он не выделяет результата своих усилий. Часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудия труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его;не вымыть посуду, а мыть её.

2. Отделение себя от своих действий и действий от предмета .

Во второй половине 3-го года жизни начинает складываться новообразование - «гордость за свои достижения». Теперь ребёнок выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет ребёнку уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий.

3. Возникновение стремления к самостоятельности, первых направленных действий .

Действия с орудиями труда помогают ребёнку реализовать себя и проявить всё возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого появляется возможность сориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Именно ориентация собственных действий и их результата на другого человека - предпосылка становления общественных мотивов труда.

4. Проявление произвольности в поведении .

Представление ребёнка о конечном результате (конец раннего детства) начинает руководить действием, планировать и контролировать его. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмёл, помыл»). К концу 3- го года жизни с помощью речи ребенок начинает предварять своё действие («Буду подметать. Буду мыть.»).

5. Развитие зрительно - двигательной координации .

Наряду с результативными действиями (преобразование предметов) появляются предпосылки продуктивных действий (создание чего-то нового). Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребёнок ещё не может.

Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде; приобретает представления о необходимости труда, об его общественной значимости, коллективном характере труда. В продуктивных видах деятельности учится ставить цели, затрачивает усилия для получения результата. Учебная деятельность способствует пониманию общественной значимости труда, учит планировать деятельность, достигать результата, дети знакомятся с трудом взрослых.

Детский труд значительно отличается от труда взрослых. Взрослый труд - получение объективно значимого продукта, осязаемого, детский труд имеет большое значение для психического развития самого ребёнка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественно-значимого результата, служит средством для развития личности.

Взаимосвязь труда детей с игрой заключается в общем источнике - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности; происходит освоение сферы социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Различия проявляются в следующем: в игре ребенок действует в воображаемом плане, не возможность получения конкретного результата. Труд же предполагает получения осязаемого продукта, ребенок может устанавливать более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослого, чем в игре.

Чем младше ребёнок, тем быстрее их труд превращается в игру (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте). Это происходит чаще всего, когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Старшие дошкольники (6 лет) уже осознают различия: в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; выполняя роли, понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести»), осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.

На протяжении всего дошкольного возраста связь игры и труда сохраняется , т.к. необходимо изготовить атрибуты для игровых действий (например, вертушки); продукты детского труда помогают создать воображаемую ситуацию (например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру). Благодаря игре дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений, через игру улучшается качество работы, стремление довести её до конца, формируется положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам (например, уборка снега с веранды).

Таким образом, преемственность между трудом и игрой заключается в том, что ребёнок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, происходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, т.е. знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения , намечаются профессиональные интересы.

По данным исследований (А.Н. Белоус) старшие дошкольники знают от 4 до 15 профессий; выбор профессии обусловлен половыми различиями: мальчики - вождение различных видов транспорта, сельхозмашин, строительство (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности; девочки - профессии воспитателя, учителя, медсестра, врач, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

Сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда многих профессий; описывают процесс труда; выделяют качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»); постигает смысл профессиональной деятельности; понимает необходимость каждой профессии (С. Михалков «А что у вас?» - «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»); складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Таким образом, знание о труде взрослых выступает как центральное звено представлений о социальной действительности.

Основными направлениями развития трудовой деятельности дошкольника являются: усложнение компонентов трудовой деятельности, освоение новых видов и форм труда.

Компоненты труда дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста идёт совершенствование следующих компонентов трудовой деятельности дошкольника: целеполагания; планирования; мотивов труда; трудовых навыков и умений; социально-психологической готовности к совместной трудовой деятельности; самоконтроля и самооценки результатов труда; основ культуры труда.

Целеполагание . В младшем дошкольном возрасте цели определяются удовлетворением собственных потребностей. В 2-4 года действия подчиняются цели, если эта цель ребёнком чувственно воспринимается, а задание понятно. В 3-4 года дети отказываются убирать игрушки, т.к. хорошо не понимают, что от них требуется. Поэтому в работе с малышами необходимо пояснение: сначала конкретно: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке»; затем более обобщённо: «Наведи порядок в игрушечном уголке». Старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений; действуют по словесной инструкции взрослых, которая предполагает выполнение сложных действий на протяжении длительного времени; цели становятся более устойчивыми; опираются на оценку ребёнком своих реальных возможностей и умений.

Планирование с вязано с выделением условий, средств и способов достижения цели.Это позволяет значительно повысить качество работы. Старшие дошкольники планируют как свою (собственную), так и совместную трудовую деятельность: определяют план работы; находят общее мнение по поводу способов достижения цели. Значение коллективного планирования заключается в возникновении стремления к самоконтролю; дети самостоятельно совершенствуют приёмов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана; повышается чувство ответственности. В итоге - высокое качество полученного результата трудовой деятельности.

Мотивы труда . В младшем дошкольном возрасте преобладают интересребёнка к самому процессу или его оборудованию, а также игровыемотивы. Мотивыпоощрения и порицания проявляются на протяжении всего дошкольного возраста. Чаще всего они появляются, если ребенок не понимает смысла труда, в результате не формируется потребность трудиться («Чтобы мама не ругала»; «Чтобы мама похвалила»; «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают»), а также при выполнении требований взрослых («Тружусь, потому что мама сказала»). Эти две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер и свидетельствуют об ошибках в трудовом воспитаниидетей.

Особое значение в формировании трудовой деятельности имеют общественные мотивы труда, которые появляются достаточно рано. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще не осознают их, но руководствуются ими, то старший дошкольник видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»).

На протяжении дошкольного возраста идёт усложнение трудовых навыков и умений: становятся более точными, быстрыми, координированными; трудовые задания обычно выполняет долго, не всегда качественно, т.к. ограниченность возможностей ребёнка, особенно его психического развития (ломается веник, бьётся посуда). Поэтому нужно давать посильные задания, научить правильно обращаться с орудиями и предметами труда.

Критериями оценки трудовой деятельности являются достижение результата и его качество. От качества зависит отношение к другим людям и их труду. Следовательно, качество станет основным критерием в оценке действий своих и сверстников (чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился).

Самоконтроль и самооценка результатов труда зависит от успешности достижения цели. В 3-4 года ребенок не замечает ошибок в своей работе, считает её хорошей, независимо от достигнутого результата, однако критически относится к труду сверстников. В 5-7 лет дети стараются правильно оценить свою работу; замечают не все ошибки, а только грубые; их интересует качество труда; обращаются к взрослым о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Освоение новых видов и форм труда.

Выделяют следующие виды труда дошкольников :

1. Труд по самообслуживанию (зарождается уже в раннем возрасте). Сначала направлен на себя (причесался, вымыл руки), затем - на другого, что является предпосылкой для становления бытового труда.

2. Бытовой труд . Объектом преобразования являются предметы, включённые в бытовой процесс (посуда, одежда, обувь). Важную роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щётка и т.д. (привлекают очень ребёнка). Результатбудет интересен, если взрослый формирует потребность поддерживать порядок, труд организован эстетически привлекательно, постоянно указывать на возможность и значимость такого труда для других людей формировать общественные мотивы.

Основными направлениями бытового труда являются: организация собственной бытовой деятельности (почистить одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы - приятно обедать), а также на облегчение труда другого человека (помог маме постирать бельё, чтобы она меньше устала).

3. Труд в природе . Объектами здесь будут являться растения и животные (слабее самого ребёнка, поэтому их благополучие зависит от ребёнка в определённой мере: забыл полить цветок - засох; не поил щенка - страдает от жажды). Таким образом, у ребёнка формируется ответственностьза тех, кто беззащитнее ребёнка (ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным, испытывает яркие положительные эмоции, ощущает причастность к природе).

4. Ручной труд - требует сложных действий (умение пользоваться иглой, мотком и пр.). Осваивает данный вид труда ребенок примерно с 5 лет. Своеобразие - труд приобретает собственный продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт (вышивка, поделка). Основными мотивами ручного труда в дошкольном возрасте могут быть следующие: игровые (атрибуты для игры), общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме), эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). В результате складывается позиция созидателя.

Таким образом, в освоении разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции: возрастает самостоятельность ребенка в пределах сформированных у него умений и постепенно ребенок включается в совместную со взрослыми жизнь, выполняет вместе с ними обычные повседневные обязанности.

Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника :

1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение. Взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат, способы достижения цели. Ребенок может выполнить поручение, если трудовые действия ему хорошо знакомы.

3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержаниеопределяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

4. Труд по собственной инициативе - как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться.

Совместный труд со сверстниками.

Этапы становления:

1. Общее место или предмет труда (дети моют стульчики). Это еще не совместная деятельность, т.к. одни дети активно действуют, а другие им активно подражают.

2. Сообщение друг другу о своих намерениях, мотивах, целях.

Дети оценивают свою работу, но не ее результаты. Готовый результат обсуждается только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя («Это я вымыл»).

3. Руководствование правилами организации совместного труда (только в 5-6 лет):

Уточняется общая цель;

Раскрывается ее содержание;

Определяют участников;

Договариваются о плане действий;

Распределение обязанностей;

Помощь сверстников в процессе достижения цели;

Уступают часть материала в интересах дела;

Стремление к качественному результату, осознавая его ценность и важность как общего труда.

Высокий уровень организации совместного труда достигается, если он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор , с которым все считаются (обращаются с вопросами, подчиняются требованиям:

Распределяет материал;

Дает оценку результатам труда;

Указывает на ошибки и небрежность в работе;

Служит посредником между детьми и взрослыми, когда требуется вмешательство педагога.

Организатор должен обладать такими личностными качествами как инициативность, обладание коммуникативными и организаторскими навыками, знание технической и мотивационных стороны трудовой деятельности.

Выбор партнеров проходит на основе симпатий. Учитывается:

Наличие трудовых умений и навыков;

Качественное и аккуратное выполнение трудовых действий;

Положительная оценка свойств личности как самими детьми, так и взрослым.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому необходимо приучать детей к труду.

Задача для взрослых - организовать труд так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Необходимо:

1. Поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых.

2. Предоставлять возможность проявить свою самостоятельность.

3. Научить техническим умениям и навыкам.

4. Дать понятие общественной значимости труда, важность для других людей.

5. Помочь усвоить правила, которые помогут ребенку организовать собственную работу.

Следовательно, при правильной организации трудовой деятельности у старших дошкольников складываются:

Привычка к регулярному труду;

Потребность трудиться по собственному желанию;

Проявляется инициатива и творчество;

Положительные эмоции;

Понимание общественной значимости результатов труда;

Помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека.

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

1. Складываются общественные мотивы труда.

2. Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки.

3. Формируется целеполагание, планирование и самоконтроль.

4. Расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнить формы трудовой деятельности.

5. Складывается совместный со сверстниками труду.

6. Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие.

7. Формируется представление о труде взрослых.

На чтение 7 мин. Просмотров 5.2k.

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для , формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания . Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.

Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Структура трудовой деятельности

Несмотря на наличие в трудовой деятельности дошкольника всех структурных компонентов, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

В трудовой деятельности дошкольника присутствуют все структурные компоненты полноценного труда - мотив, цель, процесс, результат. Однако, реализуют их дети не самостоятельно, а вместе со взрослыми, от которых зависит, насколько эффективно простейшие трудовые действия ребенка будут наполняться содержанием трудовой деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их однократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат.

Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, которые появляются в предметной деятельности еще в раннем возрасте.

Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно - ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения.

Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.д.) постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом, что побуждает ребенка к самостоятельности.

Для развития умения ставить цель в труде, необходимо ее осознание, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится в начальной стадии. Поэтому здесь необходима помощь воспитателя в первую очередь. Он ставит перед малышами цель и помогает ее реализовать. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.

Дети старшего дошкольного возраста ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата (например, при изготовлении поделки, в уборке, в самообслуживании и т.д.).

Ребенок в этом возрасте может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая), но их ставит воспитатель. Иногда для старших дошкольников осознание цели проходит поэтапно, когда предстоит сложная работа. Ребенок не может удержать цель, забывает ее, и взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит свою цель.

Таким образом, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

Важным в трудовой деятельности ребенка является и то, ради чего он трудится. Мотивы труда делятся на:

Внешние, обусловленные нетрудовыми потребностями ребенка;

Внутренние, связанные с самим выполнением трудовой деятельности

Обе эти группы мотивов имеют существенное значение для развития личности.

Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутверждение; вступить в общение со взрослым; принести пользу другим.

Некоторые трудовые действия ребенок выполняет под влиянием внешних мотивов наказания или одобрения взрослых: «бабушка похвалит», «папа обещал купить мороженое», «если не сделаю, мама будет ругаться».

Внешние мотивы лежат в основе формирования общественных мотивов труда. К ним относится стремление принести кому-то радость, приятно удивить, помочь. Первые проявления таких мотивов возникают довольно рано, а в старшем дошкольном возрасте они становятся осознаваемыми и одними из наиболее действенных. Их отличие от корыстных мотивов труда заключается в том, ребенок стремится сделать то, что нужно не лично ему, а другим.

Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте, но ведущими становятся не сразу.

Планирование -важный компонент труда, и у детей он осуществляется своеобразно. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

В младшем дошкольном возрасте ребенок вообще не может планировать свою деятельность. В старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, забывая об организации труда, и намечают лишь основные этапы, а не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Ребенок не может составить план работы, но действует последовательно - словесное планирование дается сложнее, чем практическое.

Вследствие обучения детей планированию формируется способность действовать экономно и рационально, уметь предвидеть результат. Роль взрослого в данном случае на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию, затем учит детей планировать самостоятельно.

Процесс деятельности (овладение трудовыми навыками и умени я ми) -один из важнейших компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольников, также имеет свою специфику. Если ребенок не владеет трудовыми навыками, то он никогда не достигнет результата.

Ребенок осваивает весь набор трудовых действий с материалом и инструментами в определенной последовательности.

Дети в младшем дошкольном возрасте увлекаются самим процессом деятельности. Старших дошкольников также увлекает сам процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все сделать красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослого в процессе труда для ребенка любого дошкольного возраста вносит особый элемент привлекательности.

Результат -главный компонент трудовой деятельности, общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда.

К результату трудаотношение детей также своеобразно. Зачастую для младших дошкольников важен не материальный результат, а положительная оценка взрослого. В старшем дошкольном возрасте детей интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого также очень важна. И в 5 -7 лет у детей уже могут проявляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Осознанию результата труда способствуют:

ь Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В данном случае результат ожидается детьми, а его получение осознается как завершение труда, как его главный компонент.

ь Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности.

Таким образом, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности. Овладение всеми трудовыми компонентами и процессами труда закладывают начало становления трудовой деятельности детей.

Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

2. Особенности детского труда

Труд в дошкольном возрасте - действенное средство разностороннего, и прежде всего нравственного, воспитания растущего человека.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд имеет рад особенностей. Так главным и существенным отличием детского труда от взрослого является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. Общественное значение труда дошкольников - это его воспитательное воздействие на личность ребенка.

В процессе труда у детей формируются:

· привычка к трудовому усилию;

· умение довести дело до конца;

· настойчивость, самостоятельность, ответственность;

· умение и стремление помочь товарищу;

· инициативность и другие личностные качества.

Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое - обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Детский труд имеет огромное значение для развития его умственной деятельности. Так стремление к достижению целей ставит дошкольника перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность.

Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания на практике, к развитию сообразительности и смекалки.

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций, что способствует развитию воображения, планирующей деятельности, включающей в себя способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, строить трудовой процесс целенаправленно.

Труд детей имеет огромное значение для их физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность и произвольность.

Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, стать самостоятельным.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, так как от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Трудовая деятельность дошкольников является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка. труд детский дошкольник подражание

Трудовую деятельность ребенка необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:

· обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;

· становление компонентов трудовой деятельности - овладение ребенком трудовым процессом;

· становление разных видов труда.

Таким образом, можно выделить основные критерии особенности детского труда:

ь Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;

ь Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей.

ь Сближает со взрослыми.

ь Труд дошкольников тесно связан с игрой.

ь В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия.

ь Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка.

3. Взаимосвязь труда с игрой

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:

· Первое отличие - труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.

· Второе отличие - процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д.

Трудовая деятельность дошкольника тесно переплетается с игрой, прежде всего, сюжетно-ролевой. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.

В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, за словми « как будто» скрываются воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т.д.) Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и пр.

Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с водой для занятия по изо. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя - в шофера и «едет» за розетками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности, и порицать дошкольника за это не следует.

В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер.

В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами. Тоже играют ими. И всегда принимают игровую ситуацию, связанную с игрой.

Самообслуживание для младших дошкольников представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности, поэтому в процессе обучения навыкам самообслуживания часто обращаются к игровой ситуации: мишка или кукла, «смотрят, как чисто умывается дети, как аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

Сначала детей заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок самостоятельно умывается, одевается, ест.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т.п.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол.

Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры и они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются, то в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать её для последующей игры.

Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «метро», надо смастерить вагончики, как- то оформить платформы, приготовить билеты и т.д. В средней группе мотивом, побуждающим включиться в труд, может стать желание овладеть новыми навыками, помочь взрослым, а в старшей - осознание своих обязанностей, значимости труда, т.е. мотив общественной пользы.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

В игре часто возникает необходимость создания игрушки, того или иного приспособления. На занятиях лепкой, конструированием дети под руководством воспитателя изготовляют игрушки, пособия, которые используются в играх. Навыки самостоятельности, приобретаемые в труде, переносятся в игру.

В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте.

В подобных случаях, когда направленность труда детей на результат снижается или теряется вообще, труд поглощается игрой.

К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются.

Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Но и у детей этого возраста связь игры и труда не порывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему почину ставят цель и в соответствии с ней изготовляют недостающие для игры предметы: бинокли, сумку для почтальона и т. д.

Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат -- снова к игре. Эти тенденции особенно ярко проявляются в подготовительной к школе группе при условии овладения детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами.

Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры. Это обособление можно рассматривать как следствие становления компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами.

Список использованной литературы

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Академия, 2008. 416 с.

2. Дошкольная педагогика /под ред.В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.Просвещение, 1983. 304 (книга 1-я).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отличие трудовой деятельности взрослых и детей. Характеристика компонентов трудовой деятельности, ее особенности, виды и средства у дошкольников. Социальные функции трудовой деятельности. Роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Предметная деятельность дошкольника и ее место в игре. Особенности и становление сюжетно-ролевой игры, развитие изобразительной деятельности. Роль слова в режиссерских играх. Сравнение строительных, подвижных и дидактических игр дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    Основы формирования мотивации в дошкольном возрасте. Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника. Формирование общественных мотивов поведения. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте. Организация трудовой деятельности педагога и детей.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2010

    Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника. Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Условия содержания растений и животных в детском саду. Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    Понятия "игра" и "нравственность". Игры, актуальные для развития личности ребенка. Чувства и этические представления дошкольника. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. Исследование этических представлений дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника. Игра как один из видов театрализованной деятельности. Правила подготовки к спектаклю. Особенности воздействия театрализованной игры на развитие дошкольника и использование ее в работе педагогов.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2016

    Влияние детской группы на становление личности ребенка. Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада. Анализ изменений коммуникативных качеств дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Роль игры в развитии личности дошкольника. Развитие внимания посредством игровой деятельности на уроке хореографии. Эмоционально-психические состояния, углубляющие познание дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Специфика организации работы по трудовому воспитанию старших дошкольников. Опыт организации трудовой деятельности старших дошкольников в ходе реализации проекта "Без труда не проживешь".


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей