26.06.2023

Vamp – коктейль из мистики и секса. Женщина-вамп - кто она? Образ и особенности характера


Как и большинство культовых имиджей в истории моды, образ женщины-вамп сошел с кинопленки: в 1915 году в американский кинопрокат был выпущен фильм студии Fox «A fool there was» («То был дурак»). В главной роли выступила загадочная особа с темным прошлым, зловещим настоящим и гипнотизирующим взглядом обведенных темными кругами глаз. Ее имя было Теда Бара. Первая поименованная женщина-вамп в истории.

Женщина по имени «Смерть»

Это было типичное голливудское немое кино, с огромным количеством штампов и общих мест. Однако за несколько месяцев проката фильм принес студии Fox, находившейся тогда не в самом блестящем финансовом положении, 250 миллионов долларов — неслыханную по тем временам сумму. Звездой фильма стала до той поры никому не известная, непонятно откуда взявшаяся актриса Теда Бара.

Она была не похожа ни на остальных героинь, ни на простых смертных женщин: Теда родилась от матери-француженки и взгляда каменного сфинкса в лунную ночь в египетской пустыне. Она жила в нереальном замке, где у ее ног копошились змеи, а в клетках рычали тигры. Она курила кальян и сигары и говорила хриплым голосом, периодически впадая в транс — и именно в таком виде являлась перед объективами фоторепортеров. Заинтригованные зрители очень быстро обнаружили зашифрованную в имени Theda Bara анаграмму Arab Death, что в переводе с английского означает «арабская смерть».

Образ тут же получил название Vamp — сокращенное от «вампир»: актриса играла в кино и публичной жизни коварное существо в женском обличье, которое хладнокровно использует мужчин для достижения своих корыстных целей, высасывает из них энергию, кровь и деньги, разрушает семьи. И делает все это (в отличие от уже появившегося в ту эпоху образа страдающей «Femme Fatale» — «Роковой Женщины») с нескрываемым наслаждением, упиваясь своей властью над сильным полом. На волне зарождающейся эмансипации 1910-х годов воплощенный Тедой Бара образ не только завоевал воображение мужчин, покоренных исходящим от него вызовом и нескрываемым эротизмом, но и пленил умы женщин, жаждавших доказать свою самостоятельность и продемонстрировать мужчинам свою власть над ними.

Образ, который придумал Фокс

Многие из этих женщин и мужчин были бы очень удивлены, если бы узнали, что и название, и сам образ со всеми его атрибутами были придуманы одним человеком. Это Вильяму Фоксу, заметившему в одной из театральных постановок актрису Теодосию Гутман, которая обладала привлекательными округлыми формами и сомнительными актерскими способностями, пришла в голову идея, как слепить из нее коммерческий продукт. Вдохновение на создание имиджа господин Фокс почерпнул из поэмы Редьярда Киплинга «Вампир», а сократив на американский манер слово, он получил и звучное имя для него.

Остальное было делом техники: освещения, костюмов и макияжа — весьма специфического. У женщины-вамп бледное лицо, четко очерченные кроваво-красные губы и густо накрашенные глаза. Последнее было удачной находкой гримеров Теды Бара: именно тяжелая тень вокруг ее глаз создавала необходимую мистичность и загадочность образа.

В основном Теда Бара фигурировала в исторических костюмных драмах: она играла Кармен, библейскую Саломею, Даму с камелиями и, конечно же, Клеопатру. Да, она стала первой, кто воплотил на экране образ легендарной царицы Египта. Фильм вышел в 1917 году и стал самым знаменитым в ее коллекции. Это был чистый китч: создатели полностью игнорировали в нем историческую достоверность, путая века и даже тысячелетия, наряжая героиню в костюмы Нефертити, в то время как Клеопатра была современницей Римской Империи и, соответственно, одевалась и причесывалась по римской моде. Но воплощенный Тедой Бара образ повлиял на все последующие экранизации, и вплоть до сегодняшнего дня большинство людей представляют себе Клеопатру именно такой.

Фактически это был первый в истории пример того, что сегодня мы называем имиджмейкингом в шоу-бизнесе: для дочери польского еврея-иммигранта был придуман, продуман и создан искусственный имидж, включавший комплексную легенду — от таинственной истории до появления на свет до мельчайших деталей незаурядного быта и неординарной внешности. Сейчас такие пиар-технологии стали обычным явлением в шоу-бизнесе, а тогда публика поверила в созданную киношниками сказку и создала вокруг таинственной Теды ажиотаж. Но даже те, кто не поверил, шли в кинотеатр посмотреть на легенду.

Из глубины веков

На самом деле история созданного Уильямом Фоксом образа женщины-вамп более давняя. В массовом сознании первый его прототип появляется в позднем средневековье — в пронизанную мистическим настроением эпоху Готики. Речь идет о средневековой Ведьме — весьма популярной героине готических легенд и сказок.

Это не состарившаяся Баба-Яга с совой на плече, а ведьма молодая и сексуальная, опасная и магнетичная. Она привлекает своей загадочностью и щекочущей нервы угрозой расплаты за связь с ней, цена которой — потеря головы (или ведьма ее на кол наденет, или инквизиция сошлет на костер потерявшего голову грешника). Вот откуда авторы образа Теды Бара взяли все его компоненты — пожалуй, кроме визуальных. Ведь в средние века «носить» имидж ведьмы было, мягко говоря, небезопасно.

От ужасного — до смешного

Но вернемся в ХХ век. Вплоть до окончания эры немого кино имидж Vamp царит на экранах — не только в исполнении Теды Бара, но и в многочисленных подражаниях ей. В 1920-е годы большинство киноактрис оказались похожи друг на друга как сестры-близнецы, появляясь на экране с черными кругами вокруг глаз, строго очерченными темными губами и бледным лицом. Так выглядели многие: Пола Негри, Глория Свансон, в российском кинематографе — Вера Холодная.

Неудивительно, что уже к середине 20-х годов этот образ надоедает и начинает казаться старомодным. Теду Бара постепенно забывают. Мало кто знал, что в 1919 году актриса вышла замуж, со временем родила детей и, прекратив сниматься, тихо поселилась в Беверли-Хиллз, где стала вести жизнь добропорядочной еврейской мамаши и верной жены — и никто даже из ее ближайших соседей не догадывался, что рядом с ними проживает сама великая вампиресса Теда Бара. Теодосия Гутман сумела мастерски сыграть придуманный имидж, при этом у нее хватило здравого смысла и рациональности не стать его жертвой, сделав своим вторым «я», как это часто происходило в Голливуде.

Но, уйдя с больших экранов, образ Vamp не исчез окончательно — в виде многочисленных пародий и карикатур он надолго переселяется в комиксы наподобие «Семейки Аддамс», в ситкомы и юмористические телевизионные шоу. Самым ярким примером подобного жанра является знаменитое телешоу 1950-х годов — «Шоу Вампиры», ведущей которого была актриса Майла Нурми. Передвигаясь в тумане среди паутины, Майла-Вампира представляла зрителям старые фильмы ужасов, а заодно демонстрировала свою затянутую в корсет сногсшибательную фигуру, экстремальный «вампирический» макияж и чудовищно длинные ногти.

Долгое время имидж Vamp оставался лишь экзотикой на экране, не имея никакого отношения к реальной моде. До его перехода в фэшн-индустрию оставалось еще несколько десятилетий.

Вампиры среди нас

Только в 80-е годы XX века реальные женщины осмелились примерить этот образ. Тогда в моду входит смесь агрессии, мистики и сексуальности — и имидж женщины-вамп переступает рамки киноэкрана и занимает свое место в коммерческой моде. Темные тени, макияж «кошачий глаз», черные волосы, бледное лицо фигурируют на страницах журналов мод, подиумах, в музыкальных видеоклипах и кинематографе (в последнем становится популярен жанр фильмов о вампирах). Тогда же имидж в прямом смысле выходит на улицы — именно в 1980-е годы зародилась субкультура готов.


Теодосия Барр Гудман - американская актриса, звезда немого кино и секс-символ конца 10-х годов 20-го века. Промоутеры актрисы распространяли мнение, что ее имя - это анаграмма фразы Arab Death (т.е. арабская смерть), однако на самом деле Теда - это укороченная форма ее настоящего имени, а Бара - среднее имя ее бабушки со стороны матери.

Будущая актриса родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати, штат Огайо, США, в семье польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его жены Полины Луизы, швейцарки франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в ателье, мать занималась изготовлением париков. Теодосия была старшим ребенком в семье, в 1888 году у неё появился брат Марк, а в 1897 - сестра Эстер, которая потом тоже стала играть в кино.

В 1903 году Теодосия закончила школу и поступила в Университете Цинциннати, параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому огорчению отца её не отчислили из университета. Уехав из Цинциннати на поиски славы, 18 августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе дебютировала на нью-йоркской сцене в спектакле «Дьявол» по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара и затем на протяжении девяти лет играла в театре, однако каких-либо значительных успехов на этом поприще не достигла.

Голливуд

Возраст актрисы уже приближался к тридцати, когда в 1914 году на очередном кастинге она познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое сильное впечатление, что он немедленно снял её в эпизодической роли в картине «Пятно», а в 1915 году пригласил на роль Вампирши - женщины-хищницы, которая совращает мужчин и, бросая, уничтожает их жизни - в драматическую картину «То был дурак», экранизацию популярной бродвейской пьесы тех лет.

Фильм снискал невероятный успех у публики, и Теда в одночасье стала звездой. На протяжении следующих пяти лет она появилась в тридцати восьми фильмах, превратившись в одну из главных актрис студии Fox Film. Её гонорар поднялся со 150 долларов в неделю до 4 тысяч долларов - столько она получала, сыграв в 1917 году царицу Египта в фильме «Клеопатра».

Секс-символ эпохи

Эффектная грубоватая красота Теды, насыщенная глубоким эротизмом, её манера густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и киностудия нещадно эксплуатировала этот образ. Наиболее характерными работами Теды в амплуа женщины-вамп были фильмы с говорящими названиями «Уничтожение» (1915), «Грех» (1915), «Лисица» (1916) и «Кровавая роза» (1917).

Кроме того актриса воплотила на киноэкране образы великих женщин, как вымышленных, так и реально существовавших - Клеопатру, Кармен, Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргерит Готье.

Интерес публики к актрисе дополнительно подогревался различными романтическими слухами о её прошлом. Так например, на киностудии была придумана более нетривиальная версия её происхождения - якобы она родилась в 1892 году в сени пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки. Несмотря на то, что Теда никогда не была в Европе, считалось, что ранее она блистала на сцене театров Парижа.

Сценические костюмы Теды были достаточно провокационными для тех лет и часто практически полностью обнажали тело - один из нарядов царицы в «Клеопатре» состоял из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились фотографии Теды, на которых она позирует со скелетом, змеями, хрустальными магическими шарами и прочими романтическими атрибутами.

Завершение карьеры

Устав играть яркие, но однообразные роли, Теда не раз пыталась сменить амплуа и несколько раз добивалась своего, сыграв в фильме «Кэтлин Мавурнин» (1919) невинную ирландскую крестьянку, а в картине «Под двумя флагами» (1916) - отважную девушку из Иностранного легиона.

Во время Первой мировой войны актриса с большим энтузиазмом занималась общественной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть своих гонораров на военные нужны. В 1918 году она находилась на пике карьеры и уступала в популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд, но уже через год Уильям Фокс, основатель киностудии Fox Film, потерял интерес к актрисе и звезда Теды закатилась столь же быстро, сколь взошла. С тех пор она появилась на киноэкране ещё дважды - в драме «Непокорённая женщина» (1925) и комедии «Мадам Тайна» (1926).

Личная жизнь

В 1921 года Теда вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста британского происхождения Чарльза Брабина. Он не был расположен задействовать жену в своих фильмах, и Теда прожила остаток жизни в праздности, превратив свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет кинематографического сообщества. Её брак, в отличие от многих актерских союзов, оказался прочным - супруги были вместе до самой смерти Теды от рака желудка в 1955 году. Чарльз пережил её на два года и умер в 1957 году.

Интересные факты

Родители назвали дочь в честь Теодосии Барр Элстон, дочери 3-го вице-президента США Аарона Барра, которая трагически погибла в 1812 году во время пиратского нападения на корабль.

Карьера Теды завершилась ещё до начала эпохи звукового кино, поэтому - наряду с Барбарой ла Марр, Уоллесом Рейдом и некоторыми другими звёздами немого кино - она входит в число тех актеров, голоса которых зрителю уже не суждено услышать.

Утерянный фильм Теды Бары «Клеопатра» (1917) входит в десятку самых разыскиваемых фильмов в списке Американского института кино.

В 30-х годах Теда написала автобиографическую книгу «О чём молчат женщины» (англ. What Women Never Tell).

Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.

Многие девушки начинают все больше и больше перебирать себе качества от женщины-вамп. Кто же эти женщины, что о них так много говорят и куча девушек хочет быть такой же. Женщина вамп – это, во-первых, женщина уверенна в себе, она самовлюбленная, сильная, и её желает большая часть мужского пола на земле. Они соблазнительницы и обольстительницы. Женщины-вамп знают о своей превосходности и пользуются этим.

Но все ли так прекрасно, как звучит? Да, женщин-вамп – это мечта многих мужчин. Но, редко, мужчины, дальше, чем своих мечтаний, не заходят. Они бояться таких женщин, с ними они чувствуют себя слабыми, неуверенными и постоянно находятся в страхе потерять её. Конечно, есть категория мужчин, которые также в себе уверенные, сильные и красивые, но тогда, отношения между таким мужчиной и женщиной-вамп, заканчиваются настолько быстро, что вы и не заметите. Почему так? Наверное, из-за того, что каждый хочет доказать свое превосходство, каждый хочет подчинить под себя партнера. Ну, что вы ещё хотите быть похожей на женщину-вамп? Если, да, то давайте рассмотрим подробнее, как выглядит эти загадочнее женщины.

Образ женщины вамп

Женщина-вамп всегда будет отличаться своим стилем от обычных девушек. В её образе часто будут присутствовать дорогие и роскошные меха. Одежда, всегда приталенная и по последней моде. Вы никогда не увидите на ней, слишком открытые или взывающие платья. Ее наряд будет сексуальным, но в меру. Женщина-вамп предпочитает холоднее и темные оттенки одежды и макияжа. Но, незаменимым в её наряде будет красный цвет, который будет символизировать страсть и подчеркивать все её достоинства.

Украшения женщины вамп

Что касается этого атрибута, то украшений вы не увидите вовсе или только самые дорогие и изысканные. Она может украсить свой наряд маленькими сережками, но эти сережки будут шикарными и дорогими. Такие женщины не хотят таким образом привлекать мужчин, они делают это своим поведением и грацией.
Белью, женщина-вамп, уделяет большое внимание. Оно должно быть только мягким на ощущения, кружевным или шелковым. Оно должно запомниться мужчине, так что белье она вбирает очень тщательно.

Макияж женщины вамп

Макияж такой роковой женщины должен быть ярким, но, под словом ярким подразумевается, что он вызывающий и заметный, а не броским и неуклюжим. Кожу они делают бледной и чистой, чтобы на её фоне, было хорошо заметно, красную или темных оттенков помаду.

Волосы и прическа женщины вамп

Зачастую волосы у такой женщины темные и прямые. Прически они делают не очень часто, но если все-таки сделают, то аккуратную, не броскую и обязательно, чтоб показать тонкую линию шеи.

Женщины-вамп – женщины необычные. Ими нельзя, так просто взять и в один день, стать. Такие женщины делают себе образ роковой и недоступной, годами. Не каждая девушка может чувствовать себя комфортно в таком образе, ведь если вы хотите подрожать этому образу, то нужно отдаваться ему полностью. Быть сильной, независимой. Эмоциями, женщина-вамп тоже не очень разбрасывается, она не покажет на людях, что у неё творится внутри. Многие женщины-вамп довольны собой и своей жизнью, они строят карьеру и не нуждаются в семье. Это зачастую женщины-одиночки, и они ни за что на свете не разрушат свой маленький, созданный ими мирок. Но, некоторым, со временем надоедает и этот образ, и такая жизнь Они понимают, что хотят семью, детей и заботливого мужа, и просто быть обычной девушкой. Так, что сначала хорошо подумайте, нужен ли вам чей-то списанный образ, возможно все-таки лучше оставаться собой. Тогда, и люди к вам потянутся, и жизнь будет счастливой и спокойной.

Женщина-вамп – это не та особа женского пола, которая вечно ругается с мужем и наказывает своих детей, собирает сплетни о соседях и коллегах. Это не аферистка и не скандалистка. Она является женщиной высшей пробы, которая совсем непохожа на других. Чтобы её отыскать, нужно приложить немало усилий

В толпе женщину-вамп можно узнать сразу. И не по внешней красоте и по шлейфу изысканных духов.

Её выдадут:

  • осанка,
  • походка,
  • манера держаться,
  • взгляд.

Все это отличает её от обычных женщин.

А главным её отличием является то, что она ни при каких обстоятельствах не покажет окружающим, что она чувствует на самом деле, какие переживания у неё в душе.

Эта роковая женщина не из тех, кто будет потрясать собственным «Я» перед родственниками, коллегами, подругами, начальником или любовником.

Абсолютно для всех людей, окружающих её, она навсегда останется загадкой . И даже не стоит пытаться разгадать её! Не поэтому ли в жизни таким женщинам нередко сопутствует одиночество?

Если от поцелуев твоей девушки у тебя слабнут колени, она, может быть, вампир. Ричард Бротиган


В кинематографе актрисами часто эксплуатируется образ «femme fatale». Первой же роковой женщиной на большом экране стала Теда Бара. Загадочный образ, вызывающие костюмы, увлекательная легенда происхождения актрисы сделали ее первым секс-символом на киноэкране. Более того, именно Теду стали называть женщиной-вамп.

Вконтакте

Однокласники

Будущая актриса Теодосия Гудман (Theodosia Goodman ) родилась 22 июля 1885 года в Цинциннати (штат Огайо) в семье бедного еврейского портного. Когда девушке исполнилось 18 лет, она приехала в Нью-Йорк, мечтая стать актрисой. За 9 лет на театральных подмостках она не добилась никаких примечательных успехов.
На смену викторианскому силуэту пришел образ девушки-подростка. Теодосия с ее темными непослушными волосами и естественными соблазнительными изгибами совершенно не подходила под модные стандарты. Но именно этот фактор стал решающим в дальнейшей судьбе девушки.

«A fool there was» - фильм, который принес Теде Бара успех

В 1915 году режиссер немого кино Фрэнк Пауэлл рискнул снять 29-летнюю девушку (она солгала, что ей было 25) в кино. Теодосии досталась роль «Вампирши» - таинственной незнакомки, совращающей мужчин и уничтожающей их семьи. Фильм имел большой успех, и актриса тут же приобрела популярность.

Теда Бара эксплуатировала образ восточной женщины

Чтобы заинтересовать публику неизвестной актрисой, на киностудии для нее придумали новый имидж и легенду. Теодосия взяла псевдоним Теда Бара (Theda Bara). Рекламщики распространяли слухи, будто ее имя - это анаграмма «Арабская смерть» (Arab Death). На самом же деле Теда - это сокращение от полного имени актрисы, а Бара - среднее имя ее бабушки.

В газетах писали, что Теда родилась в Египте, в тени Сфинкса от связи французского художника и арабской женщины. Актриса стала носить массивные украшения и наряды, ярко подкрашивала глаза, распускала волосы. Так девушка из бедной еврейской семьи стала загадочной женщиной с Востока.


Пиар-компания сработала, и публика с удовольствием шла на все фильмы с участием Теды Бары. Только в 1915 году актриса снялась в 11 кинолентах. Режиссер нещадно эксплуатировал ее образ роковой женщины или вампирши. Даже в фильме о Ромео и Джульетте сюжет переписали так, что Теда исполнила роль призрака главной героини. В голливудской прессе Теду называли не иначе как «Служанкой Дьявола», «Королевой вампиров», «Жрицей греха».


В 1918 году по своей популярности Теда Бара уступала лишь Чарли Чаплину. Изобретатель Никола Тесла даже обещал отправить ее изображение на Марс.

Карьера актрисы длилась всего лишь пять лет, но за это время она снялась в 38 фильмах. Гонорар Теды возрос от 150 долларов в неделю до 4000 долларов. Но звезда Теды Бары закатилась также стремительно, как и взошла. Ей на смену пришли другие типажи.


Довольно символично то, что подавляющее большинство фильмов с участием актрисы было уничтожено во время пожара на киностудии в 1937 году. Сама же Теда после ухода из кинематографа активно занималась благотворительностью. В 1921 году она вышла замуж за кинорежиссера Чарльза Брабина, их брак оказался очень крепким. Теда стала светской львицей, а ее дом охотно посещали голливудские звезды первой величины. Умерла актриса в 1955 году от рака желудка. Муж пережил ее всего на два года.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей