19.02.2023

Лабковский отношения с совершеннолетними детьми. Михаил лабковский об особенностях отношения к детям. Михаил Лабковский: «Отстаньте от ребенка, дайте ему быть собой Психолог лабковский статьи о детях


Михаил Лабковский, практикующий психолог с 30-летним стажем, известный лектор, теле- и радио ведущий, размышляет о семейных ценностях – как их прививать ребенку, преподавать ли в школе и отвечает на мучительный вопрос «читать или не читать?»

Единственный способ привить детям какие-либо ценности – это личный пример. Ребенок смотрит, как живут взрослые, и формируется не потому, что ему что-то говорят, а что его родители сами что-то делают. Например, отношения между отцом и матерью, традиции – обеды в выходные, совместное времяпровождение. У каждой семьи, видимо, свои ценности, но ребенок этому может научиться, только наблюдая за взрослыми. Вы, конечно, можете читать книги по воспитанию, но вы – такой, какой вы есть, и ребенок формируется под влиянием ваших действий, а не ваших слов. То, что вы говорите, не имеет никакого смысла.

О разногласиях

При ребенке никогда не выясняйте методы воспитания, договаривайтесь, когда он спит или его нет дома. Мама не должна перечеркивать наказания или установки, которые дает папа, потому что это вредит психике ребенка. Появилась еще одна проблема: разногласия появляются не потому, что у родителей разные взгляды на жизнь, а потому что они так выражают свой конфликт, через ребенка. В каком-то смысле специально, чтобы доказать, кто в доме главный. К сожалению, как правило, это выражение того, что у родителей плохие отношения между собой, а не потому что у них разногласия. У детей от этого «крыша едет», потому что им непонятно, кто главный – один запрещает, другой разрешает, и ребенок становится невротиком, начинает манипулировать – он идет по очереди к маме и папе и, играя на их разногласиях, пытается добиться своего.

О преподавании семейных ценностей

Попытки преподавать семейные ценности были. Лет 30 назад в СССР я сам вел предмет в школе, который назывался «Психология и этика семейной жизни». Первая глава была посвящена семье Карла Маркса как образцу семейной жизни. На самом деле, ценности должны быть и у родителей, и у государства, которое хочет от семьи что-то получить, добиться от нее определенных качеств. И когда и в семье, и в государстве будут конкретно сформулированы семейные ценности, тогда это будет сформировано и в ребенке. Этого не добиться, пока каждый воспитывает, как хочет: одна семья озабочена образованием, другая – зарабатыванием, третья хочет сделать девочку очаровательной, а мальчика – целеустремленным. Кстати, целеустремленность мальчиков – это бессмыслица, потому что можно очень целеустремленно помойку убирать во дворе, махать метлой. А можно быть очаровательным академиком с накрашенными ресницами.

О воспитании

Вы не можете никого воспитать, это иллюзия. Нельзя специально воспитать «целеустремленность» или «очаровательность». Чтобы вы ни придумывали, как бы вы себя с ребенком ни вели, вы передаете ему свою только личность – как вы себя ведете, как разговариваете, зарабатываете деньги, что вы делаете дома, принимаете ли участие в жизни семьи. Например, вы рассказываете, что вы такой крутой, усталый, кормите семью, так что «отстаньте от меня, я вам деньги приношу». Или вы женщина-домохозяйка, интересы которой вращаются вокруг дешевой картошки на соседнем рынке. При этом вы хотите от своей девочки, чтобы она в университет поступила.

По-хорошему, ценности – это ценности родителей, те, по которым они живут. Главное, чтобы они жили по тем правилам, которые хотят передать детям, и тогда все получится. Например, если муж уважает жену, то мальчики вырастут в уважении к девочкам, а если родители рассказывают об уважении, и при этом орут друг на друга, то это пустое. Ребенок тоже будет орать.

О чтении

Читать надо те книжки, которые нравятся. Я читаю два журнала: «Авторевю» и «Караван историй». С книжками у меня проблема – я ищу позитивную литературу, мне нужно, чтобы счастливым был не только финал, но и начало, и середина книжки. Такого очень мало: пока в русскоязычной литературе я нашел блогера Славу Сэ, который живет в Латвии, и еще Наринэ Абгарян.

А вообще, тем родителям, которые пытаются приучить детей к чтению, хочу объяснить одну простую вещь – книги ничему не учат. Сталин мог прочитать в день до 600 страниц, у него были любимые писатели, и сам он писал довольно качественные стихи. И в то же самое время он был тираном, в Украине устроил голодомор, в частности. И рассказывать про то, что книги делают человека глубже, человечнее, гуманнее – это полная нелепица, они этого не делают.

Книги надо хотеть читать, так же, как ходить в кино или на прогулки. Но они не делают человека ни умнее, ни глупее. Если интересно – читайте, но не надо детей заставлять, они и так в гаджетах по уши, лучше пойти погулять на улице.

26 ноября Михаил Лабковский проведет в Киеве вторую лекцию-консультацию , которая будет посвящена вопросу, как построить здоровые отношения в семье.

Самая серьезная ошибка , которую совершают многие мамы и бабушки, воспитывая дочь и, соответственно, внучку, - это программируют ее на некий обязательный набор навыков и качеств, которыми та должна обладать. «Ты должна быть милой», «Ты должна быть покладистой», «Ты должна нравиться», «Ты должна научиться готовить», «Ты должна…»

В самом умении готовить нет ничего плохого, но у девочки формируется ущербное мышление: ты будешь иметь ценность, только если будешь соответствовать набору критериев. Тут гораздо эффективнее и без травм для психики сработает личный пример: давай вместе сварим вкусный суп. Давай вместе уберемся дома. Давай вместе выберем тебе прическу. Видя, как мама что-то делает и получает от этого удовольствие, дочка захочет научиться этому. И напротив, если мама ненавидит какое-то дело, то сколько бы она ни повторяла, что этому надо учиться, у девочки будет подсознательное отторжение процесса. А на самом деле всему, чему нужно, девочка все равно научится рано или поздно. Когда ей самой это станет необходимо.

Вторая ошибка , которая часто встречается в воспитании дочерей, - это тяжелое, осуждающее отношение к мужчинам и сексу, которое ей транслируется матерью. «Им всем одного надо», «Смотри, поматросит и бросит», «Главное - в подоле не принеси», «Ты должна быть недоступной». В результате девочка растет с ощущением, что мужчины - это агрессоры и насильники, что секс - это что-то грязное и плохое, чего стоит избегать. При этом ее тело с возрастом начнет посылать ей сигналы, начнут бушевать гормоны, и это внутреннее противоречие между запретом, исходящим от матери, и желанием, идущим изнутри, тоже очень травматично.

Третья ошибка , которая удивительным образом контрастирует со второй, - ближе к 20 годам девочке сообщают, что ее формула счастья состоит из «выйти замуж и родить». Причем в идеале - до 25 лет, иначе будет поздно. Вдумайтесь: сначала в детстве ей говорили, что она должна (список), чтобы выйти замуж и стать мамой, потом несколько лет ей транслировали мысль о том, что мужики - козлы, а секс - грязь, и вот снова: выйди замуж и роди. Это парадоксально, но часто именно такие противоречивые установки матери озвучивают дочерям. Результатом становится страх перед отношениями как таковыми. И серьезно возрастает риск потери себя, потери связи со своими желаниями и осознания, чего же на самом деле хочет девушка.

Четвертая ошибка - это гиперопека. Сейчас это большая беда, матери все чаще привязывают дочерей к себе и окружают таким количеством запретов, что страшно становится. Гулять не ходи, с этими не дружи, звони мне каждые полчаса, где ты находишься, почему опоздала на 3 минуты. Девочкам не дают никакой свободы, не дают права принимать решения, потому что эти решения могут оказаться ошибочными. Но это нормально! В 14−16 лет у нормального подростка идет процесс сепарации, он хочет все решать сам, и (за исключением вопросов жизни и здоровья) ему нужно давать такую возможность. Потому что если девочка вырастет под маминым каблуком, она утвердится в мысли, что она существо второго сорта, неспособное к автономному существованию, и за нее все и всегда будут решать другие люди.

Пятая ошибка - формирование негативного образа отца. Неважно, присутствует отец в семье или мать растит ребенка без его участия, недопустимо превращать отца в демона. Нельзя говорить ребенку, что его недостатки - это дурная наследственность по отцовской линии. Нельзя очернять отца, каким бы тот ни был. Если он и на самом деле был «козел», то матери стоит признать и свою долю ответственности за то, что она выбрала именно этого человека в отцы своему ребенку. Это была ошибка, поэтому родители расстались, но нельзя перевешивать на девочку ответственность за того, кто принял участие в зачатии. Она тут точно не виновата.

Шестая ошибка - телесные наказания. Конечно, бить нельзя никаких детей, никогда, но стоит признать, что девочек это травмирует сильнее. Психологически девочка быстрее скатывается с нормальной самооценки в позицию униженного и подчиненного. А если физическое наказание исходит от отца - это почти наверняка приведет к тому, что в партнеры девочка будет выбирать агрессоров.

Седьмая ошибка - недохваливание. Дочка должна расти, постоянно слыша, что она самая красивая, самая любимая, самая способная, самая-самая. Это сформирует здоровую, нормальную самооценку. Это поможет девочке вырасти с чувством довольства собой, принятия себя, любви к себе. Это залог ее счастливого будущего.

Восьмая ошибка - выяснение отношений при дочери. Никогда родители не должны устраивать ссоры при детях, это просто недопустимо. Особенно если речь идет о личных качествах матери и отца, взаимных обвинениях. Ребенок не должен этого видеть. А если уж так случилось, оба родителя должны извиниться и объяснить, что не совладали с чувствами, поссорились и уже помирились, и главное - ребенок тут ни при чем.

Девятая ошибка - неверное проживание пубертата девочки. Тут две крайности: разрешить все, лишь бы не потерять контакт, и запретить все, чтобы «не упустить». Как говорится, оба хуже. Единственный способ преодолеть этот трудный для всех период без жертв - твердость и доброжелательность. Твердость - в отстаивании границ дозволенного, доброжелательность - в общении. Для девочек в этом возрасте особенно важно, чтобы с ними много говорили, расспрашивали, отвечали на идиотские вопросы, делились своими воспоминаниями. И реагировать спокойнее, и никогда не использовать эти разговоры против ребенка. Если этого не сделать сейчас - близости уже не будет никогда, а выросшая дочь скажет: «Я никогда не доверяла матери».

Наконец, последняя ошибка - неверная установка на жизнь. Девочкам ни в коем случае нельзя говорить, что ее жизнь обязана включать некие пункты. Замуж, родить, похудеть, не растолстеть и так далее. Девочку надо настраивать на самореализацию, на умение слушать себя, на возможность заниматься тем, что ей нравится, что у нее получается, на удовольствие от самой себя, независимость от чужих оценок и общественного мнения. Тогда вырастет счастливая, красивая, уверенная в себе, готовая к полноценным партнерским отношениям женщина.

Меткие высказывания известного российского психолога не только заставят вас задуматься о том, как вы общаетесь со своими ребёнком, но и помогут улучшить отношения со своим чадом.

Цитата 1

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

Цитата 2

«Контролировать бессмысленно! Тотальный контроль и недоверие только приучает ребёнка врать. Выход один - дать свободу сегодня! Чтобы ребёнок пережил все какие-то ситуации, научился себя в них вести. Доверие и уверенность, что ваш ребёнок сам разберётся, что хорошо, а что плохо - вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие».

Цитата 3

«Многие считают, что у них, родителей, всё нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребёнка: один уверенный в себе, успешный, «отличник боевой и политической», а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили».

Цитата 4

«Старайтесь и учитесь создать такие условия, чтобы у ребёнка не было причин врать вам. Причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью - вылечить».

Цитата 5

«Следить за тем, чтобы ребёнок был одет, обут и накормлен, — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно».

Цитата 6

«В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребёнка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учёбе вообще».

Цитата 7

«Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь».


Цитата 8

«Повторяю: делать уроки с ребёнком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» - не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?».

Цитата 9

«Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно чётко разделять ребёнка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберёт за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете. Главное в этот момент — не превращаться в фурию, не орать, что из него вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии вы подходите к ребёнку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно ещё выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого Интернета. А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо».

Цитата 10

«Трудно сказать у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки - тревожные дети с пониженной самооценкой».

Цитата 11

«Если в начальной школе ваш ребёнок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребёнком над уроками, — проблема не в ребёнке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее — не значит лучше! Ребёнок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, Интернета и так далее. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите».


Цитата 12

«У ребёнка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и всё, что к ним прилагается».

Цитата 13

«Карманные деньги должны быть у ребёнка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребёнок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения».

Привет, мне 30 лет, пять лет замужем. Детей никогда не хотела, до брака обсуждали эту тему, в общем, мы нашли друг друга. А теперь расскажу, как я окончательно убедилась, что хочу жить только для себя, мужа и родителей.

У моей подруги маленький ребенок, ее муж скоропостижно скончался. Я и мой муж всегда ей помогаем. Она мне как сестра. Однажды муж уехал в командировку, а я отправилась к подруге, чтобы посидеть с малым, а она отдохнула. Я осталась на целый день с ребенком одна (меня хорошо знает, остается всегда со мной спокойно, оооочень активный, крикливый, в общем, именно с ним можно испытать все прелести материнства).

Я максимально вжилась в роль "мамы, хозяйки дома". Играли дома, сходили на прогулку, т.к. подруга приучает самостоятельно есть и ходить на горшок, то никаких подгузов, в общем, стирала его одежку, мыла полы, приготовила нам на вечер с подругой ужин, еда для ребенка была заранее приготовлена.

Короче, старалась делать все, чем каждый божий день занимаются мамочки в декрете. Ночью я также спала в комнате с ребенком, подруга спала в другой комнате. Но это только малая часть, с чем пришлось столкнуться. Для себя сделала вывод: помогать с радостью буду, но себе такой жизни не хочу.

Форумчане, как вы поняли, что не хотите такой ответственности? Пожалуйста, если хотите прокомментирвать, комментируйте только по делу.
Кстати, меня зовут Алина.

233

Аноним

Новость из Самары про 9-летнюю девочку меня снова ввергла в панику. Дочь ходит в школу и из школы одна, дворами и через парк, другой дороги нет. Мне очень страшно за нее. Провожать нет возможности. Она уже видела в парке эксгибициониста в прошлом году. Но это ладно, мелочи. Лишь бы живая. Я каждый раз умираю, когда она не отвечает на звонок. Однажды мне позвонили из школы что ее не на уроках, а из дома она ушла утром, как обычно. Я кажется поседела, пока дозванивалась до нее. Оказалось что они с подружкой просто решили прогулять и пошли к подружке домой.

Мамы. Как вы справляетесь с паникой ща своих детей? Особенно после таких новостей. Как обеспечивает их безопасность? Нанять сопровождающего у меня нет возможности. Живём с дочкой вдвоем. Ей 11 лет. Она - вся моя жизнь, если с ней что-то случится, моя жизнь бессмысленна. Но я же не могу запереть ее дома и никуда не выпускать.

Про всякие опасности рассказывала ей сто раз. Что от одиноких мужчин держаться подальше. Что телефон всегда должен быть заряжен и в кармане под рукой. Что если что-то встревожило надо бежать прочь со всех ног. Что если что надо громко орать и привлекать внимание всех прохожих. Что обращаться за помощью надо к тетенькам. Что ещё я упускаю?

190

В лучах уходящего солнца

Всем доброго дня.
Девочки, может, кому-то покажется смешной тема-*неужели не может сама решить*. Да, не могу, мнусь и сомневаюсь. Всю голову сломала.
Поэтому прошу взгляда со стороны.
Ремарка-есть ребенок 5 лет, в городе одни, никого из родных нет.
Дано - сейчас работаю, работа не очень нравится, условия работы не очень хорошие-шумно, холодно. ЗП 25-28 на руки.
Самые большие плюсы от этой работы--недалеко от дома, несколько остановок на автобусе и заканчиваю в 16.00. в 16.30 я уже в саду, забираю сына. Одного из первых. И можем успеть с ним абсолютно на любые кружки и занятия. Ну или домой рано вернуться.
Сейчас предлагают место-работа, деятельность нравятся, условия труда отличные, ЗП на руки 40. Но находится организация в промзоне, общественный транспорт не ходит, я не водитель. В организации есть корпоративный транспорт, утром и вечером и вроде это же отлично, и проезд бесплатный. Но получается довольно долго. Вот о чем все мои переживания. Сына надо будет приводить в сад самым первым, и забирать одним из последних, около 6ти. Все секции в шаговой доступности начинают занятия раньше(ходили на футбол к 17.30). , значит никуда дополнительно мы не попадем. А водить, как писала в начале, больше некому. Либо иногда, если нужно, я 2 часа после работы (с 16 до 18) могу потратить на себя, пока ребенок в саду, не таская его с собой- в поликлинику, куда-то на другом конце города и т.д.
В общем, не понимаю пока, то ли я дура что могу отказаться от бОльших денег, то ли нехорошая мать, которая планирует меньше времени ребенку уделять, да и себе.
Как бы вы поступили?

175

О-Леся

Честно, хотела воспользоваться правом анонимности, но....
Короче, где брать терпение? Как не терять самообладание, когда все выводит и ребенок (старший) своим поведение в том числе.

Достало каждый день одевать и раздевать ребенка в саду (из сада), достало терпеть его вечные "хочу и точка", достали его психи со швырянием все, что под рукой. Не хватает терпения и времени, чтобы объяснить спокойно ребенку почему нельзя, почему то, почему се. Ну например, собираемся на улицу, собираю младшую, старшему одежду приготовлю и прошу одеться самому. А он "я не хочу на улицу и не пойду"... А мне с младшей на улице спать гулять надо и спать, старшего не с кем оставить. И вот упрется рогом все...Времени на переговоры-уговоры нет.

Начинаются психи с моей стороны, чт ребенок упрямиться... В сад собрать- мама одень, из сада пришли - мама, раздень, покушать "мама покорми". А ребенку, между прочим, скоро 5 лет. Да, понимаю, ревность и все-такое в связи с наличием младшей. Но... Вот сколько это длиться будет?? Я и так взрывная, и когда начинается вынос мозга это все для меня... туши свет.

Читала и общалась с психологом. Вот вроде все красиво говорят. Но по их словам, я должна смотреть на ребенка, который меня толкает, швыряет стулья и т.д. за то, что я запретила ему мульты, и приговаривать как мантру, что "сынок, я понимаю, что ты расстроен" и ждать, что это все пройдет...Вот очень много таких моментов. Когда в настроении - золотой ребенок, но хватает одного запрета (того же мульта) - начинается такое упрямство, что.... р-р-р-р рычать охота.

П.С. вот честно, комменты типа "ребенок разбалованный вот и получайте" - мимо!! Злая, заведенная с утра, могу и не сдержаться, потому что за экраном явно не видно, как воспитываем ребенка.

Админы, перенесите в нужный раздел, пожалуйста, я даже не могу сообразить куда лучше писать.
Мамы, где брать это самое терпение и спокойствие? как не посадить на шею ребенка?

134

Аноним

А что я, лысая? Я тоже хочу поанонимить..
Вот что я только что вычитала. Статейка о зависимости интеллектуальных способностей ребенка от возраста матери на момент его рождения. Забегая вперед (если вдруг кому-то будет лень читать), скажу - британские ученые выяснили, что у более поздние (рожденные после 35) дети получаются более умными.
Итак, статья.
Ученые указали точный возраст, в котором женщина родит самого умного ребенка
Утверждение, о том что первого ребенка нужно родить до тридцати лет, осталось в прошлом? Последние исследования ученых дают новый взгляд на будущее материнство.

Существует ли лучший возраст для родов? Последние исследования британских и шведских ученых вызывают удивление. Речь идет о возрасте, в котором женщина родит самого умного ребенка. Звучит интересно, правда?
До сих пор существовало широко распространенное мнение, что женщина должна родить первого ребенка до тридцати лет. Эта граница за последние годы сместилась. С чем это связывают? Будущие родители в наше время больше осведомлены о материнстве. Они хотят обеспечить соответствующие условия для воспитания, прежде чем они решат родить. И такие пары порадуют новейшие исследования ученых, результаты которых дают пищу для размышлений.
Исследовательская группа из Великобритании опубликовала в «Международном журнале эпидемиологии» исследование. Они наблюдали за детьми в возрасте 10-11 лет, рожденными в 1958, 1970 и 2001 году. Цель этого исследования заключалась в проверке когнитивных способностей детей. Оказалось, что дети 1958 и 1970 годов, которых матери родили в возрасте 25-29 лет, хорошо справлялись с заданиями. Были развиты по своим годам. Сюрпризом были малыши рожденные с 2001 года. Они намного лучше справлялись с тестами. Их когнитивные способности превышали их возраст. Женщины родили их в возрасте от 35 до 40 лет.
Шведское исследование подтверждает этот тезис. Эксперты подчеркивают - дети, рожденные в более позднем возрасте, сильнее и полны решимости учиться, благодаря чему они получают высшее образование и реже бросают школу.

По словам исследователей, есть взаимосвязь между интеллектом ребенка и более поздним материнством. Чем мы старше, тем более осознанно приближаемся к материнству, решению иметь детей. Наша зрелость и жизненный опыт также влияют на то, как мы воспитываем ребенка. Когда родители имеют жизненный опыт, они легче и лучше воспитывают детей.
Но нельзя забывать о важном вопросе - о риске возникновения различных заболеваний у детей, связанных с поздним материнством.

130

Михаил Лабковский, психолог с 35-летним практическим стажем и 20-летним опытом работы в прямом радио- и телеэфире рассказал сайту detki.co.il об особенностях воспитания израильских детей.

Большинство проблем, с которыми люди приходят к психологам (либо не приходят, а так и живут с ними всю жизнь) – это проблемы из разряда «спасибо маме с папой за наше счастливое детство».

Комплексы, звездой среди которых сияет комплекс неполноценности, и прилагающиеся - зажатость, низкая самооценка, неуверенность в себе возникают от недостатка любви и внимания в детстве, от отсутствия поддержки, элементарного одобрения малыша со стороны семьи.

И вот с этим в Израиле все в порядке. Здесь только и делают, что одобряют, поддерживают и балуют детей. И кстати, очень правильно делают.

В начале мая я читал лекцию в Тель-Авиве, тема которой звучала примерно так: «Секс, либидо, любовь». И думаю, это самая продаваемая, вечнозеленая и востребованная тема на планете земля – ну везде от американской кинопромышленности до российского журнала «Лиза-горосокоп».

Везде, но только не в Израиле.

Первый же вопрос из зала начинался словами: «Моему сыну тринадцать и у меня с ним вот какая проблема…». Отношения с детьми интересовали чуть ли не большую часть зрителей. Я пытался вернуть разговор к либидо и переспрашивал: «Женщина, вы помните о чем мы собрались поговорить?» - «Да-да, конечно, но у меня дочь-подросток и…». И пошло-поехало.

С сексом тут то ли проблем нет, то ли взрослые целиком погружены в родительство.

Расскажу, как мне видится ситуация. И начну с плюсов отношения к детям в израильской семье.

Плюсы

Ребенка любого возраста всегда готовы выслушать, а значит, он привыкает делиться своими переживаниями и печалями, что очень важно. В столкновениях и конфликтах с внешним миром, будь то незнакомый обидчик или друг семьи – родители априори принимают сторону детей, что тоже совершенно оправдано.

Ребенок ухожен, накормлен, хотя, зачастую накормлен больше, чем он сам хочет и чем это необходимо организму. Количество так называемых «холодных матерей» (психотип эмоционально отмороженной женщины, которая не в состоянии дать детям тепла – ее психика тепла не вырабатывает) по моим наблюдениям в Израиле стремится к нулю. Развитием, образованием, учебой отпрысков традиционно занимаются чуть ли не с грудного возраста – плотно и со всем рвением. Тут и музыка, и бассейн, и спорт - баскетбол, футбол, каратэ. (О перегибах на местах чуть ниже).

Я бы сказал, что взрослые безгранично преданы младшим в семье. Дети в семье главные! Их интересы – в приоритете! Если папа хочет пойти направо, мама прямо, а ребенок назад – все пойдут назад. Если папе нужна новая рубашка, маме - юбка, а ребенку теннисная ракетка – первым делом купят ракетку. Детей обожают просто за то, что это дети. Причем не обязательно свои. В отличие от России, в Израиле детям рады в принципе и всегда – на улице, в любой бытовой ситуации – ребенку каждый улыбнется, похвалит, расспросит, если надо поможет. Такой культ детей существует еще разве только в Италии. И я считаю эту ситуацию здоровой.

А советский подход к воспитанию даже обсуждать не хочу. Это государственная модель, в которой неуважение ко взрослым начинается с неуважения к детям. Знаете сталинский канон, как школьник должен располагаться в пространстве? Пол-попы на стуле, спина прямая, спинки стула касаются только лопатки, согнутая в локте левая рука снизу, правая сверху. А если хочешь что-то спросить, надо поднять правую руку, согнутую под углом 90 градусов. Правила, как в тюрьме. Сейчас уже не так строго, но о том, чтобы младшие школьники могли например, сидеть или лежать на полу в классе – в российской школе не может быть и речи. А в Израиле может!

Бывшие советские граждане, привыкшие к строгому, требовательному стилю воспитания («у нас не забалуешь», «будь готов – всегда готов») считают израильских детей избалованными. А они не избалованные – они свободные.

Не запуганные, не зашуганные, не поломанные авторитарными окриками и уничижительными замечаниями.

При этом мама для детей в израильской семье – это мама, а не подружка. Она - авторитет и глава дома. И если мама сказала «нет» – это означает «нет» без вариантов. Что дает жизненно-важное ощущение иерархии, границ, чего нельзя, а что можно.

И еще очень важно, что в Израиле во всей полноте, широте и силе сохранилось понятие семьи, понятие Дома. Бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры окружают ребенка с самого раннего детства. (Правда, иногда окружают так плотно, что когда он хочет побыть один – это удается с большим трудом). Семейные праздники, семейные обеды, семейные ценности, интересы семьи – все это на первом месте, прямо как в итальянской мафии. В хорошем смысле.

Об этом парадоксе уже немало написано: израильские дети бесконечно сосут соску или палец. Опекаемые, не вылезающие из памперсов и скрипок, они потом раз – и оказываются в составе одной из самых боеспособных армий в мире. И нормально себя там чувствуют. Они подготовлены к службе морально и физически.

Так как дома их никто не унижал, не пугал и уж точно не бил – они вырастают достаточно бесстрашными, чтобы не спасовать в настоящем бою. И еще, будучи на службе, они не сомневаются, что у них есть крепкий тыл - семьи и родина, и, конечно, они точно знают, что именно защищают.

Бабушки и внуки

Меня часто спрашивают насколько правильно вовлекать в процесс выращивания ребенка бабушек. Думаю, хорошо, когда они есть, но злоупотреблять этим способом перевести дух – не стоит.

В Европе и Америке – бабушка – это женщина, которая не вылезает из SPA, у нее своя жизнь, свой дом, машина и богатая, забитая до отказа программа проведения досуга. Оставить ей внука можно разве что ненадолго и по договоренности, осуществленной сильно заранее. Как советскому еврею мне такое не очень понятно, наши бабушки занимались внуками всю жизнь и с утра до ночи. Не скажу, что это правильно – нет. Но что было, то было, да и сейчас есть.

И для некоторых детей, взросление без участия родителей, свидания по выходным, вообще жизнь, в которой мало мамы с папой, а одна только бабушка – становится серьезной психотравмой. Ребенок скучает, тоскует, все время ждет, выбегает на звук открывающейся двери, а потом уже и не выбегает… Все это формирует ущербную психику, закладывает ущербную модель отношений: «привычку» страдать и влюбляться в людей, которые надолго куда-то пропадают, не дают любви и внимания, в общем, причиняют страдания.

Естественная ситуация - это когда детей день за днем воспитывают и растят родители. С ними он просыпается, засыпает, ест, у них получает основные жизненные навыки, проводит будни (хотя бы вечера) и праздники. И обязательно знает, что родители его очень любят. Вот это серьезная база для психологического здоровья.

Так что хорошо, что в Израиле бабушка в том, советском варианте почти вымерла. Ей еще можно привезти ребенка, но и вовремя забрать тоже надо не забыть.

Минусы

Да, отношения с детьми в стиле «еврейская мама» имеют и свои минусы. Ибо дозировать опеку еврейская мама зачастую не умеет и не собирается учится. И тогда те качества, о которых я сказал выше приобретают гипертрофированные черты, а также всем известные нездоровые и даже анекдотические формы.

Опека перерастает в гиперопеку, забота – в постоянную тревогу и попытки контролировать буквально каждый шаг ребенка. Довольно часто встречается классический перекос приоритетов, когда мать посвящает ребенку «всю себя», а потом ставит это в вину сыну или дочери, и закономерно слышит в ответ: «Никто тебя не просил».

Среди нездорового – напряженное ожидание академических успехов прямо с детского сада. Плюс постоянные попытки встревать в разборки между детьми. В обстановке тотального контроля, когда мама бдит днем и ночью, у ребенка нет никакой возможности проявить себя и свой характер, так же как нет никакой возможности научиться принимать решения. Зачем? Мама все уладит. Кто-то это потом наверстывает, а кто-то так и живет всю жизнь с оглядкой на маму.

Не каждая мать примет эту информацию, но, тем не менее: у ребенка должно быть личное пространство, какая-никакая, но личная жизнь, и даже свои тайны.

Так же как и у матери с отцом.

Специально для сайта


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей