09.08.2022

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Мой самообразование дми Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах


Методическая разработка.

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д/С №10 «Белочка»

Саленкова Алла Николаевна

г. Кулебаки

2015год

Пояснительная записка

« Обучение игре на детских музыкальных инструментах » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).

Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

Цели : формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Занятия.

Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .

5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

Используемые

Репертуар

Период

Кол-во

инструменты

про хождения

занятий

1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

Сентябрь

2. Знакомство с приемами игры на

Погремушка

1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной

Сентябрь-

погремушке:

встряхивание,

удар погремушкой по ладошке,

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

октябрь

удар ножкой погремушки по полу

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

(столу).

4. Игра «сохрани погремушку»

3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар

Бубен

1. «Пойду ль я», р.н.м.

Ноябрь

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

донцу. Учить правильно держать бубен в левой

3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой

руке - ударять правой рукой, встряхивание

4. Свободные пляски с бубном

производить правой рукой.

4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры:

Колокольчики

1. музыкально-дидактическая игра

Декабрь

удар палочкой, встряхивание

(валдайские,

« N ихие и громкие звоночки»

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

маленькие,

Е.Тиличеевой

Учить правильно держать колокольчик:

средние)

2. «Игра с колокольчиками»

вертикально, не зажимать кисть, свободно

Римского-Корсакова

потряхивать и ставить на ладошку.

3. Свободные пляски

5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.

Колокольчики

1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель»)

Декабрь

средние

2. «Игра с колокольчиками»

6.Знакомство с игрой на барабане. Показ

Барабан

1. Песня «Барабан» (подыгрывать)

Январь

приемов игры: одновременные удары одной и

2. «Веселая песенка» Ивкодимова

двумя палочками, поочередные удары правой и

З. Упражнение «Барабанщики»

левой рукой, барабанная дробь.

Красева

4. «Марш» Парлова

7.Повторение всех приемов игры на

Погремушки,

Повторение репертуара сентябрь -

Февраль

погремушках, бубнах, колокольчиках,

бубны,

декабрь,январь

барабане. Закрепление полученных навыков.

колокольчики,

барабаны

8.Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Ложки

1. «Ладушки», р.н.м.

Март

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

2. «Лошадка» Потоловского

правильно держать ложки в руках, ритмично

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно

Металлофон,

1. Упражнение с молоточками без

Апрель

держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе,

деревянные

музыки

постукивать по ладошке и по кубику, по

кубики

2. «Дождик»

столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе

З . «Часики»

и на столе с поворотом кисти.

4. «Ручейки»

5. «Дятел»

б . «Цыплятки»

10.Обучение приемам игры на металлофоне:

Металлофон

1. «Дождик» (тихий-сильный)

Май

удар по одной пластиночке, glissando на

2. «Ручейки»

пластиночках. Добиваться отскакивания

З. «Птички»

молоточка от пластиночки, стремиться к

4. «Цыплята»

красивому звуку.

5. «Дятел»

6. «Мышка»

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

п.п.

про хождения

занятий

Организационное занятие.

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

Исполнение детьми и взрослыми

Погремушки

1. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Бубны

2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Барабаны

3. «Игра с колокольчиками»

Колокольчики

4. «Марш» Е.Тиличеевой

Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание.

Бубен

1. «Пойду ль я»р.н.м.

2. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

Разучивание нового приема игры на бубне:

Бубен

1. «Пойду ль я» р.н.м.

Сентябрь

удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов.

2. «Ах вы, сени» р.н.м.

Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне.

Бубен

Сентябрь

Добиваться ритмического ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

Бубен

1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Октябрь

одновременным вступлением, окончанием.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Металлофон

1. «Дождик»

Ноябрь

Работа над приемом игры glissando

2. «Ливень»

Поэтапное разучивание нового

Бубны,

1. «Полька» Красова

Декабрь

произведения на различных

колокольчики,

инструментах определенными приемами.

металлофоны

Повторение и закрепление на знакомом материале различных

Колокольчики,

1. «Полька» Красова

Январь

приемов игры.

бубны, металлофоны

Сольное исполнение отдельных партий.

Разучивание новой пьесы. Распределение

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Февраль

инструментов. Поэтапное разучивание всех партий.

всех видов,

2. «Полька» Красова

Работать над одновременным

бубны,

(повторение)

вступлением и окончанием игры.

металлофоны

Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление ранее

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Март

выученных произведений и приемов.

всех видов, бубны,

2. «Полька» Красова

металлофоны

Повторение приема игры на ложках «ладушки».

Ложки,

1. «Ладушки» р.н.м.

Март

Знакомство с новым приемом

колокольчики

2. «Пойду ль я» р.н.м.

«тарелочки».

3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко,

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

Ложки,

1. «Пирожки»

Апрель

повторение пройденного.

колокольчики

2. «Ладушки»

Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения:

Ложки и др.

1. «Топотушки»

Апрель

1 ч - маленькие «ладушки»,

2 .. «Колокольчики звенят»

2ч - большие ладушки (4раза)

3. «Полька» Красова

3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

Знакомство с новым произведением.

Колокольчики,

1. «Лесная песенка»

Май

Распределение инструментов в

бубны,

Филиппенко

зависимости от изобразительного

металлофоны,

характера песни. Разучивание партии каждого инструмента.

треугольник

Соединение всех в ансамбль.

Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

Колокольчики

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

общей динамики, чистоты исполнения

всех видов,

2. «Колокольчики звенят»

приемов игры на всех инструментах.

бубны,

3. «Полька» Красова

Повторение всех ранее выученных

металлофоны,

4. «Топотушки»

произведений.

треугольник,

ложки

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

П.П.

прохождения

занятий

Организационное занятие. Беседа

Сентябрь

о предстоящей работе.

Работать над правильным извлечением звука из металлофона:

Металлофон

«Лесенка»

Сентябрь

удар-отскок, glissando -

«Дождик»

переворачивать кисть, не зажимая руку.

«Часики»

«Ручейки»

Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля,

Металлофон

«Андрей- воробей»

Октябрь

выстукивать ритмический рисунок,

2.

«Лесенка»

выполнять упражнения

3.

«Дождик»- «Дятел»

для кисти.

4.

«Ручейки»-«Ливень»

4

Поэтапное разучивание нового музыкального произведения;

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

работать над ритмом, динамикой,

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

разучивать темы каждого

3. «Лесенка»

инструмента (l ч.).

5

Продолжение работы над новым

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

произведением. Поэтапное разучивание 2ч.

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

3. «Лесенка»

6

Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов.

Ксилофон,

1. «Полька» Лядовой

5

Знакомство с ксилофоном и румбой.

металлофон,

2. Повторение

румба, бубны,

пройденного

тарелки

7

Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии,

Ксилофон,

1. «Полька»

3

работать над ритмом и динамикой.

Металлофон,

2.Повторение ранее выученного

Разучивание нового

Тарелка,

приема игры «Бурдон».

Румба,

Бубны

8

Поэтапное разучивание новой

Ксилофон,

1. «Я на горку шла»

4

пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах.

металлофон,

2. Повторение.

бубны

9

Знакомство с ударно-шумовыми

Трещотки,

Знакомые русские народные

4

инструментами: трещотки, бубенцы,

маракасы,

мелодии

коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель.

рубель, коробочка,

Обучение приемам игры на них.

бубенцы

10

Разучивание современной пьесы. Учить

Металлофоны,

«Бабочки на снегу» Р.Паулс

3

вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за

колокольчики,

динамическим и ритмическим ансамблем.

треугольник,

тарелки, cassio

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре­комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Трудармейский детский сад «Чебурашка»

Методическая разработка

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Выполнила: Волкова Галина Федоровна

музыкальный руководитель

Прокопьевский муниципальный район

2015

Введение

3. Знания детей о музыкальных инструментах во 2 младшей группе

4.Занятия на музыкальных инструментах в средней группе

5.Занятия на музыкальных инструментах в старшей группе

6.Занятия на музыкальных инструментах в подготовительной группе

7.Инструментальный состав детского оркестра

Заключение

Используемая литература

Введение

Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а,

прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Задачами музыкального воспитания и обучения игры на музыкальных инструментах :

    Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

3.Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

4. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

5. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

6. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

7. Импровизировать несложные попевки.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как к средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению.Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистымприятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры. Произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А впоследствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

1.Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие.

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детсих музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактурупроизведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.

То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

2 .Знакомство с музыкальными инструментами в 1младшей группе

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Используемая литература:

    Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

    Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

    Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

    Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

    Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

    Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

    Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:

  • Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
  • Струнные (арфы, цитры);
  • Духовые (блок-флейты, триолы);
  • Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
  • Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Используемая литература:

  1. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
  2. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  3. Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
  4. Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
  5. Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
  6. Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
  7. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 « Вишенка»

Индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
Андреевой Ирины Александровны
На 2015-2017 учебный год
«Развитие Чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Начало работы над темой – 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы – 2017 год

г. Вольск, 2015

Приложения №1
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».

Приложение №2
Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».

Приложение №3
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Приложение №4

Приложение №5
Диск «Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные инструменты».

Приложение № 6
Диск «Презентация для детей дошкольников «Музыкальные инструменты».

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
Образовательные:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

Месяц, год
Тема
Содержание работы
Практический выход

Сентябрь
2015 год
Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ.
Изучение теоретического материала по данной теме.
Систематическое использование на индивидуальных занятиях.

Октябрь
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ.
Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах.
Раздача консультаций родителям, беседа.

Ноябрь
Консультация для воспитателей: « Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».
Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.
Семинары для воспитателей.

Декабрь-
Февраль
«Ударные шумовые музыкальные инструменты»
Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.

Январь
2017 год
Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому».
Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ.
Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Февраль
Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями.
Улучшение способности педагогической системы образовательного
Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах.

Май
Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ.
Добиваться от детей эмоционального исполнения.
Показ на утренниках, концертах.

Июнь-Август
Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.
Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей.
Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.

Октябрь-Декабрь
Доклад «Развитие чувства ритма у детей с использованием ДМИ».
Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. Итоги и анализ.
Выступление на педагогическом совете.

Март-Апрель
2016 год
«Ударные мелодические музыкальные инструменты».
Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.
Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки.
Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Май
Открытое музыкальное занятие «Звуки природы».
Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ.
Выступление на КМО (кустовое методическое объединение).

Октябрь
Конкурс между группами детей «Лучший ансамбль».
Дети демонстрируют технику игры на инструментах, эмоциональное исполнение.
Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях.

Ноябрь-Декабрь
Участие с данной темой на конкурсах в различных сайтах интернета.
Новогодние утренники с использованием ИКТ (инфо-коммуникационные технологии) и применением ДМИ.
Публикация материала на сайтах интернета.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей