09.08.2022

Консультация на тему: «Игрушка – надёжный помощник в воспитании малыша» консультация на тему. Наши игрушки-помощники


«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Пока ребенок не наиграется, не достигнет зрелого уровня игровой деятельности, он не сможет полноценно начать учебную деятельность.

Игра детей неотделима от игрушек. Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет творение не менее грандиозное, чем компьютер. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Игрушка - помощник, принесённая в образовательный процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, решающий дидактические задачи.

Поэтому к организации творческого конкурса «Лучшая игрушка - помощница» направленного на активизацию деятельности педагогов, улучшенияе уровня обогащения развивающей предметно-пространственной среды групп подошли очень серьезно.

Возможность поучаствовать в конкурсе и представить в форме презентации игрушку-помощницу по формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию, изготовленную и оформленную самостоятельно или с помощью родителей, была у каждого воспитателя и специалиста детского сада.

Представленные игрушки-помощницы привлекательны, красочно оформлены, что способствует эмоциональному отношению ребёнка к игрушке, воспитывают художественный вкус и расширяют кругозор. Каждая из игрушек соответствует возрасту и потребностям детей. Их оформление безопасно для жизни и здоровья воспитанников, отвечает гигиеническим требованиям.

Воспитатели представили свои игрушки, рассказали о методической ценности, области применения и поделились опытом использования их в работе с детьми.


Согласно Положению и критериям, предъявляемым в ходе смотра-конкурса"Лучшая игрушка-помощница" имеем:

1 место - "Арбузик - карапузик"

(Федякова Елена Германовна, воспитатель старшей группы,

Попонина Наталья Геннадьевна, воспитатель средней группы 2)

2 место - Паровозик "Умняша"

(Игнатова Анна Александровна)

Кукла Даша

(Неволина Наталья Юрьевна,

Полюхова Людмила Павловна, воспитатели подготовительной группы)


3 место - "Теремок"

(Жданова Евгения Игоревна, музыкальный руководитель

Кукла Тильда

Армянинова Любовь Афонасьевна, воспитатель 1 младшей группы).

Не проблема обзавестись игрушкой - помощницей, главное - эффективно использовать её возможности в познавательном развитии каждого ребёнка.

Санникова Ирина Александровна, заместитель заведующего

Елена Каратаева

Изучая материалы ФГОС, педагоги ДОУ пришли к выводу, что главная задача Стандарта для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка в детском саду.

Главная задача нас взрослых, воспитателей и родителей состоит в том, чтоб научить ребёнка действовать с игрушками . Игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, способствуют умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию и воспитанию детей, развитию их речи, памяти, внимания, учат общаться и познавать себя.

Игрушка-первый друг , помощник каждого ребенка. Любимая игрушка остается в памяти , именно ей ребенок доверяет свои самые потаенные мысли, желания, просьбы.

Именно поэтому мы решили провести в нашем детском саду конкурс "Игрушки-помощники "

К изготовлению кукол были привлечены родители. Идеи по изготовлению персонажей заимствованы не только из журналов и Интернета, но и придуманы непосредственно педагогами. Педагоги и родители сшили, связали игрушки своими руками .

В нашей группе мы решили, что каждая игрушка будет "отвечать" за свой игровой центр. Именно игрушка будет знакомить с новым материалом,закреплять изученный материал, ошибки куклы будут помогать детям принимать и решать игровые задачи, проблемные ситуации.

Хозяйкой группы стала кукла Алиса.

В центре математики – кукла Лиза Почемучкина.


Карандаш Розочка - ценр Изодеятельности.

В уголке природы хозяйничает домовёнок Кузя.



В огороде на подоконнике – мистер Картошка.


В спортивном центре - слониха – акробатка Глаша.


В театральном уголке – гномик Динь-Динь,

В центре ОБЖ – доктор Пилюлькин.


В патриотическом уголке – кукла Матрёна и кукла Варвара краса-длинная коса.



В уголке сюжетно-ролевых игр доктор Волк.

В уголке дежурных по столовой поселился заяц Степашка

А это игрушки-помощники , которые выставили на конкурс наши педагоги детского сада


Игрушки помогают сформировать у малышей такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность.

Проявление любви к своим игрушкам , заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

Публикации по теме:

Ирина Казакова Игра «Наши помощники – органы чувств» Правила игры «Наши помощники» Уважаемые педагоги предлагаю вам занимательный развивающий.

Они редко упоминаются в педагогической литературе, но - не обижаются, а терпеливо ждут, когда нужна будет их помощь. О ком идет речь?.

Тема: «Наши помощники – ручки». Цель: знакомство с организмом человека, выяснить действительно ли руки - наши помощники. Задачи: образовательные.

НОД «Наши помощники - бытовые приборы» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы Выполнил воспитатель МБДОУ "Д/С" Жаворонок г. Абакан, р. Хакасия.

Наша группа открылась три года назад в 2013 году Благодаря родителям за очень короткое время нам удалось оформить группу и участок. Не один.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сейчас в продаже появилось большое количество разнообразных наклеек. Дети занимаются с ними с удовольствием.

Наше ДОУ посещают дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Задача педагогов заключается в оказании им дифференцированной помощи, в максимальной активизации всех анализаторов способствующих усвоению учебного материала. Значительное внимание уделяем эмоциональной сфере, поскольку ребенок, познавая мир, Должен получать радость от этого познания, испытывать интерес к окружающей действительности. Поэтому на занятиях познавательного цикла, как можно чаще используем сюрпризные методы, игровые ситуации. Они помогают внести на занятие каплю удивления и радость открытия, обострят восприятие и будут способствовать развитию воображения.

Кто обычно приходит в гости к ребятам во время занятий? Незнайка, Буратино, Зайка, кукла Маша. Честно говоря, мне это немного надоело. Я хотела, чтобы игрушка-гость была яркой, оригинальной, необычной. Пусть бы у неё была своя сказочная история! Пусть бы она связывалась в преставлении детей с какой-то определенной сферой жизни!

Мне в руки попалась книга Т. Городковой и М. Нагибиной «Мягкие игрушки - мультяшки и зверушки». Она и натолкнула меня на идею создания специальных кукол, которые теперь помогают мне в занятиях с детьми.

Вот Домовенок. Он хозяин группы. Приходит к детям, когда надо помочь им в освоении тем «Игрушки», «Одежда», «Дом и его части», «Бытовые приборы». Домовенок задает детям забавные вопросы, «путешествует» вместе с ними по дому, вместе с малышами осваивает правила техники безопасности.

Звукарик - специалист по грамотной речи. Учит детей говорить красиво и правильно, знакомит со звуками и буквами.

Флорик и гусеница Глаша - главные эксперты по природоведению. Они рассказывают детям о животных и растениях, о тайнах леса, луга и болота.

Снежка появляется в детском саду с наступлением зимы. В его ведении - зимние явления природы, забавы, свойства снега и льда.

Дети полюбили эти игрушки - значит цель достигнута. Ребятишки удивляются, восторгаются, с азартом выполняют задания, которые дают пушистые друзья.

Я занимаюсь мягкой игрушкой с детства, сейчас немало моих работ радуют детей так же в ближнем и дальнем зарубежье. Так же люблю вязать спицами, крючком, иголкой. Сейчас увлекаюсь новым для себя рукоделием валянием из шерсти. В летний период работаю в ДОЛ «Звездочка», веду кружок мягкой игрушки.


1 год На свой первый день рождения крошка-царевич получил замечательного коня на колесиках. Он был вырезан из липы и обтянут настоящей жеребячьей шкурой. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами.




В Оружейной палате московского Кремля до сих пор хранится «потешная» карета, которую сделали Петру, когда ему исполнилось два года. Чуть выше колеса большой кареты, от настоящей она отличалась только размерами. И лошади в эту карету тоже запрягались настоящие только очень маленькие особой «пигмейской» породы. Во время торжественных выездов эта карета занимала свое место в царском поезде. Такими были первые игрушки ребенка, которому предстояло стать Петром Великим… Они ничем не отличались от тех, которым и положено играть царским детям…



В 1688 году в селе Измайлово, в амбаре, где был свален разный хлам, Петр отыскал ботик, и 25 июня, в день обретения мощей святого чудотворца Сергия Радонежского, спустил его на воду Плещеева озера. С этого ботика, как считается, и начался Российский флот.


Но Петр рос, и очень быстро все эти цынбальцы, бабы и качели заменяются игрушками с явным милитаристким уклоном… Когда просматриваешь описи приобретаемых для двухлетнего царевича игрушек, возникает ощущение, что читаешь описание небольшого арсенала: 20 июня 1674 года куплено для царевича девять луков с жильной тетивой, «жильничков»; 14 июля живописец Иван Безмин расписал красками для царевича пять маленьких знамен, а еще через день шесть игрушечных барабанов. Приобретались бердыши, копья, топоры, булавы. Как свидетельствует каталог «Юбилейной выставки в память державного основателя С-Петербурга к 200-летнему юбилею Петербурга», в мае 1903 года в Летнем дворце были выставлены две пушки, подаренные по преданию еще царем Алексеем Михайловичем Петру для его потешных забав


Петр с увлечением отдался новой игре. Командирами в Преображенском полку были иностранные офицеры, а сам Петр принял чин бомбардира и, как пишет историк М. Погодин, «начал знакомиться с подчиненностью, проходить по всем ступеням службы, узнавать мало-помалу ее нужды и потребности, искать и находить средства для их удовлетворения, изворачиваться в стесненных обстоятельствах». «Велено сделать к нему великому государю в хоромы, записывал 13 января 1685 года царский писец, две пушки деревянныя. потешные, мерою одна в длину аршин, другая в полтора аршина и посеребрить, на станках и с колесы окованными, на станках клеймы, и в кругах орлы, и клейма литыя оловяные, и расписать их зеленым аспидом»…За несколько лет, незаметно для окружающих, Преображенский и Семеновский полки из «потешных» превратились в настоящие. В дальнейшем, кстати сказать, они стали главными полками русской гвардии, и служба в них считалась особенно почетной. Летом 1689 года, когда наущаемые Софьей стрельцы собирались убить Петра, эти полки были уже грозной силой. Стрелецкий мятеж удалось подавить. Было Петру в ту пору семнадцать лет...








Но за играми юного Александра строго надзирали. Если он, например, клал барабанщика на спину, чтобы посмотреть, как тот барабанит лежа, то игрушку отбирали у мальчика навсегда. Играть ему разрешали только одной игрушкой, а если он брал другую, первую тут же уносили. Понятно, что при этих условиях он быстро разлюбил игрушки. Потом он стал императором и А.С. Пушкин писал про него: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда...





Мирные и веселые «друзья детства» оказали влияние на будущего государя. Известно, что Александр Третий царствовал 14 лет. Он не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами. Годы его правления были для России довольно мирными, в стране развивались промышленность и сельское хозяйство.




«Огляделся: комната волшебная. Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых, идет по полу железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, с сторожевыми будками, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с касками, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды о горбами, а вот барабан, ружья в козлах, труба с кисточкой, гора песку»… Так описывали детскую, принадлежавшую будущему русскому императору. Хозяин всех этих игрушечных сокровищ заводил ключиком свою дорогу, и вот уже «паровоз побежал, из будки вышла сторожиха, замахала флажком, на платформе появился пузатый начальник, зазвенел звонок»… Железная дорога не случайная игрушка. Железные дороги, строительство их одно из важнейших занятий последнего русского императора.




Игрушка предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.




Участие родителей в играх детей необходимо, однако делать это надо очень бережно и осторожно - игра не терпит грубого вмешательства. Прежде всего, присмотритесь к играм вашего малыша. Игра - прекрасное средство диагностики развития и поведения ребенка. Игра помогает установить тесный, дружеский контакт, близость и взаимопонимание родителей и детей. Игра - эффективное средство коррекции развития и социального поведения детей. В игры с детьми можно и нужно играть всегда и везде: по дороге в детский сад, на отдыхе, в автобусе, на прогулке, в гостях.




Экспертиза игрушек Постановление Правительства РФ 1013 от 13 августа 1997 года предусматривает необходимость обязательной сертификации детских игрушек. Проводимая в отношении игрушек сертификация это оценка их с точки зрения физической безопасности для детей. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, сертификация соответствия. Игрушки проверяются более чем по ста показателям.




Для того чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нем как следует, они не смогут руководить ребенком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребенка, чем воспитывать.








Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок.



Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае наиболее частом без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых.



Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребенка... В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес.



Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле собственник". Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации...


У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе.



В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Первая стадия начинает переходить во вторую в возрасте пяти-шести лет Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до лет, захватывая часть школьного времени.



Не нужно, чтобы у ребенка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребенку маленькую лошадку и он увлекся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу, Постарайтесь, чтобы он сам ее сделал из каких-нибудь коробок, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно цель достигнута.


Самое главное в этой детской игре добиться следующего: 1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал. 2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца. 3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Каждый новоиспеченный родитель с появлением ребенка начинает мерить жизнь важными вехами: первый раз малыш поднял головку, сказал «агу», перевернулся, сел, пополз… И, конечно же – сделал своими маленькими ножками первый шаг. Этот шажок собственного чада для многих будет позначительнее шага человека на Луне. И ждут этого события с не меньшим трепетом.

Несмотря на то, что природа всему отвела свое время, очень хочется как-то ускорить процесс превращения человека ползущего в человека прямоходящего. Одни родители гордятся у песочницы: «А наш-то в 8 месяцев пошел», а другие, у кого малыш в год и два все еще протирает коленки на штанишках, ползая по площадке, сокрушаются. Конечно, все будет, не успеете оглянуться, как ваш ребенок будет носиться по квартире и улице со скоростью, граничащей со световой, но хочется-то «вот прямо сейчас».

Можно пойти на хитрость – вертикальное положение вашего наследника помогут обеспечить некоторые приспособления. Как и во всех вопросах, касающихся детей, этот вызывает не меньше споров и столкновений разных мнений. Так что вам придется принять свое собственное решение, которое автоматически пропишет вас либо в лагере сторонников, либо в лагере противников. Мы же сегодня постараемся дать полную и беспристрастную картину. Речь пойдет о разных ходунках, прыгунках и детских вожжах.

Что это?

Ходунки представляют собой кресло, ограниченное по периметру конструкцией в виде бампера с колесами. Ребенок, находясь в центре, может, толкаясь ножками, самостоятельно (и довольно ловко) передвигаться по квартире. Ходунки могут сильно отличаться по стоимости, но функционально они будут абсолютно одинаковыми. Главное, чтобы они имели хороший стопор, закрепляющий ходунки в рабочем положении (если его отщелкнуть – ходунки станут компактными и их можно будет убрать). На всех ходунках на передней панели располагаются игровые центры – руль, музыкальные кнопки, вертящиеся шары, фигурки животных. Также важно при выборе ходунков обращать внимание на рост малыша, оно другому должно соответствовать!

Не забудьте убрать все опасные предметы, расположенные в метре-полутора над полом, ваш мобильный ребенок до многого теперь может дотянуться.

Толкалки (тележки-ходунки) подойдут малышам, которые пытаются идти. Подобные толкали послужат надежной опорой при перемещениях по квартире. На улице такую же функцию может выполнять коляска-«прогулка», которую ребенок будет катить перед собой, или детская игрушечная коляска . Чуть позже, когда малыш уже будет шагать чуть более уверенно, в ход уже могут пойти игрушки-каталки на палочках.

Прыгунки – это сиденье на нескольких прочных канатах, которое закрепляется в дверном проеме, эта конструкция также может быть мобильной. В первом случае стоимость может ограничиваться 1-2 тысячами, а прыгунки, не крепящиеся в проеме, могут быть и далеко не бюджетными. Ребенок в прыгунках может раскачиваться или, отталкиваясь ножками от горизонтальной поверхности, пружинить.

Вожжи немного напоминают шлейку для декоративных собак или упряжь для лошадей. Именно из-за подобных ассоциаций они не очень распространены. Никому не хочется слышать вопрос о том, почему ребенок гуляет на поводке. Это изделие поможет маме сохранить спину здоровой, но при этом контролировать перемещения беспокойного чада.

Зачем?

Стоит начать с главного – ни одно из перечисленных приспособлений не способствует ускорению процесса обучения ходьбе. Так что не стоит слепо полагаться на те же ходунки и думать, что раз малыш резво носится в них по квартире, то и до самостоятельных шагов недолго осталось. Придется смириться с тем, о чем уже было сказано выше – пойдет когда пойдет. Не раньше и не позже. Для детей, по большому счету, это лишь очередная игрушка.

Так что отнеситесь к прыгункам-ходункам и прочим помощникам исключительно как к развлечению, которое позволяет на некоторое время освободить руки маме и занять чем-то новым малыша.

Для кого?

Опять оговоримся – мы стараемся быть беспристрастными, так что не станем кричать, что это необходимо всем, равно как и заявлять, что это для всех вредно.

В прыгунки ребенка лучше вставлять по достижении им 5-6 месяцев, не обязательно, чтобы он уже умел сидеть, главное, чтобы он хорошо держал голову. Можно рассматривать прыгунки как спортивный тренажер. Они помогают малоактивным детям больше двигаться и развивают костно-мышечный аппарат, двигательные функции и координацию. Малыш может скакать в них по 30 минут, но после этого необходимо сменить деятельность – дать поползать, поиграть сидя.

Ходунки дают основную опору на таз и позвоночник, ногами ребенок только отталкивается. Именно поэтому нельзя говорить о том, что ходунки помогают учиться ходить – при катании на них используются другие группы мышц. Посадить малыша в ходунки лучше после того, как он научится самостоятельно вставать возле опоры и сидеть не заваливаясь. До обретения этих навыков ребенка в ходунки лучше не усаживать, он примет неправильное положение, нагрузка распределится неверно, что может привести к искривлению позвоночника. Время нахождения в ходунках в начале также лучше ограничить получасом с последующей сменой занятия. В дальнейшем, когда ваш ребенок будет становиться все более физически развитым, время можно увеличивать.

Вожжи надеваются на малышей, которые уже начали делать свои первые шажки. В первую очередь – это помощник для мамы, особенно, если ребенок не очень высокий. Дети для уверенности любят держать взрослого за руку, поэтому родителям приходится сгибаться, чтобы маленькому путешественнику было удобнее. Многие мамы в этот период жалуются на боли в спине и ломоту в пояснице. Вожжи позволяют не наклоняться сильно и берегут спины взрослых. Старайтесь не контролировать строго каждый шаг вашего ребенка, позволяйте ему самостоятельно учиться держать равновесие и иногда падать. Иначе после того, как вы перестанете использовать вожжи, придется заново знакомить малыша с законами притяжения.

Покупать какое-то из перечисленных выше средств для развлечения вашего малыша или нет – выбор лишь за вами. Только запомните, что природу поторопить не получится, можно лишь наблюдать.

Ксения Гаврилова


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей