24.06.2023

Как уйти в монастырь правила. Как женщине уйти в монастырь и что для этого нужно


Что заставляет россиянок становиться монашками

Сегодня мы на волне патриотизма становимся все более набожными — по крайней мере, внешне. А что у нас с женским монашеством — нашим отношением к нему и его к нам? Кто и почему становится монахинями? Есть ли у Бога испытательный срок, а то вдруг желание пройдет? И можно ли вернуться в мир, если оно прошло?

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко... Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».


В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки... Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает... Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе... Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить... — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».

Многие люди не выдерживают суеты нашего мира и начинают задумываться о том, как им все надоело. Постоянно дом-работа, работа-дом, семейный быт начинает заедать, поездки к родственникам и не приносят той радости, которая была раньше. Хочется чего-то светлого и чистого, для души, чтобы внутренний мир раскрылся и почувствовал всю радость жизни. Эта тяга к чему-то более светлому и чистому с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Вот почему люди уходят в монастырь. Человек начинает метаться и искать себя в новых делах, новых свершениях. Начинает жить общественной жизнью, но постепенно он понимает, что и здесь нет той радости, которую он хотел бы испытать. И тогда он обращается к Богу.

Как уйти в монастырь и что для этого нужно?

Для того чтобы уйти в женский монастырь нужно в первую очередь желание. Полностью осознавать то, что уйдя в монастырь человек уже перестает принадлежать миру – он начинает принадлежать Богу. То есть все его помыслы и дела должны быть посвящены только служению Ему.

К тому же сначала женщина некоторое время просто живет при монастыре, разбирается в себе и присматривается к укладу жизни монахинь и самого монастыря. Затем, по истечении времени, ей разрешают участвовать в жизни монастыря, жить по его укладу, но при всем при этом звания монахини ей не дают на протяжении года. Это делается для того, чтобы женщина, прочувствовав всем сердцем, могла решить, хочет ли она быть монахиней до конца своих дней или нет. По прошествии этого испытательного года, если все прошло благополучно, женщина становится монахиней.

Как уйти замужней женщине в монастырь?

В монастырь приходят самые разные люди, по самым разным причинам. Есть и вполне зрелые, есть совсем юные. Замужние женщины тоже могут стать монахинями, но только в том случае, если у них на руках нет малолетних детей. То есть дети должны быть уже вполне взрослыми и сами могли бы зарабатывать себе на жизнь.

Как уйти на время в женский монастырь?

Если просит уйти в монастырь, но разум еще сомневается в правильности такого поступка, можно подойти к настоятельнице монастыря и попроситься в послушницы при монастыре. Матушка настоятельница никогда не откажет в помощи. В послушницах при монастыре можно находиться любой срок.

Можно ли уйти из монастыря?

Из монастыря можно уйти в любой момент, ведь монастырь является тем местом, куда люди приходят по велению своего сердца. Если человек не принял Бога в свое сердце, то ему будет трудно находиться в монастыре. Зачем себя неволить? Лучше будет уйти самому и разобраться в себе, а Бог всегда подскажет, как правильно сделать.

Что такое монашество? Лёгкий ли это путь – уйти в монастырь? Об этом Вам расскажет игумен Сергий (Рыбко) в статье на портале “Православие и мир”.

Монашество

Письмо первое

Здравствуйте!

Если у Вас есть немного свободного времени, помогите мне, пожалуйста. Меня зовут N. Мне 16 лет. Я живу в Петербурге. Я толком не знаю кто Вы, но мне кажется, что Вы можете дать мне совет.

Дело в том, что, как это часто бывает с людьми моего возраста, пытаюсь найти любовь. У меня большие проблемы с родителями. Они всё, что нужно делают для нас (у меня есть брат и сестра): я даже учусь в платной школе. Но они друг друга терпеть не могут, без конца ссорятся, папа бьёт маму и сестру. Меня он давно не бил, потому что я ему вру. но, по – моему, сестра и мама провоцируют его сами. И это всё каждый день. Папа не позволяет нам очень многого Но, фактически, мы живём на его деньги. Он тоже по – своему нас любит, но вынести эту любовь невероятно тяжело. Из – за всего этого я практически ни с кем не общаюсь, поэтому у меня мало друзей.

Я знаю, что у других людей трудностей гораздо больше, чем у меня, но, я думаю, Вы знаете, что всегда свои проблемы кажутся совершенно неразрешимыми.

У меня возникла идея, что если я стану монахиней, то уйду от всей этой злобы. Кроме того, я не хочу завидовать той, на которой когда – нибудь женится человек, которого я люблю. А это явно когда – то произойдёт. Но потом я подумала: не будет ли это просто лёгким путём?

Если Вы можете что – то мне сказать, ответьте, пожалуйста.

Ответ отца Сергия (Рыбко)

Здравствуйте, N.!

В Ваши 16 лет рановато принимать жизненно-важные решения. Желание уйти в монастырь именно одно из них, потому что туда уходят раз и навсегда. Конечно, допустимо в начале съездить, посмотреть, пожить и потрудиться в качестве паломницы для того, чтобы познакомиться с монастырем, сестрами и самим монашеством. Из Вашего письма видно, что с последним Вы вряд ли знакомы. Поэтому Ваше желание действительно похоже на выбор “легкого пути”. Но легкий путь в монашестве невозможен, Господь обещал всем Своим последователям путь узкий и тернистый, идти которым решаются немногие. Монашество – путь еще более трудный, чем христианство в миру, поэтому иногда он именуется “бескровным мученичеством”.

Ваши представления о монастырях, скорее всего, сформировались из чтения художественной литературы и просмотра кинофильмов. Причем, в большинстве своем, западных, т. е. повествующих о жизни католических монахов. Православное монашество сокровенно, не спешит открывать своих тайн первому встречному. Поэтому в художественной литературе, за очень редким исключением, отсутствуют достоверные образы православных иноков. Духовную же литературу, повествующую о монашеской жизни, написанную самими иноками, Вы, скорее всего, не читали. А если и читали, вряд ли Вам кто-то смог правильно объяснить то, что там написано. Если бы Вы знали, что такое современный женский монастырь, не в Ваших мечтах, а на самом деле, вы вряд ли бы захотели решить Ваши жизненные проблемы путем поступления в него.

В кинофильмах и романах в монастырь уходят, как правило, от несчастной любви или других жизненных невзгод. На самом деле, это заблуждение. Свойственно лжеименному разуму мерить все своими мерками, поэтому и не представляет он, что могут существовать какие-то другие причины, ему не ведомые. Каковы бы ни были невзгоды, монастырская жизнь гораздо тяжелей, требует больших лишений, а главное – самопожертвования и самоотдачи. Такова эта жизнь, что на себя у человека попросту не остается ни времени, ни сил. Поэтому нельзя уйти в монастырь, прежде не поняв, для чего нужна монашеская жизнь, не полюбив ее всем сердцем, несмотря на видимые ее трудности. Как и невозможно уйти в монастырь не полюбив Бога, Которому монах приносит себя в жертву. Жертва заключается в том, что переступив порог святой обители, инок уже не принадлежит себе, но только Богу. Вся его жизнь отныне – непрестанное исполнение заповедей Божиих, или, по-другому – воли Божией.

Если вся наша жизнь – борьба, а это именно так, жизнь христианина – битва против духов злобы поднебесной (Послание св.ап.Павла к Ефесянам, 6; 12), темных демонических сил. Монашество в этой войне – “спецназ”, то есть, иноки – не много не мало, те воины, на долю которых выпадают самые тяжелые, опасные, ответственные “задания”; эти воины должны быть хорошо подготовлены к их исполнению, знать и уметь многое, что простым солдатам не обязательно.

Теперь немного о буднях современного женского монастыря.

Готовы ли Вы ежедневно, без выходных работать по 10-14 часов на коровнике, огороде, стройке, кухне, прачечной, пекарне и. т. д.? Придется выполнять грязную и тяжелую работу, за которую возьмется не всякий мужчина. Хотите Вы или нет, спрашивать не будут! День в монастыре начинается в 5 часов утра, заканчивается в лучшем случае в 23, а иногда и после полуночи. Днем отдохнуть удается в очень редких случаях.

Несколько часов в день у насельника монастыря занимает молитва и богослужение. А это, поверьте мне, не один год прожившему в монастыре, труд ничуть не меньший. Для тех, кто к нему не привык и не полюбил – неподъемный. Вообще-то насельница монастыря обязана совершать молитву непрестанно в уме. Это кроме богослужения, продолжительность которого составляет до восьми часов в день. Но каждый день на богослужение имеют возможность ходить лишь мантийные монахини, т. е. те, над которыми уже совершен постриг. Он совершается не сразу, мантии предшествует несколько лет послушничества. Послушницы обычно ходят лишь на праздничные службы, и то не на все; большей частью они трудятся. В труде проверяется, насколько серьезно их решение, воспитываются качества, необходимые для дальнейшей монашеской жизни.

Питание в монастырях скудное. Мясо есть не положено. Посты соблюдаются строго, в полном объеме. Кроме еженедельной среды и пятницы, в монастырях постятся еще и в понедельник. Постами вкушают пищу только растительного происхождения, иногда – рыбу. Большинство женских монастырей, особенно новооткрытых, очень бедны, поэтому далеко не всегда даже в разрешенные дни могут позволить себе молочные продукты, яйца и рыбу. Пищу вкушают только в трапезной, личных продуктов не имеют. Вообще монах не имеет собственности, кроме самого необходимого.

Сестры за пределы монастыря выходят только по монастырским делам. Иногда можно встретиться с родственниками. В отпуск монахини ездят раз в несколько лет – проведать родителей, но чаще – по святым местам. Живут они по несколько – от двух до четырех – человек в одной келье (комнате). Зарплату в монастыре, разумеется, не получают. Монастырь предоставляет одежду, питание, жилье, все необходимое. В монастыре не читают газет и журналов, не смотрят телевизор, не слушают радио, на редких магнитофонах – только духовные песнопения.

Если Вы думаете, что монахини – Ангелы, ошибаетесь. Они такие же люди со своими недостатками и немощами. Как сказал один из персонажей сказки “Золушка”: “Мы не волшебники, мы только учимся”. Человек приходит в монастырь, чтобы уврачевать свою душу. На это необходимо время. Если некоторые и достигают святости, то на старости лет. Там, где собирается много людей, особенно в женском коллективе, обязательно бывают неурядицы во взаимоотношениях – люди есть люди. Необходимо много мудрости, любви, снисхождения, а главное – терпения, чтобы сохранить мир.

Существуют и другие духовные проблемы, которые Вам будут не совсем понятны. В числе их, например, полное отсутствие духовного руководства в современных монастырях, а значит, возможности получить своевременный разумный совет в сложившейся тяжелой ситуации, внутренней или внешней. Монашескую жизнь называют наукой из наук, а ей кто – то должен учить. Учить – то как раз, как это ни странно, некому. Учатся, так сказать, заочно, по книгам. Обязанности священника ограничены регулярным совершением богослужения. Кроме того, как правило, в женских монастырях служат “белые” (т. е. женатые) священники. Святой преподобный Исаак Сирин говорит, что у желающих жить монашеской жизнью духовным руководителем должен быть обязательно монах, так как белые священники не знают и не понимают этой жизни.

Готовы ли Вы, N., к такой жизни? Не станет ли Вам тяжелее, чем сейчас? Вы, наверное, спросите, для чего же тогда вообще уходят в монастыри? Попытаюсь ответить.

Уходят не все, а избранные. Не может человек принимать на себя ничего, если не будет дано ему с неба (Евангелие от Иоанна, 3; 27). Далеко не все, даже глубоко верующие люди, призваны и способны к такой жизни. Великий учитель монашества 7 – го века прп. Иоанн Лествичник говорит: “Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастыри” – мне, монаху, как никому другому, хорошо известно, что это значит. Но тот же святой говорит дальше: “Если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри”. Добавлю. Не только в Царствии Небесном, но уже здесь, в земной жизни тот, кто проводит подлинно монашескую жизнь, испытывает временами неизреченную благодатную радость. Сначала изредка, потом чаще и сильнее. Радость монаха – Господь, Который посещает его сердце.

“Чем больше прохожу путь жизни и приближаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспламеняюсь сердечною ревностью достигнуть той цели, для которой Дух Святой установил в Церкви монашество. Милость из милостей Царя царей, когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святаго Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства. Оставил я мир не как односторонний искатель уединения или чего другого, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, доставила друзей, доставила счастье на земле, какого почти не встречал. Религия вместе с этим обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении”, – – пишет свт.Игнатий (Брянчанинов). Но чтобы ощутить эту радость, ее нужно “заработать” тяжелым монашеским трудом.

Понять монашескую жизнь и по – настоящему захотеть жить ею может только тот, кто, имея глубокую веру, не один год прежде проводил церковную жизнь: регулярно посещал богослужения, много и часто молился дома, строго соблюдал посты, часто причащался, любит читать духовные книги, совершает паломничества по святым обителям, но самое главное, – строит свои отношения с окружающими в соответствии с Божиими заповедями, изложенными в Евангелии. Для такого человека вера и все, что с ней связано, – главная потребность души. Недостаточно иногда ходить в храм, соблюдать православные обычаи, которым учила бабушка. Недостаточна вера только как культурно – историческая традиция. Она должна быть живой – наполнять всю жизнь человека, все ее проявления без исключения. Наполнять ум, сердце и душу.

Заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Евангелие от Луки, 10; 27) – должна стать целью жизни, главным ее содержанием. Только тогда возможен серьезный разговор о монашестве. “Прежде чем стать монахом, нужно сделаться совершенным мирянином” (свт. Игнатий Брянчанинов). Это значит, что живя в миру, христианин должен исполнить все заповеди и стяжать добродетели, насколько это возможно в миру. Но и этого мало. Желающий поступить в святую обитель должен уже в миру начать приготовлять себя к монашеской жизни.

Монашеская жизнь есть “житие постническое”, поэтому христианин должен приучать себя к монашескому посту. Употреблять преимущественно простую и недорогую пищу, совсем отказаться от мяса (молодым – и от вина), соблюдать пост в понедельник, приучать себя к воздержанию, не объедаться. Не менее важен пост душевный – воздержание от мирских впечатлений. Желающий стать монахом отказывается от посещения мирских зрелищ и увеселений: баров, дискотек, ресторанов, концертов, театров, фестивалей и т. п. – выставки и музеи допустимы. Ходить в гости, вообще поддерживать знакомства нужно с рассуждением, преимущественно – с людьми благочестивыми. “С преподобным станешь преподобным, с человеком нечестивым – развратишься” (Псалтирь).

Жизнь монаха – непрестанная молитва Богу. Вряд ли сможет проводить такую жизнь тот, кто не позаботился о том, чтобы в миру приобрести молитвенный навык. Молитва – не легкое занятие. Только тот способен жить в монастыре, кто больше всего на свете полюбил молитву и все, что с ней связано: храм, богослужение, духовное чтение, богомыслие. Еще в миру необходимо установить себе молитвенное правило. Оно читается утром и вечером, продолжительностью до одного часа; дольше пока не надо. Днем, если есть время, можно помолиться, сколько будет желания.

Существенную сторону молитвенных занятий выражает апостольская заповедь: непрестанно молитесь (Первое Послание к Фессалоникийцам, 5; 17). Лучше всего исполнять ее читая непрестанную молитву Иисусову: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Ее читают всегда, при любых обстоятельствах, с утра до самого вечера, стоя, лежа, на ходу, в транспорте, за едой, при любых занятиях – ходят и повторяют со вниманием, про себя в уме; наедине – вслух или шепотом. Именно для занятий непрестанной молитвой монаху вручаются четки.

Любящий молитву непременно полюбит и храм Божий. Божий дом станет его родным домом. Такой человек ищет всякую возможность лишний раз побывать за богослужением или, если нет службы, хотя бы зайти приложиться к иконам. Естественно, он постарается найти себе при храме работу, чтобы таким образом освободившись от необходимости в миру зарабатывать на жизнь, иметь возможность чаще посещать богослужение. При этом нужно иметь в виду, что православный храм не в состоянии выплачивать большую зарплату. Как правило, она значительно ниже прожиточного уровня.

Особенно же такой человек полюбит Божественную Литургию, так как во время нее совершается Таинство Евхаристии (по – другому Причащения). Хлеб и вино действием Божественной благодати становятся истинными Телом и Кровью Христовыми, причащаясь которых, христианин принимает в свое сердце Самого Сына Божия. Тайна сия велика есть. Вкусивший яко благ Господь, постарается причащаться почаще, несмотря на труд подготовки, состоящий из поста и молитвы.

Все это нужно делать постепенно, не самочинно, т. е. по благословению и под руководством опытного монаха, непременно в священном сане. Один из монашеских обетов есть обет послушания. Монах обязан слушаться монастырское начальство и духовного отца. Без благословения, как в монастыре, так и в жизни монаха, ничего не делается. Отношения между духовником и иноками примерно такие же, как между любящими друг друга родителями и детьми, с той лишь разницей, что в миру иногда дети могут возразить или не послушаться, в духовной же жизни так поступать не принято. Добрый плод такие отношения принесут только тогда, когда будут доверительными, основанными на взаимном уважении и любви.

При кажущейся внешней простоте и легкости, необходим немалый труд, для того, чтобы научиться послушанию. Эта христианская добродетель является одной из основных, особенно значимой в монашестве. Посту, послушанию, как впрочем, и другим монашеским добродетелям лучше начать обучаться заранее, еще находясь в миру. Для этого необходимо поискать духовного руководителя. Найдя духовного отца, с ним необходимо обо всем советоваться, во всем его слушаться, открывать все, касающееся как внутренней жизни, так и внешней, в первую очередь уделяя внимание своим взаимоотношениям с другими людьми. Духовного отца заранее необходимо поискать еще и потому, что может сложиться так, что в монастыре человека, к которому было бы полное доверие в духовных вопросах, не найдется. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, еще в 19 – м веке писал, что духовного руководителя лучше найти до вступления в святую обитель, так как в монастыре найти его будет уже затруднительно. Для того чтобы правильно понять, что такое монашеское послушание и остальные монашеские делания, необходимо читать книги Святых Отцов на аскетические темы.

Чтение духовных книг является одним из средств приготовления себя к жизни в монастыре. Читать нужно в первую очередь следующих авторов: преподобных Иоанна Лествичника, Авву Дорофея, Иоанна Кассиана Римлянина, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, Исаака и Ефрема Сиринов. Особенно актуальны творения авторов последнего времени: свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, Оптинских старцев, и пока не прославленных: игумена Никона (Воробьева) “Нам оставлено покаяние”, валаамского схиигумена Иоанна (Алексеева) “Загляни в свое сердце”, современных греческих подвижников. Полезны также жизнеописания подвижников благочестия 19 – 20 веков. Прочитанное в миру пригодится еще и потому, что насельник современного монастыря обычно настолько занят послушаниями, что не всегда имеет время на духовное чтение. А сочинения свт. Игнатия (Брянчанинова) важны современному иноку настолько, что советую отложить свое поступление в обитель до тех пор, пока не удастся ознакомиться хотя бы с его книгой “Приношение современному монашеству” (V том “Творений”). До монастыря надо озаботиться приобретением личной библиотеки аскетических творений Святых Отцов, так как в обители такой библиотеки может не оказаться, а средства на приобретение книг вряд ли будут. Имея у себя книги Святых Отцов, насельник не только сам получит неоценимую пользу от чтения, но сможет пользовать и братию, предоставляя свои книги для общего чтения. Личная библиотека необходима, даже если существует библиотека монастырская. Опыт всех, живших в современных монастырях показывает, что духовные книги являются ничем не заменимым советником и утешителем, и поэтому должны всегда быть в келье инока. Книги – единственное богатство монаха, на которое не распространяется обет нестяжания. Подготовить себя к исполнению обета нестяжания можно приучив себя в личной жизни пользоваться только необходимыми вещами, избегая излишеств. Не менее важно на все траты, способы заработать денежные средства и операции с ними брать благословение своего духовного отца. Это поможет хотя бы частично избежать излишних попечений, смущений ума и расстройств, которые неизбежны в денежных вопросах.

Советы, здесь данные, будут полезны не только человеку, готовящему себя к монашеству, но пригодятся и любому, независимо от того, пойдет ли потом человек в монастырь, или нет. Но в первую очередь, N., я кратко изложил по Вашей просьбе, что нужно тому, кто хочет уйти в монастырь. А для того, чтобы стать настоящей монахиней – нужно еще больше. Что именно – наверное, здесь говорить рано; об этом написаны многие тома, которые могут составить целую библиотеку. Наверное, прочитав это письмо, Вы поймете, что Ваше желание уйти в монастырь преждевременно, во многом происходит от незнания. Скорее всего, это был порыв души, который уже прошел. Если же Вы еще не разочаровались, Вы мужественный человек.

Давайте попробуем подумать, что же реально можно предпринять в Вашей ситуации. Во – первых, не нужно принимать скорых решений, которые, как правило, оказываются опрометчивыми. Плата за жизненные ошибки – скорби. Их и так хватает, не стоит умножать. Правильные решения, как и целебные плоды, вызревают долго. Они зависят от многого, в частности – от перемены обстоятельств, в которых необходимо научиться терпеливо выжидать. В любом случае, поучитесь терпению, – – пригодится всегда. Терпеливый человек – первый мудрец. В терпении научитесь прощать, особенно, людей, которые Вас любят, хотя иногда в своей любви и проявляют неразумие. За любовь прощают многое.

Из сложившихся обстоятельств нетрудно понять, что невзгоды неизбежны, а земное счастье переменчиво. Да и многие ли находят его? Кроме этой жизни, ее счастья и удовольствий, богатств и наслаждений, есть другая жизнь – жизнь души, которая протекает хоть и в некоторой зависимости от жизни земной, однако, по своим духовным законам. Жизнь человека не может быть полноценной, а, значит, счастливой, если духовные законы в ней не учитываются. Они изложены в книге “Новый Завет”, по – другому – “Евангелие”. Потрудитесь с ней ознакомиться. Эта книга читается не один раз. Мудрые люди перечитывают ее постоянно, имеют рядом с собой. Она – первый и лучший советник. Прочитав Евангелие, возможно, Вы захотите прочитать и другие духовные книги, которые помогут найти ответы на многие жизненные вопросы.

Хорошо бы также, Наташа, Вам начать молиться дома и ходить в церковь. В храм нужно стараться ходить каждое воскресенье и в большие праздники, стоять всю службу. Там можно не только помолиться, можно также спросить совет у священника, из Ваших сверстников найти себе добрых друзей, а возможно, и такого человека, который потом разделит с Вами жизненный путь. Ведь там собираются люди, в том числе и молодые, для которых главное в жизни – возлюби ближнего, как самого себя. Как же это отличается от модной современной морали: “возлюби самого себя и любой ценой заставь любить тебя других!” Простите за многословие. Может быть, Вы не совсем будете согласны, но надеюсь, что написанное хоть в чем – то поможет Вам.


Письмо второе

Здравствуйте, Татьяна!

Радостно слышать, что в наши времена кто-то желает встать на путь монашеской жизни. Особенно отрадно, что этот человек достаточно юного возраста. Подобно Вам, я в девятнадцатилетнем возрасте связал свою жизнь с церковью, поступив в храм работать псаломщиком – было это в 1979 году. Как и Вы, особенно полюбил Литургию. Через два года получил благословение на монашеский путь жизни от своего духовного отца. Но осуществить мое желание удалось только в 1988 г. с открытием Оптиной Пустыни, куда я и поступил.

Оглядываясь назад на пройденный путь, не жалею ни о чем, кроме некоторых ошибок и грехов. Сейчас поступил бы точно также. Но к моему личному опыту монаха могу теперь приложить и опыт священника, который позволяет ознакомиться с внутренним миром других людей, многие из которых либо уже встали, либо хотят встать на монашеский путь. К сожалению, достаточно таких, кто, сделав такую попытку, впоследствии ушел в мир, а некоторые даже оставили церковь. В некоторых случаях причина заключалась в том, что эти люди преждевременно уходили в монастырь, не будучи еще готовыми. А некоторые уходили без Божией воли по душевной кровяной ревности, руководствуясь советами духовников, не имевших права давать подобные советы, порой просто прельщенных. Кончалось трагедией, поломанной жизнью, особенно если человек успевал принять постриг. “Не может человек принимать на себя ничего, если не будет дано ему свыше”.

В некоторых случаях поступившие в обитель разочаровывались существующими порядками, которые не соответствовали их представлениям о монастыре. Представления были мечтательными, составленными человеком на основании прочитанных книг или услышанных восторженных рассказов. Со времен древних отцов изменилось много, если не сказать почти все. “Человек, не приметивший этих изменений, изменений не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние, поставляется тем самым в ложное положение” (свт. Игнатий (Брянчанинов), т. 5).

Чтобы сейчас богоугодно уйти в монастырь, необходимо вначале получить опыт и познание того, в чем собственно заключается монашество. Что это такое? Отличается ли современное монашество и современный монастырь от монашества древнего и в чем? Отличается ли подвиг монаха сегодняшних дней от подвига древних и насколько? Никто, Таня, на эти вопросы дать не сможет, поверьте мне! До всего придется доходить самой, в лучшем случае, с помощью книг. Носителя живого монашеского предания, настоящего подвижника, истинного монаха, последователя святоотеческого учения о спасении, в наше время встретить весьма трудно, почти не представляется возможным. Не гарантирует это ни громкое название монастыря, ни известность подвизавшихся там ранее святых подвижников. Несмотря на кажущееся обилие людей в монашеских рясах, многочисленные открытые монастыри (их сейчас свыше шестисот), это именно так. Особенно тяжелое положение в монашестве женском. Несмотря на сотни женских монастырей, ни один из них (!) не соответствует, по моему мнению, святоотеческому пониманию монашества. Дай Бог, чтобы я был неправ. Но монахи и монахини все-таки есть. Дай Бог Вам их когда-нибудь встретить на Вашем пути.

Как же понять, что такое монашество? Прежде всего, обратитесь к книгам, тем из них, которые написаны самими монахами, особенно причисленными к лику святых. Хорошее начало составят: свт. Игнатий (Брянчанинов) “Аскетические опыты” (т. 1), “Аскетическая проповедь” (т. 4), “Приношение современному монашеству” (т. 5), “Письма”; свт. Феофан Затворник: “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?”, “Путь ко спасению”, различные издания его писем о духовной жизни; письма Оптинских старцев, особенно прп. Амвросия; из современных – “Нам оставлено покаяние” иг. Никона (Воробьева) (+1963), “Загляни в свое сердце” схиигумен Иоанн (Алексеев) (+1958); из древних полезны “Лествица” прп. Иоанна Лествичника и поучения прп. Аввы Дорофея. Возможно, что достать эти книги получится не сразу, но постарайтесь, т. к. они крайне нужны, и не только сейчас. Их необходимо приобрести любой ценой и не расставаться в течение всей жизни.

При чтении возникнет множество вопросов. Не спешите задавать их белому священнику. “Желающим жить монашеской жизнью, духовного руководителя нужно искать из монашествующих, т. е. белые священники не знают и не понимают этой жизни” (прп. Исаак Сирин). К сожалению, не всякий монах способен ныне дать грамотный совет. При возможности посетите монастыри. Преимущественно мужские, женские не советую. Боюсь, что в женских Вы можете получить искаженное представление о монашеском подвиге. При возможности, поддерживайте общение с монашествующими. Но самое главное, молите Бога, чтобы открыл Свою волю – есть ли она на то, чтобы Вам избрать монашеский путь жизни, когда и где это делать, как себя готовить.

С любовью о Христе, иеромонах Сергий.

Дорога монаха сложнее жизни мирянина. Посвятивший себя Богу человек декларирует, что хотел бы на Земле подражать ангелам. А миряне ориентируются на образ бытия монашества, принимая его как недостижимый образец. Это очень тяжелый путь, и все же время от времени молодые (и не очень) интересуются, как уйти в монастырь. Это возможно, хотя редко осуществляется в состоянии отчаяния. Духовники в этом отношении - люди опытные и видят, кто идет не по зову сердца, а от боли.

Трудно физически

Если девушка спрашивает о том, как уйти в женский монастырь, это нередко говорит о серьезных проблемах на личном фронте. Например, ее бросил любимый. Но от жизни в обитель не бегут, туда приходят, чтобы испытать совсем другое бытие и попробовать других сложностей. Очень многие не способны к монашеству по состоянию здоровья. Большинство монастырей требуют от своих чад огромного трудолюбия, а в бедных обителях питание весьма скудно. Поэтому далеко не каждый или каждая смогут там просто нормально себя чувствовать.

Слабый духом не выдержит

Некоторые думают, что среди иноков и инокинь можно избежать ответственности, спрятаться от жизненных забот. На самом деле, в монастыре очень многие решения будут приниматься за вас, но наверняка вам это не понравится. Истинный монах учится послушанию и игнорированию собственной воли. А это испытание слабый не выдержит, оно для сильных. И еще у монахов не бывает отпусков, близкие приезжают сами увидеть своего родного человека.

Паломничество для знакомства

Если вас не пугает описанное, поговорим о том, как уйти в монастырь. Вам нужно начать с выбора конкретного церковного учреждения. После этого поезжайте туда паломником на несколько недель. Учтите, что далеко не при всех учреждениях можно жить бесплатно. Обычно паломники трудятся на благо обители. Есть очень большая категория людей, которые скитаются из монастыря в монастырь, но их нигде не хотят оставлять более нескольких недель. Если же вы понравитесь начальству, можете остаться в качестве трудников.

Работа на Бога

Когда человек работает при обители на этом положении, к нему начинают присматриваться, искать в характере подходящие для монаха качества. Трудник или трудница много молятся, исповедуются и пробуют на вкус монашескую жизнь. Уже на этом этапе многие отказываются и не задают больше вопрос: «Как уйти в монастырь?» Питаются трудники обычно на месте, но если у них есть жилье в том же городе, то обычно живут у себя. Деньги получают иногда, но чаще работают во славу Божию.

Промежуточный период

Следующая стадия посвящения - послушник или послушница. В этом положении человек уже ближе к монашеству. Он бывает на встречах братьев или сестер и уделяет больше времени молитве. Послушники живут при монастыре и питаются там же. Обителям, как правило, нужны образованные и молодые люди. Поэтому если выбираете между ВУЗом и монастырем - сначала получайте образование, а потом уже можете задуматься о духовности. В обители послушниками берут только не состоящих в браке, без несовершеннолетних детей.

Иночества ждать долго

В послушниках можно проходить очень много лет. На этом этапе из обители можно еще уйти. И решение о постриге принимает духовник, который решает, готов ли человек к монашескому житию. Как уйти в монастырь? Думается, сама постановка вопроса некорректна. В обитель можно только прийти. По зову сердца, к Богу.

Вам понадобится

  • Для того чтобы женщине уйти в монастырь потребуется:
  • - паспорт;
  • - свидетельство о семейном положении;
  • - автобиография;
  • - заявление на имя настоятельницы.

Инструкция

Решите для себя – готовы ли вы уйти в монастырь. Уход в монастырь – очень важное, судьбоносное решение. Принимая его человек должен понимать, что он собирается в корне поменять свою жизнь. Жизнь в монастыре тяжела – нужно много работать физически, соблюдать все посты, укрощать плоть. Но при этом жизнь в монастыре освобождает человека от мирских тревог, и дает возможность приобщиться к свету, чистоте и к вере.

Приведите в порядок свои дела, документы, утрясите все юридические вопросы.

Свяжитесь с настоятельницей монастыря и переговорите с ней о своем желании приехать в монастырь. Она подскажет, что нужно с собой взять.

Когда вы приедете в монастырь, вам потребуется предъявить паспорт, свидетельство о семейном положении и написать автобиографию, а также прошение о принятии в монастырь на имя настоятельницы. Если с документами все в порядке, вы совершеннолетняя, незамужняя/разведенная, если у вас нет детей или ваши дети хорошо устроены вас примут в монастырь на испытательный срок. Чаще всего этот срок составляет три года. Он может быть сокращен, в зависимости от того насколько благонравной и морально устойчивой вы проявите себя в монастыре.

Духовный мир человека очень многообразен и во многом зависит от национальных традиций, особенностей воспитания. Тем не менее есть и общие моменты, свойственные практически всем народам. Именно духовная жизнь делает человека человеком, открывает все лучшее, что в нем есть.

Духовная жизнь напрямую связана с мировоззрением человека ‒ оно определяет его основные жизненные ценности, помогает выбрать жизненный путь. При этом все многообразие взглядов на мир можно условно разделить на три категории. В первом случае люди верят, что есть Бог, и живут в соответствии с этой верой. Ко второй категории следует отнести атеистов. Наконец, к третьей – людей, которые не верят в Бога в традиционном религиозном понимании, но понимают, что этот мир очень сложен и бытие человека, скорее всего, не заканчивается с его смертью – для простоты можно назвать верования таких людей альтернативными.

Духовный мир верующего человека

Вера в Бога ориентирует человека на духовные ценности, выходящие далеко за пределы обыденной жизни. Более того, именно духовная жизнь становится основой существования человека, устанавливает моральные и нравственные нормы. Человек старается не совершать греховных поступков – то есть не причинять зла, не делать того, что может нанести урон его душе.

Истинно верующий человек во многом является образцом для подражания – он миролюбив, добр, скромен, нежаден, всегда готов оказать помощь в трудную минуту. Следование духовным заветам величайших мировых религий действительно делает человека чище, выводит его существование на качественно новый уровень.

Очень важно то, что верующий человек постоянно видит вокруг себя многочисленные подтверждения истинности своей веры. Десятки, сотни событий демонстрируют ему всемогущество Бога, убеждают в том, что Господь никогда не оставит его одного. Уже одно понимание этого дает верующему человеку мощнейшую духовную поддержку, помогает стойко переносить любые жизненные невзгоды.

Духовный мир атеиста

Если человек не верит в Бога, это еще не говорит об отсутствии у него духовности. Все зависит от самого человека, на практике многие атеисты оказываются более чистыми, честными, добрыми людьми, чем иные верующие.

Для атеиста на первый план его духовного мира выходят основные человеческие ценности. Любовь, доброта, милосердие, честность, сострадание – даже без веры в Бога эти качества являются очень важными. О них просто невозможно забыть, их нельзя обойти стороной. Кроме того, остаются и такие важные ценности, как тяга к познанию, к исследованию тайн окружающего мира.

Не следует забывать и о совести, являющейся одним из важнейших духовных качеств человека. Тот, кто живет по совести, никогда не сделает ничего нечестного, постыдного, несправедливого.

Альтернативные учения

Подавляющая часть существующих ныне альтернативных учений также уделяет огромное внимание духовному миру человека. На первый план в них выходит развитие человека, его способностей, познание окружающего мира. Даже в оккультных учениях, являющихся, с точки зрения традиционных религий, абсолютно ложными, духовное развитие считается не просто необходимым, но ставится на первое место.

Для адепта альтернативного учения его путь становится путем знания. И на этом пути нет места алчным, гордым, жестоким людям. Путь знания полон ловушек: чтобы пройти его, необходимо обладать кристальной чистотой. И здесь на первый план выходят все те же ценности – честность, справедливость, бескорыстие и т.д. и т.п.

Тем не менее главной мотивацией, основой духовности становится тяга к познанию окружающего мира. Жажда знаний, желание понять, постичь, познать всегда было свойственно человеку. На пути альтернативных учений, как правило, не существует догматов. Более того, умение сомневаться в истинности тех или иных моментов учения, желание задавать вопросы только приветствуется. Мало прочитать о чем-то, необходимо проверить все это на собственном опыте. В итоге жизнь становится не следованием устоявшимся правилам и догмам, а полным приключений путешествием в неведомое.

Послушник Тимофей (в миру Тимотэ Суладзе) мечтал стать архиереем, но жизнь в монастыре изменила его планы, заставив начать всё с чистого листа.

Первая попытка

Я уходил в монастырь несколько раз. Первое желание возникло, когда мне было 14 лет. Тогда я жил в Минске, учился на первом курсе музыкального училища. Только-только начал ходить в церковь и попросился петь в церковный хор кафедрального собора. В лавке одной из минских церквей мне случайно попалось на глаза подробное житие преподобного Серафима Саровского - толстая книга, около 300 страниц. Я её прочитал одним махом и тут же захотел последовать примеру святого.

Вскоре у меня появилась возможность посетить несколько белорусских и российских монастырей в качестве гостя и паломника. В одном из них я подружился с братией, которая на тот момент состояла всего из двух монахов и одного послушника. С тех пор я периодически приезжал в этот монастырь пожить. По разным причинам, в том числе в силу юного возраста, в те годы мне не удалось осуществить свою мечту.

Второй раз я задумался о монашестве годы спустя. Несколько лет я выбирал между разными монастырями - от Санкт-Петербурга до горных грузинских монастырей. Ездил туда в гости, присматривался. Наконец выбрал Свято-Ильинский монастырь Одесской епархии Московского патриархата, в который и поступил в качестве послушника. Кстати говоря, с его наместником мы познакомились и долго общались перед реальной встречей в одной из социальных сетей.

Монастырская жизнь

Переступив с вещами порог монастыря, я осознал, что мои переживания и сомнения позади: я дома, теперь меня ждёт пусть сложная, но понятная и светлая жизнь, полная душевных подвигов. Это было тихое счастье.

Монастырь находится в самом центре города. Нам можно было свободно выходить за территорию на непродолжительное время. Можно было даже ходить на море, но для более длительного отсутствия нужно было получать разрешение наместника или благочинного. Если надо уехать за пределы города, разрешение должно было быть в письменной форме. Дело в том, что существует очень много обманщиков, которые надевают на себя облачение и выдают себя за священнослужителей, монахов или послушников, но при этом не имеют никакого отношения ни к духовенству, ни к монашеству. Эти люди ходят по городам и сёлам, собирают пожертвования. Разрешение из монастыря было своего рода щитом: чуть что, без проблем можно было доказать, что ты свой, настоящий.

В самом монастыре у меня была отдельная келья, и за это я благодарен наместнику. Большинство послушников и даже некоторые монахи жили по двое. Все удобства находились на этаже. В корпусе всегда были чистота и порядок. За этим следили гражданские работники монастыря: уборщики, прачки и другие сотрудники. Все бытовые потребности удовлетворялись с избытком: нас прекрасно кормили в братской трапезной, смотрели сквозь пальцы на то, что по кельям у нас были ещё и свои собственные продукты.

Очень большую радость я испытывал, когда в трапезной подавали что-нибудь вкусненькое! Например, красную рыбу, икру, хорошее вино. Мясные продукты в общей трапезной не употреблялись, но нам не запрещалось их есть. Поэтому когда удавалось купить что-то за пределами монастыря и затащить это к себе в келью, я тоже радовался. Не имея священного сана, возможностей заработать деньги самому было мало. Например, платили, кажется, 50 гривен за колокольный звон во время венчания. Этого хватало или на то, чтобы положить на телефон, или на то, чтобы купить что-то вкусное. Более серьёзные потребности обеспечивались за счёт монастыря.

Вставали мы в 5:30, за исключением воскресных дней и крупных церковных праздников (в такие дни служилось две или три литургии, и каждый вставал в зависимости от того, на какой литургии он хотел или должен был по расписанию присутствовать или служить). В 6:00 начиналось утреннее монашеское молитвенное правило. На нём должна была присутствовать вся братия, кроме больных, отсутствующих и так далее. Далее в 7:00 начиналась литургия, на которую в обязательном порядке оставались служащий священник, диакон и дежурный пономарь. Остальные - по желанию.

Я в это время или шёл в канцелярию на послушание, или возвращался в келью, чтобы поспать ещё несколько часов. В 9 или 10 часов утра (точно уже не помню) был завтрак, на котором присутствовать было необязательно. В 13 или 14 часов был обед с обязательным присутствием всей братии. За обедом читались жития святых, память которых совершалась в тот день, а также делались важные объявления монастырским начальством. В 17 часов начиналась вечерняя служба, после которой - ужин и вечернее монашеское молитвенное правило. Время отхода ко сну никак не регламентировалось, но если на следующее утро кто-то из братии просыпал правило, к нему отправляли с особым приглашением.

Однажды довелось отпевать иеромонаха. Молодой был очень. Чуть старше меня. Я его и не знал при жизни. Говорят, жил в нашем монастыре, потом куда-то уехал и залетел под запрет. Так и умер. Но отпевали, естественно, как священника. Так вот, мы всей братией круглосуточно у гроба читали Псалтырь. Моё дежурство один раз пришлось на ночное время. В храме был только гроб с телом и я. И так несколько часов, пока меня не сменил следующий. Страха не было, хотя Гоголя вспоминал несколько раз, да. Была ли жалость? Не знаю даже. Ни жизнь, ни смерть не в наших руках, поэтому жалей - не жалей... Надеялся только, что он успел покаяться перед смертью. Как и каждому из нас надо будет успеть.

Проказы послушников

На Пасху после длительного поста я так сильно проголодался, что, не дождавшись общей праздничной трапезы, побежал через дорогу в "Макдоналдс". Прямо в подряснике! У меня и у любого другого была такая возможность, и никто никаких замечаний не делал. Кстати говоря, многие, выходя из монастыря, переодевались в гражданскую одежду. Я же с облачением не расставался никогда. Пока жил в монастыре, у меня просто-напросто не было вообще никакой светской одежды, кроме кофт и штанов, которые нужно было надевать под подрясник в холодную погоду, чтобы не замёрзнуть.

В самом монастыре одной из забав послушников было фантазирование на тему того, кому какое имя дадут при постриге. Обычно его до последнего момента знают только тот, кто постригает, и правящий архиерей. Сам послушник о своём новом имени узнаёт только под ножницами, вот мы и шутили: находили самые экзотические церковные имена и называли ими друг друга.

И наказания

За систематические опоздания могли поставить на поклоны, в самых тяжёлых случаях - на солею (место рядом с алтарём) перед прихожанами, но делалось это крайне редко и всегда обоснованно.

Бывало, кто-то уезжал без разрешения на несколько дней. Один раз это сделал священник. Возвращали его с помощью наместника прямо по телефону. Но опять же, все такие случаи были как детские шалости в большой семье. Родители могут поругать, но не более того.

С одним трудником был весёлый случай. Трудник - это мирянин, светский человек, который пришёл в монастырь потрудиться. Он не относится к братии монастыря и не имеет никаких обязательств перед монастырём, кроме общецерковных и общегражданских (не убей, не укради и другое). В любой момент трудник может уйти, а может и, наоборот, стать послушником и пойти по монашескому пути. Так вот, одного трудника поставили на проходную монастыря. Приехал к наместнику друг и говорит: "Какая у вас в монастыре парковка дешёвая!". А она там вообще бесплатная! Выяснилось, что этот самый трудник брал с посетителей деньги за парковку. Его, конечно, сильно пожурили за это, но выгонять не стали.

Самое сложное

Когда я приезжал ещё только в гости, наместник меня предупреждал, что реальная жизнь в монастыре отличается от того, что пишут в житиях и других книгах. Готовил меня к тому, чтобы я снял розовые очки. То есть в какой-то мере я был предупреждён о некоторых негативных вещах, которые могут иметь место, но не ко всему был готов.

Как и в любой другой организации, в монастыре, конечно, есть очень разные люди. Были и такие, которые старались выслужиться перед начальством, зазнавались перед братией и так далее. Например, как-то раз пришёл к нам один иеромонах, находившийся под запретом. Это означает, что правящий архиерей за какую-то провинность в качестве наказания временно (обычно - до раскаяния) запретил ему священнодействовать, но сам священный сан при этом не снимался. Мы с этим отцом были ровесниками и поначалу сдружились, общались на духовные темы. Один раз он даже нарисовал на меня добрую карикатуру. До сих пор её храню у себя.

Чем ближе шло дело к снятию с него запрета, тем сильнее я замечал, что он ведёт себя со мной всё более высокомерно. Его назначили помощником ризничего (ризничий отвечает за все богослужебные облачения), а я был пономарём, то есть во время исполнения своих обязанностей находился в непосредственном подчинении и у ризничего, и у его помощника. И здесь тоже стало заметно, как он по-другому стал ко мне относиться, но апофеозом стало его требование обращаться к нему на вы после того, как с него был снят запрет.

Для меня самыми сложными не только в монастырской, но и в мирской жизни являются субординация и трудовая дисциплина. В монастыре общаться на равных с вышестоящими по званию или должности отцами было абсолютно невозможно. Рука начальства была видна всегда и везде. Это не только и не всегда наместник или благочинный. Это мог быть тот же самый ризничий и любой, кто находится выше тебя в монастырской иерархии. Что бы ни случилось, не позднее чем через час об этом уже знали на самом верху.

Хотя были среди братии и такие, с кем я прекрасно находил общий язык, несмотря не только на огромное расстояние в иерархической структуре, но и на солидную разницу в возрасте. Как-то раз я приехал в отпуск домой и очень хотел попасть на приём к тогдашнему минскому митрополиту Филарету. Я задумывался о моей дальнейшей судьбе и очень хотел посоветоваться с ним. Мы часто встречались, когда я делал первые шаги в церкви, но я не был уверен, вспомнит ли он меня и примет ли. Так совпало, что в очереди оказалось много маститых минских священников: настоятелей крупных храмов, протоиереев. И тут выходит митрополит, показывает рукой на меня и зовёт к себе в кабинет. Впереди всех настоятелей и протоиереев!

Выслушал он меня внимательно, потом рассказывал долго о своём монашеском опыте. Очень долго рассказывал. Когда я вышел из кабинета, вся очередь из протоиереев и настоятелей очень сильно на меня косилась, а один настоятель, знакомый ещё по старым временам, взял и сказал мне при всех: "Ну ты столько там пробыл, что оттуда должен был выйти с панагией". Панагия - это такой знак отличия, который носят епископы и выше. Очередь рассмеялась, произошла разрядка напряжённости, а вот секретарь митрополита потом очень ругался, что я так долго занимал время митрополита.

Туризм и эмиграция

Шли месяцы, а со мной в монастыре абсолютно ничего не происходило. Я очень сильно желал пострига, рукоположения и дальнейшего служения в священном сане. Скрывать не буду, были у меня и архиерейские амбиции. Если в 14 лет я жаждал аскетического монашества и полного удаления от мира, то когда мне было 27 лет, одним из главных мотивов поступления в монастырь была епископская хиротония. Я даже в мыслях постоянно представлял себя на архиерейской должности и в архиерейском облачении. Одним из главных моих послушаний в монастыре была работа в канцелярии наместника. Через канцелярию проходили документы на рукоположение некоторых семинаристов и других ставленников (кандидатов в священный сан), а также на монашеские постриги в нашем монастыре.

Через меня проходило немало ставленников и кандидатов на монашеский постриг. Некоторые на моих глазах проходили путь от мирянина до иеромонаха и получали назначения на приходы. Со мной же, как я уже сказал, абсолютно ничего не происходило! И вообще мне казалось, что наместник, который был ещё и моим духовником, в некоторой степени отдалил меня от себя. До поступления в монастырь мы дружили, общались. Когда я приезжал в монастырь в качестве гостя, он постоянно брал меня с собой в поездки. Когда я приехал в этот же монастырь с вещами, поначалу мне казалось, что наместника как будто подменили. "Не путай туризм и эмиграцию", - шутили некоторые собратья. Во многом из-за этого я и решил уйти. Если бы я не почувствовал, что наместник изменил своё отношение ко мне, или если бы я хотя бы понял причину таких изменений, возможно, я бы остался в монастыре. А так я почувствовал себя ненужным в этом месте.

С чистого листа

У меня был доступ в Интернет, я мог советоваться по любым вопросам с очень опытными духовными лицами. Я рассказал о себе всё: что хочу, чего не хочу, что чувствую, к чему готов, а к чему нет. Двое священнослужителей посоветовали мне уйти.

Уходил я с большим разочарованием, с обидой на наместника. Но я ни о чём не жалею и очень благодарен монастырю и братии за полученный опыт. Когда я уходил, наместник мне сказал, что мог пять раз постричь меня в монашество, но что-то его останавливало.

Когда уходил, страха не было. Был такой прыжок в неизвестность, ощущение свободы. Так бывает, когда наконец принимаешь решение, которое кажется правильным.

Я начал свою жизнь полностью с чистого листа. Когда я решил уйти из монастыря, у меня не было не только гражданской одежды, но и денег. Вообще ничего не было, кроме гитары, микрофона, усилителя и своей личной библиотеки. Я привёз её с собой ещё из мирской жизни. В основном это были церковные книги, но попадались и светские. Первые я договорился продать через монастырскую лавку, вторые отнёс на городской книжный рынок и продал там. Так у меня появилось некоторое количество денег. Ещё помогли несколько друзей - прислали мне денежные переводы.

На билет в один конец деньги дал наместник монастыря (мы с ним в итоге помирились. Владыка - прекраснейший человек и хороший монах. Общаться с ним даже раз в несколько лет - очень большая радость). У меня был выбор, куда уезжать: или в Москву, или в Минск, где я жил, учился и работал много лет, или в Тбилиси, где я родился. Я выбрал последний вариант и уже через несколько дней был на корабле, который вёз меня в Грузию.

В Тбилиси меня встречали друзья. Они же помогли снять квартиру и начать новую жизнь. Через четыре месяца я вернулся в Россию, где постоянно живу до настоящего времени. После долгих странствий я наконец нашёл своё место именно здесь. Сегодня у меня свой маленький бизнес: я индивидуальный предприниматель, оказываю услуги по письменному и устному переводу, а также юридические услуги. О монастырской жизни вспоминаю с теплом.

Метки:

В монастырь приходят те люди, которым надоела мирская суета и они хотят найти спасение от житейских забот. Вы относитесь к таким людям, но не знаете, как уйти в монастырь? Задумайтесь о своем выборе и образе жизни, ведь это решение серьезное.

Как уйти в монастырь – хорошо подумайте о своем решении

Для того чтобы уйти в монастырь, вы должны обладать такими качествами:

  • искренняя вера в Бога;
  • терпение и смирение;
  • послушание;
  • ежедневный труд над собой;
  • полный отказ от мирской суеты;
  • отсутствие вредных привычек;
  • желание к молитве;
  • любовь к ближним.

Не принимайте спонтанно это важное решение. Жизнь в монастыре тяжелая. Вам придется там соблюдать посты, постоянно молиться и заниматься физическим трудом. Вы должны обладать духовной и физической силой, ведь в монастыре живут люди глубоко верующие в Бога. Они каждый день работают на благо монастыря, зарабатывая себе на пропитание. Если вы все это сможете выдержать – вы готовы к уходу в монастырь. Монастырская своеобразная атмосфера позволит забыть о мирских тревогах и на всю жизнь посвятить себя Богу.

Как уйти в монастырь – с чего начать

Если вы приняли такое ответственное решение, то должны сначала часто посещать городской храм. Исповедуйтесь, причащайтесь, придерживайтесь постов и исполняйте заповеди Божьи. Поговорите со своим духовником, расскажите ему о своем решении. Он поймет с полуслова и поможет выбрать монастырь, а также подготовиться к уходу. Приведите в порядок свои дела и уладьте все юридические вопросы, чтобы потом не отвлекаться на мирские проблемы. Передайте заботу о вашей квартире родственникам или знакомым, они будут оплачивать все коммунальные услуги и вести все ваши другие дела. Обязательно получите благословение духовного наставника на уход от мирской суеты.

Как уйти в монастырь – общение с настоятелем

Вы подготовились к уходу от мирской суеты и выбрали монастырь. Приезжайте туда и пообщайтесь с настоятельницей или настоятелем. Настоятель расскажет вам все о жизни в обители. Предъявите ему следующие документы:

  • паспорт;
  • автобиографию;
  • свидетельство о браке, разводе или смерти супруга (супруги);
  • прошение на имя настоятеля с просьбой принять в монастырь.

Замужняя женщина может стать монахиней, но у нее не должно быть несовершеннолетних детей. Дети также могут остаться с опекунами, которые смогут о них заботиться. С детьми в монастырь не принимают. Учтите, что монашеский постриг разрешен только с 30 лет и для женщин, и для мужчин. Никаких вкладов для поступления в монастырь не потребуется. Вы можете принести добровольные пожертвования.


Как уйти в монастырь – что меня там ждет

Сразу монахом или монахиней вы не станете. Если проживете в монастыре до пяти лет – примите монашеский постриг. Испытательный срок обычно составляет 3 года, но он может быть и сокращен. Все это время вы будете жить в монастыре, присмотритесь к укладу и жизни монахов и обители. Чтобы стать монахиней (монахом) вам придется пройти следующие этапы жизни в монастыре:

  • трудника. Вы будете выполнять физическую работу и поймете, сможете ли до конца своих дней прожить в монастыре. Вы будете четко выполнять все монастырские правила и задачи – убирать помещения, работать на огороде и на кухне и тому подобное. Значительное время отведено молитвам. Вы будете трудником около трех лет;
  • послушника. Если трудности вас не сломали – напишите прошение игумену и получите разрешение. Монашеский постриг не принимают, если не пройдете стадию послушника. Игумен удовлетворит вашу просьбу, если вы себя положительно зарекомендовали. Вам дадут подрясник, и вы будете постоянно подтверждать добрыми делами свою готовность стать монахом. Срок послушания индивидуальный для каждого человека. Трудник и послушник еще могут уйти из монастыря, если поймут, что сделали неправильный выбор.

Если вы смогли пройти вышеуказанные этапы, ваша вера в Бога окрепла и настоятель видит ваше старание – он подаст прошение Архиерею и вы примете монашеский постриг.


Если вы приняли решение уйти в монастырь сгоряча – побудьте в обители в качестве трудника некоторое время. Вы сможете уйти домой в любое время, ведь в монастырь каждый приходит по велению сердца. Но если вам там хорошо, не испугали трудности, хочется молиться – вы нашли утешение и тихий уголок для своей души и в этом ваше призвание от Бога.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз видел монаха (или монахиню), сталкивался с ними в храмах или в быту. Статистика показывает, что опрос нескольких людей на тему "Зачем и как уходят в монастырь представители женского и мужского пола" собрал подавляющее большинство типичных ответов.

Абсолютное большинство считает, что молодые монахини или монахи - несчастной, которые не нашли для своей одинокой души другого приюта, кроме монастыря. А у женщин и мужчин средних лет не сложилась семейная жизнь или профессиональная карьера. Неужели это действительно так? Давайте выясним.

Итак, общее мнение по поводу этой ситуации таково - монахинями (и монахами) становятся люди, которые не нашли себя в этой жизни, или просто слабые духом. Сами же монахи не согласны с таким скудным обывательским мнением. Они совершенно по-другому объясняют и рассказывают, Давайте же узнаем настоящую правду!

Хочу уйти в монастырь, да совесть не позволяет...

В монастырь приходят люди совершенно разного возраста и социального положения. Это могут быть нищие старики, зрелые женщины или просто молодые и Причина тому - самое обыкновенное человеческое желание покаяться, посвятить свою жизнь Господу, а также неудержимое стремление к самосовершенствованию. Заметьте разницу - в монастырь идут не неудачники, а люди решительные и энергичные! Ведь чтобы жить в условиях монашества, нужно быть мужественным и решительным человеком.

Как уходят в монастырь?

Чтобы стать монахом, человеку нужно принести пред Господом Богом определенные обеты. Это довольно серьезный шаг, и обратного пути просто нет! Поэтому существует вариант своеобразной "страховки". Чтобы человек не совершил главную ошибку своей жизни, поддавшись тем или иным чувствам, его испытывают в течение длительного времени. Это происходит путем присваивания ему той или иной монашеской степени.

Многие люди не выдерживают суеты нашего мира и начинают задумываться о том, как им все надоело. Постоянно дом-работа, работа-дом, семейный быт начинает заедать, поездки к родственникам и не приносят той радости, которая была раньше. Хочется чего-то светлого и чистого, для души, чтобы внутренний мир раскрылся и почувствовал всю радость жизни. Эта тяга к чему-то более светлому и чистому с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Вот почему люди уходят в монастырь. Человек начинает метаться и искать себя в новых делах, новых свершениях. Начинает жить общественной жизнью, но постепенно он понимает, что и здесь нет той радости, которую он хотел бы испытать. И тогда он обращается к Богу.

Как уйти в монастырь и что для этого нужно?

Для того чтобы уйти в женский монастырь нужно в первую очередь желание. Полностью осознавать то, что уйдя в монастырь человек уже перестает принадлежать миру – он начинает принадлежать Богу. То есть все его помыслы и дела должны быть посвящены только служению Ему.

К тому же сначала женщина некоторое время просто живет при монастыре, разбирается в себе и присматривается к укладу жизни монахинь и самого монастыря. Затем, по истечении времени, ей разрешают участвовать в жизни монастыря, жить по его укладу, но при всем при этом звания монахини ей не дают на протяжении года. Это делается для того, чтобы женщина, прочувствовав всем сердцем, могла решить, хочет ли она быть монахиней до конца своих дней или нет. По прошествии этого испытательного года, если все прошло благополучно, женщина становится монахиней.

Как уйти замужней женщине в монастырь?

В монастырь приходят самые разные люди, по самым разным причинам. Есть и вполне зрелые, есть совсем юные. Замужние женщины тоже могут стать монахинями, но только в том случае, если у них на руках нет малолетних детей. То есть дети должны быть уже вполне взрослыми и сами могли бы зарабатывать себе на жизнь.

Как уйти на время в женский монастырь?

Если просит уйти в монастырь, но разум еще сомневается в правильности такого поступка, можно подойти к настоятельнице монастыря и попроситься в послушницы при монастыре. Матушка настоятельница никогда не откажет в помощи. В послушницах при монастыре можно находиться любой срок.

Можно ли уйти из монастыря?

Из монастыря можно уйти в любой момент, ведь монастырь является тем местом, куда люди приходят по велению своего сердца. Если человек не принял Бога в свое сердце, то ему будет трудно находиться в монастыре. Зачем себя неволить? Лучше будет уйти самому и разобраться в себе, а Бог всегда подскажет, как правильно сделать.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей