Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами. Конечно, он так же нуждается в вашей поддержке, дорогие мамы и папы. И если вы будете знать, какие ожидания применяются к деткам в ней, то сможете лучше подготовить своего ребенка и помочь ему влиться в его первую социальную группу – ведь с этого все начинается. Она считается третьей возрастной, туда набираются детки с 5 до 6 лет.
Практически в любом, даже самом простом детском саду, существует план развивающих занятий, которые проводятся ежедневно и соответствуют возрасту и потребностям детей. Продолжительность таких занятий, согласовано с инструктивно-методическими письмами Министерства образования, и составляет 20-25 минут. Часто в середине занятий предусмотрены физкультминутки, а между занятиями существуют перерывы не меньше 10 минут.
Обучающие занятия
Занятия в старшей группе, которые являются наиболее познавательными и требующие сильной умственной активности, планируются в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среду). Чтобы не допустить переутомления, добавляются музыкальные занятия и физические игровые упражнения.
Какие познания будет получать ваш пятигодовалый ребенок, и какие навыки ему придется освоить. Вот приблизительный конспект занятий, которые проводятся в старших группах:
Дни недели |
Старшая группа |
понедельник |
9.00-9.25 Ребенок и мир вокруг; 9.45-10.05 Музыкальное занятие; 10.15-10.40 Урок рисования |
вторник |
9.00-9.25 Развитие речи, художественная литература; 9.35-10.00 Занятие ручного труда, 10.10-10.30 Физические упражнения |
среда |
9.00-9.25 Основы математики 9.35-10.00 Формирование экологического мировоззрения 11.00-11.20Физкультура на улице 15.15-15.40 Кружок "Сделай сам" |
четверг |
9.00-9.25Развитие речи и стихотворения 9.45-10.05 Музыкальное занятие 10.15-10.40 Рисование красками |
пятница |
9.00-9.25 Лепка и аппликация 9.50-10.10 Физкультурное занятие |
Приведем пример такого обучающего занятия в старшей группе.
Кстати, подобные обучающие моменты, родители могут практиковать и дома, это поможет вашему ребенку лучше развиваться в детском саду и не отставать от своих сверстников.
Мир дикой природы
Цель занятия: помочь детям отличать домашних животных от обитателей дикой природы, развитие способностей рисования, развитие речи.
Материал: картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги.
Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности.
Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.
Затем проводится физкультминутка, в ходе которой детям можно предложить изобразить какое-то животное.
Затем раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида. Пример возможных вариантов карточек:
После того, как дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.
Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.
Развивающие игры
Конечно, это не значит, что ребенок занят развивающим обучением все время в саду, это сильно утомительно для ребенка такого возраста. Основное занятие деток дошкольного возраста – это игры, в которых тоже способствует развитию способностей и навыков общения. Существует несколько видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, игры – наблюдения, подвижные, стимулирующие самостоятельность и инициативность ребенка, его творческие мыслительные способности.
Давайте отдельно рассмотрим, в чем заключаются сюжетно-ролевые игры и обучающие занятия для деток старше.
У дошкольников появляется более развитое содержание игры. В играх вместе с поступками добавляются всевозможные общественные отношения, эмоции. В играх получает отражение особенности деятельности взрослых, их взаимное сотрудничество в труде, их отношения к самому труду и лично друг к другу во время работы.
Понемногу в игры проникает все больше личного практического опыта детей, а также знания, которые были узнаны из книг и бесед со взрослыми.
К пятому году жизни, ребенок уже достаточно хорошо справляется с основами ролевого поведения, поэтому педагогу необходимо помочь ребенку разворачивать во время игры различные сюжеты. Расширяется также тематика игр, углубляется их содержание и смысловая нагрузка.
С возрастом количество участников в играх становится больше и составляет от 3 до 5 человек.
Целью таких игр является развитие у деток самостоятельности и самоорганизации, развитие умений договориться о сути игры, определить роли, создать основной ход сюжета, подготовить обстановку для игры.
Также крайне важно, чтобы ребенок мог соблюдать режим, установленный в саду, и приучать к этому следует еще дома. Зная режим в детском саду, попытайтесь создать похожий домашний ритм жизни.
Примерный режим дня
Режимные пункты в старшей группе | |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство |
с 6.45 до 8.25 |
Завтрак |
с 8.25 до 8.50 |
Подготовка к занятиям |
с 8.55 до 9.00 |
Занятия |
с 9.00 до 11.05 |
Второй завтрак |
в 10.00 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (либо игры, труд) |
с 11.05 до 12:35 |
Возвращение с прогулки |
с 12.35 до 12.45 |
Обед |
с 12.50 до 13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
с 13.15 до 15.00 |
Подъем, зарядка после сна |
с 15.00 до 15.10 |
Игры, труд, индивидуальная работа |
с 15.25 до 16.20 |
Полдник |
с 16.20 до 16.40 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой |
с 16.40 до 18.45 |
Конечно, несмотря на все усилия воспитателей и педагогов детского сада, основная ответственность за умственное, физическое и эмоциональное развитие ребенка отвечают родители. Поэтому будьте внимательны к своим детям, и все будет хорошо.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ТЕМЕ «ВОТ КАКИЕ МЫ СТАЛИ БОЛЬШИЕ»
Евгений Пермяк - Как Маша стала большой: Сказка
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Я. Аким «Неумейка»
Слыхали?
Сегодня
В подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.
Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
"ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ"
На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.
Со сказкою
Вове
Вливали бульон.
- Письмо Неумейке! -
Сказал почтальон.
За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
- Нету такого!
В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.
Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
- Не думайте, дядя,
Что я - Неумейка!
Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.
Направилась
Почта
В квартиру направо,
Где только проснулся
Голубчиков Слава
Сестрёнка ему
Надевала
Чулок,
А Слава скучал
И глядел
В потолок.
Сказал почтальон
- Неплохая семейка!
Не здесь ли живёт
Гражданин Неумейка?
Но Слава,
Услышав
Обидное слово,
Чулок натянул
И воскликнул:
- Да что вы!
Я сам одеваюсь,
Когда захочу,
А это… ну, просто
Сестрёнку учу!
Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:
Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.
Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
- Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!
Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю -
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.
И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!
Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь -
Неумейку искать.
Письмо
Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?
Два слова
В конверте
Письма заказного:
"ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!"
Обидных два слова.
И я вас прошу:
Постарайтесь, ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!
Заколдованная девочка - А.Крестинский, Н.Полякова
Три волшебника злых
Не Могу,
Не Хочу
И Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.
Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
- Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
- Не могу, - отвечает она.
Просит мама: «Помой посуду!»
Отвечает она: «Не буду!»
Надо Кире идти к врачу,
А она за своё: «Не хочу!»
Так всегда и повсюду:
- Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
- Не могу!
- А других и не знает слов она,
- Сразу видно – ЗАКОЛДОВАНА!
Обсуждали мы всей квартирою,
Что нам делать с бедняжкой Кирою?
Мы листали страницы учебников,
Чтобы средство найти от волшебников,
Чтобы средство найти,
Чтобы Киру спасти,
Чтоб не сделали девочке худо
Не могу, Не хочу и Не Буду.
Думали-думали и придумали:
Будто все мы – несчастные пленники,
Будто в плен нас забрали волшебники,
И никто от злодеев не спас.
Завтра Кира услышит повсюду:
«Не могу, не хочу и не буду»
От любого из нас.
Просыпается Кира чуть свет,
Просит: «Бабушка, дай мне конфет!»,
Но впервые за пять своих лет
Слышит Кира в ответ:
- Не могу!
Кира просит конфету у мамы,
Но ответила мама упрямо:
- Не хочу!
-Кто оденет меня поскорее?
Кто оденет меня потеплее?
Но случилось какое-то чудо,
Слышит Кира:
- Не буду!
- Не буду!
И никто не подходит к Кире,
Будто Кира одна в целом мире.
А Кира что?
Испугалась Кира. Полежала,
Натянув до носа одеяло.
Только ничего не дождалась
И с постели тихо поднялась.
Лениво зевнула,
Чулки натянула,
Помедлив чуток,
Завязала шнурок.
Пошла и, вздыхая на каждом шагу,
Сказала: «Сама я умыться могу».
Белой пеной мыло плыло,
Земляникой пахло мыло.
Было скользкими ладошки –
Заскрипели понемножку.
Стали щёки красными,
А глаза – ясными.
Молча, послушно,
Кусок за куском,
Съела ватрушку,
Запив молоком.
А поев, сказала:
- Буду
вместе с мамой
Мыть посуду!
А волшебники что?
Услыхали волшебники,
Съежились,
Не на шутку злодеи
Встревожились.
И сказал Не Могу:
- Убегу!
И сказал Не Хочу:
- Улечу!
Прямо в форточку прыгнул Не Буду,
Подхватив по дороге простуду.
Так им и надо!
Продолжение: "Какие группы бывают в детском саду?".
В этой статье будет рассказано о средней группе детского сада. Приводятся примеры занятий и работ.
Часть четвертая: Старшая группа
● Группы детского сада. Старшая группа.
Продолжение.
Старшая группа детского сада
Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет.
В государственных детских садах эта группа работает 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу включительно.
Часы работы – с 7 утра до 19 часов вечера.
Как правило, дети в этой группе это выпускники младшей группы, поэтому многое они уже умеют и в старшей группе происходит дальнейшее развитие их знаний и навыков.
Занятия, обычно, длятся по 20-25 минут и прерываются «физкультминутками», для того, чтобы ребенок мог отдохнуть, отвлечься и, чтобы занятия не казались ему нудными и скучными.
Занятия с детьми, проводимыми в старшей группе:
- знакомство с окружающим миром (в этом возрасте дети могут общаться практически на любые темы, связанные с семьей, природой, обсуждать рассказы, детские познавательные передачи и т.д.)
- развитие речи (в 5-6 лет дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы, улавливать интонации, говорить шепотом)
- знакомство с художественной литературой (в перечень произведений входит не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый подтекст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.)
- математические занятия (В ходе занятий дети получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи)
* старшая группа детского сада на занятиях математикой
- лепка, аппликация (Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца)
- рисование (в этом возрасте детей надо знакомить с знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой))
- занятия музыкой - направлены на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку.
- конструирование и ручной труд (изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п.)
- физкультура на занятиях преследует цель дальнейшего физического развития детей с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Информация для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
Пятый и особенно шестой год жизни ребенка характеризуется формированием его основных качеств, таких как:
- развитие интеллекта - в данном возрасте отмечается резкое "повзросление" во взглядах и суждениях. Они становятся взвешеннымия, вдумчивыми, с попытками логично обосновать свои слова.
- развитие волевых качеств (таких как осознание смысла слова "необходимость", "надо", "обязательно" и т.д. и все, что с этим связано.)
- осознание ответственности за свои действия и принятые решения
Происходит становление социальных взаимоотношений с друзьями, с коллективом, появляется чувство дружбы, симпатии, привязанности друг к другу. Возникает чувство солидарности, общности с такими же как и он и т.д.
Ребенок начинает более критично относиться к межличностным отношениям в детском саду, в семье, среди сверстников. Происходит активное формирование собственного мнения по отношению к окружающей его обстановке.
- меняются свойства памяти и способности анализировать . Улучшается внимание и способность восприятия материала. Особенно это происходит в случаях, если эти занятия полезны для его практиской деятельности.
Программное содержание:
1.Формирование элементарных представлений о росте и развитии детей.
2.Расширение представлений об изменении социального статуса (взрослении) ребенка в связи с посещением детского сада.
3.Создание эмоционально - положительного климата в группе и детском саду для комфортного пребывания детей в детском саду.
Рассмотреть иллюстрации;
Рассмотреть отражение в зеркале;
Исполнять движения под плясовую мелодию вместе с родителями;
Выполнить несложные постройки «Мебель для куклы Кати».
Тема: «Вот какие мы стали большие»
Программное содержание:
Формирование элементарных представлений о росте и развитии детей.
Расширение представлений об изменении социального статуса (взрослении) ребенка в связи с посещением детского сада.
Создание эмоционально - положительного климата в группе и детском саду для комфортного пребывания детей в детском саду.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»
общеразвивающие упражнения с флажками, ленточками по показу воспитателя.
общеразвивающие упражнения «Какие мы большие!»
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
Беседу «Что я знаю о себе». Формировать представления у детей о значении органов для нормальной жизнедеятельности человека. Уточнить с детьми знания: глазками смотрим, ушками - слышим, носиком - дышим, и. т. д. Упражнять в ориентировке в частях тела: впереди – там, где лицо, позади (сзади) – там, где спина, справа (направо) – там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют), слева (налево) – там, где левая рука.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно:
Рассматривание картины «Игры с куклой» (авторы серии Е. Радина, В. Езикеева), учить понимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, учить соотносить предметы, изображенные на картине, с соответствующими предметными картинками.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Беседу «Наши игрушки». Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, транспортных средств, глаголами, прилагательными, наречиями. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Рисование «Шарики с цветами мы рисуем сами». Упражнять в технике «печатания». Узнавать в полученных изображениях образы шаров и цветов. Продолжать учить рисовать разные по длине линии. Развивать у детей эмоциональное восприятие на заданный образ.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям:
Аппликацию «Вот какой у нас букет». Воспитывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов аппликации: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики – из мятых комочков. Развивать чувство формы и композиции.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
для слушания («Маленькая ночная серенада» муз. В.А. Моцарта, «Весною «С. Майкапара);
для пения («Вот какие мы большие» муз. Е. Тиличеевой);
для музыкально-ритмических движений («Весёлая пляска» муз. М. Картушиной, «Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой, «Приседай» муз. А. Роомере);
для игры ДМИ («Бубен и погремушки» муз. М. Картушиной);
для развлечения «Ладушки в гостях у бабушки».
модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук,
флажки, ленточки, бубны, кегли,
иллюстрации, где дети умываются, одеваются, расчёсываются, играют, рисуют, кушают и т.д.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
рассмотреть иллюстрации;
рассмотреть отражение в зеркале;
исполнять движения под плясовую мелодию вместе с родителями;
выполнить несложные постройки «Мебель для куклы Кати».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
ситуативный разговор «Я собираюсь на прогулку»;
рассматривание кукольной одежды;
сравнение пальчиков взрослого с детскими;
игра «Девочка Маша ходит в детский сад» (построить дом из кубиков разного цвета);
развивающая игра «Что могут мои ручки»;
сюжетно-ролевая игра «Как Маша с Ваней в гости собирались»;
развивающая игра «Зеркало» (повторение мимики лица воспитателя);
чтение И.Муравейка «Я сама», Э. Машковская «Митя - сам», Е. Ильина «Топ-топ», А.Барто «Младший брат», «Машенька», С. Капутикян «Маша не плачет», З.Александрова «Про маленькую Таню», Е Благинина «Алёнушка», Д.Габе «Моя семья»;
ситуативный разговор «Я потерялся» - учить правильно себя вести, если потерялся на улице;
дидактическая игра «Ребенок и кукла» – учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и куклы;
пальчиковая игра «Моя семья» - формировать знания о своей семье;
пальчиковая гимнастика "Вот какие мы стали большие";
дидактическая игра «Что умеем делать?». Довести до понимания детей то, что они подросли, как и герои произведений, что уже многое умеют делать сами;
рассматривание иллюстраций, уточнение слов, обозначающих действия и свойства предметов «разноцветные султанчики», «круглый шарик», «цветные ленточки», «мягкие игрушки» и др.;
игры со шнурками, развивать умение детей классифицировать по признакам (толщина, длина, цвет).
упражнение на формирование четкой и внятной речи «Передай куклу Катю», учить вежливо просить у товарища игрушку;
чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»;
чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла», помочь понять содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на него.
Гигиенические процедуры:
Игровые ситуации «Покажем кукле, как правильно одеваться»;
художественное слово: «Умывальные стихи» В. Степанов;
игровая ситуация «Научим Неумейку мыть руки».
Завтрак, обед, полдник, ужин:
игровая ситуация «Научим Неумейку пользоваться салфеткой»;
дидактическое упражнение «Покажем кукле, как нужно раскладывать ложки».
Прогулка
наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях; за появлением первой травы; за распустившимся одуванчиком); за воробьями (игра на звукоподражание: воробей – «чирик-чирик»).
подвижные игры «Догони мяч!», «Прокати мяч», «Брось мяч», «Мяч в кругу», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Пробеги-подпрыгни»; «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Пройди через ручеек».
Индивидуальная работа по развитию основных движений;
Труд на участке: (выполнение правила "Каждой вещи - свое место". Поощрять стремление детей выполнить поручение взрослого: принести игрушку, положить в указанном месте);
Самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
создание простых конструкций через разыгрывание знакомых сюжетов: построим мебель для игрушек, накроим стол и пригласим гостей;
игры на бубнах, погремушках под «Русские народные мелодии»;
раскладывание элементов (шаров, флажков, цветов) на фланелеграфе;
уточнение названий предметов и слов, обозначающих их действия, свойства. Использование в речи выражений: «кукла спит», «машина едет», «зайчик танцует»;
бумагопластика «Конфеты на тарелке для друзей»;
чтение С. Прокофьева сказки «Когда можно плакать?» из серии «Машины сказки», вызывать желание слушать произведение, побуждать к соотношению содержания произведений с личным опытом детей;
обыгрывание в кукольном театре ситуации: игрушки строятся парами и идут гулять по улице;
наблюдение за уборкой взрослого в игровой комнате, привлечение к элементарной трудовой деятельности (убрать игрушки);
упражнение в рисовании цыплят, цветов, флажков пальчиком на подносах с крупой;
дидактическая игра «Кто приехал на машине?»;
рассматривание игрушек (грузовая и легковая машины, автобус, поезд), учить различать по внешнему виду и называть транспортные игрушки и их основные части: кузов, кабина, руль, колеса, окна;
рассматривание одежды куклы Кати, одевание куклы на прогулку, уточнение представлений об одежде, о назначении цвете вещей, последовательности одевания;
дидактическое упражнение «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где лежат игрушки», «Как мы умеем правильно ставить стульчик».
Вечерняя прогулка :
игры с водой и песком «Мы умеем строить мост»;
подвижные игры «Догони мяч!», «Прокати мяч», «Брось мяч», «Мяч в кругу», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Поезд», «Пробеги-подпрыгни»; «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Пройди через ручеек».
игры детей с мячами, кеглями «Мы такие меткие»;
самостоятельная деятельность по выбору детей.