17.02.2024

В чем заключаются перспективы дошкольного образования. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития. Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов


Надежда Королева
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка . Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка . Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования .

С 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ, и утвержденный Советом Министерства образования и науки РФ федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО , который отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций , специалистов системы образования , семей воспитанников и широкой общественности.

Методологической и теоретической основой ФГОС ДО выступили :

ФГОС ДО нацелен на :

Задачи ФГОС ДО :

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных , интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ;

определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) .

Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и , соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития .

5 направлений, образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка :

В тексте документа не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников . Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста . В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Поскольку дошкольник – человек играющий , в стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребенка через «ворота детской игры» , а именно через сюжетные игры, в том числе сюжетно-ролевые, режиссёрские игры и игры с правилами. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. А необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (отказ от специально организованной деятельности) уже давно назрела. Приобретение ценного для ребенка опыта также предполагается :

в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

в коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

в познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) ;

в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе) ;

в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;

в процессе конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) ;

в музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

ФГОС ДО подразумевается , что образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных , которые будут составлены опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования , то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам :

развивающего образования , целью которого является развитие ребенка ;

необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму» );

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей ;

комплексного построения образовательного процесса (для мотивации образовательной деятельности планируется использовать не набор отдельных игровых приемов, а обеспечивать усвоение образовательного материала детьми в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для них событий);

решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

взаимодействия с родителями (родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте , чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности , т. е. они должны быть активными участниками образовательного процесса , участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями).

Таким образом , можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания » в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования . Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии .

В заключение хочется отметить, что перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Ведь ФГОС ДО содержит следующие положительные моменты :

1) стремление сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития каждого ребенка , интересы группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ;

3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области ;

4) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

5) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Используемые материалы

1. Перспективы развития дошкольного образования . [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://ds11.edumsko.ru/activity

/fgos/articles/perspektivy_razvitiya_doshkol_nogo_obrazovaniya#showall

2. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных стандартов. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://sch1018.mskobr.ru/files/perspektivy_razvitiya_sistemy

Doshkol_nogo_obrazovaniya_v_ramkah_federal_nyh_gosudarstvennyh_standartov.pdf

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13 .06.2013 г. и 07.07.2013 г.

4. Федина Н. В. Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Том №1.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным из них следует отнести:

  • необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
  • стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
  • подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
  • постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
  • возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
  • конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения .

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат.

Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования обеспечивает его участникам:

воспитанникам : повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам : повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;

родителям : получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению : повышение имиджа и конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

При этом ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважения к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире.

Миссией дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ», Методическое пособие - М; ТЦ «Сфера», 2010г.

2. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

3. Михайлова – Свирская « Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ, М.2013г.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач. Группы могут реализовывать разные программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей в Организации, но не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы: При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации <1>, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В СССР была создана эффективная система дошкольного образования. Главными достижениями этой системы явились: теория воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста; практико- апробированные вариативные направления воспитательно-образовательной работы; экономическая модель, обеспечивающая постоянное развитие дошкольного образования; система подготовки и переподготовки научно- педагогических кадров для учреждений ДО; промышленность, специально работавшая на детство, обеспечивающая его: игрушками, книгами, детским спортивным инвентарем и одеждой; социальная защита детства, родителей и законных представителей детей; педагогическое, психологическое и медицинское обеспечение детей.

После распада СССР его правопреемник – РФ провозгласила развитие образование первоочередной задачей страны. Первый Указ Президента тогда еще РСФСР от 11 июля 1991 года имел титул «О первоочередных мерах по развитию образования».

В Указе говорилось о необходимости не просто развивать всю систему образования, но и реформировать ее в соответствии с новыми вызовами времени. Содержательно Указ готовился в Минобразования республики, которое возглавлял в то время Э.Д. Днепров. В 1987 году Э.Д. Днепров стал руководителем ВНИК «Школа» при Гособразовании СССР. Этим ВНИКом была разработана концепция реформы советской школы. Реально данная концепция определяла основные направления развития всей системы образования. И эти направления стали реализовываться когда члены ВНИК получили соответствующие управленческие возможности. Положения концепции во многом определили содержательную сторону закона РФ «Об образовании» (1992 год). По нашему мнению, важнейшим положением вышеуказанных документов было положение о необходимости провести в образовании радикальные реформы. Это положение закономерно вытекало из общего реформаторского духа молодого правительства новой России, а также из идей высказывавшихся руководителями ВНИК «Школа».

В 1984 году в СССР правопреемником, которого стала РФ осуществлялась реформа образования. По мнению руководителей ВНИК «Школа», данная реформа была недостаточно радикальна: «должна быть подвергнута реформированию сама школьная реформа». Отсюда и достаточно новые положения в концепции реформирования школы (1988 год) и «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) (1989 год).

В законе «Об образовании» дошкольному уровню образования была посвящена статья 18, но все-таки это был закон о школе. В целом в новой России для двух уровней образования были приняты законы «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В связи с этим представители педагогической общественности с 90-х годов начали вести дискуссии о необходимости принятия специального закона о дошкольном образовании, различные группы исследователей готовили на протяжении более десятка лет предшествующие написанию закона концепции.

Новые взгляды на общество и образование предполагали, что немаловажным этапом работы над любой образовательной концепцией будет выделение недостатков советской образовательной системы соответствующего уровня. Для уровня дошкольного образования такие недостатки найти было трудно: дошкольный уровень действительно функционировал эффективно, впрочем, как и остальные уровни образования. Тем не менее, некоторые недостатки были найдены. С позиции контент-анализа данное обстоятельство объясняется тем, что при реформировании любой общественной системы всегда ведется поиск недостатков ее функционирования, причин их возникновения и средств устранения. К главным недостаткам системы дошкольного образования в 90-х годах были отнесены следующие:

1. Идеологизированность;

2. Отсутствие условий для применения знаний и умений, сформированных в учреждении дошкольного образования за пределами детского сада;

3. Недостаточное развитие детей в учреждениях дошкольного образования, в первую очередь творческого развития;

4. Слабая подготовка детей к школе;

Значение теории и практики дошкольного образования СССР в настоящее время трудно переоценить. Ведущие сегодня научные школы были сформированы в советское время. Принципы и направления деятельности дошкольных учреждений практически не изменились. Однако сама система была серьезно разрушена. За 20 лет почти в два раза сократилось количество дошкольных образовательных учреждений. Плюрализм в мнениях при разработке направлений развития образования в целом и дошкольного образования в частности привел к тому, что образование стало пониматься как одна из отраслей сферы услуг. В Конституции РФ ликвидированы права детей на получение среднего (полного) бесплатного общего образования. С этого момента ежегодно Президент РФ подписывает Указ о бесплатности данной ступени образования. В.В. Путин высказался по этому вопросу, что надо просто в Законе РФ «Об образовании» прописать норму, которая определила бы основное общее образование в объеме 11 лет. Но в новом законе в этом смысле все остается по старому, даже после выступления лидера страны. В 2004 году в новой редакции Закона из статьи 18. Дошкольное образование был исключен пункт 2, гарантировавший бесплатность и общую доступность дошкольного образования всем гражданам страны. А в современном, вступившем в силу Законе РФ «Об образовании» полностью исключена статья о дошкольном образовании.

Тем не менее, у российского дошкольного образования имеются серьезные перспективы развития, базирующиеся на достижениях советской школы и новых реалиях жизнедеятельности образовательных учреждений. Сегодня активно строятся детские сады по новым проектам, предписывающим вести непрерывную видеосъемку всего пространства учреждения в целях обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. В организациях, осуществляющих охрану дошкольных учреждений, будет концентрироваться огромный материал о всех действиях детей и воспитателей. Необходимо обеспечить условия, чтобы этот материал передавался в психолого-педагогические службы, был доступен родителям. Такой подход позволит снять большинство конфликтов родителей, общественности и администрации дошкольных учреждений, снизит накал страстей при разрешении всех конфликтов, вследствие возможности объективно увидеть и услышать причины и ход развития любого конфликта.

Соответственно будут неизбежно созданы специализированные психолого-педагогические центры, анализирующие всю деятельность по развитию, воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. На основе чего: общество получит объективную информацию о характере и методах деятельности дошкольных учреждений (принцип государственно-общественного управления системой образования); психолого- педагогическая наука сделает серьезный шаг вперед в деле определения новых методов работы с дошкольниками, обеспечения их физического и психического здоровья, максимального развития в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка.

Впервые за всю историю педагогики и детской психологии появляется возможность реально реализовать принцип индивидуализации воспитания и обучения для всех без исключения детей дошкольного возраста, посещающих учреждение дошкольного образования. Проблемы, связанные с поиском путей оптимального развития каждого ребенка на основе его всестороннего объективного изучения могут быть решены в ближайшие годы. В силу отсутствия возможности объективно оценивать уровень и характер развития детей, в том числе и в процессе тех или иных психолого-педагогических воздействий в предыдущие годы адекватные методики просто не могли быть разработаны, на важность такого подхода было указано советскими учеными.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

3. Рубинчик Ю.С. Проблема педагогического проектирования развития дошкольного образования// Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок.: Материалы международной научно-практической конференции (26 марта 2012 года)-М.: Экон-информ, 2012. – С. 73-76.

4. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М., Мин-во образов. РФ, 1992. - 161 с.

Информационная справка о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в России к 2025 году

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в России

В современной системе дошкольного образования можно наблюдать происходящие трансформации, которые в той или иной мере обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения.

Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инновационных путей развития, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), и это должно выражаться в переходе учреждений в режим развития.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, дошкольное образование на сегодняшний день рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Росси. То есть, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам Российской Федерации, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

С целью реализации демографических задач система дошкольного образования должна быть общедоступной, и места в дошкольных образовательных учреждениях должны быть предоставлены детям в реальные сроки.

На территории Российской Федерации утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы .

Основные цели данной Программы включают в себя меры по:

Обеспечению высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

Повышению эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Основные задачи данной Программы включают в себя меры по:

Формированию гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, которая может развивать человеческий потенциал и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России;

Развитию инфраструктурной и организационно­-экономических механизмов, которые обеспечивают равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Модернизации образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, которые напрвлены на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Созданию современной системы оценки качества образования на основе следующих принципов:

    открытость;

    объективность;

    прозрачность;

    общественно­-профессиональное участие;

    обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи и развитию потенциала молодежи.

Данная Программа предусматривает следующие этапы и сроки реализации:

Ожидаются результаты реализации Программы по следующим направлениям:

В направлении улучшения результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

В направлении повышения удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

В направлении повышения привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;

В направлении обеспечения потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

В направлении создания условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни и так далее.

Ожидается, что в целях развития инфраструктуры системы образования будет разработана необходимая нормативная база, позволяющая привлечь инвестиции бизнес-сообщества на:

Строительство;

Реконструкцию;

Развитие

объектов образования за счет субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Расширение механизмов государственно-частного партнерства может позволит расширить альтернативные формы предоставления образовательных услуг, а также увеличить объем вводимых мест в образовательных организациях

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов.

В сфере дошкольного образования предполагается создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (до 3 лет). Семьи, которые нуждаются в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами.

В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования, охват услугами дошкольного образования приблизится к показателям стран лидеров.

Будут созданы новые модели детских садов с новым подходом в следующих направлениях:

Планировка образовательных пространств;

Возможности их трансформации.

Не менее 70 -75 % детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них (при выявленной потребности) - за счет бюджетных средств.

Также предполагается, что общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования. Также повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится уровень подготовки педагогов. Будут сформированы условия для поддержки и реализации программ наставничества для молодых специалистов со стороны более опытных педагогов. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Определяющее влияние на развитие общего и дополнительного образования детей должны оказать 4 внешних тенденции.

1 тенденция: при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

2 тенденция: продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

3 тенденция: недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

4 тенденция: будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенность сети организаций дошкольного образования будет заключаться в следующих прерогативах:

Во включении организации разных форм собственности;

Организации государственной поддержки вариативных форм дошкольного образования.

А это в свою очередь позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет.

Таким образом, можно проследить, что Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, отражающие актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Программу.

Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению государственного задания на реализацию образовательных программ, управлению федеральной сетью образовательных организаций и научных, методических организаций, обеспечивающих научно-методическое и методическое сопровождение сферы образования.

В частности, основные задачи по функционированию сети этих организаций, формированию и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг и управлению этой сетью обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Со стороны Минобрнауки России формируются направления государственной политики и ставятся актуальные и перспективные задачи развития этих уровней образования.

Основные проблемы, перспективы и ожидаемые результаты развития в дошкольном образовании к 2025 году на примере Югры

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционируют 18 частных организаций, которые реализуют программу дошкольного образования, на 1 898 мест (в Мегионе, Нефтеюганске, Нижневартовске, Октябрьском районе, Сургуте, Сургутском районе, Ханты-Мансийске, Югорске) .

Среди них в 13 муниципальных образованиях автономного округа более 90 индивидуальных предпринимателей оказывает услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста. Услуги получают 1 993 ребенка в возрасте до 3 лет. Также открыты три семейные группы, которые посещают 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (г. Нижневартовск).

На базе 2 государственных образовательных бюджетных учреждений высшего профессионального образования функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 360 мест: это ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет – 20 мест; БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 340 мест), а также на базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» на 10 мест.

Принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2015 года № 448-п «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Реализация проекта «Билдинг-сад» способствует увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, мотивирует развитие негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.

В период 2014 - 2018 годы планируется ввести в эксплуатацию 13 «Билдинг-садов» под размещение дошкольных образовательных организаций общей мощностью 1 049 мест.

Сетевое сообщество образования Югры «Школлеги» (далее Сообщество) – это социальная сеть, которая позиционирует себя как:

Современное средство общения, самообразования, повышения квалификации, разработки и реализации совместных проектов в сфере образования;

Переговорная площадка для педагогов, учащихся;

Координатор деятельности в направлении общих целей, интересов, потребностей, формирования базы актуальных ресурсов с открытым доступом для всех членов Сообщества .

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения .

Проблемы развития дошкольного образования

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального либо содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска.

Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Основные проблемы в дошкольном образовании следующие:

    Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.

    Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.

    Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.

    Категоризация учреждений - вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора - в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.

    Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Некоторые детские сады обучают детей минимально, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые - приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.

    Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.

    Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам - это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами - вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

·гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил.

·демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов.

·диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Пути разрешения проблем в дошкольном образовании в ХМАО

На основе рассмотренных тенденций развития дошкольного образования в ХМАО можно сделать вывод о том, что серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и системы дошкольного образования. Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили работников сферы образования, ведомства и государство вцелом перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Педагогический опыт, который был накоплен в сфере дошкольного образования многие и долгие годы, подлежит переосмыслению. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей