29.01.2024

Праздник лиго в латвии. Программа мероприятий на Домской площади


В ночь с 23 на 24 июня в Латвии отмечают Лиго — один из самых замечательных и красочных национальных праздников, который имеет языческие корни и является праздником летнего солнцестояния.

По своей сути Лиго является аналогом славянского праздника Ивана Купалы (Иванова дня) и связан с культом Солнца и плодородия, и кроме того, посвящен памяти Иоанна Крестителя.

Это один из самых любимых и массовых праздников среди латышей, и празднуется он фактически целых два дня.

23 июня называют Зеленым днем (Zaļā diena) или Днем трав (Zāļu diena), и эти два названия даже звучат очень похоже. В этот день принято собирать и заготавливать лекарственные травы, поскольку, по народному поверью, в Зеленый день они обладают особыми целебными свойствами.

Кроме того, в этот день празднуют именины девушки с именем Лига.

А следующий день, 24 июня . в Латвии отмечают именины и День Яниса , бога плодородия.

Оба эти дня являются в Латвии официальными выходными.

Само название праздник получил от припева популярной латышской песни, в которой повторяется радостный возглас «Лиго-лиго», который также переводится, как глагол «качаться» или «колыхаться»

Я особенно люблю этот праздник, поскольку неоднократно в юности принимала в нем непосредственное участие, когда наша семья отдыхала в рыболовецком поселке Энгуре в северной части Латвии. Поскольку останавливались мы в семье Микелиса и Расмы много лет подряд, у нас там появилось множество хороших друзей и нас приглашали на семейные и народные летние праздники.

Надо сказать, что латыши очень бережно относятся к сохранению своих традиций и обычаев. Еще за неделю до наступления Лиго в поселке начиналась всеобщая движуха, обсуждение программы праздника и национальных блюд. И это оживленное ожидание
летнего чуда было очень заразительным.

Помню, что всю неделю перед праздником наши хозяева приводили в порядок свой сад, полный роз, клубники и вишен, и дом, который стоял буквально в двухстах метрах от моря.

Каждое утро мы просыпались и сразу вдыхали прохладный и соленый запах Балтики и сводящий с ума запах коптившейся салаки. Рижские знаменитые шпроты не покупали никогда? Вот это их там и делали на рыбном заводике Падомью Звейниекс.

А полосатый хозяйский кот Мурис частенько получал в подарок от рыбаков кусок свеже выловленной трески.

И повсюду там летали чайки, которых мы подкармливали на пляже.

Утром в День трав большинство женщин и девочек отправлялись в лес собирать целебные травы и коренья. Латыши очень активно ими пользуются от самых разных болезней. Потом букетики со связанными растениями висели и сушились у Расмы на террасе, а я бегала их нюхать. Пробовали мы и разные травяные и ягодные чаи — очень здорово — живое лето в твоей чашке.

Кроме того, в Зеленый день у ворот каждого дома выставлялась небольшая срубленная березка. Некоторые из них еще украшались красивыми лентами.

Многие латыши наряжались в этот день в красочные национальные костюмы, и это очень оживляло праздник. Костюмытам отличаются цветом и узором для разных областей Латвии.

Девушки целый день плели венки из полевых цветов для себя, и из дубовых веток — для парней. По старинной традиции дубовый венок дарили прежде всего имениннику Яну, который не только носил его всю праздничную ночь Лиго и в Янов день, но и вешал этот венок на стене в своем доме до следующего Лиго. Поскольку зятя наших хозяев звали именно Янисом, мы эти красивые дубовые венки лицезрели в их гостиной каждое лето.

Причем венки, сплетенные в День трав, с древности считаются в Латвии не только украшениями, но и оберегами. Венками раньше украшали не только дома, амбары, коровники, мельницы, ульи, но и вешали на рога скоту, чтобы уберечь животных от хворей.

Венки из Яновых трав служили символом урожая и плодородия, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя в будущем к роли матери и хозяйки дома. Мужчинам же было принято сплетать и носить венки из дубовых листьев и веток.

Местные девчонки Дайга и Даце всегда дарили венок и мне, и каждый год он бывал очень красивым и разным. Примерно так мы праздновали с хозяйским котом Мурисом. 😀

Я потом долго хранила этот венок. Бывали в нем ромашки и лютики, васильки и красные головки клевера, душица и дикие гвоздички, полевые колокольчики и даже колоски (пшеничные наверное).

Но самая любимая часть праздника начиналась для меня ближе к вечеру, когда мы большой толпой рассаживались в несколько машин и ехали в лес искать волшебный цветок папоротника.

По старинной традиции, молодые девушки и юноши отправляются в лес искать редкий и волшебный цветок папоротника. Та девушка, которой посчастливится найти этот цветок будет счастлива в любви и этой же осенью выйдет замуж.

На самом деле, поисками этого несуществующего цветка папоротника (у папоротника цветов не бывает — это споровое растение 🙂) занимались там и стар и млад, безо всякой эротической подоплеки, а просто искали его на счастье.

Ночью в канун летнего солнцестояния, которая считается волшебной, по старинному преданию в лесу можно встретить саму Мать Лайму - Laima (Счастье) и Боженьку (Dieviņš), увидеть светлячков, которые сулят богатство, а если посчастливится – отыскать цветущий папоротник.

Вот светлячков я действительно видела! Это такое маленькое чудо! Похожи на крошечных светящихся эльфов.


Да и весь июньский лес там был поистине волшебным. Места там были довольно нетронутые, туристов было немного, рядом находился Энгурский птичий заповедник, в который мы однажды вечером ездили с егерем на экскурсию и видели лисичку, семью оленей и стаю взлетающих над озером белых лебедей — райское зрелище!!!

А прогулка в компании по лесу вечером в Зеленый день оставляла воспоминания на целый год. Происходило это в сумерках, когда в лесу начинал стелиться легкий туман. Сосны и вся зелень вокруг пахли так, что голова кружилась!

По традиции по лесу надо было идти, вооружившись рябиновой палкой, которая охраняет людей от злых духов леса, которые могут сбить с пути, или вовсе закружить голову и сгубить человека, чтобы не достался ему счастливый цветок папоротника.

После рассказов о лесных духах, пробираться по лесу было жутковато, даже с друзьями. Правда, рябиновой палкой я отмахивалась главным образом от злющих комаров.

Цветка папоротника я так и не нашла 🙂 , но это не влияло — весь лес в это время был покрыт душистыми полянами любки двулистной и ятрышника — редкими и красивейшими растениями из семейства орхидных. Мы собирали небольшие букетики и они почти неделю благоухали на всю комнату.


А все влажные низины в том лесу заросли диким желтым ирисом — красотища!

А после возвращения из леса начиналась праздничная ночь Лиго, в которую по традиции спать не принято. Латыши даже рассказывают четверостишия дайны:

«Кто спал на Янову ночь, тот никогда не женится; Кто не спит в Янову ночь, Женится уже этой осенью».

В Риге и других крупных городах жители стремились уехать праздновать Лиго на природу.

А в поселке Энгуре природа нас окружала, и основная часть праздника происходила на большой поляне на кромке леса. Там разжигали праздничные костры, символизирующие победу Солнца и добра над тьмою, пели традиционные песни с припевом «Лиго-лиго», а особо смелые прыгали через костер.

В песнях латыши славят бога Яниса, воспевают усердный труд и высмеивают лентяев. В песнях повторяется восклицание «Лиго! Лиго!» (līgo, līgo), поэтому исполнение Яновых песен называется «лигованием», а певцы – «лиготаями».

Костры в праздничную ночь было принято зажигать на холмах, чтобы они были видны издалека. Свет костра отгонял от людей тьму и силы зла, и его бережно поддерживали до самого рассвета в Янов день. У каждой области в Латвии была своя старинная традиция, как складывать Янов костер, который дарит людям силы и счастье. Отсюда и возникла эта довольно опасная традиция для молодых пар прыгать через костер, крепко взявшись за руки.

Это была своеобразная проверка крепости отношений — если испугавшись жара молодые люди расцепляли руки, то их будущий союз считался недолговечным.

Молодежь по традиции еще бегала купаться в море голышом, но я не участвовала, поскольку была еще слишком мала 🙂 Да и море там холоднющее ночью!

У латышских девушек еще есть красивая традиция умываться первой росой после праздничной ночи Лиго, считается что она может подарить лицу красоту.

На следующий день праздник продолжался. Народ ходил друг к другу в гости, поздравляли всех Янов (это такое же обычное имя в Латвии, как у нас Иван).

Каждый Янов день в Энгуре проводилась ярмарка, на которой продавали самые разнообразные произведения прикладного искусства.

На центральной площади поселка по кругу расставлялись столы, покрытые серыми льняными скатертями с национальными латышскими узорами, и на них чего только ни было: янтарные украшения и искусные поделки из глины, сложные изделия из макраме и шерстяные покрывала и ковры с красивейшими национальными узорами; и множество шерстяных варежек, шапочек, носков и свитеров — и все было сделано с прекрасным вкусом и качественно.

Наша хозяйка Расма тоже роскошно вязала и ткала шерстяные ковры и покрывала на огромном деревянном станке, который занимал всю комнату. Невероятно, но у меня и сестры еще до сих пор сохранились многие те вещи. Когда смотрю на них — сердце сжимается, и хочется вернуться туда.

И конечно, в праздник Лиго мы попробовали множество вкусных латышских блюд.

Самыми традиционными угощениями этого праздника являются очень душистый Янов сыр с тмином и пиво в больших количествах.

По старинному поверью, каждое тминное зернышко, попавшееся вам в Яновом сыре, надо тщательно разжевать, чтобы отвести от себя всякие беды.

А еще помню, как нас угощали фальшивым зайцем (это мясной рулет с начинкой из моркови и горошка с травами), хлебным супом (песня!), свеже закопченой салакой и треской, самыми разными салатами (мне очень нравилось, что латышки крупно резали помидоры и огурцы, а не измельчали их). На десерт был кисель из ревеня со взбитыми сливками — одно из самых потрясающих блюд латышской кухни.

Ну, а гвоздем программы был всегда знаменитый бисквитный торт с клубникой (много!) и взбитыми сливками, который Ирена научила печь и меня. Я его скоро опубликую — замечательная вещь.

Сливки для торта давала соседская корова Плуме (Сливка) — красивейшее, ухоженное животное с длинными ресницами и мечтательным взглядом. Сливки были очень густые, тепло-кремового цвета и ароматные.

А мохнатый, как метелка, соседский пес Лацис (Медвежонок) все время путался у всех под ногами и активно подвывал «лигованию» 🙂

А в один год, на праздновании Янова дня, мы видели молодых тогда Раймонда Паульса и Лайму Вайкуле — они приезжали туда с концертом.

И главное, запомнилась на всю жизнь свободная и радостная атмосфера этого замечательного праздника. Ужасно скучаю по тем временам.

А еще на Лиго в Латвии проходят разнообразные музыкальные фестивали.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.

Во время Второй мировой войны праздник Лиго в Даугавпилсе и крае вниманием не обходили. Немцы, хозяйничавшие на наших территориях, даже разрешали жителям праздновать его всю ночь и свободно перемещаться. Об этом свидетельствует извещение коменданта Двинска военных лет: «Сообща с 818 полевой комендатурой впредь жителям в подведомственном мне Латгальском округе час сообщения назначаю до 24 часов. Распоряжение немедленно вступает в силу. Ночью с 23 на 24 июня 1943 г. (Иванов день и праздник Лиго) в Латгальском округе запрещение сообщения отменяется. Двинск, 1943 г. 14 июня. Двинский окружной комиссар Riecken».

А вот описание традиций празднования латышского Лиго в оккупационной газете «За Родину» (1944 год), которая во время войны повсеместно распространялась на захваченных немцами латвийских территориях, в том числе и в Латгалии. Газета выходила на русском языке, в ней Янис превращается в Ивана. Автор решил - так понятнее для русского читателя. «Центральной фигурой праздника является Иван, по-латышски Янис. Этот Янис - не просто человек, названный Иваном и празднующий свои именины, нет. Латыши в Янисе-Иване олицетворили труд. Его чествует весь народ, его украшают цветами. Голову его украшают венком из дубовых листьев, ему воспевают песни. Во всей усадьбе может не быть ни одного Ивана, но праздник там будет отмечен так же торжественно, как и в других местах. В этот день каждый крестьянин становится «Ивановичем», его жена — «Ивановной».

Празднование Иванова дня начинается с украшений. Девушки задолго до Лиго расчищают и прихорашивают сады, чтобы в день праздника природа приобрела бы самый нарядный и праздничный вид. На Иванов день цветами и венками украшаются домашние животные: коровы, овцы, лошади. В канун Иванова дня все работы на полях прекращаются в полдень. Девушки берутся за плетение венков и каждая, разумеется, не забывает принарядиться как можно лучше. Под вечер парни едут в ближайшую рощу за свежими березками, которыми богато разукрашиваются дома и хозяйственные строения. Молодыми березками особенно тщательно украшают двери.

Празднество начинается - хозяин и хозяйка выносят гостям угощение 23-го вечером, когда по всем полям из березовых рощ несется «Лиго!» и на всех холмах окрест зажигаются смоляные бочки, укрепленные на длинных шестах, и костры. Веселой гурьбой, с песнями празднующие ходят из одного дома в другой, где уже все готово к приему гостей. Хозяин дома встречает их с большой кружкой самодельного пива в руках, а хозяйка - большими кругами «Ивановского сыра». С пением и шутками хозяину на голову надевают большой дубовый венок, а хозяйку осыпают зеленью и цветами. Затем поется песня «Лиго» в честь хозяина, хозяйки и всей усадьбы. Пение сопровождается экспромтами, тут же сочиненными пришедшими гостями. Отблагодарив таким образом хозяина за прием, гости берут его с хозяйкой под руки, и все вместе отправляются в следующую усадьбу, где повторяется тот же ритуал.

Своего разгара празднество достигает во время прыгания через костры. По древнему поверью, прыгая через костер в Иванов день, человек очищается от заговоров, сглаза и влияния злых духов. Спать в Иванову ночь нельзя, иначе урожай будет плохим, весь год не придется спать, останешься без мужа или жены. Лишь после восхода солнца общее веселье кончается, и гуляки медленно расходятся по домам.

На сам Иванов день - 24 июня - никаких особых обрядов не совершается. Это день отдыха в полном смысле слова. Молодежь продолжает веселиться и ходить друг к другу в гости, а вечером все заканчивается приглашением снова прийти на будущий

Иванов день. Так завершается празднование «самого летнего дня».

«Колхозники на Лиго покатили в «Москвичах»


Отношение советских властей к национальному латышскому празднику было неоднозначным и периодически менялось. То его разрешали праздновать, то запрещали под предлогом того, что традиции Янова дня устарели, не отвечают духу времени, а те, кто их придерживается - буржуазные националисты и деградировавшие элементы. Но народная традиция оказалась живучей: латыши даже обыгрывали празднование Лиго в дайнах:

«Что за рык и что за гром-то

Посреди дороги там?

Да колхозники на Лиго

Покатили в «Москвичах»!

Для советской эпохи такие перепевки были очень характерными. Можете себе представить огромный хор Праздника песни, который под управлением дирижера поет: «Лиго, Лиго! Сталину Лиго!»? Или: «Не раз на врага ополчались походом, Не раз мы пытались оковы разбить. Лишь с Русью Великой и русским народом Могли мы навеки врага победить»? Это строки из песен, которые звучали на Празднике песни 1948 года. Опубликованы они в сборнике «Праздник песни Советской Латвии 1873 — 1948».

А знаете, сколько человек с пафосом пели эти песни, вошедшие в сборник? «Более 300 000 человек высказали желание в организованном порядке приехать на Праздник песни, — пишет в своих воспоминаниях дирижер К. Озолинь. - …В Риге собираются только лучшие из лучших. В течение июля все певцы выступали на уездных и окружных праздниках песни. Праздник песни стал поистине народным праздником. В нем участвует 1400 хоровых коллективов, объединяющих 80 000 певцов».

…Может, стоит и гостям Музея оккупации показывать не только фотографии высланных в Сибирь, но и архивные киноленты с многотысячными хорами, поющими «Лиго, Лиго, Сталину Лиго», чтобы картина жизни «оккупационных лет» была более полной?

От запрета до размаха


Одним из наиболее абсурдных периодов по отношению к празднованию Лиго была первая половина 60-х, время пребывания у власти Арвида Пельше, когда тематика Янова дня стала полностью запрещенной. Из латышского языка исчезли слова «лиговать» и «Яни» в любых комбинациях. Даже красную смородину, чье название по-латышски восходит к имени «Ян», и светлячков с той же этимологией переименовали.

Куда свободнее народ вздохнул во второй половине 60-х, когда Пельше отбыл на повышение в Москву. Тогда закончились и строгости, и филологические казусы. Пик празднований летнего дня солнцестояния в Латвии пришелся на времена Атмоды - во второй половине 1980-х годов Лиго праздновалось с большим размахом. В Даугавпилсе празднования проходили на эстраде в Стропах.

Как это было четверть века назад

В 1991 году, незадолго до распада СССР, летняя эстрада в Стропах превратилась в старинную крестьянскую усадьбу, куда съехались на свой праздник музыкальные капеллы всей Латгалии. Произошло это за неделю до того, как зажглись праздничные огни Лиго. Многочисленные фольклорные ансамбли радовали букетом песен Лиго. А потом участники праздника на конных повозках отправились в Стропы. Жители города, по установившейся хорошей традиции, выходили на улицы и приветствовали всех гостей.

«Был праздник Лиго, жгли высокие костры на стропской поляне, толпы принаряженного веселого люда, дубовые венки на головах разновозрастных Янов, были песни и танцы под духовой оркестр, выступал на эстраде латышский фольклорный ансамбль, - сообщала местная газета. - Символические хозяева праздника разъезжали на лошадях среди собравшихся, приветствуя гостей. Пенилось в кружках и стаканах хмельное пиво… Вот пива было изобилие - побольше, чем закуски. Так что многие участники народного гулянья, не знающие меры в употреблении хмельного зелья, очень скоро ощутили неустойчивость земли под ногами и перестали отдавать отчет своим словам и выражениям».

Ligo – латышский национальный праздник у подножия Уральских гор

На самом деле я снимал девчонок. С первых шагов я попал в водоворот танца, ярких красок, цветов и искреннего веселья. Поэтому этот пост в визуальной части в первую очередь будет песней о женской красоте, чистой и созидательной. Красоте, не зависящей от национальности, красоте российской женщины.

В текстовой части я постараюсь немного рассказать о празднике, и почему его празднуют так далеко от Латвии.

Итак, почему национальный латышский праздник праздную в Башкирии.
Наша земля многонациональна, мы все это знаем, но не многие знают, что в конце 19 века на Южный Урал в поисках земли и лучшей доли переехало несколько тысяч латышей.
Были основаны латышские крестьянские колонии Архангельское, Ауструм, Балтика и др.


Долгое время трудолюбивый и мирный народ жил обособленно, не теряя традиции и связь с родиной, вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Массовые репрессии, тяготы Великой Отечественной войны заставили многих латышей вернуться на историческую родину, и сейчас в Башкирии осталось около 1000 представителей этого народа. Тем не менее в Архангельском районе уже который год проходит праздник Лиго.


Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) - латышский народный праздник. Отмечается обычно в ночь с 23 на 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига - латышское женское имя).

В Архангельском районе, за деревней Максим Горький, в живописном месте, на берегу озера много лет подряд проходит праздник.
Что мы видим, оказавшись на месте:

Ворота с надписью Лиго

Небольшая сцена.

Справа праздничная Юрта для Высоких гостей, а в этом году праздник посетил посол Латвийской Республики Астра Курме.

Ну и конечно же всевозможные лотки со снедью и алкогольными напитками в стороне, для менее одухотворенной публики. (не заслуживают кадра)

Ах да, чуть не забыл, в центре большой костер, как я понимаю, обязательный атрибут праздника.

Праздник начинается вечером в 22.00, но я подъехал с отцом пораньше, поснимать пока светало.

Тут, наверное, уместно сказать, как я попал на праздник.
Так уж получилось, что мой отец Чегодаев Евгений Анатольевич, как мы шутим “главный друг латышского народа” в Башкирии, занимается этнографией, написал диссертацию по башкирским латышам, готовит книгу. Он и попросил меня поснимать для него материал.

Я фотографировал приготовления к празднику и был очарован красотой и искренностью окружающих меня людей: прекрасны были все и совсем еще юные девочки и убеленные сединами старушки.

Повсюду, где начинала звучать музыка, люди пускались танцевать, звучал смех и было видно, что люди занимается праздником не из под палки, а с душой.

К 22 часам прибыл посол Латвийской Республики Астра Курме, руководство Архангельского района и представители министерства культуры РБ, начинало темнеть.

Встреча у ворот, угощение национальным сыром, венки из цветов женщинам, из дубовых листьев мужчинам и под песню к сцене.

Время бежало неумолимо, солнце село, а спикеры все выступали и выступали.


Глава Администрации Архангельского района

Посол Латвийской республики

Это, можно сказать, была самая провальная часть праздника, но мы вытерпели.

А потом начался праздничный концерт. Все было мило и душевно: бросали венки в воду, танцевали, пели.

Завершили праздник большой костер и хороводы с песнями.

Давно я не был на таком замечательном и чистом празднике, без алкоголя и обязаловки.

Одно расстраивает, что попал я на него случайно, и наверное, стоит пожелать организаторам, больше освещать свое мероприятие в преддверии события, и, думаю, многие люди приедут и получат удовольствие.

Праздник летнего солнцестояния – Лиго – приближается, и уже с 18 июня рижан и гостей столицы ожидают праздничные мероприятия: программу традиционно открывает цикл мероприятий Saulgriežu ugunis Rīgas kalnos.

18 июня

Открытие цикла “Огонь Солнцестояния в горах Риги” в Дзегужкалнсе

Где? Парк Дзегужкалнс (Dzegužu iela 11)

Время: 18:00 20:00

С участием Рижского Танцевального клуба и фольклорной группы “Zvīgzna”.

Руководители: Илга Рейзниеце, Иева Берзиня, Валдис Путниньш.

19 июня

Мероприятие цикла “Огонь Солнцестояния в горах Риги” в Торнякалнсе

Где? Музейный сад Я. Акуратера и О. Вациеша

Время: 19:00 21:00

Мероприятие организует общество “Austras biedrība”

20 июня

Мероприятие “Viss vienos ziedos saplaucis”: мастерская по плетению цветочных венков и демонстрация навыков мастеров прикладного искусства

Где? Двор Рижского Культурного центра “Ильгюциемс” и улица Амату

Время: 18:00 – 21:00

В мероприятии принимают участие художественные студии: “Austra” (ткани), “Ataudze” (плетение корзин), “Ceplis” (керамика), “Zīle” (кованое железо), “Puduris” (плетение), “Irbi” (рукоделие), “Rītausma” (рукоделие) и Народная художественная студия “Grīva”.

Kultūras centra “Iļģuciems” amatiermākslas kolektīvu koncerts

Где? Двор Рижского Культурного центра “Ильгюциемс”

Время: 19:00 – 21:00

Принимают участие фольклорная группа “Laiksne”, танцевальный коллектив “Dejotprieks” и молодежный танцевальный коллектив “Latve”, детский танцевальный коллектив “Mārīte” и вокальный ансамбль “Krētas Freska”.

Руководители: Ивета и Видвуд Медини.

Мероприятие проводит RPKIA Rīgas Kultūras centrs “Iļģuciems”

Празднование Лиго на Бастионной горке

Время: 18:00 – 21:00

В программе: мастер-классы по плетению цветочных венков и приготовлению сыра, демонстрация сооружения праздничного костра, мастерские по созданию Яновых ворот и факелов, песни летнего солнцестояния, игры и танцы.

Принимают участие фольклорные группы “Grodi”, “Garataka”, “Savieši”, “Iļjinskaja pjatņica”, “Vilcenes”, “Budēļi”, “Banga”, “Vilkači”, Katlakalna folkloras kopa “Rāmupe” и Bārbeles folkloras kopa “Tīrums”.

Мероприятие проводит общество “Latvijas Folkloras biedrība”

Мероприятие “Trejdeviņi ziedi zied”

Где? В филиале Центра культуры “Ritums”, ул. Иерикю, 43A

Время: 18:00 – 21:30

Плетение Яновых венков, мастерские по изготовлению праздничных факелов и латерн, мастер-класс по приготовлению сыра и плетение большого венка, рыночек латвийских продуктов. Мероприятие завершит концерт пост-фолк-группы “Rikši”.

Участники мероприятия: танцевальный коллектив “Rēvele”, детская танцевальная группа “Kamolītis”, фольклорные группы “Berendejka”, “Vilkači”, “Budēļi” и другие.

Мероприятие организует Центр культуры и народного искусства “Ritums”

Мероприятие цикла “Огонь Солнцестояния в горах Риги” – в Гризинькалнсе

Где? На вершине парка Гризинькалнс

Время: 19:00 – 21:00

В мероприятии принимают участие фольклорые группы “Krulla”, “Ciguzis”, “Zvīgzna” и танцоры Рижского Клуба танцев.

Руководитель: Иева Берзиня.

Мероприятие “Trejdeviņas zāles pinu”

Где? Парк Дворца культуры "Зиемельблазма"

Время: 19:00 – 21:00

Детский танцевальный коллектив “Bitīte”, танцевальный ансамбль “Pērkons”, танцевальный коллектив “Auda”, танцевальный коллектив сениоров “Ziemeļblāzma”, пост-фолк-группа “Zāle” – Marta Kreituse, Pēteris Draguns, Kasandra Kaņepe, Kira Kirsanova, Dace Zariņa, Harry Vagrant, Tarass Kuzmenko.

Руководитель – Юрис Мурманис.

Мероприятие организует RPKIA Kultūras pils “Ziemeļblāzma”

Мероприятие “Kopā, kopā, kaimiņu ļaudis!”

Где? Площадь между Дворцом культуры VEF и зданием квартала “Jaunā Teika”, ул. Ропажу, 2

Время: 19:00 – 21:00

Участвуют: фольклорная группа “Teikas muzikanti”, танцевальный коллектив “Zalktis”, ансамбль “Dūdinieki”, кокле ансамбль “Cantata”, певческая група традиционной музыки Латвийской Академии Культуры “Saucējas”.

Мероприятие проводит Дворец культуры VEF

21 июня

Концерт “Ielīgojam Jāņu dienu”

Где? Парк Страздумуйжас, ул Брайля, 5

Время : 18:30 – 20:00

Принимает участие мужской ансамбль “Senozols” и группа “Sestā jūdze”.

Мероприятие организует Латвийская Библиотека незрячих

Ночной рынок неофольклора в квартале Калнциема

Время: 16:00 – 23:00

16:00–20:00 – Травяная мастерская, плетение традиционального венка совместно со студентами и преподавателями Булдурской школы садоводства

18:00–19:00 – Свободный микрофон

19:00–20:00 – Выступления коллективов национальных меньшинств

20:00–21:00 – Группа фолк-метала “Skyforger”

21:20–23:00 – Музыкальное объединение “Bezgalībieši”

Мероприятие проводит SIA “BC Manufaktūra”

Мероприятие цикла “Огонь Солнцестояния в горах Риги” – в Агенскалнсе

Где: В саду Музея Татра им. Э.Смильгиса

Время: 19:00 – 21:00

Участники: “Hāgenskalna muzikanti” и фольклорная группа “Dandari”.

Руководитель – Илмар Пумпурс.

Мероприятие организует “Austras biedrība”

22 июня

Мероприятие цикла “Огонь Солнцестояния в горах Риги” – в Чиекурклнсе

Где? Чиекуркалнс, перекресток Земгала гатве и ул. Гауяс

Время: 19:00 – 21:00

Участвует Капелла “Teikas muzikanti”.

Руководитель – Янис Фелдманис.

Мероприятие организует “Austras biedrība”

Программа мероприятий на Домской площади:

Līgo, Rīga! Līgo, Latvija!

Травяной базарчик

Летнее солнцестояние – Заключение международного фестиваля фольклора “Baltica 2018”, Рынок Латвийских ремесленников

Песни и танцы фольклорных групп Риги и Латвии

22:45 – Концерт пост-фолк-группы “Iļģi”

00:00–4:00 – Ночь танцев в Солнцестояние

4:10 – Яново шествие на дамбу AB

4:30 – Ожидание солнца

Мероприятие организует Рижский Департамент Образования, культуры и спорта, Латвийский Национальный центр культуры

Рынок латвийских ремесленников

Время: 12:00 – 23:00

Выступление танцевальных коллективов, вокальных ансамблей и фольклорных групп.

Музыкальная программа Латвийских театров.

Latvijas teātru zelta ziņģes

Время: 19:00

Олга Дреге, Илона Багеле, Эрика Эглия, Вероника Плотникова, Агнесе Цируле, Даце Витола,Гунар Плаценс, Гинт Гравелис, Эдгар Пуятс, Карлис Нейманис, Раймонд Целмс, Алдис Силиньш.

22:00 – Ансамбль актеров театра Дайле “Ilga”

Проводит Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы

Во время мероприятий будет проводиться фото и видео съемка, материалы могут быть использованы для информации об организаторах мероприятий самоуправления.

Праздник летнего солнцестояния Лиго, или Янов день, отмечается в Латвии с древних времен. По старинной традиции в этот самый длинный день с самой короткой ночью в году принято выезжать на природу, разводить костры, петь песни, плести венки, чествуя щедрость и красоту природы.

В наши дни для того, чтобы встретить рассвет Янова дня, не нужно уезжать из города – вечером 23 июня грандиозное празднование Лиго пройдет в самом центре столицы, на набережной Даугавы. Здесь будет все лучшее для веселого праздника – вкусное угощение, любимые артисты и отзывчивая публика, которая готова развлекаться до самого утра.

Народные гуляния на набережной начнутся вечером и продлятся до первых лучей солнца. Празднующие смогут петь и танцевать, участвовать в народных обрядах – прыгать через костры, водить хороводы, плести венки, научиться традиционному приготовлению сыра, пива, узнать, где искать цветок папоротника, который, по преданиям, расцветает только в ночь Лиго.

Чтобы не иссякли силы, здесь же, на набережной, можно будет подкрепиться праздничным угощением – пенным пивом, золотистым сыром и румяными пирогами. Развлекать публику будут фольклорные ансамбли, которые расскажут о народных традициях празднования Лиго, а также популярные артисты – рок-группы и исполнители шлягеров. По народным поверьям, вечер Лиго, как правило, бывает дождливым, но пусть это не пугает празднующих – на набережной будут установлены большие палатки, где с комфортом можно будет провести самую короткую ночь в году.

В праздничные дни, 23 и 24 июня, пользоваться общественным транспортом в Риге можно будет бесплатно.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей