19.02.2023

Секреты еврейского воспитания детей. Секреты еврейского воспитания Сколько детей в еврейских семьях



От осины не родятся апельсины.
- это такое наблюдение

Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4. а мать считала его богом.
- еще одно наблюдение.

Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
- просто анекдот?

«Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» - Герберт Голд, писатель, романист

Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!

«Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
…Наши дети - совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
…задача - стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» - Тора

В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.

Еврейство было фактом биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе свинью, постарайся приготовить из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», - до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос - «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» - Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал...еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.

Еврей всегда поет среди дерьма, -
таки есть песен у него, и есть ума!

Истории, встреченные в Инете, –

Пожилой еврей – инвалид рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? - И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, - русские прислали ему такие счета за газ!..

Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает, что у его бабушки наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов - Что это у вас за наколки такие? - бабушка отвечает - Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! - Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! - Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.

Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
Есть шутка, в которой, как всегда, - лишь доля шутки. Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ - С террористом МОЖНО договориться!
Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.

Старший брат моей жены однажды крепко поругался со своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!

В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, - пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
Скажете - мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».

Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках! Благодаря национальности жены, он уже давно живет в Германии, - выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий, разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!

Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя с а м о в ы р о д к о м, selfmademan"ом, - человеком, сделавшим себя самостоятельно, - я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения». Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.

«Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» - раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.

P.S. Из письма читательницы, - «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению не поймут. Когда я приехала в Израиль и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела, как ученик приятельски-насмешливо показывает учительнице средний палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я - в шоке. Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».

И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я - не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет..обратно в вазу.
Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. - Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско - комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро, а румяную оболочку отбрасывает. На десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и...выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.

Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, - примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, - в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове - тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется "воспитание". Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.

P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»

Народы Торы имеет большой и очень любопытный опыт в воспитании детей. Эти методы воспитательной работы нелишним будет перенять русским мамам и папам. В основе лежит безграничная любовь к ребенку, а главные требования выдвигаются, в первую очередь, к родителям. Они – пример для подражания, а значит должны показывать правильное построение взаимоотношений, в основе которых - доброта, уважение, искренность и взаимопонимание. Главной заповедью для родителей становится завет - любить своих детей.

В еврейских семьях детей очень любят и умеют их воспитывать

Израильские «можно» и «нельзя»

Любая мать, которая сама выросла в период постсоветской действительности, мечтает, что ее кроха будет аккуратным, послушным и очень покладистым. Израиль – место, где таких детей нет. Добиться такого безоговорочного послушания можно только путем дрессировки. Израильские родители придерживаются той точки зрения, что детям нужно разрешать делать все, если это безопасно для них и для окружающих.

Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно

Для еврейских кафе вполне реальная картина: мальчуган годовалого возраста с аппетитом уплетает куриную ножку и мясную отбивную, причем делает он это самостоятельно, сидя в детском стульчике.

Как только ребенку исполняется год, родители активно начинают приобщать его к самостоятельной жизни и взрослой еде. С этого возраста родители поощряют детскую самостоятельность во всем. Это значительно облегчает быт матери: ей не приходится кормить малыша с ложки до 2-3 лет.

Сквозняки и холодный пол – не проблема

Не удивляйтесь, но большинство израильских квартир устелены кафелем. Ковры по традиции не кладут, а значит малютки уже с самого раннего возраста топают и шлепают босыми ножками по полу. Ни мать, ни отец ребенка не переживают о том, что чадо может простыть от холодного пола или от сквозняка. Они убеждены, что эти факторы ничуть не влияют на детское самочувствие.



Еврейские родители практикуют естественное закаливание - например, ребенку позволяется ходить дома босиком

Легкая обыденная неопрятность не навредит

Встретив на улицах Израиля мальчугана с грязными пятнами на рубашке, оторванными пуговицами или размазанными по лицу соплями – не пугайтесь и не удивляйтесь. Такова особенность воспитания. Матери в этой стране предпочитают быть счастливыми и любящими, а сохранить внешний вид ребенка в чистоте и порядке – дело, требующее больших усилий как с физической, так и с психологической стороны. Вокруг царит мир под лозунгом: «Грязный малыш – счастливая мать».

Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно

Малыши в еврейских семьях отличаются повышенной подвижностью. Прыжки, бег, игры не прекращаются ни на минуту. Матери ничуть их в этом не останавливают и не попрекают каждые 5 минут: «Посиди, успокойся, не надо». Детям свойственна большая активность. Именно сейчас у них есть возможность выплеснуть всю свою энергию. Не стоит лишать их этого удовольствия.



Высокая активность детей нормально воспринимается взрослыми - никто за это не ругает

Дети много сорят – и это нормально

Все понимают, что маленькие неряхи с возрастом перерастают это и учатся быть более аккуратными. Дети - исследователи. Им интересно, что будет, если размазать кашу по столу или кинуть в компот кусок хлеба, а потом вылить все на пол. Они изучают взаимодействие мира и его частей. Родители не запрещают детям бросаться едой, вымазываться в твороге и т.д. Это лишь этап, который должен быть пройден. Со временем ребенок его перерастет.

Все значительно проще, чем кажется

Матери в Израиле очень спокойные, это заметно каждому. Придя в больницу с изнемогающим ребенком, они не будут переживать и плакать. Напротив, на их лицах улыбка, они готовы поддержать любой приятный разговор. Разумеется, никто не отменяет их внутреннего волнения, но подсознательно каждая из матерей знает, что для деток абсолютно естественная ситуация – заболеть, а теперь они в больнице, ребенку окажут помощь и все образуется. Израильские мамы относятся к процессу воспитания проще нас. Они не винят себя и не мучаются угрызениями совести, из-за того, что ребенок заболел ангиной. Это всего лишь болезнь, периодически встречающаяся на жизненном пути, но она пройдет и все наладится. Оптимистичный настрой матери помогает ребенку скорее побороть свой недуг.

Увидев такую методику воспитания, родители постсоветских времен сказали бы, что тут царит полная вседозволенность, но это лишь одна сторона монеты. Нет сомнений, что ребенку многое разрешается, но под детской самостоятельностью и свободой находится чуткая родительская рука, направляющая и подсказывающая.



Консервативным людям свободное воспитание может показаться вседозволенностью, однако это не так

Сбалансированность - важный принцип взаимодействия

Любой ребенок требует того, чтобы быть направленным, будь он даже самым умным и послушным. Как это сделать? Ситуации могут быть разными, а значит и методы нужны разные. Можно либо мягко подсказывать ребенку правильный путь, либо проявлять жесткость, но при этом стараться минимально травмировать детскую психику.

Воспитание в Израиле не отрицает возможности применения телесных наказаний, но допускаются они лишь тогда, когда сам родитель не взвинчен, способен мыслить здраво и может пережить наказание совместно с ребенком. Однако вполне возможно обойтись без телесных наказаний. Такой способ сработает, если правильные мысли родитель будет доносить до малыша доступно и в срок.

Пример ситуации

Какова будет реакция матери, которая, придя после тяжелого трудового дня домой, увидит разбросанные вещи, разбитые цветочные горшки, грязный в разводах от сока и кефира пол? Вероятнее всего предположить, что ей захочется устроить скандал, расставить всех по углам и жестко отчитать. Поможет ли такой подход создать благотворную домашнюю атмосферу? Чего можно добиться такой реакцией? Страха, скорее всего.



Первая реакция мамы нашкодившего ребенка - подвергнуть малыша наказанию

Какие принципы воспитания предложили бы специалисты для еврейских детей? Первое - начать с себя. Постарайтесь вернуться в здравый рассудок, а для этого лучше выйти в другую комнату, глубоко подышать, выразить свою злость на любом предмете (лучше всего мягком - например, на подушке). Почувствовав себя более спокойно, следует вернуться к детям и поговорить, донеся до них спокойно, но твердо свою точку зрения. Представляем правила выхода матери из выше приведенной ситуации, после успокоения и возвращения на место происшествия:

  • рассказать, что она очень устала на работе, объяснить, почему;
  • поведать о том, что она планировала сделать сегодня вечером или сообщить, что самым лучшим вариантом для нее будет отдых;
  • обсудить с детками смысл поддержания порядка в доме и спросить об их мнении на этот счет;
  • объяснить, что беспорядок в доме очень ее расстроил, а также рассказать, чего именно не нужно было делать, а что напротив следовало бы сделать;
  • рассказать, как детки могут самостоятельно все убрать и попросить их об этом.

Является ли этот вариант более долгим? Несомненно, но при этом учитывайте, что действия от этого способа будут в разы эффективнее. Вы увидите, как будут стараться детки все убрать, только чтобы не расстраивать свою мамочку. Они воспримут все произошедшее как хороший урок и больше так делать не будут. В итоге вы увидите результативность переговоров, а, если бы вы накричали на них, как и планировали, то последствия игр убирали бы сами.



Дети вполне способны убрать последствия своих игр - для них это будет лучшим наказанием

Память о Боге

Известный автор Мириам Леви, написавшая не одну книгу о еврейских принципах воспитания, советует всем родителям вспоминать о Боге. Готовясь резко высказаться в адрес сына или дочки, она предлагает представить, что каждое их слово будет передано Богу, а затем подумать, приятно ли будет Богу услышать такие грубые и неприятные выражения. Не следует забывать о том, что нужно соблюдать баланс между твердостью и мягкостью.

7 принципов

Первый

Матери в Израиле никогда не позволят себе сказать в адрес ребенка: «Ты глупый». Эту фразу она заменит более деликатной: «Удивляюсь, как такой умный мальчишка смог сделать такую глупость?» Все малыши шалят и ошибаются, это нормально. С помощью критики можно развить массу комплексов, но хорошего человека с ней не воспитаешь. Не ребенок плох, а плох его поступок. Нужно научиться видеть не сам поступок, а его первопричину. Важно также научить детей исправлять последствия своих ошибок и шалостей.



Основное правило еврейских родителей - критиковать не ребенка, а плохой поступок

Второй

В системе воспитания мальчиков и девочек у евреев сочетается несочетаемое: свобода ребенка и жесткость требований. Такую методику можно сравнить с широкой комнатой, имеющей прочные твердые стены. Детям разрешается практически все, они не получают регулярных упреков, осаждений. Рисование на обоях для них – естественный процесс. Эти правила сочетаются с вещами, подвергающимися категорическому запрету. В этот список входят уважение к старшим, ответственность к учебе, здоровью и прочие важные вещи. Запреты есть и немало, но важно, что они незыблемы.

Третий

Правильная похвала – успехи в будущем. Любые успехи малыша нужно отмечать, так он будет стремиться к новым достижениям. Подобным простым правилом вы поможете ребенку поверить в себя. Хвалите не только наедине, но в присутствии родных и знакомых. Иногда такое «подслушивание» даст ему знать, что вы им гордитесь. Видя и зная это, он будет стараться не опускать планку.

Четвертый

Деток в еврейских семьях учат быть ответственными за свое поведение, за слова и поступки. Вместо тысячи слов ребенок видит перед своими лазами пример. Неправильный поступок или слово способны стать путеводной звездой в мир воспитания. Когда ребенка нет рядом, это не значит, что он не видит ваших действий.



Важно донести до ребенка: решения он принимает сам, но и ответственность за последствия тоже ложится на него

Пятый

Воспитательные принципы «произрастают» из семьи. Сын или дочь будет воспитывать своих детей теми же методами, что растили их. Для научения ребенка быть счастливым, нужно быть счастливым самому. Семья должна строится на уважении, доверии и любви. Дети должны видеть, что мать и отец счастливы в браке, что впоследствии сделало их счастливыми родителями.

Шестой

С самого детства родители настраивают детей на то, что они тоже будут родителями. Все правила преподносятся в игровой форме. Семья – счастье, а не тяготы. Именно это стараются донести родители до своих детей. Детей, стоящих на пороге брака, учат тонкостям взаимоотношений внутри семьи. Чада осваивают самые важные в своей жизни профессии: муж/жена, отец/мать. Специальные курсы для родителей есть в еврейских школах и при синагогах.



Самое главное с точки зрения еврейских родителей - мир и счастье в семье

Седьмой

Учеба стоит не на последнем месте. Кроме занятий в школе детки посещают музыкальную школу, учат языки. Благодаря полученным знаниям ребенок сможет достичь больших высот в будущем. Учеба – это именно то место, где детям, начиная с 6-7 лет, не дают никаких поблажек. Для того чтобы из маленьких крошек выросли если не гении, то по крайней мере умные и настойчивые взрослые, умеющие решать проблемы, с самого детства они учатся учиться.

Мы раскрыли секрет воспитательной доктрины евреев! Для детей у взрослых всегда есть время и много любви. Мама никому не разрешит сомневаться в способностях своего чада. Сама же она никогда себе этого не позволяет. Слов вроде «дурак» никогда не бывает в материнском лексиконе. Мать всегда бывает там, где это нужно для ее ребенка, но при этом она не пережимает его самостоятельность. Важно позволять ему делать максимум из того, на что он способен, а, если он не справляется, прийти на помощь. Один еврей говорил, что мама незримо всегда рядом и поддерживает его во всем, даже не будучи рядом телесно. Такими сильными и уверенными вырастают дети в еврейских семьях.

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько “удачным” получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами - наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты.

Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности? Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны быть соотнесены с Торой. Дети, которых мы растим в своих семьях, прежде всего должны быть хорошими евреями в том смысле, которого требует Тора, т.е. людьми, которые по собственной воле и с радостью в сердце выполняют свои обязанности перед Всевышним и людьми.

“Удачный” ребенок в еврейской семье - это не только тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложных беспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности с радостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основе любви, уважения и страха перед ними, ибо эти же чувства способствуют развитию в человеке любви ко Всевышнему и веры в Него. Именно родители должны культивировать в своих детях черты еврея, живущего по Торе. Эта высокая задача возложена на наш народ, и для ее достижения необходимо придерживаться четкой системы педагогических приемов и особой философии воспитания.

Прежде всего сами родители должны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами, которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постоянной и упорной работы над собой, воспитания в себе мидот (черт характера), предписываемых Торой. Наивно было бы предполагать, что многие из нас, взрослых, близки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию. Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить в себе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе, вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками. В свою очередь, это укрепляет в людях оптимизм, столь необходимый для непрекращающегося духовного развития.

Однако, кроме положительных примеров, которые родители должны подавать своим детям, необходимым условием духовного восхождения человека является выполнение им заповедей. Среди них - те, которые определяют отношения между людьми, и те, которые касаются незримых контактов с Всевышним. В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Эта сила -родительская власть - предписана нам Торой. По алахе - еврейскому закону - ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни(2). Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Даже в более зрелом возрасте, когда слепое повиновение уступает место трезвым оценкам, дети продолжают считать своих родителей людьми необыкновенными. Раби Ерухам Лейбович, машгиах (духовный руководитель) сшивы “Мир” в 30-е годы, утверждал, что каждому человеку следует искать в своих родителях замечательные черты, чтобы должным образом выполнять мицву (заповедь) почитания родителей. Если дети воспринимают родителей в таком свете, то каждое произносимое ими слово или поступок воздействует на ребенка особым образом. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия. Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное.

Мысль о том, что все наши промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться.

Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.

Что же лежит в основе родительской власти? Любовь, доверие и страх. Какова роль этих чувств в отношениях между родителями и детьми, и как они влияют на развитие ребенка? Прежде всего необходимо понять: эти отношения подобны связям Всевышнего с Его детьми - еврейским народом. Правильное воспитание в еврейской семье должно отражать динамику отношений между человеком и его Творцом. Чтобы вырастить еврея, живущего по Торе, мы должны установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Эти чувства помогут развить в ребенке любовь к Всевышнему, веру в Него и страх перед Ним. И тогда дети возьмут за основу законы жизни, установленные Им в Торе.

Если детям не хватает уважения к своим родителям, если они не признают их власти, трудно ожидать, что у них разовьется страх и почтение перед Всевышним, нашим высочайшим Авторитетом и непререкаемой Властью.

Автор книги “Се-фер ахинух” (“Книга воспитания”) объясняет, что заповедь об уважении и страхе перед родителями была дана для того, чтобы научить нас почитать и бояться Всевышнего(3). Тора выделяет отношения между детьми и родителями из всех других человеческих отношений, хотя предписывает уважительное отношение и к другим людям (4).

В Торе записано: “Каждый бойтесь своей матери и своего отца”(5), проклинающий мать или отца подобен тому, кто клянет самого Б-га (6). Когда люди чтят своих мать и отца, Б-г говорит: “Я смотрю на это, как если бы Я жил среди них и они почитали бы Меня”(7). Уважение к родителям и страх перед ними необходимы для того, чтобы ребенок безоговорочно следовал их указаниям, приучаясь таким образом подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать.

Известно, что человек взрослеет медленнее, чем другие существа. “С точки зрения алахи теленок в день своего рождения является зрелым быком”(8). Медленное развитие человека позволяет подготовить его к выполнению высоких задач, для которых он и был создан(9). Взрослым человеком он будет выполнять заповеди Всевышнего с тем же благоговением, уважением и страхом, которые он впервые испытал по отношению к своим родителям. Прививать ребенку эти чувства должны родители, т. е. люди, а не Сам Всевышний. Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что “есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит”(10).

Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями “поощрение” и “наказание”. Страх перед наказанием стимулирует послушание. Страх так необходим человеку, живущему по законам Торы, что Всевышний заповедовал нам: “Бойся Г-спода, Б-га Твоего, служи Ему и к Нему прилепись”(11). Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх - страх ослушаться того, кого любишь.

Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в служении Всевышнему(12). Поэтому-то крайне важно научить ребенка любить Всевышнего - тем единством любви и страха, о котором мы писали выше. Наши мудрецы говорят: “Тому, кто боится Б-га, - награда на тысячу поколений, а тому, кто любит Б-га, - на тысячи тысяч поколений”(13). Тот, кто любит Всевышнего, служит Ему с радостью, эта радость привлекает и других, как бы заражая людей искренним желанием выполнять волю Б-га. Тора повелевает нам достигнуть такого уровня любви: “И ты будешь любить Господа, своего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всеми своими силами”(14). Такая любовь облегчает выполнение заповеди восхвалять Б-га за все, что Он посылает нам, плохое и хорошее(15). На этой заповеди зиждется и полное доверие (битахон) к Царю Вселенной. Битахон позволяет человеку анализировать свои поступки и искать в них те ошибки, которые повлекли за собой наказание. Следствием этого является желание и готовность человека работать над собой, устраняя имеющиеся недостатки, улучшая и совершенствуя себя самого (тшува).

Доверие - это то чувство, которое связывает любовь и страх. Тот, кто доверяет Всевышнему, осознает, что даже наказание, исходящее от Него, содержит в себе благо. Так и с родителями. Если ребенок доверяет им, чувствует, что наказание - не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за “несправедливость”.

Итак, мы видим: любовь, доверие и страх - важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Человек, испытывающий эти чувства, с радостью стремится “угодить” Создателю и жить по Его Торе. Этот человек избрал себе лучшую из судеб - жить в ладу с самим собой, ибо Тору называют еще шалом - “мир”, мир души, спокойствие и равновесие (16): “Ее пути приятны, ее дороги - мир”. Такого человека можно с полным правом назвать “удачным продуктом” еврейского воспитания.

Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей, для развития их отношений с Б-гом. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни. Мы должны сделать так, чтобы наши дети жили, как мы, верили в то, во что мы верим, продолжая традицию, начатую на горе Синай. Так, умножая и передавая наследие нашего народа, родители способствуют сохранению Торы.

Процесс, в результате которого родители влияют на своих детей, общаются с ними и учат их (хинух), может быть успешным только при наличии любви, доверия и страха. Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни - когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки. Закладывая основу прочной любви, мы привлекаем к себе ребенка правой, более сильной рукой (“…правая рука привлечет”(17)); левой, более слабой рукой, мы отталкиваем, чтобы внушить страх. Тогда отношения с ребенком тщательно сбалансированы и возникает строгое равновесие между любовью и страхом, всегда с легким перевесом в сторону любви, чтобы ребенок тянулся к родителям и хотел следовать их примеру. Идеальным руководством по воспитанию детей является Тора. Постоянно обращаясь к ней по всем возникающим вопросам, родители узнают, какое поведение следует одобрять, какое осуждать, какие черты и привычки поощрять, какие - искоренять. Тора - это источник душевного здоровья и осмысленного существования, которое направит наших детей на путь успеха. Сноски: 2 – Кицур шульхан арух 143:3. 3 – Шмот:20:12. 4 – Ваикра 19:18. 5 – Там же 19:3. 6 – Кидушин 306. 7 – Там же. 8 – Бава кама 656. 9 – Раби Носсон Цви Финкель, машгиах сшивы Слободка, 1920. 10 – Авот2:\. 11 – Дварим 10:20. 12 – Рабейну Бахия бен Ашер, Кад акемах (Нью-Йорк, изд-во Шило,1980), с. 31. 13 – Сота 31а. 14 – Дварим 6:5. 15 – Брахот 54а, 606. 16 – Мишлей 3:17 17 – Сота 47а.

Простые и логичные принципы воспитания в еврейских семьях, которые пока не прижились у нас! Как жаль…

Воспитывая ребенка, родители мечтают, чтобы он вырос умным, организованным, самостоятельным, целеустремленным. Папа и мама желают, чтобы их дитё добилось успеха и прожило счастливую жизнь. Поэтому в процессе воспитания они стараются дать только лучшее, используя все рычаги влияния, будь то поощрения, наказания или уговоры.

В этом плане еврейские родители вряд ли выделяются. Но вот решают свои задачи они непривычным для нас образом — обожают своих детей и позволяют им очень многое. Но не всё!

И сегодня мы рассмотрим, чем же отличается еврейское воспитание. Возможно, нам удастся раскрыть секрет, почему еврейские дети самые гениальные и успешные из всех.


Дети евреев

Не создай комплексов

Еврейская мама твердо уверена, что у ее ребенка нет недостатков. Дурной поступок тут считают не признаком плохого воспитания, а единичной глупостью, в причинах которой нужно разобраться. Вслух никто из родителей не станет говорить о недостатках ребенка, чтобы не создавать комплексы в его голове.

Дай свободу

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, еврейские родители дают ему полную свободу действий, ограничивая жесткими требованиями. Как говорится: «ребенку можно всё, кроме того, что нельзя».

В еврейских семьях детей не ругают по малейшему поводу и не кричат на них. Шалости тут вполне допустимы до тех пор, пока они не переходят грань. Так превыше всего ценится уважение к старшим. При всей свободе ребенок не может перешагивать эту границу и демонстрировать неуважение к старшим. А пожилых родителей тут и вовсе обожают и принимают за образец для подражания.

Хвали за всё хорошее

Родители всегда хвалят ребенка, причем с самого рождения. За любой неуклюжий рисунок, за новое освоенное слово или за первые неловкие шаги малыш удостаивается бурных поздравлений. Еврейские дети привыкают к похвалам с ранних лет. Мама и папа не стесняются на людях хвалить ребенка за любую мелочь. Более того, такие похвалы у евреев считаются нормой.

Учи ответственности и самостоятельности

В еврейских семьях детям незнакомо чувство лени. Они постоянно заняты делом: обучаются игре на скрипке, изучают иностранный язык или ходят на другие дополнительные занятия. Они умеют ценить время, поэтому им некогда праздно болтаться по дворам. Они учатся быть ответственными за свои слова и поступки.

Культивируй любовь в семье

Еврейские традиции дают четко понять, что основу семьи составляют отец и мать. Дети с ранних лет видят, что отношения мамы и папы пропитаны взаимоуважением, заботой и любовью. Ребенок будет чувствовать уверенность и защищенность. И в своей собственной семье будет культивировать те же ценности.

Еврейское образование и воспитание закладывают мощный фундамент, позволяя детям стать полноценными и самостоятельными личностями. И эта система у евреев прекрасно работает. Возможно, так происходит потому, что еврейские женщины всегда на первое место ставят дом и семью, жертвуя собственными мечтами.

Такие простые и логичные принципы воспитания, но как же часто ими пренебрегают родители. А потом, на старости лет, они сокрушаются, что дети не оправдывают их ожиданий.

Каждый, кто растит ребёнка, творит маленькую Вселенную. Родители, пережившие чудо создания нового сознательного существа, стремятся сделать его жизненный путь прямым и светлым, вырастить счастливого, умного, доброго человека. Но вот то, как эти мечты воплотить в реальность, остаётся предметом споров и беспокойства всех в мире родителей.

Одним из интересных и действенных методов работы с детьми является набор принципов, которых придерживается народы Торы. Еврейское воспитание наполненной любовью к ребёнку и требовательно в первую очередь к самим родителям, которые должны показывать дорогому чаду личный пример во всём. Учиться выстраивать отношения, основанные на добре, взаимопонимании и уважении можно только лишь уже став родителем. Но главная заповедь — любить своих детей.

Гармония в семье — главный принцип воспитания

Всяким родителям, а в особенности молодым, в первые годы жизни ребёнка приходится нелегко. Кроме своих забот и интересов добавляется множество хлопот и даже то время, которое отрывается ото сна или работы на общение с ребёнком, кажется им золотым.

В кутерьме между работой, домашними хлопотами и помощью членам семьи теряется самое необходимое, важное для всех детей — способность к взаимопониманию в семье. Мелкие заботы и конфликты, которые накапливаются словно снежный ком, не решаются родителями сразу — ведь им обычно некогда обращать внимание на такие мелочи. Как следствие — тотальное раздражение, усталость, озлобленность, замкнутость в себе и нежелание идти на компромиссы.

То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию. Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних.

Нарушено равновесие и эмоции выплёскиваются через край: не имея доступа друг к другу, родители кричат на детей, либо просто срываются на всех близких и приближённых людях — опять-таки, в том числе на собственных чадах. Как реагируют на это дети? По-разному, но ничего хорошего в результате не выходит. Маленькие дети реагируют на крики взрослых испугом или плачем, замыкаются в себе, в них рождается страх. Дети постарше, подражая родителям, становятся несдержанны и капризны, требуют немедленного исполнения их потребностей, желаний и прихотей, начинают повышать голос на всех, включая родителей.

Эта картина, увы, знакома многим семьям, а причина кроется в самих родителях. Поэтому еврейское воспитание подразумевает, в первую очередь, следование принципам Торы в нахождении гармонии и терпения внутри себя и внутри супружеской пары — это поможет всем членам семьи.

Ошибка — это не приговор

Часто, учась выстраивать отношения с другими людьми, мы делаем множество ошибок. Это касается и взаимоотношений в семьях, когда родители запоздало понимают, в чём недосмотрели, обделили, обидели своих детей, где совершили промах. Осознать свою неправоту можно и через десять минут, и через десять лет — и этот факт собственного несовершенства, неправильного выбора делает больно и заставляет беспокоиться.

Нет в мире такой ошибки, кроме смерти, которую мы не можем хотя бы попытаться исправить. Не нужно бояться извиниться перед ребёнком, супругом, родителем, другом, любым человеком, если были не правы. Не стоит переживать, что не сможете загладить вину — как правило, в последствие оказывается, что мы переживали и тратили внутренний ресурс по пустякам.

Не стремитесь быть идеальными во всём и не учите этому своих детей! Это не повод, конечно, делать ошибки преднамеренно, но сможете ли вы всегда, например, содержать дом в идеальной чистоте, вовремя готовить обед, заниматься работой и при этом всегда доброжелательно относится ко второй половине и детям? В еврейских семьях (а они, как правило, многодетны) воспитывается одновременно 5-6 детей. Думаете, их матери и отцы всегда похожи на улыбающихся актёров из рекламы и никогда не допускают промахов? А, тем не менее, результат, который даёт их воспитание, впечатляет.

Главное, что следует понимать — нельзя за внешними проявлениями любви и заботы (хороший ужин, чистый дом) забывать о проявлениях внутренних: гармонии, тёплых отношениях, доброте и нежности. А если вам случилось всё же допустить ошибку в отношениях — признайте её и идите дальше. Воспринимайте её на всё долгом пути, которое представляет собой воспитание ребёнка, как трамплин для прыжка. И с такой же лёгкостью прощайте ошибки других, в первую очередь — ваших детей. Любой промах — это не приговор, а повод научиться, как действовать правильно.

Сбалансированность — важный принцип взаимодействия

Понятно, что любых, даже самых умных и послушных детей родитель должен направлять, но как? В зависимости от ситуации это следует делать либо мягко, терпеливо с любовью указывая на правильный путь, либо жёстко, настаивая на своём, но не травмируя психику ребёнка.

Еврейское воспитание допускает телесные наказания, но лишь в том случае, если родитель находится в спокойном состоянии, мыслит трезво и переживает наказание вместе с ребёнком. Но также педагогические каноны предполагают, что без телесных наказаний в абсолютном большинстве случаев можно обойтись. Для этого нужно правильно, грамотно и своевременно доносить до ребёнка свою мысль.

Если уставшая мать, придя с работы, вместо выполненной работы увидела горы разбросанных игрушек, разбитую посуду и разбрызганную по кухне воду или сок, какова будет её реакция? Разумеется, хочется накричать на ребёнка, наказать, устроить скандал. Будет ли это иметь эффект, кроме натянутой атмосферы и испуга перед новой тиранией родителя? Нет.

Еврейское воспитание предлагает родителям начинать всегда с себя. Вместо быстрой бурной реакции сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, уйдите в пустую комнату, удалите от себя злость или выплесните её на предмет (например, подушку). Лишь успокоившись, вернитесь к детям и постарайтесь спокойно, но твёрдо донести до них свою точку зрения. Что следует сделать женщине из нашего примера, когда она восстановит внутренний баланс и выйдет к детям?

  • объяснить, какой у неё был тяжёлый рабочий день, как и почему они устала;
  • рассказать, какие её ожидают дела на вечер и чего ей на самом деле бы хотелось (как она могла бы отдохнуть, например);
  • поговорить с детьми о том, почему необходимо поддерживать порядок в доме и спросить, как считают они;
  • рассказать, почему её очень расстраивает беспорядок и что именно следовало и не следовало делать;
  • попросить детей самостоятельно убрать за собой, рассказав им, как это сделать.

Долго? Да. Требует терпения и выдержки? Ещё бы! Но ведь на самом деле ни один ребёнок не хочет расстраивать свою мать, и, получив шанс исправить ситуацию, он не только уберёт за собой, но и навсегда запомнит этот урок, а плохих своих поступков никогда не повторит. Согласитесь, это ведь в разы эффективнее, чем накричать на детей, наказать их и убирать весь беспорядок самостоятельно?

Мириам Леви, автор всемирно известных книг про еврейское воспитание, советует матери или отцу, с чьих уст уже готово сорваться резкое слово в адрес детей, представить себе, что каждое из их слов записывается и будет передано Богу. Захочет ли человек, чтобы Бог услышал столь резкие и неприятные слова? Баланс между твёрдостью и мягкостью в воспитании детей должен быть всегда.

Главные правила

Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.

Родители — это пример для подражания

Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители.
Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:

  • поведение в гневе;
  • отношение к деньгам;
  • факторы, которые выводят его из себя.

Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.

К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.

Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.

Проводите как можно больше времени с детьми

Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.

Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.

Не бойтесь поощрять детей

Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!

Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.

Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье

Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.

Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.

Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.

Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.

Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека.

Видео:

Тора даёт множество предписаний о том, как следует воспитывать детей, а еврейские педагоги и родители дополняют эти теоретические наставления практикой и реальным опытом. Но главное, чего придерживаются в воспитании детей евреи и что необходимо практиковать людям всех конфессий — это любовь к детям, гармония и мир в семье.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей