29.07.2023

Способы защиты банкнот от подделки. Как защищают российские деньги от подделки. Формы проведения занятий


Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Эрудит»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»

Н.Т.Иванова

Приказ № 210 от 30.08 2017г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка « Финансовая грамотность » для 3 «Б» класса

начального общего образования по УМК «Школа России»

на 2017-2018 учебный год

Ташкиновой Елены Анатольевны,

учителя первой квалификационной категории

Рассмотрена

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 4

руководитель МО ____________В. Ф. Убогова

Принята

на заседании методического совета

протокол № 4

Председатель МС _______Т.В. Денисенко

Рубцовск, 2017

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей :

Развитие экономического образа мышления;

Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса :

Деньги, их история, виды, функции;

Семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини - исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

2. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

* освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

4. Содержание учебного предмета.

2.3 классы.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег - товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая темапрограммы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

5. Календарно - тематическое планирование 2,3 класс

п/п

Дата

прове

дения

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые на занятиях.

Обмен и деньги (8 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2 часа

Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

3-4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2 часа

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

2 часа

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

7-8

Современные деньги России и других стран.

2 часа

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги - средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (8 часов)

9-10

Откуда в семье деньги

2 часа

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини - исследование.

11-12

На что тратятся деньги.

2 часа

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини - исследование.

13-14

Как умно управлять своими деньгами.

2 часа

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

15-16

Как делать сбережения.

2 часа

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

6. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Цель: Научиться определять подлинность банкнот Банка России. Защитные признаки: 1 Скрытые радужные полосы2 Микроперфорация3 Ныряющая металлизированная нить4 Цветопеременная краска5 Защитные волокна6 Рельефное изображение7 Скрытое изображение8 Водяной знак9 Микротекст 1.Скрытые радужные полосы 2.Микроперфорация3.Ныряющая металлизированная нить4.Цветопеременная краска5.Защитные волокна6.Рельефное изображение7.Скрытое изображение8.Водяной знак9.Микротекст 4 9 6 2 3 5 7 8 1 Банкноты Банка России 500 руб. 4 1.Скрытые радужные полосы2.Микроперфорация3.Ныряющая металлизированная нить4.Защитные волокна5.Рельефное изображение6.Скрытое изображение7.Водяной знак8.Микротекст 5 8 7 6 1 2 3 Банкноты Банка России100 рублей Скрытые радужные полосы Микроперфорация Ныряющая металлизированная нить Цветопеременная краска Защитные волокна Рельефное изображение Скрытое изображение Водяной знак Микротекст Это новый признак подлинности банкнот, расположенный на всех номиналах (10,50,100,500,1000 рублей). При рассмотрении банкнот под острым углом, на поле возникают многоцветные (радужные) полосы. Новый признак подлинности купюр, расположенный на банкнотах 100,500,1000 рублей. При рассмотрении против источника света на ней видно цифровое обозначение номинала, сформированное микроотверстиями. Бумага в месте расположения микроотверстий не должна быть шероховатой на ощупь. Это новый признак подлинности банкнот, расположенный на всех номиналах. В бумагу банкнот внедрена металлизированная защитная нить, которая видна на оборотной стороне банкнот в виде блестящих прямоугольников. Цветопеременная краска меняет цвет при изменении наклона банкноты. На банкнотах номиналом 500 рублей цветопеременной краской выполнена эмблема Банка России. В бумаге банкнот хоатично расположены цветные защитные волокна. Это ранее существовавший признак подлинности купюр. Если купюру рассматривать под увеличительным стеклом, то впечатление такое, будто видишь кусочки тонких коротких ниточек. Текст "Билет Банка России" в верхней правой части лицевой стороны банкнот и метка для людей с ослабленным зрением в нижней части узора купонного поля имеют рельеф, воспринимаемый на ощупь. На орнаментальной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "РР" При рассмотрении банкноты на просвет видны многочисленные водяные знаки. На узком купонном поле изображено цифровое обозначение номинала, на широком - фрагмент сюжета лицевой или оборотной стороны. Микротекст состоит из букв "ЦБР" и цифрового обозначения номинала. Вывод Банкноты Банка России трудно подделать, но легко проверить. Гражданам России необходимо знать и уметь определять подлинность банкнот Банка России. Для надежного определения подлинности банкнот, необходимо проверять не менее 3 защитных признаков.

Защита от подделок. Печать с этих пластин производится на специальных машинах, каждая сторона печатается отдельно. Краска из канавок, выгравированных на пластине, переходит на бумагу под очень высоким давлением, образуя рельефный (ощутимый на ощупь) рисунок или текст. Серийные номера печатаются также методом высокой печати на специальном устройстве, в котором краска подается на выпуклые высокие) буквы и цифры. Номер каждой банкноты, как правило, состоит из группы букв и группы цифр. В это случае каждая из банкнот данного листа имеет разную буквенную часть и постоянную цифровую С каждым последующим листом цифровая часть номера увеличивается на единицу. После того, как все листы со всеми возможными цифрами отпечатаны, плата заменяется на следующую с новым диапазоном и буквенной группой. Затем листы разрезаются на отдельные банкноты, которые укладываются в контейнеры в алфавитном порядке буквенных частей их серийных номеров и подаются в связанные с компьютером контролирующие устройства для окончательной проверки, удаления дефектных купюр, подсчета и упаковки в пачки. Оттуда – на склад, со склада – в банки и кошельки. Современные банкноты имеют целый набор различных средств защиты, затрудняющих их подделку. С каждым новым выпуском денег этот набор во всех странах все увеличивается, при этом используются новейшие достижения науки и техники.

Слайд 4 из презентации «Фоновая картинка для войне»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Фоновая картинка для войне.ppt» можно в zip-архиве размером 6238 КБ.

Скачать презентацию

«Биометрические системы защиты» - . Идентификация человека по голосу - один из традиционных способов распознавания. Результатом является матрица, индивидуальная для каждого человека. Защита от несанкционированного доступа к информации. Идентификация по изображению лица. Идентификация по отпечаткам пальцев. Идентификация по радужной оболочке глаза.

«Средства индивидуальной защиты ОБЖ» - Проверим наши знания. Средства защиты кожи. Специальные фильтрующие изолирующие. Перечислите и охарактеризуйте простейшие средства защиты кожи. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Тема урока Средства индивидуальной защиты населения. Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7. Аптечка АИ-2 Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8.

«Защита от вирусов» - Обнаружение изменений. В системные платы компьютеров тоже встраивают простейшие средства защиты от вирусов. Эвристический анализ позволяет обнаруживать ранее неизвестные вирусы. Сканирование. Антивирусные программы, называемые ревизорами диска, не выполняют поиск вирусов по сигнатурам. Антивирусные мониторы.

«Защита коммерческой тайны» - Как коммерческие тайны становятся украденными? План. Конфиденциально: установление программы защиты коммерческих тайн b компании. Контрольный список шагов: Как проводить аудит коммерческих тайн? Примеры. Преимущества и неудобства защиты коммерческих тайн. Генеральный директор был удивлен и спросил, не была ли такая информация секретной.

«Социальная защита» - Если есть социальное страхование, то для оказания помощи мне не нужен сосед по лестничной клетке. Предлагалось сделать опорой политического и социального действия участие граждан.*. Главное следствие кризиса социального государства: 3. Противоречивый характер системы социальной защиты. Иными словами, уходит желание устанавливать, пусть даже силой, царство целей в истории.

О новой 100-долларовой купюре, которая получила дополнительную защиту от подделки. Сегодня более подробно и детально рассмотрим, какие виды защиты бумажных купюр от подделки существуют в мире.

Напомним, на обновленной американской банкноте появится главный защитный элемент - синяя защитная 3D-полоса. Она позволит не только легко отличать новые купюры от старых визуально, но и значительно усложнит жизнь фальшивомонетчикам. А ведь они не дремлют.

Фальшивомонетчики, как утверждает история, появились одновременно с возникновением денег, причем не только бумажных, но и металлических.

Выпуск первых бумажных денег, например, в Российской империи в 1769 году сразу же открыл массу народных «талантов». Повод на первых порах дало само правительство. Не имея достаточного опыта, русские банкиры ввели в серию ассигнации номиналом в 100, 50, 75 и 25 рублей. То, чего сразу не предугадало правительство, быстро заметили злоумышленники. Ведь если в числе «25» искусно переделать двойку на семерку, то номинал знака сразу возрастет в три раза. Быстро нашлись «специалисты», которые не стали откладывать дело в долгий ящик и начали просто перерисовывать двадцатипятирублевые бумажки в семидесятипятирублевые. Это явление оставило отпечаток до наших дней, ведь до сих пор ни у нас, ни у наших соседей нет купюры, которая содержала бы число «75».

Во Франции, например во время правления Наполеона, существовали фальшивомонетчики, которые состояли на службе у императора и подделывали деньги России и Англии в промышленных масштабах: во-первых, чтобы расплачиваться за продовольствие и услуги с местным населением, а во-вторых, чтобы подорвать экономику той страны, с которой шла война. Такие деньги изготавливались в специальной типографии, на специальной бумаге, там же их «старили». Например, мсье Лаль, один из профессиональных фальшивомонетчиков, придумал такой способ. В специальной кладовке на толстый слой уличной пыли, которую предварительно сметали и приносили туда, бросали новенькие купюры, а затем особой кожаной метлой гоняли их из угла в угол. После такой обработки, писал Лаль, ассигнации выглядели так, словно прошли уже через многие руки.

Двинув «великую армию» на Россию, Наполеон забрал печатную машину с собой. Теперь уже никто не «старил» фальшивки, на это просто не было времени. Их печатали, упаковывали в тюки и везли за собой со специальной охраной. Таким образом, определенную часть затрат на содержание армии император Наполеон покрывал за счет ловкости рук людей особого отделения своего тайного правительства.

Российское правительство не сразу оценило масштаб нанесенного урона, так как данные подделки были выполнены на то время очень искусно. Отличить их можно было только по грамматическим ошибкам, так как французы владели русским языком не в совершенстве (это, например, как китайские товары на нашем рынке лет десять назад, когда в описании было много ошибок, отсутствовали «правильные» буквы).

Во время Великой Отечественной войны правительство Германии также массово подделывало деньги СССР и пускало их в оборот. До сих пор, как предполагают, на дне озера на территории Австрии затоплено оборудование, на котором печатались данные фальшивки.

В настоящее время в мире существует очень много поддельных купюр. Например, в коллекции Интерпола 30 тыс. образцов разного рода подделок со всех континентов, две трети из которых - доллары США, причем с номиналом «100».

Кстати, тот же Интерпол издает специальный бюллетень «Фальшивки и подделки», в котором дается описание наиболее заметных отличий фальсификатов от оригиналов. Причем включаются сюда описания не кустарных дешевых подделок, а только индустриальных, выполненных на самом высоком техническом уровне.

Все это заставляет правительства, которые выпускают бумажные деньги, идти на их защиту. Все знают о водяных знаках и защитных полосах, так как данные виды защиты присутствуют и на купюрах нашей страны, но существует еще ряд способов защиты банкноты от подделок. Давайте поподробнее рассмотрим, как можно защитить купюру.

«Увеличивающийся» серийный номер. Метод защиты, когда каждая последующая цифра серийного номера банкноты становится выше или толще либо одновременно и выше, и толще. Существуют варианты как горизонтального, так и вертикального увеличения цифр серийного номера. Такой способ, в частности, используется на купюрах Чехии, Словакии, Шотландии и других стран. Также данный способ практикуется в Замбии.

Цветные волокна. Способ защиты, при котором в купюру добавляют цветные шелковые или синтетические волокна, как правило, красного, зеленого или синего цвета, которые хорошо видны, если присмотреться к купюре. Данный способ довольно старый. Так, на бумаге, которая шла на производство знаков достоинством в два червонца СССР образца 1928 года, хорошо заметны микроскопические красные прожилки - это свидетельствует о том, что банкнота подлинные. Данный способ использовался также в Камбодже, Таджикистане.

Двусторонний оптический дизайн или совмещающееся изображение. Специальная техника нанесения изображения, когда одна его половина нанесена на одной стороне купюры, а вторая - на другой. При рассматривании банкноты на просвет неокрашенный элемент лицевой стороны заполняется цветом фрагментов оборотной стороны, образуя законченный единый рисунок. Данный способ применяется для защиты купюр нашей страны, Канады, Египта, Шри-Ланки, Конго и многих других государств.

Защитная нить. Данный тип защиты сейчас применяется практически на всех современных банкнотах в мире, в том числе и в Беларуси. На первом этапе на просвет они выглядели черными линиями. Теперь ленточки усложнились, стали «ныряющими», бывают нескольких видов, например нить, которую можно рассмотреть только на просвет. Бывает металлизированная нить с кинетическим эффектом, то есть при разных углах меняющая свое свойство либо цвет. Например, на 10 египетских фунтах используется сразу две нити, одна из них видна на просвет, вторая - с кинетическим эффектом: с одной стороны она выглядит как разорванная полоса, при просмотре на просвет полоса становится неразрывной.

На купюре Мадагаскара также присутствуют две нити, одна видна на просвет, вторая появляется, если смотреть на купюру под определенным углом.

На купюре Ирана при просмотре на просвет появляется черная нить, а при просмотре в УФ-излучении данная нить становится разноцветной.

Голограмма. Изображение в виде рисунка либо наклейки, которая меняет свое свойство (как правило, цвет) при просмотре купюры под разными углами. Примером может служить юбилейная банкнота в 20 000 рублей, про которую ранее.

Водяной знак. Невидимая печать. Метод защиты, когда на купюру наносится текст либо изображение, которые становятся видимыми только на просвет. В настоящее время в мире в качестве водяных знаков используются изображения и портреты правителей, животных, растений, национальных символов, цифр, номиналов и многого другого.

Металлографическая печать. Способ защиты, когда применяется специальный способ печати, из-за чего изображение становится более выпуклым и его можно почувствовать на ощупь. Хорошим примером являются банкноты США. Думаю, многие из поколения восьмидесятых сами не раз терли пальцами пиджаки американских президентов.

Микротекст. Сделанные очень мелкими буквами надписи для невооруженного глаза кажутся простыми линиями оформления. Как правило, микротекст, который образует сложный рисунок, просто не воспроизводится при копировании с использованием техники, и место, где он находится, становится очень размытым, что сразу выдает подделку. Микротекст можно увидеть, только если очень внимательно присмотреться либо через увеличительное стекло. Также может быть в виде так называемой антикопировальной сетки, когда вместо текста при помощи очень тонких линий образовываются узоры, геометрические фигуры, которые не сможет воспроизвести копировальная техника.

Люминесценция в УФ-лучах. Метод печати, когда на купюру наносится текст, изображение либо цифры, которые становятся видимыми, если купюру «просветить» в УФ-излучении.

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Наилучшей собственной защитой является качество денежных знаков. Оригинальные методы печати и первоклассные материалы делают задачу подделки настолько трудной и дорогой, что такие действия теряют смысл. Поэтому, чтобы исключить возможность фальшивомонетничества, большинство государств идут по пути совершенствования защиты бумажных денег.

Как отличить подлинный платежный билет от фальсификации? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие существуют способы защиты банкнот и какими средствами распознавания подлинности может быть решена эта задача.

Достаточно условно способы защиты банкнот и ценных бумаг можно разбить на две группы:

  • Органолептические - выявляются органами чувств человека (визуальные и полиграфические защитные признаки
  • Машиночитаемые - сугубо индивидуальные физические образы для каждого вида, номинала, года выпуска банкнот, которые могут быть определены исключительно с помощью специальных приборов

Органолептические защитные признаки банкнот

Защитным признакам, относящимся к органолептической группе столько лет, сколько печатаются банкноты, а совершенствование этих видов защиты продолжается и по сей день.

В этой группе признаков ведущее место занимают визуальные, среди которых:

Специальные пигменты придают ей оригинальный цвет, а добавки различных натуральных волокон (льна, хлопка, шелка) специфическую износостойкость, жесткость и звонкость. В отраженных ультрафиолетовых лучах банкнотная бумага не люминесцирует, что отличает ее от обычной бумаги.

Видимое при рассмотрении на просвет изображение, которое создано внутренней структурой бумаги. Существуют несколько видов водяных знаков: светлые, темные, двутоновые, многотоновые; по расположению на банкноте: локальные, общие и бегущие

Цветные волокна и конфетти

На стадии отлива бумаги в нее добавляют тончайшие цветные шелковые волокна, способные люминесцировать в отраженных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а так же более крупные частицы или конфетти визуально легко контролируемые

Защитная нить (лента)

Введение синтетических либо металлизированных нитей (сплошных или ныряющих) в бумажное полотно еще на стадии его отлива существенно усложняет подделку банкнот.

Kipp-эффекты и голографические изображения

Пространственный характер глубокой печати скрытых изображений, который распознается при изучении банкноты под соответствующим углом падения или отражения света

Печать лицевой и обратной стороны банкноты с обеспечением точного их совмещения или дополнения

Эффект «овиай»

Эффект изменения цвета отдельных элементов или целых изображений в зависимости от угла зрения

«Oрловская» печать

Относится к полиграфическим защитным элементам и выражен в четком и резком изменении одного цвета в другой без разрыва и смещения линий рисунка

«Ирисный» раскат

Полиграфический элемент в виде плавного перехода одного цвета линий защитной сетки в другой

Сетка тонких линии, при копировании или сканировании банкнот создает на копии «муаровый» эффект

«Тактильная» печать

Полиграфический элемент с тактильным ощущение рисунка - высокая и глубокая печать позволяющая создавать печатные элементы, воспринимаемые на ощупь

Микропечать

Печать отдельных элементов (чаще слов или целых фраз) высотой до 0.5 мм, что позволяет рассмотреть их при увеличении не менее чем в 7 раз

Лазерная высечка изображений в виде микроскопических сквозных отверстий

Визуальные защитные признаки предназначены для контроля подлинности банкнот преимущественно в повседневном массовом обращении, когда количество денежных билетов ограничено, имеется достаточно времени для проверки и отсутствуют приборы контроля.

Следует отметить, что фальшивки «среднего уровня», как правило, достаточно хорошо производят в первую очередь именно визуальные защитные признаки банкнот, поэтому органолептический контроль требует специальных знаний и наблюдательности.

Машиночитаемые защитные признаки банкнот

Все большее развитие в последние годы получают машиночитаемые защитные признаки, представляющие собой запрограммированные комбинации красок с разными физическими свойствами, распределенные по банкноте в строго определенном порядке и создающие легко опознаваемые образы в какой-либо области спектра.
Такие методы защиты применяются сейчас в большинстве ведущих валют мира.

Машиночитаемые защитные признаки образуются путем введения в краски специальных добавок и вносятся в банкноты с использованием уникального полиграфического оборудования, существующего в единичных экземплярах и находящегося во всех странах под государственным контролем.

К таким признакам относятся:

Защита банкнот люминофорами - красками, флуоресцирующими при ультрафиолетовом освещении (рисунки и окрашенные волокна). Распознавание таких люминесцентных красок в большей степени рассчитано на визуальное восприятие, т. к. спектр излучения из невидимой ультрафиолетовой области фактически переносится в видимую область соответствующего цвета

Магнитная защита

Защита банкнот красками содержащими магнитные пигменты, которые наносятся в отдельных областях банкноты со строго определенным порядком чередования

Защита банкнот нанесением метамерных красок, имеющих различную отражающую способность в инфракрасном излучении (области банкнот различающиеся по цвету при использовании ИК-излучения и выглядящие одинаково при обычном освещении). Из всех известных средств защиты денежных знаков, пока фальшивомонетчикам ни разу не удалось воспроизвести ИК-защиту банкнот

Выявить наличие подобных физических свойств и их распределение по банкноте можно только с помощью специальных приборов.

Важно отметить, что соответствующие физические образы банкнот носят сугубо индивидуальный характер как для каждого вида валюты и номинала, так и для года выпуска. Краски с другими физическими свойствами могут быть обнаружены только с помощью специально разработанных датчиков и приборов, равно как и особые признаки бумаги и красок, являющиеся принадлежностью исключительно подлинных банкнот.

Таким образом, физические образы машиночитаемых защитных признаков предоставляют мощный инструмент для дополнительного кодирования банкнот, причем инструмент уникальный и практически не воспроизводимый с помощью любого из видов доступного для фальшивомонетчиков копировально-множительного и полиграфического оборудования.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей