12.12.2023

Семьи в разных странах мира презентация. Понятие семьи в разных религиозных традициях. «Отчего у человека болит сердце»


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения моей семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия - способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо - обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

В основе религии - тайное, неизъяснимое, священное, запредельное - то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия - архаическая форма системного подхода.)

Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения - у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция - сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность - в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии - например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде - это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года - сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть - детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он - дитя, малый, невзрослый.

По мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В Европе это происходит в 18-19 веках, в России в 19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Следующая ступень в эволюции - отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

Начинается эра эмансипации - женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена - на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи - автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).

Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены - нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.

Состоять в браке - священная обязанность мужчины. Безбрачие - тяжкий грех. Муж обязан:

* прилично содержать жен,

* защищать их от всех опасностей,

* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки - собственность жен, их нельзя отнять),

* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

* оставить имущество по завещанию.

Жена обязана:

* рожать детей и их воспитывать,

* не покидать женскую половину дома (правило парды),

* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая - выше, как потенциальная жена.

Большое число детей повышает статус замужней женщины.

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Согласно индуистской традиции самым эффективным способом прервать цепь воплощений является путь аскета. Но это - для продвинутых. И, хотя вступающие в сексуальный контакт и, тем более, семейные люди обрекают себя на повторное рождение, но, если учитель видит, что ученик не готов к аскезе, он советует ему жениться и служить Богу в браке.

Но не все потеряно! Если супруги сознательно вступают в сексуальные отношения, и, наслаждаясь, хотят «доставить радость Богу - и в партнере и в себе», то они становятся частью Божественной игры и получают шанс выйти из цепи реинкарнаций. Поэтому семья - не только и не столько место для получения удовольствия самого по себе, сколько способ культивирования этико-религиозных обязанностей ради спасения (Чаттерджи). При помощи утоньшения, возвышения физической любви, практикования искусства сексуального общения и деторождения супруги приближаются к Богу. Идеал женщины - гармоничное сочетание скромности и чувственности.

В буддизме нет текстов о семье. Буддизм исторически начался с того, что принц Гаутама, еще не Будда, в то время, когда его жена претерпевала в соседней комнате родовые муки, вдруг прозрел и, увидев весь круг страданий - ее и их ребенка, решил не иметь к этому отношения. Он переоделся и, никем не замеченный, покинул дворец. Поступок сомнительный с нашей точки зрения, но об этом в конце лекции.

Хотя Будда был против кастовой системы, характерной для индуизма, он сдержанно относился к приему женщин в монашеский орден. В монастырях мужчины и женщины жестко разграничены. Так как пол меняется при реинкарнациях, то он не является фундаментальным атрибутом личности и, в частности, не может служить поводом для неравенства.

ХРИСТИАНСТВО

семейный супружеский ислам индуизм

Нынешний брак устроен и функционирует так,

как если бы он изобретался каким-то третьим полом

с целью - основательно досадить первым двум.

С одной стороны, Иисус рожден на Земле женщиной, это поднимает ее авторитет. С другой - большая роль придается непорочности зачатия. Наиболее строго смотрит на это католичество - у них доказано, что даже Мария была зачата непорочно. Остатки патриархальных идей в сочетании с идеей порочности приводит к тому, что женщина виновата во всех соблазнах, которым поддаются мужчины. (Проекция).

Большое значение имеет добрачная девственность. Обнаружение, что невеста не девственна, может привести к весьма неприятным последствиям для нее. В православии - помягче. Невесте предпишут пост, молитвы и покаяние на срок от нескольких дней до двух лет. Домострой и его семейный устав - частично светские, но в основном церковные установления - как и всякая литература того времени. Секс, согласно уставу, разрешен только в понедельник, вторник и четверг. В остальные дни недели, а также во все праздники, Великий пост и в пасхальную неделю - нельзя! (А так как Великий пост и пасхальная неделя в сумме занимают два месяца, то в культуре будут отсутствовать некоторые Зодиакальные знаки). Запрещены многие сексуальные позиции, аборт и контрацепция.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ограничены сроком

Между битлз и роком,

Между шейком и брейком,

Между Кеннеди и Рейганом.

Меж Кабулом и Прагой,

Между ложью и правдой,

Между хиппи и панками,

Религия - это всегда уважение к традиции, поэтому в отношении религии к семье заметен отзвук предыдущей религии и культуры. Чем древнее традиция, тем более древние вещи будут для нее предыдущими. В иудаизме видны следы матрикультуры, в исламе - патриархат, в христианстве появляется детоцентризм. А что сейчас? И что у нас?

Культура, в которой мы живем, называется постмодернизм. Даже из названия можно заключить, что у нее нет своего позитивного содержания, что она - «после чего-то». А за спиной у нас - две мировые войны и революции, несколько социализмов и в каждом - своя система семейных и сексуальных ценностей, молодежные революции в Европе, движение хиппи и панков…

В стране происходит небывалое смешение культур и осколков традиций, небывалое возрождение христианства. Тысячи людей прошли и проходят курсы йоги и тантры всевозможных направлений, группы, в которых изучаются китайские, индийские, тибетские, африканские, южно-американские, древнерусские духовные, телесные и сексуальные практики. Таких людей так много, что это уже - часть культуры. По моим ощущениям, российский вариант постмодернизма - смесь православия с индуизмом и острой приправы из всего вышеперечисленного.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Феномен смерти, вопрос смерти в представлениях древнего человека, смерть и загробный путь в разных религиях (христианстве, исламе, буддизме, индуизме). Поклонение умершим предкам, православный, мусульманский, буддийский и индуистский обряды погребения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2012

    Понятие поста, его значение в христианстве и основные виды. История и цели практики покаяния и прошения. Разделение постов на степени по строгости употребления пищи в трапезе. Традиции ритуального воздержания от принятия пищи в иудаизме, исламе, индуизме.

    презентация , добавлен 03.10.2013

    Общая характеристика и сравнительное описание положения женщины в исламском, иудаистском и христианском обществе, позитивные и негативные тенденции. Особенности поведения и требований к женщине до брака и в нем, возможность развода, права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Положение женщины в обществе в дохристианский и христианский периоды. Феминизм и его влияние на изменение взгляда на общественно-социальную роль женщины. Отношение к женщине в церквях ведущих христианских конфессий; практика ординации женщин в епископы.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Роль женщины в индуизме. Легенда о происхождении и возникновении обряда Сати в Индии - похоронной ритуальной традиции сожжения вдов вместе с покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. Описание ритуала и принятие закона о его запрете.

    реферат , добавлен 22.06.2011

    Понятие "личности" в богословии В.Н. Лосского, ее свобода и уникальность. Карма, мокша и нирвана – три кита индийской религиозности. Неразложимая целостность и ипостасность. Самотождественность личности человека, ее психическое единство, самоопределение.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Формирование добродетельной личности, здоровой семьи и гармоничного общества как основная цель ислама. Обязанности верующих мусульман. Семья в исламе, особенности воспитания детей. Нравственные нормы, предписываемые исламом. Взаимоотношения между людьми.

    презентация , добавлен 07.09.2014

    Рассмотрение особенностей основных религий. Изучение роли искусства в религиозной культуре. Искусство писания икон в христианстве, каллиграфии в исламе, изображение Будды в буддизме, мандалы, украшение синагог и созданием ритуальных предметов и иудаизме.


Что такое семья? В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


Улыбнись новому дню


Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!


Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.






Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Большое значение имеет имя, которое вам дали родители при рождении. Они вкладывают свою любовь и нежность, называя вас. А вы знаете, что означает ваше имя? А имя ваших родных? Легенда




1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Статья 1 (семейного кодекса) РФ Основные начала семейного законодательства


Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах. Запомни семейные заповеди: · свято храни честь своей семьи; · люби свою семью и делай её лучше; · будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; · подари родителям радость; · умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; · жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


Как появилась дружная семья. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Чтение и обсуждение притчи.

(слайд 13)

(слайд № 14)

(Приложение № 1)

  1. Как вы считаете, почему? (Семья - это свято для всех)
  2. (слайд № 15)
  3. (слайд № 16)

1. «Золотое слово»

2. «Тренажер»

Вставьте пропущенное слово

Распределите понятия на две группы:

относятся к слову «род»

не относятся к слову «род»

3. Слайд-шоу

4. Интерактивные модели

Семья в древнем Риме

5. Иллюстрации

Родовой герб Багратионов

Родословная Пушкиных

Семья на катке

6. Контроль

Закрепление изученного:

(слайд № 17)

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.)

Рефлексия.

Нарисовать свою семью.

(слайд № 18)

(слайд № 19)

- Что самое интересное было в уроке?

О чём вам хочется рассказать друзьям?

Мы семья.
Моя семья - моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября - День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!

Домашнее задание. (слайд № 20)

Темы презентаций по выбору:

- «Традиции моей семьи»

- «Герб моей семьи»

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Семья и семейные ценности" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Александровского района Оренбургской области

«Каликинская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по предмету

« Основы религиозных культур и светской этики»

Тема:

«Семья и семейные ценности»

с. Каликино

модуля «Основы светской этики»

курса ОРКСЭ

МБОУ «Каликинская ООШ»

Александровского района Оренбургской области.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Цель урока: формирование понятия семья и семейные ценности.

Задачи урока:

    Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности,

подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных

религиозных культур совпадают.

    Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

существенное, обобщать; способствовать развитию

коммуникативных качеств, умению работать в группе.

    Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным

ценностям и традициям представителей разных культур.

Виды деятельности: просмотр видеоролика и его обсуждение,

работа в группах с источниками информации, упражнение

«водоворот», чтение обсуждение притчи; устные рассказы

детей о традициях своей семьи, составление

сборника семейных заповедей, упражнение «ассоциация», сбор материалов для презентаций.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, презентация, диск « Основы светской этики»,

работы учащихся.

Этапы урока

Ожидаемый результат

1.Организационный момент

Монолог учителя

Мотивация к учебной деятельности

Концентрация внимания

2.Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

Учебный диалог,

Проверка степени усвоения ранее изученного. Выполнение домашнего задания.

Формулировка учащимися темы урока.

3.Микроитог

Учебный диалог

Готовность к восприятию нового материала

4.Изучение нового материала

Работа с новым понятийным аппаратом:

этика, культура, мораль, нравственность. Показ презентации.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Сформированность представлений по теме урока

5. Физминутка (1 мин)

Упражнение на расслабление мышц.

Здоровьесбережение

6.Первичное осмысление и закрепление материала.

Учебный диалог

Самостоятельная работа по пособию учебника.

Творческие работы учащихся.

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока

7.Домашнее задание

Работа с родителями

Активизация позиций родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе.

8. Подведение итогов.

Рефлексия:

Заряд положительных эмоций.

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.

Умение работать с понятийным аппаратом.

Ход урока.

Вступительное слово учителя о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле!

Тема нашего занятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

    Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.

    Запись темы урока в тетради.

Актуализация знаний:

      Просмотр видеоролика.

Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?

      Упражнение «Ассоциация».

У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

    Если семья – это постройка, то какая..

    Если семья – это цвет, то какой…

    Если семья – это музыка, то какая…

    Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

    Если семья – это название фильма, то какое…

    Если семья – это настроение, то какое…

I Открытие детьми новых знаний:

    Кто из вас знает, что представляет традиционная семья в различных религиозных культурах? (слайды)

    Где записаны законы создания и жизни семьи? (в священных книгах)

    Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)

    Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 12)

    Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Чтение и обсуждение притчи.

Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения,

соединяя в себе мудрость и простоту.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)

Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)

Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».

        Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

        Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

        Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

        Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)

        А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)

Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.

Работа с диском «Основы светской этики»

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики» (1 CD)

1. «Золотое слово»

Отчего у человека сердце болит?

Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике

2. «Тренажер»

–вставьте пропущенное слово

–распределите понятия на две группы:

дружба народов, закон и право, любовь к предкам, нравственные ценности отцов, семейные традиции, любовь к природе.

Укажите предложения, которые относятся к проявлению любви в семье

3. Слайд-шоу

Семья на картинах русских и зарубежных художников

4. Интерактивные модели

Семья в древнем Риме

5. Иллюстрации

Герб Голенищевых-Кутузовых- Толстых

Родовой герб Багратионов

Родословная Пушкиных

Семья на катке

6. Контроль

Что предполагают нравственные отношения в семье?

Что обозначает фамилия человека?

Когда в семье люди доверяют друг другу, то это…?

Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?

Закрепление изученного:

Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)

(Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.)

Рефлексия.

Нарисовать свою семью.

В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)

Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)

– Что самое интересное было в уроке?

– О чём вам хочется рассказать друзьям?

В конце урока я прочитаю вам стихотворение.

Мы семья.
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!

Домашнее задание. (слайд № 20)

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, подобрать материал для презентации о своей семье.

Темы презентаций по выбору:

- «Традиции моей семьи»

- «Буду помнить подвиг прадеда» (выполнено, см. приложение)

- «Герб моей семьи»

- « Мое генеалогическое древо»

Приложение № 1.

Семь в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в православной культуре.

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Приложение №2

«Отчего у человека болит сердце»

Пятилетний Витя играл в саду. Упал на колючку и занозил руку. Колючку Витя сразу же вытащил, но из ранки пошла кровь, и от боли мальчик заплакал.

Ему захотелось пожаловаться, и Витя прибежал к маме.

Мама, мама, - услышала она.

Когда мать увидела кровь на руке у Вити, её лицо побледнело, из глаз закапали слёзы.

Мама... мама... - прошептал мальчик. - Почему ты плачешь? Что у тебя болит?

У меня болит сердце, - сказала мать, прижав к груди сына.

А почему же у тебя не идёт кровь? - спросил мальчик. - Где же твоя ранка?

Неужели ты не знаешь, дитя, отчего бывает ранка в сердце? - спросила мать. - Неужели ты не знаешь, отчего у человека болит сердце?

Глаза матери стали тревожными и строгими.

Слишком долго ты остаёшься ребёнком, сын, - сказала мать. - Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»

«Высказывания о семье»

Любовь - самое утреннее из наших чувств. (Б. Фонтенель.)

Любовь - это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем по- ч мочь другому человеку. (Э. Роттердамский.)

В семейной жизни самый важный винт - это любовь. (А.П. Чехов.)

Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.)

Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон.)

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (е В.Г. Белинский.)

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.)

Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт)

Индивидуальное задание «Собери пословицу»

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

без родни не живет.

Любовь братская

там и божья благодать.

Русский человек

союз христианский

Правильный ответ:

Семейное согласие всего дороже.

Семья в куче – не страшны и тучи.

Где мир да лад, там и божья благодать.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Любовь братская – союз христианский.

Русский человек без родни не живет.

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

Цели:

    Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

    Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.

Мотивация.
– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

–Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.

2.2. Определение темы и целей урока

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

( о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

- Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???

А в графу «я хочу узнать»???

    Какую роль семья играет в жизни человека.

    Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?

    Настоящая, идеальная семья, какая она?

2.3. Синквейн «Семья»
-
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.

( ответы детей)
- Для чего же человеку нужна семья???
( ответы детей)

Кластер «Задачи семьи» - Молодцы, а теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
Пожалуйста, ваши ответы.
( ответы детей)





– Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.


–Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
–.
Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!

Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.

А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви, Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.

Семья в православной культуре .

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

- Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!

Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
- Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???

Вывод: Семья – это свято для всех!

Физминутка

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»


- Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Список №1 .
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2 .
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3 .
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»

Давайте посмотрим, какая же у вас семья???

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???

Рефлексия
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

(клип "Гимн семье")

Домашнее задание
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся – это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей