04.03.2024

Если ребенок говорит 1 год. Ребенок не говорит в год. Причины задержки речевого развития у детей


Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Нормы развития речи

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков - получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» - падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного- наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Причины задержки речевого развития у детей

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.

Признаки задержки речевого развития у детей

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок - редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Что делать для речевого развития ребенка

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.

Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока-белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители - мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие - говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком - разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает "гулить" и "агукать".
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги "ма", "ба", "па", "бу" и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще "ма-ма", "ба-ба", "па-па"). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами "ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а" и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Не путайте лепет со словами

Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года - уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет - это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.

Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), - это определенный смысл, и одно "слово" может означать многое. Например, "ка-ка" - это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне - "кар-кар" (нет еще звука "р"). Итак, одно "слово", похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.

Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?

Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.

Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.

Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.

Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
  2. Подражание звуков, движений.
  3. Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.

Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.

Генетика

Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на "ура", то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.

Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки "Учимся говорить" для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.

Половая принадлежность

Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и "пойдем гулять" может звучать как "качели", "горка", а "дай пить" - "сок" и так далее.

Познавательные способности

Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.

Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос "Кто от бабушки ушел" ребенок должен сказать "Колобок" (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).

Взаимодействие малыша со взрослыми

Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит "мама", "папа" и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, - это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.

Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.

Мотивация

Мотивация - это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит "дай", а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать "Что?", "Что это?", "Зачем сок?". Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: "Кто к нам пришел"? "Кто это принес гостинцы"? Напомните, что это "баба", и опять спросите, кто это.

Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Пустышка - враг речи

Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.

По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое "улюканье" они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: "уточка плавает", "куп-куп", "мыть", "водичка" и так далее. Потом меняем детей местами - хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Стресс

Любые изменения - стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то - поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.

В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.

О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.

Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот - повторить сложно, а вот "киса" или "кыса" - проще. То же касается слова "вода", дети проще воспринимают "водичка".

Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет "муу", а может и спросит: "Где муу?"

Большинство родителей детей, возраст которых приближается к одному году, начинают все внимательнее следить за развитием речи своего малыша. Почему-то ожидается, что, переступив этот рубеж, малыш начнет сразу четко, как по книжке, говорить.

Но вот и год…

Проходит день рождение, но, чаще всего, ничего кардинально не меняется. Ребенок в год не говорит или говорит не так много слов, как бы хотелось родителям.

Естественно, возникают сами собой вопросы:

  • А нормально ли это?
  • Когда ребенок должен заговорить?
  • От чего это зависит, когда ребенок начнет разговаривать?
  • Кому из врачей нужно показать молчуна?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

На эти и не только эти вопросы касательно развития речи малыша вы найдете ответы в этой статье.

Нормальные показатели развития речи детей от 0 до 12 месяцев

Согласно современной отечественной практике? выделяют определенные нормы физического и психомоторного (в том числе речевого) развития, которые контролируют врачи и ориентируют на них родителей.

Приведу в форме таблицы нормальные показатели речевого развития малыша в зависимости от возраста.

Возраст ребенка и характеристика этапа становления речи Что говорит Что понимает
Первые два месяца жизни (период крика). Издает однотипные звуки, но с разной интонацией. Прослеживается смена настроения (может подвизгивать от радости или кричать от недовольства).
3-4 месяца (промежуточный этап развития речи от крика до лепета). Начинает «гулить» и «агукать». Пробует издавать и растягивать звуки «а-а-г-у»,а-у-о». Поворачивается в сторону источника звука, ищет его глазами.
5-6 месяцам (период употребления лепетных звуков). К гласным присоединяются согласные звуки, и они могут повторяться. Сам себе или повторяя за мамой, малыш говорит «ба», «на» «ма», «ка», «па», «бу». Различает интонации взрослых (доброжелательные и сердитые). Узнает свое имя и откликается на него.
7-9 месяцев (активный лепет). Повторяет за взрослыми разнообразные слоги и звуки («o-o-o», «y-y-y», «a-a-a», «ма-ма-ма», «га», «на», «ав», «па-па»). Преобладают лепетные слова. Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь. К 9-10 месяцем ясно видно, что малыш понимает значение слов, ищет глазками маму, папу, игрушку, пальчиком указывает на части лица (носик, глазки).
11 месяцев (период первых простых слов). Появляются первые простые слова, произнесенные осознанно («мама», «кака», «дай», «баба», «папа», «мяу», «ав-ав»). Одно и те же слово малыша может иметь много значений. Довольно часто словом «кака» малыш одновременно называет мусор и ворону. При произношении таких слов можно различить разную интонацию малыша в зависимости от ситуации и настроения крохи.
12 месяцев (словарный запас 3-10 простых слов) Малыш использует небольшой набор простых слов. Примеры: «на», «дай», «дам», «баба», «папа», «мама», «бух», «кака», «тетя», «дядя», «ама». Подражает звукам животных. Знает и может показать части тела.

Поясню, чем отличаются лепетные звуки от лепетных слов. Лепет пяти-шестимесячного ребенка представляет собой определенный набор звуков, которые малыш только пробует произносить. «Воркуя» с родителями, малыш повторяет слова, меняет звуки местами. А в 7-8 месяцев ребенок понимает смысл произнесенного лепетного слова. И обозначает ими вполне конкретные предметы. В силу своей неопытности, ребенок может называть одним словом различные схожие, и даже несхожие предметы.

Есть ли поводы для переживаний, когда ребенок не говорит в год?

Если годовалый малыш по-прежнему молчит или говорит мало слов, это, несомненно, беспокоит родителей. Но паниковать не стоит, это не значит, что малыш отстает в развитии. Для каждого малыша сроки, в которые сформируется активная речь, индивидуальны, но можно выделить усредненный срок – от года до полутора лет.

Есть и такие родители, которые послушав мнение знакомых, что совершенно нормально, если ребенок сам заговорит позже, когда пойдет в детский сад, не спешат вмешиваться в процесс.

Решить вопрос, все ли в порядке или стоит проявить беспокойство, поможет врач. В годовалом возрасте отечественное здравоохранение предусматривает комплексный медицинский осмотр малыша узкими специалистами (невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург и другие), которые оценят развитие вашего ребенка в целом.

Важно отметить, что любой квалифицированный специалист, будь то педиатр, невролог или логопед, оценивает все показатели физического, нервно-психического и речевого развития ребенка в совокупности, а не каждые отдельно.

Паниковать из-за того, что ребенок в год не говорит, нет оснований, если:

  • малыш активно интересуется всем, что его окружает;
  • исключены факторы риска по задержке речи у ребенка (тяжелые неестественные, оперативные роды матери, патология зрения и слуха у малыша);
  • кроха откликается на свое имя, реагирует на звуки, речь окружающих;
  • во время игры ребенок понимает и выполняет простые команды, подражает действиям родителей;
  • кроха произносит разные лепетные звуки и слова, даже если они вам кажутся неполноценными;
  • у ребенка нормально развита и крупная (все двигательные навыки) и мелкая моторика (малыш может взять предмет «пинцетным» захватом).

От чего зависит своевременное развитие речи ребенка?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все очень индивидуально.

На речевое развитие малыша оказывают влияние физиологические и социальные факторы. Первая группа факторов, как правило, не поддается корректировкe лишь усилиями родителей. Влияние на них может оказать лишь совместная работа медиков и родителей. К ним относятся:

  • Нарушение слуха, которое не позволит крохе правильно понять речь и в дальнейшем воспроизвести звуки.
  • Патология зрения также мешает развитию речи, так как, только наблюдая за артикуляцией взрослых, ребенок научится правильно проговаривать слова.
  • Ребенок, рожденный в результате тяжелых патологических родов и в том числе, кесарево сечение входит в группу риска по задержке развития речи.
  • Причиной речевых нарушений также могут стать заболевания нервной системы, задержка общего физического развития.
  • Немаловажно, какую наследственность имеет ребенок. Если кто-то из родителей малыша долго молчал в детстве, то есть вероятность, что их ребенок заговорит несколько позже общепринятых сроков. Не обязательно будет так, но это возможно. В тоже время это не значит, что бесполезно с ним заниматься, развивать его речь.Очень важно как можно больше уделять внимания таким детям, заниматься, разговаривать с ним. Это обязательно принесет свои плоды, пусть даже в первое время будет пополняться индивидуальный пассивный запас слов ребенка.
  • Половая принадлежность. Принято считать (и это подтверждают данные научных исследований), что формирование активной речи у мальчиков происходит в более поздние сроки, чем у девочек. Существуют также некоторые отличия в процессе развития речи и накапливании словарного запаса у мальчиков и девочек. Девочки, как правило, используют большее количество слов для того, чтобы обозначить предмет. Но при этом фразовая речь у них формируется относительно позднее, чем у мальчиков.

Период, когда дети говорят «на марсианском языке», гораздо более продолжительный у мальчиков, чем у девочек. Еще мальчиков отличает то, что они относительно рано начинают слова, обозначающие движения, действия. То есть, говорить словосочетаниями и предложениями мальчики начинают сравнительно рано, часто обгоняя в этом сверстниц-девочек.

Но списывать «неразговорчивость» ребенка лишь на его пол не стоит.

Это что касается физиологии. Но десятилетиями человечество накапливало знания и пришло к выводу, что на формирование речи малыша влияют многие другие факторы, никак не связанные с физиологией.

И тут все зависит от отношения родителей к воспитанию своих детей. То есть, своевременное развитие речи напрямую зависит от заинтересованности взрослых помочь своему малышу приобрести этот и многие другие навыки.

  • Злоупотребление пустышкой . Если рот ребенка часто занят пустышкой, его общение постепенно сводится к мычанию и указательным жестам. Также длительное использование пустышки (больше 1,5 лет) приводит к нарушению прикуса у ребенка. Последствия родители увидят гораздо позже, когда появляются дефекты речи. Нужно стараться использовать пустышку минимально (допустим, только на сон) и обязательно нужно отказаться от нее к полутора годам.
  • Общение важно для развития речи. Будьте всегда рядом со своим ребенком, помогайте и побуждайте его совершать новые открытия. Интеллект и способности ребенка в большей степени зависят от количества времени и внимания, уделенного малышу взрослыми, чем от физиологических причин и наследственности. Дело даже не в специальных пособиях по воспитанию маленького гения и игрушках для «раннего развития», а в полноценном общении, вере и стремлении поддержать своего ребенка.
  • Мотивируйте ребенка. Часто сталкиваюсь на практике, когда родители переживают, что малыш не желает говорить, а объясняется с ними жестами и мычанием. При более тесном знакомстве с семьей замечаю, что малыш по одному лишь движению руки или по нечленораздельному звуку в виде мычания сразу получает желаемое. А родители этого почему-то не замечают и не понимают. А ведь стоит подумать: захочет ли ребенок напрягаться и называть предметы словами, если он и так получает, что хочет. В крайнем случае, еще можно зареветь, если одного жеста или звука не хватает.Одинаково важно для ребенка не только иметь в окружении любящих и заботливых людей, но и ощущать правильное отношение взрослых к еще пока маленькому, но человеку. Гиперопека в детстве негативно повлияет на личностные качества ребенка, и на протяжении всей жизни будет приносить свои плоды. Если в возрасте 8-12 месяцев указательные жесты вполне имеют право на существование, но к полутора годам стоит стимулировать ребенка к обозначению того, что ему нужно, словами.
  • Будьте осторожны с гаджетами! Формирование речи происходит только при постоянном взаимодействии малыша с взрослым. При этом в разговоре важно жестикулировать, менять интонации, эмоциями и мимикой дополнять рассказ.Однако в современном мире все более привычным становится использование игрушек и гаджетов в процессе воспитания ребенка, позволяющих родителям отвлекаться на свои дела, оставив малыша одного.Вот с этим будьте осторожны! Поверьте, никакие телевизоры, планшеты или супернавороченные игрушки не заменят мамин голос, не передадут живые человеческие эмоции и не восполнят недостаток живого общения.Не призываю отбирать гаджеты у ребенка (они детям нравятся, этого нельзя отрицать). Просто сделайте так, чтобы с вами было интереснее.
  • Загруженность занятиями. Встретила недавно на интернет-пространстве информацию об организации проекта «Ребенок – гений», и стало страшно. Не знаю точно, из какого по возрасту ребенка собираются делать гения.Если это маленькие дети, о которых речь идет в этой статье, то это прямой путь нарушить психическое развитие ребенка. Безусловно, в каждом ребенке заложен огромный потенциал. Рассмотреть и развить его – важнейшая задача. Но делать это нужно умеючи, очень и очень осторожно.Если малыша, который толком еще не говорит, пытаются научить одновременно буквам, цифрам и иностранному языку, результаты обучения и влияние его на психику ребенка будут не такими, как бы хотелось «заботливым» родителям.
  • Испуг, переживания и стресс может отрицательно повлиять на развитие речи малыша. Повлиять на психику ребенка могут выяснения отношений или развод родителей, пьяный родитель, смена места жительства, ранний выход матери на работу и, соответственно, детство с няней, несправедливое наказание. Выражаться это может не только беспокойным поведением, лабильной психикой и плохим сном, но и стать причиной замкнутости ребенка, а вместе с этим упорным нежеланием говорить.

Как помочь ребенку начать говорить?

Сначала нужно проанализировать причины.

Для того, чтобы исключить физиологические причины нарушения речи, проконсультируйтесь с педиатром и психоневрологом. Если проблемы существует, только специалист может посоветовать вам, как лечить ребенка.

Если врачебное заключение гласит, что ребенок здоров, то до двух-трех лет возраста главное, что вы должны обеспечить, – постоянное общение с ребенком. Развлекать ребенка мультфильмами не стоит. Они, даже самые развивающие, не полезны для развития речи (не говоря уже о нагрузке на зрение и нервную систему).

Родителям нужно привыкнуть, как бы это ни было сложно, что какое-то время им придется общаться с малышом в одностороннем порядке, не получая от него ответа. Но процесс развития речи длительный и постепенный. Иногда результатов занятий можно достигнуть только через несколько месяцев. Но зато какая это радость услышать первые слова своего ребенка!

В современном мире один из самых важных навыков ребенка – социализация, то есть умение общаться с окружающими. И для правильного и своевременного речевого развития ребенка важно, чтобы рядом были не только папа и мама. Чем большее число людей входит в круг общения ребенка, тем быстрее он заговорит. Особенно важно общение со сверстниками и детьми постарше, которые уже говорят.

Тем не менее, не факт, что, если в семье ребенок рожден не первым, есть старшие дети, а родители разговаривают с ребенком, то он обязательно начнет говорить в срок. Вопрос в том, как именно нужно разговаривать с ребенком.

Быстрый темп разговора старших детей или взрослых друг с другом не позволяет ребенку вычленить отдельные слова, понять их значение, а потом научиться повторять их.

То есть, родители не всегда правильно разговаривают с ребенком. А это ведь несложно. Необходимо лишь следить, чтобы темп речи был не быстрым, постоянно комментировать свои действия, говорить с малышом так, как будто ожидаете его ответa, описывать окружающие явления и предметы и стимулировать к этому ребенка.

Важно во время разговора с ребенком акцентировать внимание на своих губах, говорить медленно, интонационно выделяя простые уже знакомые малышу слова, которые он может потом повторить. Несомненно, очень полезно для речи чтение потешек и стихов, пение детских песенок. Еще раз повторю, что планшет, телевизор аудиозаписи и другие суррогаты речи не способны заменить ребенку общение с родителями.

Важно не кривляться в разговоре, не «сюсюкаться» с малышом. Именно ваше произношение должны быть эталонным для него. Однако в меру все можно (именно в меру!). Употребляя в разговоре простые звукоподражательные слова вперемешку с обычными, вы поможете ребенку скорее заговорить (кушать – ам, упал – бух, машина – би-би, мусор – кака, поровозик – чух-чух).

Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

1. Развитие мелкой моторики.

Вероятно, вы слышали о важности формирования мелкой моторики для умственного и речевого развития детей. Формированием мелкой моторики (скрупулезных движений пальчиками) приводит к стимуляции работы отдела головного мозга, отвечающего за речь. Поэтому так важно выбирать для детей пальчиковые игры и игры, требующие тонкой, скрупулезной работы пальчиков.

Иногда ребенок не сразу дает маме свои ладошки для пальчиковых игр. Тогда мама может решить, что в такие игры рано играть с ее малышом. Но это совсем не так. Просто показывайте, не настаивая, движения игры на своих ладошках. Малыш постепенно привыкнет и проявит интерес к забавным движениям, а в дальнейшем попытается повторить, пусть даже пока и по-своему, неумело.

Для развития мелкой моторики полезно и очень весело с ребенком лепить из пластилина или соленого теста, рисовать специальными пальчиковыми красками, давить пальчиками полимерную глину.

Не стоит давать без присмотра мелкие предметы, чтобы ребенок их не проглотил. Можно использовать для игр палочки для счета, прищепки, мешочки с крупой, специально предусматривающие развитие моторики игрушки – пирамидки, вкладыши, лабиринты, шнуровки.

Знакомьте малыша на прогулке с природой. Щупайте и разглядывайте цветочки, веточки, камешки, играйте в песочнице с ребенком. Все это благоприятствует развитию речи малыша. Позвольте ребенку во время прогулки насобирать камешков, принести домой и поиграть с ними дома.

Когда период пробы всех предметов на зуб у ребенка прошел, начинайте играть с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, макаронами). Быть при этом все время рядом обязательно!

2. Чтение книг.

Чтение книг – это очень важный и нужный момент в развитии речи ребенка. Это и игра, и обучение – одним словом, развитие. В первую очередь речевое развитие. Ребенок слушает речь, понимает слова, запоминает, стремиться повторить.

Прививать любовь к чтению книг никогда не рано. Лучше начинать с чтения специальных книг с клеенчатыми страничками для самых маленьких, которые можно попробовать на зуб.))

В случае, если ребенок не проявляет интереса к чтению книг, и вам кажется, что он даже не слушает, стоит просто читать, сидя рядом с ним. Пробуйте заинтересовать его картинками, переключайте внимание крохи на уже понятные ему картинки и предметы, задавайте вопросы – «Что это? Как делает котик? Что кушает собачка? Где носик у зайки?» Поначалу вы сами будете отвечать на свои вопросы. И это нормально, главное, чтобы крохе было интересно.

Медленное чтение вслух (нараспев) создает теплую и доверительную обстановку, обеспечивает ребенку возможность быстрее осваивать свой родной язык, понять новые образы и понятия. Лучше всего ребенком запоминаются и воспринимаются звукоподражания («гав-гав», «мяу»), упрощенные слова (машинка – биби, часики – тик-так).

Дети постепенно привыкают к книжкам, сами просят почитать. Пишу эту статью и улыбаюсь. У моей старшей дочери Валерии в возрасте 1,5-2 года прямо ритуал сложился – почитать книжку перед сном. Она собирала в охапку все книжки, несла к себе на кровать, выбирала одну по настроению и говорила мне: «Читай эту книжку! Только с ся-я-ямого начала!» А к двум годам декламировала наизусть Федорино горе, Мойдодыра, Кошкин дом.

Классические произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака написаны давно, но и сегодня идеально подходят для чтения самым маленьким. Выбирать книги нужно с яркими крупными картинками, не перегруженными деталями, в которых малыш без труда узнает уже знакомое ему животное или игрушку.

Существует множество специальных пособий, направленных на развитие речи. Со своими детьми я занималась (с Лерой) и занимаюсь (с Ваней) с «Альбомом по развитию речи для самых маленьких» (С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова).

3. Очень полезно для развития речи заниматься артикуляционной гимнастикой.

Самые простые упражнения можно проводить уже с годовалым ребенком. Сначала ребенок с интересом будет наблюдать за вашими действиями, а потом захочет и их повторить.

Покажите малышу несколько упражнений:

  1. Цокающую лошадку.
  2. Оближите губки язычком после вкусной кашки
  3. Широко улыбающуюся лягушку (губы в улыбке растяните как можно шире).
  4. Подуйте с ребенком в дудочку или на перышки (пушинки).
  5. Слона с длинным хоботом (вытяните вперед губы).
  6. Рычащего льва, бегемота, широко открывающего рот.
  7. Кошку, лакающую молоко.

Вы можете придумать сами немало новых незамысловатых упражнений для своего малыша. И они не только поспособствуют развитию хорошей артикуляции ребенка, но и станут веселой и приятной частью общения с ним. Ведь звуки, мимика, жесты для формирования речи не менее важны, чем слова.

Важно понять родителям, что нельзя насильно заставить ребенка говорить. Не надо на него сердиться и настойчиво просить: «Скажи», «Повтори». Дети в таких случаях часто ведут себя «от обратного». Иногда стоит отпустить ситуацию, не прекращая разговаривать, заниматься, играть с ребенком.

Пусть это доставляет вам удовольствие. И вы скоро оцените результаты своих усилий, когда ваш монолог перейдет в диалог!

О том, стоит ли переживать, если ребенок в год не говорит, и как это исправить, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Первая причина – нарушение речи из-за каких-то физиологических особенностей. У ребенка могут быть нарушения физической формы, каких-то внутренних органов, их болезни, которые, в свою очередь, сказываются на то, что ребенок отстает в развитии речи, внимания или памяти.

Еще одной причиной может послужить недостаток внимания к ребенку его родителей. Дети должны постоянно общаться со взрослыми, а те контролировать, чтобы их чадо постоянно продвигался вперед, приобретая новый опыт и навыки.

Отсутствие контакта с ровесниками также может послужить причиной отставания в речи. Дети должны общаться с такими же как они детьми. Таким образом ребенок сравнивает себя с ними, это поможет ребенку понять какие-то вещи, которые другие дети делают, а он нет. Ребенок может стать более послушным, если он видит примерного ребенка рядом.

Четвертой причиной отставания можно считать испуг, который пережил ребенок. Именно из-за него ребенок может отказаться говорить. Испуг может быть выражен в плохом сне или в чем-то услышанном или увиденном. Если ребенок застанет ссору своих родителей, то он может изменить свое мировоззрение на мир, он может замолчать на долгое время. Наказание ребенка, если оно было применено несправедливо, тоже вполне может дать толчок к тому, чтобы ребенок не захотел говорить.

Что же делать родителям, у которых ребенок в 1 год не говорит?

Во-первых, ребенка необходимо показать детскому специалисту, который сможет определить действительно ли что-то не в порядке у ребенка. Если врач не обнаружит никаких физиологических отклонений или умственного отставания, то можно смело идти домой и заниматься ребенком без врачебной помощи.

На втором шаге родителям стоит обратить внимание на ребенка. В годовалом возрасте дети активны и хотят быть в центре внимания, они охотно принимают участие во всех внешних процессах. Они начинают все трогать, замечать, совершать действия, которые помогают им исследовать этот мир. Если такого не происходит с ребенком и он, напротив, лежит молча и никак не реагирует на внешние раздражители, то необходимо вызвать у него интерес. Если у ребенка существует недостаток в игрушках, то очень часто у него наблюдаются дефекты речи или он отстает в развитии. Поскольку именно игрушки являются тем объектом, с которым дети постоянно контактируют.

На следующем шаге необходимо установить постоянный контакт с ребенком. Необходимо постоянно ласкать малыша, хвалить его за все попытки что-то произнести или что-то сделать. Можно позволять ребенку баловаться, поскольку это естественный процесс. Не следует ругать ребенка, надо играть с ним, чтобы ребенок не считал родителей врагами, чтобы они были помощниками ему. После таких действий ребенок поймет, что для того, чтобы войти в контакт с родителями, ему стоит что-то сказать. Он будет знать, что если он произнесет какие-то слова, то родители обязательно обратят на него внимание.

На следующем этапе ребенка надо обеспечить книгами и другими развивающими материалами. Ребенку следует позволить иногда смотреть телевизор. Хотя многие негативно относятся к современным мультфильмам, потому и не разрешают просмотр телевизора. Но ребенку можно включить и советские мультфильмы, которые продаются в магазине на DVD-дисках. Ребенок будет вслушиваться в слова и при этом визуально воспринимать действия, происходящие на экране и захочет их повторить.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения .


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей