09.08.2022

Программа нравственного воспитания в доу. Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. I. Принципы духовно-нравственного воспитания


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Авторская программа по нравственному воспитанию «Мы вместе» направлена на то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к малой Родине, России, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи программы

  1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны
  3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семьи.

Ожидаемый результат

  1. Воспитание патриотических чувств в реализации данных целей.
  2. Приобщение детей к истокам народной культуры Краснодарского края.
  3. Применение полученных знаний в поведении, и поступках.

Направления работы

«Путешествие в историю»

Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

«Вижу чудное раздолье…»

Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

«Быт и традиции»

Цели: знакомство детей с жилищем кубанского народа; расширять знания об устройстве кубанской избы; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

«Моя Родина - Россия»

Цели: знакомство детей с государственной символикой России, края, района.

«Дерево моей семьи»

Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

«Этих дней не смолкнет слава»

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

«Как чуден наш родной язык»

Цели: приобщать детей к богатствам русского языка, произведениям кубанским авторам.

Темы:

1. Первоначальные нравственные представления.
2. Нравственные потребности, стремления, чувства.
3. Нравственные умения и привычки.

Методические разработки к темам.

Тема. Имя

Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Тема. Семья

Основная идея: семья - это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Тема. Слово

Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Тема. Совесть

Основная идея: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Тема. Благодарность и недовольство

Основная идея: за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Тема. Добро и зло

Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Тема. Щедрость и жадность

Основная идея: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Тема. Правда и ложь

Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Тема: Зависть и доброжелательство

Основная идея: будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Тема. Послушание и упрямство

Основная идея: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Тема. Трудолюбие и лень

Основная идея: человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Тема. Милосердие и жестокость

Основная идея: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Тема. Родина и чужбина

Основная идея: Родина для человека - место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту.


Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.).

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» .

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» . Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» .

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» . По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» . Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Материал по теме:

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» .

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» . В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» .

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» . Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» . Результатом нравственного воспитания, - добавляет Ю. К. Бабанский, - является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» .

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» .

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение .

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников - это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» .

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями - это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой - к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» .

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» .

Воспитание нравственного поведения дошкольников , по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, - это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» .

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста - общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» . Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». . Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» . Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» . Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств , среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы .

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка - социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада - это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение . Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа . Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» .

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников - нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

Библиографическое описание: Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.

Литература:

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - 2009. - № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Академия, 2014. - 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. - М.: Владос, 2009. - 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.

http://www.moluch.ru/archive/87/16622/

Принципы и особенности организации
духовно-нравственного воспитания в ДОУ

Принцип ориентации на идеал. Идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада жизни в учреждении, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности воспитанников, педагогов, всех учреждений социального пространства детского дома.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка. Любое содержание образования, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание образовательного процесса, внеучебной и внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример. как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

Принцип персонификации . В детском возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - ярких, примечательных, передовых людей.

Принцип диалогического общения . В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение ребенка со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.

Принцип полисубъектности воспитания . Воспитанник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие детей и поддерживаемое всем укладом жизни детского дома, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно - значимой деятельности воспитанников. Интеграция содержания различных видов деятельности детей в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для решения воспитательных задач воспитанники вместе с педагогами обращаются к содержанию:

    общеобразовательных дисциплин;

    произведений искусства;

    периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

    духовной культуры и фольклора народов России;

    истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

    жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

    общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

    других источников информации и научного знания.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера, к тому же многочисленными ислледованиями было доказано, что в возрасте 4-6 лет при целенаправленном воспитании закладываются основы моральных качеств личности.

К первому походу в школу у ребенка уже вполне могут быть сформированы устойчивые формы поведения и отношение к окружающей действительности в соответствии с усвоенными им моральными нормами и правилами.

В силу психофизиологических особенностей дошкольников нравственное воспитание в ДОУ и семьях становится той базой, которая развивается на протяжении всей их жизни и становится мерилом поступков ребенка.

Ребенок в возрасте 4-6 лет от младшего возраста отличается высокой восприимчивостью к поступаемой извне информации и легкой обучаемостью, так как их нервная система пластична и способна активно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды. Все что ребенок видит и слышит, поддается его осмыслению и осознанию, любые действия родителей или других близких взрослых поддаются тщательному анализу и по их шаблону в дальнейшем строится манера поведения ребенка. Однако отсутствие жизненного опыта, повышенная эмоциональность и необъективность мешают ребенку отличать хорошее от плохого и выбирать правильную манеру поведения и реакцию на складывающуюся ситуацию. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось нравственное воспитание в ДОУ и в семьях детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

В процессе общения ребенка с родителями и другими взрослыми, вхожими в круг его общения, складывается первый опыт морального поведения дошкольника. Как известно, потребность в общении является наиболее важной социальной потребностью человека, а окружающие ребенка люди являются тем необходимым источником, который способен ее удовлетворить. Важной особенностью нравственного воспитания дошкольников является то, что содержание их общения с взрослыми должно быть педагогически ценным, только в этом случае оно сможет оказать нужное нравственное воздействие на ребенка.

Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.

К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:

  • Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;
  • Воспитание культуры поведения и трудолюбия;
  • Формирование коллективистических взаимоотношений детей;
  • Воспитание патриотической любви к родине.

Достижение выполнения вышеперечисленных задач позволяет педагогу влиять на сферу чувств детей, воспитывать у них привычки нравственного поведения, постепенно развивать способность к оценке и взаимооценке, а также формировать правильное представление о моральных качествах людей и явлений общественной жизни.

Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством нравственного воспитания в ДОУ, воспитатель добивается осознанного и охотного выполнения ими социальных норм и правил поведения в обществе. В итоге, прививая наиболее простые положительные привычки у детей, работниками ДОУ осуществляется ценный вклад в нравственное развитие подопечных. С самых юных лет посредством нравственного воспитания в ДОУ у ребенка формируется способность к сопереживанию и умение, благодаря которому он может находить отзыв в своем внутреннем мире на печали и радости других людей. Родители вместе с воспитателями могут именно в этом возрасте научить ребенка преодолевать возникающие препятствия, нести ответственность за совершенные поступки, проявлению инициативы и, что очень важно, доводить начатые дела до конца.

Сказка как средство нравственного воспитания

Формирование нравственных ценностей, которые являются наиболее важным показателем целостности личности, довольно сложная задача. Любое общество напрямую заинтересовано в сохранении и передаче накопленного столетиями опыта, иначе его существование и развитие попросту становятся невозможными. Сохранение и передача этого опыта напрямую зависит от системы образования и воспитания, которая формируется в условиях социально-культурного развития этого общества и особенностей его мировоззрения. Для разрешения проблем развития общества необходимым действенным средством выступает сказка как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Независимо от пола и возраста сказки имеют большое психологическое значение для детей, поскольку именно они способны ответить на ряд вопросов и проблем возникающих в детских умах. Читая вместе с ребенком сказки, родители видят, как просто малыш примеряет на себя роль положительных героев, будь то Иван-царевич или царевна-Лебедь, в то же время четко понимая, что сказка нереальна, но одновременно допуская, что события, происходящие в ней, могут иметь место и в реальной жизни.

Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса. Помимо тяги к волшебному и необычному, также детскому воображению присуща потребность в подражании взрослым, которые кажутся малышу такими умными и ловкими. Именно в сказке ребенок может реализовать все свои неосознанные желания, победить всех злодеев и оказаться в волшебном мире.

Осуществляя нравственное воспитание в ДОУ, воспитатели используют сказки, с целью развития у детей таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» .

Важным в процессе нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта нравственного поведения, относятся :

  • 1. Воспитание нравственных привычек;
  • 2. Пример взрослого или других детей;
  • 3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
  • 4. Организация совместной деятельности;
  • 5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных качеств, входят:

  • 1. беседа воспитателя на этические темы;
  • 2. чтение художественной литературы;
  • 3. рассматривание и обсуждение картин;
  • 4. метод убеждения;
  • 5. метод поощрений и наказаний.

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования - «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки».

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей . Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это -- комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) .

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта» .

Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» .

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре .

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков .

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников :

  • · рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • · чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • · игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • · положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие.

Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедрена базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества .

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны -- в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ .

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка в области нравственного воспитания, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы - это эмоционально отзывчивый ребенок, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации.

При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой -- правильных оценок и моральных суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой -- моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей