11.09.2023

Домашние эксперименты с водой. Научный эксперимент с водой для детей: варианты. Таяние льда в воде


Один из самых любимых материалов для игр детей — вода. Чтобы превратить обычную забаву в увлекательное и познавательное занятие, покажите им опыты с водой. Эти простые и всем доступные эксперименты позволят надолго увлечь маленького непоседу, одновременно познакомив его со свойствами жидкостей.

Итак, вооружившись необходимыми емкостями и инструментами, приступим.

Наполните водой небольшую миску.
Опустите туда кубик льда.
Положите зубочистку на лед.
Посыпьте солью зубочистку и лед вокруг нее.
Немного подождите и поднимайте зубочистку вместе с кусочком льда.

Получилось? Спросите у ребенка, почему так происходит? И объясните: соленой воде для замерзания нужны более низкие температуры, чем пресной. Значит, лед, посыпанный солью, подтаял. А когда соль ушла в воду, зубочистка вмерзла в кубик льда. Вот зачем дороги в гололед посыпают солью.

Вода с горкой

Возьмите чистую банку и смажьте края растительным маслом.
Поставьте банку в поддон и наполните ее доверху водой.
Осторожно, ребром, опускайте в нее монетки.

Банка переполняется; в какой-то момент, глядя сбоку, можно увидеть даже небольшую горку воды! Видите, как много монет вошло в банку, прежде, чем из нее начала вытекать вода? Почему так происходит? Ведь банка была полная, поэтому логично было бы предположить, что первые же опущенные монетки начнут выталкивать воду. Все дело в так называемом поверхностном натяжении: его сила создает эффект плотной пленки на поверхности банки. Поэтому нужно так много монет для того, чтобы эта “пленка” не выдержала и стала пропускать воду.

Зубочистки-пловцы

Налейте в миску немного воды.
Опустите туда несколько зубочисток.
По центру миски расположите небольшой кусочек сахара.
Выждите несколько секунд.

Если опыт с водой удался, то зубочистки начнут “подплывать” к сахару. Это объясняется довольно просто: сухой сахар начинает впитывать воду, создавая микроскопическое течение. Его не видно невооруженным глазом, но легким зубочисткам достаточно для движения.

Уберите сахар и положите на его место кусочек мыла. Зубочистки “уплывают” от него? Все правильно: мыло, благодаря своему составу, уменьшает натяжение верхнего слоя воды в центре, где оно лежит. Соответственно, по краям миски это же самое натяжение становится сильнее. Оно и “утягивает” невесомые зубочистки к краям посудины.

Чудеса в решете

Даже малышу ясно, что ситом воду не удержать. Хотите доказать обратное? Пожалуйста:

Возьмите обычное металлическое сито.
Смажьте решето любым жидким маслом.
Встряхните, чтобы ячейки открылись.
Осторожно, “по стеночке” наливайте воду, для подстраховки держа сито над раковиной или тазиком.

Если все проделано правильно, решето начнет наполняться. Но что произошло? Неужели силу тяжести отменили? Ничего подобного: масло создает защитную пленку, которая и удерживает воду. Стоит ее слегка повредить (предложите ребенку прикоснуться пальцем ко дну сита), как вода начнет свободно вытекать в образовавшуюся брешь.

Соль-невидимка

Возьмите обычный стакан.
Наполните его водой до краев.
Небольшими порциями начинайте солить воду, осторожно помешивая тонкой палочкой.

В этом опыте с водой главное — чтобы соль растворилась. Тогда ее можно всыпать очень много, прежде, чем стакан переполнится. Как объяснить ребенку, куда девается соль и почему вода не переливается через край? Очень просто: между водными молекулами есть пустующее пространство. Соль находит их и заполняет. Когда все пустоты окажутся заполненными, стакан переполнится — соли больше впитываться некуда.

Невидимая краска

Наполните небольшую емкость горячей (!) водой.
Добавьте примерно столовую ложку соли и тут же размешайте до полного растворения.
Продолжайте добавлять соль, пока она не перестанет растворяться.
Возьмите лист плотной бумаги или картона насыщенно-темного цвета — черного, темно-синего или темно-фиолетового.
Обмакивая кисть в концентрированный солевой раствор, нарисуйте вместе с малышом картинку.
Оставьте сохнуть до утра.

Утром вы увидите результат: опыты с водой и солью заставили ваш невидимый шедевр проявиться. Объясните ребенку, в чем дело: за ночные часы вода (а точнее, ее молекулы) испарилась, а кристаллики соли остались на бумаге. Высохнув, они стали белыми, поэтому картинку отлично видно.

Пропавшая вода

Налейте в две одинаковые по объему банки равное количество воды.
Одну из них накройте крышкой или плотно оберните фольгой.
Другую банку ничем не накрывайте.
Оставьте емкости в таком виде на ночь.

Утром вместе с ребенком сравните уровень воды в обеих банках. В той, что осталась открытой, воды стало меньше? Расскажите малышу о том, как происходит процесс испарения: молекулы воды в тепле движутся очень быстро, “выскакивая” из нее. Но в закрытой банке им некуда деваться, и они возвращаются обратно. А вот из открытой — улетучиваются в воздух. Вот почему, чтобы увлажнить воздух в комнате, ставят воду в открытой емкости.

Причем, чем теплее вода, тем выше скорость движения молекул. Поэтому при кипении быстро уменьшается ее объем. Проведите другие опыты с водой: наберите в два одинаковых блюдца равное количество воды. Одно поставьте на солнце, а другое — в тени. Не правда ли, из того, что стояло на солнце, вода испаряется быстрее?

Водоплавающее яйцо

Приготовьте три разные банки: например, одну литровую и две — поллитровые.
В одну из банок налейте воды из-под крана.
Опустите в нее ложкой сырое яйцо: оно пойдет ко дну.
Во второй банке наведите крутой солевой раствор: яйцо всплывет.
В третью банку опустите такое же яйцо и по очереди подливайте туда воду то из одной, то из другой банки: яйцо будет “плавать”.

На вопрос удивленной почемучки ответьте: соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность. А “плавает” оно из-за поочередного воздействия обоих растворов — пресного и соленого.

Раскрашивание цветов

Дети очень любят разводить краски в воде. Добавьте в этот процесс познавательную нотку:

Возьмите несколько “живых” цветков белого цвета.
Поставьте в растворы разных окрасок по цветку.
Дайте время, чтобы вода пропитала каждый стебель.
Наслаждайтесь произведенным эффектом.

Расскажите малышу, что цветы, как и все растения, жадно поглощают воду. Если вода окрашена, то лепестки приобретают цвет раствора. Будет лучше, если вы воспользуетесь пищевыми красителями.

Создаем собственное облако

Хотите наглядно продемонстрировать малышу, как образуются облака? Нет ничего проще — проведите следующие опыты с водой:

В большую (трехлитровую) банку налейте немного очень горячей воды.
Возьмите небольшую плоскую тарелку и положите на нее несколько кубиков льда.
Поставьте тарелку на банку.

Горячий воздух внутри банки будет охлаждаться, наталкиваясь на преграду в виде ледяной тарелки. Пар конденсируется и превращается в облако. Любознательные малыши в восторге: ведь они сами, с вашей помощью, создали собственное облако!

Стакан-непроливайка

Задайте вопрос ребенку: что будет, если перевернуть стакан, наполненный водой? Последует логичный ответ: вода прольется. Докажите ему обратное:

Наполните стакан до краев.
Накройте его листом бумаги.
Резко переверните вверх дном, на всякий случай придерживая листок.

Дальше можно не накрывать стакан — вода никуда не денется. Расскажите изумленному чаду о свойствах давления: на бумагу снизу воздействует давление воздуха большей силы, чем создает вода. Поэтому жидкость не проливается.

Холодное кипение

Может ли холодная вода закипеть? Конечно, нет. Зато можно создать отличную иллюзию кипения охлажденной воды.

Налейте воду в стакан.
Накройте его намоченной и отжатой тканью.
Плотно закрепите материал резинкой.
Надавите на ткань пальцем, чтобы сделать углубление около трех сантиметров.
Резким движением переверните стакан, одновременно ударив по его дну.

Вода в стакане в этот момент “закипит”. Объясняется опыт с водой просто: в стакане образуется вакуум, который “всасывает” воздух. Проходя водяную преграду, воздух и создает пузырьки. Все вместе обеспечивает эффект “кипения”.

Самонадувающийся шарик

Эти опыты с водой приводят в восторг детей самого разного возраста.

Возьмите чистую стеклянную бутылку.
Налейте в нее воды.
Добавьте соды, растворите ее.
В стакане смешайте три столовые ложки уксуса с соком лимона.
Аккуратно перелейте получившуюся смесь в бутылку с водой.
Быстро наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и примотайте его скотчем, чтобы перекрыть доступ воздуха.

В результате реакции, начавшейся в бутылке, будет выделяться углекислый газ, который и надует шарик.

Домашний торнадо

Встреча с торнадо в природе может закончится печально. Зато, созданный в домашних условиях, он красив и безобиден.

Заполните водой пластиковую бутылку на три четверти.
Капните немного средства для мытья посуды.
Для большего эффекта добавьте туда же небольшую горсть блесток.
Плотно закрутите бутылку.
Переверните ее горлышком вниз и стремительно раскрутите вращательными движениями.

Вот вы и получили собственный, ручной торнадо! Все просто: центробежная сила, которую вы создали путем вращения бутылки, заставляет двигаться воду по круговой траектории. Таким образом получается мини-вихрь, который можно воспроизводить несколько раз подряд, пока не надоест.

Добыча пресной воды

Возьмите глубокий тазик.
Налейте в него воды.
Добавьте соли.
На дно пустого стакана положите что-нибудь тяжелое, например, несколько камушков.
Опустите стакан в таз с водой, чтобы он не всплывал (уровень воды в тазе должен быть ниже краев стакана).
Накройте таз прозрачной пищевой пленкой.
Положите на пленку над стаканом еще один камушек.
Поставьте конструкцию под солнечные лучи.

Через некоторое время можно будет заметить, что в стакане появилась вода. Откуда она там взялась? Во время испарения воды из таза, ее молекулы оседают на внутренней поверхности пленки. А поскольку над стаканом вы сделали углубление, конденсат стекает именно туда. В результате — в стакане чистая, пресная вода, получившаяся в процессе испарения, а в тазу остается не испаряющаяся соль.

Опыты с применением воды — не только увлекательное занятие, способное позабавить. С их помощью можно наглядно, и главное, ненавязчиво, объяснять ребенку устройство окружающего мира. Вам не придется усаживать малыша и читать ему долгие и малопонятные лекции о природных явлениях — он сам задаст все интересующие вопросы. Не стремитесь присвоить себе все лавры доморощенного “волшебника” — позвольте ребенку активно участвовать и самому придумывать новые, захватывающие эксперименты!

Видео про опыты с водой

Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей дома, фокусы для детей, занимательная наука… Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка» №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка» №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник. Сделать умывальник — это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая — вы «закроете кран» своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной, другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

«Паинька и ванька-встанька». Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать «ваньку-встаньку» (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку — ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

«Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

«Волшебные зеркала» или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям «питаться» солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Опыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летом

Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.

Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Описанные опыты можно проводить с детьми 3 – 7 лет.
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Дети очень любознательный народ. Им интересно все. Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Порой бывает мало одного ответа, возникает потребность провести экспериментирование – показать и рассказать, как происходит то или иное действо в природе, уточнить знания о свойствах и качествах объектов, их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение различных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, увидеть закономерности своими глазами. Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Дети подводятся к умению рассуждать, делать выводы и умозаключения, что обеспечивает становлению мировоззрения ребёнка, способствует развитию личностного роста. Данный вид деятельности позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность, развивает мышление, обогащает знания и словарный запас. У детей побуждается желание созидать, а не разрушать.
Виды экспериментов в ДОУ.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, как партнёров - вместе, на равных. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, как будет развиваться познавательный интерес у ребенка в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.

Опыты с водой.
Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
2.Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
3.Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
4.Резиновые груши разного объёма.
5.Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
6.Трубочки для коктейля.
7.Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.
8.Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
9.Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока.
10.Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
11.Часы песочные, механические.
12. Весы, безмен.
13. Мельницы песочные, водяные.
«Вода – жидкость».


Задача: выявить свойство воды – текучесть.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».


Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет»



Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».


Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Вода имеет вес»



Задача: измерить количество воды мерными ложками.
В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики.
Вывод: вода имеет вес.
«Животворное свойство воды».


Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Вода может склеивать».



Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Капнем капельку в муку»



Задача : познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.
«Тонет – не тонет».





Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.
«Фонтанчики».



Задача: объяснить принцип работы фонтана.
Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Почему не тонут корабли?»






Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки.
Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
«Набираем воду в спринцовку»

Вода — основа жизни. Она утоляет жажду и питает все живое на Земле. В 3-4 года ребенок уже знает многое о воде. Пришла пора систематизировать эту информацию и дополнить ее новыми, интересными и полезными знаниями. А помогут в этом простые опыты для детей, которые легко можно устроить в домашних условиях.Опыты и фотографии были сделаны для конкурса «Экспериментируем вместе с детьми» в д/с №80 г. Орла в марте 2016 г .

Эксперимент № 1. Вода жидкая и текучая

Проверить это очень просто — любые игры в ванной или за столом с переливанием воды и наполнением разных емкостей легко докажут это ребенку. А чтобы закрепить это важное знание, мы устроим настоящий водный трек! Мы взяли готовый игровой набор, но подобный эксперимент можно устроить с любыми стаканчиками, трубками, шлангами и другими подручными материалами. Наливаем воду на горку — она движется по заданному пути и всегда стекает вниз.

Вывод: вода жидкая, она течет и может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Эксперимент № 2. Твердая вода

Вода может менять свои свойства при замерзании. Заморозим немного воды в любой емкости (стакане, миске). Мы выложили лед в большую тарелку и начали опыт.

Ребенок может трогать лед, стучать им об тарелку, пытаться его разрушить. Также мы решили насыпать немного соли на лед, а потом налить горячей воды и понаблюдать, как соль и тепло быстро «растворяют» лед, то есть возвращают ему жидкое состояние. Затем мы принесли акварельные краски и попытались перемешать краску и «твердую» воду. Кстати, достав нашу ледышку из морозильника, мы обнаружили, что вода замерзла не до конца, и внутри осталась полость с жидкостью. Оказалось очень весело воду снаружи окрасить зеленым цветом, а внутри ледяного «стаканчика» — оранжевым. Ребенок был удивлен.

Можно вместе сделать вывод, что

когда вода замерзает, она становится твердой (превращается в лед), не течет и не меняет форму. Ее невозможно перемешать и растворить в ней что-то. Но если вода нагревается, она легко снова становится жидкой.

Эксперимент № 3. Вода может превращаться в пар

Проще всего доказать это, если кипятить в кастрюльке воду достаточно долгое время. Ребенок наглядно увидит, что над поверхностью жидкости поднимается пар, а воды в кастрюльке становится постепенно все меньше.

Несмотря на то, что вода в обычном состоянии тяжелее воздуха, при нагревании она расширяется, а ее мельчайшие частички отрываются от поверхности воды и поднимаются вверх.

Маленький паровой двигатель для подтверждения этого вывода можно сделать в домашних условиях. Для эксперимента потребуется небольшая дощечка, 4 длинных гвоздика или самореза, свеча-таблетка и обычное куриное яйцо. У яйца нужно пробить два отверстия с разных сторон и удалить содержимое. Затем налить в него воду (не более 1/3 объема) и надежно заклеить одно из отверстий. В дощечку вкрутить 4 самореза так, чтобы сверху можно было поставить яйцо на бок. Яйцо должно находиться в центре, чтобы тяжесть распределялась равномерно. Под яйцо поставим свечу, зажжем ее и спустим маленький кораблик на воду. Через некоторое время вода в яйце закипит, и из отверстия начнет выходить еле заметный пар. Его можно почувствовать, если поднести к дырочке в яйце палец (только осторожно, чтобы не обжечься). Под действием пара кораблик начнет медленно плыть!

Эксперимент № 4. Вода — растворитель многих веществ

Малыш наверняка уже заметил, что в чае растворяется сахар. А что же с другими веществами и предметами? Проверим это свойство воды, предложив ребенку растворить разные вещества на его выбор. Мы взяли соль, сахар, леденец, пластилин и пластиковую игрушку. Разложим их по блюдцам, поставим возле каждого блюдца стакан с чистой водой и приготовим ложку.

А теперь по очереди поместим выбранные вещи в воду и попробуем их растворить. Мы видим, что соль и сахар постепенно растворяются и исчезают в воде. Пластик вода растворить не может, так же, как и пластилин. Леденец растворился, но не сразу, а через 20-30 минут.

Вывод: вода растворяет некоторые вещи, но не все. Некоторые вещества растворяются быстрее, другие дольше, а третьи вообще не растворяются в воде.

Можно рассказать ребенку, что эта способность воды помогает питаться растениям. Именно с водой в корни растения попадают растворенные в ней полезные вещества.

Эксперимент № 5. Выйти сухим из воды?

Даже малыш знает, что вода мокрая, иначе какая же это вода? Тем не менее, мы докажем, что можно дотронуться до воды и остаться сухим! Возьмем стакан с водой и осторожно насыплем в него 4-5 ложек любого молотого перца. Стакан не следует двигать, а воду в нем мешать. Теперь опустим в него пальчик и сразу его достанем. Что такое? Палец остался абсолютно сухим.

Секрет кроется в таком явлении, как поверхностное натяжение воды. Вода состоит из мельчайших частиц, которые притягиваются друг к другу. Поэтому вода выталкивает легкие предметы на поверхность. Вспомните вместе с ребенком то, как листья долго плавают по луже и не тонут, так же, как и бумажный кораблик.

Вода притягивает частицы перца, лежащего на ее поверхности. Поэтому касаясь воды, мы касаемся только перца — водная пленка не нарушается. Но если подержать палец в воде подольше или помешать им воду, пленка на поверхности нарушается, и он намокнет.

Вывод: на поверхности воды есть невидимая пленка, которая может удерживать легкие предметы.

Итак, мы проверили всего лишь несколько самых простых свойств удивительного вещества — чистой воды, устроив 5 несложных детских опытов с водой. Впереди у малышей еще много открытий и исследований, а помочь им всегда можете вы — родители. Удачи!

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей