25.11.2023

Лепка кто под дождем промок. Лепка сюжетная «кто под дождиком промок? Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»


Тема: «Кто под дождиком промок»

Программные задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

Предварительная работа: Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».

Оборудование: Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь: Дождливый разговор

Дождь стучит с утра в окошко:

Не ходи гулять, Антошка!

Не дойдёшь и до калитки!

Промочу до самой нитки!

Я из туч! Могуч! Всесилен!

Я не просто дождик! Ливень!..

Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.

Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.

После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь: Шорох осени

Шорохи в ворохе

Листьев опавших!

Шуршащие звуки

Листочков уставших!

Невнятный, чуть слышный,

Тревожный шумок...

Ещё шебаршанье –

И шорох умолк –

Ш-ш-ш-ш-ш...

Осень в резиновых ботинках

В светлых резиновых ботиках,

Под шелестящим зонтиком

Осень гуляет по лужам.

Осень чихает простужено.

Чаю ей выпить нужно –

Чаю с лимоном и мёдом…

Осень поищет брода

В самой глубокой луже

И завернёт к нам на ужин.

Выпьет горячего чаю,

С нами слегка поскучает

И снова подставит зонтик

Под шелестящий дождик.

(В. Шипунова)

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Домик для Мишки». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект художественно-эстетического занятия, направленного на развитие художественно-эстетических способностей.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по художественно-эстетическому развитию «Лепка» во второй группе раннего развития «Домик для Мишки»

Интеграция образовательных областей : «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности : продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Педагогическая цель: Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке.
Задачи: Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. Продолжать учить работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.
Средства реализации : "осенние листочки", мягкая игрушка Мишка, зонтик, пластилин, доски, салфетки, музыка «Шум леса»Мотивационно – побудительный этап.
Звучит музыка «Шум леса»
Воспитатель: Ребята, какие звуки в песне вы слышите? Что шумит?
Дети: Птички поют, ветер дует.
Воспитатель : Правильно, это шум леса. Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес на интересную прогулку.
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда отправляемся. (Показывает на полянку усыпанную осенними листьями)
Организационно – поисковый этап.
Смотрите, как здесь красиво! Деревья растут, под ногами листья разноцветные лежат. Давайте пройдем по ним и послушаем, как они шуршат.
Мы листочками шуршим,
Ш-ш-ш,
Нагуляться мы хотим,
Ш-ш-ш,
Наступаем ножками,
Ш-ш-ш,
И шуршим немножко мы,
Ш-ш-ш.
Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик есть! Давайте спрячемся под нашим зонтиком, чтобы не промокнуть! Ну-ка, послушайте, кто-то плачет? Давайте поищем кто это?
(Дети находят мокрого плюшевого медвежонка).
Воспитатель: Дети, да он весь промок! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый?
Дети: дождик намочил.
Воспитатель: Да, у нас есть зонтик, под которым мы можем спрятаться. А еще мы можем спрятаться от дождя дома или в детском саду. А у мишки нет ничего, ни зонтика, ни домика. И поэтому, когда идёт дождь, ему негде спрятаться. Жалко его! (Мишка чихает). Вот простыл, наверно. Давайте поможем ему, и построим домик. Вы хотите помочь Медвежонку?
Дети: Да. Хотим!
Воспитатель : Ну, тогда давайте пройдем в нашу мастерскую.
(У каждого ребёнка по несколько кусочков пластилина). Воспитатель согревает кусочки пластилина, показывает способ катания брёвнышек, поощряет детей, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: "Что лепим? Для кого?"). Когда все дети сделали брёвнышки, воспитатель вместе с детьми строит домик для Мишки, складывая бревнышки друг на друга.
Воспитатель: Смотрите, Мишка повеселел, улыбается. Вот какой красивый у нас получился дом. Осталось только крышу сделать (крышу воспитатель делает из картона).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Дом»
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
(Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель : Ребята вот мы с вами и помогли Мишке, построили такой красивый домик.

Мишка : Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас медом. (Дарит бочонок меда)
Дети: Спасибо за мед!

Введение

1. Теоретические основы проблемы изобразительной деятельности

1.1. Значение изобразительной деятельности

в художественном развитии детей младшего возраста

1.2. Виды детской изобразительной деятельности и их взаимосвязь

1.3. Особенности художественного развития детей младшего возраста

2. Педагогические условия взаимосвязи видов изобразительной деятельности в художественном развитии детей младшего возраста

2.1. Изучение особенностей художественного развития

детей младшего возраста

по изобразительной деятельности

2.3. Результаты опытно-практической работы

Заключение

Список литературы

Приложение

Выдержка из текста

Все чаще в педагогической литературе все определеннее звучит мнение о важности руководства изобразительной деятельностью, поэтому в практикуработы детских садов введено обучение изобразительной деятельности дошкольников. Огромная заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика обучения. Воспитатели детских садов получили средства и методы обучения детей дошкольного возраста .

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения посредством продуктивных видов деятельности как будет эффективным при соблюдении следующих условий:

Практическая значимость работы заключается: в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними; в развитии умения детей создавать художественные образы; в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умении владеть инструментами и материалами; в развитии умения работать с различными материалами, в различных художественных техниках, что расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образного мышления, творческих способностей.

Методологическую основу работы составили научные исследования выдающихся зарубежных и отечественных ученых в области дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгером, О. Декорли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель и другие, которые изложили научно-обоснованные подходы к вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста; роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка. Роль пальчиковой гимнастики в сенсорном развитии детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые как Белая А.Е., Борисенко М.Г., Крупенчук О.И., Мирясова В.И., Овчинникова Т.С., Степанкова 3.И.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обу-чения детей.

Музыкальное искусство является важнейшей частью художественной формы современной культуры. В результате разработки вопросов психологии музыкального восприятия у детей стало очевидным, что через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. дети до 7 лет проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Систематизирован теоретический и практический материал по влиянию изобразительной деятельности на художественно-эстетическое развитие ребёнка дошкольного возраста. Разработаны методические рекомендации для родителей, воспитателей и студентов, которые помогут эффективно решать задачи развития детского изобразительного творчества. Также данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке консультаций, в обучении студентов, при написании курсовых работ, рефератов, при подготовке методических пособий.

художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей проанализировали педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников лепке;

  • рассмотрели содержание понятий «выразительность» и «творчество»;
  • выделили особенности детского творчества;
  • раскрыли содержание методики обучения детей лепке;
  • провели практическое исследование по определению уровня развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработали занятия для педагогов дошкольных учреждений, направленных на развитие умений лепки.

3. Определить необходимые условия для развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность с учетом Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ФГОС (2013).

Список литературы

1.Белозерцева Е. Акварельные цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

2.Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

3.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 344 с.

4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: В 2-х ч. — М.: Скрипторий 2003, 2007.

5.Денисова Д. Умная вырезалочка. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 16 с.

6.Дорожкин Ю. Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

7.Дорожкин Ю. Графические орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

8.Дорожкин Ю. Жостовский букет. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 24 с.

9.Дорожкин Ю. Лубочные картинки. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

10.Дорожкин Ю. Мезенская роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

11.Дорожкин Ю. Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

12.Дорожкин Ю. Разноцветные узоры. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

13.Дорожкин Ю. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. — М.6 Мозаика-Синтез, 2009. — 16 с.

14.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение; Росмэн, 2008. — 192 с.

15.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 3 — 4 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 208 с.

16.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 5 — 6 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

17.Дорофеев Ю. Вырезалки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

18.Дорофеева А. Рисуем пальчиками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

19.Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Козаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

20.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2 — 3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.

21.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 — 4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 48 с.

22.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 — 6 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 104 с.

23.Колдина Д., Янушко Е. Весёлое рисование. — Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

24.Короткова Е. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. — М.: АСТ, 2009. — 128 с.

25.Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2007.

26.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Конспект занятий. — М.: Экзамен, 2010.

27.Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Развитие творческих способностей: Рабочая тетрадь. — М.: Экзамен, 2010.

28.Лобанова В. Лепим народную игрушку. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 2010. — 20 с.

29.Лыкова И.А. Аппликация. Насекомые. — М.: Карапуз, 2010. — 16 с.

30.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. — М.: Карапуз, 2009. — 208 с.

31.Лыкова И.А. Коллаж. Свобода творчества. — М.: Карапуз, 2009.

32.Лыкова И.А. Натюрморты: Рисование красками. — М.: Карапуз, 2008. — 16 с.

33.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 — 7 лет «Цветные ладошки». — М.: Карапуз, 2009. — 144 с.

34.Лыкова И.А. Рисование красками. Любимые цветы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

35.Лыкова И.А. Рисование красками. Наши птицы. — М.: Карапуз, 2009. — 16 с.

36.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. — М.: Академия Развития; Академия Холдинг, 2007. — 144 с.

37.Молчатская В.Ф., Козлова О.С., Никитина Т.О. Изобразительная деятельность в системе оздоровительной работы с дошкольниками. — Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2006. — 92 с.

38.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

39.Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. — М.: Академия Развития, 2009. — 96 с.

40.Носова Т. Игрушки к Новому году. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 24 с.

41.Носова Т. Каргопольская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 16 с.

42.Носова Т. Корзинка с цветами и другие поделки из бумаги. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 24 с.

43.Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 24 с.

44.Орлова Л. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 16 с.

45.Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. — М.: Литера, 2010. — 32 с.

46.Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009. — 270 с.

47.Якобсон С.Г., Топоркова Л.А., Соловьёва Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 4 — 5 лет в детском саду: Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.

48.Янушко Е. Волшебные краски. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 12 с.

49.Янушко Е. Пластилиновый снежок. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 12 с.

50.Янушко Е. Учимся рисовать. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 12 с.

список литературы

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание
Введение.................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определённом взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.

Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как

устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.

Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. На данную тему разными авторами разработано много занятий. Мне очень нравится занятие, разработанное И.А. Лыковой автором программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Это занятие «Кто под дождиком промок?» (Приложение 10)

На занятие автор предлагает решать задачи по самостоятельному выбору сюжета для лепки, в соответствии с заданной темой; по передаче выразительных образов (промокшие под дождём животные). Продолжить работу над освоением скульптурного способа лепки (лепки из целого куска глины) путём вытягивания и моделирования частей. Для более интересного проведения занятия автор рекомендует провести предварительную работу, такую как беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение о дожде, а также предлагает вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и ощущают себя животные во время дождя. Воспитатель предлагает вылепить туловище животного скульптурным способом, а потом добавить к нему детали. Затем задаёт детям вопросы: «Какое животное вам хочется слепить?». Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с выбором. В ходе занятия помогает индивидуальными советами и наводящими вопросами. В конце занятия предлагает детям вылепить для животных укрытие (кустик, норку, гнёздышко и т.д.). После занятия детям

предлагается спрятать промокших животных под осенними листочками и послушать стихотворение Г. Лагздынь «Шорохи осени».

Важно, чтобы дети знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. Способ лепки из целого куска глины даёт возможность придать фигурке большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определиться с основным положением фигурки. Изображение динамики – одно из важных выразительных средств (22, 102)

1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу

Занятия по замыслу у детей старшей группы носят более глубокий характер, чем в средней группе. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Занятия по замыслу требуют большой предварительной работы и предполагают то, что дети знают множество способов лепки. Проводятся как итоговые занятия и в летний период.

На занятиях расширяются представления детей о форме и пропорциях. Дети учатся изображать форму, самостоятельно применяют знакомые способы лепки; учатся сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т.е. воспитывается активность и самостоятельность мышления.

Занятия по замыслу – важный момент в обучении детей старшей группы. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумывании темы и её выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Задуманная тема, как правило, не оставляется ребёнком, он доводит её до конца. Во время занятия воспитатель должен активно руководить каждым ребёнком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно давать совет в отношении установки фигуры,

изображения формы, пропорций. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка даёт возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний, умений, навыков и умелого руководства воспитателя.

Необычная тема для занятии по замыслу предложена в книге И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» . Это занятие «Ходит Дрёма возле дома» (Приложение 11). На этом занятие предлагается работать над созданием выразительных лепных образов, над сочетанием разных способов и приёмов лепки, над планированием своей работы в задумывании образа, делением материала на нужные части, последовательности в лепке, а также над развитием воображения, чувства формы и пропорций. Перед занятием проводится предварительная беседа о значении сна для здоровья человека. Также воспитатель читает народные песенки и потешки, исполняет колыбельные. Для занятия потребуются готовые картонные формы – овалы и прямоугольники (кроватки, постельки, колыбельки).

В начале занятия воспитатель читает слова из русской народной песенки «Сон». Спрашивает у детей о том, как можно слепить спящих людей или зверей. (Дети дают ответы) Воспитатель обобщает ответы детей и показывает новый способ лепки на готовой форме. Для этого нужно рассмотреть вместе с детьми форму кроватки (овальная или прямоугольная). Затем слепить матрас, по форме кроватки, а также простынь. Затем слепить подушку, слепить одеяло. Для проявления творческих способностей воспитатель предлагает вылепить игрушку, которая будет спать в нашей постельке (лепится голова человечка или животного). Считаем положительным использование приёма на занятии - совет по украшению по одеяла и подушки узором. После объяснения воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонные стихи», в котором описано, где и как спят разные лесные зверюшки. Затем дети приступают к самостоятельной лепке. В конце занятия проводится выставка детских работ. Это занятие также направлено на стимулирование речи детей, что нашло отображение в составлении историй о снах игрушек.

    1. Условия развитие творческих способностей

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Однако многие учёные придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только повторяет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом этапе они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребёнка.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество» , открывшаяся статьёй известного художника Н.Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чём ещё в сороковых годах предупреждала Е.А. Флёрина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развития малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выгодским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флёриной и другими, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает это для себя. (1, 28) Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

В последние годы отчётливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимании психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек рассматривается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

Увлечённость, захваченность деятельностью;

Специальные художественные способности;

Видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интереса к творчеству.

2. способы творческих действий;

Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала; применение известного в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

Нахождение новых приёмов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении, нахождении своих оригинальных приёмов решения творческих заданий;

Быстрота реакций, находчивость в действиях.

3. качество детской продукции.

Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (1, 31).

Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенциала к такому развитию важно создать условия.

Условия развития творчества

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любы вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идёт о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., направленная на развитие творчества, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка (1, 131).

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Сценарии организованной образовательной деятельности

Тематическая неделя: «Осень»

    О.Д. (лепка) «Кто под дождичком промок?»

    О.Д. (рисование) «Загадки с грядки»

    О.Д. (Аппликация) «Осенние деревья»

Казеева Таисия Александровна

педагог дополнительного образования

2015 г.

Тема «Кто под дождиком промок?»

Вид деятельности: Лепка из пластилина

Цель: Учить создавать образ промокшего зайчонка, комбинированным способом лепки.

Задачи. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём зайчики). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение комбинированного способа лепки, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

Предварительная работа . Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто Зайка, В.Сутеева Под грибком.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, стеки, бусинки, листики на каждого ребенка вырезанные педагогом, зубочистки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь:

Дождливый разговор

Дождь стучит с утра в окошко: - Не ходи гулять, Антошка! Не дойдёшь и до калитки! Промочу до самой нитки! Я из туч! Могуч! Всесилен! Я не просто дождик! Ливень!..

Педагог предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить зайчика, промокшего под дождиком. Лепить будем из пластилина Попробуем, лепить туловище из целого куска глины, а потом добавим мелкие детали - ушки, лапки хвостик.

Дети отрезают нужное количество пластилина и начинают лепить. Педагог помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами (Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя.)

А теперь поможем бедняжке – промокшему зайчонку, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик.

После занятия. Педагог предлагает детям спрятать промокших зайчат под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь:

Шорох осени

Шорохи в ворохе Листьев опавших! Шуршащие звуки Листочков уставших! Невнятный, чуть слышный, Тревожный шумок... Ещё шебаршанье -И шорох умолк - Ш-ш-ш-ш-ш.

Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Тема «Загадки с грядки?»

Вид деятельности: Рисование.

Цель: учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках.

Задачи : создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?

Материалы: гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки, овощи (муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

Ход образовательной деятельности: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру – послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Педагог загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ – отгадку последовательно на одной из части листа сложенного два раза пополам. Педагог создает игровую ситуацию: «Листочек бумаги – это как будто грядки, на которых сейчас «вырастут» овощи, а как они называются, вы отгадаете, послушав загадки».

ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ.

Красна молодица

Под землей таиться,

Только хвост торчит наружу,

Хвостик тоже можно кушать (Свекла)

Педагог советует нарисовать свеклу, смешивая красный и синий цвета красок. Ориентируясь на последовательность, дети рисуют свеклу.

Барыня- сударыня

В белых кружевах-

Квашена да варена

Скоро будет в щах.

(Капуста)

Объяснить детям что большой круг светло – зеленого цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, нужно нарисовать по нему волнистые линии темно – зеленого и сине – зеленого цвета, будто это листья капусты, свернутые в вилок.

Весь в веснушках свитерок

И зеленый хохолок –

Прячет носик в грядку ловко

Ярко -рыжая

(Морковь)

Педагог спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к желтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети дорисовывают зеленый «хвостик».

Круглый он как шарик,

Красный как пожарник,

Толстый важный как сеньор,

Что же это? ....(помидор)

Ориентируясь на последовательность, дети рисуют помидор. Уточнить что у помидора тонкая, гладкая кожица и он блестит, для этого ему необходимо нарисовать белой краской блик- отражение света.

В конце занятия педагог предлагает детям рассмотреть «грядки» с овощами и показать их друзьям. Отмечает те рисунки, в которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие.

Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Тема "Осенняя березка"

Вид деятельности: Аппликация с элементами рисования.

Цель: Учить детей создавать выразительный образ осенней березы,

Задачи : Творчески применяя разные техники аппликации. Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (обрывание, сминание) и показать её изобразительно; выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлением природы.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Любование березой, листопадом. Игры с осенними листочками.

Д/и "Когда это бывает"

д/и "С какого дерева листок" Беседа по содержанию репродукции, картин известных художников - пейзажистов

Материалы: Листы бумаги голубого цвета, полоски или обрезки цветной бумаги желтого, оранжевого зеленых цветов, листы белой бумаги, клей, салфетки матерчатые, фломастеры или цветные карандаши, акварельные краски и кисти.

Ход образовательной деятельности:

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо (показываю его)

Посмотрите, как необычно украшен конверт.

Чем он украшен? (листочками)

А кто-нибудь из вас, догадался от кого это письмо? (нет)

Прочитаем? (Да)

Куда? в Детский сад

Кому? Детям старшей группы

От кого? От Осени.

Педагог: - Дети это письмо нам прислала осень!

Хотите узнать, что написано в этом письме? (Да)

"Дорогие ребята! В осеннем лесу случилось беда, пропали березки. Помогите вернуть их обратно. Осень."

Педагог: - Дети, поможем осени! (Да) Замечательно!

Послушайте стихотворение В.Трутневой про берёзу.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети скажите, какого цвета листочки у березки осенью? (Желтые, золотые, оранжевые, коричневые)

Что можно сказать о наряде березки, какой он? (Золотой)

А что можно сказать про её ствол? Какая березка? (Белоствольная)

Педагог: - Береза - главное дерево России, символ нашей страны. Поэтому дереву сразу можно узнать - русский лес. Ребята хотите превратиться в осенние березки? (да) Выходите, вставайте в кружок. Физкультурная минутка

Опадают листочки

Превращаются в листву

Их подхватывает ветер

И медленно кружит в воздухе

Листочки тихо, попадают на землю. (выполняются движения по тексту)

Педагог: - А сейчас мы с вами поможем осени и создадим красивые картины с русскими красавицами - золотыми березками. Показать детям способ создания выразительного образа осенней березы и приемы обрывной аппликации.

Для создания кроны дерева можно использовать разные способы:

Мы нарисуем акварельной краской живописные пятна, смешивая разные цвета – желтый, оранжевый, немного зеленый и красно-коричневый.

Пока наши листочки будут сохнуть мы порвем разноцветную бумагу на маленькие кусочки, из них мы сделаем листья.

Ствол будем вырезать из белой бумаги, и на нем нарисуем, черные полоски.

В конце занятия оформляется экспресс - выставка "Осенние деревья"

Используемая литература:

    И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. «Цветной мир» –М., 2014 г. С. 54,46, 70.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей