29.12.2023

Сколько братьев и сестер у иисуса. Вопрос: Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Сергей. Отвечает Священник Афанасий Гумеров


В ноябре 2002 года мир был потрясен одной из крупнейших археологических находок за историю христианства, которая имела прямое отношение к Христу. Я имею в виду склеп 2000-летней давности, где покоилась урна с костями. На урне была надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

Будь это так, человечество получило бы первое физическое свидетельство существования Христа. Если же эти склеп и урна были не настоящими, то человечество столкнулось бы с величайшей подделкой в истории.
За находкой или «находкой» склепа с костями скрывается еще большая теологическая проблема - имел ли Иисус Христос братьев? Этот вопрос уже давно разделяет католиков и протестантов.
Для католиков Мария, Иосиф и Иисус - это семья, как говорится, сама по себе. Католическая теология считает Иисуса Сыном Божьим, рожденным от непорочной девы Марии, которая после этого никого не рожала. Так что это за «братья», которые упоминаются в Евангелие от Марка? Преподобный Джеймс Мартин, автор книги «Иисус и его путешествие», называет взаимоотношения между Иисусом и Иаковом «очень сложными». Мартин пишет: «Он, конечно, называл вполне ясно Иисуса братом от Бога. Ну, а греки используют для слова «брат» вполне обыденное слово.
Католики верят в постоянную девственность Марии. Поэтому Марин предполагает, что Иаков и другие дети Иосифа были от его брака до Марии. Ведь он был значительно старше ее. «Поэтому Иисус мог иметь братьев по отцу в некотором смысле этого слова», - заключает Мартин. Другие католические ученые считают Иисуса и Иакова двоюродными братьями. Эта идея зародилась еще в IV веке. Когда святой Иеремия переводил Библию на латынь, он вступил в полемику с теологом Гельведиусом, считавшим, что Мария и Иосиф имели и других детей. Иеремия считал, что дети были рождены от Марии из Клопаса, тетушки Иисуса. Иеремия говорил, что греческое слово «adelphios» применявшееся к братьям и сестрам Христа», могло означать и двоюродных братьев, и близнецов на греческом языке.
Протестанты, однако, рассматривают семью Христа лишенной каких-либо двусмысленностей. Они считают вполне возможным, что Мария и Иосиф имели нескольких детей. Профессор библейской интерпретации теологической семинарии в Эшбери Бен Витерингтон придерживается взглядов, согласно которым Иисус и Джеймс были кровными братьями. И по отцу, и по матери, причем, Иисус был старшим братом. Витерингтон пишет: «Новая Библия ничего не говорит о том, что Мария была постоянно непорочной. В этом состоянии она зачала и родила только Иисуса. А это, естественно допускает, что она могла иметь и других детей после Христа. Поэтому тех, кого мы называем братьями и сестрами Иисуса, надо таковыми и считать».
Иисус покидает свою семью и скитается по Галилее и Иудее, имеет свою церковь и последователей. Он поручает Иакову других братьев и сестер, а также всю семью, считает Витерингтон. Но для некоторых протестантов то, что Иисус покинул семью, выглядит несколько непонятно. Будучи старшим сыном, он был обязан взвалить на свои плечи заботу о близких, после смерти Иосифа.
Кто же заступил место Христа в семье? Иаков. Кем бы он ни был - братом, сводным братом или двоюродным братом Иисуса, он стал весьма важной фигурой в данной христианской общине, благодаря своим связям с Христом.
Иаков возглавил христианское движение в Иерусалиме, пока не был казнен около 64 года нашей эры. Умирая, он подобно Иисусу, простил своих убийц.
А теперь вновь полезем в знаменитый склеп. Что нашли там люди - истину или подделку?

В Библии говорится, что мать Иисуса была девой на момент рождения, и поэтому нет вопроса о Его настоящих родителях: Иисус был сыном смертной матери и Божественного Отца. Однако, нигде не говорится, что она оставалась девой до конца своей жизни. Она была уже помолвлена, когда узнала о том, что избрана в качестве матери Спасителя, а Иосиф узнал, что ему предстояло стать опекуном ребенка.

Хотя некоторые христиане утверждают, что братья и сестры Иисуса была детьми Иосифа от предыдущего брака, Писания подтверждают обратное, поскольку Иисуса называют Единородным Сыном от Отца, но первенцем Марии. Это определенно означает, что после Иисуса у Марии были другие дети, но Бог уже не был их отцом.

В Матфее 13 немного говорится о братьях и сестрах Иисуса:

55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Конечно, известно, что Иосиф был лишь приемным, а не биологическим отцом Иисуса, но в вышеприведенных стихах упоминаются четыре брата и сестры во множественном числе. В 57 стихе также дается намек на то, что не все было гладко в доме Иисуса. Иисус упоминает о том, что пророк не имеет чести в своем доме, подразумевая, что по крайней мере Его братья не признавали Его божественности. В Иоанне 7:5 об этом говорится напрямую: “Ибо и братья Его не веровали в Него”.

Это подтверждается и тем фактом, что, умирая, Иисус назначил Апостолу заботиться о Его матери. Присутствуй при этом Его братья, и поддержи они Его миссию, они были бы теми, кто стал бы заботиться о Марии.

К счастью, после воскресения Спасителя Его братья покаялись и стали тем, кого мы сейчас называем христианами. Иаков достиг важного положения в Церкви, после того как увидел своего воскресшего брата, и стал автором одной из книг в Новом Завете: “Потом явился Иакову, также всем Апостолам” (1-е Коринфянам 15:7).

Возможно, Иаков, брат Иисуса, занял место другого Апостола, тоже Иакова, который был братом Иоанна и был убит Иродом Агриппой. Нам известно, что брат Иисуса стал Апостолом, благодаря посланию Павла к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Галатам 1:19).

Его брат Иуда тоже написал послание, которое включено в Библию, и называет себя братом Иисуса: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом” (Иуда 1:1).

Исследователь Джеральд Н. Ланд добавляет: “В Новом Завете ничего не говорится о Симоне и Иосии, но в древней летописи, сохраненной для нас ранним церковным историком Евсевием, говорится, что Симон впоследствии стал епископом церкви в Иерусалиме и в конце концов был распят во время римских преследований при императоре Траяне”.

Источники:

Карлфред Б. Бродерик, “Братья Иисуса: любить неверующего родственника”, Лиахона, март 1987 г., стр. 50

Роберт Дж. Мэтьюс, “Мария и Иосиф”, Лиахона, декабрь 1974 г., стр. 13

Святое Евангелие неоднократно повествует нам о братьях и сёстрах Господа Иисуса Христа. По обычаям восточных народов того времени братьями назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и вообще близкие родственники.

Родных братьев у Господа не было, ибо Пресвятая Дева Мария ещё в ранней юности, в стенах Иерусалимского храма дала Богу

Обет безбрачия. Святой Иосиф был только Её обручником - хранителем Её девства.

Православная Церковь именует Божию Матерь Приснодевой. Будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ею в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца. И это великая тайна Божия.

Символ приснодевства Богоматери изображается на всех Её иконах. Это три звёздочки, украшающие мафорий - плащ, который покрывает плечи и голову Пречистой.

Согласно Священному Преданию, братьями и сёстрами по плоти могли доводиться Господу двоюродные и троюродные братья и сёстры только по линии Его Пречистой Матери.
По Своему предвечному рождению от Бога Отца Иисус Христос был истинным Сыном Божиим, а по Своему плотскому рождению от Девы Марии - истинным Сыном Человеческим. Две природы - Божественная и человеческая - были неслитны и нераздельны во Христе.

В Евангелии не даётся пояснений, в каком родстве с Иисусом находились Его братья. Хотя мы знаем их имена: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. Если они действительно были родственниками Иисуса Христа по плоти, то могли приходиться Ему лишь троюродными братьями. Поскольку их мать - Мария Клеопова, - по свидетельству святого Иоанна Богослова, была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии. Родной сестры у Богоматери не было. Она была единственной и долгожданной Дочерью Иоакима и Анны.
Существует в Церкви и другое предание. Согласно ему братья Господа - это дети Иосифа от его первого и действительного брака, который был задолго до обручения Иосифа с Пресвятой Девой Марией.

Предание повествует, что праведный Иосиф имел жену Саломию и шестерых детей: четырёх сыновей - Иакова, Симона, Иуду, Иосию - и двух дочерей - Есфирь (читается - Эсфирь) и Фомарь.

После смерти своей жены Иосиф долгое время жил во вдовстве и проводил свои дни в чистоте. Его непорочная жизнь была засвидетельствована в Евангелии.
Бог удостоил Иосифа высокой чести и высокого служения: ему была обручена Пречистая Дева Мария. И он с великим благоговением служил Ей и рождённому от Неё Господу Иисусу Христу. Когда Спаситель достиг совершенного возраста и уже начал Своё общественное служение, Он пришёл с проповедью Царства Небесного в Галилейский город Назарет, где был воспитан. В Назаретской синагоге Христос объявил об исполнении времён и о Своём Божественном достоинстве.

Как повествует Евангелие, все слушавшие Спасителя " " (Лк. 4:22). И всё же люди не поверили Христу и говорили: " " (Мк. 6:2,3).
Сердца надменных жителей Назарета были окаменены. Они не узнали в Иисусе Христе истинного Мессию - Спасителя мира. Жестокосердные назаретяне ожидали другого Мессию - великого царя и освободителя евреев от Римского владычества.

Даже братья Иисуса сначала не веровали в Него. Но любовь Божия победила их неверие и сделала их последователями учения Христова.

Один из них - Иаков, брат Господень, - стал апостолом и первым епископом Иерусалимской Церкви. За тридцать лет епископского служения апостол Иаков обратил в христианство многих иудеев и за свою проповедь претерпел мученическую кончину.
Святая Церковь почитает его как первого автора чинопоследования Божественной литургии. Написанное апостолом Иаковом Послание входит в состав Священных Книг Нового Завета.

Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? Ведь Дева Мария родила только Иисуса.

Отвечает Священник Афанасий Гумеров :

Братьями и сестрами Иисуса в евангельском тексте названы родные дети св. праведного Иосифа. Согласно церковному преданию, он происходил из царского рода Давида. Был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата св. Захарии - отца св. Иоанна Предтечи. Имел сыновей и дочерей. Овдовев, Иосиф проводил жизнь в святосте и чистоте. Он был восьмидесятилетним старцем, когда Господь избрал его хранителем девства св. Девы Марии и обручил с Ней. Иосиф, как муж Песвятой Марии, по закону стал также отцом Иисуса: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2: 48). В соответствии с тем же законом Моисея дети его стали братьями и сестрами Спасителя.

«Родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1: 25). Слово первенец у древних евреев означало одно - он первый у матери, независимо от того, будет ли она рожать еще или нет. Указать на это было важно, потому что первенец по закону Моисея принадлежал Богу, и за него полагался символический выкуп: «каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13:13). За Младенца Иисуса в качестве жертвы были принесены две горлицы (Лк. 2: 24). Что названные в Евангелии Иаков, Иуда, Иосий, Симон не являются Иисусу братьями по крови, легко доказывается тем фактом, что при Кресте Спаситель усыновил Иоанна Богослова Своей Матери (Ин. 19: 26). В его доме Она жила до Своего успения. Это было бы невозможно, если бы Иаков и др. были Ее детьми.

Все Священное Предание проникнуто высокой мыслью о Приснодевстве Божией Матери. Она явила всесовершенный плод чистоты и целомудрия. Девство Ее умилительно воспето многими великими церковными гимнографами.

Упоминается не менее 6-ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (); (). B () матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в () об этой Марии говорится как о «матери Иакова меньшого и Иосии». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веровали в Него» (), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины.

Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы».

Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим.

а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, свт. . Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В () названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. (); (); () и др.).

в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка , Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии».

Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа

Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (; см. также ; ).

Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти.

Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти».

Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса.

Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (; см. также ; ; ).

Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах.

В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня - единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно.

Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей , равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке - брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в ), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным - «единородным» - ребенком.

А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слов уprot ō tokos , буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия б е хор. Слово б е хор не содержит никакого упоминания о числительных: б е хор - это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется б е хор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» - по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» - было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство -б е хора(х) - это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.

Кстати, в Евангелии не случайно подчеркнуто, что Иисус был «бехором». Лишь первородного младенца мужского пола приносили в Иерусалимский храм, где совершалась очистительная жертва матери, а сам ребенок представлялся «пред лице» Господа. По этому закону и Иисус был принесен в Иерусалимский храм: «…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…» (). Об этом событии мы вспоминаем в праздник Сретения.

После сказанного, думаю, понятно, что ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер на фоне еврейского языка и культуры отнюдь не противоречат тому, что он был единственным сыном Девы Марии. Греческий язык, на котором были написаны евангелия, был средством отражения другой культуры, поэтому, когда ему пришлось стать зеркалом для культуры Палестины, он привнес от себя некоторые смыслы, реально способные ввести в заблуждение. Соответственно эти смыслы затем перешли и в христианский славяно-русский язык, сформировавшийся на базе греческого.

Глава из книги Е. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении». М. Лада, 2013.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей