Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)
Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)
Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара
КОНСПЕКТ НОД
по развитию элементов логического мышления
по программе Л.А.Венгера «Развитие»
в подготовительной группе №2 «Ромашка»
Воспитатель
Шаталова Т.В.
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)
Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)
Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)
Материал.
Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.
Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.
Ход НОД
Часть 1.
Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.
Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.
Часть 2.
Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.
Часть 3.
Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).
Часть 4.
Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.
Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.
Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.
Тема: "Овощи"
Цель:
Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.
Упражнять детей в составлении целого из частей.
Учить узнавать предмет по деталям.
Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.
Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.
Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.
Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.
Развивать внимание, восприятие.
Стимулировать познавательную активность детей.
Материал:
Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"
Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).
Занятие № 1 "На огороде"
1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.
Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?
2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.
Игра: "Найди дорожку".
3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.
Игра: "Собери урожай".
В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.
4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.
Физкультминутка: "Зайка"
Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
(движения по тексту стихотворения)
5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.
Послушайте задачку, подумайте и решите.
"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"
6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.
Занятие №2 "В гостях у зайчика".
Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).
Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.
Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.
3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.
Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?
4. А теперь приготовьте ваши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"
"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)
Пустились на утёк.
5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.
Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.
Ребята зайчик благодарит вас за работу!
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.
Представьте, у вашего ребенка:
- искренний интерес к логическим и математическим задачам;
- потрясающие познавательные способности;
- он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
- рассуждает логически правильно;
- взвешенно принимает решения.
Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!
Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.
Как развивать логическое мышление школьника?
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?
Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?
Делаем выводы!
- Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
- Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
- Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.
Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!
Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Разделы: Работа с дошкольниками
По развитию элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). (Программа “Развитие”, руководитель Л.А. Венгер).
Программное содержание:
- формирование умения делать простейшие умозаключения;
- освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигвам);
- освоение действий самостоятельного построения модели в форме классического древа “под диктант”;
- воспитание умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.
Материал: предметные картинки по теме “Дома”, “Животные”, листы бумаги, простые карандаши, “самодельная” книга (в виде папки-раскладушки).
Ход занятия
1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.
Итак, скажите, где “истинно”, а где “ложно”.
а) Некоторые мальчики любят мороженное.
б) Девочки иногда ходят в платьях.
в) Бабочки умеют летать.
г) Все зеленые – лягушки.
д) Все мальчики умеют играть в хоккей.
е) Все девочки любят играть в куклы.
2. А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:
а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево – это растение, значит … (рассуждения детей)
(ответ: дерево питается, растет, погибает).
б) Все березы – деревья, все деревья – растения, значит …
(ответ: береза - дерево).
в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит …
(ответ: камень – не деревянный).
г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит …
(ответ: кит – не рыба).
II. Основная часть
Отлично, теперь можно отправиться в путешествие. Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по книге, которая все знает. Как называется такая книга?
Ответы, рассуждения детей.
Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).
Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других - картинки).
Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?
Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.
Ответы детей.
С чего начинается любая книга?
Ответы детей.
Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки “Маугли”, а потом вы выберите правильный ответ:
“… В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли.
Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу.
Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы – пантеры: “Почему меня не любят?”
Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты – человек …”
Рисунок 1
Выберите правильный ответ:
а) “Я - человек”;
б) “Я - ребенок”;
в) “Я - взрослый”.
Ответы детей, доказывают свой выбор.
После ответа показываю обложку, на которой название энциклопедии “Я – человек” и рисунок человека.
Рисунок 2
Молодцы. С этим заданием справились. Я – человек. Ты – кто? А ты – кто? и т.д. А вместе мы – кто? А кого больше? Людей или детей? Взрослых или женщин? Людей или взрослых? Детей или мальчиков?
Давайте откроем вторую страницу.
Рисунок 3
Рисунок 4
Кто и что на ней нарисовано? Почему все это на одной странице?
Ответы детей (Все - живое).
Вот комнатное растение <Рисунок 3>. Решите задачу про него: растение – живет, растет, питается, цветок – это растение, значит … (рассуждения детей).
(ответ: цветок – живет, растет, дышит, питается).
А теперь, давайте, сравним животного с человеком <Рисунок 3>
Ответы детей.
Чем они похожи, чем отличаются? Можно ли сказать, что человек – это животное? Значит вывод – человек – это … (вывод делают дети. Вывод делается на основе сравнения признаков животных и человека: ведь животное, как и человек, растет, дышит, питается, двигается, размножается, играет, погибает, рождается. При рассуждении нужно подводить детей не только к сравнению внешних признаков).
И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие. Вот мы и на следующей странице. (Рассматриваем рисунок на ней).
Рисунок 5
Где живет человек?
Ответы детей.
А вот древний человек жил в темных холодных пещерах. Ему нравилось так жить. Истинно это или ложно?
Ответы детей.
Конечно же, нет. Решил человек строить дома. Давайте же посмотрим, какие дома он строил. (Рассматриваем картинки – старые дома: деревянные, мазанки, шалаши, юрты, палатки, бараки).
Как все эти картинки можно назвать одним словом? (Дома). Что общего между этими картинками? (Это – жилье).
На какие группы можно разделить все эти картинки? Почему так? Объясните.
Ответы детей. (По материалу, из которого они сделаны).
А теперь попробуйте зарисовать то, о чем мы говорили – построим модель. (Модель строим под “прямой диктант”. Я диктую, а дети обозначают слова точками).
Текст: все это дома, их можно разделить на две группы (по материалу, из которого они сделаны), деревянных два вида домов: бараки (Б) и одноэтажные дома (Д). Материя (М) – три вида: палатка (П), юрта (Ю), мазанка (М).
Рисунок 6
Рисую свою модель, “ошибаюсь”, дети сравнивают модель воспитателя со своими, исправляют неточности.
А вот древние индейцы жили в Северной Америке, занимались они сельским хозяйством, были у них вигвамы. (Дальше идет рассказ воспитателя о вигвам, из которого дети должны понять, что вигвам – это жилье, дом, но слов “жилье”, “дом” в рассказе воспитателя быть не должно. Дети должны сами догадаться, что такое “вигвам”, только потом показать картинку с изображением “вигвам”).
Так что такое вигвам?
Ответы детей.
Как узнали, что вигвам – это дом, в нем можно жить?
Ответы детей.
Раз это жилье, значит, ему можно найти место в нашей модели. Обозначьте вигвам (В). (Самостоятельная работа детей).
Рисунок 7
Дети объясняют, почему так.
Вывод, который делают дети: какой бы дом ни был, из чего бы не был сделан, человек будет жить в нем, а не на улице.
Вот и еще одну страницу заполнили. Давайте посмотрим, что мы уже сделали: мы составляли энциклопедию, говорили о том, кто такой человек, чем человек отличается от животного, заполнили страницу о жилище человека, и осталось у нас еще много чистых страничек в нашей энциклопедии, чем же можно их заполнить, о чем можно еще написать в книге под названием “Я - человек”. Наверное, об еде, одежде, транспорте, профессиях, любимых занятиях, людях и т.д. Этим мы займемся в следующий раз. И я рада, что, заполняя энциклопедию, мы учились с вами рассуждать, делать выводы, простейшие умозаключения, решать логические задачи и быть писателями: мы начали писать свою энциклопедию “Я - человек”.
Всем спасибо.
Занятие окончено.