19.02.2024

Можно ли победить детскую жестокость. Проблема детской жестокости. Существует несколько причин, почему дети жестокие


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Если человека учат добру- учат

умело, умно, настойчиво,

требовательно, в результате

будет добро. Учат злу (очень

редко, но бывает и так), в

результате будет зло».

В.А. Сухомлинский.

(см. приложение I рис.2)

Введение.

Тема травли в детском коллективе довольно непростая. С одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Если в те времена детская жестокость считалась постыдной, то теперь она превратился в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов. По всем телеканалам уже не раз поднималась эта тема: дети равнодушно снимают процесс избиения кого-либо и затем с гордостью выкладывать видеоролик в интернет. Около 8% преступлений в стране - то есть до 155 тыс. преступлений в год - совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Актуальность - работа над данной темой позволила мне понять: откуда появилась детская агрессия и почему зародилась травля в детских коллективах, как можно решить данную проблему.

Цель -выяснить причины и предпосылки буллинга, найти способы борьбы с ним.

Предмет исследования - жизнь семей, школьные коллективы, компании друзей.

Гипотеза - я надеюсь, что моя работа поможет многим людям узнать причины детского насилия и, исходя из прочитанного материала, предотвратить его.

Основные задачи исследования:

  1. Собрать документальный материал и воспоминания родителей и детей о взаимоотношениях в коллективах, в которых им удалось побывать.
  2. Провести анализ материалов и обобщить полученные данные.

Методология исследования:

  1. Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.
  2. Использовала гуманистические принципы.

Методы исследования:

1.Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов.

  1. Метод качественного (конкретных фактов) анализа.

План исследования:

1.Изучение теоретического материала.

2.Работа с живыми носителями информации.

3.Обобщающий этап, связанный с оформлением самой работы.

Для написания своей работы я использовала результаты общения с живыми носителями информации, статьи СМИ.

  1. Причины появления жестокости у детей.

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга - систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз. Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы. Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…). Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

С чего начинается детская агрессия? Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования и издевки, или же гиперопека. Жестокость является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные. В возрасте 11-12 лет у детей появляется потребность принадлежать к коллективу, быть частью чего-то большего. В одном случае дети могут объединяться по интересам - например, образуется кружок юных археологов или физиков. Буллинг - частое занятие в детских лагерях, где дети собираются вместе просто так, без каких-либо общих интересов. Промаявшись от скуки день-другой, наконец, они понимают: можно объединиться при помощи «дружбы» против одного из членов группы.

Как только группа выбрала для себя мишень, процесс приобретает устойчивую динамику. Дети, один раз насладившись вкусом насилия над другим, уже не могут остановиться. И если над группой нет никакого надзора со стороны взрослых, процесс может зайти очень далеко. Реакция на притеснение, как правило - тоже агрессия. Взрослые горазды давать советы «жертве» - «дай сдачи», «ответь на обиду». Однако это помогает только на некоторое время - нередко ребенок в ответ на удар может быть покалечен группой. Но, а что же сами инициаторы происшествия? Участники буллинга чувствуют особое веселье, довольство собой. Появляется ощущение комфорта, удали, «избранности». Однако нужно учитывать, что по-настоящему адекватная самооценка формируется в старшем возрасте. Поэтому участниками травли нередко становятся те, кто внутри себя трепещет при мысли об обнаружении собственных недостатков. Они всеми силами стараются перенаправить внимание агрессоров в другую сторону. Барнаульский психолог Неверова Галина выделяет две основные формы проявления жестокости детей: словесная и физическая. Причина агрессивных высказываний ребёнка, опять же, кроется в поведении взрослых. Вероятно, кто-то из членов семьи регулярно «снимает напряжение» таким способом. У сына или дочери закрепляется представление: если взрослый, бесстрашный человек решает проблемы таким способом - это хорошо и правильно. И действует аналогично. Иногда дети ругаются, чтобы позлить взрослых.

В подобных ситуациях бранные слова становятся орудием мести. Ни в коем случае не стоит наказывать, запрещать произносить ругательства. Такие «меры» вызовут обратный эффект. Лучшее, что можно сделать, - объяснить, что для всякого слова есть своё место и время. Ругательство допустимо лишь в крайнем случае, когда от отчаяния не хватает слов. Следите за собственной речью! Если всё-таки случилось, что ребёнок «поймал» вас на «нехорошем» слове, не постесняйтесь извиниться перед ним. Это поможет ему поверить вам, сблизит вас.

Физическая агрессия в отношении окружающих имеет несколько причин: а) желание самоутвердиться; б) стремление защититься; в) от безысходности; г) от несдержанности. Если в первых трёх случаях проявление жестокости происходит от неуверенности в себе ребёнка, возможно, его повышенной тревожности и предполагает помощь специалиста, то в последнем - всё от скверного воспитания. Важно воспитывать детей с мыслью: чтобы быть успешным в жизни, нужно учиться договариваться, уступать, контролировать эмоции.

То и дело сталкиваешься с шокирующими фактами истязания животных детьми. Откуда это?

Когда дети совсем маленькие, природа «садизма» над животными - любопытство и элементарное непонимание. В таких случаях можно серьёзно поговорить с малышом, растолковать ему, что чувствует животное, как ему больно. Жестокость школьников уже не списать на любопытство и непонимание. Это свидетельство агрессивности.

Причиной жестокости, скорее всего, являются домашние конфликты, личная неудовлетворённость. К примеру, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности ответить, вымещает злобу на животных. В подростковом возрасте под оглупляющим влиянием компании школьники часто участвуют в издевательствах над животными. Им кажется, что это «круто», что такие действия поднимают их авторитет в глазах сверстников. Взрослые должны вовремя заметить это, ведь такая бравада может позже развиться в преступную деятельность.

  1. Влияние семьи на воспитание ребенка.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно. Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем - все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку, причиняя страдания более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно в такой семье учат малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают. Ведут себя так же, как привыкли вести себя с взрослыми у себя дома. Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ними не дружат, а сразу же начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.
Бывает так, взрослые, занятые личной жизнью, не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы. Это тоже может являться предпосылкой детской травли.
Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность. Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка? Психолог - консультант Васильева Надежда Юрьевна предлагает следующие рекомендации:

С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости - ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.)

Любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

3.Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться - надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость - это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.


  1. Школа - основное место детской жестокости.

Большую часть своего времени дети проводят в учебных учреждениях. Именно там они общаются, учатся, разговаривают, веселятся; и именно там они также могут выпустить свое зло, накопившееся за все время учебы или же взаимоотношений с друзьями, родителями. Основная часть всех проявлений детской агрессии происходит именно здесь, в школе.

~ Восьмиклассницу Олю ровесники не любят: она никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную месть: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и начали пинать. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла совсем жестокий характер.

Такое поведение объясняется тем, что важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники. Раньше системой воспитания в обществе на место лидера ставился педагог (все мальчишки мечтали стать космонавтами, а девчонки педагогами), его авторитет был высок, а мнение - неоспоримо. Поэтому совершенно естественным было для группы идти тем направлением, которое указывал лидер. Совершенно резонным является вопрос, а что же мешает педагогам сегодня воспитывать в детях созидательные ценности? К сожалению это система отношений в нашем обществе. Сейчас педагогу справиться с проявлениями детской жестокости в классе становится все сложнее, ведь на сегодня его мнение не является неоспоримым мнением лидера.

Также, если в начальной школе смеются над отстающими в учебе ребятами, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, "своих не сдаем!"). На похожих принципах построены боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.

Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых— это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.
Травля — это признак незрелости одноклассников, их попытка приблизиться к главному, ведь подростки всегда примыкают к сильному, который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры. Любому подростку требуется убежденность: "Ты — сильный!" Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

Устами детей:
"Почему дети жестоки?" — этот вопрос социологи задали школьникам. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых — от 13 до 18 лет. Выяснилось, что: 56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.
Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.
Как защитить себя от издевательств? 45 % — только обратившись за помощью к взрослым; 40 % — с помощью драки или оружия; 4 % — откровенно поговорив с обидчиком; 11 % — считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города.

На уроках историка Ивана Дмитриевича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать милого учителя. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и кричать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Иванова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: "Чем ты занимаешься? Что это?!" — "Вы, Иван Дмитриевич!" Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин...

Травля в старших классах — это групповой феномен. Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, и часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру... С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована. А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и "процесс пошел". Работая над данной темой я провела анонимный социологический опрос среди одноклассников. Были заданы следующие вопросы: Сталкивались ли вы с булингом? Совершал ли ты акт агрессии против других людей? А против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении? Чувствуешь ли ты себя защищенным дома и в школе? Ответ прозвучал следующим образом: 45% опрошенных когда-то сталкивались с травлей, такое же количество людей(45%) совершало акт агрессии против других людей, 64% присутствовало при данном явлении и, к счастью, все опрошенные чувствуют себя в безопасности и в школе, и дома. Таким образом, подведя итоги проведенного опроса, можно с уверенностью сказать, что почти каждый второй человек хоть раз в своей жизни сталкивался с буллингом, каждый третий проявлял агрессию в чью-либо сторону.

  1. Как справиться с детской жестокостью в школе?

Признать, что проблема существует. Для этого кто-то должен проявить инициативу и открыто сказать о существовании травли и насилия. А остальные должны честно признать, что проблема есть и ситуацию надо менять.
Важно, чтобы к педагогам и администрации школы присоединились ученики и их родители. Если согласие не достигнуто, нет никакого смысла начинать работу.

Определить масштаб бедствия. Пути различны. Например, анонимный опрос учеников. Возможные вопросы: были ли у них до сих пор проблемы в школе? Есть ли у них неприятности в настоящее время? Знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности? Испытывают ли страх за свою безопасность?
Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).

Оповестить: инициативная группа информирует школьное сообщество о сути происходящего и о направлениях работы для профилактики насилия.

Например:
- создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
- организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
- разработка этического кодекса школы;
- создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Учителям получить консультацию психолога, что делать, если в классе кого-то травят. А вообще, проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры.

Заключение.

Хочется подвести итоги своей работы. В общей сложности жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Агрессивные и жестокие ребята, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей. Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органам; ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное.

Забота о ребенке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а к вниманию к его проблемам (какими бы незначительными ни казались), раскрытию и развитию его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.(см. приложение VII рис. 2)

Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки обществознания, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

Список использованной литературы.

  1. Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.
  2. Васильева Н. Ю. Детская жестокость http://www.b17.ru/nadin_hope
  3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.
  4. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  5. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.
  7. Неверова Г. «Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости. http://www.altai.aif.ru
  8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21
  9. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.
  10. Данные соцопроса МБОУ СОШ №1

Приложение

ПЕТРЕНКО София Алексеевна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 10 «Б» класс

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Социологический опрос: Как защитить себя от издевательств?

Вопрос: Сталкивались ли вы с буллингом?

Вопрос: Совершали ли вы акт агрессии против других людей?

Вопрос: Против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении?

Диаграмма: Анонимный социологический опрос.

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ - причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. Дошкольник может совершить жестокий поступок - искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоизма ребёнок ещё не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Не обретя ещё способности к сопереживанию, он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания. Сказывается и недостаточная произвольность поведения, когда многие действия совершаются спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что жестокость детская по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки (пускай поначалу и вполне объяснимые неведением), то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте, несмотря на достаточный запас знаний и способность к самоконтролю. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления жестокости детской, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил. Разговор с ребёнком на эту тему должен вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями речи, внешности и т.д.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребёнку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть получила семейное воспитание, основанное на физических наказаниях.

Крайне негативно на формировании поведения ребёнка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения современной массовой культуры. Родителям необходимо позаботиться о круге интересов детей, исключив из него кино- и видеофильмы, насыщенные сценами насилия и жестокости.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 220-221.

, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу - дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех - это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное - самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по , там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»

, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.

Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.

Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.

Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.

Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец

Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна . Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.

«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»

Священник Сергий Белобородов , клирик храма великомученика и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД»:

Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.

Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70-80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.

Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.

«Если с грехом не бороться, то он разрастается»

Наталья Ялтанская , мама 9 детей:

Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы - сердца людей. И детей в том числе.

В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.

Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями

Первый: - это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика - сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость - это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.

Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке - он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.

Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно - как сознательной борьбы, так и сознательного падения.

Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги

Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.

«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»

, православный психолог:

Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.

1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад - или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.

2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина - не в биологическом, а в социальном смысле, - в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.

3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся - это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.

4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.

5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.

Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость

Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины - это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, « ». Однако «на двух стульях не усидишь» - всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.

Многие недоумевают, откуда берется жестокость детей ? Ведь ни один младенец не рождается жестоким. Именно поэтому родители, сталкиваясь с жестоким поведением ребенка, бьют тревогу. И это правильно: если не понять причин такого поведения, сложно будет повлиять на него в будущем.

Жестокость малышей до года

Что понимается под словом «жестокость»? Это агрессия человека, которая направлена на других людей или предметы, принадлежащие им.

Дети до года могут проявлять агрессию неосознанно. Например, занимаясь с игрушками, кидать их в людей или животных, могут дергать маму за волосы, пытаться укусить или ударить чем-то по лицу. Эти проявления еще нельзя назвать жестокостью, так как в них нет злого умысла или желания причинить боль. Просто у детей этого возраста много энергии, они активно осваивают мир, пробуют двигаться разными способами, учатся контактировать с домашними.

Однако, если взрослые неправильно реагируют на подобные проявления, дети воспринимают нежелательные модели поведения как норму. Поэтому важно

  • Не сводить все к шутке. То, что вам кажется забавным, может и ребенком восприниматься так же, поэтому возможность причинить кому-то боль он будет расценивать как игру
  • Не отвечать агрессией. Дети до года вообще не обладают логикой, поэтому просто не поймут, что вы ущипнули и шлепнули их за конкретный поступок. Результат – утрата части доверия к вам
  • Возьмите за правило одинаково реагировать на . Он укусил вас? Если ребенок в это время находится у вас на руках, положите его в манеж или кроватку и строго скажите: «Кусаться нельзя!» Если малыш заплакал, не реагируйте на это, но еще раз повторите: «Ты укусил маму. Нельзя!» Через некоторое время возьмите ребенка снова, утешьте и поиграйте с ним, но в случае повторения, снова проведите ту же процедуру. У малыша должна закрепиться связь: укусил маму – она отдалилась, значит, кусаться не надо

Маленькие драчуны

Часто жестокость детей проявляется в детсадовском возрасте до трех лет. Стоит агрессивному ребенку появиться в коллективе сверстников, он сразу начинает отстаивать свои права своим излюбленным способом – кулаками. Начинаются конфликты, разбирательства с родителями, головная боль воспитателей.

Дело в том, что в большей или меньшей степени агрессия свойственна всем детям от 1,5 до 3 лет. Так предусмотрено природой: именно за счет агрессии человек учится защищаться. Вот только контролем агрессии детки овладевают позже. Чтобы это произошло, она должна осознаваться ими как нечто мешающее. Например, если реакция мамы будет осуждающей, то ребенок начнет испытывать дискомфорт и откажется от агрессии.

О чем стоит позаботиться?

  • Ваша реакция на проявление агрессии должна быть осуждающей. Конечно, это не значит, что вы должны стыдить ребенка на людях или кричать на него. Но поговорить с ним, отведя его в сторонку, нужно
  • Не будьте многословными. Достаточно твердо и решительно сказать: «Нельзя бить детей!», «Я недовольна твоим поведением!»
  • Если ребенок продолжает вести себя агрессивно, изолируйте его от других малышей, посадите на стул и скажите, что раз он не может играть по-доброму, то пусть сидит один. Только помните, что время наказания пропорционально возрасту: двухлетний малыш должен находиться в такой изоляции не больше двух минут
  • Замечайте каждый эпизод агрессии, не руководствуйтесь принципом, что дитя вырастет, и проблема снимется сама собой
  • Хвалите детей, если они нашли более разумный способ разрешения конфликта, чем агрессия. Мягко направляйте их в сторону таких решений

Жестокость детей к животным

Психологи не рекомендуют заводить животных семьям, в которых воспитываются маленькие дети. В противном случае, вам придется наблюдать жестокость детей по отношению к своим питомцам. Кошек таскают за хвост, на собаках ездят верхом, хомячков душат и т.д.

Часто такое поведение детей провоцируют сами взрослые, радостно снимающие на камеру телефона «развлечения» своего малыша. Видя такое одобрение, ребенок начинает «стараться» еще больше, не понимая, что доставляет страдания животным.

Правильное поведение родителей должно сводиться к тому, чтобы объяснять ребенку, как правильно общаться с братьями меньшими: гладить их, играть с ними, наблюдать их повадки.

Если вы наблюдаете агрессию к животным у детей с четырех лет и старше, то здесь причина другая: либо вы сами показываете пример пренебрежительного или агрессивного отношения к кошке или собаке, проявляя к ним жестокость на глазах у ребенка, либо таким образом ваш малыш вымещает агрессию на тех, кто слабее.

В любом случае его поведение нужно корректировать, потому что рано или поздно с животных жестокость детей может переходить на людей. Для этого скорректируйте свое поведение, старайтесь демонстрировать доброе отношение к домашним питомцам, поддерживайте такой же стиль поведения у детей.

Объясняйте, что человек как самое высокоразвитое существо на планете должен заботиться о ней и всех ее обитателях, поэтому он просто не имеет права обижать тех, кто меньше его и слабее, идет ли речь о животном или человеке.

Проблема детской жестокости – это не редкость. Зачастую дети, начинающие взрослеть, ведут себя по отношению к сверстникам или животным жестоко. Детские психологи выявили целый ряд причин, согласно которым ребенок, который всегда был добрым, ласковым и покладистым внезапно начинал проявлять себя бездушным и агрессивным. В чем же кроются причины такого поведения ребенка?

Детская жестокость к сверстникам

Дети действительно жестоки по отношению к сверстникам. Обычно такое поведение возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте (6 – 10 лет). В этом периоде происходит становление ребенка как личности и проявляется его характер. Причины агрессии ребенка в таком возрасте следующие:

Детская жестокость к животным

Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:

Детская жестокость: как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.

Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту. Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д.

Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?

Агрессивные и жестокие дети, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей.

Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органами.

Такие люди ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное. Современный социум не терпит этого, конфликты никому не нужны, а значит, положительные качества в человеке необходимо воспитывать с самого детства.

Посмотрите видео


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей