09.08.2022

Организация работы в доу с неблагополучными семьями в доу методическая разработка на тему. Индивидуальная программа по работе с многодетными семьями Механизм реализации программы


Сегодня, в связи с введением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» качественным образом изменились взаимоотношения детского сада и семьи. Это обусловлено тем, что родители (законные представители) теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами . Поэтому у дошкольных организаций, в связи с этим, возникла необходимость во взаимодействии с семьей ребенка на позициях сотрудничества и доверительности. Особенно это важно учесть в работе с многодетными семьями. Данная проблема является особенно актуальной в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), подчеркивающего необходимость объединения детского сада и семьи для осуществления качественной подготовки выпускников дошкольной ступени образования.

Сфера общения при поступлении в детский сад выходит за пределы семьи. В аспекте введения ФГОС ДО, детский сад осуществляет ведущую роль в организации общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния ДОО должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения .

Таким образом, дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.

Правовой основой нового содержания взаимодействия ДОО и семьи послужил Закон «Об образовании в РФ», впервые за многие десятилетия признавший приоритет семейного воспитания. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, общественность) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности .

Новая философия взаимодействия ДОО и семьи, по мнению К.А. Абульхановой-Славской требует новых отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Организация взаимодействия детского сада и семьи в обновленных условиях образовательной стратегии дошкольного образования более эффективно. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОО с семьей .

Открытость детского сада предполагает вовлечение родителей многодетных семей в образовательный процесс ДОО. В условиях открытости работа с родителями - важное условие успешного воспитания дошкольника. Для эффективности привлечения многодетных семей в систему взаимодействия требуется работа по повышению воспитательного потенциала многодетной семьи.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» МР «Хангаласский улус».

Для проведения констатирующего и контрольного этапов были проведены собеседование с детьми, анкетирование родителей. С целью выявления стиля семейного воспитания и особенностей родительского отношения была проведена методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ). Автор - Э. Г. Эйдемиллер .

В проведении процедуры обследования была использована помощь психолога детского сада. Опросник АСВ позволяет диагностировать стиль семейного воспитания и характер его нарушений. Качественный анализ его результатов дает достаточно достоверную информацию о явной (или недостаточной) выраженности соответствующей стороны воспитания, обобщая которую, можно сделать выводы о негативном характере родительского отношения, которые и вызывают те или иные характерологические отклонения в ребенка. Для выявления уровня сотрудничества с позиций дошкольников были использованы основные подходы по методике Т.В. Антоновой .

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у некоторых детей из многодетных семей существует конфликтность в восприятии семейных взаимоотношений или же присутствует негативное восприятие семьи. Именно родители этих детей по результатам анкетирования показали недостаточный для благоприятного развития ребенка уровень семейного воспитания. Исходя из полученных данных на констатирующем этапе пришли к тому, что для эффективного воспитания детей надо организовать сотрудничество ДОО и многодетных семей.

Цель формирующей работы: организация сотрудничества ДОО и многодетных семей в целях воспитания детей.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Внедрить разработанную систему взаимодействия ДОО и семьи.

2. Повышение педагогического потенциала многодетных родителей средствами использования нетрадиционных форм взаимодействия с ДОО.

3. Совместная работа с родителями по успешному воспитанию личности ребенка в семье и ДОО.

Методы работы ДОО с многодетными семьями для воспитания ребенка дошкольного возраста: всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений в сферах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «детский сад - семья», «семья - ребенок - детский сад») с целью постижения детьми умения жить среди людей; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку; концентрация внимания детей на знакомстве с художественной литературой, фольклором и искусством народа саха; организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.

Совместная деятельность с многодетными семьями в МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и метод народного воспитания. Среди них особое место занимает авторитет старших. Необходимо отметить, что здесь нашли отражение вопросы взаимодействия родителей и педагогов в деле использования методов народного воспитания и народных традиций. Здесь используются следующие наиболее важные традиции народа-саха:

Уважение к старшим;

Совместное проживание одной семьей;

Гостеприимство;

Воспитание трудолюбия;

Почтительное отношение к женщине (девочке) и других.

Исходя из выделенных теоретических положений, содержание деятельности ДОО включало в себя такие методы и формы работы с многодетными семьями.

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о своей семье.

4. Формирование активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой, семьей и другими людьми;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

Проявления терпимости, уважения особенностей других людей;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; без конфликтов решать возникающие проблемы;

Игры и упражнения на понимание значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.

При организации формирующего эксперимента учитывались традиции народного воспитания:

1) возможность каждому ребенку развивать свои задатки и способности, не принуждая его;

2) управляемость процесса формирования личности в туелбэ;

3) каждая семья имеет свое лицо - специфика образа жизни, мировосприятия;

4) развитие творческой личности осуществляется, когда интеграция всех воспитательных сил ДОО и семьи, создает управляемость воздействия организованных факторов среды.

Для выявления условий повышения педагогической компетентности с многодетных родителей поставлен вопрос о выстраивании целостной системы работы ДОО и семьи, определения круга интересов каждой семьиии учета возможностей детей.

Многие многодетные семьи выразили желание и готовность продолжать образование детей дома. В этом случае возникла необходимость разработки различных мероприятий и программ для родителей, с целью помочь им в вопросах дошкольного воспитания полноценно развивать своих детей, понять уникальность дошкольного периода детства. Для этой цели была разработана комплексная работа по повышению педагогической компетентности родителей.

В рамках повышения качества работы с многодетными семьями распространяются и действуют различные традиции взаимодействия: Дары природы; Конкурсы «Байанай ыллыга», «Туйаарыскай аа5ыылара», «Мисс «Чэчир»; Совместный концерт работников МБДОУ и родителей День почетных семей; День открытых дверей; Акция «Моя родня»; Конференция для отцов.

При проведении мероприятий сотрудничество педагогов и родителей, ДОО с многодетными семьями направлены на:

Создание положительной познавательной мотивации детей; организацию их внимания;

Активизацию речевого опыта дошкольников;

Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В процессе эксперимента также были использованы следующие формы совместной работы детей, педагогов и родителей многодетных семей: театрализация народных сказок - совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников; изучение народных игр, народных песен и традиций разных народов, знакомство с фольклором разных народов и др.

В общении взрослых с ребенком важен принцип позитивности, тогда у ребенка формируется высокий уровень патриотических качеств личности детей - доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как духовная основа позитивного уровня развития ребенка.

Итак, работа с многодетными семьями подтвердила нашу гипотезу о значении близкого эмоционального контакта ребенка с родными в семье для формирования его положительной самооценки.

На контрольном этапе, по данным родителей экспериментальной группы общий уровень воспитанности детей - 100%, в контрольной группе - 66,7%. Это подтверждает то, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня воспитанности на 54,5%. Тогда как в контрольной группе его показатели изменились меньше (на 11,2%).

Показатели эффективности работы ДОО с многодетными семьями в МБОУ ЕСОШ - ДС «Чэчир»

Анализ диагностических данных контрольного этапа доказывает эффективность формирующего эксперимента по организации форм работы ДОО с многодетными семьями.

Таким образом, в результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях воспитанности и позиции в семье.

Таким образом, определяя содержание форм и методов работы ДОО с многодетными семьями важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать особенности воспитания в каждой семье. При этом важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании. В работе с родителями более приемлемы поисковые методы обучения, познавательные ситуации, связанные с постановкой проблем и совместным поиском решений в общении с детьми.

При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной п олитики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», - гласит ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Этим правам корреспондируют определенные обязанности государства, а также других лиц.

Комплекс прав, связанных с семьей, закреплен в СК РФ. Немало норм закреплено также в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и др. 11, с. 17. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Учитывая требования вышеуказанных правовых актов, социальный педагог строит свою работу с семьей 7, с. 357.

При этом социальному педагогу, прежде всего, следует обратить внимание на своевременное предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций в семье.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи 21, с. до 96.

При нейтрализации главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса 20, с. 6.



В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья 12, с. 217.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних 13, с. до 224.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п. 19, с. 136.

При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы 25, с. 73: педагогика и психология -- науки о развитии и воспитании ребенка; о роли родителей в воспитании детей; отношения в семье различных поколений; воспитание трудного ребенка; воспитание детей с физическими и умственными отклонениями; воспитание в труде; подготовка ребенка к школе; эстетическое воспитание ребенка в семье; половое воспитание; религиозное воспитание; опасности детского курения и наркомании.



Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д. 27, с. 10.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что «кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка» 14, с. 39.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей 5, с. 75.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха. Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль 4, с. 105.

Первоначально, с чего начинает социальный педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Самый распространенный и естественный метод изучения семьи -- метод наблюдения.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить с помощью следующих технологий: вовлечение семьи в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту 17, с. 218.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации 30, с. 181.

Существует практическая технология, реализуя которую социальный педагог составляет «карту семьи

Особое внимание заслуживают технологии работы социального педагога по педагогическому просвещению семьей, где есть неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития

Для начала, в такой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице -- трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога.

Итак, систематическое разностороннее педагогическое просвещение семьи предусматривает, прежде всего, ознакомление родителей с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа социального педагога должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Тема: Работа с неполными семьями в условиях ДОУ


Описание: В данном материале рассматривается актуальная тема - неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы детского сада с родителями неполных семей, задачи и принципы, формы и методы работы с этими семьями.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи:
1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, а затем и в школе и т.д.

Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы:
Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).

Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 15%.
2. Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья).
3. Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %.
4. Неполные семьи из категории группы риска.
5. Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %.
6. При конфликте применяют физическое наказание – 55 %.
7. Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 27%.
8. Присутствует авторитарный стиль общения – 87 % семей.
9. Запрещают общение со вторым родителем – 29%.
10. Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 4 %.
11. В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %.

Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.
Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы:
1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
3. Защита прав ребёнка,
4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
5. Организация семейного досуга.

Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:
1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.

Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике:
Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
Создание банка данных о семьях воспитанников
Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
Проведение дней открытых дверей ДОУ;
Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
Посещение педагогом семей на дому;
Организация внутригрупповых досок Почёта;
Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.)
Консультативная помощь специалистов ДОУ;
Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
Проведение анкетирование, опросов родителей;
Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,
Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы):
Наглядно-педагогическая пропаганда:

Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.
Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.

В индивидуальных беседах с родителями обращаем внимание:
Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим;
Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют);
Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом,
Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.

Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.
Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации города. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.
Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.

План работы с неполными семьями по кварталам.

Сентябрь – Октябрь - Ноябрь
1. Изучение индивидуальных особенностей семей, ее воспитательных возможностей, классификация семей по видам (степень благополучия, количество детей, консультации, родительская справка «изменение фамилии»).
2. Предложить родителям домашнее задание: составить перечень в чем нуждаются их дети, по степени значимости: движения, игра с родителями, друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала.
3. Выявить причины неблагополучия семей. Индивидуальные беседы с родителями, относящимися к данной категории (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации).
Декабрь – Январь - Февраль
1. Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью ребенка в стенах детского сада. Консультация «Чем занять детей дома».
2. Приглашение и участие в новогодней сказке «В гостях у золушки». Изготовление карнавальных костюмов.
3. Анализ конфликтных ситуации. Ситуация - «Я - это он» (для представителей семей с 1-м, 2-мя детьми: представьте себе, как поведет себя ребенок, если его отозвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство).

Март – Апрель - Май
Если ребенка воспитывает одна мама.
1. Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают». Выставка методической литературы.
2. «Поговорим за чашкой чая» Праздничное чаепитие. Знакомство с книгой Б. Спока «Разговор с матерью» (выбор глав).
3. Встреча родителей с учителем школы «Ребенок идет в первый класс».
Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»

Июнь – Июль - Август
1. Размышления дедушки (бабушки) обмен опытом. Консультация «Вечный компромисс».
2. Досуг в семье. Обмен опытом.
3. Родительское собрание «Знакомство с планом работы детского сада на летний период». Задачи родителей.

План работы МБДОУ ЦРР детский сад № 12 в рамках проекта

«Семья и семейные ценности» на период 2012-2017 гг.

1. Организационная работа
1.1. Создание творческой группы по разработке и проведению основных мероприятий в рамках проекта. Август, 2012г. зам. зав. по УМР

1.2. Проведение социологического опроса родителей с целью выявления социального статуса семей воспитанников. Сентябрь. 2012-2017 (ежегодно) педагоги всех групп.

1.3. Составление отчета о выполнении плана работы в рамках проекта. Май, 2012-2017 (ежегодно)

1.4. Создание на сайте ДОУ http ://dou 12orlenok .ru странички «Семья и семейные ценности» (консультации, отчеты о проведенных мероприятиях, фото и т. п.) в течение всего времени реализации проекта.

1.5. Создание условий: подбор демонстрационного материала, подбор детской и методической литературы, изготовление пособий по теме проекта и т. п. в течение всего времени реализации проекта.

1.6. Систематизация материала разработанного в рамках проекта. Декабрь, 2017г.


2. Методическая работа
2.1. Педагогический час.

- «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»;

- «Секреты общения с ребёнком в семье»


2.2. Консультации:

- «Воспитание ребенка в семье»;

- «Акция – одна из активных форм работы с родителями»;

- «Гендерное воспитание ребенка в семье»;

- «Социальная защищенность многодетной семьи»;

- «Современная семья - какая она?» (дискуссия)


2.3. Самообразование педагогов по теме: «Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», ноябрь, 2013г.


2.4. Семинары:

- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

- «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;

- «Секрет семейного счастья» - круглый стол;


2.5. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности»

2.6. Педагогический тренинг:

- « В теплом кругу семьи»;

- «Коррекция внутрисемейных отношений»


3. Воспитательно-образовательная работа

3.1. Тематические занятия:

- «Моя семья»; - ИЗО

- «Наши семейные традиции» - Детский сад и семья - навстречу друг другу

Досуг для детей «Путешествие в генеалогический сад»;

- «Мой дом, моя семья» - и т. д.


3.2. Беседы:

- «Самый счастливый день в кругу семьи»;

- «Роль отца в воспитании детей »;

- «Вечер в семье»;

Интервьюирование детей подгруппы «Традиции вашей семьи»;

- «Это вся моя семья»; - и т. д.


3.3. Игры:

С/р «Моя семья»;

Д/и «День рождения»;

С/р «Семейный праздник»;

Игровое упражнение «В кого я?»;

С/р «Семейный паровозик»;

Викторина «Семь – Я»; - и т. д.


3.4. Тренинг:

- «Вместе – дружная семья» 2013 г. педагог-психолог


3.5. Совместные мероприятия с родителями:

Семейный праздник «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.

- «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;

-«Это сделано руками наших пап» - выставка;

Семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Семейный турнир « Что может быть семьи дороже»;

Спортивное мероприятие «Вместе веселее»;

И т.д.

3.6. Выставки рисунков:

- «Семья глазами ребенка»;

- «Дом, в котором мы живем»;

- «У каждого есть мамочка своя»;

4. Работа с родителями
4.1 Просветительская работа: распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т. д. по темам:

- «Будущие родители»;

- «Семейные традиции»;

- «Родительские заповеди»;

- «Секреты воспитания вежливого человека»;

- «Вечер в семье»


4.2. Фото-галерея:

- «Моя семья – будни и праздники»;

- «Семейный архив»;

- «Традиции нашей семьи»;

«Родные, близкие, любимые».


4.3. Конкурс проектов

- «Самый счастливый день нашей семьи»;

- «Герб семьи»;

- «Семейная газета»;

- «Папа, мама я - дружная семья»


4.4. Родительские собрания:

- «Взрослый мир в детских мультфильмах»;

- «В каждом доме свои традиции»

- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

-«Очень многое мы можем, очень много мы умеем»

- «Любимые книжки вашей семьи» - устный журнал для родителей.


4.5. Анкетирование:

- «Права ребенка в семье»;

- «Выявление педагогической культуры родителей воспитанников»;

- «Хорошие ли вы родители?»;

- «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

4.6. Показ и обсуждение презентаций:

«Телевидение и дети»;

4.7. Выставки:

1. Выставка книг «Читаем всей семьей»;
2. Выставка «Игрушка своими руками»;
3. Вернисаж «Моя семья» (образ семьи глазами ребёнка)


4.8. День семейного общения (день открытых дверей).

Семейный детский сад - инновационная практика работы

с многодетными семьями

Стец И.М.

Старший воспитатель

дошкольного отделения №3

ГБОУ гимназия №1534

На базе ГБОУ гимназия №1534 в нашем дошкольном отделении открыто четыре семейных детских сада, воспитательный процесс в которых осуществляется мамами-воспитателями и специалистами дошкольного отделения.

Родители семейных детских садов:

1.Числятся воспитателями (младшими воспитателями) нашего учреждения, обучая и воспитывая детей дома.

2.Могут приводить детей на занятия к специалистам в дошкольное учреждение.

3.Получают информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку от специалистов нашего учреждения.

Основная цель нашего учреждения в работе с семейными детскими садами - методическое сопровождение и организация образовательной деятельности многодетных семей, открывших у себя дома семейный детский сад.

Педагогическим коллективом нашего дошкольного отделения осуществляется методическая, консультативная поддержка родителей-воспитателей, организуется воспитательно-образовательный процесс, посредством ориентированно-личностного подхода к воспитанникам, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, в интересах многодетной семьи.

Направления работы:

    Психолого-педагогическое сопровождение.

    Выстраивание и гармонизация детско-родительских отношений.

    Всестороннее развитие детей из многодетных семей - диагностическая, коррекционная работа с детьми, развивающие игровые занятия.

    Консультативно-методическое сопровождение мам воспитателей семейных детских садов.

    Разработка и предоставление семьям практических рекомендаций по организации семейного детского сада, методических материалов по проведению занятий в разновозрастной группе.

Семейный детский сад -одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившем большой отклик среди многодетных семей. И задача руководителя грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.

Главная задача в работе с многодетными семьями - помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового для детей и родителей педагогического пространства, организация методического сопровождения семей, открывших у себя дома детский сад.

В своей работе с семейными детскими садами мы стремимся сделать так, чтобы образовательная среда в дошкольном отделении была доступной и комфортной для воспитанников и родителей, а работа проводилась на профессиональном уровне.

Семейные детские сады создавались как вариативная форма дошкольного образования (ст. 17федеральный закон об образовании), но одновременно это реальная поддержка многодетных семей. Ведь часто мамы, имеющие маленьких детей, при всем желании не могут устроиться на работу, а оформляясь воспитателем в свой детский сад, они сохраняют рабочий стаж, получают заработную плату.

Мама воспитатель семейного детского сада может приходить с детьми на занятия к специалистам в детский сад, участвовать в различных видах совместной деятельности, в досугах, театрализованных постановках, праздниках, занятиях. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, семье, в соответствии с государственной образовательной программой, выбираются и корректируются программные задачи и формы воспитания и обучения детей. Так мама воспитатель проводит самостоятельно в домашних условиях занятия: развитие речи, математику, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательскую деятельность, рисование, лепку, аппликацию, наблюдения и подвижные игры.

Воспитатели семейных детских садов ежемесячно предоставляют отчет о проделанной работе в виде конспектов занятий, фотоотчеты, проекты,

участвуют в выставках поделок, которые проводятся в дошкольном отделении, посещают консультации специалистов и педагогические советы ДО. Педагоги в свою очередь, также посещают семейные детские сады и проводят необходимые консультации с мамами воспитателями и занятия с детьми.

Значительно облегчает и ускоряет организационно-педагогическую деятельность (особенно с удаленными семейными детскими садами) такие интерактивные формы работы, как дистанционное обучение, консультирование, сдача отчетной документации и табелей.

посредством интернет-ресурсов. Это позволяет воспитателям семейных детских садов и педагогам дошкольного отделения действовать более активно и слаженно.

Помимо успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса реализовалась социализация и интеграция мам воспитателей с коллективом дошкольного отделения, закрепление их статуса в педагогическом социуме гимназии.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей