23.12.2022

Гуманно личностные технологии в школе. Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. "Спешите, дети, будем учиться летать!"


Гуманно-личностная технология

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (из книги «Педагогическая симфония»)

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии определяются следующим:

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

облагораживание души и сердца ребенка;

развитие и становление познавательных сил ребенка;

обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов , среди которых:

гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;


мастерство общения : закон взаимности , гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтология, культ родителей;

учебная деятельность : приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка . Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

О принципах моей педагогической деятельности Принципы эти очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность.

Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно . Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Прожить свое утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя.

Гимн любви.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.

Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили».

Подготовил: Шаймуратов Е.К


Шалва Александрович Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Гуманно-личностная

технология

«Школа жизни»


Идеи гуманно-личностной педагогики

  • Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
  • Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
  • Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6 особенностей образовательного процесса «Школа жизни»

Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".


Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.


Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.


Гуманно-личностный подход к ребёнку

Учитель оптимистически мыслит о детях

Учитель подходит к детям как к самостоятельным субъектам учения

Учитель помогает обрести ребёнку свой личностный смысл, личностную значимость учения

Опора педагогического процесса


Модель гуманно-личностной

технологии

Создание культурно-воспитательной среды

Свободный выбор личностью способов творческой самореализации и её культурное саморазвитие

Осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребёнка

Адаптация в социуме и жизненном самоопределении


Особенности методики

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания:

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики;

- учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.


Основные установки учителя гуманного педагогического процесса

Опоры в ребенке

Руководящие принципы учителя

  • стремление к развитию,
  • стремление к взрослению,
  • стремление к свободе.
  • принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
  • принцип уважения личности ребенка,
  • принцип терпения в становлении ребенка.

Личностные качества учителя

  • доброта,
  • откровенность и искренность,
  • преданность.

Заповеди учителю

  • верить в безграничность ребенка,
  • верить в свои педагогические способности,
  • верить в силу гуманного подхода к ребенку.

Законы учителя

  • любить ребенка,
  • понимать ребенка,
  • восполняться оптимизмом к ребенку.

Основные правила учителя

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.


Заключение:

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.

С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам".

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду" чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики»

(Амонашвили Ш.А.)


Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили , академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни» , изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно -личностной педагогики».

Технология Ш . А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку - гуманно-личностная , педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса : и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом - взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества - это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества - «сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии :

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души и сердца ребенка;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

Идеал воспитания - самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии .

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых :

гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения : закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти : страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной , очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

Вот эти принципы.

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" - иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«"Как человека" - т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«"Истинная индивидуальность" - значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» - т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка - его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" - значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же - учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш . А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например : "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".); положения, требующего развертывания и доказательств (например : "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?"); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например : "Посмотрите на неравенства А > В, В < С и определите соотношение между А и С"); задания, требующего систематизации знаний, развития и закрепления умений и навыков (например : "Составьте таблицу частей речи на материале этого рассказа и определите частоту употребления каждой из них"); идеи, требующей творческого раскрытия, воображения (например : "Напишите, пожалуйста, сочинение, как весна наступает на вашей улице",.); описания явления, требующего объяснения (например : "Посмотрите на эти два стакана : в каком из них больше воды?" Уровень воды в стакане одинаков. "А теперь где больше воды?" Из одного стакана вода переливается в широкий сосуд, из другого - в узкий сосуд. "Почему?" (Задача взята из опытов Ж. Пиаже.) .

Во-вторых, учебно-познавательная задача направлена на преобразование самого ребенка, его знаний и умений; преобразование ученика есть действительный педагогический результат учебно-познавательной задачи, а ее логический, формальный результат имеет значение настолько, насколько он способен удостоверить ребенка о качестве его знаний и умений, о его положении и в состоянии мотивировать его познавательные усилия»1. Процесс решения учебно-познавательной задачи в большей или меньшей степени продвинет каждого ребенка в развитии и присвоении знаний.

Особое отношение у Ш. А. Амонашвили к проблеме отметок . Мотивы выполнения того или иного задания могут быть внешние, когда ребенка ожидает награда, и внутренние, когда ребенку интересен сам процесс выполнения задания или его результат. При определенных условиях может случиться, что внешние мотивы приведут к уменьшению внутренних, к падению интереса. Школьные отметки, считает он, и есть внешний мотив, награда. Поэтому и используются они очень ограниченно, поскольку отметки - это «костыли хромой педагогики» ; вместо них - качественное оценивание : характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

В книге «Размышления о гуманной педагогике » Ш. А. Амонашвили пишет об уроке в школе. Отмечая, что урок - важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики, и выражая уверенность в том, что еще долгое время урок будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения, он, однако, указывает на кризисное состояние уроков в нашей школе, содержащих «типичные "схватки" учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться».

Если педагог предлагает готовые знания и учащимся не приходится прилагать усилия, им становится скучно, неинтересно. Учащиеся начинают отвлекаться, крутиться, вертеться, заниматься чем-то другим; учитель квалифицирует их поведение как безответственное отношение к учебе, как нарушение порядка, теряет самообладание и прибегает к наказанию - плохой отметке, порицанию, осуждению. Ученик оказывается постоянно в состоянии конфликта, что приводит к его неуправляемости, озлобленности, потере интереса к учебе.

Поэтому преобладающий метод - объяснительно-иллюстративный, игровой с элементами проблемности, творчества. Чтобы дети учились с увлечением и охотой, необходимо вовлекать их в разнообразную деятельность, чтобы они сами добывали знания, проводя опыты, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Урок должен давать радость ребенку.

Учитель обязан владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. В классе должна быть установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, сорадости, сопереживания и сочувствия. Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

«Ребенок - целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных по-знавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»1.

На своих семинарах Шалва Александрович обязательно проводит мастер-классы с детьми. На уроке по развитию речи со вторым классом была тема «Слова-подарки». Этот урок только частично был похож на обычный урок. Дети сидели за партами, но парты стояли на огромной сцене актового зала, а в зале сидело более 500 педагогов. Дети учились на сцене, взрослые – в зале. На глазах у профессионалов рождался урок, который был внесением Света в судьбы детей.

Дети, привыкшие к авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку . И вначале это ощущалось в напряжении, которое зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок, плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»

Заканчивая урок, Учитель попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по просьбе участников семинара уже без детей. Детскими почерками были написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю. Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность» и сокровенные признания – «Я люблю Вас, учитель». А ведь они видели его первый раз!

В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности.

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что:

1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

2. Ребенок несет в себе жизненную задачу - миссию.

3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа.

«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза ребенка. Вот удивительно четко сформулированная позиция учителя «Если Вселенная действительно беспредельна, а природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок».

Счастлив человек, сумевший реализовать свою миссию. Счастлив учитель, который способствовал реализации миссии своих учеников.

Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы в ребенке.

Внутренняя Космическая энергия - Природа - реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.

1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей. Это закон природы. Он неумолимо действует особенно в младшем возрасте. Вот почему так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».

«Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, это - развитие. Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка».

2. Страсть к взрослению . «Ты уже взрослый», - хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, - значит лишать его истинного чувства переживания радости детства»

Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. «Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает» (Лесгафт П.Ф.).

3. Страсть к свободе.

Великое утверждение ребенка «Я сам». И тут надо иметь в виду, что если процесс взросления происходит в прямом взаимодействии ребенка со взрослым, то страсть к свободе несет за собой естественное удаление от взрослого. И с этим необходимо считаться. Помня, что: «Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству, только с помощью демократии можно подготовить к демократии» (Френе С.).

Страсть к свободе имеет свое уникальное свойство, которое зачастую остается без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в ребенке стремятся к «свободной несвободе». Это видно на примере ролевой игры: - Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав - играй по правилам.

В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума.

Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".

Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.

Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

    способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

    облагораживание души и сердца ребенка;

    развитие и становление познавательных сил ребенка;

    обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

    идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

    Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

    Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

    Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

    Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов , среди которых:

    гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

    резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

    учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

В своём трактате Ш.А. Амонашвили даёт такие

* Когда видите приходящих детей, скажите: "Мы ждали вас!"

* Проявляйте живой интерес к жизни Ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему сорадость, сочувствие.

* Общайтесь с Ребёнком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

* Делайте день рождения каждого ребёнка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нём, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

* Устанавливайте с каждым ребёнком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность Ребёнка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

* Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

* Своё возмущение поведением Ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.

* Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.

* Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.

* Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.

* Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора, чтобы показать своим коллегам.

* Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картинки по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.

* Извиняйтесь перед Ребёнком , если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.

* Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.

* Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка Ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.

* Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям детей серьёзно, с достоинством.

* Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своём заблуждении.

* Учите детей этично высказывать, обсуждать, предлагать, доказывать своё мнение.

* водите на занятиях мгновения молчания, когда малыши устремляют мысли к самому Прекрасному. Такие мгновения могут вызывать искру сердечного огня.

* Часто предлагайте письменные задания с размышлениями ребёнка о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

* Предлагайте детям содержание целых историй с вопросами, как поступили бы они на месте героев. Пусть дети называют себя героями и принимают на себя качества замечательных людей.

* Пользуйтесь способом "допущения" ошибок, предоставляйте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.

* Не ставьте одного Ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

* Замечайте и радуйтесь, когда Ребёнок достигает успеха.

* Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.

* Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.

* Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.

* Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои "пятиминутные уроки", помогайте им в проведении таких уроков.

*Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.

* Придавайте особое значение усилиям, стараниям Ребёнка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался он и как их преодолевал.

* Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям Ребёнка, особенно когда его постигает неудача.

* При своих оценочных суждениях по поводу работы Ребёнка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.

* При проверке письменных работ детей пользуйтесь зелёными чернилами, то есть ищите в работах детей хоть малейшее продвижение и зелёными чернилами выражайте своё одобрение; ошибки детей принимайте как сигнал недочёта вашего объяснения и ищите путь его исправления.

* Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребёнка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.

* Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.

* Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и экспрессией.

* Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения.

Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии гуманно-личностного общения учителя с детьми, и хотя они порой походят на описание приёмов, тем не менее они могут оказать содействие учителю в его попытках делать первые шаги в сторону гуманизации своего педагогического процесса.

Общие основы гуманно-личностной педагогики предъявляют свои условия к зданию для Школы Жизни, обустройству двора и помещений. Имеется в виду, в частности, следующее:

* Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремлённости, Одухотворённости. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звёздному небу.

* Зелёный двор с деревьями, клумбами цветов, оранжереей; животные, умеющие дружить с детьми и разгуливающие по двору; игровые площадки с сооружениями для развития смелости, ловкости, сообразительности, силы; уголки для уединения.

* Спортивный зал, оборудованный соответственно с образовательным курсом "Уроки смелости и выносливости"; закрытый бассейн.

* Широкие рекреационные залы с возможностями устраивать выставки, оборудованные удобными диванами, креслами, столами и стульями; на столах шахматные и шашечные доски, уголки с умными играми.

* Полукруглые, пространные и светлые классные комнаты с удобными рабочими стульями и столами, которые можно расставлять по-разному – для работы со всем классом, для групповой и для индивидуальной работы.

* Комнатные цветы на подоконниках и в уютных местах.

* Диваны и кресла для отдыха; полки для библиотеки, стеллажи для хранения учебных материалов; ящики на каждого ребёнка, где хранятся работы детей.

* Обширные доски, телевизор, проигрыватель, ковры на полу, смежная комнатка и уголки для уединения.

* Кабинеты музыки, рисования, творческого труда, компьютерный кабинет, мастерские.

* Светлая, удобная столовая с удобной и элегантной мебелью и посудой.

* Обширный, парадный вестибюль с удобно расположенной раздевалкой.

* Стены внутри помещения окрашены в мягкие светлые тона, разрисованы по детским мотивам.

* Звонок в школе с музыкальными мелодиями, вызывающими мажорные настроения.

Заключение

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России - ее подрастающих поколений. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово»

Доклад на тему:

«Гуманно-личностная технология

Амонашвили Ш.А.»

Подготовила и выступила на семинаре

по личностно-ориентированным технологиям обучения,

учитель начальных классов:

Баженова С.М.

2012-2013 уч. год


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей