09.08.2022

Д сад единое развивающее пространство. Пастухова, Инна Олеговна - Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. Приблизительный поиск слова


Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Городской семинар старших воспитателей детских садов

Заместитель директора по УВР

Спирина Надежда Евгеньевна

«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»

«Быть готовым к школе – не значит уметь

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

    развитие любознательности;

    развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

    развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

В создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

В создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению,эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

Развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;

Формировании психологической готовности к школе;

В создании комплекса учебно-методической документации;

Формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

В создании новых творческих мастерских и проектов.

Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.

По-прежнему актуально звучит высказывание А.В.Запорожца: «Нельзя ограничиться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творчески их применять».

В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.

Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов, достигнутых в дошкольном возрасте, и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.

Учителя значительное место на своих уроках отводят игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, создают обстановку сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их опыт. На таких уроках можно видеть любопытные глаза учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность.

Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.

Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения.

Каждое звено должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».

Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Только тогда, когда в детском саду работа будет направлена на развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на следующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе.

Задача школы, опираясь на общее между возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности.

Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

Одной из важнейших задач,требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Эта задача и была поставлена коллективами нашей школы и д/с23 и 48,из которых к нам поступает наибольшее количество первоклассников.

Ежегодно в сентябре между школой №7 и ДОУ №23 и№48 заключается договор о сотрудничестве, целью которого является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе. Согласно условиям договора был составлен и утвержден руководителями учреждений совместный план работы, который предусматривает деятельность по четырем направлениям

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного учреждения и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.

2.Внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности детей (проведение занятий по интересам и способностям в секциях, клубах…), организация работы кружков.

3.Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу:

Старшая и подготовительная группы участвуют в проведении Дня знаний;

Подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в школьные музеи, кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал, библиотеку;

Подготовительная группа участвует в празднике последнего звонка.

4.Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умении вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умении занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.

5.Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, умение детей играть самостоятельно. Использовать игры в педагогическом процессе.

6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной групп, 1-х классов, об уровне их физического развития.

7.Оказание детскому саду шефской помощи (ремонт игрушек, пошив одежды для кукол, инсценировка сказок учащихся, показ спектаклей школьного театра).

2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе.

2.Внедрение новых форм педагогической учебы (совместные заседания МО, встречи за «круглым столом», мастерские для воспитателей и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планами работы МО)

3. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка начиная со старшей группы дошкольного учреждения, учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4-го класса.

4. Педсовет с участием учителей 1-го класса и воспитателей детского сада.

5. Взаимопосещения: это

а)Посещения уроков в 1-м классе воспитателями и воспитанниками детского сада.

б)Посещение занятий в старшей и подготовительной группах учителями начальной школы.

На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году и ведущие в этом году первые классы; на уроках в первых классах – бывшие воспитатели и воспитанники подготовительных групп.

«Круглые столы» были посвящены адаптации учащихся первых классов к обучению в школе, итогам усвоения программного материала за учебный год, проблеме определения уровня готовности детей к обучению. Педагоги школы и детского сада имели возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. На совместных заседаниях МО шел полезный разговор о творческом развитии каждого ребенка: о том, как поддержать у детей интерес к познанию, как найти «ключик» к каждому ребенку, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Каждая такая встреча давала возможность учителям и воспитателям совершенствовать методы обучения и улучшать качество своей работы.

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Тематические выставки («Скоро в школу», «Психологическая готовность к школе. Что это такое?»и т.д.) .

2. Проведение совместных родительских собраний по вопросам подготовки

дошкольников к обучению в школе.(Какой – ты, завтрашний первоклассник?)

3.Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.

4.День открытых дверей в школе для родителей.

Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе» и др; с информацией о том, как готовить ребенка к школе, не навредив его здоровью, о требованиях, которые будет предъявлять школа к будущим ученикам и их родителям. Кроме этого, родители могут получить консультации учителей и психолога школы в течение учебного года. Очень полезной является совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями. Выявлять такие семьи надо тогда, когда ребенок еще находится в детском саду, - этим оказывается большая помощь школе.

4.РАБОТА ДЕТЬМИ

1.Экскурсии и целевые прогулки в школу:

Посещение торжественной линейки, посвященной Дню знаний,

Знакомство со зданием школы, школьным двором,

Знакомство с кабинетами в школе

2.Совместное спортивное мероприятие (подготовительная группа и 1-й класс), по правилам дорожного движения.

3.Экскурсии в школьные музеи, библиотеку.

4.Совместно с детьми 1 класса: изготовление кормушек для птиц, прогулки в лес, подкармливание птиц.

5.Участие в празднике «Прощание с Азбукой», «Алло, мы ищем таланты», в игре «Помоги Незнайке по противопожарной безопасности»

6.Неделя «Дружба с природой».

7.Организация занятий с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, присутствие на уроках в первых классах, а также участие в совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах рисунков и стихов, выставках поделок

На протяжении ряда лет, работая по преемственности «Детский сад – школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между д/садом и школой №7 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников детского сада, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Важность проблемы, преемственности между Д/С и начальной школой, ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, от того, насколько будут взаимодействовать два звена непрерывного образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность.

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

Программа личностного развития дошкольника, а затем и младшего школьника как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.

Ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Спасибо за внимание!

“ Детский сад и семья -

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

Повышение педагогической и психологической культуры родителей. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:

В рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;


В рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.

Пропаганда педагогических и психологических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом МБДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В каждой группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты дошкольного отделения: инструктор по физической культуре, психолог, логопед , музыкальный руководитель. Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.

В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью.

Согласно полученным данным наиболее популярными являются: мероприятия с участием детей и родителей (90%) ; общие родительские собрания (35%) ; родительские клубы, конференции (30%) .

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов , систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники с родителями: “Мама и я - спортивная семья”, “Папа и я - спортивная семья”, дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями педагогами МДОУ.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Проводятся организованные выходы на лыжню в выходные дни. Родители активно участвуют в “Днях здоровья”. Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пьют чай в помещении столовой и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.


С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш», выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные». Цели работы с родителями:

Дать родителю «почувствовать себя человеком».

Повышение у родителей чувство собственной компетентности. Преодоление состояния кризиса у родителей. Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую - родителями особого ребенка.

Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:

Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей. Проигрывание ситуаций. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям (небольшой лекционный курс) . Детские игры с родителями.

Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.

Первый - «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами , с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.

Второй этап - «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы », игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Приемами в заимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Результаты.

Родительские группы общения невелики - от 3 до 10 человек. Конкретными результатами для родителей особых детей является то, что они перестают чувствовать свою особость и изолированность. Повышается активность всех участников группы. Они социально реализуются: шьют костюмы для детских праздников, делают декорации, участвуют в написании сценариев и проведении праздников, активно участвуют в жизни детского сада. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом, группы родительского общения в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста. Установилась интересная последовательность: «прежде чем я стану счастливой мамой, я хочу стать счастливым человеком, счастливой женщиной». Счастливым же человеком является тот, кто «стоит на собственных ногах», отвечает за себя сам. На наш взгляд, это изменение очень символично и значимо. Можно сказать, что изменившись таким образом, мама меняет свой личностный статус.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей