18.12.2023

Отдание пасхи. История. Как празднуют Отдание Пасхи


В преддверии православного праздника Вознесения Господнего в церкви проходит церемония Отдание Пасхи. В 2018 году этот день выпадает на 16 мая. В ночь среды совершается последнее в этом году богослужение с пением пасхальных канонов, стихр и часов Пасхи.

Традиционно в РПЦ само богослужение торжественнее, чем в Пасхальную ночь.

В православии «отданием» именуют последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, которые длятся не один день.

Традиция отмечать известные события христианской жизни несколько дней корнями уходит еще во времена Ветхого Завета. Понятие отдания многодневных праздников встречалось еще в IV веке и касалось только Пасхи, Пятидесятницы и Рождества. Немного позднее отдание стали отмечать сразу за всеми великими праздниками.

Суть Отдания праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой седмицы. В этом году день, когда прекращается сорокадневное празднование Светлого воскресения Христова, приходится на 16 мая.

Христиане считают, что на протяжении всех этих сорока дней до момента своего Вознесения воскресший Иисус был на земле. Согласно преданиям, в свой последний день мирской жизни воскресший Иисус пришел к своим ученикам-апостолам, чтобы рассказать им напоследок о царствии небесном.

Как празднуют Отдание Пасхи

Для проведения службы храм полностью освящается по пасхальным традициям, проводят пасхальные вечерню и утреню. Службы проходят со свечами, кадилом, под пение стихир и великое славословие. Облаченные в белые ризы священнослужители проводят богослужение в центре храма.

Под звуки пасхальных песнопений при открытых Царских вратах проходит литургия во время которой звучат пасхальные приветствия «Христос воскрес!».

Все верующие сходятся в храм на последние в этом году пасхальные песнопения. Мероприятие проходит в виде торжественного богослужения, во время которого звучат также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Начиная с этого момента, верующие уже не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!». Согласно традициям, последний раз в этот день проходит пасхальный Крестный ход.

Что можно делать в праздник Отдания Пасхи

В день отдания праздника по возможности советуют не работать или делать богоугодные дела во имя милосердия. Это время лучше всего посвятить критическому самосозерцанию собственной веры, найти в ней слабые места. Необходимо держать свои мысли чистыми.

Следует для себя четко определить насколько настоящая или же, напротив, формальная собственная вера, чтобы осознав это, стремиться к лучшему и в назначенный час достойно отдать земную жизнь и воссоединиться со Спасителем.

В наши далеко не апостольские времена, не каждому удастся в завершение попразднства поприсутствовать на службе и совершить причастие. Но церковь велит отдание хранить в сердце, как и память о празднике.

Накануне праздника Вознесения Господнего, за один день до него, состоится церковная церемония Отдание Пасхи. В ночь среды, 16 мая, будет совершено богослужение по пасхальному чину. Это будет последний раз в 2018 году, когда будут петь пасхальный канон, стихры и часы Пасхи. Само богослужение будет торжественнее, нежели в ночь Пасхи.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: дата Отдания в 2018 году

Пасху ежегодно празднуют роскошнее и длительнее других церковных праздников, поскольку он один из самых главных. Перед днем Вознесения происходит церемония Отдание. Сама служба — праздничная, практически такая же, как и служба в ночь Пасхи Христовой, а потому множество христиан посещают это особое богослужение, прощаются с Пасхой до нового года. В нынешнем году Отдание состоится 16 мая, однако, утреня и пение пасхального канона и стихир состоится вечером, ближе к ночи, 15 мая. Время стандартное — то, когда начинают вечернюю молитву в храме.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: история православного праздника

Отдание праздника Пасхи в православном христианстве — это самый последний день отмечания великих, а также двунадесятых праздников. Отдание изначально появилось еще в IV столетии для нескольких великих церковных праздников. К ним относились Пасха, Рождество, Пятидесятница. Немного позже церковь приняла решение сделать праздник Отдание после всех великих православных праздников.

Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой недели (с древнего — седмидцы). В день Отдание прекращается празднование Воскресение Христа, длившееся 40 дней, поскольку Бог, воскресший, в течение 40 дней оставался на земле. До самого дня Вознесения он приходил к ученикам и Божьей Матери. День Отдания Пасхи — это последний день жизни Иисуса на земле. Тогда он пришел к ученикам, и сказал им свои последние слова о Царствии на Небесах.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: проведение праздника Отдания

В день Отдания православные верующие приходят в храм и прощаются с песнопениями в честь Пасхи до следующего года. Торжественное богослужение содержит в себе пасхальные песнопения, песнопение Недели о слепом и песнопения перед праздником Вознесения Господнего. Богослужение Отдания происходит так же, как и Отдание других двунадесятых церковных праздников.

Служба в день Отдания проходит в полностью освещенном храме, как в пасхальный чин, вечерняя и утренняя службы тоже пасхальные. Богослужение начинается с пением стихир, заженными свечами и кадилом, как во время Пасхи, с великим славословием.

В день Отдания священники в храмах служат не в красных, как в Светлое Воскресение Христово и в следующие дни, а в белых ризах. При Богослужении они находятся в центре храмов. Поют пасхальные молитвы, как и во время первого дня Пасхи. Совершается служба с открытыми Царскими вратами и приветствиями, как на момент Пасхи, «Христос Воскресе!». На вечерню, утреню и литургию происходит торжественный звон с колоколен храмов. С этого момента все верующие больше не приветствуют друг друга пасхальными словами, которые говорили на протяжении пасхальной недели.

После торжественного богослужения священники убирают Плащаницу с Престола и убирают в специальный, предназначенный для нее, ковчег (по-другому, гробницу). Специального чина для такого в церковном Уставе не имеется. Закрывают Царские врата. Традиционно, именно в этот день состоится последний в 2018 году Крестный пасхальный ход. Следующий день приносит другой церковный праздник, к слову, один из 12 наиболее важных, Вознесение Господне.

Отданием называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».

К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.

С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются.

По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой.

В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднуется наиболее торжественно, затем – в меньшей степени. И как раз в 39-й день мы празднуем отдание Пасхи по аналогии с двунадесятыми праздниками, попразднство каждого из которых (кроме недели Ваий и иногда Благовещения) завершается днем отдания, когда повторяется все богослужение праздника, кроме паремий, литии, полиелей и антифонов (для Господских праздников). Однако насколько сам праздник Пасхи отличается от двунадесятых праздников, в аналогичной степени и его отдание отличается от отданий других праздников.

Интересно в этом ключе сравнить службу на отдание Пасхи с отданиями двунадесятых праздников. С одной стороны, если в отдания большинства двунадесятых праздников совершается богослужение, посвященное исключительно празднику, то про отдание Пасхи мы такого сказать не можем. Здесь совмещается несколько служб, так что пасхальные песнопения составляют только часть изменяемых песнопений данного дня. Получается, что в этом аспекте отдание Пасхи несколько уступает в своей торжественности отданиям других праздников. С другой стороны, кое в чем отдание Пасхи выгодно отличается от отданий других праздников. В пользу такой позиции говорит совершение в отдание Пасхи праздничной полунощницы, а также добавление на вечерне, утрене и литургии пасхального начала по полному чину. Получается, что отдание Пасхи «проигрывает» отданиям других праздников только в том, что в этом день поются многие «посторонние», т.е. непасхальные песнопения, тогда как в других аспектах служба этого дня превосходит богослужения в отдания двунадесятых праздников.

В современной богослужебной практике присутствуют две совершенно разные традиции совершения службы в отдание Пасхи. С одной стороны, есть уставной чин, зафиксированный в нашем Типиконе и Цветной Триоди, согласно которому в отдание Пасхи совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием, причем совмещаются 3 службы: пасхальная, попразднства Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Этот вариант мы далее рассмотрим в первую очередь (вариант А). С другой стороны, очень популярна греческая практика (вариант Б), согласно которой в отдание Пасхи повторяется пасхальная служба (почти в том виде, как она совершается в Неделю Пасхи). Очевидно, появление такой практики связано с желанием «возвысить» статус отдания Пасхи, придать ему бóльшую торжественность.

Какому варианту отдать предпочтение? В современных греческих богослужебных книгах излагаются оба варианта, здесь выбор остается за настоятелем. Безусловно, более торжественно воспринимается богослужение в соответствии с вариантом Б (греческая практика). К тому же не следует думать, что совершение служб по пасхальному чину является «новшеством» последних веков; в русских рукописных и старопечатных Триодях и Уставах засвидетельствован чин, который можно назвать «промежуточным». Так, согласно печатной Триоди 1635 года, вечерня и утреня совершаются по чину, близкому к варианту А (с добавлением песнопений Недели о слепом и канона предпразднства Вознесения), однако про часы и литургию сказано, что они совершаются пасхальным чином (в частности, на литургии поются пасхальные антифоны!). Так что тяготение к совершению службы пасхальным чином в отдание Пасхи наблюдается уже в русских средневековых богослужебных книгах. Однако в современной редакции Типикона и Триоди отражен только вариант А, потому если исполнять Устав буквально, то предпочтение следует отдать уставной службе. В пользу варианта А можно привести еще такой довод: среда 6-й седмицы – день постный. Но пост со службой по пасхальному чину несовместим (вспомним, что Светлая седмица, когда совершаются пасхальные службы, сплошная). Потому, если мы хотим совершить службу по варианту Б, нам желательно пересмотреть правила о посте в среду 6-й седмицы. Но так как мы, следуя общецерковной норме, соблюдаем в этот день пост, торжественная пасхальная служба в таком случае выглядит несколько искусственной. Впрочем, этот аргумент - весьма условный, ибо ограничение в качестве пищи нисколько не может и не должно мешать духовной радости, вызываемой торжественным богослужением. К тому же наш Устав предписывает на трапезе в день отдания Пасхи «утешение великое, сиречь елеем, рыбою и вином», подразумевая, что трапеза все равно будет праздничной.

Таким образом, практический выбор между вариантами А и Б остается на усмотрение настоятелей. Можно разве что посоветовать каждому попробовать оба варианта служения (естественно, в разные годы), чтобы итоговый выбор был основан на реальном опыте, а не на априорных предпочтениях.

Вариант А: уставной чин.

Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.

Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.

Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.

Вечерня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).

Кафисма рядовая (9-я).

На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.

На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).

Повечерие

Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).

По Трисвятом : кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».

Полунощница

- 1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);

- 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.

Утреня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

По «Бог Господь...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

По кафисмам : седальны Триоди.

Канона три: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.

Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.

Катавасия «Спасителю Богу…».

По 3-й песни : кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.

По 6-й песни : кондак и икос Пасхи.

9-я песнь: Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.

По 9-й песни :светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» - светилен праздника Триоди.

На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.

По славословии : «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.

На часах

Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).

Литургия

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.

Антифоны изобразительные.

«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.

По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».

Прокимен, Аллилуиа ипричастен -Пасхи.

Апостол и Евангелие рядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).

Задостойник Пасхи.

По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.

Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331] .

После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298] .

Вариант Б: повторение пасхальной службы.

В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.

Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).

Вечерня.

Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа - соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:

На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».

Прокимен великий «Кто Бог велий…»

На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).

Утреня.

Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:

Диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.

Каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.

После стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.

- «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.

Часы совершаются пасхальные без изменений.

Литургия.

Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника . Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение »?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте » (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение… » (Чис. 29:35-39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?

И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…

Виктория Матвеева
Источник: Pravda.ru

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник Дней попразднства Отдание
Рождество Богородицы
8 (21) сентября
4 12 (25) сентября
Воздвижение Креста Господня
14 (27) сентября
7 21 сентября
(4 октября)
Введение во храм Пресвятой Богородицы
21 ноября (4 декабря)
4 25 ноября
(8 декабря)
Рождество Христово
25 декабря (7 января)
6 31 декабря
(13 января)
Крещение Господне (Богоявление)
6 (19) января
8 14 (27) января
Сретение Господне
2 (15) февраля
0…7 2 (15) февраля…9 (22) февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта (7 апреля)
1 26 марта
(8 апреля)
Пасха 39 среда, 6-я седмица по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы
среда, 4-я седмица по Пасхе
7 среда, 5-я седмица по Пасхе
Вознесение Господне
четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день
8 пятница, 7-я седмица по Пасхе
День Святой Троицы
воскресенье, 7-я седмица по Пасхе
6 суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице
Преображение Господне
6 (19) августа
7 13 (26) августа
Успение Пресвятой Богородицы
15 (28) августа
8 23 августа
(5 сентября)

Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:

— Рождества Иоанна Предтечи
— Усекновения главы Иоанна Предтечи
— Обрезания Господня
— Покрова Пресвятой Богородицы
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей