09.08.2022

Взаимосвязь родителей с доу по проектной деятельности. «Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй. Тема: "Проектная деятельность в работе с семьей"


Сотрудничество с родителями в проектной деятельности

воспитатели ГБОУ Школа № 000 д/с «Мозаика», г. Москва

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Большинство родителей - люди образованные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей , но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектной деятельности. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Работа над проектом, способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, помогает ему сформировать уверенность в собственных возможностях. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Обучение осуществляется через поисково-познавательную деятельность, направленную на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, развивает основы творчества и умственные способности. У ребенка развиваются целеустремлённость, настойчивость, он учится преодолевать проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Темы проектов рождаются из интересов детей: в основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема, детский вопрос. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Совместная деятельность ребёнка и родителей укрепляет детско-родительские отношения. Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.


В нашей группе воспитатели вместе с детьми и родителями работали над проектом «Ёлочка». Новогодний праздник - очень эмоционально яркий, очень семейный, поэтому нам хотелось, чтобы родители приняли в этом проекте активное участие, чтобы совместная деятельность по подготовке к празднованию Нового года возродила семейные традиции, послужила укреплению взаимопонимания всех членов семьи.

Ø творческий.

Сроки реализации проекта:

Проект краткосрочный, 3 недели.

Участники проекта :

Дети средней группы, их воспитатели и родители.

Цель проекта:

Приобщение детей к культуре новогоднего праздника, новогодних традиций; обогащение детских впечатлений, развитие художественно – эстетического восприятия, формирование интереса к художественной деятельности.

Задачи проекта:

Ø Дать детям знания о ели, как дереве.

Ø Познакомить детей с традициями празднования Нового года, украшением ёлки.

Ø Обогатить и активизировать словарь детей.

Ø Воспитывать у детей любовь к природе и желание ее беречь.

Ø Развивать художественно-эстетические способности, наглядно-действенное мышление, навыки продуктивной деятельности.

Ø Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами над проектом.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

2. Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.

3. Подбор художественного материала, иллюстрационного материала по теме.

4. Проведение ознакомительной консультация для родителей о проекте.

Воспитатели на родительском собрании ознакомили родителей с проектом группы, отметили необходимость участия родителей в реализации проекта, познакомили их с инновационной технологией , раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Воспитатели отметили, что участвуя в реализации проекта, родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

5. Подбор справочной информации для родителей по тематике бесед и занятий с детьми по темам проекта.

Практический этап

Для того, чтобы дети получили больше знаний, впечатлений о Новом годе, новогодней елочке мы активно привлекали родителей к участию в проектной деятельности:

1. С помощью родителей была организована в группе выставка календарей и открыток на зимнюю тематику и на тему празднования Нового года.

2. Родители приняли активное участие в украшении группы к Новому году.

3. Родители провели по заданию воспитателей беседу с детьми о Новогоднем празднике, читали о нем книги, разучивали стихи.

4. Дети и родители на прогулке рассматривали различные елки, как просто деревья, так и наряженные.


Для того, чтобы у детей было больше впечатлений о новогодних праздниках, мы попросили родителей в зимние праздники посетить с детьми новогодние представления, рождественские встречи, народные гуляния, просили, чтобы дети принимали активное участие в праздновании Нового года дома. На прогулке предложили проводить беседы с детьми об увиденном, обратить внимание детей на зимние приметы погоды, обсудить как украшены ёлки на улице и дома, как украшен наш город в праздничные дни. Воспитатели посоветовали родителям нарисовать с детьми то, что ребёнок хочет получить в подарок – это была прекрасная возможность узнать о желаниях и мечтах ребенка. На нашу просьбу родители реагировали по разному: кто-то сразу включился в работу и предложил свою помощь, кто-то слушали обдумывал полученную информацию. Однако, большинство родителей заранее стали задумываться о том, как провести новогодние праздники с ребенком, планировать совместную деятельность.

5. Родители участвовали в выставке детско - родительских работ «Елочка-красавица». Дома с детьми делали различные поделки и украшения под девизом «Нам с мамой некогда скучать, мы будем елку наряжать».

6. Во время новогодних праздников родители вместе с детьми посещали новогодние елки, праздничные мероприятия.

После зимних праздников дети пришли в детский сад, стали делиться своими впечатлениями: как украшали ёлку дома, какие подарки подарили Дед Мороз и Снегурочка, как они готовились к встрече Нового года, какие посетили детские представления. Увидев эмоции детей, мы решили совместно с родителями сделать стенгазету «Мы на ёлке». Воспитатели вместе с детьми нарисовали ёлку, родители предоставили новогодние фотографии и записали высказывания детей на цветной бумаге в форме новогодних шариков их впечатления о празднике. Этими «шариками» была украшена наша «ёлочка».

7. Родители предоставили фотографии на тему «Мой ребенок на елке» и записали впечатления детей о празднике.

Заключительный этап

В результате работы над проектом были созданы продукты совместной детско-родительской деятельности:

1. Газета «Мы на ёлке».

2. Работы детей и родителей приняли участие в детско-родительской выставке «Волшебная зима».

3. Группа оформлена к Новому году украшениями, которые дети сделали вместе с родителями.

4. Создание презентации «Елочка».

В процессе работы над проектом дети обогатили свои эмоциональные впечатления. Пополнили знания о ёлке, о традициях празднования Нового года. Разнообразная, доступная для детей деятельность активизировала речь, пробудила в детях познавательный интерес и желание делать работы на новогоднюю тематику, дарить их близким. Совместная деятельность детей и родителей положительно повлияла на взаимоотношения в семье, привлекла родителей к участию в жизни группы, детского сада.

Современные исследователи – психологи (В. П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их» .

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах,

Для того, чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо родительского собрания, в нашем ДОУ, мы используем такие формы работы как - «педагогическая гостиная» ; дни открытых дверей; открытые практические занятия, папки-передвижки, «логопедическая библиотека» , мультимедийные презентации, буклеты.

Для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ мы разработали проекты, которые способствуют формированию и повышению уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей такие, как «Семейный клуб» , «Я и моя семья» , «Рука об руку» , «Семейные традиции» .

Свою работу мы начали с совместного логопедического проекта

.

Структура логопедического проекта «Волшебная роль артикуляционных сказок» .

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники старшей группы и их родители.

Продолжительность: средней продолжительности.

Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей) ;
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении) .

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи проекта:

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
  • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда» .

Актуальность темы:

Необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

  • участие родителей в планировании совместной деятельности
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ
  • правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей

Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) ;
  • вариативности форм и методов;
  • научности;
  • непрерывности и целостности;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

  • педагогическая гостиная;
  • консультации, беседы;
  • развлечения, праздники;
  • открытые занятия;
  • дни открытых дверей;
  • родительские собрания;
  • практикумы;
  • папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
  • обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда» .
  3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  4. Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  5. Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – октябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • мини-педсовет для родителей “Детский сад и семья”;
  • опрос-диагностика родителей на тему: «Уровень компетентности родителей в речевом развитии детей» ;
  • консультация на тему: «Волшебная роль артикуляционных сказок» ;
  • памятки «Строение речевого аппарата» ;

II. Основной этап (2 месяц - ноябрь) .

  • .практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ;
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков;
  • памятки «Артикуляционные сказки своими руками» ;

III. Заключительный этап (3 месяц - декабрь)

  • Совместное изготовление родителей с детьми мини книжки на тему: «Артикуляционные сказки» .
  • Оформление выставки «Артикуляционные книжки - малышки своими руками» .
  • Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители) .
  • Награждение участников проекта в различных номинациях.
  • Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
  • Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Путём анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Так же родители готовы активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе по устранению речевых недостатков детей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения родителями и детьми, новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
  4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
  6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Работа с родителями через проектную деятельность

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по следующим направлениям.

Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в ДОУ начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя, из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.

Наглядно – информационное направление.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Наглядно–информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех»,

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации .

При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Работа родительского комитета .

В учреждении работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, оформлением клумб детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке детского сада, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, участвуют в детских праздниках, оказывают помощь в изготовлении снежных фигур на участке детского сада и т. д.

Досуговое направление.

Немаловажной формой работы с родителями являются досуговые формы. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
С большим успехом всегда проходятся “ Дни открытых дверей. ”. Педагоги тщательно продумывают режимные моменты, занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Моя тема по самообразованию за 2013-2014гг: «Проектная деятельность в работе с семьей». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери.

Активные формы и методы работы с родителями в группе.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения в детском саду»;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»); - родительский уголок.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


Организация: МБДОУ №29 «Журавушка»

Населенный пункт: ХМАО - Югра, г. Сургут

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи взаимодействия ДОО с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от

него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями - значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Организация проектной деятельности во взаимодействии

МБДОУ № 29 и семей воспитанников

Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Задача педагога :

  • Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.

Затем участники проекта определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациями к специалистам ДОУ. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).

Были проведены родительские собрания, на которых обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями.

Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.

Следующий второй этап - это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, посещали выставки.

На данном этапе проведены:

  • Познавательные занятия;
  • Творческие рассказы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов;
  • Оформление игротеки.
  • Подвижные, речевые игры.
  • Беседы;

Третий этап - презентация проектной деятельности. Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были специалисты и педагоги ДОУ.

Организация и описание проекта «День Победы»

Цель проекта:

Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему

роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.

Задачи проекта:

1. Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной Войне: городах-героях, героях войны, боевых наградах, о работе в тылу и т.д.

2. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме «ВОВ».

3. Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

4. Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.

Перспективное планирование по организации проектной деятельности «День Победы» с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные виды деятельности детей, которые обеспечивает педагог

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники».

Цель: Формирование представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей, формирование патриотических чувств.

«Военно-полевая почта»

Цель: формировать у детей игровые навыки, учить расширять и усложнять игровой сюжет, продолжать учить распределять роли.

Дидактические игры

Дидактическая игра

«Защитники Отечества».

Цель : Закреплять знания детей о различных родах войск Российской армии. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

Театрализованные игры

«Артисты на передовой»

Цель: развивать творческий потенциал. Продолжать знакомить с песнями военных лет. Учить распределять роли в игре, поощрять новый замысел в игре.

Физическая культура

«Зарница». Цель: Сформировать у детей физические навыки: умение бегать, прыгать, метать, подбрасывать.

Музыка

Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы». Цель: использование музыкальных произведений как средство обогащения представлений детей о войне, армии, победе.

Культурно-досуговая деятельность

«Этот день мы приближали, как могли…»

Цель: Расширить знания детей о ВОВ, используя видео, аудио материал, материал презентации «Детям о войне»

Рассматривание книги памяти.

Цель: учить детей использовать различные источники получения информации.

Просмотр презентации «Детям о войне»

Итоговое мероприятие

Музыкальная гостиная

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Алгоритм организации проектной деятельности по теме «День Победы»

Этапы

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

Беседа «Они сражались за Родину». Цель: Сформировать начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о российской армии надежной защитнице нашей родины, о празднике 9 Мая.

Аппликация «Солдатский треугольник» Разучивание пословиц и поговорок о смелости, отваге.

Консультация «Детям о войне».

Привлечение родителей к участию в подготовке к празднованию праздника День Победы.

Практический

Заучивание стихов о ВОВ

Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир!»

Подбор художественной литературы по теме мини-музея.

Сбор семейных фотографий

Оформление мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто»

Изготовление книги памяти «Памятные даты

Нашей семьи»

Внедренческий

Представление детьми проектов «День Победы», «Во имя мира на земле»,

«Памятные даты нашей семьи»

Музыкальная гостиная

«День Победы –праздник дедов».

Мастер-класс «Изготовление гвоздик».

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.

Анализ эффективности метода проектов как формы работы с родителями в ДОУ № 29 «Журавушка»

Взаимодействие педагогов МБДОУ и семьями воспитанников является одним из ключевых вопросов в воспитании детей. Проектная деятельность на базе ДОУ является одним из эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Работа по направлению «педагог - ребёнок - родитель» решает следующие задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • оптимизация детско – родительских отношений;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в общественной жизни ДОУ.

Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей.

При организации работы с родителями используются следующие инновационные методы взаимодействия:

  • групповые формы работы: «круглый стол», день открытых дверей, конкурсно-развлекательные программы, групповые родительские собрания, мастер-классы.
  • наглядная работа с родителями: фоторепортажи, бюллетени, памятки, папки-передвижки, выставки.
  • информационно-аналитический: вся работа по организации образовательного процесса представлена на сайте ДОУ.

Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.

Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.

Список литературы

1.Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 – 2009.

2.Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

3.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

4.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

6.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.

8.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

9.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.

10.Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

11.Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

12.Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.

13.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2011.

14.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

15.Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

16.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

17.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

18.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

19.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

20.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

21.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

22.Трусова Т.А., Медведникова Л.Ф. Проектная деятельность старших дошкольников //Обучение дошкольников, №5 - 2010.

23.Трусова Т.А. Проектная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Обучение дошкольников, №6 - 2010.

24.Трусова Т.А. Учимся проектировать вместе или Что такое «детское проектирование»? // Обучение дошкольников, №6 – 2010.

25.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

26.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №76

г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители я вляются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В мае 2013 года был проведен опрос 45 родителей детей, посещающих II младшие группы МБДОУ «Детский сад № 76 г. Йошкар-Олы «Солнышко». Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

Некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

Получить возможность общения со специалистами ДОУ – 55%;

Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

Научиться определять способности детей – 21%;

Получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Изложенное выше выявляет противоречия :

Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;

Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель и др.), а также родители воспитанников, дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Семья – это общество в миниатюре,

От целостности которого

Зависит безопасность всего

Большого человеческого общества.
Феликс Адлер

Творческое название проекта: семейный клуб “Мамин хвостик”.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности :

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;

Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

Участие родителей в планировании совместной деятельности;

Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

Правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Добровольности;

Научности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

педагогическая гостиная;

Консультации, беседы;

Развлечения, праздники;

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;

Родительские собрания;

Практикумы;

Прогулки, экскурсии;

Папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

Обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

Мини-педсовет “Детский сад и семья”;

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

Разработка положения о клубе (Приложение 1 );

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2 ).

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (1 месяц - май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

Награждение участников проекта в различных номинациях.

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Презентация проекта:

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.

Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” на всероссийском уровне.

Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2013–2014 уч. г.

Формы проведения общения

Сроки

Участники

Анкетирование родителей на предмет социального заказа

сентябрь

Сбор информации на предмет социального заказа

Составление социального паспорта группы

сентябрь

Сбор данных для составления социального паспорта группы

Родители, воспитатели

Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй”

сентябрь

Родители, дети, воспитатели

Родительское собрание

сентябрь

Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба

Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети

Организация педагогической библиотеки

В течение года

Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей

Старший воспитатель, воспитатели

Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат”

В течение года

Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей

Родители, дети, воспитатели

Фотовыставка “Моя мама за рулём”

Октябрь

Творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества”

Октябрь

Воспитатели

Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми”

Октябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

“Во что играют наши дети”

Октябрь

Практикум по организации игровой деятельности

Педагоги ДОУ, родители, дети

Консультация: “Составление родословной”

Ноябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

Открытое письмо маме

Ноябрь

Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей

Воспитатели. Дети

Оформление группы

В течение года

Совместное создание предметно-развивающего пространства

Родители, дети, воспитатели

Семейные традиции

декабрь

Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции”

Родители, дети, воспитатели

Встреча с интересными людьми

Январь

Рассказ родителей о своих профессиях

Воспитатели и родители

Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально”

Февраль

Деловая игра для родителей

Воспитатели и родители

Выставка: “Наш любимый вид спорта”

Февраль

Совместная творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Интервью о папе. Благодарность папе от мам

Февраль

Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам

Родители, дети, воспитатели

Встреча “Мой папа самый лучший”

Февраль

Организация досуга для родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины”

Февраль

Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей

Родители, дети, воспитатели

Выставка рисунков “Цветы для мамы”

Март

Творческая работа детей

Дети и воспитатели

Март

Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей

Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе

Март - апрель

Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения)

Родители, дети, воспитатели

Апрель

Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

“Что такое готовность к школьному обучению”

Апрель

Консультация психолога

Психолог, родители. Воспитатели

Май

Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы

Родители, дети, воспитатели

Итоговое родительское собрание. Презентация проекта

Май

Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях

Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители

Приложение 1

Положение о семейном клубе «Мамин хвостик»

1. Общие положения

1.1. Отношения между МбДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы (далее-МБДОУ) и семейным клубом «Мамин хвостик» (далее - Клуб) регламентируются родительским договором и положением о семейном клубе, в котором определяются права и обязанности сторон.

1.2. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

1.3. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются

Нормативно-правовые положения в сфере образования в Российской Федерации, законы об обеспечении защиты прав и развития детей;

Устав МБДОУ;

Родительский договор.

1.4. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

1.5. Основными принципами работы Клуба являются:

Добровольности;

Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

Вариативности форм и методов;

Научности;

Непрерывности и целостности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

2. Задачи Клуба

2.1. Создать единое оздоровительно-образовательное пространство "образовательное учреждение - социум - семья".

2.2. Повысить педагогическую культуру родителей.

2.3. Приобщить родителей к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

2.4. Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

2.5. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей.

2.6. Способствовать осознанию коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

3. Основные направления деятельности Клуба:

3.1. Пропаганда положительного семейного воспитания.

3.2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

3.3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3.4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

4.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.

4.2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

Принять и реализовывать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;

Сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

5. Организация работы Клуба

5.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБДОУ.

5.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

5.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

6. Права и обязанности сторон

6.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.

6.2. МБДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.

6.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?
  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________
  • Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе ДОУ? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
  • Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Социологическая анкета семьи

  1. Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Его возраст ______________________________________________________

2. Возраст мамы ___________, папы______________________________

З. Образование мамы ______________________ , папы ________________

4. Место работы и должность мамы

________________________________________________________________

Папы

________________________________________________________________

5. Кто входит в состав вашей семьи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

б. Сколько в семье детей? _________________________________________

  1. Какого возраста? ___________________________________________________________
  2. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении, другое нужное подчеркните, впишите).

_________________________________________________________________

9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.

__________________________________________________________________

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?

_________________________________________________________________

11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА

для родителей

1.Насколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?

2. Какая встреча больше всего запомнилась Вам?

3.Что не понравилось? _________________________________________________________________

4. Нужна ли такая форма работы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Ваши пожелания: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей