31.01.2024

Экспериментирование в средней группе картотека с целями. Экспериментирование в ДОУ (средняя группа). Взаимодействие воды и снега


Домик для капельки

Программное содержание игры-экспериментирования с водой:

1. Конкретизировать и систематизировать знания о воде: зачем она нужна, для чего её используют.

3. Воспитывать сенсорную восприимчивость к окружающей действительности.

5. Обогащать жизненный опыт детей действиями и .

Развивающая среда: звуковой дизайн - фонограмма с голосом капельки, журчанием воды; модель Капельки; картинки-иллюстрации с моделями, где и как можно использовать воду; набор пластмассовых прозрачных ёмкостей на каждого ребёнка, соль, сахар, лимон, гуашь, кубики льда, зеркала, кисточки.

Проектирование воображаемой ситуации: Жила была маленькая Капелька. У неё был домик и много-много друзей. Но вот однажды ребята забыли закрыть кран и все её друзья-капельки уплыли. Теперь у Капельки нет ни друзей, ни дома.

Проблемно-поисковая ситуация: Как помочь Капельке найти её дом?

Поисковая задача: Где может быть домик Капельки.

Ход проведения игры-экспериментирования с водой

Дети сидят полукругом.

Воспитатель (В.).

Поудобней садитесь

Не крутитесь, не вертитесь.

Дети, ой что утром было

Я же вам сказать забыла.

Только в садик я зашла

Ко мне Капелька пришла.

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит…

Дети кран закрыть забыли

И все капельки уплыли…

Теперь у меня нет ни друзей, ни дома.

В. И сказала я в ответ.

Нет, таких детей здесь нет.

Воду попусту не льём,

Мы водичку бережём.

Показ, демонстрация Капельки.

В. Ребята, давайте расскажем нашей Капельке о воде. Что мы оней знаем: для чего нужна вода и как её надо беречь.

Воспитатель показывает схемы-модели где и как можно использовать воду, подводит итог сказанного детьми:

Вода везде - вода в стакане

И в чайнике и просто в кране.

Когда водички вовсе нет

То и не сваришь ты обед.

Не могут рыбы без воды,

Я не могу, не можешь ты

Давайте все вместе водичку беречь

И каждую капельку дружно стеречь.

— Почему наша Капелька грустит?

— Можем ли мы помочь найти Капельке домик? (Рассуждения детей.)

— Как вы думаете, где может быть домик Капельки? (Рассуждения детей.)

В. Давайте посмотрим где может жить Капелька. (Индивидуальная работа детей.)

— Как вы думаете, что в стакане?

— Какая вода по вкусу? (пресная, безвкусная и т.д.)

— Можно ли воду сделать сладкой? Как? (Рассуждения детей.)

— Можно ли воду сделать солёной? Кислой? Цветной? (Экспериментируют.)

В. А теперь послушаем песенку воды. (Дети переливают водичку из стакана в стакан.)

Вывод : Вода льется, мы слышим её журчание. А если она льется, то значит она какая? (Жидкая.)

Воспитатель обращает внимание на кубики льда. Предлагает взять в ладони и подержать.

— Что происходит со льдом? Почему он тает?

Вывод: Значит лёд - это замерзлая вода.

— А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: в жидкой, и в твердой? (Рассуждения детей.)

Вывод : любое место, где есть вода - дом для Капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы капельки чувствовали, как о них заботятся.

— Замечательно! Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы помогли мне найти домик я хочу вам подарить этот конверт.

Дети вместе с воспитателем раскрывают конверт и находят там диск. Воспитатель предлагает всем вместе полюбоваться красотой водного царства.

Татьяна Савосина
Занятие в средней группе «Опыты с водой»

Цель : развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой

Задачи :

Познакомить детей со свойствами воды

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Активизировать словарь

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде

Материал : Глобус, стаканчики, вода, молоко, лимонный сок, ложки, лед, салфетки

Предварительная работа : Игры с водой , чтение стихов, потешек о воде, опыты с водой

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие : посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом. (Дети здороваются)

Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети Глобус

Воспитатель : Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети : Синего, голубого

Воспитатель : Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?

Дети : (предположительные ответы) Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.

Воспитатель : Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети : Животным, растениям, человеку.

Воспитатель : Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети : Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.

Воспитатель : Молодцы. Совершенно верно.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без воды

Воспитатель : Вода необходима всему живому на земле. А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты ы узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды необходимо соблюдать правила поведения

Внимательно слушать воспитателя

Не разговаривать слишком громко

Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.

Потихонечку проходите и занимайте места за столом.

Опыт 1 (с соком)

Воспитатель : Ребята, скажите, какой вкус у лимона?

Дети : Кислый

Воспитатель : А конфета, какая на вкус

Дети : Сладкая

Воспитатель : Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока?

Дети : Сладкий, вкус апельсина

Воспитатель : А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте . Какая она на вкус?

Дети : Безвкусная

Воспитатель : Так есть ли вкус у воды?

Дети : Нет

Воспитатель : Вывод : у воды нет вкуса

Опыт 2 водой )

Воспитатель : Перед вами стоят два стаканчика с водой - один пустой , другой с водой . Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети : Жидкая.

Воспитатель : Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.

Вывод : Вода – жидкая

Опыт 3 (с пуговицами)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?

Дети : Белого.

Воспитатель : А что вы можете сказать про воду?.

Дети : Нет цвета

Воспитатель : Давайте это проверим. Закройте глаза, я опущу в молоко пуговицы, ваша задача – отгадать, какого цвета пуговица в вашем стакане. Открываем глаза. Какого цвета в твоем стакане, Артем

Артем : Её не видно

Воспитатель : Почему?

Воспитатель : Теперь возьмите ложечку и вытащите пуговицу на сапфетку. Погрузите эти же пуговицы в стакан с водой . Теперь мы можем увидеть, какого цвета пуговица?

Дети : Да

Воспитатель : Почему?

Дети : Потому, что вода прозрачная

Воспитатель : Вывод – вода не имеет цвета

Опыт 4 (со льдом)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети : Лед

Воспитатель : Возьмите по одному кусочку льда в руки. Что произошло с вашими руками?

Дети : Они стали мокрыми.

Воспитатель : Почему они стали мокрыми?

Дети Лед стал таять.

Воспитатель : А почему лед стал таять?

Дети : Наши руки теплые и еще тепло в группе .

Воспитатель : Положите лед на салфетку. Что происходит с салфеткой?

Дети : Она стала мокрой.

Воспитатель : Правильно, это еще раз доказывает, что лед тает и превращается в воду.

Вывод : Вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда.

Воспитатель : Ребята, проходим на середину и встаем в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Море волнуется раз….» , но сначала выберем ведущего считалкой

Вдаль бежит река лесная,

Вдоль нее растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем - водишь ты!

(С помощью считалки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри….

Игроки в это время кружатся, раскачиваются. При слове «замри» , игроки должны замереть в позе, изображающей любой морской предмет. Ведущий подходит к кому- либо, дотрагивается до него» оживляя фигуру». Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление» , так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру он загадал. Тот, кто изобразил наиболее похоже, становится ведущим, и игра начинается сначала)

Воспитатель : Ребята, мы сегодня с вами вспомнили, где и откуда течет вода, еще мы побывали в сказочной лаборатории и проводили опыты . Какой опыт тебе , Арсений, понравился больше?

Арсений : (предположительный ответ)

Воспитатель : Мы с вами узнали четыре свойства воды. Какие?

Дети : (предположительные ответы детей) . У воды нет вкуса, вода жидкая, вода не имеет цвета, вода бывает не только жидкой, но и твердой - в виде льда.

Воспитатель : Понравилось вам наше занятие . Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено . Молодцы!

Публикации по теме:

Опыт с водой Здравствуйте дорогие гости и читатели блога. За окном зима, прекрасное время года. Дети узнают много нового и интересного.

Участие в проведении опытов вызывают у наших ребят необычайно большой интерес. При подборе опытов стараемся в первую очередь учитывать.

Опытническая деятельность развивает у детей мыслительную деятельность, наблюдательность и способствует формированию познавательных интересов.

Опыты, которые мы проводим с ребятами, стараемся строить на основе уже имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений.

Дарья Абдрахманова

Воспитатель : Галягина Н. А.

Дошкольного возраста.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование . Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования . Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Введению термина «экспериментирования » наука обязана Ж. Пиаже : он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том , что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами

деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить

свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение

знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства

связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опыта постоянно

и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию. В то же время владение

математическими операциями облегчает экспериментирование .

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах .

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Структура проведения игры-экспериментирования :

*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

*проверка гипотез;

*подведение итогов, вывод;

*фиксация результатов;

*вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы :

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так) ;

*ситуация выбора.

В средней группе ДОУ функционирует кружок «Маленькие экспериментаторы » (на бесплатной основе) .

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка 4 – 5 лет в групповой комнате имеется уголок экспериментирования , который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия кружка проводится один-два эксперимента (в зависимости от сложности) .

Цель работы кружка :

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи :

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук :

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);

* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

* развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счёте) .

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло) .

3. Развитие у детей умственных способностей :

* развитие мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение;

* формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально – личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Перспективный план работы кружка «Маленькие экспериментаторы »

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Задача : закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. Почему всё звучит?

Задача : подвести детей к пониманию причин возникновения звука : колебание предмета.

3. Прозрачная вода.

Задача : выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

4. Вода принимает форму.

Задача : выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

1. Какие предметы могут плавать?

Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. Делаем мыльные пузыри.

Задача : познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла : может растягиваться, образует плёночку.

3. Подушка из пены.

Задача : развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. Воздух повсюду.

Задачи : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

1. Воздух работает.

Задача : дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. Каждому камешку свой домик.

Задачи : классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. Можно ли менять форму камня и глины.

Задача : выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

4. Свет повсюду.

Задачи : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

1. Свет и тень.

Задачи : познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. Замёрзшая вода.

Задача : выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. Тающий лёд.

Задача : определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. Разноцветные шарики.

Задача : получить путём смешивания основных цветов новые оттенки : оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

1. Таинственные картинки.

Задача : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. Всё увидим, всё узнаем.

Задача : познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. Песочная страна.

Задачи : выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. Где вода?

Задачи : выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть, рыхлость.

1. Водяная мельница.

Задача : дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. Звенящая вода.

Задача : показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадайка»

Задача : показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Задача : выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

1. Фокусы с магнитом.

Задача : выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. Солнечные зайчики.

Задачи : понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. Что растворяется в воде?

Задача : показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Что отражается в зеркале?

Задачи : познакомить детей с понятием «отражение» , найти предметы, способные отражать.

1. Волшебное сито.

Задачи : познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. Цветной песок.

Задачи : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. Игры с песком.

Задачи : закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. Фонтанчики.

Задачи : развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Работа в уголке экспериментирования в средней группе ДОУ началась с обзорной экскурсии, во время которой дети познакомились с хозяином уголка – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал детям забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям «заходил» его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка и другие известные детям персонажи.


После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.



На родительском собрании было показано открытое занятие, где дети демонстрировали свои знания и умения думать и экспериментировать .

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием , способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Барно Одинаева
Картотека игр и экспериментов (средняя группа)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Зачем зайчику другая шубка.

Задача : выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материалы : кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Ход эксперимента:

Дети представляют, что рука –это зайчик, и выбирают ему шубку (рукавичку) на лето и на зиму. Выходят на прогулку в этих «шубках» и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (тёплые, плотные, с длинным мехом, пушистые) .

Как спрятаться бабочкам?

Задача : найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде .

Материалы : изображение ярких цветов, бабочек и одной птички, коллекция бабочек.

Ход эксперимента:

Дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) почему. Определяют, чем похожи все бабочки и чем отличаются (похожи строением – тельце, усики, крылышки; отличаются размером и окраской). Выясняют, что помогает бабочкам прятаться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превратиться в цветы» ).

Прячутся детки?

Задача : выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Материалы : неглубокая ёмкость, влажные вата и ткань, почва, лист и семена клёна (или другого растения, овощи.

Ход эксперимента : Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают лист, семена и овощи (плоды, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место. Через 7-10дней выявляют результаты; листья и плод загнили, семечко дало проросток. Ещё через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву. Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы.

Как развивается растения?

Задача : Выделить циклы развития растения : семя, росток, растения, цветок, плод, семя.

Материалы : семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа.

Ход эксперимента : Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец, и просят ребят из средней группы рассказать об этом . Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко, после предварительного замачивания высаживают в почву, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

Задача : понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

Материалы : линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход эксперимента : Воспитатель предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу» по секрету» (шепотом) различные слова, затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняет, что дети для этого сделали (сказали громким голосом, откуда выходили громкие

звуки (из горлышка) . Дети подносят руку к горлышку, подносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и говорят, что почувствовали рукой (когда говорили громко, в горлышке дрожало; когда говорили шепотом дрожания не было).

Весенние игры

Из чего птицы строят гнезда?

Цель : Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал : Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход : Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая) . Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило) . В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива : пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная) . А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод : О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить) .

Секрет сосновой шишки

Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Две сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) .

Ход эксперимента:

Воспитатель. Белка шишку сорвала – А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай! Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель. Почему шишка стал такой?

Дети. Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.

Воспитатель. Хотите увидеть, каков она была раньше?

Первый этап. Дети рассматривай шишку, нюхают ее, катают междуладо ней, пробуют согнуть чешуйки. Почем они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми)

Второй этап. Опустить шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легкая.) Оставить шишку в воде на сутки.

Третий этап (проводится на следующий день) . Дети смотрят на шишку, Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнута приняли прежний вид.) А еще она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)

Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги (сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде; шишка, погруженная в вод, поглощает ее, становится тяжелойа мягкой – опускается на дно; объел влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги}

Ветка в вазе

Цель : показать значение воды в жизни растений.

Материал : ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода» .

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода» .

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Кто разбудил китёнка

Цель : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал : ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Ветер дует-задувает,

«Ну, на что это похоже!

Волны в море поднимает.

Мой китёнок спать не может!

Море синее бурлит,

Ветер очень громко воет –

Недоволен папа-кит :

Не даёт нам всем покоя!

Соглашается китиха :

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода» .

Хитрые семена

Цель. Познакомить со способами проращивания семян.

Материал. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) .

Ход эксперимента:

Воспитатель. Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают, и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.

Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают! землю, поливают (устанавливают табличку) ; другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.

Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку) .

Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми : те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?

Игры с красками

Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок?Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Игры со светом и тенями

Свет повсюду

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в раз¬ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Тени на стене

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик - быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Кто нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет - нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Эффект радуги

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Игры с воздухом

Воздух повсюду

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Игры с камешками

Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.

Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Весенние игры

Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Игры со льдом и водой

Животворное свойство воды

Цель: Показать важное свойство воды - давать жизнь живому. Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода дает жизнь живому.

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Таянье льда в воде Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Можно ли пить талую воду

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег - это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Способность воды отражать окружающие предметы

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы. Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная» Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Круговорот воды в природе Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Тает льдинка

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

. «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей