20.12.2023

Развивающие игрушки новорожденных 1 месяц. Выбираем развивающие и нужные игрушки для детей до года. Большая пирамидка "Stellar"


​Ребенок еще не родился, а будущие родители уже покупают понравившиеся игрушки для него. Не проходит и 1 года после рождения их сынишки или дочурки, как становится некуда складывать кукол без рук и ног всевозможных размеров, плюшевых мишек и зайцев с оторванными ушами, сломанные игрушечные машинки, солдатиков, погремушки, мячи и тому подобное. Чтобы ребенок не только ломал свои первые игрушки, изучая, что там внутри, а развивался, узнавал что-то новое, играя с ними, стоит узнать, какие же именно развивающие игрушки для детей до 1 года ему на самом деле будут нужны, от чего можно отказаться. Давайте подумаем, какие игрушки необходимы ребенку от рождения до 1 года помесячно.

Подбор правильных игрушек - залог успешного развития малыша, причем как физического, так и эмоционального. Продумать свои покупки лучше заранее, а желающим порадовать ребенка родственникам можно сообщить, что именно приобрести для младенца.

Игрушки для младенца первых 3-х месяцев жизни

Сейчас для ребенка необходимы яркие, красочные, крупные игрушки, которые привлекут внимание и он сможет их рассматривать, лежа в кроватке или коляске, а позже тянуться ручкой и трогать. Он еще не умеет брать в ручки предметы, а только учится фокусировать взгляд. Примерный список игрушек для младенца в возрасте 0 – 3 месяца, которые могут развивать зрительное и слуховое восприятие ребенка:
(рекомендуем прочитать: )

  • Крепящаяся в кроватке или коляске дуга с висящими на ней яркими игрушками. Хорошо, если они все будут разными – шариками, цветочками, рыбками. Такое незатейливое приспособление понравится вашему крохе. Дуга хороша тем, что висящие на ней предметы можно часто менять, чтобы малютка мог каждый раз удивляться чему-то новому. Не обязательно вешать на дугу множество разноцветных игрушек, достаточно 3-4 цветов в изделии, обязательно среди них должен быть белый и черный, иначе у крохи будут уставать глазки.



  • Мобиль на кроватку. В первые дни жизни малютка видит нечетко, поэтому музыкальная карусель вряд ли заинтересует его раньше 1-месячного возраста. Совсем крошечным детишкам можно давать послушать лишь музыкальное сопровождение этой игрушки. Мелодия у мобили должна быть приятной, нежной, тихой - такая музыка успокоит ребенка. Слишком громкие или резкие звуки могут его испугать. Замечательно, если мобиль воспроизводит пение птиц или звуки природы. С вращением мобили не стоит знакомить ребенка младше 1 месяца.
  • Развивающий игровой коврик. Для самых маленьких предпочтителен небольшой коврик (рекомендуем прочитать: ) с раскладывающимися бортиками, как на фото. В такой «люльке» вашему ребеночку будет мягко и уютно. Когда дитя чуть подрастет, бортики следует опустить, чтобы дать ему больше свободы движений. Можно купить раскладной коврик с дугами, на которых подвешены игрушки. С 1-1,5-месячного возраста можно выкладывать туда ребенка на животик, он будет учиться держать головку и заодно пытаться дотянуться до игрушек (рекомендуем прочитать: ). Если мама - рукодельница, она легко сможет сделать такой коврик сама.


Игровой коврик с бортиками напоминает манеж, в котором малышу будет чрезвычайно уютно и удобно. Защищенный мягкими стенками малыш сможет вволю играть и передвигаться в пределах коврика

Развивающие игрушки для ребенка 3–6 месяцев

  • Погремушки. Для новорожденного они пока не интересны, так как он спит круглые сутки глубоким сном. День ото дня кроха все больше обращает внимание на окружающие предметы, интересуется миром. На 5-й неделе жизни уже можно предложить крохе первую погремушку. Вложите погремушку в ручонку малыша и слегка зажмите ее, показав тем самым, как держать игрушку. Позже он сам будет брать ее из маминых рук и встряхивать, издавая звук. Связь зрения и слуха сейчас только начинает устанавливаться - предметом, помогающим наладить такую связь, вполне может стать погремушка. Пусть ее пока тяжело захватить крохотными пальчиками, но ребенок будет рассматривать ее, узнавать новые цвета, пытаться потрогать ручкой, тем самым разрабатывая координацию движений, мелкую моторику и активно познавая окружающий мир. Купите несколько погремушек разных цветов и конструкций: погремушки в виде булавы, на кольце, мягкую погремушку; можно купить самому маленькому погремушку-браслетик с колокольчиками или погремушки-носочки со звоночками. Давайте детям те игрушки, у которых нет мелких отпадающих частей, ведь малыш может засунуть их себе в нос или в ухо.
  • Кукла-неваляшка. Малыш будет с любопытством толкать неваляшку и наблюдать, как она встает. Чуть попозже она сможет в играх играть роль сказочной героини.
  • Мяч. Уже к началу 4-го месяца малыш может наблюдать, как прыгает мяч, как катится, потрогать его на ощупь и даже толкать ручонкой. Для игры с такими детками можно приобрести надувной мяч, а также мягкие тканевые мячики с звучащей, шуршащей или пищащей «начинкой». Подойдут также резиновые массажные мячики с «шипами» - они познакомят ребеночка с новыми тактильными ощущениями.

Не стоит думать, что мячик подходит только для взрослых детишек - грудничок с удовольствием будет использовать подходящий по размеру экземпляр, особенно если его удобно захватывать ручкой

Развивающие игрушки от 6 до 9 месяцев

После 6 месяцев ребенок начинает вести активную познавательную деятельность, и ему уже нужно больше игрушек. Каждый из предметов домашней утвари может внести свою лепту в развитие тактильных ощущений малыша, научить его моторике движений, подарить ему новые впечатления. Подбирайте те игрушки для детей до 1 года, которые могут чему-нибудь научить. Малыш будет продолжать играть с погремушками, с подвесками на коляске, сам научится вращать мобиль. Чтобы старые игрушки для детей до года не наскучили вашему крохе, время от времени прячьте какие-либо из них, а через месяц-другой снова доставайте – радости не будет предела! Нужно учитывать, что в этом возрасте детки обязательно каждую новую игрушку попробуют на вкус. Так что же новенького из развивающих игрушек подарить малышу в 6 – 9 месяцев? Краткий перечень:

  1. Пластмассовые кубики с закругленными краями, либо мягкие из теста. Малыш с удивлением откроет для себя неизведанную ранее геометрическую форму. Ему будет интересно мять тесто ручонками, наблюдая за волшебными превращениями.
  2. Водоплавающие развивающие игрушки для ванны до 1 года. Для всех малышей нет большего удовольствия, чем игры с водой. Для купания купите своему ребенку небольшие резиновые или пластмассовые игрушки. Так как малютка все тянет в рот, выбирайте изделия от хорошего производителя, с приятным запахом, из экологически чистого сырья. Перед купанием мойте игрушки детским мылом, обязательно сушите после использования и выбрасывайте, если на них появились пятна.
  3. Игрушки-животные. Это самые любимые игрушки для деток до 1 года. В 3 – 6 месяцев уже можно рассказать ребенку, кто такие животные, представить ему их с помощью игрушек. Малыш в этом возрасте уже может различать мишку, слоника, зайчика, лисичку, кошечку, собачку. Учите с помощью игрушек своего сына или дочь любить животных. Игрушечные звери должны быть не очень большими, симпатичными, милыми, вызывать у ребенка улыбку, смех, радость.


Игрушечные звери могут быть не просто декоративными, но и нести полезную функцию. Например, очаровательная совушка - это подушка, которую можно подкладывать под спинку малышу

Игрушки до 1 года - детям от 9 до 12 месяцев

Подрастая, малыш становится настоящим маленьким исследователем. Старыми своими игрушками он еще интересуется, но уже нуждается в более расширенном арсенале. Какие развивающие игрушки для детей младше 1 года купить ему сейчас? Топ лучших игрушек для детей 9-12 месяцев:

  1. Куклы – это лучшие из игрушек для девочек. Кукол можно иметь несколько, с двигающимися руками и ногами, желательно без волос. Для куклы хорошо бы иметь кроватку и набор пеленок, чтобы ваша малышка училась заворачивать ее и укладывать спать. Кстати, с куклами в этом возрасте охотно играют не только девочки, но и мальчики.
  2. Для кукольной «семьи» понадобится игрушечная посудка. Пластиковые чашечки, ложечки, тарелочки, кастрюльки, игрушечные продукты – все это пригодится для развития мелкой моторики пальчиков. Покажите малышу, как «готовить», как накрывать на стол.
  3. После 9 месяцев пора дать ребенку деревянные кубики. Не оставляйте малыша с ними наедине, смотрите, чтобы он не поранился острыми углами.
  4. Пирамида – пусть ваш маленький сын или дочь учатся поочередно надевать кольца на палку. Для начала выберите небольшую деревянную или пластмассовую пирамидку с крупными кольцами, отличающимися друг от друга по размеру и цвету.
  5. Конструктор для развития логического мышления. Первый конструктор ребенка должен максимально просто складываться и состоять из больших деталей.
  6. Каталки понравятся детям, начинающим ходить. Малыши очень любят возить игрушечную колясочку с «лялей», колесо с длинной рукояткой и звенящими бубенчиками, машинку за веревочку.
  7. Коробка-сортер в виде кораблика, домика, автобуса с различными отверстиями, и фигурок, которыми малютка должен наполнить сортер через отверстия. Научите ребенка доставать фигурки из коробки для новой игры. Проследите, чтобы они были не слишком мелкими, дабы кроха их не проглотил.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы игрушки не имели острых краев или мелких деталей, которые легко могут оказаться в дыхательных путях, были выполнены из экологически чистого материала. Недостаточная бдительность может оказаться очень опасной.

Заключение

С периода новорожденности и до годовалого возраста главным источником развлечений является, конечно, мама. Первое, на чем каждый малыш учится останавливать свой взгляд – ее родное лицо, первое, что слышит – это ее голос. Помните, что даже самые лучшие развивающие игрушки не заменят детям материнскую любовь, ласку и внимание. Любая игрушка будет намного интереснее и полезнее для ребенка, если мама или папа будут играть вместе с ним.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Выбирая для детей от 0 до 1 года развивающие игрушки, родителям рекомендуется обращать внимание в первую очередь не на красочный внешний вид и качество, но и на другие характеристики. Каждая из них должна, в первую очередь, улучшать навыки, способствовать развитию слуха, мышления, мелкой моторики, физических способностей, укреплению мышц.

Главная задача игрушек, которые предлагаются малышам до годика, - развивать определенные навыки. Улучшение моторики, физического развития, координации движений - только малая часть положительных качеств, которые скрываются в ярких детских аксессуарах для игр.

Развитие речи

Для развития речи рекомендуется приобретать игрушки, издающие звуки. Не отдавать предпочтение сложным аксессуарам, одновременно мяукающим, лающим или разговаривающим на нескольких языках. Полезными будут мягкие зверушки, поющие песенку или рассказывающие сказку.

Мелкая моторика

Для развития моторики приобретать конструкторы с крупными деталями, игры с кнопками (при условии, что сделаны они качественно и надежно), кубики. Все поверхности должны быть гладкими, без зазубрин, острых углов.

Координация движений

Для улучшения двигательных навыков приобретаются развивающие коврики. Развешанные погремушки, яркие зверьки, колечки - привлекательные предметы, к которым малыш непременно постарается подтянуться.

Слуховая память

Наиболее полезными будут игровые аксессуары, издающие монотонный продолжительный звук. Их назначение - вызвать интерес у малыша. Со временем младенец с удовольствием будет поворачиваться на звук и бурно радоваться, обнаружив знакомый предмет.

Требования к игрушкам

Перед тем как отправиться в детский магазин, родителям нелишним будет ознакомиться с требованиями и характеристиками игрушек, рекомендуемых для малышей. Обязательное правило:

  • отсутствие мелких деталей;
  • гладкие грани;
  • экологически чистый материал;
  • надежная покраска.

Информация о производителе и материале должна находиться на этикетке.

Безопасность

Чтобы избежать неприятных и даже опасных ситуаций, лучше выбирать деревянные или пластиковые игрушки. Яркие оттенки или многоцветная палитра не приветствуются - это не слишком полезно для зрения младенца.

Возрастное предназначение

Перед покупкой непременно изучить информацию производителя на этикетке. Здесь должно быть указано, для какого возраста предназначен детский аксессуар.

Отказаться от покупки, если информация изложена на незнакомом языке, есть риск приобрести опасный для младенца предмет.

Щадящая акустика

Не приветствуются игрушки, издающие слишком громкие или резкие звуки. Ребенок испугается неожиданного звонка или трещотки, что станет причиной последующих отказов брать новые предметы. Еще одна опасность, поджидающая младенца, - нанесение вреда слуху.

Практичность

Многие педиатры утверждают, что лучше приобрести меньше, но тщательно выбранных аксессуаров для малыша. Перед тем как отправиться за новым приобретением для младенца, рекомендуется подумать, что послужит улучшению навыков ребенка.

Лучшие производители развивающих игрушек

Есть много компаний, выпускающих игрушки, полезные в развитии навыков у ребенка. Проверенные родителями производители:

  • Mattel;
  • Plan Toys;
  • Tiny Love;
  • Chicco;
  • Gots;
  • Smoby;
  • Hansa.

Стоимость продукции известных компаний высока, но не стоит экономить на малыше - эти производители представляют пользователям качественные игрушки.

Развивающие игрушки для детей до года

Детское пианино

Использование в играх с малышом игрушечного пианино - отличный способ привлечь внимание. Ребенок с удовольствием будет следить глазами за источником звука, а со временем научится самостоятельно нажимать на клавиши, бурно радуясь успехам.

Довольно дорогой, но полезный детский аксессуар. Здесь есть все для развития навыков - слуха, моторики, укрепления групп мышц, мышления. Главное - не позволять малышу самостоятельно играть, родители обязаны контролировать процесс.

Каталка

Игрушка со специальной ручкой подходит для малыша, который делает первые шаги. Ребенок с удовольствием толкает каталку, служащую опорой.

Колышки и молоток

Для улучшения моторики рекомендуется использовать колышки и маленький молоток. На первых порах родителям придется показать ребенку, как правильно пользоваться аксессуарами, через некоторое время младенец с удовольствием повторит движения.

Мобиль

Подвешенный над кроваткой мобиль послужит увлекательным развлечением для младенца, который восторженно наблюдает за движущимися фигурками. Поможет мобиль и в убаюкивании, особенно если аксессуар издает приятную мелодию.

Мягкие кубики

Использование в развивающих занятиях с малышом мягких кубиков послужит нескольким целям. У ребенка будет развиваться мелкая моторика и мышление.

Обучающие коврики и электронные плакаты

Обязательное условие при выборе плакатов или ковриков - наличие изображений природы, животных, растений. Ребенок с удовольствием будет изучать картинки, слушая объяснения родителей.

Пазлы

Деревянные или пластиковые пазлы из нескольких деталей - одна из любимых игрушек малышей. Не обойтись здесь без помощи родителей, которые должны объяснить и показать, как пользоваться аксессуаром.

Пирамидки

Малыш с удовольствием будет сооружать пирамидку, которая поможет научиться ориентироваться с размерами.

Погремушка

Использование в играх с младенцем пирамидки с погремушкой позволит малышу научиться ориентироваться с размерами, поспособствует развитию моторики. Не рекомендуется приобретать многокомпонентную игрушку, достаточно всего нескольких колец.

У развивающего коврика с дугами есть несколько преимуществ - в игре легко использовать много игрушек. Благодаря подвешенным ярким колечкам или погремушкам у малыша появится возможность самостоятельно определять, что его заинтересовало, и тянуться к манящему предмету, развивая физические навыки.

Рамки-вкладыши

В играх с рамками-вкладышами понадобится помощь родителей. Со временем ребенок поймет, как правильно располагать картинки и складывать изображение. Отдать предпочтение лучше простым рамкам всего из нескольких фрагментов.

Сортеры

Отличная игрушка, которая непременно станет одной из любимой для малыша, - сортер. Младенцу понравится заполнять отверстия подходящими фигурками, что способствует развитию мышления, позволяет приобрести навыки моторики.

Какие развивающие игрушки лучше выбрать?

Есть немало полезных и интересных игрушек для малыша, которые поспособствуют его развитию и заставят окунуться в чудесный мир увлекательных игр. Родители должны помнить - только от них зависит, насколько активно будет развиваться младенец, поэтому лучше приобретать разные аксессуары. Однообразные игры, даже если в них берут участие взрослые, быстро наскучат крохе.

Главное правило для родителей, которые стремятся к активному развитию малыша, - принимать участие в каждой игре. Даже самая дорогая и «умная» игрушка окажется бесполезной, если ребенок не сможет разобраться в ее предназначении. Только совместными усилиями получится добиться результатов и извлечь из игр пользу для младенца.

Появившись на свет, ребенок в свой первый год развивается так стремительно, как никогда в жизни. Постоянными его спутниками и помощниками в это время являются игрушки. Для детей до года характерно превращение из «гусениц», лежащих в тугих пеленках без движения, в полноценных людей, которые могут сидеть, ползать, а иногда к данному возрасту даже ходить. Погремушки, развивающие коврики, мобили… Из спектра предлагаемых в детских магазинах игрушек необходимо выбирать те, что соответствуют возрасту крохи.

«Детский мир» дома

С появлением ребенка в дом приходит множество игрушек. Их покупают не только родители, но и заботливые родственники, внимательные друзья. По мере взросления малыша его комната продолжает наполняться игрушками, превращаясь в «детский мир». А иначе и быть не может – как не купить такому дорогому сыночку или дочке новую и очень красивую игрушку! Однако в возрасте до года многое из подаренного не нужно малышу. Поэтому роль родителей – рассортировать все имеющиеся запасы мишек-кукол-мячиков, и давать их ребенку по мере взросления.

Основная роль игрушек для детей до года – помочь развить маленькому человечку умения и способности, такие как зрение, слух, координация движений, логическое мышление и другие. Внимательные родители не раз обращали внимание на возраст, указанный на упаковке. Все то, что разрабатывается для детей с рождения (возраст 0+), учитывает специфику и потребности малышей данного возраста. Различные развивающие игры и центры (возраст 6 мес.+ или 1+) включают в себя элементы, которые способны освоить старшие дети.



Игрушки для малыша с рождения до полугода

Первые 4 недели после рождения ребенок спит около 20 часов в сутки, кушает 6-8 раз, и на игры времени практически не остается. Лучшее, что мама может ему предложить – это прогулки по дому. Для месячного ребенка уже можно подбирать игрушки. Это могут быть:

  • Четко очерченные однотонные фигурки предметов обихода, животных и др.;
  • Картинки, выполненные в графике. Узоры на них должны иметь четкие линии. Черно-белые картинки способствуют развитию зрения новорожденного ребенка;
  • Мобили.

Цветные игрушки для новорожденных в идеале должны быть выполнены в четырех основных тонах: красном, желтом, синем и зеленом. Это относится как к фигуркам, так и к игрушкам, используемым в мобилях. Мобиль представляет собой механизм (электронный или механический) с прикрепленными к нему подвесками, который вешается над кроваткой. При включении игрушки начинают вращаться подобно карусели, при этом играет музыка. Приобретая для малыша мобиль, обязательно послушайте, как он звучит: музыка должна быть в меру громкой и мелодичной.

К перечисленным выше игрушкам по мере взросления ребенка до достижения им возраста полугода добавляются:

  • Браслетики с колокольчиками;
  • Погремушки различных размеров с удобными тонкими ручками;
  • Погремушки, составляющие цепочку из различного вида звеньев (мишек, шариков, рыбок и других);
  • Развивающий коврик;
  • Игрушки из натуральных тканей, наполненные вишневыми косточками;
  • Большой мяч или фитбол (с 3х месяцев для гимнастики);
  • Неваляшка;
  • Пальчиковые краски;
  • Игрушки, издающие различные звуки и имеющие детали, сшитые из различных по фактуре материалов;
  • Заводные музыкальные игрушки.

Игрушки для грудничков помогают им совершенствовать слух, зрение, стимулируют двигательную активность. Разноцветные забавные зверьки из многофактурных тканей способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения на фитболе не только приводят детей в восторг, но и помогают их мышцам получать равномерное доразвитие. Игрушки, наполненные косточками, можно нагревать и прикладывать ребенку на животик, когда у него колики.


Игрушки для детей от полугода до 1 года

Для детей 6 месяцев и старше обзор игрушек значительно увеличивается. В данном возрасте они уже целенаправленно подбираются к интересующим объектам и хватают их. Причем чаще всего желанными для малыша становятся взрослые вещи: телевизионные пульты, мобильные телефоны, мамины кастрюли и сковородки. Поэтому родители должны тщательно следить за вещами и не оставлять их в зоне доступа ребенка.

В 7-8 месяцев, когда малыш уже научится уверенно сидеть, процесс мытья становится увлекательным и более длительным. Появляется необходимость приобрести игрушки для купания. Это могут быть:

  • Резиновые (уточки, зверята, лягушата);
  • Детская посудка (кружки, кастрюльки, половники);
  • Кораблики;
  • Лейка;
  • Мячики.

Обратите внимание малыша на то, что одни предметы тяжелые – тонут в воде, а другие легкие – плавают на поверхности. Также детям очень нравится переливать воду из посудки или лейки.

До года должны быть функциональными, а также способствовать развитию мелкой моторики. Под функциональностью понимается возможность совершения с игрушкой множества действий: катать, разбирать, собирать, складывать, завязывать, приклеивать, рвать, расстегивать, нажимать, дергать и т. д. Такой игрушкой малыш заинтересуется всерьез и надолго, также в процессе игры у него будет развиваться логическое мышление. Классические примеры функциональных игрушек:

  • Матрешки;
  • Пирамидки-стаканчики;
  • Классические пирамидки (пластмассовые, деревянные, пирамидки-каталки);
  • Спирали с кубиками и шариками;
  • кубики;
  • вкладыши;
  • развивающие кубы и центры.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием нервной системы и головного мозга. В возрасте до года ребенок растет и меняется с каждым днем, поэтому для гармоничного развития ему необходимы сенсорные. Игрушки для малышей, дающие им возможность прикасаться к различным поверхностям, могут быть следующими:

  • пальчиковые краски;
  • развивающий коврик – с бусинами, различными по фактуре кусочками ткани, лентами, молниями, пуговицами и другими элементами;
  • мягкие игрушки с набивкой из шариков.



Празднуем первый юбилей

Когда ребенку исполняется год, родители и родственники озадачиваются вопросом: какую игрушку подарить малышу? Игрушки для детей в 1 год могут быть самыми разнообразными:

  • каталки с ручками;
  • коляски для кукол;
  • игровые домики, начиная от палаток и заканчивая серьезными пластмассовыми домиками с горками и другими развивающими элементами;
  • сортеры;
  • набор для песочницы;
  • качели;
  • конструкторы;
  • качалки;
  • музыкальные книги.

В год у малыша уже много интересов, и игрушки должны им соответствовать. Каталки и кукольные коляски помогают сделать уверенные первые шаги, домики развивают фантазию, сортеры и конструкторы – логическое мышление. Качели и качалки тренируют работу вестибулярного аппарата. Про пользу книг и говорить нечего, а когда сказка дополняется веселой песенкой, читать и рассматривать ее становится еще интереснее.

Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Они были созданы еще до нашей эры! Сегодня их ассортимент пополняется с каждым годом, предлагая вниманию родителей все новые и новые развивающие игрушки для малышей. Самое главное – сориентироваться в реальных потребностях ребенка в зависимости от его возраста и не покупать игрушки «на вырост».

Может ли быть детская игра только забавой? Детский психолог немедленно воскликнет: "Ни в коем случае! Без игры невозможно полноценное развитие ребенка".

Детская игра - это в полном смысле слова исследовательская деятельность. Малыш основательно, всерьез знакомится с предметами окружающего мира - в первую очередь с игрушками.

Выбор игрушек для малыша никак нельзя пускать на самотек. Если годовалый человек целыми днями трещит погремушкой и не знает, что такое кубики, пирамидки, пищалки и пр., он наверняка отстанет в развитии от своих сверстников. Попробуем понять, как наилучшим образом организовать игровое пространство ребенка в течение первого года его жизни.

Игрушки для новорожденного

Игрушки ребенку от 3 до 6 месяцев

В период от 3 до 6 месяцев набор освоенных ребенком движений расширяется: он может, например, не только дотянуться ручкой или ножкой до игрушки, но и докатиться до нее - в буквальном смысле слова. Значит, пора расширять игровое пространство - время от времени устраивать малыша на ковре или помещать его в обширный манеж.

Если прежде ребенок познавал мир с помощью зрения и слуха, теперь он старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразны по форме и фактуре. Можно предлагать малышу не только пластмассовые и резиновые игрушки, но и мягкие (при условии, что их легко чистить). Очень хороши звучащие игрушки - они как никакие другие стимулируют осмысленные движения. Если подвесить к кроватке колокольчик - малыш, двигая ручками или ножками, может раскачать кроватку, и колокольчик зазвенит. Ему понравится этот звук, и он захочет услышать его еще раз. Погремушки, которые крепятся к запястью как браслет, тоже побуждают ребенка шевелить ручками.

Поскольку в это время - от 3 до 6 месяцев - значительно расширяется арсенал движений ребенка, приходит пора обновлять ассортимент доступных ему игрушек. Резиновые зверьки-пищалки, куклы-неваляшки и примитивные музыкальные инструменты с крупными клавишами представляют для 5-месячного малыша неиссякаемый источник интереса - ведь они "живые". Они разговаривают, плачут, смеются, когда он прикасается к ним (опрокидывает, прижимает к себе и т.д.).

Такие простейшие занятия с игрушками способствуют установлению связей между отделами мозга, отвечающими за зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а также за двигательные функции. Усилия, которые прилагает ребенок, пытаясь овладеть интересующим его предметом, и связанные с этим трудности формируют одну из важнейших человеческих способностей - действовать целенаправленно и осмысленно. Поведение ребенка с игрушкой в руках - это еще не игра, но уже настоящее, всамделишное исследование как предмета, так и возможностей собственного тела.

На этом этапе очень важно не перегружать внимание ребенка - дайте ему возможность разобраться с одной игрушкой и лишь после этого предлагайте другую. Здесь есть такой момент: ребенка больше всего привлекает новизна, и, чтобы знакомая игрушка не приедалась, время от времени прячьте ее. Через пару дней малыш будет радоваться ей как новой.

Игрушки для ребенка 6-9 месяцев

С 6 до 9 месяцев двигательные возможности ребенка обогащаются и усложняются. Он свободно перемещается на четвереньках и пробует вставать. Одновременно с этим развивается мелкая моторика рук: малыш пытается захватывать предмет не только ладошкой, но и щепотью, и пальчиками.

Прежде знакомство ребенка с предметами происходило как бы случайно - теперь его действия целенаправленны. Расширение кругозора маленького человека во многом зависит от взрослых. Это очень серьезное дело - показать ребенку, как обращаться с различными игрушками. Каким образом крутить барабанчик, как нажимать пальчиками на клавиши, как заставить мячик покатиться. В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но интересны ему более сложные игрушки: машинки, раскладные книжки с яркими картинками (маленьким, но полным яростного интереса читателям не случайно рекомендуются книжки из плотного картона!).

Это особое время для родителей: выражение "за ним глаз да глаз" точнее всего обрисовывает ситуацию. Многие пытаются сдерживать двигательную активность ребенка из соображений безопасности (или не имея времени присматривать за ним). Но оберегать ребенка следует лишь от того, что для него действительно опасно. Учатся-то ведь на ошибках.

К 9 месяцам малыш понимает, что можно играть сразу двумя предметами. Например, если колотить одной игрушкой о другую, возникает звук (звон, грохот), и это ему ужасно нравится. Теперь он может наконец разобраться и с набором формочек, кубиками и пирамидками. Поначалу малыш будет разрушать собранные вами пирамидки и замки из кубиков, но через какое-то время обязательно попробует что-то соорудить сам. Для 7-9-месячных существуют специальные, из гибкой пластмассы конструкторы. Это, как правило, незамкнутые кольца, которые замечательно легко сцепляются (хотя дети почему-то больше любят их грызть).

К этому времени ребенку доступны простые игры со взрослыми: "ладушки", "ку-ку", "шу-у, полетели"… Попросите малыша указать (найти) ту или иную игрушку: "Где зайка?" Если ребенок вас не понял или затрудняется с ответом, помогите ему: "Да вот же он, зайка!"


Игрушки для ребенка 1 года

Величайшее достижение в жизни годовалого ребенка - ходьба без поддержки, то есть обретение чувства равновесия. В этот период (и даже раньше, после 9 месяцев) день ото дня совершеннее становится мелкая моторика рук. Если раньше ребенок случайно ронял игрушки, теперь он делает это намеренно. Возникает игра, утомительная для взрослого, но бесконечно привлекательная для малыша: он снова и снова бросает слоника, а терпеливая мама снова и снова поднимает его.

Годовичок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку.

Любимая всеми юла - как раз для годовалых, а также металлофон и барабан. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.

Именно сейчас ребенка следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать эту сторону домашней жизни, тем безопаснее будут его игры.

Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил обезьяничает - стремится копировать взрослых. Мама причесывается - и дочь лепечет, требуя расческу. И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.

Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движение игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой - толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой.

Качели, прыгунки, лошадка-качалка - отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой - она и посадит, и покачает, и снимет).

Необычайно интересны малышу игры с "водоплавающими" игрушками - уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человек способен часами пыхтеть над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему остро необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка, то есть активное и осмысленное формообразование, - настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.

Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, сунуть в кармашек курточки мелки. Когда до него дойдет, что эти предметы оставляют след, ему станет жгуче интересен результат манипуляций ими. Детские каракули - совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой (младенчески малой) степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы "глаз-рука".

Резюмируем: в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него - одно и то же.

Внимание!

  • Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.
  • Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.
  • Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.
  • Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.
  • Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"

Игрушки не только способны увлечь вашего непоседу на некоторое время, но при разумном подходе к их выбору могут положительно повлиять на его развитие. Качественные и правильно подобранные товары будут стимулировать мелкую моторику малыша, открывать для него новый мир и возможности собственного тела.

Полки детских магазинов буквально завалены разного рода товарами, которые призваны развлечь малыша и развить его навыки. Многие родители из добрых побуждений покупают массу игрушек, которыми в итоге их ребенок не играет, и они лежат в коробках мертвым грузом.

Какие игрушки действительно необходимы младенцу до года?

Покупаем игрушки по возрасту

Для детей до полугода подойдут традиционные игрушки, которые будут способствовать развитию их двигательных, зрительных и слуховых навыков. Поскольку малыш большую часть времени проводит в горизонтальном положении, а ручки его еще не совсем слушаются, предметы, с которыми он занимается, не должны быть слишком сложными. Достаточно, чтобы они развивали его осязание (это достигается за счет использования материалов разной фактуры), слух, зрение и хватательные навыки.

В первые полгода вам потребуются:

  • мобили и игрушки-подвески в кроватку и коляску;
  • развивающий коврик;
  • погремушки;
  • игрушки из разнофактурных материалов;
  • колокольчики.

Малышам от полугода до года требуются игрушки посложней. Их пальчики уже достаточно развиты, чтобы ощупывать предметы, а логического мышления хватает, чтобы понять, как правильно собрать пирамидку, построить башенку из кубиков и вложить маленькие стаканчики в большие. Игрушки в этот период призваны улучшать координацию, глазомер и укреплять мышцы рук. Младенец запоминает, что определенное его действие над предметом приводит к каким-то изменениям: удар по барабану извлекает из него звук, нажатие на разные кнопочки музыкальной панели приводит к появлению разных мелодий, а пальчик, испачканный в краске, оставляет на бумаге красочный след.

С полугода вы можете покупать следующие игрушки:

  • простые кубики;
  • пирамидка;
  • набор вкладывающихся стаканчиков;
  • наборы с фигурными прорезями и вкладышами для них;
  • игрушки с разными наполнителями (крупы, фасоль, горох);
  • пластилин, пальчиковые краски;
  • музыкальные инструменты (барабаны, ксилофон, бубен);
  • игровые панели с музыкой.

Вы можете сшить мешочки с крупами самостоятельно, а вместо пластилина замесить соленое тесто.

Минимализм

Считается, что чем проще будут игрушки для детей до года, тем лучше для их развития. Вместо покупки дорогих сенсорных ковриков с яркими разнофактурными деталями, которые могут перевозбудить малыша, вы можете окружить его простыми мешочками, сшитыми самостоятельно из тканей, различных на ощупь, и наполнить их крупами.

Детские психологи рекомендуют не перегружать ребенка большим количеством игрушек. Их обилие будет рассеивать его внимание, сделает малыша капризным и неусидчивым.

В последнее время стали популярными деревянные игрушки спокойных чистых цветов. Родители стремятся окружить свое чадо экологичными изделиями, которые не навредят вредными испарениями малышу и будут приятны для его глаз. Деревянные кубики, неваляшки, машинки и пирамидки понравятся младенцу своей простотой.

Посещая детские магазины, выбирайте только необходимые для грудничка игрушки. Подумайте, какие изделия нужны ему по возрасту, и какие навыки помогут развить предлагаемые консультантами «лучшие» модели. Избегайте покупать функционально перегруженные дорогие игровые станции, поскольку они могут довольно быстро надоесть младенцу. Лучше окружите его простыми развивающими элементами.

Погремушки

Погремушки, несмотря на простоту конструкции, очень полезны для развития детей. Они учат младенца концентрироваться, усиливают слуховое и зрительное восприятие, а также оттачивают координацию движений. Погремушки развивают хватательный рефлекс грудничка, его мелкую моторику . Малыш трясет игрушку, она издает звуки – и это помогает ему строить причинно-следственные связи.

  • погремушка не должна быть чересчур тяжелой для младенца;
  • если вы хотите купить малышу несколько игрушек, подберите их таким образом, чтобы все они были разных форм и цветов, однотипные погремушки не вызовут у младенца интерес;
  • вы можете выбрать для малыша погремушки из разных материалов (пластик, латекс, дерево), это будет развивать его осязание;
  • желательно, чтобы рукоятки у погремушек были разными на ощупь, пусть одна будет гладкой, вторая – ребристой, а третья – с выпуклостями, и т.д.;
  • по-разному шумящие погремушки будут развивать слух вашего малыша, подберите ему шуршащие, плавно гремящие модели, но избегайте слишком громких экземпляров, которые могут напугать младенца;
  • детям до полугода нравятся прозрачные модели, внутри которых перекатываются разноцветные элементы;
  • ощупайте игрушку, прежде чем покупать ее для грудничка – на ней не должно быть острых углов, которые могут навредить малышу.

Покупайте только сертифицированные погремушки для грудничка, и регулярно проверяйте их целостность . Все детали на игрушках для младенцев должны быть хорошо закреплены. Регулярно стерилизуйте все погремушки, а упавшие на пол – протирайте смоченной в перекиси водорода марлевой салфеткой.


Мобили и подвески

Мобили и подвески, как правило, становятся первыми игрушками для младенцев. У мало бодрствующего малыша единственный вид деятельности – это наблюдение, поэтому яркие висящие или движущиеся элементы перед его глазами заинтересуют его, и будут способствовать развитию его зрения, концентрации внимания. Со временем, малыш будет пробовать трогать подвески ручками, ощупывать их пальчиками и трясти.

Музыкальные мобили могут не только развлечь вашего малыша на время. Яркие движущиеся элементы разовьют глазные мышцы младенца, когда он будет следить за перемещением игрушек . Когда грудничок будет пробовать хватать летящие элементы, это будет тренировать координацию его движений.

  • чтобы малыш получал разный тактильный опыт, используйте гирлянды и подвески из разных материалов – пластиковые, латексные, деревянные и текстильные;
  • для прогулок и домашнего использования должны быть разные игрушки;
  • регулярно обрабатывайте деревянные и пластиковые детали мобиля, гирлянд и подвесок перекисью водорода, съемные элементы кипятите, а тканевые – стирайте с помощью детского порошка;
  • вешайте гирлянды новорожденному в коляску, кроватку или автолюльку таким образом, чтобы он мог задеть непроизвольными движениями, звук от погремушек будет привлекать внимание малыша;
  • подросшему младенцу, умеющему осознанно управлять своими ручками, гирлянды можно подвесить чуть выше, чтобы он тянулся и хватал их;
  • цвета элементов должны быть яркими и простыми, а формы – разнообразными, так малышу будет интересней;
  • звуки, издаваемые музыкальными мобилями должны быть негромкими и мелодичными.

Пирамидка

Пирамидка может быть разной: простой, состоящей из 3-4 колец, а также сложной и многоуровневой. Она может иметь стандартную конусовидную форму, повторять очертания стилизованных животных или же быть составной частью других игрушек – неваляшек и каталок. Кольца бывают текстильные, деревянные и пластиковые. Цель пирамидки в любых ее проявлениях остается неизменной – научить малыша мыслить, соотносить размеры деталей и помогать развитию его координации.

С помощью колец пирамидки вы сможете научить ребенка распознавать «большое» и «маленькое», «широкое» и «узкое», «верх» и «низ». Также для многих малышей эта игрушка становится первым наглядным материалом при изучении цветов.

Детям до полугода подойдут пирамидки с небольшим количеством колец, причем их диаметр должен быть значительно больше стержня, на который их следует нанизать, — так малышу будет легче научиться этому непростому для него действию. Поскольку младенец будет постоянно тянуть снятые кольца в рот, вам следует регулярно ухаживать за ними: текстильные детали простирывать, а пластмассовые и деревянные обрабатывать с помощью перекиси водорода.

Вкладывающиеся игрушки

Игрушки-вкладыши довольно примитивны на первый взгляд, но очень полезны для развития грудничков. Занимаясь с такими наборами, младенец учится анализировать и координировать свои действия. Ребенку понравятся как вкладывающиеся разноцветные стаканчики, из которых можно также построить и башенку, так и рамки-вкладыши с небольшими деталями разной формы.

С помощью вкладывающихся стаканчиков и деталей вы сможете научить ребенка определять цвета, формы и размеры, а летом вы сможете играть с их помощью в куличики.

Не торопитесь покупать для ребенка сложные модели, иначе, однажды не справившись с задачей, малыш может начать негативно относиться к игрушке. Начните с простых наборов: стаканчиков, которые легко будет вставить друг в друга малышу со слабой координацией, и небольших рамок с простыми геометрическими отверстиями. Можете купить малышу матрешку, только предварительно проверьте, легко ли соединяются деревянные части игрушки.

Кубики

Кубики — это, пожалуй, самые простые развивающие игрушки для детей до года. Пластмассовые или деревянные изделия будут нужны вашему ребенку весьма долгое время. Они пригодятся ему не только для строительства башен, но и для изучения цветов, размеров, а при наличии соответствующих рисунков — алфавита и цифр .

Купите малышу к шести-семи месяцам самые простые окрашенные деревянные кубики и покажите, как ими можно пользоваться. Обратите его внимание на то, что они разных цветов, сравните их форму с мячиками, попробуйте покатить. Подобные исследования очень понравятся ребенку, и вы увидите, как он начнет экспериментировать с другими игрушками, нарабатывая свой собственный опыт.

К 10-11 месяцам можете приобрести детские кубики с несложным рисунком на гранях, которые нужно собирать, поворачивая стороны. С вашей помощью ребенок довольно быстро научится складывать простые картинки. Как только малыш поймет принцип, можете начать покупать деревянные или пластиковые кубики с более сложными рисунками. Не переживайте, что таких игрушек скопится слишком много — они потом будут нужны ребенку для строительства башен и замков.

Динамические игрушки

Дети до года постоянно исследуют мир, каждый попавшийся в их руки предмет они пробуют на зуб, трясут, сминают и бросают, наблюдая за тем, как объект реагирует на их действия. Динамические игрушки приведут малыша в восторг и надолго займут маленького испытателя. Младенцу понравится, что юла после нажатия на рычажок начинает крутиться, машинка катится, а неваляшка, сколько не толкай его, — никак не хочет падать.

  1. При выборе динамической игрушки избегайте кислотных цветов, оттенки изделия должны гармонировать.
  2. Некоторые модели юлы имеют на своем корпусе картинки, которые при движении создают интересные иллюзии.
  3. Звуки, которые издают динамические игрушки, не должны быть слишком резкими и громкими.
  4. Перед покупкой юлы убедитесь в том, что изделие правильно отцентровано, иначе игрушка не будет вращаться, как положено, и не доставит малышу должного удовольствия.

Тактильные игрушки

Начиная с полугода дети активно исследуют окружающие их объекты с помощью осязания. Разнообразные тактильные ощущения стимулируют нервную систему младенцев и, тем самым, напрямую влияют на темпы развития. Чем больше вы предоставите малышу для исследования разнофактурных объектов, тем лучше это отразится на его нервной системе.

Вы можете укладывать младенца на сенсорный коврик, изготовленный из разных на ощупь материалов, или давать ему заниматься с игрушками из комбинированных тканей с пришитыми бусинками, пуговками и ленточками. Исследуя такие полезные и интересные игрушки пальчиками, грудничок будет обогащать свой тактильный опыт.

Некоторые мамы шьют своим малышам мешочки и наполняют их разными крупами. Разминая в руках такие «самоделки» с горохом, фасолью и пшеном, ребенок будет разрабатывать мелкую моторику.

После полугода вы можете приобрести для грудничка пальчиковые краски и заниматься с ним рисованием. Малышу очень понравится оставлять на бумаге яркие следы. Важно следить за тем, чтобы краски, которые вы покупаете, были нетоксичными и разрешены для детей.

Занятия с пластилином или тестом также весьма полезны для тактильного опыта и развития мелкой моторики детей до года. Вы можете научить ребенка катать колбаски, сплющивать кусочки пластичного материала и соединять детали вместе. Конечно, поделки малыша будут малоузнаваемы, но главное сейчас – разработать его пальчики, принося младенцу удовольствие.


Образные игрушки

Такие игрушки своим внешним видом копируют живых существ — кошек, собачек, мишек, детей, а также героев мультфильмов. Дети до года не умеют еще самостоятельно играть в сюжетные игры, но такие игрушки очень полезны для знакомства с новым миром, для умения соотносить образы на экране и в книгах со стилизованными объектами.

С помощью плюшевых любимцев вы сможете познакомить младенца с миром животных, научить его звукам, которые они издают. На куклах вы сможете показать малышу, какие части тела бывают у людей, он будет ассоциировать себя с игрушкой. Ближе к году ребенок будет уже копировать ваши действия и ухаживать за пупсом, усаживать плюшевых животных за импровизированные столики и кормить их.

  • для ребенка до года лучше выбирать игрушки с позитивным выражением лица;
  • если игрушка музыкальная, то звуки, ей издаваемые, должны быть нерезкими и мелодичными;
  • цветовая гамма мягких игрушек для младенцев должна быть приближена к реальной, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о мире;
  • аллергологи рекомендуют не реже двух раз в месяц стирать мягкие игрушки, чтобы избавить их от накопившейся в ворсе пыли.

Игрушки для физического развития

Такие изделия призваны физически развивать ребенка на разных этапах.

  1. Подвески и растяжки в кроватке и коляске развивают у детей хватательный рефлекс и координацию движений.
  2. На 3 месяце жизни малыша приведут в восторг надувные шарики, которые ему понравится отталкивать ручками и ножками, во время такой незатейливой игры будут укрепляться все мышцы младенца.
  3. Небольшие текстильные мячики научат младенца хватать, держать и бросать округлые предметы.
  4. После полугода текстильные или резиновые мячики будут развивать ползательный навык у малышей.
  5. Игры с мячом (перекатывание, толкание, бросание) развивают координацию и глазомер у грудничка.
  6. Устойчивые игрушки-каталки помогают деткам уверенней чувствовать себя при освоении навыка хождения, также они улучшают координацию движений.

© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей