24.04.2024

Психические состояния подростков. Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков Психологические проблемы подростков


Все мы в свое время прошли через трудности Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить всю тяжесть этого периода жизни. Кто-то опасается, чтобы его чадо не попало в дурную компанию, кого-то настораживает чересчур агрессивное или, наоборот, апатичное поведение ребенка. Именно переживания за детей и заставляют нас углубляться в психологию подростков, искать пути решения их проблем. Однако не стоит удивляться, если ребенок отвергает вашу помощь: в пубертатном периоде все советы, особенно со стороны взрослых, воспринимаются «в штыки».

Чтобы помочь подростку преодолеть трудности, следует иметь в виду разнообразие психических состояний его личности в этот период. Давайте узнаем, какими могут быть психические и эмоциональные состояния подростков и почему так происходит.

Психические особенности подростков

Всем известно, что настроение детей в возрасте 11-15 лет может очень часто меняться на противоположное. Виной тому – гормональная перестройка организма ребенка, который уже готовится стать взрослым. И нет ничего удивительного в том, что эти изменения затрагивают психику – ведь это самое уязвимое место, «ахиллесова пята» любого человека. Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

  • активность – пассивность;
  • увлечение – равнодушие;
  • возбужденность – заторможенность;
  • напряженность – раскрепощенность;
  • страх – радость;
  • решительность – растерянность;
  • надежда – обреченность;
  • тревога – безмятежность;
  • уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Как было сказано выше, это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески болтать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Способы регуляции и саморегуляции психических состояний в подростковом возрасте

Самый распространенный совет для родителей подростка – нужно просто «пережить», перетерпеть это время. Действительно, психически здоровый ребенок в состоянии сам преодолеть возникающие у него трудности. Родителям следует просто с пониманием отнестись к его поведению и быть с ним не более строгими, чем обычно. Наоборот, чем проще вы относитесь к своему взрослеющему ребенку, тем легче и ему будет строить отношения с вами. Пересмотрите свои принципы в отношениях «родитель – ребенок», общайтесь с ним если не на равных, то хотя бы как с равным себе. Помните о том, что в этом возрасте ребенок очень раним, даже если он и не показывает этого. И он должен знать, что родители всегда на его стороне, что он не одинок и в случае возникновения проблем вы в любом случае придете к нему на помощь. Но вместе с тем не стоит навязывать эту помощь – она будет актуальна лишь в том случае, если подросток не в силах справиться сам и просит помощи либо вы видите, что он остро нуждается в ней.

При необходимости не стесняйтесь обратиться за советом к психологу, специализирующемуся на , а при возникновении более серьезных проблем – к квалифицированному врачу-психиатру.

Дорогие родители! Не забывайте о том, что налаживать доверительные отношения с ребенком нужно, начиная с самого раннего возраста. Это позволит избежать множества проблем в подростковом периоде.

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка - он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах. Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период. Давайте остановимся на этом подробнее.

у подростков

Именно начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией. Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное. Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи. Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком - акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная. Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние - норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя. Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе.

В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту. Симптомами являются следующие изменения:


Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте. Главная опасность расстройства - преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто. Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором - на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии. Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным - крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы - сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия.

Отличие есть, и оно главное - при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы - неотъемлемая часть взросления. Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

Разделы: Школьная психологическая служба

Социальная ситуация развития подростка

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые не замечают в своих отношениях с детьми, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с ребятами от десяти до двенадцати.

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего подросткового возраста. Так или иначе школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связеи. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства – дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя). Они украшают (как умеют) свои личные предметы – велосипеды, тетради, книги, кровать и тому подобное. Часто это выглядит, как порча или пачканье, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы более личные свойства, становится своей. Именно вещь имеет сначала для ребёнка свойства тайны, только ему известной. Такая «тайная» вещь обозначает степень дозволенности воздействия другого. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное разрушение их вызывает у ребёнка бурю чувств. Похоже, что так рождается новое с социальных связях. Они начинают регулироваться осознанной мерой воздействия, а это и возможность сказать «нельзя» другому человеку, и демонстрация себя «ненастоящего», когда можно притвориться, выдумать или, как говорят, манипулировать не только другими, но и собой.

Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное. Это особая форма лжи, которая не связана ни с какими наказаниями или просто последствиями. Обычно о её существовании родители знают редко, только в ретроспективном анализе взрослый человек может найти факты такого поведения в «конце детства» (10-12 лет). Это один из вариантов, как называют его дети, белой лжи. Часто его содержание навеяно вероятными семейными тайнами – происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам и тому подобное. Эти выдуманные факты собственной биографии ребёнок может «опробовать» и в общении со сверстниками, но обычно они не встречают у них большого интереса. Это явление должно быть очень важным, хотя оно, к сожалению, мало исследовано в специальной литературе. Можно полагать, что достаточно высокая степень его распространения говорит о необходимости таких «проб себя» как момента в развитии ребёнка. В дополнение этому явлению как ещё одну грань «проб себя» можно исследовать и смену читательских интересов детей. В конце детства их больше привлекает литература о сверстниках, и их реальной жизни, о возможных событиях и приключениях. В психической реальности ребёнка появляются условия для осуществления режиссёрского воздействия на собственную жизнь.

Ребёнок пробует свои возможности изменения в отношениях с другими людьми, ориентируясь на содержание своей Я-концепции и концепции другого человека, где появляется важнейшее образование – единица измерения отношений, мера правuльностu, как назвала её г. с. Абрамова. (1) Зарождается эта единица в переживании воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства («Ты сломал мою игрушку», «Ты испортил мой рисунок», «Ты выбросила мои палки») и связана с переживанием боли или отрицательных чувств, основанных на потере предметом части его свойства. Предмет, на который оказано другим человеком деструктивное воздействие, становиться ущербным неправильным.

Младшие подростки часто производят впечатление педантов, они очень переживают, если известная им правильность нарушается, особенно в отношении их самих, например, проявляется, по их мнению, несправедливость.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Эти нормы чужды самому человеку, их надо освоить, для того чтобы другие люди не причиняли боль, разрушая границы психологического пространства. Мера правильности, требование соблюдать её – основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других. Обида детей этого возраста на взрослых почти всегда связана с тем, что они нарушают границы психологического пространства, делают явным для дру.гих тайное Я ребёнка. Тяжело наблюдать состояние ребёнка, которого мать стыдит перед всем классом за то, что он прогулял школу. Мать считает, что она поступает правильно, но никто не узнает по-настоящему, какой страх перед контрольной остановил десятилетнего парнишку перед дверями школы. Он боялся быть плохим учеником, боялся быть «неправильным учеником», он честно боялся, он честно строил свои отношения со взрослыми как правильный (хороший) мальчик, но не получилось.

Современный психолог Лоренц Колберг исследовал отношение детей к моральным дилеммам. Ребёнок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он не был, но мог оценить положение человека, для которого следование правильным нормам вступало в противовес с интересами других людей. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой.

Многие психологи используют результаты, полученные Л. Колбергом для изучения особенностей морального развития конкретного ребёнка, ориентируясь на содержание этапов развития, описанных им. Они приведены в таблице, учитывая приблизительность возрастных границ.

Уровень

Возраст, лет

Что значит себя правильно вести

Почему надо вести себя правильно

0 4 Вести себя, как хочется. Справедливо то, что я делаю Чтобы получать награды и избегать наказаний.
1 5-6 Делать, что велят взрослые Чтобы избегать неприятностей
2 6-8 Вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне Чтобы не упускать своего
3 8-12 Отвечать ожиданиям других; доставлять другим радость Чтобы другие хорошо обо мне думали, и сам я хорошо о себе
думал
4 12-… Удовлетворять общественным требованиям Чтобы способствовать стабильности общества, быть хорошим гражданином

Для детей в младшем подростковом возрасте преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё Я. Это одно из главных противоречий этого периода, которое разрешается созданием, освоением меры правильности (то есть оправданной, обоснованной, нужной) в регуляции отношений других к Я и Я к самому себе.)

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни ребёнок овладевает важнейшим человеческим качеством ­трудолюбием. Трудолюбие – это не волевое качество, оно одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по её организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь».

В это время все трудовые навыки ребёнка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все его навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я. В это время современный ребёнок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то есть орудиями труда. Именно их свойства, как бы воплощают возможные конечные цели действия, что делает инициативы ребёнка, применяющего эти инструменты, вполне конкретными
и осуществимыми.

В современных условиях эта потенциальная готовность детей к устройству жизни реализуется в условиях, когда сама социальная действительность очень сложна и понятие обустроенной жизни становится весьма неопределённым.

Это порождает для подростков очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений. Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, необязательно проявляется в социальных отношениях или в школе.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте

Школа в современной культуре становится особым инструментом со своими целями и задачами, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам, часто выглядящим вполне фантастически (1).
Вооружённый воображением и способностью действовать по правилам (по образцу взрослых отношений), ребёнок находится в школе. Воображение помогает ему действовать.
Школьное детство – это ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.
Требования, правила в отношениях с другими людьми, нормы предметных действий раскрывают закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть.

Суждения ребёнка основаны на житейском опыте, выражены в словах как средствах мышления. Научный тип мышления , который ребёнок при обретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее, действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребёнка такие стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте.

Вместе со знаниями в жизнь ребёнка входят книги – учебники. Работа с ними – это одно из первых действий по овладению навыками самообразования
Под руководством учителя школьник учится работать над текстом, так же, как учится понимать учебную задачу, учится проверять свою· работу по образцу, учится правильно её оценивать.

В жизнь ребёнка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого диалога в том, что он формирует у ребёнка научную картину мира – открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления. Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребёнок овладевает способами организации учебного труда.

Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает чёткое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия качественно новое свойство человеческой психики.

Младший подросток начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со взрослыми. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего подростка с учителем открывает для него новые формы сотрудничества с другими. Уже к шестому классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребёнка, вносят в неё новое качество – оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. Результатом учебного труда является научное мышление.

Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. При решении, например, задачи о количестве яблок для ситуации учения совершенно не важно – вкусные эти яблоки или нет, какого они цвета. Для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребёнку надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), находить способы её решения (как и с помощью чего я могу её решить?), оценивать себя (что я умею делать?), контролировать себя (правильно ли я делаю?). Всё это постепенно формируется в учебной деятельности ребёнка. Но без помощи взрослых ребёнок не научится управлять собой.

Когда ребёнок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для её достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Произвольность поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребёнка со взрослыми как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Взрослый поспособствует развитию индивидуальности ребёнка, если сформирует у него теоретический, научный тип мышления, позволяющий обращать внимание на самые существенные связи и отношения окружающего мира. Но далеко не всегда в своей работе учителя и родители выполняют такие требования, необходимые для полного психического развития подроста. И «мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, всё больше тяготеют бременем учения, как многие из них избегают его», – пишет известный педагог Ш.А. Амонашвили.

Чтобы помочь детям в учении, надо чётко представить, что важнейший компонент научного мышления, которым ребёнок овладевает в школе, – не только выделять существенное в окружающем мире, но и способность обосновать, оценить, проконтролировать свои действия, свой выбор того или иного способа действия. Это значит, что при оценке результатов учения взрослые должны исходить из особых критериев, которые отражают подлинные показатели развития ребёнка, а не успешность в исполнении тех или иных частных, пусть и достаточно сложных, действий.

Если есть в семье младший подросток, как спрашивают его о школьных делах: какую отметку он сегодня получил или чему он сегодня научился. Разница в вопросах отражает и суть проблемы снижения интереса к учению в младшем подростковом возрасте. В вопросе об оценке невольно придаётся значение только результату, и оценкой меряются способности, трудолюбие и другие качества школьника. Результат учения очень важен, но он не выражается только в оценке. Он выражается в реальных знаниях и умениях ребёнка. Возникает трудность в том, что родители, часто не осознавая этого, подстраивают своё отношение к ребёнку в соответствии с его школьными успехами. Успешность ребёнка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, реальной помощью и поддержкой родителей, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки или бессмысленными усилиями по переписыванию несколько раз домашних заданий.

Чтобы изменить отношение к успехам и неудачам ребёнка в учении, надо понять, чем они вызваны. Может на пути его стоит идол, который, по словам Сухомлинского, подстерегает ребёнка в школе. Идол – это оценка. Оценка часто приобретает большое значение в жизни ребёнка. Со стороны взрослого она должна предполагать прежде всего такие критерии, которые известны самому ребёнку. Тогда оценка становится содержательной, и ребёнок учится оценивать своё продвижение в усвоении материала. Самообучение будет поощрять ребёнка к дальнейшему обучению. Родители в этом отношении могут многое сделать для своих детей, если постараются сами увидеть содержательную сторону оценки и научить этому видению ребёнка, а не ориентироваться слепо на социальное значение оценок.

Современные исследования показывают, что ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Он хочет и умеет научить его. Быть активным, самостоятельным в учебно-познавательно деятельности. Он выступает и формируется в ней как личность. Чтобы такое происходило, чтобы ребёнок был так же жаден до знаний, как и в до­школьном возрасте, так же стремился действовать, как взрослый, родители должны всеми способами поощрять его в учёбе, приветствуя наималейшие успехи и не акцентируя внимания на временных неудачах. Сделать это бывает порой не просто, требуется совместная работа учителя и родителей. Но она тем более оправдывает себя, что цель её всегда благородна: создание благоприятных условий для развития личности. Прийти в школу не только по требованию учителя, не только с претензиями на его «необъективность», но прийти к нему как к единомышленнику, как к человеку, который заинтересован в развитии вашего ребёнка, – это те новые для родителей отношения, возникающие с поступлением ребёнка в школу. Осуществление их бывает не менее сложно, чем перестройка представлений о самом ребёнке, да и своих методах воспитания. Но их необходимо построить достойным образом, так как и вы, и учителя являетесь для ребёнка представителями мира взрослых, куда он так стремиться попасть.

У младшего подростка ещё только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он ещё только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он ещё только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Если взрослые не дадут ему настоящих, содержательных оценок он заменит их фетишами и идолами, которые закрывают сущность вещей и человеческих отношений. Не видя, не зная, не имея оснований для свободного выбора и оценки, он пойдёт на поводу случайных свойств вещей. на поводу стереотипов и шаблонов.

Подростковый возраст является очень важным периодом в жизни каждого человека. Это время, когда ребенок находится на грани взросления. Он начинает осмыслять себя как личность, у него формируется система ценности, он задумывается над вопросами, которые пару лет назад не пришли бы ему в голову. Подобное «переформатирование», естественно, сопровождается целым рядом психических проявлений. Каких именно? Об этом мы сегодня и поговорим.

Не секрет, что настроение у подростков меняется по сто раз на дню: от открытости и доверительности он может переходить к агрессии и злобе, приступы откровенности сменяются часами замкнутости и отстраненности. Закономерно, что такое поведение вызывает беспокойство у родителей.

Следует помнить, что причиной всему является гормональная перестройка организма, которая не только характеризуется активным ростом и развитием тела, но и определенным образом отражается на состоянии психики.

Большинство исследователей сходятся на мысли, что психические состояния подростков также напрямую связаны с коммуникативной сферой: от того, с кем и как общается тинэйджер, зависит его самоощущение и, следовательно, поступки.

Психологи называют ряд черт, свойственных эмоциональной сфере детей в возрасте от 12 до 16 лет. Во-первых, это повышенная эмоциональная возбудимость: практически все подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью, максимализмом . Они резки и нетерпимы, готовы горячо отстаивать свои взгляды, но при этом легко увлекаются новыми идеями и задачами. Вместе с тем их эмоциональные переживания по сравнению со, скажем, детьми младшего возраста, характеризуются большой устойчивостью.

Во-вторых, у многих подростков повышен уровень тревожности : они боятся показаться смешными, быть непринятыми в кругу сверстников и т.д. Значительная часть возникающих переживаний связывается с собственной . В-третьих, подростки, как никто другой, стремятся принадлежать к определенной социальной группе, а потому крайне болезненно переживают неодобрение товарищей. В этой связи можно назвать и сильный страх быть отвергнутым, которому подвержены практически все молодые люди.

Отрицательные психологические состояния подростков

Если говорить непосредственно о негативных проявлениях, то следует в первую очередь отметить постоянную раздражительность, внутренний дискомфорт, которым сопровождается взросление. Многие тинэйджеры на приеме у врача жалуются, что им тяжело собраться с мыслями, справиться со своими эмоциями, контролировать свое поведение. Как правило, их действия и поступки напрямую зависят от ситуации.

Как правило, отношение к окружающим при этом является скорее негативным, причем эти чувства могут быть направлены как на конкретный предмет (родителей, какого-то определенного педагога), так и на все сразу (всех взрослых, школу). Отсюда то и дело возникающие у подростков аффективные вспышки: приступы ярости, грубости, желание во что бы то ни стало нарушить дисциплину.

Следует отметить, что психические состояния подростков могут меняться на прямо противоположные: это время, когда ребенок раскачивается на своеобразных эмоциональных «качелях»: от уверенности в своих силах до осознания собственной ничтожности, от приподнятости до апатии, от радостного возбуждения до вялости и отстраненности. Чаще всего подобные проявления являются вариантом нормы, а потому не должны становится причиной для беспокойства.

Как помочь подростку в период кризиса?

Родители часто жалуются специалистом, что не могут справиться со своим непутевым чадом, более того – они попросту не представляют, как с ним общаться. В большинстве случаев врачи советуют просто переждать этот тяжелый период – рано или поздно он закончится, и поведение ребенка станет более ровным и сдержанным.

Конечно, жить под одной крышей с бунтующим тинэйджером – далеко не сахар, но именно в это время следует проявить понимание, терпение и мудрость. Если ваш сын или дочь выводят вас из себя, постарайтесь понять их. Поверьте, им тоже очень нелегко. Проявите к ним уважение, попробуйте общаться с ними на равных.

Не давите на ребенка, но и не попустительствуйте ему: необходимо нащупать тонкую грань, которая проходит между тотальным контролем и вседозволенностью. Помните о том, что в этом возрасте дети ощущают себя очень ранимыми и одинокими, даже если всеми силами пытаются продемонстрировать обратное. Они нуждаются в вас – в вашей помощи, доброте, внимании.

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам". Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, т отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги".

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

В 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Еще по теме Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка:

  1. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  3. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей