30.11.2023

Ювелирные фантазии сальвадора дали. Сальвадор Дали – дизайнер: "Идеальная вещь для меня – это ювелирное изделие" Сердце сальвадора дали как работает



Когда попадаешь в этот зал после яркого испанского солнца, то окунаешься в полную темноту, которая режет глаза, и только подсказки на полу направляют тебя в нужную сторону. Единственный свет – это подсветка к ювелирным изделиям, кстати фотографировать со вспышкой нельзя – попросят покинуть помещение. Помимо того, что Сальвадор Дали был художником, он был талантливым ювелиром.
В музее в Фигерасе представлены как оригинальные украшения, так и эскизы его работ, сделанные уже после его смерти. Фонд «Гала-Дали» в 1999 году выкупил эту коллекцию за 5.5 миллионов евро. Все работы выполнены из различных драгоценных камней, - Гала ведь хотела купаться в роскоши – так и зародилась идея создания этой коллекции. Сальвадор хотел и умел удовлетворять любые прихоти своей музы. Он говорил: "Украшенные драгоценностями работы созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь".
И еще добавлял «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью». На заглавной фото - "Гранатовое сердце"


Первая картина, которая висит около лестницы, ведущей нас к Ювелирному залу. Она название "Апофеоз доллара"


Лестница, ведущая вверх, перила которой, наше воображение воспринимает как знаменитые усы Дали.


Своим ювелирным изделиям Дали любил придавать свои излюбленные сюрреалистические формы. Помните его известную картину "Постоянство памяти"?


Символы веры, такие как распятие,занимали одно из главных мест в творчестве художника.


"Глаз времени", с застывшей слезинкой.


"Лист в виде руки с венами"


"Дерево жизни"


"Мед в сотах драгоценного сердца"


"Бабочки"


Живое, пульсирующее "Королевское сердце", сделано из 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда. Внутри встроен механизм, который заставляет сердце биться.


Жемчужные зубки и "Рубиновые губки"


"Психоделический цветок"


"Ночной паук"


Все увидели женский образ?


Дверца открывается и закрывается, показывая нам


"Виноград бессмертия" - гроздь из винограда и черепов


"Крест из золотых кубов".


"Падший ангел"


"Космический слон"

«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение» - С. Дали.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 г.

Сальвадор Дали не раз убеждал мир в универсальности своего таланта. Идею собственной коллекции ювелирных изделий, обладающих неповторимым сюрреалистичным шармом, он вынашивал много лет, но претворить в жизнь свои идеи смог, наконец, повстречав талантливого ювелира Карлоса Алемани.

Уроженец Буэнос-Айреса Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.


С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, - изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.


Модель, демонстрирующая ювелирные произведения Сальвадора Дали

По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений и ещё два были созданы уже после смерти художника. Всего в мире существует 39 ювелирных работ по эскизам Сальвадора Дали. Начиная с военного 1941 года, когда Дали живёт и работает в США, компания нью-йоркских ювелиров «Alemany & Ertman» претворяет фантазии мастера в жизнь под его контролем. Одно за другим на свет появляются произведения искусства, «нарисованные» драгоценными материалами.



Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали в выставочном зале "Dali-Joies" Театра-Музея Дали в Фигерасе

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

В 1999 году Фонд «Гала – Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений, рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.


«Космический слон», 1961

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

С. Дали «Живой цветок», 1959 год. Золото, бриллианты, малахитовая основа

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Правда, посвятил Дали механическое сердце коронации Елизаветы II.

Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.


«Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, 1953 год

«Живое» рубиновое сердце

Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.

С. Дали, К. Алемани. Брошь «Сердце из медовых сот», 1949 год, золото, бриллианты, рубины




С. Дали. Ожерелье с переплетенными конечностями (Хореографическое ожерелье), ок. 1964, золото, бриллианты, аметист, сапфир




С. Дали «Лебединое озеро», 1959 год, золото, бриллианты, аквамарины, изумруды, сапфиры, горный кристалл. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Рука в форме листа», 1949 год, золото, изумруд, рубины. Фото: Richard Lozin




С. Дали, К. Алемани «Pax Vobiscum», 1968 год, золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве. Фото: Richard Lozin




С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды. Фото: Richard Lozin





С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц. Фото: Richard Lozin




Брошь «Постоянство памяти», 1949 год



Адрес музея, где расположена выставка, время работы, цены на билеты, а также другую полезную информацию вы сможете найти на официальном сайте фонда «Гала-Сальвадор Дали» .

Комментарии Сальвадора Дали о своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.:

В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями.

Палладин нового Возрождения, я тоже отказываюсь быть ограниченным. Мое искусство охватывает, помимо живописи, физику, математику, архитектуру, ядерную науку - психоядерную, ядерную мистику и ювелирное мастерство. Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть - дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху возрождения.


ДИЗАЙН И ВДОХНОВЕНИЕ

В ювелирных изделиях, так же как и во всей моей творческой деятельности, я воплощаю то, что больше всего люблю. В некоторых из них можно оценить архитектурные оттенки (как и на отдельных моих картинах). Здесь еще раз проявляется логарифмический закон, а так же отношения между духом и материей, между временем и пространством.


ОБ ОТНОШЕНИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

Понимание единства времени и пространства проникло в мое сознание еще в детстве. Однако изобретение мною «мягких часов» - сначала написанных маслом, а позже, в 1950 году, изготовленных из золота и драгоценных камней, вызвало противоречивые отклики: принятие и понимание, с одной стороны, и скептицизм и недоверие, с другой.

Сегодня в американских школах мои «мягкие часы» демонстрируются как пророческое выражение текучести времени…, нераздельности времени и пространства. Скорость передвижения в наше время - космические полеты - подтверждают это убеждение. Время текуче, оно не застывшее.

О ПРИНИСЫВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОДУШЕВЛЕННЫМ ОБЪЕКТАМ

Антропоморфные темы вновь и вновь проявляются в моих ювелирных изделиях. Я вижу человеческие формы в деревьях, листьях, животных; животное и растительное - в человеческом.


Мое искусство живописью, бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами, золотом, хризопразом доказывает, каким образом происходит метаморфоза; человеческие существа обладают способностью создавать и преобразовывать. Когда они спят, они абсолютно меняются, превращаясь в цветы, растения, деревья. Следующее преобразование происходит в Раю. Тело вновь становится цельным и достигает совершенства.




О ФРИВОЛЬНОМ ВНЕШНЕМ ВИДЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДАЛИ

Иллюзия! Ювелирные изделия Дали должны восприниматься очень серьезно. Мне нравится, когда мои «Телефонные серьги» вызывают улыбку. Улыбка есть нечто приятное. Но эти серьги, так же как и все мои ювелирные изделия, серьезные вещи. Серьги - обозначают ухо - символ гармонии и единства. Они заключают в себе значение скорости современных средств коммуникации, надежды и опасности внезапного обмена мыслями.

О КОЛЛЕКЦИИ

Моя коллекция ювелирных изделий, собранная Ассоциацией Оуэн Чисем, неизбежно приобретет историческое значение. Со временем эти изделия докажут, что просто красивые предметы, не имеющие практического применения, но при этом прекрасно изготовленные были оценены в эпоху, когда основной упор делался, казалось, на все утилитарное и материальное.


Освобожденные от материализма и во имя филантропических идеалов, ювелирные изделия Дали выступают послами в Америке, России, Европе и остальном мире, символизируя собой космогоническое единство нашего века.


Ювелирно оформленные вещи - украшения, медали, кресты, предметы искусства были задуманы не для того, чтобы храниться мертвым грузом в бронированной камере. Они были созданы, чтобы радовать глаз, поднимать дух, будить воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти изделия не выполнили бы той функции, ради которой они были созданы. Значит, сам зритель превращается, в конечном счете, в художника. Его взгляд, сердце, ум, улавливая, в большей или меньшей степени понимая намерение создателя и сливаясь с этим намерением, вдыхают жизнь в эти изделия.






История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Изготовлением реплик уникальных украшений, представленных в нашем интернет-магазине, по эксклюзивной лицензии занимается Фонд «Гала - Сальвадор Дали».

По какой-то причине, далеко не все знают, что кроме вклада в живопись, этот художник успел немало побудоражить знатоков ювелирного дела.

Значение ювелирных произведений Дали вряд ли кто-то мог бы сформулировать точнее, чем это сделал сам художник, хотя и иносказательно. Первое из «Десяти правил для тех, кто хочет стать художником», гласит « ... Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни» На всякий случай, остальные девять:


2. Не бойся совершенства: тебе никогда не добиться его!

3. Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя.

4. Не теряй глаз, руку, ни тем более голову, если ты станешь художником, они пригодятся тебе.

5. Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме.

6. Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежет тобой.

7. У лени шедевров нет!

8. Художник, рисуй!

9. Художник, не пей спиртного и за всю жизнь не кури гашиш больше пяти раз.

10. Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.

Но проблема заключается в том, что сегодня можно назвать лишь несколько публикаций, посвящённых итогам развития ювелирного искусства в ХХ В., где упоминается имя художника и сделаны попытки определить его роль в этом процессе. 

В 1985 г. в Нью- Йорке вышла книга английского критика Барбары Картлидж «Ювелирные украшения двадцатого века», подводящая итоги столетия, где имя Дали названо в ряду выдающихся художников XX столетия, которые в послевоенные 1940 - 1950-е гг. работают в сфере художественных ювелирных украшений.




Автор книги, владелец известнейшей лондонской ювелирной галереи «Электрум», высоко оценивает значение ювелирных произведений Дали. Она отмечает, что, в отличие от Пабло Пиикассо, Макса Эрнста, Александра Колдера и Жоржа Брака, занимавшихся ювелирным искусством время от времени, «Дали работает в этой области постоянно: его рисунки, осуществлённые высококвалифицированными ремесленниками, составляют важную часть его вклада в искусство вообще», - и далее: «Экстраординарная коллекция его сюрреалистических ювелирных изделий из золота и драгоценных камней с механизмами, как бьющееся сердце, шокирует мир привычного ювелирного искусства своей дерзостью и экстравагантностью.

Космический слон.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.


Несколько определённее по поводу ювелирных произведений Дали высказался немецкий историк Германн Шадт в книге «Искусство златокузнецов. 5000 лет украшений и посуды»: «Ювелирный дизайн испанского живописца Сальвадора Дали иллюстрирует соединение различных сфер его интересов: что пространство совокупных живописных концепций может быть трансформировано в украшение... »

Впервые к созданию украшений Дали обратился в 1941 году. Дали рисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его задумки воплощал ювелир и друг семьи Карлос Алемани. «Визитной карточкой» всех этих сокровищ была цветовая насыщенность: самое «солнечное» жёлтое золото, рубины, белейший жемчуг, кровавые кораллы, самые колоритные изумруды, густо-синие сапфиры, ослепительно чистое серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво.

Результат:

Далее, находясь в США между 1942 и 1944 г., Дали совместно с Домом Вердура создаёт драгоценности, навеянные «общей ностальгией по Возрождению». Здесь в военные годы, с одной стороны, продолжает господствовать «стиль выскочек» (cocktail style). С другой - сложились благоприятные условия для реализации Оригинальных творческих концепций в модернизации предметного мира, принесённые художнииками-эмигрантами из Европы.

Сама атмосфера художественной культуры США этих лет создавала благодатную почву для чрезвычайного расширения диапазона интересов художника. В воюющей Европе эксперименты в ювелирном деле были немыслимы. В течении всех этих лет производство драгоценностей как предметов роскоши облагалось высокими налогами. В послевоенные годы особым спросом в Европе пользовались украшения, выполненные в традиционном дизайне. Они в наибольшей мере отвечали превалирующим в обществе стремлениям восстановить разрушенный войной размеренный ритм жизни. 



Ситуация начинает меняться только в конце 1940-х гг., когда завершается период «празднования мира» и потребность в переменах возникает в наиболее консервативных «малых искусствах». 

Ювелирные произведения Дали конца 1940-х гг. - это овеществленное развитие его живописных образов. Исследователи не раз отмечали, что из картин Дали нельзя выбросить ни одной детали. Но важно и то, что они буквально насыщены художественными афоризмами, ставшими знаковыми символами ХХ в.


Моя цель - показать ювелирное искусство в его истинном значении. Дизайн и мастерство должны стоить больше, чем драгоценные камни и металлы, как это было в эпоху Возрождения».

Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл. 




Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже». 




Следующее десятилетие стало особенно плодотворным для Дали-ювелира. В этот период он создал свои самые известные произведения - брошь-часы «Глаз времени», «Рубиновое сердце», брошь «Рубиновые губы». Композиции 1950-х гг. постепенно обретают некую цельность, что косвенно подтверждается их относительной самостоятельностью. Относительной, потому что первоначальную идеи всё же реализуются в живописи; не столь буквально, как в 1940-х, репродуцируются в ювелирных изделиях. 



Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».


Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее

Открывается и закрывается, как прекрасный цветок , являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.

В ещё большей степени развитие произведения прикладного искусства как «пластической философской метафоры», художник отразил в сюрреалистическом объекте «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:
« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:

Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? 

И она ответила новым подарком для меня: 
- Бьющееся сердце из рубина!»

.


Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.


Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики. 





© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей