12.02.2024

Художественный труд — как средство развития творческого потенциала дошкольников. Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Публикация: «Художественный труд как искусство»


детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Это художественно-трудовая деятельность, состоящая в изготов­лении детьми художественно-эстетических полезных поделок, не­обходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольни­ков.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого им нужно овладеть не­обходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов - реализации творче­ских замыслов.

Собственные поделки, которые дошкольники впоследствии ис­пользуют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой дея­тельности, приобретают для них определенную ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней отно­сятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд - важное средство развития личност­ных качеств дошкольника: стремления к трудолюбию, вниматель­ности по отношению к окружающим, аккуратности, терпеливости и т.д.

Приемы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправ­ленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому конструктивному творчеству.

2. Какие виды конструктивного творчества можно условно выделить? В чем состоит суть каждого вида конструктивного творчества?

3. Какие материалы чаще всего используются в работе над аппликаци­ей?

4. В чем отличие и в чем сходство между аппликацией, конструировани­ем и художественным ручным трудом?

5. С какого возраста целесообразнее обучать работе с ножницами? По­чему?

6. С какой целью используются эскизы в процессе обучения апплика­ции?

7. Каково значение схем в процессе обучения конструированию?

8. Какие конструктивные приемы осваивают дети младшего дошкольно­го возраста?

Методика развития детского пластического творчества

Понятие и виды пластического творчества

Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пласти­ческих образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими ма­териалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества .

Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изоб­разительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материа­лами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефно­го) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).

Объемная лепка

Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица

Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смеши­вать цвета пластических материалов, получая множественные оттен­ки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).

Пластилинография

Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответ­ствующим способом.

Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем пред­варительного многослойного их оклеивания с последующим оформ­лением получившейся копии.

Пластические материалы .

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладыва­ют в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного со­стояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщатель­но проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 сто­ловые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яично­го желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - ис­кусственный материал, специально созданный для лепки и модели­рования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченно­го порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень дав­но, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пла­стилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформиру­ются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних фак­торов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить нескольки­ми способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 ста­кана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт при­меняют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). При­ятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно без­вредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко от­мывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (маляр­ным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необ­ходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, фор­мочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраня­ют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих вырази­тельный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно ис­пользовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть ис­пользованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи боль­шую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются де­тали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, цел­лулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные мате­риалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; на­стольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме : круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества . Пластическое творче­ство - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошколь­ников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего раз­вивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать пред­мет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими рука­ми со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего воз­раста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знако­мится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение коорди­нировать движение рук, очень активно развиваются мелкая мотори­ка пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого карто­на (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета выре­зают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отдел­ка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, до­биваясь выразительности образа.

Развитие образного восприятия мира, изобразительные способ­ности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обо­гащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает раз­витию воображения.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные от­крытия.

Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный спо­соб ) - наиболее простой способ, когда пластический образ состав­ляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объ­екта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, по­ложение в пространстве, позу. Создание образа начинается с перво­начального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движения­ми: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пла­стический способы, позволяет разнообразить технически пластиче­ские образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, об­легчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразитель­ности образа (цв. вкл. рис. 44).

Ручной художественный труд (природный и бросовый материал).

Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

Виды ручного художественного труда

Создание поделок - доступный и эстетичный вид детского творчества.

Создание картин - наиболее характерен для детей младшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.

Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина, теста.

АппликацияВиды работы с бумагой:

Манипулирование с бумагой дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий. артпедагогика рисование лепка труд

Создании плоскостных картин.

Традиционная форма работы с аппликацией.

Создание объемных картин - под руководством и с помощью педагога

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Диапазон возможностей школьников при работе с техникой оригами широк.

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Ещё одно занимательное упражнение, которое нравится детям это моделирование образа букв с использованием подручного материала, что помогает лучше запомнить образы букв, коррегировать дисграфию.Данный приём используется для решения множества коррекционных задач, например для автоматизации поставленного звука в чистоговорках и скорговорках.

Музыкальная деятельность.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус).

Музыку на логопедических занятиях используют при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых и артикуляционных гимнастик.

Эффективный коррекционный результат музыка даёт при автоматизации звуков. Это помогает ребёнку расслабиться и не заострять внимание на артикуляционном укладе, что способствует ускорению автоматизации коррегируемого звука, скорейшему переходу на бессознательных уровень, то есть к автоматизму.

Ещё одной важнейшей составляющей стороной речи является слоговая структура слова. Может быть не нарушен ни один звук, но если нарушена слоговая структура слова, то речь будет невнятна и непонятна для окружающих. Следовательно, речь перестаёт полноценно нести свою коммуникативную функцию. Поэтому логоритмические музыкальные занятия являются неотъемлемой и обязательной работы в специальных (коррекционных) классах. Это: пропевание, простукивание, протопывание, прохлопывание слова под определенный ритм с музыкальным сопровождением.

Виды музыкальной деятельности

Восприятие (слушание) музыки.

Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

Пение. Пение - наиболее близко и доступно детям.

Танцевально-двигательные деятельность.

Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Игра на музыкальных инструментах

Известно о влиянии пения на здоровье человека. В медицине существует целое направление, занимающееся лечением различных заболеваний пением? вокалотерапия. Для коррекции нарушений речи используется арттерапия, в основе которой лежит работа с гласными буквами.

Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота речи ребенка. К тому же систематические упражнения с гласными звуками исполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции, развитию фонематического слуха.

Правильное произношение гласных звуков и умение слышать и вслушиваться в эти звуки имеет огромное значение для коррекции звукопроизношения и оздоровления в целом. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и выполнять артикуляционные упражнения с артикуляционными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками: А? показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. О? указательный палец соединяется с большим, образуя кольцо, остальные выпрямлены. У? кисть сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. И? «улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак. Э? мягкие свободные руки показать ладошкой вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А» Ы? указательный и большой пальцы левой руки образуют кольцо, остальные прямые плотно сжатые пальцы подняты вверх. Пальцы правой руки все плотно сжаты и подняты вверх.Весьма привлекательно, что использование гласных звуков не требует особого таланта или специальных способностей, этим даром обладают все.

Театрализованная деятельность.

Способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра. Школьник с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые герои становятся образцами для подражания. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.

Опосредуя с куклами или героями спектаклей взаимодействие с другими людьми, ученики постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Подражая своим героям, говорят правильно, эмоционально, выразительно. Важнейшим, на наш взгляд, моментом, является то, что при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра), новая роль является посредником, сглаживает травматизм ситуации коммуникации, что снижает уровень и частоту аффективных реакций.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения, формирования образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом театрализованная деятельность является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у обучающихся с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Игровая деятельность.

Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра - это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, "психический простор" и "психическую свободу", необходимую для того, чтобы "могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”. Л.С. Выготский

1. Игры с песком. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.Это одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, является прекрасным стимулом для развития.

В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребенок представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку - ведь на песке ее легко исправить и добиться нужного результата, что создает для него комфортное психоэмоциональное состояние в процессе обучения.

Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти,мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.

Художественный труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности
Основная задача – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка.
Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
Педагогические и гигиенические требования для трудовых занятий с дошкольниками
Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течение 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др.
Содержание художественного труда дошкольников составляют
Работа с тканью, нитками
Работа с природным материалом
Работа с бумагой, картоном
Работа с бросовым и искусственным материалом
Работа с тестом.
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:
функциональность изделия;
соответствие формы, цвета, пропорций;
фактура материала;
использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
Рекомендации по ручному труду
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
Обязательно вернись к своей работе
Выбери форму попроще
Рассмотри и проанализируй свою работу
Обратись за помощью к взрослому
Что развивает ручной труд у детей
Развивают речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи
Повышает сенсорную чувствительность
Развивает воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
Синхронизирует работу обеих рук.
Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Вывод:
Теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей