13.07.2023

Когда ждать от ребенка первых слов и как помочь ему научиться говорить? Топ, топ, топает малыш: все, что вам нужно знать о периоде, когда ребенок начинает ходить Во сколько лет дети идут


Первая улыбка, первый зубик - все эти маленькие достижения малыша на самом деле являются очень важными в становлении нового человечка. Первое слово, первый самостоятельный шаг. Во сколько дети начинают ходить? Почему соседский ребенок уже пошел без поддержки в восемь месяцев, а ваш еще нуждается в опоре? Неужели у него гидроцефалия, о которой часто говорят на форумах!

Не забывайте: каждый малыш уникален и начинает ходить в свое время. Гидроцефалия - не такой распространенный недуг, чтобы впадать в панику.

Во сколько месяцев малыш сделает первый шаг самостоятельно, без поддержки? Каждая мама ждет этого события с особенным трепетом. Ответить однозначно на данный вопрос невозможно: диапазон «правильного» возраста колеблется от двенадцати месяцев до полутора лет. Если не помешает скрытая гидроцефалия, ваш карапуз точно пойдет после годика.

Что влияет на запоздалые попытки делать самостоятельные шаги? Причин может быть несколько:

  1. генетическая особенность;
  2. избыточный вес крохи;
  3. особенности темперамента;
  4. привычка к «ходункам»;
  5. изменение привычных условий;
  6. неумение держать равновесие;
  7. в крайних случаях - гидроцефалия.

Генетическая особенность, передающаяся по роду, может повлиять и на время начала самостоятельных путешествий по квартире. Если папа или мама начали рано самостоятельно ходить, и малыш может повторить их опыт. Пухлые дети с большой массой тельца тоже могут пойти самостоятельно позднее стройных сверстников: их опорно-двигательный аппарат просто не выдержит избыточной массы тела. Пухленькие дети вообще менее подвижны.

Также поздно начинают ходить самостоятельно флегматичные карапузы: они больше склонны к созерцанию и размышлению. Поставят их на ножки - стоят, положат в кроватку - лежат. Таких малышей нужно целенаправленно учить делать первый шаг, иначе они будут довольствоваться ползанием по полу и сидением на попке - сколько угодно!

Повальное увлечение родителей ходунками отрицательно сказывается на формировании правильных шаговых навыков карапузов.

Маме удобно использовать данное приспособление, чтобы заниматься домашней работой: малыш «при деле». Однако подвешенное положение тельца не способствует развитию опорно-двигательного аппарата: малыш висит над полом и касается его носочками. Так он и будет ходить на носочках до двух/трех лет.

Если ребенок перенес стрессовую ситуацию (а дети с шести месяцев начинают испытывать первые страхи), он может проявлять пассивность и бояться делать что-то новое - ходить. То же касается и изменения окружения ребенка: он неловко чувствует себя в новом помещении или среди новых людей. Не пытайтесь заставлять малютку ходить: учить первым шагам можно, когда он успокоится и адаптируется к новым условиям.

Рано или поздно?

Многие молодые мамочки гордятся, что их первенец пошел раньше всех: какой он умненький, он уже умеет ходить! Вопрос: во сколько месяцев пошел карапуз? Если раньше девяти месяцев, - ничего хорошего в этом нет. Костная система малютки еще не в состоянии вынести подобную нагрузку. Радоваться нечему.

Малышу уже больше двух лет, и он не может ходить? Тоже не повод расслабляться и ждать, что само все наладится. Это повод проходить обследование у детского невролога. Возможно, у малютки недостаточно окрепли мышцы и позвоночник либо не развита иммунная система. Есть и такая болезнь - приобретенная гидроцефалия: это может быть причиной отставания в психомоторном развитии.

Если вы опасаетесь делать упражнение с коляской, поступите так. Папа садится на пол и зовет рукой малыша к себе. Мама подводит карапуза к папе, а затем отпускает. Малыш по инерции сделает самостоятельный шаг, а папа его поймает. Такая игра нравится деткам. Главное для малыша в этот момент - ощутить, что шагать можно и без поддержки мамы, и это не страшно!

Сроки, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, размыты. Примерно от шести до девяти месяцев. Такой широкий диапазон нормы еще раз подтверждает истину: у каждого ребенка свой путь моторного и психического развития.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Распечатать

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи – важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: “кот” или “мяу”. У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово “кот”, но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций – но пока с его язычка слетают лишь непонятные “птичьи” звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: “киса, мяу”. Даете ему игрушку и говорите: “миша, мишка”. И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра “Где мама?” научает ребенка осознанно произносить слово “мама”. Спросите малютку: “Где мама?” и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: “Вот мама!”. Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово “мама” с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо “молоко” скажет “ко”, а вместо “коко” – “км-км”. Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать “дай км-км” и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит “дай”, но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы “почему?”, “кто это?” и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное “созревание” речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос “Где мама?”;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

Сегодня многие врачи огорчают молодых мамочек, говоря на приеме, что их малыш должен делать то-то и то-то, а он, оказывается, этого не делает. Не стоит воспринимать это, как трагедию. Просто вашу кроху надо всему учить. Вот и вопрос, о том, когда ребенок должен начать ходить, волнует каждого родителя.

Когда дети начинают ходить самостоятельно?

Некоторым мамам, свойственно преувеличивать способности своего драгоценного чада и поэтому не следует поражаться басням про «невероятные возможности» деток в этом возрасте. Кто — то говорит, что его ребенок сам сидел или даже ходил в 4,5 месяца. Всем известно, что в таком возрасте, самостоятельно он этого делать никак не мог. Но таковы родители, они часто хотят подчеркнуть необычайность, исключительность своего ребенка. Поэтому не стоит верить, всем и всему. А следует выяснить суть дела.

Дети в 4 и 6 месяцев ничего не могут делать независимо, взрослые пытаются в этом возрасте учить ребенка сидеть либо, поддерживая делать шажочки. Если малыша обложили подушками и посадили, придерживая, это не значит, что он стал сидеть с этого возраста. На все свое время, не следует спешить хвастаться «успехами» раньше положенного срока. Специалисты считают, что нельзя сажать ребенка преждевременно, это может быть чревато проблемами с позвоночником.

Не верьте слухам, опирайтесь только на достоверную информацию!!!

Нереально, чтобы малыш в полгода шагал без поддержки взрослых. Родители говорят, что их ребенок сделал первые шаги в 6 месяцев, но они не уточняют деталей, возможно, это были несмелые шаги в ходунках. На основании рассказов, соседок и подруг, не стоит делать заключений об отставании вашего ребенка в развитии.

Благоприятный возраст для первых шагов малыша

О том, когда же дети начинают делать робкие шажки, много написано, но все близкие ждут этого радостного момента. Действительно это событие весьма значимо, как для самого малыша, для родителей, бабушек и дедушек. Такой прогресс в развитии ребенка можно сравнить с первым словом, появлением зубок. Кто-то начинает делать робкие шаги чуть раньше, а кто — то чуть позже, это естественно. Каждый малыш индивидуален в своем развитии.

Первый год жизни ребенка, весьма насыщен познаванием всего нового, начинается развитие координаций движения и мышечной системы. Происходит процесс на спинку, на живот, и обратно. Малыш учиться ползать, сидеть перед таким важным моментом, как встать на ножки. Если ребенок сделал первый шаг, то дальнейшее его развитие будет нацелено на удержание равновесия, обретения ощущения твердости.

Дети могут быть активные по своей природе, весьма непоседливы, независимы и свободолюбивы. Так же есть малыши уравновешенные, которые спокойны в любом занятии, в играх, освоении окружающего мира. Есть малыши, которые превосходно, быстро ползают и долго не пытаются встать на ножки. Некоторые наоборот ищут любую опору и карабкаются вверх, для того что бы встать. И те и другие однозначно будут ходить, только один ребенок пойдет в 9 месяцев, а другой в 13 месяцев.

Доктора педиатры считают, что невозможно однозначно определить, когда же ребенок начнет ходить, каждый малыш уникален.

Факторы- предпосылки для ходьбы

  1. Темперамент. Есть дети спокойные и неторопливые от природы. Они начинают ходить, когда почувствуют себя устойчиво на ножках. Это может быть и после года. Любознательные и шустрые ребятишки обычно постигают первые шажки в 10-11 месяцев.
  2. Вес. В силу того, что пухленькому ребенку тяжелее себя поднимать, худенькие ребятишки часто раньше начинают свое путешествие по квартире.
  3. Мускулатурная сила и умение держать равновесие. Эти факторы нужно развивать, занимаясь с ребенком. Непременно выделить несколько часов в день на игры и занятия с ребенком.
  4. Наследственность. Считается, что если родители начали ходить рано, то это передается и малышу.
  5. Половая принадлежность. Бытует мнение, что девочки раньше встают на ножки и делают первые шаги, хотя, с учетом многих других факторов, это сегодня совсем не так.
  6. Неподходящие условия. Если квартирные условия не соответствуют нормам, нет возможности пусть малыша на пол, то и результата ждать неоткуда.
  7. Ходунки. Это хороший мамин помощник, ребенок с его помощью ощущает свободу, но не стоит оставлять его в ходунках на длительное время, особенно когда вы заинтересованы, чтоб он начал ходить. Полезно дать ему попробовать ходунки, а затем вовремя их убрать.
  8. Освоение других навыков. Некоторые врачи считают, что одновременное освоение двух навыков бывает трудновато для малышей. Если он интенсивно учится говорить, то ходьба у него может продвигаться плохо.
  9. Занятия гимнастикой и массаж. Это обязательное условие сегодня для полноценного развития ребенка.

Помощь родителей в освоении навыков ходьбы

В природе все естественно, ваш ребенок непременно пойдет, когда будет к этому готов.

Но все же без вашей помощи этот процесс может протекать долго и непредсказуемо.
Вашему малышу в подготовке к первым шагам необходимо помогать уже с первых месяцев. Желательно уже с полгода делать укрепляющий массаж, привлекая для этого детских специалистов. Если нет возможности пригласить медсестру на дом, попробуйте выполнить эти процедуры на общих основаниях в детской поликлинике.
А к 9-10 месяцам можно заняться водными процедурами, сегодня во многих местах есть специальные детские бассейны с тренировочными программами для мам с малышами. Это дает потрясающий эффект.

В 11 месяцев следует привлекать внимание малыша, предлагая взять красивую игрушку, чаще садитесь играть с малышом вдвоем с папой. Дайте возможность малышу добраться от папы к маме, подзадоривая его, играя с ним. Поощряйте его самостоятельные попытки, аккуратно его подстраховывая.
И конечно, постоянное выполнение простых упражнений для зарядки, поможет вашему малышу безболезненно сделать свои первые шаги.

Если же малыш перестал вдруг проявлять интерес к хождению, проанализируйте причины. Возможно, он заболел в этот период, или подвергся испугу. Стресс может стать этой причиной. Тут потребуется ваша забота и терпение.

Если ребенок вообще не проявляет интереса к ходьбе, то для этого могут быть более серьезные причины!!!

Когда ребенок должен начать ходить? Почему малыш не ходит?

Если у ребенка нет установленных патологий, то причинами того, что он даже не пытается идти, могут быть:

  • наследственность, когда генетическая предрасположенность передается от родителей;
  • испуг, когда уже были попытки, закончившиеся неудачей;
  • отсутствие стимулов, ему не интересно;
  • привыкание к манежу или ходункам, нельзя злоупотреблять этими средствами, нужно вовремя от них отказаться;
  • неправильное питание, нехватка веса и сил.

Что делать или как научить ребенка ходить?

С глубокой древности дошли до нас сведения о целительной силе движения. Древний историк Плутарх называл движение «кладовой жизни». Приобщить вашу кроху к движению – ваша родительская задача. Для этого вам может потребоваться не только фантазия и артистизм, но и хитрость.

  1. Для начала обратите внимание на пространство, где малыш должен ходить. Пол должен быть не скользкий, например, ковровое покрытие.
  2. Затем обеспечьте ему как можно больше пространства, убрав с дороги все опасные предметы, особенно с острыми углами.
  3. Купите для ходьбы легкую обувь с твердой подошвой. В вязаных носочках не очень удобно учиться. В удобной обуви больше устойчивости, малыш будет чувствовать себя уверенней.
  4. Начинайте водить его, поддерживая под руки, при этом, не наклоняя вперед и в стороны.
  5. Старайтесь маршрут выбирать туда, где его что-то может заинтересовать. Либо осваивайте квартирное пространство с интересом, либо просто положите яркую, новую игрушку.
  6. Можно воспользоваться естественными опорами, например табуреткой, передвигая которую, помогайте делать самостоятельные шаги.
  7. На период обучения совсем откажитесь от ранее использованных ходунков.
  8. Играя, пробуйте отпускать его, зовя к себе на расстоянии 2-3 шага, не делайте резких движений, если он теряет равновесие, старайтесь ласково его поддержать. Преодоление страха поможет ему самостоятельно повторять неполучившееся движение.
  9. Систематическое внимание к малышу непременно даст результаты, активность и интерес сделают свое дело и вам скоро придется его догонять.

Когда следует бить тревогу, если ребенок не ходит?

Если вам уже больше года, а вы все еще не ходите, то необходимо проконсультироваться у специалистов для поиска причин, даже если вы довольны своим малышом: он жизнерадостен, весел, лепечет, ползает, все понимает. Иногда очень простой совет или действие помогает быстро решить проблему.

Стоит ли радоваться раннему началу хождения ребенка

Существует и другая проблема: когда малыш не ползает, но рано начал вставать на ноги и пошел. Рано – это в 8 – 9 месяцев. Педиатры считают, что ползание укрепляет всю мышечную систему, поэтому полезно. В движении участвуют все группы мышц, если ребенок не ползал, а сразу встал на ножки, мускулатурной силы может оказаться недостаточно и это может вызвать в дальнейшем развитие таких заболеваний, как сколиоз, кифоз, лордоз.

Поэтому этапность в развитии детей первого года жизни – вещь правильная, и нужно стремиться выполнять разумные рекомендации специалистов, чтобы вы и ваша кроха были счастливы.

Видео: когда ребенок начинает ходить?

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей