27.01.2023

Что разрушает мрамор. Как предотвратить разрушение мрамора? Обработка мрамора - ежедневный уход


Сегодня продолжим разбираться с мрамором и коснемся его свойств и дефектов, иногда возникающим в процессе эксплуатации. Его можно отнести к породам средней твердости она может быть разной, это зависит от плотности и состава, твердость по шкале МООса может быть 2-3 или3-4. Одно из свойств мрамора –это пористость, как и у всех природных материалов. Поэтому природные камни относят к паропроницаемым материалам. Как ни странно, но в нем сочетаются два как может показаться свойства противоречащих самим себе: проницаемость для газов и пара и низкое поглощение воды, происходит это из-за размера и геометрии пор. Пористость известняков более обширна, чем у мрамора, ее колебания достигают 27%, тогда как у мрамора максимум 1%

Более пористой породой относящихся к мраморам можно назвать травертин, т.к. зарождение его происходит в источниках воды, он содержит в себе немаленькое количество пузырьков газа.

Как уже было сказано в статье « », свойства мрамора присущи качествам необходимым для отделочных материалов. Еще раз подчеркну износостойкость, прочность, плотность легкая обработка, декоративность и отличное сохранение полировки. Но среди разновидностей встречаются и камни, имеющие низкую износостойкость, поэтому применять их для настила пола не рекомендуется.

Теперь поговорим о дефектах, которые могут возникать в процессе эксплуатации полированного камня. Он не подвержен воздействию агрессивной среды и влаги, если обработка выполнена в заводских условиях. По прошествии времени структура все равно подвергается изменениям, т.к разрушаются внутренние связи между кристаллами, т.е. на языке профессионалов это звучит как поверхностное выветривание. Глубина ослабленного слоя иногда достигает нескольких см. Наиболее сильные изменения происходят в местах механических повреждений –это могут быть удары, царапины, если на камень оказано сильное давление. Из-за нарушения внутренних связей кристаллов у камня поверхность становится ноздреватой, в ней начинают появляться ямки, выемки, из-за потери поверхностных кристаллов. Если места подвержены сильному механическому воздействию, то могут образоваться полосы и пятна белого цвета, они состоят уже из разрушенных, но еще не потерявших между собой связи кристаллов.

Когда поверхность ослаблена, то она прекрасно начинает поглощать различные загрязнения, т.е. впитывает жидкости, в т.ч. и очищающие, а они тянут за собой частички загрязнений. Получается, что вода и растворы транспортируют грязь внутрь материала.

Нельзя не сказать о дефектах, иногда возникающих со временем. Подразделить их можно на 2 части:

1) Нарушение поверхности, т.е. что может происходить –это разрушение частей или деталей, возникновение трещин, сколы на кромках и углах, вытертость поверхности, и как уже было выше сказано поверхностное выветривание.

2) Изменение текстуры, здесь свойственно загрязнение поверхности, возникновение пятен и изменение окраски камня, и высолы.

Теперь поподробнее, что касается разрушения отдельных частей или деталей из мрамора, то это как правило происходит при наружной облицовке, и связано с попаданием влаги в полости между облицовкой и стеной, в зимний период происходит ее замораживание и размораживание. Плюс не стоит забывать о таких факторах, как кислотные дожди и усадочные деформации, т.е. и в совокупности и по отдельности возникает вероятность разрушения мрамора.

В результате осадки здания, ударов на мраморе могут появиться трещины и сколы на углах и кромках деталей из мрамора.

На полах и ступенях лестниц может встретиться вытертость, ее образование зависит от посещаемости помещений(большая), и отсутствием нормального ухода за поверхностью, т.е. увеличивается абразивная нагрузка. В виде утраты полировки проявляется поверхностное выветривание, это возможно из-за отсутствия совместимости разных пород, использованных в облицовке, также могут образоваться корки мучнистости.

На полах это может проявиться в виде отслоившихся частичек и чешуек мрамора. Вызвать поверхностное выветривание также могут антигололедные реагенты, которые заносятся с улицы с обувью посетителей. Еще к такому результату может привести использование при уборке немалого количества воды и плохая гидроизоляция.

Проникая между швами плит, избыточная влага постепенно накапливается под ними и начинает подниматься к поверхности. При миграции через мрамор взаимодействует с углекислым газом воздуха и соединяется с кальцитом, тем самым преобразовывая его в растворимый гидрокарбонат кальция. На поверхности влага испаряется, а кальций превращается в нерастворимые соли. Постепенно объем солей начинает превалировать над объемом кальцита и как следствие этого процесса –разрушение поверхностного материала. Высолы образуются при аналогичном процессе, но об этом в следующей статье, теперь вы знаете свойства мрамора и о дефектах иногда возникающих в процессе эксплуатации.

Мрамор является довольно мягким материалом, несмотря на достаточно распространенное мнение, согласно которому он суперпрочен и надежен. Ведь относится он к известковым осадочным породам, которые не очень твердые. Поэтому, некоторые сорта этого камня, возможно, применять лишь в качестве отделочного материала для стоек, колонн и стен.

Кроме того, мрамор гигроскопичен и, при регулярном взаимодействии с влагой, в нем начинают происходить процессы разрушения, которые аналогичны карстовым разрушениям в известняке. Это значит, что образовываются микротрещины, за счет вымывания микрочастиц мрамора. Развивается процесс обрушением краев этих микротрещин и активным дальнейшим развитием вглубь материала.

Мрамор довольно легко можно повредить каблуками и песком. Плюс к этому, данный вид материала обладает крошечными порами, которые запросто наполняются грязью, в них быстро проникают любые водорастворимые вещества, типа коньяка, чая, вина, сока, кофе и т.д.

Если ваш мраморный пол у входной двери, положите обязательно перед ней половой коврик. Многочисленные частички грязи и песчинки, налипшие на обувь (вашу или ваших гостей), будут периодически оставлять на полу неприятные царапины, при этом пол быстро может потерять свой привлекательный вид.

Если мраморный пол у вас по всему дому, не стоит ходить в обуви по нему. Ходите босиком, приятно вам это или нет, но сохранить мрамор в хорошем состоянии надолго поможет этот простой и надежный способ. Ведь на подошву обуви постоянно налипает грязь и песчинки, которые систематически могут разрушать прекрасную мраморную поверхность.

В случае мраморной столешницы на вашей кухне, обязательно используйте для резки всех продуктов разделочные доски. Стеклянные стаканы или бокалы с вином, ставьте на подставки. На специальные подставки стоит, также, ставить любую горячую посуду. Ни в коем случае нельзя помещать её на каменную столешницу, снимая с огня.

При мраморной отделке душа, ванной или раковины, постоянно после водной процедуры следует протирать резиновым скребком всю мраморную поверхность, чтобы предотвратить образования на камне мыльных тусклых следов.

Не забывайте, что желательно мрамор протирать ежедневно. Чем дольше мрамор загрязнен, тем быстрее грязь въедается в камень. Не следует пользоваться моющими средствами и мылом, сделанными на основе нефтяных переработанных продуктов. Они делают мрамор унылым и тусклым, напрочь стирая его блеск. Очень может помочь в сохранении камня его покрытие воском. Только следует использовать бесцветный воск. Но, на белый мрамор и его наносить не стоит, камень может пожелтеть.

Многие пятна убирает раствор нашатырного спирта, но использовать его часто не рекомендуется, ведь это также может нанести вред камню.

Мрамор – необычайно нужный камень, и его польза заключается не только в тех дивных произведениях искусства Италии и Греции, которыми мы восторгаемся в музеях.

Мрамор состоит из кальцита (CaCO 3) с примесями других минералов, а также органических соединений. Примеси различно влияют на его качество, снижая или повышая декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю или полосчатую (циполин) окраску. Твёрдость - 2,5-3 по шкале Мооса, плотность - 2,3-2,6 г/см 3 .

Сейчас можно встретить мрамор в очень многих местах. В операционной комнате мрамор в виде плит незаменим, на электрической станции – по стенам громадные доски мрамора, не проводящего электричества, на кожевенном заводе сорта кожи прокатывают с помощью валов из него же и т. д. Кроме этого, он используется как камень для памятников, как штучный строительный камень для наружной облицовки и внутренней отделки зданий и в виде дроблёного и молотого камня, а также штучного (пильного) камня.

Мрамор – твердый , но достаточно мягок для распиловки железом. Чисто белый, ослепительно белый, иногда – пестрой прекрасной расцветки – желтой, розовой, красной, черной; однородный и чистый, не проводящий электричества, устойчивый против разрушающего действия воды и воздуха, мрамор – замечательный материал в руках человека, который оценил его еще за много тысяч лет до нашего времени. Рисунок определяется не только строением камня, но и направлением, по которому производится распиливание. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

Среди всех стран, которые добывают и поставляют на весь мир мрамор высокое место принадлежит Италии. Здесь, на берегу Средиземного моря, у знаменитой Каррары, расположено до тысячи ломок белоснежного мрамора. Около 600 000 тонн ежегодно грузится в вагончики железной дороги и перевозят к берегу Средиземного моря и грузится на пароходы. Так ежегодно отправляют громадное количество мрамора.

В России самые крупные месторождения мрамора на . Всего на Урале более 20 месторождений, но добывают камень лишь из 8 залежей. Белый мрамор добывают в Айдырлинском и Коелгинском месторождениях, серый дают Полевское месторождение, Уфалейская и Мраморская залежи, жёлтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, чёрный приносит Першинское месторождение, розово-красный камень даёт Нижне-Тагильская залежь.

Но мрамор не вечен. Оказывается, воздух, особенно в горах, содержит в себе много ядовитых для него веществ, и поэтому дождевая вода разрушает мрамор необычайно сильно и быстро. В столетие растворяется около одного миллиметра камня, а в тысячу лет – целый сантиметр. Также близость моря сильно разрушает мрамор, так как соленые морские брызги на многие сотни километров уносятся внутрь страны и еще сильнее разъедают камень. Снег действует еще сильнее дождя, так как поглощает из воздуха еще больше ядовитых кислот. Тонкие корни растений и грибков тоже ускоряют разрушение, а ветер, несущий пыль и песок, полирует мрамор и стирает мягкую его поверхность. В природе нет ничего вечного!

Традиционные средства очистки и ухода не всегда пригодны для натурального камня, обладающего своеобразным составом и характеристиками. Поэтому лаборатории всего мира разрабатывают специальные составы для работы именно с природным камнем.

Сегодня наша компания предлагает Вам химию из Италии, Германии, Испании, Турции. В этих странах высокоразвито не только применение натурального камня, но и культура ухода за ним.

Вас можно поздравить - в Вашем доме поселился натуральный камень? Для того чтобы он радовал Вас долгие годы, нужно соблюдать несложные рекомендации по уходу за ним.

Чтобы не усложнять повествование, условно разделим применяемый камень на две группы - мрамор и гранит .

К группе мрамор также будут относиться камни со схожими физико-механическими характеристиками и химическим составом - оникс, травертин, известняк и т. д.

К группе гранит - габбро, лабрадорит, диорит, норит, амфиболит, и т.д.

Вопреки распространённому мнению о том, что нет ничего надёжнее и прочнее натурального камня, он тоже может быстро прийти в негодность, если неправильно эксплуатировать.

Вот Вам наши советы по эксплуатации облицовок из натурального камня:

Если полированный (особенно мраморный) пол начинается от входной двери, положите коврик, о который будет очищаться песок и частицы грязи, иначе они, работая как абразив, сотрут полировку, а попавшие в подошву обуви камешки могут и серьёзно повредить поверхность пола.

При образовании сколов или других повреждений на торцах ступеней или поверхности плит нужно как можно быстрее реставрировать их специальными мастиками для камня, чтобы избе-жать дальнейшего разрушения.

За полированными полами и ступенями, особенно мраморными, нужно тщательно ухаживать, так как пыль и грязь на поверхности, по которой ходят, разрушает полировку - образуются «потёртости » в местах с наибольшей проходимостью.

Для регулярного ухода за каменными плитами достаточно промывать их водой, можно с применением разбавленного очистителя BERT -27 ( Bellinzoni) для гранита, очистителяLEM -3 ( Bellinzoni) или мягкого мылаStone Cleaner (Akemi ) для мрамора.

Если облицовка мраморная, нужно внимательно следить за применяемой химией - мрамор боится кислоты и, соответственно, всех кислотных препаратов!!! Избавиться от «кислотных » ожогов мрамора будет практически невозможно! Даже слабые кислоты разрушат структуру мрамора, а порошки и абразивная крошка оставят царапины.

В нашей практике был случай, когда мрамор получил кислотный ожог от пролитого компота!

Многие фирмы предлагают чистку мрамора, приезжают к вам и чистят его абразивами и химическими средствами так, что потом ваш мрамор будет не узнать. Бегите от них со всех ног. Восстановить мрамор после такой чистки можно, но денег вы потратите намного больше, чем на покупку специального мягкого средства для мытья мрамора.

Периодически нужно устраивать облицовке более глубокую очистку поверхности и швов от грязи, не удаляемой при ежедневной уборке. Для гранита это делают с помощью очистителей BrioAction 2, BrioAction 3 (Tenax ), или концентрированного BERT-27 ( Bellinzoni), для мрамора концентрированным очистителем LEM-3 ( Bellinzoni).

Если Вы что-либо пролили или уронили на каменный пол, необходимо сразу это убрать. Постарайтесь не втирать и не растирать загрязнение, а аккуратно промокнуть его впитывающей салфеткой. Затем неплохо сделать компресс из чего-либо впитывающего, например, из промокательной бумаги. Некоторые загрязнения оставляют слегка заметные пятна с нечёткими границами - ореолы, которые видны только под определённым углом просмотра. Особенно хорошо «пачкаются » все виды светлого камня - на нем хорошо видны жирные, масляные, цветные пятна. Но зато на светлых камнях не так заметны царапинки и потертости

Для очистки от впитавшихся пятен различных видов нужно использовать специальные очистители для гранита, мрамора и других камней:

  • очистители ржавчины для гранита Rust Remover (Akemi );
  • очистители ржавчины для мрамора Mangiaruggine (Bellinzoni ); Rust Remover Marble (Akemi );
  • очистители органики, плесени Algae and Mildew Remover POWER (Akemi ), BrioAction (Tenax );
  • очистители жира и масла Oil and Grease Remover Paste (Akemi ); Mangia Macchia (Bellinzoni );
  • очистители красок, маркеров Graffiti Remover (Akemi ); Wall Clean (Bellinzoni ).

На фасадах, монументах, наружных ступенях часто возникает такой распространённый вид загрязнения как «Высолы ». Эти трудно устранимые светлые пятна солевого или щелочного состава не только существенно ухудшают внешний вид облицовки, но и способствуют преждевременному её разрушению. Удалить это загрязнение можно с помощью Concrete Film Remover - очистителя цементной пленки и известкового камня (Akemi ).

Светлые виды полированного мрамора и гранита очень неплохо сразу после монтажа промыть, высушить и покрыть средствами для защиты полированной поверхности от грязи, воды, масла и т.д.: MPG (Roberlo );VH 72/ S (Elkay ); Hydrex (Tenax ). Такая пропитка не только исключит такой дефект поверхности, как «пятна намокания», но и защитит наружные облицовки от разрушающего воздействия мороза.

Поверхность камня с неполированной фактурой (шлифованная , жёсткий антик), а также поверхности пористых и грубых камней, которые не принимают полировку, очень сильно грязнятся, так что их ну очень желательно до начала эксплуатации покрыть средствами для защиты неполированного камня от воды, грязи и т.д.:

  • VH 92 ( Elkay); VH 72 ( Elkay);Colour Intensifier (Akemi ) защита с усилением цвета.

Для упрочнения поверхности камня применяют: для известняков и песчанников Limrax (Elkay ); для мрамора, ониксаVetro - Glass (Bellinzoni ).

Человек с древности знал, что самый простой способ добавить блеска камню — натереть его воском. Кстати, опытные камнетёсы старшего поколения вспомнят, как натирали торцы мрамора и гранита салом. Сегодня на смену воску пришли силикон и парафин, которые в различных сочетаниях с другими веществами составляют большинство полиролей и полировальных паст. По традиции эти средства называют ВОСК ДЛЯ КАМНЯ . По консистенции он бывает разной густоты и ещё некоторые производители выпускают его разных цветов.

  • Liquid wax with silicone (Elkay );
  • Tewax (Tenax );
  • Cera Fluida (Tenax );
  • Specpreparato (Bellinzoni ).

Для того, чтобы выявить фактуру камня, одного блеска недостаточно. Вы замечали, как преображаются после дождя самые неказистые камни, как они начинают играть всеми красками? Так вот, этот «мокрый эффект» можно получить при помощи химических средств под названиями ПРОЯВИТЕЛЬ ЦВЕТА, УСИЛИТЕЛЬ ЦВЕТА и т.д. Их выпускают с разным химическим составом для полированных и грубых фактур.

  • VH2011 BLACKK (Elkay );
  • VH2010 BLACKK (Elkay );
  • VH920/A10 (Elkay );
  • Colour Intensifier (Akemi );
  • Darkener Super (Akemi );
  • Petrolux (Tenax )

* * *

От чего ещё нужно защитить мрамор и гранит на фасадах и монументах? Конечно же, от придурков с баллончиками спрей-краски! Ведь как бывает — только облицуют дорогим гранитом какой-нибудь хорошенький магазинчик, ещё и товар не успели завезти — а на фасаде уже СПАРТАК-ЧЕМПИОН это в лучшем случае) намалёвано. В таких случаях Вам поможет защита от краски Anti Graffiti (Akemi ). Она позволит легко смывать с обработанной поверхности краску, клей, копоть и другие загрязнения.

На кухне более всего изнашивается кухонная столешница. На нее ставят горячие кастрюли и сковороды, на ней готовят, режут, проливают разные майонезы-кетчупы…

Конечно, гранит не боится ножей и прочих острых предметов, его не надо перешлифовывать за каждой царапиной, как акриловый и прочий искусственный камень, он не боится горячего, как пластик, кислоты и щелочи, как полимербетон. За гранитом легко ухаживать, но делать это всё же очень желательно.

Если столешница из светлого гранита, до начала эксплуатации её нужно пропитать средством для защиты от воды, жира и грязи:

  • Р ROTEC (Roberlo );
  • Hydrex ( Tenax);
  • Stain Repellent (Akemi )

* * *

Если вы уже успели посадить пятно, то можно воспользоваться теми очистителями, которые рекомендованы выше, в разделе ухода за полами и ступенями.

* * *

Для регулярного ухода за кухонными столешницами можно применять специально разработанный Спрей-очиститель BrioTop (Tenax )

Для порезки продуктов нужно пользоваться разделочными досками, иначе придётся часто затачивать ножи!

Хотим ещё раз сказать Вам, что по всем вопросам о натуральном камне и уходе за ним мы с удовольствием ответим по телефонам, а для более подробной консультации приходите к нам в офис.

Если Вы не знаете название камня, возьмите с собой его образец или фотографию, тогда помочь Вам будет проще.

Приходите, мы всегда рады Вам помочь!

Желаем вашему камню, как и Вам, долгих лет яркой жизни!

Изделия из камня и керамики объединяются в одну общую группу материалов, потому что методы консервации и реставрации их почти одинаковы, а это, в свою очередь, зависит от родственной природы их исходных материалов. Такое положение требует, однако, весьма серьезного уточнения, иначе мы можем погубить не мало музейных вещей.

Дело заключается в том, что понятие «камень» охватывает столь различные материалы, что хотя практически мы какбудто и понимаем, что такое «камень», но точных признаков установить не можем; а потому, если мы хотим научно поставить вопрос о реставрации и консервации этого материала, необходимо точнее определить, какой именно материал мы собираемся реставрировать.

Несколько примеров объяснят дело.

Так, всем более или менее известен камень малахит. Если сравнить малахит с мрамором, то твердость и некоторые другие признаки у них более или менее одинаковы; даже окраска мрамора иногда напоминает окраску малахита; но по химическому составу они совершенно различны. В одном случае мы имеем углекислую окись меди, в другом углекислый кальций, и все дальнейшие свойства этих камней различны. «Камень» кварц или кремень настолько отличаются от этого «камня» по своим свойствам или от камня алмаза, что вообще никакое сравнение их невозможно.

Таким образом, с точки зрения самого материала понятие «камень» чрезвычайно различно, а потому требует более внимательного отношения к самой природе данного материала. Практически мы должны различать два главнейших типа «камня»: природное соединение кремния (silicium) — силикаты — и природные соединения кальция и магния — известняка, мрамора, гипса, доломита и пр.

Соединения кремния с кислородом (SiO 2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов, начиная от кремня и кварца и кончая базальтом, Лабрадором, гранитом, полевым шпатом и т. д.

Кремнезем отличается чрезвычайной стойкостью по отношению к кислотам; только фтористая кислота растворяет его, соляная может переводить его в желатинообразное состояние, но не растворить; но сплавы кремнезема с калием или натрием растворимы даже в воде (жидкое стекло).

Наоборот, вторая группа «камня» (мрамор и другие) чрезвычайно чувствительны к тем или иным кислотам; таковы соединения кальция и магния с углекислотой (СаСО 3 ; MgCO 3); они медленно растворяются в воде, но если последняя содержит углекислоту, что часто бывает в почвенных водах, то растворение делается гораздо энергичнее. Кальций, соединенный с радикалом серной кислоты (CaSO 4) — гипс значительно отличается от предыдущих соединений кальция:следовательио, опять намечается для практических работ особая группа «камня».

Технология камня для обычных изделий — наиболее простая технология. Камень обыкновенно подвергается только простой механической обработке. Сначала идет простое скалывание излишков материала, а затем шлифование, полирование, сверление, обтачивание. Химической обработке камень обыкновенно не подвергается.

Таким образом, для камня типичной остается чисто механическая обработка; исследование этой обработки может быть произведено опять-таки простейшими способами — макроскопическим и микроскопическим анализами.

Точное минералогическое определение производится, разумеется, не историком или экономистом, а естественниками. Для элементарного определения материала существуют простейшие химические реакции, указанные ниже.

Главным фактором разрушения для не очень плотного камня является сильная перемена температуры в соединении с влажностью. Если камень пористый, то влага, попадая в поры, при понижении температуры замерзает, происходит увеличение объема воды, и камень разрывает. Этот процесс мы наблюдаем на тех каменных вещах, которые остаются открытыми в атмосферных условиях; так, например, находящаяся «а площади против Зимнего дворца в Ленинграде, огромная гранитная колонна вся испещрена трещинами, образовавшимися именно от действия воды, которая, попадая в мельчайшие поры камня, при замерзании разрывала его. Особенно это заметно с северной стороны колонны, которая, очевидно, более подвергается процессам промерзания.

То же самое происходит с великолепными колоннами Иссакиевского собора и гранитным парапетом на набережных Невы, Фонтанки и т. д.

Это явление разрушения камня чрезвычайно распространено в нашем климате; а там, где климат резко континентален, с внезапными и резкими переменами тепла и холода, «роме воды, разрушающим образом могут действовать и быстрые перемены температуры, так как некоторые породы камня имеют не однородный состав, и коэффициент расширения составляющих компонентов различен.

Кроме того, большое разрушительное действие на камень оказывает движение воздуха. При этом ветром поднимается большое количество песчинок, отбивающих от камня мельчайшие его частицы, нередко камень весь источен под действием ветра. Это так называемое выветривание, которое включает в себя и вымывающее действие воды. Даже в местностях с устойчивыми спокойными атмосферными условиями ветер является энергичным разрушающим фактором, а в странах с очень сильной ветреностью, как, например, и Средней Азии, процесс выветривания идет чрезвычайно стремительно.

В условиях сравнительно мягкого климата наиболее страдают те каменные изделия, которые относятся ко второй группе, т. е. кальциевые соединения с СОз (мрамор, доломит), потому что гораздо легче, чем силикаты, поддаются действию и замерзающей воды, и ветра, и, к сожалению, некоторых химических факторов. К таким химическим факторам относится прежде всего сернистый газ, поступающий в огромных количествах в воздух промышленных городов в результате сгорания каменного угля в топках фабрик, заводов, пароходов и пр. Этот сернистый газ, соединяясь с атмосферной влагой, дает серную кислоту и разрушает углекислые соединения уже химически. Поэтому в данном случае мы наблюдаем разрушение мрамора, разрушение известковых сооружений (штукатурка) и т. п.

Здесь углекислый кальций превращается в гипс, кристаллизируется и разрушает поверхность механически или вымывается водой.

Соединения третьей группы, т. е. гипс, селенит и другие, вообще соединения мало прочные, их твердость невысока; они употребляются главным образом для поделки небольших вещей.

В отношении соединений этой группы мы наблюдаем самые разнообразные механические и химические повреждения. Находясь в земле, камень подвергается иным воздействиям. Дело в том, что почвенная вода всегда содержит какие-нибудь растворенные соли, чаще всего соли хлористого натрия. Раствор соли, пронизывая камень, особенно пористый, насыщает его, как губку; если такого рода камень, пропитанный раствором соли, поставить в условия относительной сухости, начинается быстрое испарение воды, из раствора будут выделяться кристаллы растворенной соли, и не очень плотный камень при этом разрывается. Иногда процесс заходит так далеко, что весь камень превращается в порошок, но даже если процесс и не заходит так далеко, все-таки разрушения от него всегда весьма существенны; хуже всего то, что эти разрушения будут обнаруживаться именно в музее, т. е. в сухом месте. На поверхности каменного изделия появляются белые налеты, состоящие из кристаллов, часто довольно крупных.

Растворенные в воде соли могут быть весьма различными: одни из них растворяются очень легко, другие растворяются с большой трудностью или почти не растворяются. Из тех солей, которые легко растворяются, прежде всего надо назвать поваренную соль, т. е. хлористый натрий, являющуюся главным засорителем почти всех почвенных вод. Если в музее воздух будет сухой, этот хлористый натрий, быстро выделяясь из воды, образует кристаллы, но если в помещении музея появится сильная влажность, опять произойдет растворение хлористого натрия, опять поваренная соль впитается внутрь каменного изделия. При высыхании произойдет новый процесс кристаллизации и т. д.

Эти повторные процессы высыхания и растворения в музейной обстановке и являются главным фактором разрушения. Поэтому обычно мы стараемся прежде всего удалить хлористый натрий, во-первых, потому, что он является наиболее распространенным представителем растворимых солей, а, во-вторых, потому, что, если мы удалим хлористый натрий, другие растворимые соли также удалятся вместе с ним: таковы хлористый калий, хлористый магний, хлористый кальций, углекислый натрий и калий, и т. д.

Нерастворимые или труднорастворимые соли растворены в почвенной воде в очень небольшом количестве, но если та или иная вещь находится в земле столетия и тысячелетия, все-таки даже и при малом содержании в воде такой труднорастворимой соли, она постепенно отлагается в большом количестве, и предметы иногда насквозь пропитаны этими солями, или на них нарастает толстая корка солей, отложившихся на поверхность; чаще всего мы встречаем отложения углекислого и сернокислого кальция, т. е. мела и гипса с песчинками, кусочками глины и т. д.

Самое первое, что необходимо сделать с предметом, добытым из земли,— это вымыть и удалить растворимые соли. Этот процесс мы называем выщелачиванием и он производится путем более или менее длительного вымачивания в воде.

Следовательно, каменную вещь, в которой мы предполагаем наличие той или иной соли, необходимо прежде всего как следует промыть. Для этого ее кладут в обыкновенную воду. Однако вода не должна быть слишком жесткой. Переменяя воду каждый день, мы постепенно день за днем вымываем из каменного изделия хлористый натрий и другие растворимые соли. Крайне необходимо нести контроль над содержанием хлористых солей, он производится слабым раствором 1,5—2% азотнокислого серебра AgNO 3 . 1

Азотнокислое серебро, встречаясь с поваренной солью или с каким-нибудь иным соединением, содержащим хлор, дает белый осадок хлористого серебра.

Следовательно, если в воде имеется хоть маленькая доля хлора, мы будем иметь белую муть, а потом белый осадок, который и будет свидетельствовать, что хлор еще присутствует и вымывание не доведено до конца. Только самые ничтожные доли хлора терпимы, иначе вещи погибнут.

Для таких твердых пород, как гранит, базальт, кремень не приходится производить подобное вымывание, так как вода не имеет возможности проникнуть внутрь этих пород. На твердом камне могут быть налеты и корки по поверхности, состоящие из нерастворимых солей.

Иногда опускать предмет в воду, в целях вымывания, бывает опасно. В таких случаях следует бинтовать данный предмет обыкновенным медицинским бинтом или на него наносить какое-нибудь закрепляющее вещество, проницаемое для воды, например, желатиновую пленку или пленку целлулоида, растворенного в ацетоне (2%); при таком покрытии выщелачивание идет значительно медленнее, но все же может быть доведено до конца.

Другой способ очистки от солей — это вызвать соли на поверхность предмета. Делается это таким образом: берут фильтровальную бумагу, разрывают ее на мелкие куски и кладут в колбу с водой, затем хорошенько встряхивают; получается мякоть, которую накладывают на тот или иной предмет не толстым слоем. Здесь происходит нечто совсем иное, чем при вкладывании предмета в воду: в воде происходит медленный процесс диффузии, в данном же случае, если вы накладываете бумажную мякоть на предмет и даете этой мякоти высохнуть, вы будете пользоваться другим свойством, а именно — явлением капиллярного поднятия раствора: жидкость вместе с солью из глубины будет подыматься к поверхности испарения; при высыхании бумаги соль выкристаллизовывается на ее поверхности. Осторожно снимая бумагу после ее высыхания, мы вместе с ней удаляем часть соли. Эта операция повторяется несколько раз, Для контроля вы опускаете снятую бумагу в стаканчик с дистиллированной водой и пробуете на хлор азотно-кислым серебром.

Всякое вымывание производится медленно, и торопливость здесь может испортить все результаты работы; следует помнить, что в реставрации медленная, осторожная работа — залог успеха.

Ал. Скотт в лаборатории Британского музея вымачивал некоторые, предметы в течение 4—6 месяцев и даже больше.

Могут быть еще более утонченные способы обработки, но сказанного достаточно, особенно, если быть очень внимательными и тщательными в своей работе.

Из труднорастворимых в воде солей встречаются чаще всего углекислый кальций, магний или сернокислый кальций. С твердого силикатного камня они удаляются частью механически, частью — именно известковые — слабым (1,5—2,0%) раствором соляной кислоты, после которой необходимо тщательное промывание. С мягких рыхлых камней (известняков и т. п.) такое удаление надо производить с очень большой осторожностью, чтобы соляной кислотой не растворить и самый предмет.

Часто бывает необходимо закрепить рассыпающийся или трескающийся камень. Первый способ закрепления — пропитывание неразлагающимися жирами. Самым надежным средством является парафин. Берут возможно тугоплавкий парафин, растапливают его, нагревают до 125° или его растворяют в ксилоле или толуоле и погружают в него же предмет, нагретый до 105—110°, т. е., чтобы в нем не оставалось воды. Предмет должен находиться в парафине до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков. Если после этого извлечь предмет из парафина и дать ему хорошо просохнуть, у нас может получиться жирная, сальная, неприятная поверхность. Этот лишний жир можно удалить легким нагреванием и сниманием парафина тампоном из ваты или льняной тряпки.

Второй способ — это применение каких-либо смол, в частности, шеллаковой смолы. Шеллак растворяется в крепком спирте. Обыкновенно достаточно применять двухпроцентный раствор. В таком растворе смолы предмет надо удерживать до исчезновения пузырьков. В результате получается довольно прочное закрепление, но, к сожалению, подобное закрепление в смоле дает неприятный и ненужный блеск.

Третий способ — применение клея. Из всех видов клея самым подходящим для закрепления является желатин.

Берут желатин в 2—5-процентном растворе. Раствор приготовляется таким образом. Следует отвесить необходимое количество желатина и соответствующее количество воды, смочить желатин в этой воде для того, чтобы он стал совершенно мягким, а затем хорошо отжать над чашкой с водой, а потом, доведя эту воду до 60— 80°, понемногу бросать в нее мягкий желатин. В такой раствор погружают предмет, и точно так же, как поступали при закреплении парафином, держат его до того момента, пока не прекратится выделение пузырьков.

Очень важно, чтобы раствор проник как можно глубже: поэтому необходимо, чтобы предмет был предварительно хорошо высушен, лучше, если он будет теплым; раствор должен быть, конечно, горячим.

Когда пузырки перестанут выделяться, вынимают предмет и высушивают его. Обыкновенно одной такой процедуры бывает достаточно для того, чтобы все частицы предмета сцепились; в редких случаях закрепление приходится повторять. Пока клей на поверхности не затвердеет, излишек его удаляют тряпочкой.

Но этим ограничиться нельзя. Желатин, как и всякий клей, легко подвергается нападению микроорганизмов и, следовательно, мы превратим камень в площадь для развития колоний микроорганизмов. Поэтому нужно предпринять какие-то меры, которые бы сделали желатин несъедобным для микроорганизмов. Для этого подвергают закрепленный предмет действию формалина. Формалин (40-процентный готовый продажный раствор) наливается в чашечку, блюдечко или на пропускную бумагу; достаточно чайной ложки, чтобы лишь слегка смочилась бумага: обертывают ею предмет и кладут под стеклянный колпак, последний ставят на какую-нибудь доску или лучше стекло и кругом обмазывают глиной. Предмет оставляют под колпаком до следующего дня. Колпак нужно снимать на воздухе; предмету следует дать проветриться; в результате такой обработки желатин делается нерастворимым в воде и несъедобным для микроорганизмов.

Вместо дорогого формалина можно взять другой дубитель — белые квасцы; они кладутся в количестве 0,5% к весу желатина в клеевой раствор перед самым употреблением: клеевой раствор с квасцами для вторичной работы негоден; квасцы предварительно растворяются в небольшом количестве горячей воды. У меня есть коллекция предметов, закрепленных желатином приблизительно 20 лет тому назад, и до сих пор никаких следов разрушения нет; при этом краски абсолютно не страдают, не остается ни малейших следов такого пропитывания, нет блеска и т. д.

Четвертый способ закрепления — это закрепление препаратами целлюлозы. Целлюлоза — та клетчатка, которая является скелетом всякой растительной ткани. Получают ее простейшим способом в наиболее чистом виде из хлопкового волокна. В обыкновенных условиях музейной работы мы, конечно, не можем сами получить раствор целлюлозы, поэтому нам следует обратиться к готовым препаратам целлюлозы. Существуют различные виды готовых препаратов целлюлозы; самый простой и самый доступный — это ацетатная кинопленка. Кинопленка—один из препаратов целлюлозы (ацетилцеллюлоза), отличающийся тем хорошим качеством, что он мало горюч или почти совсем не горюч. Некоторые препараты целлюлозы весьма горючи и даже взрывчаты, такова целлюлоза, обработанная азотной кислотой (нитроцеллюлоза, цапон).

Прежде всего, кинопленку надо освободить от фотослоя, для чего берут 5-процентный раствор обыкновенной соды, т. е. пищевой, и в нем кипятят пленку; после этого промывают ее в обыкновенной воде, чтобы удалить щелок; получается совершенно прозрачная чистая пленка; она легко растворяется в ацетоне. Делают 2- или 3-процентный раствор и таким раствором пропитывают предмет. Пропитывание производится или погружением, или нанесением кистью.

В тех случаях, когда нельзя погружать предмет в тот или иной; закрепитель, этот закрепитель наносится кистью. Конечно, всякое нанесение кистью гораздо более затруднительно, чем простое погружение, но хрупкие предметы приходится закрепить именно посредством нанесения кистью закрепителя. Раствор шеллака и целлюлозу можно нанести кистью и пульверизатором.

Зачастую нам приходится производить склейку каменных предметов.

Клей, который продается в магазинах, под именем канцелярского или даже гуммиарабика или синдетикона, ничего общего с настоящим гуммиарабиком и синдетиконом не имеет, он представляет собой жидкое стекло, очень вредно действующее на многие материалы, а потому допускать применение подобного клея вообще в музеях «и в коем случае нельзя. Очень распространены в продаже дешевые препараты целлулозы. Сюда относятся всякие рапиды, геркулесы, шедевры и т. д. Все эти клеи без обозначения их химического состава в музее недопустимы; они крайне ненадежны, образуя пленки, легко отскакивающие с твердых, особенно гладких поверхностей, что ведет часто к неожиданному распадению склеенных вещей.

Для склеивания небольших каменных предметов можно употреблять тот же самый желатин в 25-процентном растворе в уксусе (7—8% уксусной кислоты в воде).

Для более крупных предметов берут замазку, составленную из гарпиуса (канифоли) и воска в различных пропорциях, смотря по твердости и прочности склеиваемых обломков. Общее правило: чем слабее материал объекта и чем вес объекта меньше, тем мягче может быть и замазка. Рецепты: для мягких и средних материалов воск — две части, гарпиус — одна часть. Сначала на слабом огне подогревается воск, потом понемногу всыпается толченый гарпиус; для временной присадки обломков или очень мягких пород добавляют топленого свиного жира, смотря по желанию больше или меньше.

Для твердых объектов и мозаики: воск — одна часть, гарпиус — одна часть. Работают в первом и втором случае с подогретой замазкой и объектом. При остывании замазки ее подогревают утюжком.

Для очень твердых и более тяжелых объектов: замазка № 1, но без жира — 3 части, алебастр чистый, отсеянный — 1 часть

Для исключительных случаев, где надо предохранить от толчков и тряски: воск — 4 части, гарпиус — 2 части, белая цареградская мастика — 1 часть, шеллак — 1 часть, составные части вводятся постепенно в расплавленный воск. Замазка заготовляется впрок; употребляется в горячем виде.

Если требуется склеить большую мраморную вещь, надо употреблять цементы, из которых лучшим является магнезиальный, употребляемый при технических мраморных работах.

Имеется другой ряд прекрасных замазок, очень прочных, построенных на белковых веществах, как: казеин, белок яичный и пр. Казеин есть та твердая часть, которая образует вместе с водой и жиром эмульсию, называемую молоком. Если молоко подвергнуть процессу окисления, сверху выделится жир, а внизу получится вода и белый осадок, так называемый творог; этот творог надо хорошо промыть от жиров и высушить при температуре 30°. Если температура будет выше, творог легко пересушить, а если ниже — он не высохнет и будет склонен к загниванию. В результате получается довольно крупнозернистая крупа; крупные зерна надо хорошо измельчать; если промывание было сделано тщательно, также и сушка, получится хороший клей казеин, который можно растворить в аммиаке (в общежитии называется нашатырным спиртом).

Если же этот творог растереть с водой и негашеной известью, получится чрезвычайно твердая замазка исключительной прочности. Но ясно, что такая твердая замазка, прекрасная для очень твердых материалов, для рыхлых вещей опасна.

Вместо творога можно взять другое белковое вещество — яичный белок, смешиваемый с негашеной известью. Получается замазка, обладающая тоже очень большой прочностью, но более мягкая, чем казеин с негашеной известью. Если взять гашеную известь, затвердевание будет довольно медленное, но надежное; такая замазка годится для всяких черепков.

Для склейки подсушивают и слегка подогревают те части предметов, которые надо склеить, быстро накладывают замазку, соединяют обломки и плотно связывают их. Это сцепление будет весьма прочным, если не пропущен момент застывания белка, так как известь сразу начинает свертывать белок, почему растирать замазку надо небольшими порциями и впрок не заготовлять. Для того чтобы замазка не разрывала очень рыхлые материалы, в нее добавляется какой-нибудь нейтральный наполнитель, вроде перетертого кирпича или мрамора.

Консервация для каменных вещей, хорошо выщелоченных от солей, заключается в охранении их от излишней влажности, если они были склеены желатином. Необходимо помнить, что для мраморов и известковых камней весьма опасен сернистый газ и углекислота, почему ценные памятники из этих материалов под открытым, небом в больших городах могут серьезно пострадать. Для предохранения от этого они могут быть обрабатываемы тонким слоем беленого воска; эта работа требует участия опытного мраморщика или специалиста-реставратора.

Также необходимо присутствие опытного мраморщика при спаивании отдельных крупных частей мраморных статуй, так как при этом необходимо вводить в мрамор медные пероны.

Мытье мраморов можно производить пеной нейтрального (детского) мыла, хорошо смывая потом малейшие следы мыла, что легко определяется наощупь. Вместо детского мыла можно взять 2-процентный раствор едкого натра (каустическая сода), но не следует брать пищевой соды из-за углекислоты, которая растворяет мрамор. Так как всякое мыло, даже детское, гидролитически отщепляет в воде едкий натр, то опасения перед чистым раствором едкого натрия неосновательны. Очень нежелательно действие на мрамор каких бы то ни было жиров, так как они образуют на мраморе противную на вид жирную пленку известкового мыла, нерастворимого в воде (но растворимого в углекислоте). Чтобы избежать и едкого натра и мыла, можно мыть мрамор отваром мыльного корня (Saponaria officinals и др.) или раствором 2-процентной буры, наконец — слабым раствором аммиака (5—10%).

__________

1 Точнее — децинормальный раствор 1 / 10 N

N - 14,008 O 3 - 48,000,

что дает 169,888, проще 170 г на 1 л воды, т. е. около 2%.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей